Домой / Квартира и дача / Теория к заданию 9 огэ. Тема «Обособленные члены предложения»

Теория к заданию 9 огэ. Тема «Обособленные члены предложения»

«Готовимся к ОГЭ. Задание 9. Обособленные обстоятельства»

Презентацию выполнила

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №4 г.Михайловска

Богданова О.И


Как найти предложение с обособленными членами

  • Обособленные члены предложения - это такие второстепенные члены, которые выделяются знаками, то есть обособляются. Поэтому сразу исключаете из данных по заданию предложений такие, в которых нет знаков препинания.
  • Помните, что обособленные члены выделяются только запятыми и очень редко тире. Если в предложении нет этих знаков, а стоят другие (двоеточие, например,) значит данное предложение не является ответом.
  • Итак, вы нашли предложение, которое, как вам кажется, имеет в своём составе обособленные члены. Теперь необходимо узнать, является ли оно именно тем обособленным членом, которое нужно найти по заданию.

Как найти предложение с обособленным обстоятельством ?

  • Сначала вспомните вопросы обстоятельства (где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как?)
  • Чаще всего обособленные обстоятельства выражены деепричастным оборотом или одиночным деепричастием.
  • Примеры.
  • Он, собрав остаток сил , продолжал идти вперёд.
  • Он рассказывал, улыбаясь .
  • Запомните, что обособленными обстоятельствами будут и обороты со словами: несмотря на, невзирая на, благодаря, вопреки, в силу, при условии, вследствие и др.
  • Примеры.
  • Он ушёл, невзирая на просьбы окружающих .
  • Благодаря поддержке родителей , он смог справиться с данной задачей.

1. Среди предложений 1-3 найдите предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.

  • (1) На причале человек в синей куртке ловко подхватил верёвку и потянул к себе, сноровисто перебирая её руками. (2) Верёвка была привязана к тросу, который с шумом, подняв высоко брызги, бухнулся с парохода в реку. (3) Такой же трос перебросили на берег и с кормы, и наконец пароход был привязан, или, как говорят моряки, пришвартован к причалу. (Коковин Е.)

2. Среди предложений 1-7 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

  • (1) Джентльмену было скучно, и он побрел на набережную посмотреть, как мальчишки ловят рыбу. (2) Любимым его развлечением было бросать в воду монетки и смотреть, как за ними ныряют ребята. (3) Кстати, у него сейчас были монеты, ему совершенно не нужные. (4) А мальчишки все равно будут нырять. (5) Этого джентльмена-бездельника все портовые ребята уже знали. (6) При его появлении некоторые из них быстро разделись. (7) Несмотря на свой ребячий возраст, это были отличные ныряльщики и пловцы. (Коковин Е.)

3. Среди предложений 1 – 4 найдите предложение с двумя обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.

  • (1) Дальние горы, обвеянные синеватою мглою, реяли и, казалось, расплавлялись в истоме. (2) Легкий ветер шевелил густые травы, пестревшие разноцветными ирисами, кашкой и какими-то еще бесчисленными желтыми и белыми головками. (3) Нашим лошадям стоило повернуть головы, чтобы схватить, даже не нагибаясь, пук сочной травы с межника, - и они бежали дальше, помахивая зажатыми в губах роскошными букетами. (4) Кое-где открывались вдруг небольшие озерки, точно клочки синего неба, упавшие на землю и оправленные в изумрудную зелень... (Короленко В.)

4. Среди предложений 1 – 4 найдите предложения с обособленным распространённым обстоятельством. Напишите номера этих предложений.

  • (1) Тревожно хрустели сучья. (2) Кто-то большой, сильный шел сквозь лес, не разбирая дороги. (3) Затрещали кусты, заметались вершины маленьких сосенок, заскрипел, оседая, наст. (4) Сорока вскрикнула и, распустив хвост, похожий на оперение стрелы, по прямой полетела прочь. (Полевой Б.)

5. Среди предложений 1-3 найдите предложение с обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.

  • (1) Солнце уже коснулось воды, и сияющая полоса, проложенная им на море, начала розоветь. (2) Огромный земной шар, переполненный горем и ненавистью, поворачивался, и вместе с ним откатывалось от лучей солнца Чёрное море. (3) Маленький, крошечный катер, настойчиво гудя моторами, карабкался по выпуклости Земли, упрямо догоняя солнце, заваливающееся за горизонт. (Соболев Л.)

6. Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленными распространёнными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.

  • (1) Большое поле разорвано трещиной с крутыми стенками, а между ними и течет речушка, которая обозначена на карте такой голубой краской. (2) С обрыва, на котором остановился Норкин, хорошо видны мелкие камни, устилающие дно. (3) Вода, искрясь, пробегает над ними. (4) На самой середине речки стоит теленок и, отмахиваясь хвостом от надоедливых слепней, пьет воду, низко опустив свою безрогую голову. (Селянкин О.)

7. Среди предложений 1-7 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

  • (1) Едва расклюет грач зиму, едва появится первая прогалинка на солнечном склоне увала, как ноги сами несут нас в степь. (2) Скинем надоевшие за зиму валенки и ну гонять босиком в догоняшки по оттаявшей полянке, играть в лапту, в бабки или выковыривать сломанными складешками кандык - первую сладкую травку! (3) Внятен дух просыхающей земли, талого снежка, прошлогодней травяной прели и еще чего-то, отрадного сердцу, долгожданного, весеннего. (4) А кругом ещё снег. (5) Но умолкли вьюги-подерухи, отступился трескун мороз, и земля, дождавшись заветного часу, отходит. (6) С каждым днем сугробы съеживаются, оседают, отрываются друг от дружки. (7) Издали - будто гуси-лебеди присели отдохнуть и вот-вот снимутся и улетят. (Соболев А.)

8. Среди предложений 1-7 найдите предложение, в состав которого входит обособленное обстоятельство с производным предлогом. Напишите номер этого предложения.

  • (1) Прошло какое-то время, потом дверь открылась и вошла двенадцатилетняя Матильда. (2) Выглядела она своеобразно. (3) Костюм состоял из полосатой трикотажной кофточки, похожей на матросскую тельняшку, только с короткими рукавами, и коричневых брюк, узких в бедрах и широченных внизу. (4) Брюки эти Матильда сшила под руководством мамы и сама, невзирая на протесты Марии Даниловны, украсила их вышивкой. (5) На правом бедре у неё красовалось сердце, пронзённое стрелой, а под коленками по цветку, отдаленно напоминавшему розу. (6) На широком лице Матильды выделялся большой рот и очень большие глаза. (7) Эти глаза были карие с длинными тёмными ресницами, а стриженые волосы Матильды были светлые и жёсткие, как старая солома. (Сотник Ю.)

9. Среди предложений 1-8 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

  • (1) Девочка ловила форель. (2) Она сидела неподвижно на камне, и река обдавала ее шумом. (3) Глаза ее были опущены вниз. (4) Но взгляд их, утомленный блеском, рассеянным повсюду над водой, не был пристален. (5) Она часто отводила его в сторону и устремляла вдаль, где круглые горы, осененные лесом, стояли над самой рекой. (6) Воздух был ещё светел, и небо, стеснённое горами, казалось только равниной, чуть озарённой закатом. (7) Но и этот воздух, знакомый ей с первых дней жизни, и это небо не привлекали ее сейчас. (8) Широко открытыми глазами следила она за вечно бегущей водой, силясь представить в своём воображении те неизведанные края, куда и откуда бежала река. (Фраерман Р.)

10. Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

  • (1) На просеке, возле высокой муравьиной кучи, стоял нанайский мальчик Филька и манил ее к себе рукой. (2) Она подошла, дружелюбно глядя на него. (3) Возле Фильки на широком пне увидела она котелок, полный брусники. (4) А сам Филька узким охотничьим ножом, сделанным из якутской стали, очищал от коры свежий березовый прут. (Фраерман Р.)

ОТВЕТЫ

  • 12,7,3,24,3,4,5,4,8,2

Формулировка задания:

Среди предложений 24-28 найдите предложение с обособленными однородными определениями. Напишите номер этого предложения:
- (24)А зачем нам ваши копии? - с вызывающей агрессией вдруг вклинилась в разговор старшая девочка, и Анна Федотовна подивилась, каким официально-нечеловеческим может стать голос ребёнка. - (25)Музей не возьмёт копии. - (26)Не возьмёт, и вы не берите. - (27)Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии. - (28)И пожалуйста, верните мне все документы.

Правильный ответ: 27

Комментарий: тон (какой?) вызывающий, полный претензии

Что нужно знать:

Простое предложение

ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ - это единица синтаксиса, грамматически организованная группа слов, законченная по смыслу. Грамматическая основа предложения - это подлежащее и сказуемое. В простом предложении может быть только одна грамматическая основа.

Часто за осложняющий компонент принимается придаточное предложение, и, наоборот, придаточная часть сложного предложения ошибочно понимается как осложнение.
Чтобы не ошибиться, надо чётко усвоить: осложняющий компонент не содержит в себе грамматической основы , а представляет собой дополнительное, добавочное высказывание, которое соотносится с основным, у которого есть оформленная грамматическая основа.

Осложняющие компоненты в предложении

Осложняющими компонентами могут быть:

  • однородные члены (Ни торт , ни новые игрушки , ни весёлые развлечения - ничто не радовало девочку );
  • обособленные определения (Дорога, мощённая булыжником, поднималась на вал );
  • обособленные дополнения (Всё общество, исключая Сергея Львовича , было в сборе );
  • обособленные приложения (Мы, филологи , знаем силу слова );
  • обособленные обстоятельства (Лиза, несмотря на вмешательство матери , устроила всё по-своему );
  • вводные слова (Я, по всей вероятности , здесь долго не задержусь) ;
  • вводные сочетания (Сановник этот, по меткому замечанию одного современника , имел сильный ум и надменную фигуру );
  • вводные предложения (Он приехал в Суздаль - в этом городишке бывал и я - и, представьте, принялся наводить справки о Модесте Петровиче );
  • вставные конструкции (... младшему - дураку (а точнее, доброму, честному простаку ) - всё хорошее по справедливости достаётся );
  • обращения (О, Павел Иванович , позвольте мне быть откровенным );
  • сравнительные обороты (Руки её холодны, словно лёд );
  • уточняющие члены предложения (У забора, на груде досок , уже поджидали Васька и Дран ).

В задании №9 ОГЭ по русскому языку идет работа с обособленными членами предложения. Чаще всего необходимо найти предложение с обособленными членами в тексте. Важную роль играет знание пунктуации в данных предложениях.

Теория к заданию №9 ОГЭ по русскому языку

Осложнённое предложение - простое предложение, в котором присутствуют "осложняющие элементы", выражающие добавочное сообщение.

Предложение может быть осложнено при помощи: однородных членов, обособленных оборотов, слов, не являющихся членами предложения.

Обособленное обстоятельство - деепричастный оборот (что делая? что сделав? )

Пример: Мы пели песни, по нескольку раз повторяя одни и те же строчки .

Обособленное - причастный оборот (какой? ), выделенный запятыми.

Пример: Мы спускались по склону, находившемуся в северной части местности.

Необособленное распространенное согласованное определение - причастный оборот (какой? ), не выделенный запятыми. Не обособляются распространенные согласованные определения, выраженные причастным оборотом, если они стоят перед главным словом.

Например: Стремительно начавшийся ураган срывал крыши построек.

Обособленное приложение – несогласованное определение (чаще выраженное существительным), слово или сочетание слов, которое несёт дополнительную информацию (выделяется запятыми, скобками или тире).

Например: Саша и Андрей, ученики пятого класса , успешно выступили на городской конференции.

Алгоритм выполнения задания:

  1. Внимательно читаем отрывок из текста.
  2. Анализируем знаки препинания в каждом предложении.
  3. Вспоминаем особенности членов предложения, которые нужно найти.
  4. Ищем обособленные члены предложения (выделенные запятыми), которые указаны в задании.
  5. Записываем номер предложения в бланк ответа.

Разборы типовых вариантов задания №9 ОГЭ по русскому языку

Первый вариант задания

Рассмотрим задание №9 из демонстрационного варианта 2017:

Среди предложений 24–28 найдите предложение с обособленными однородными определениями. Напишите номер этого предложения.

– (24)А зачем нам ваши копии? – с вызывающей агрессией вдруг вклинилась в разговор старшая девочка, и Анна Федотовна подивилась, каким официально-нечеловеческим может стать голос ребёнка. – (25)Музей не возьмёт копии. – (26)Не возьмёт, и вы не берите. – (27)Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии. – (28)И пожалуйста, верните мне все документы.

Алгоритм выполнения задания:
  1. Читаем отрывок текста.
  2. В предложении 24 знаки препинания оформляют прямую речь героя и разделяют части сложного предложения. В предложении 26 запятая между частями сложного предложения. Предложение 28 содержит обособленное вводное слово.
  3. Обособленные однородные определения – это второстепенные члены предложения, выраженные прилагательными, причастиями или причастными оборотами и отвечающие на вопрос какой? Распространенные согласованные определения обособляются, если стоят после определяемого слова.
  4. Предложение 27 осложнено обособленными однородными определениями: тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии.

Ответ: 27

Второй вариант задания

Среди предложений 1-6 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

(1) Вскоре все уже сидели в моторной лодке. (2) Только Прохор остался на причале. (3) Михаил Степанович поместился на корме у руля. (4) Илюша возился у двигателя, как настоящий моторист, быстро запустил его. (5)Если бы Прохор не видел сейчас все это своими глазами, он никогда бы не поверил, что мальчишка, почти его ровесник, может обращаться с мотором. (6) Прохор вспомнил историю с пуговицей, и ему стало досадно за себя. (Коковин Е.)

Алгоритм выполнения задания:
  1. Читаем отрывок текста.
  2. В предложении 4 знаки препинания обособляют сравнительный оборот. В предложении 5 запятые отделяют части сложного предложения, а также выделяют обособленное распространенное приложение. Предложение 6 сложное, запятая разделяет части сложного предложения.
  3. Обособленное приложение дает дополнительные характеристики предмету, вносит какое-то уточнение. Часто оно включает в себя существительное.
  4. Давайте обратим внимание на пятое предложение: …он никогда бы не поверил, что мальчишка, почти его ровесник , может обращаться с мотором. После слова «мальчишка» идет уточнение возраста мальчика по отношению к Прохору – это и есть обособленное приложение.

Ответ: 5

Третий вариант задания

Среди предложений 1-5 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

(1) Повсюду на болоте торчали обгрызенные волчатами пни, темнели вырытые в земле ямы, наполненные чёрной болотной водою, по которой во все стороны разбегались длинноногие паучки. (2) Запах звериного логова был неприятен. (3) Моя охотничья собака, зачуяв зверя, не отходила от ног, испуганно дрожала. (4) Мы шли очень тихо и осторожно, иногда переговариваясь знаками и тихим свистом. (5) На краю мохового болота, где кончался густой темно-зеленый ельник, мой спутник, деревенский охотник Вася, остановился. (Соколов-Микитов И.)

Алгоритм выполнения задания:
  1. Читаем отрывок текста.
  2. В предложении 1 запятые разделяют части сложного предложения и выделяют обособленное распространенное согласованное определение. В предложении 3 запятые выделяют обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, и разделяет однородные сказуемые. Предложение 5 сложное, запятые выделяют часть сложного предложения, а также обособленное приложение.
  3. Обособленное приложение дает дополнительные характеристики предмету, вносит какое-то уточнение. Часто оно включает в себя существительное. Его можно опустить, при этом смысл предложения не поменяется.
  4. Обратим внимание на последнее предложение: …мой спутник, деревенский охотник Вася, остановился. Словосочетание «деревенский охотник Вася» уточняет личность спутника рассказчика; это сочетание можно убрать из предложения, и оно не потеряет свой смысл. Значит, это и есть нужно нам приложение.

Осложненное простое предложение?

Знаки препинания в простом осложненном предложении

Знаки препинания при обособленных определениях?

Знаки препинания при обособленных обстоятельствах

Знаки препинания при сравнительных оборотах?

Алгоритм выполнения задания

1) Хорошо выучите всю теорию по этому заданию. Важно не запутаться в терминологии. Важно знать, что такое обособленные, однородные члены предложения, что такое осложненное простое предложение, и чем оно бывает осложнено. В задании не просят расставить запятые. Формулировка может быть следующей: "Среди предложении? 24–28 найдите предложение с обособленными однородными определениями. Напишите номер этого предложения."

2) Внимательно прочитайте все предложения. Особое внимание обратите на слова-помощники в задании: "обособленное", "однородное" , "распространенное" и т.д.

3) Выучите разницу между определениями, обстоятельствами и дополнениями. Нужно знать некоторые особенности терминологии. Например, обособленные определения - это очень часто причастные обороты, но, конечно, не всегда. Бывают и одиночные определения. Обособленные обстоятельства часто бывают выражены деепричастным оборотом, но тоже не всегда. Приложение - это определение, выраженное существительным. Вот все эти тонкости важно знать, прежде чем вы приступите к выполнению задания.

Осложненное простое предложение

Осложненное простое предложение - это предложение, в составе которого есть:
  • однородные члены предложения.
  • обособленные определения или приложения, дополнения, обстоятельства.
  • вводные конструкции
  • вставные конструкции
  • слова-обращения
  • междометия
  • уточнение
  • сравнительный оборот
Но в данном задании проверяются только осложнения, грамматически связанные с членами предложения. Поэтому теорию о вводных словах, конструкциях, междометиях, обращениях можно найти в следующем задании.

Формулировка задания:

Среди предложений 24-28 найдите предложение с обособленными однородными определениями. Напишите номер этого предложения:
- (24)А зачем нам ваши копии? - с вызывающей агрессией вдруг вклинилась в разговор старшая девочка, и Анна Федотовна подивилась, каким официально-нечеловеческим может стать голос ребёнка. - (25)Музей не возьмёт копии. - (26)Не возьмёт, и вы не берите. - (27)Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии. - (28)И пожалуйста, верните мне все документы.

Правильный ответ: 27

Комментарий: тон (какой?) вызывающий, полный претензии

Что нужно знать:

Простое предложение

ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ - это единица синтаксиса, грамматически организованная группа слов, законченная по смыслу. Грамматическая основа предложения - это подлежащее и сказуемое. В простом предложении может быть только одна грамматическая основа.

Часто за осложняющий компонент принимается придаточное предложение, и, наоборот, придаточная часть сложного предложения ошибочно понимается как осложнение.
Чтобы не ошибиться, надо чётко усвоить: осложняющий компонент не содержит в себе грамматической основы , а представляет собой дополнительное, добавочное высказывание, которое соотносится с основным, у которого есть оформленная грамматическая основа.

Осложняющие компоненты в предложении

Осложняющими компонентами могут быть:

  • однородные члены (Ни торт , ни новые игрушки , ни весёлые развлечения - ничто не радовало девочку );
  • обособленные определения (Дорога, мощённая булыжником, поднималась на вал );
  • обособленные дополнения (Всё общество, исключая Сергея Львовича , было в сборе );
  • обособленные приложения (Мы, филологи , знаем силу слова );
  • обособленные обстоятельства (Лиза, несмотря на вмешательство матери , устроила всё по-своему );
  • вводные слова (Я, по всей вероятности , здесь долго не задержусь) ;
  • вводные сочетания (Сановник этот, по меткому замечанию одного современника , имел сильный ум и надменную фигуру );
  • вводные предложения (Он приехал в Суздаль - в этом городишке бывал и я - и, представьте, принялся наводить справки о Модесте Петровиче );
  • вставные конструкции (... младшему - дураку (а точнее, доброму, честному простаку ) - всё хорошее по справедливости достаётся );
  • обращения (О, Павел Иванович , позвольте мне быть откровенным );
  • сравнительные обороты (Руки её холодны, словно лёд );
  • уточняющие члены предложения (У забора, на груде досок , уже поджидали Васька и Дран ).