Домой / Квартира и дача / Побеждать не числом а умением. Александр суворов - афоризмы, цитаты, высказывания. Мы не дрогнем в бою за столицу свою

Побеждать не числом а умением. Александр суворов - афоризмы, цитаты, высказывания. Мы не дрогнем в бою за столицу свою

БИТЬ ВРАГА НАДО НЕ ЧИСЛОМ, А УМЕНИЕМ.

В мае-июне о наших героях-миротворцах в Косово все телеканалы твердили каждые три минуты. Президент Ельцин чуть не плакал от умиления. Все десантники получили благословение от родных и стройными красивыми колоннами отправились в Югославию, где каждый солдат должен получить аж 1000 долларов США.

Когда рядовые срочной службы, совсем не такие красивые, как в мае, совсем не стройными колоннами отправляются в Чечню, где у нас действительно есть интересы, где действительно надо рисковать жизнью, почему-то никто не плачет от умиления.

Только премьер Путин заявил, что они должны получать хотя бы не меньше, чем миротворцы в Югославии. Министерство обороны четко отреагировало на приказ: личному составу, воюющему в Чечне, вместо 40 рублей в месяц стали платить 400 - тоже рублей!

Хватит, достали! Ясно, что не для показухи наши Вооруженные силы ничего сделать не могут. К началу прошлого года Минобороны отрапортовало, что в российской армии служат уже около 250 тысяч контрактников на должностях рядового и сержантского состава. "Приказ президента выполняется!" Да ничего он не выполняется! Грянул гром - и сразу выяснилось: 50 процентов из набранных контрактников оказались женами и дочерьми офицеров. А после августовского кризиса, когда около трети контрактников расстались с армией из-за нищенского содержания, должность российского Рэмбо вообще оказалась вакантной. Воевать будут 18-летние мальчишки. И вряд ли какие-нибудь очередные инструкции президента что-нибудь здесь изменят. Он уже обещал сделать армию профессиональной. И где тот указ о прекращении призыва с 2000 года?

В условиях нового чеченского кризиса Б.Ельцин выпустил новую инструкцию. Его указом утверждается, что военнослужащий, проходящий службу по призыву, может быть направлен в зону боевых действий только после полугода пребывания в армии и обязательно по его согласию. Но вся беда в том, что 90 процентов призывников - это юноши 18-19 лет, которые зачастую больше времени проводят на строительстве дач своих командиров, чем на боевой учебе.

Ситуация с нынешней войной на Северном Кавказе уже привела к политическому кризису. Парламент Татарстана, после того, как там погибли шесть "срочников" из республики, причем 18-летние Марат Шамсутдинов и Алмаз Фахрутдинов были призваны в армию только в июне (!), объявил о приостановлении призыва граждан на военную службу. Кризис удалось преодолеть. Но совершенно очевидно, что отсутствие у России профессиональных воинских частей чем дальше, тем больше будет оборачиваться огромными не только военными, но и политическими испытаниями.

Если президент, правительство, парламент ничего не могут или не хотят сделать по своей воле, их надо заставить. Заставить их может только выраженное, причем выраженное очень жестко, общественное мнение.

Именно с этой целью Союз правых сил предлагает вынести на референдум под первым номером вопрос о реальном шаге к профессиональной армии: "Вы за то, чтобы в боевых действиях в локальных конфликтах принимали участие только военнослужащие, проходящие службу по контракту?" Ваше "Да" сможет спасти чью-то жизнь от шальной пули. Ваше "Нет" может оказаться убийственным.

Прежде чем принимать решение, вспомните скорбные лица женщин, оплакивающих своих детей, вернувшихся домой с Северного Кавказа в цинковых гробах, мальчишек, погибших, еще не научившись стрелять.

Вспомните, как тихо, чуть не плача, ткачиха из Иванова говорила столичному телекорреспонденту: "Моему сыну 18. Он только четыре месяца в армии, но сегодня защищает всех нас. Я им горжусь. И, слава Богу, он жив. Но если Андрея убьют, что мне тогда - найти что ли главного в самых больших погонах да и придушить?!".

Вспомните, что с 1995 года тянется дело по иску к Министерству обороны России родителей военнослужащих, погибших в Чечне.

Более 400 женщин при поддержке фонда "Право матери" обратились в Пресненский суд Москвы, однако слушание дела только в этом году откладывалось уже два раза.

А между тем нашим новобранцам в Чечне, да и не только там, противостоят отлично обученные и имеющие богатый боевой опыт исламские моджахеды, сделавшие войну своей профессией. И Россия больше не может себе позволить выставлять против них необстрелянных, неопытных призывников. Боевые задачи должны решать профессионалы. И если уж обращаться к нашим историческим традициям, то русская армия Петра Великого, Суворова, Кутузова прославилась именно своим профессионализмом, способностью разбивать противника, как говорил Суворов, "не числом, а умением".

Важно, что вопрос референдума не ставит под сомнение всеобщую воинскую обязанность и возможность в случае необходимости всеобщей мобилизации. Но необходимо сделать первый шаг, защищающий интересы 200 тысяч новобранцев (каждый год!) и их родителей, родственников, близких. При этом мы не должны забывать, что Россия переживает демографический спад: у нас умирает больше людей, чем рождается. Тем более мы не можем больше позволить нынешним генералам и политикам исправлять собственные ошибки ценой жизни молодых солдат.

Страница 9 из 11

Упражнение 401 (382). 1. Как волка (ни) корми (корм), он все в лес смотрит (смотреть - II спряжение(искгаочение)). 2. (Ни) косточкой нигде (не) мог я поживиться (жив; что сделать?). 3. Дождь рыбаку (не) помеха. 4. (Ни) одна зв§зда(звезды) (не) оз§ряет(зарево) трудный путь.
Упражнение 402 (383). Мы пошли бы в лес (условное наклонение глагола). Пусть ярче светит солнце (побудительное наклонение глагола). Весна - самое хорошее время года (превосходная степень сравнения прилагательного).
Упражнение 403 (384). I. Разве гром бывает немотою болен? 1. Выделенное слово разве не называет ни предмета, ни действия, ни качества. Следовательно, это служебная часть речи. 2. Оно не связывает слова или предложения. Значит, это не предлог и не союз. 3. Оно предает предложению оттенок вопросительного. Следовательно, это частица. 2. Не пылит дорога, не дрожат листы. 1. Выделенное слово не не называет ни предмета, ни действия, ни качества. Следовательно, это служебная часть речи. 2. Оно не связывает слова или предложения. Значит, это не предлог и не союз. 3. Оно служит для придания глаголу отрицательный оттенок. Следовательно, это частица. 3. Если б гармошка умела все говорить не тая. 1. Выделенное слово б не называет ни предмета, ни действия, ни качества. Следовательно, это служебная часть речи. 2. Оно не связывает слова или предложения. Значит, это не предлог и не союз. 3. Оно служит для образования формы условного наклонения глагола. Следовательно, это частица. 2. Выделенное слово не не называет ни предмета, ни действия, ни качества. Следовательно, это служебная часть речи. 2. Оно не связывает слова или предложения. Значит, это не предлог и не союз. 3. Оно служит для придания деепричастию отрицательный оттенок. Следовательно, это частица.
Упражнение 404 (385). 1. Бежал я долго - где? куда? (Не) знаю! 2. О, я как брат обняться с бурей был (бы) рад! 3. (Лишь) серебристой бахромой вершины цепи снеговой вдали сверкали предо мной. 4. (Уж) луна вверху сияла, и одна лишь тучка крала- ся за ней. 5. Но даже на краю небес все тот (же) был зубчатый лес.
Упражнение 405 (386). 1. В стихи (б) я внес дыханье роз, дыханье мяты, луга, осоку, сенокос, грозы раскаты. 2. Если (б) я поэтом не был, я (бы) стал (бы) звездочетом. 3. Дорог мне кубрик матросский, скромное наше житье, (самое) синее в мире Черное море мое. 4. (Пусть) безумствует море и хлещет, гребни волн поднялись в небеса. Если б я поэтом не был, я бы стал бы звездочетом.(Предложение сложноподчиненное, запятая разделяет два простых предложения.) ^атросс^йй! Житье - жи-тье - 2 слога ж[ж] - согласный, твердый, звонкий, парный; и[ы] - гласный, безударный; т[т’] - согласный, мягкий, глухой, парный; [й] - согласный, мягкий, звонкий, непарный; [о] - гласный, ударный. 5 букв, 5 звуков.
Упражнение 406 (387). 1. Взяли (бы) меня на рыбалку, наловил (бы) я рыбы, сварил (бы) ухи. Хороша была (бы) уха! 2. Посадили (б) мы под окнами молодые кусты сирени. Зазеленели (б) они ранней весной. И через несколько лет порадовали (бы) нас чудесным запахом цветов.
Упражнение 407 (388). Ответ в учебнике.
Упражнение 408 (389). 1. Начинайте же выступление. Начинайте-ка выступление. 2. Прекратите же разговоры. Прекратите-ка разговоры 3. Сходи же за газетами. Сходи-ка за газетами. 4. Выучи же стихотворение. Выучи-ка стихотворение. 5. Дай же мне эту книгу. Дай-ка мне книгу. 6. Намажь же хлеб маслом. Намажь-ка хлеб маслом. 7. Отрежь же ровную полоску бумаги. Отрежь-ка ровную полоску бумаги.
Упражнение 409 (390). 1. Что бы мне подарить сестренке, чтобы она обрадовалась? 2. Мы продолжали двигаться по болоту так же осторожно, как и раньше. 3. Работали все с воодушевлением; он также старался не отставать от других. 4. Сапер должен быть уверен в себе так же, как и хирург. 5. В семье лесника охотились все; я тоже пристрастился к охоте. 6. Начались состязания прыгунов в высоту; в то же время объявили о забеге на 100 метров. - гласный, ударный. 5 букв, 5 звуков. Объявили - 2 орфограммы. 1. Объявили. Разделительный твердый знак. 2. Объявили. Правописание безударной гласной в корне слова. Проверочное слово - объявят.
Упражнение 410 (391). 1. Луна взошла сильно багровая и хмурая; звезды тоже нахмурились. 2. Мой друг, со мной было то (же) самое. 3. Тучи ползли по небу так (же) медленно, как и раньше. 4. Мы ехали по той (же) дороге, останавливались в тех (же) местах, так (же) удили на Деме. 5. Что (бы) мне предпринять, чтобы закончить работу в срок?
Упражнение 411 (392). 1. Что же мне сделать, чтобы решить эту проблему поскорее. 2. Что бы такое почитать, чтобы отвлечься от грустных мыслей. 3. Свободные вечера офицеры проводили за шахматами, командир тоже отдыхал за игрой. 4. Эта задача решается так же, как и предыдущая. 5. То же самое можно было бы рассказать о лейтенанте, но о нем было гораздо меньше известно. 6. Все были в окопах, командир также занял место в укрытии. 7. Было еще темно, в то же время все было отлично видно. 8. Нельзя ли мне помочь, чтобы облегчить как-то ваши страдания.
Упражнение 412 (393). Прс^р^гь|ся,
Упражнение 413 (394). 1. Как бы мне хотелось его видеть. 2. Казалось, мы находимся где-то на неведомой планете. 3. Нельзя ли пожалеть о ком-нибудь другом? 4. Ужель мне скоро тридцать лет? 5. Чтобы не заблудиться в лесах, надо знать приметы. 6. Где-то из какого-то дома из чьей-то трубы выходил дымок. 7. По карте можно странствовать так же, как по земле. 8. Все лучшие минуты его жизни в одно и то_же время вспомнились ему. 9. Выражение его лица тоже постоянно менялось.
Упражнение 414 (395). 1. Неужели мне можно пойти с вами в лес? 2. Разве ты прочитал эту книгу? 3. Якобы он стал таким сильным? 4. Выполнила ли она задание? Значение частиц (§ 152)
Упражнение 415 (396). Устно. Упражнения 416 (397). Ответ в учебнике.
Упражнение 417 (398). 1. Неужели сегодня понедельник? 2. Неужели уже двенадцать часов? 3, Разве вы купили билет? 4. Успеем ли мы на вокзал к отходу поезда? 5. Есть ли другие поезда, которые идут до этого города?
Упражнение 418 (399). Восклицательные частицы: 1. Весна, весна! (Как) воздух чист! (Как) ясен небосклон! (?. Баратынский.) 2. (Что за) уха! Да (как) жирна! 4. (Что за) звуки, (за) песни польются день-деньской, от зари до зари! Указательные частицы: 3. (Вот) (уж) снег последний в поле тает. 5. (Вот) на дорогу выезжает тяжелый воз. 6. (Вон) вдали чернеют, словно пни, избушки. Иослёдн^й| Вдали - 2 орфограммы: слитное написание наречий; правописание безударной гласной в корне. Проверочное слово - даль.
Упражнение 419 (400). 1. Как прекрасен сад весной во время цветенья! 2. Что за наказанье - распутывать спутавшиеся нитки! 3. Как замечателен миг появления первого луча восходящего солнца! Упражнения 420 (401). ты нива моя, нивушка, скосить тебя с маху единого, связать тебя всю во единый сноп! вы думы мои, думушки, (Не) стряхнуть вас разом с плеч долой, Одной речью@)вас(нВ) высказать!
Упражнение 421 (402). 1. Мы все-таки поедем на Дальний Восток. 2. Это все-таки чудесный, необыкновенный край. 3. Найдутся ведь места прекраснее этих. 4. Я же люблю дальние поездки.
Упражнение 422 (403). 1. Вдали виднеется не озеро. 2. Там, возможно, и не водится рыба. 3. Мы отправимся туда не утром. 4. Нас будет не трое. 5. Я не один раз бывал на этом озере. 6. Не вычерпав воду, мы сели в лодку. Там, возможно, и не водится рыба. (Слово возможно выделено запятыми, так как является вводным словом.) Не вычерпав воду, мы сели в лодку. (Запятой выделен деепричастный оборот.) [" ]Л2 ]
Упражнение 423 (404). 1. За что ни возьмется, все у него получается. 2. Куда ни погляжу, всюду вижу дружные всходы. 3. Сколько его ни предупреждали, он все равно делает по-своему. 4. Кто ни читал эту книгу, все ее хвалили. 5. Как ни красивы чужие края, но родина лучше. Кто ни читал эту книгу, все ее хвалили. Упражнения 424 (405). Устно.
Упражнение 425 (406). 1. Скажешь - не воротишь, напишешь - не сотрешь, отрубишь - не приставишь. 2. Наш Демид ни туда глядит. 3. Не тот силен, кто кричит, а тот, кто голову имеет. 4. Как ни старается, ничего у него не получается. 5. То же бы слово, да не так бы молвить. Словарный диктант на тему « Правописание личных окончаний глагола». Глядит, кричит, скажешь, напишешь, имеет, старается, получается, отрубишь, приставишь.
Упражнение 425 (с). Невыносимый шум - шум невыносим, непреодолимые преграды - преграды непреодолимы, неописуемый восторг - восторг неописуем, неопровержимые доказательства - доказательства неопровержимы, неоспоримое преимущество - преимущество неоспоримо, неотразимый натиск - натиск неотразим, нестерпимая жара - жара нестерпима, непобедимая армия - армия непобедима.
Упражнение 426 (407). 1. Судя по листьям, это не клен. - Ни ясень, ни клен еще не сбросили листвы. 2. Не я, а брат помог сестре. - Ни я, ни брат не могли помочь сестре. 3. Это не серебристая ель. - Ни серебристая, ни простая ель не растет в этих местах. 4. В команде нас было не пять человек. - Ни пять, ни шесть новых игроков не смогли заменить трех опытных.
Упражнение 427 (408). 1. Ни фиалка, ни ландыш еще не расцвели. 2. Ни я, ни сестра не смогли пойти в лес. 3. Ни еловые, ни сосновые дрова не заменят березовых. 4. Ни утром, ни днем, ни вечером не затихает движение машин по шоссе.
Упражнение 428 (409). 1. Он не любит ни петь, ни танцевать. 2. В нашей речке не водятся ни ерши, ни окуни. 3. На этой поляне не растут ни ромашки, ни гвоздики.
Упражнение 429 (410). 1. Правда ни в огне не горит, ни в воде не тонет. 2. Белый гриб мне еще ни разу не попадался. 3. Затихло все, не доносилось ни одного звука. 4. Ни птицы в небе нет, ни облачка. 5. За что ни возьмется, все ему удается. Удается - 1 орфограмма (Правописание безударных гласных в корне.) Проверочное слово - удастся.
Упражнение 430 (411). 1. Не пугай, зима, весна все равно придет. 2. Ранней весной, когда еще не оделся зеленой листвой лес, цветет нежная ива. 3. Кто не бывал в этом музее, советую побывать. 4. Кто ни читал эту книгу, все ее хвалили. 5. Куда ни оглянусь, всюду вижу пробуждение весны. 6. Он торопился и шел, не разбирая дороги.
Упражнение 431 (412). I. Ни одна во поле дороженька пролегала. 2. При мне он у нас ни разу не был. 3. Полковник ни разу не взглянул на Ростова. 4. Так делалось не один раз. 5. Не один раз наши лошади скатывались с крутизны. 6. Конечно, вы не раз видали уездной барышни альбом. 7. Изведал враг в тот день немало. 8. Вы меня нимало не удивили. Пролегала - лечь, взглянул - взгляд, скатывались - скатываюсь, выдали - выдели, уездной - уезда, барышни - 1 склонение родительный падеж, удивили - диво.
Упражнение 432 (413). 1. Мать не могла не заметить успехи сына. - Мать заметила успехи сына. 2. Я не могу не согласиться с вами - Я согласен с вами. 3. Путешественники не могли не обратить внимания на ухудшение погоды. - Путешественники обратили внимание на ухудшение погоды. 4. Нельзя не восхищаться мастерством и талантом народных умельцев. - Восхищаюсь мастерством и талантом народных умельцев. 5. Не могу не выразить вам искренней благодарности за помощь и поддержку. - Выражаю вам искреннюю благодарность за помощь и поддержку.
Упражнение 433 (414). 1. Болельщики не могли не видеть старания команды. 2. Рассматривая картину, нельзя было не заметить мастерства художника. 3. В ведре не было ни капли воды. 4. Немало я стран перевидал. 5. В течение недели я ни разу не пропустил занятий. 6. Он не мог не помочь больному. 7. Мне так и не удалось поймать ни одной рыбки. В_течение - 1 орфограмма - правописание производных предлогов.
Упражнение 434 (415). 1. Где только не побывал известный русский путешественник Миклухо-Маклай! Миклухо-Маклай бывал во многих местах. 2. Каких только бабочек не увидишь в обширной коллекции зоологического музея! - В обширной коллекции зоологического музея большое разнообразие бабочек. 3. Каких только удивительных и причудливых растений не встретишь в ботаническом саду Москвы! - В ботаническом саду можно встретить много причудливых растений. 4. Нельзя не удивляться энциклопедическим знаниям и разносторонности интересов М.В. Ломоносова! - М.В. Ломоносов имел разносторонние интересы и владел энциклопедическими знаниями. 5. Кто из вас не помнит своей первой книжки? - Каждый помнит свою первую книжку. Известный - 1 орфограмма - непроизносимые согласные. Проверочное слово - известие. Не увидишь - 1 орфограмма - правописание не с глаголами. ГТри^у^ййь Удивляться - 1 орфограмма - правописание безударной гласной в корне. Проверочное слово - диво.
Упражнение 435 (416). 1. Чего только не рассказывал нам этот старый моряк! 2. Где он только не плавал! 3. Какие страны он только не видел! 4. В каких широтах он только не побывал! 5. Кто только не завидовал ему!
Упражнение 436 (417). Как ни в чем не бывало - словно ничего не случилось; во что бы то ни стало - несмотря ни на что - вопреки всему; откуда ни возьмись - внезапно - неожиданно; как бы то ни было - непременно - обязательно.
Упражнение 437 (418). 1. После обеда вдруг, откуда ни возьмись, задул крепкий, но попутный ветер. 2. Как бы то ни было, имя дочери белогорского коменданта не было произнесено. 3. Это задание надо выполнить во что бы то ни стало в срок. 4. Штаб остался как ни в чем не бывало там, где стоял.
Упражнение 438 (419). Самостоятельно.
Упражнение 439 (420). Устно.
Упражнение 440 (421). Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Что такое станционный смотритель?. Покою ни днем, ни ночью. Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут - а виноват смотритель. Станционных - станция, смотрителей - смотрит, накоплен^ ную (совершенный вид), езды, путешественник - (е - соединительная гласная: путь и шествовать), вымещает - вымещать (I спряжение), везут - везший, виноват - повинный. Скучной - скуч-ной - 2 слога с[с] - согласный, твердый, глухой, парный; к[к] - согласный, твердый, глухой, парный; у[у] - гласный, ударный; ч[ш] - согласный, твердый, глухой, парный; н[н] - согласный, твердый, звонкий, непарный; о[а] - гласный, безударный. 6 букв, 6 звуков.
Упражнение 440 (с). 1. Нечего и хвалиться, если из рук дело валится. 2. Дороги не знаю, а спросить не у кого. 3. Не зачем и дело начинать, коли не знаешь, как его кончать. 4. Не с кем мне посоветоваться, ничего не сделаешь, надо решать самому. 5. Отец сообщил мне нечто важное. Слитное и раздельное написание не и ни (§ 153)
Упражнение 441 (422). Слитно Раздельно несчастье, непогода, ненависть, ненастье не правда, а ложь; не добро, а зло небрежный, невзрачный, недобрый, неглубокий не умный, а глупый; совсем не интересный; ничуть не страшный; ваза не хрустальная некто, некоторые, негде не я; не с кем; не для чего негодует, нездоровится, недосолить не сплю; не пытайтесь негодующий, нескошенная, нерастопленная не законченный, а продолжающийся; не скошенная вчера; не покрашен ненавидя, негодуя не умолкая; не попросив небрежно, нелепо, негромко, нешутя не шутя, а серьезно; нисколько не умно; далеко не находчиво
Упражнение 442 (423). Негодовать, ненавидя, нелепо, неряшливо, невежда, недоумение.
Упражнение 443 (424). Ложь - неправда, скучно - невесело, низкий - невысокий, старый - немолодой, враг - недруг, близко - недалеко, медленный - небыстрый, плохо - нехорошо, беда - несчастье.
Упражнение 444 (426). 1. Врагов бьют не числом, а умом. 2. Он мне не приятель, а просто знакомый. 3. Ущелье не глубокое, но извилистое и узкое. 4. Дорога не дальняя, а совсем близкая. 5.Неприятель предпринял атаку, но мы были готовы к нападению. 6. Речушка наша не широкая, а узкая, и переправляться через нее одно удовольствие. 7. Этот памятник расположен недалеко от центра столицы. Упражнения 445 (427). Самостоятельно.
Упражнение 446 (428). Самостоятельно.
Упражнение 447 (429). Незаконченная работа. Не законченная в срок работа. Не законченная, а только начатая работа. Работа не закончена.
Упражнение 448 (430). Не закрытое вечером окно, не написанное в срок сочинение, не освоенный водителем маршрут, не работающий нормально мотор, не выполненное вовремя задание, не прочитанный до конца рассказ, не высказанная другом просьба.
Упражнение 449 (432). Неустрашимый солдат, матрос; несокрушимая артиллерия; неиссякаемый оптимизм; неслыханный героизм лейтенанта; генерал был непреклонен; непобедимый адмирал; обсуждение не закончено; рассказ не написан; груз не тяжел; ответ не краток.
Упражнение 450 (433). Самостоятельно.


ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КУРЬЕР № 48/2009

БИЛ ВРАГА НЕ ЧИСЛОМ, А УМЕНИЕМ

Святослав КУБАЛОВ

РЕТРОСПЕКТИВА

СУВОРОВСКАЯ «НАУКА ПОБЕЖДАТЬ» ОТНОСИТСЯ К НАИБОЛЕЕ ЯРКИМ ШЕДЕВРАМ МИРОВОЙ ВОЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

24 ноября 1729 года исполнилось 280 лет со дня рождения великого русского полководца Александра Васильевича Суворова. Более 60 побед и ни одного поражения - таков итог его полководческой деятельности. Победы Суворова восхищали союзников, заставляли трепетать врагов, подняли на новую ступень русское военное искусство, укрепили международный авторитет России. Суворов выступил новатором в военном деле, успешно применив на практике новые формы и способы ведения войны.

Александр Васильевич Суворов родился в дворянской семье в Москве. Его отец начал военную службу ординарцем Петра I и закончил главным интендантом русской армии, сенатором и дослужился до генерал-аншефа. Будущий полководец воспитывался в духе живых и ярких воспоминаний о Петре I, о долгой и напряженной Северной войне, в которой русская армия одержала много ярких побед. У него рано появился интерес к военному делу. С детских лет увлекался чтением книг по военной истории и военному искусству, изучал под руководством отца артиллерию.

В 1742 году Суворов был записан на военную службу мушкетером в лейб-гвардии Семеновский полк. Первый боевой опыт он получил во время Семилетней войны (1756-1763). В этой войне он увидел и оценил тактику и способы действий прусской и русской армий, эффективность системы «человек - оружие». Системное видение боя, сражения, войны, той или другой военной организации - это теоретический и практический стиль мышления, метод деятельности Суворова. Прусская военная система, по его мнению, была нежизнеспособна, основывалась на муштре и слепом повиновении солдата. Для русской армии Суворов считал это неприемлемым. Победы русских войск при Грос-Егерсдорфе, Цорндорфе, Кунерсдорфе и Пальциге наглядно доказали превосходство русской военной системы.

Полководческий талант Суворова в полной мере стал раскрываться в ходе войны с польскими конфедератами (1768-1772) и Русско-турецких войнах (1768-1774 и 1787-1791). В ходе этих войн Александр Васильевич в тесном сотрудничестве с П. А. Румянцевым разработал теорию и практику наступательного боя, использования в бою огня и штыка, колонн рассыпного строя.

В 1760-е значительно накалилась военно-политическая обстановка в Польше. Шляхта, пользуясь поддержкой тайных и явных союзников, изматывала силы русских войск. В это время в Польшу прибыл со своим отрядом бригадир Суворов. Оценив обстановку, он пришел к выводу о необходимости быстрых и решительных действий и предоставления подчиненным инициативы.

Большое внимание Суворов уделял разведке. Комбинируя агентурную и войсковую разведку, занимал базисные и наблюдательные посты. Большие и малые отряды противника, попадавшие на Люблинский участок, редко выходили оттуда без крупных потерь. Внимательно наблюдая за всем происходящим, Суворов учитывал малейшие изменения, часто переносил места расположения не только главного гарнизона и штаб-квартиры, но и второстепенных гарнизонов. Он ввел в обиход новые формы связи.

Боевой опыт первых двух лет войны с польскими конфедератами показал, что чрезмерная осторожность и медлительность действий часто приводили к неудаче при самых благоприятных условиях. И Суворов требовал от своих подчиненных умения сочетать осторожность и предусмотрительность с решительностью и отвагой. В Польше, где действовали многочисленные партизанские отряды, это было очень важно. Кроме того, стремясь полностью уничтожить отряды повстанцев, Суворов придавал большое значение организации преследования, которое должно было вестись быстро, решительно и неотступно.

В начале 1771 года Суворов стал разрабатывать обширную программу боевой подготовки войск, в которой доказывалась необходимость обучения войск не только до войны, но и в ходе ее. Командир полка, по мнению Суворова, должен лично руководить боевой подготовкой, проверять ее.

Осенью 1772 года Александр Васильевич был отозван из Польши, а весной следующего года он уже находился на Дунае. Суворов прибыл в действующую армию, когда война вступила в решающий этап. Он быстро сориентировался в новой обстановке и в начале мая вступил в командование Негоештским отрядом. Суворов оставался верен принципу: врага не сбивать, а уничтожать, лишая его возможности вновь вступить в боевое соприкосновение, но всегда требовал щадить пленных. В сражениях Суворов всегда одерживал победы с наименьшими потерями и против многократно превосходившего его противника. Так, например, в сражении при Козлудже турки потеряли убитыми более 500 человек, а русские - около 70.

Хотя турецкая армия и не отличалась высокой боеспособностью, но ее значительная численность представляла определенные трудности и не позволяла рассчитывать на скорое окончание войны. Тем не менее в сражениях с турками русские войска совершенствовали свое мастерство как на полях битв, так и при штурме крепостей.

Системное видение боевых действий было положено Суворовым в основу разработки знаменитого труда «Наука побеждать». Тактика действий войск, преобразованная Суворовым, являлась ударной и основывалась на сочетании огня и штыкового удара. От артиллерии требовалась большая мобильность и оказание помощи пехоте огнем. Суворовская ударная тактика была проникнута наступательным духом, взаимодействием егерей, пехоты, конницы и артиллерии. Каждое направление главного удара сопровождалось непрерывным его наращиванием, а каждая форма - множеством способов решения тактических задач.

Являясь противником равномерного распределения сил войск по фронту, Суворов применял колонны, каре, рассыпной строй глубиной в несколько шеренг.

Русско-турецкая война 1787-1791 годов доказала эффективность суворовских принципов ведения войны, основу которых составляли стремительный натиск, решительность в бою и инициатива не только командиров, но и солдат.

Продолжая лучшие традиции Петра I, Суворов создал передовую систему воспитания воинов. Он придавал первостепенное значение формированию у офицера, солдата таких качеств, как честность, грамотность, дисциплинированность и инициативность. Военное наследие А. Суворова оставило глубокий след в развитии русского военного искусства. На нем воспиталась блестящая плеяда прогрессивных русских военных деятелей, которые после смерти полководца в новых исторических условиях развивали его идеи и подняли русское военное искусство на новую, более высокую ступень. Суворов разработал и применил наиболее совершенные для того времени способы ведения боевых действий войск, которые на века прославили русское военное искусство и русское оружие.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте