Домой / Дети / Конспект урока по литературному чтению на тему "А.А.Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона. Презентация на тему "александр александрович блок" Технологическая карта урока а блок сны

Конспект урока по литературному чтению на тему "А.А.Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона. Презентация на тему "александр александрович блок" Технологическая карта урока а блок сны

Технологическая карта урока

Класс: 3г

Учитель: Коньшина Т.Г.

Дата: 10.02

Тема:

А.А.Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»

Образовательные цели:

познакомить учащихся с содержанием произведения;

Продолжать работать над развитием беглого, выразительного, вдумчивого, грамотного чтения;

Научить поступки, поведение героев произведения;

Помочь понять детям как надо относиться к тем кто нас окружает;

Воспитывать чувство сострадания, любви к животным, правильного отношения к природе

Развивающие цели:

развивать интеллектуальные и коммуникативные способности учащихся, мышление, речь, внимание

Воспитательные цели:

создать условие для воспитания у учащихся толерантного отношения друг к другу, уважения к мнению других, умения работать в коллективе, в парах, в группах

Тип урока:

урок «открытия» новых знаний.

Основные термины и понятия:

Словарные слова

Межпредметные связи:

Русский язык, окружающий мир

Познавательные УУД:

Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель,

иллюстрация и др.)

Коммуникативные УУД:

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Регулятивные УУД:

с амостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

Личностные УУД:

формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению русского языка через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем, учащимися

Ресурсы

мультимедийная презентация, учебник.

Индивидуальная

- Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять. Р.Декарт.

Настраиваются на работу.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

    Метод «Мозгового штурма»

Прочитайте стихотворение с удивлением.

Прочитайте сердито.

Прочитайте скороговоркой.

Избушка старая в лесу И ворон старый сторожит

У дуба старого стоит. Избу у старого пенька.

Колдунья старая живет

В избушке старой, что в лесу

У дуба старого стоит,

Где ворон старый сторожит

Избу у старого пенька.

Выполните дыхательную гимнастику. Представьте, что вы на лугу. Вас окружают эти чудесные цветы, почувствуйте этот прекрасный аромат цветущих растений: сделайте шумный вдох носом и выдохните ртом.

А сейчас вы маленькие медвежата и про́сите протяжно, баском, четко произнося звуки, у мамы-медведицы поесть

СТИХИ С. Чёрного выразительно

Постановка учебной задачи

Фронтальная

  • Создание проблемной ситуации

1 . Чтение учителем отрывка из стихотворения А. Блока.

Ребята, вы очень хорошо читали стихи, а сейчас я вам почитаю:

Кончил учитель урок, В воздухе сыро, тепло,

Мирно сидит на крылечке. Белый туман за прудами.

Звонко кричит пастушок. Старый учитель сидит, -

Скачут барашки, овечки. Верно, устал от работы:

Солнце за горку ушло, Завтра ему предстоит

Светит косыми лучами. Много трудов и заботы.

Это отрывок из стихотворения «Учитель», а написал его известный поэт Александр Александрович Блок. С жизнью и творчеством этого поэта мы познакомимся сегодня на уроке. (Слайд 2)

2. Рассказ учителя о поэте.

А.Блок (Слайд №3)

Бабушка, мать и две тетки Александра Блока были писательницами, так что ему было «на роду написано» заниматься литературой. Он и занялся ею - первые стихи написал лет в пять. А в тринадцать стал вместе с двоюродными братьями издавать рукописный журнал. В журнале он был и главным редактором, и главным художником, и главным автором - помещал в нем свои стихи, рассказы, очерки.

Шахматово неразрывно связано с жизнью и творчеством Александра Блока. Будущего поэта привезли в усадьбу в шестимесячном возрасте, в мае 1881 года. И с тех пор, он проводил в ней каждое лето на протяжении 36 лет из неполных прожитых сорока одного года. Многие знаменитые творения выдающегося русского поэта созданы в Шахматове. Удивительные по красоте места нашли свое воплощение в лучших стихотворениях о России, написанных Блоком. Этот уголок средней России называют его духовной Родиной. Здесь написано около 300 стихотворений. (Слайд №4)

В старших классах гимназии Блок увлекся театром, даже мечтал стать актером. Профессия актера в те годы не была в большом почете, и он вслед за отцом, профессором права, поступил на юридический факультет университета. Но любовь к литературе победила все остальные увлечения, и Блок перешел на историко-филологический факультет.

Оканчивал университет Александр Блок уже известным поэтом. Его стихи печатались в разных журналах, стали выходить отдельными сборниками. Писал он и пьесы, и статьи о литературе.

Главные темы стихов Блока - Родина, человек, любовь, природа. Вклад его в русскую литературу необыкновенно велик. Поэтические произведения Александра Блока переведены на многие языки мира. (Слайд №5)

Памятник А. А. Блоку в Москве во дворе дома 8 по улице Спиридоновка. (Слайд №6)

3. Работа над стихотворением «Ветхая избушка»

(Слайд № 7 )

    Дети слушают стихотворение

    Работа над содержанием

Как вы понимаете выражение - «ветхая избушка»?
ВЕТХИЙ - разрушающийся, негодный от старости; дряхлый.

Рассмотрите иллюстрацию. О каком времени года пойдет речь в стихотворении? О чем оно? (По иллюстрации видно, что действие происходит зимой. Показаны зимние забавы детей).

    Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.

Как вы думаете, поэт рассказывает об увиденном с радостью или грустью? (Он рассказывает об увиденном с радостью. Детям очень весело играть зимой).

П рочитайте стихотворение выразительно.

Первичное закрепление.

Фронтальная

Групповая

Решение логических заданий

Продолжение изучения темы

Работа над стихотворением «Сны». (Слайд № 8)

    Дети слушают стихотворение.

    Работа над содержанием.

Давайте разберем непонятные слова. Найдите значение слов:

ЛАМПАДКА - небольшой сосуд с фитилем, который зажигают перед иконой;

ВНЕМЛЮ - слушаю, отношусь к чему-либо с большим вниманием;

ДРЁМНЫЕ ПОКРОВЫ - дремота - полусон, состояние, при котором хочется спать и невольно закрываются глаза;

ПОКРОВ - верхний наружный слой, покрывающий что-нибудь.

    Чтение стихотворения «сильным» учеником.

Не напомнило ли вам это стихотворение другое, которое мы с вами читали? Кто его написал? (Да, стихотворение И. Сурикова «Детство».)

Какие сказки вы вспомнили, читая это стихотворение? («Иван-царевич и серый волк», «Сказка о мертвой царевне...», «Спящая красавица» и др.)

Какое настроение передано в стихотворении? (Сонное, сказочное, волшебное.)

Работа над стихотворением «Ворона». (Слайд № 9)

    Дети слушают стихотворение.

    Выборочное чтение.

Как вы поняли, о чем это стихотворение? (В стихотворении говорится о вороне, о наступлении весны.)

Перечитайте первые две строчки. Какое выразительное слово (эпитет) помогает поэту изобразить ворону? (Здесь ему помогает слово лохматой .)

Как двигается ворона: медленно, торопливо, вскачь, переваливаясь с боку на бок?

(Вдруг запрыгала вбок глупым скоком,

Вниз на землю глядит она боком.)

- Прочитайте строчки, которыми автор показывает, что ворона была любопытна.

(Вниз на землю глядит она боком:

что белеет под нежною травкой?)

Какая радость у вороны? В каких строках это выражено?

(Вон желтеют под серою лавкой

Прошлогодние мокрые стружки...

Это все у вороны - игрушки.

И уж так-то ворона довольна,

Что весна, и дышать ей привольно!..)

Определять систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении произведений раздела.

Осмысливать понятия .

Объяснять смысл названия рассказа.

Давать характеристику героев.

Находить слова, которые помогают представить изображённую автором картину.

Анализировать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Исследовательская работа

Выразительное чтение детьми стихотворения.

Рефлексия деятельности (итог урока).

    Метод «Мозгового штурма»

Подготовить выразительное чтение стихотворения.

Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся фрагменту.

Что особенно заинтересовало вас во время урока? Что нового узнали на уроке?

С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?

Цаголова Наталья Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СШ № 1
Населённый пункт: город Калач-на-Дону, Волгоградской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок литературного чтения на тему: А.Блок "Сны", "Ворона"
Дата публикации: 03.02.2016
Раздел: начальное образование

Урок литературного чтения в 3 классе.

Тема:
А.Блок «Сны», «Ворона».
Цели:
продолжить знакомство с жизнью с жизнью и творчеством А.Блока; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты:
учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать стихотворение; находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения.
Оборудование:
портрет и выставка книг А.Блока, ноутбук, проектор.
Ход урока

1.Организационный момент.

2.Проверка домашнего задания.
Чтение стихотворения «Ветхая избушка» наизусть.(Слайд1)
3.Работа по теме урока

1)Прогнозирование произведения А.Блока «Сны»
-Прочитайте название следующего стихотворения А.Блока. Рассмотрите иллюстрацию к нему. Предположите, о чем может рассказать нам автор в этом стихотворении. -Ребята, а вам снятся сны? Какой из них особенно запомнился, расскажите. (Рассказы детей.)(Слайд 2)
2)Работа над стихотворением «Сны»
(Слайд 3)  Работа над значением слов
ломпадка, внемлю, дрёмные покровы,

покров.
Заранее подготовленные дети рассказывают о значении этих слов.(Слайд 4)  Чтение стихотворения учителем.  Вопросы после чтения -Не напомнило ли вам это стихотворение другое, которое мы с вами читали? Кто его написал? (И.Суриков «Детство») -Какие сказки вы вспомнили, читая это стихотворение? («Иван-царевич и серый волк», «Сказка о мертвой царевне…», «Спящая красавица» и др.)
-Какое настроение передано в стихотворении? (Сонное, сказочное, волшебное.) -Прочитайте стихотворение выразительно.
4.Фикультминутка «Волшебный сон»
(релаксация)(Слайд 5) Реснички опускаются, Глазки закрываются. Мы спокойно отдыхаем, Сном волшебным засыпаем. Дышится легко, ровно, глубоко. Руки, ноги отдыхают, Шея не напряжена И расслаблена. Губы чуть приоткрываются, Все спокойно расслабляются, Дышится легко, ровно, глубоко.
5.Продолжение работы по теме урока.

1)Чтение стихотворения «Ворона»
(Слайд 6) Учитель выразительно читает стихотворение.
2)Выборочное чтение
-Как вы поняли о чем это стихотворение? -Перечитайте первые две строчки. Какое выразительное слово (эпитет) помогает поэту изобразить ворону?(лохмаой) -Как двигается ворона: медленно, торопливо, вскачь, переваливаясь с боку на бок? -Прочитайте строчки, которыми автор показывает, что ворона была любопытна. -Какая радость у вороны? В каких строках это выражено?
3)Выразительное чтения стихотворения.

6.Рефлексия.(
Слайд 7) 1.Ребята
по

кругу
высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я понял, что… я почувствовал, что… я научился… у меня получилось … я смог…
я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось… Свое настроение в конце урока мы покажем при помощи лепестков цветика- семицветика. (Слайд 8)
7.Подведение итогов урока.

-
Какие стихотворения А.Блока мы прочитали?(Слайд 9) --Чем понравились стихотворения? Что в них общего?
Домашнее задание
Выучить стихотворение, которое больше всего понравилось.

Вот ворона на крыше покатой
Так с зимы и осталась лохматой…

А уж в воздухе — вешние звоны,
Даже дух занялся у вороны…

Вдруг запрыгала вбок глупым скоком,
Вниз на землю глядит она боком:

Что белеет под нежною травкой?
Вон желтеют под серою лавкой

Прошлогодние мокрые стружки…
Это все у вороны — игрушки,

И уж так-то ворона довольна,
Что весна, и дышать ей привольно!..

Анализ стихотворения «Ворона» Блока

Александр Александрович Блок, символист, певец Прекрасной дамы, в 1913 году опубликовал цикл произведений для детей, среди которых одно из самых характерных – «Ворона».

Стихотворение написано осенью 1912 года. Его автору исполнилось 32 года, он женат, известен, постоянно находится в творческом поиске. Путешествовал по Европе, был впечатлен гибелью «Титаника». По жанру – стихи о природе, по размеру – трехстопный анапест с парной рифмой, 6 строф. Стихи написаны специально для детей. Интонация направлена на то, чтобы вызвать сопереживание, отклик в детском сердце. При этом всего одно восклицание, большинство строф оканчивается задумчивым многоточием. Нелепая, обыденная птица должна не насмешить ребятишек, а растрогать. В каждом двустишии – комичная черточка, описывающая ворону. «Так с зимы и осталась лохматой»: еще мерзнет, простужается, не распушила перышки. «Дух занялся»: фразеологический оборот, означающий примерно то же, что и строка басни И. Крылова «в зобу дыханье сперло». То есть, забыла важничать, пришла в неописуемое волненье от «вешних звонов». «Глупым скоком»: у этой птицы особое, сближенное строение пальцев лапок, отчего она и передвигается вперевалку, бочком. Вообще, ворона известна своей страстью к играм, развлечениям и шалостям.

Единственный вопрос в 4 строфе: что белеет под травкой? И тут же птица переключается на другое: вон желтеют мокрые стружки. «Это все – игрушки»: птица умеет сама себя занять, любопытство ее безгранично. «Довольна, что весна, и дышать ей привольно!» Вопрос о пропитании не стоит, ей хочется познавать мир, наблюдать и забавляться. Лексика нейтральная и просторечная, все рифмы открытые, кроме третьего двустишия. Инверсия (измененный порядок слов): глядит она. Эпитеты просты, реалистичны, их немного: лохматой, глупым, нежною. Повтор: что. Ребенок невольно учится у героини стихотворения любознательности, умению радоваться простым вещам, разделять эмоции не только с людьми, но и с природой. Автор отлично знает, что сокровища малышей из их карманов напоминают незатейливые игрушки вороны. Нарисованная поэтом картинка проста, но включает в себя все базовые представления о весне как времени года. Собственно, произведение создавалось для сборника с дидактическим уклоном «Круглый год».

В детстве и юности А. Блок каждое лето проводил в усадьбе матери Шахматово. Впечатления тех счастливых лет легли в основу зарисовки «Ворона».

Литературное чтение

Тема . А. А. Блок. «Сны», «Ворона».

Планируемые результаты:

Предметные:

Представлять картины, изображенные в стихотворении;
- читать выразительно, отражая настроение стихотворения.

Личностные результаты

Воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Метапредметные результаты

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

Цели : продолжать знакомить учащихся с творчеством А. Блока; прививать интерес к литературе, любовь к поэзии; работать над развитием мышления, выразительной речи учеников.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

На доску вывешиваются рисунки к стихотворению А. Блока «Ветхая избушка».

– Мы видим веселых, счастливых детей, которые «лепят снежный дом», резво катятся с горы на санках, а старая бабушка, наблюдая за ними, наверное, вспоминает свое детство. А какие ваши любимые зимние игры?

– Знакомо ли вам состояние, испытываемое ребятишками из стихотворения А. Блока?

Учащиеся рассказывают стихотворение наизусть.

III. Изучение нового материала.

– Набегавшись и наигравшись вволю, хорошо погреться дома у теплой печки, а затем, забравшись на печку или удобно устроившись в кроватке, с замиранием сердца слушать сказку, рассказанную доброй бабушкой или нянюшкой. Об этом стихотворение А. Блока «Сны».

Учитель выразительно читает стихотворение.

– Почему мальчик любит «луч зеленый, луч лампадки»? (Потому что засветив лампадку, няня начинает рассказывать сказку, которую он с нетерпением ждет.)

– Почему ему «жалко уснуть»? (Он боится пропустить хоть одно слово из сказки.)

Какое настроение передано в стихотворении? (Сонное, сказочное, волшебное.)

С л о в а р н а я р а б о т а:

ЛАМПАДКА - небольшой сосуд с фитилем, который зажигают перед иконой;

ВНЕМЛЮ - слушаю, отношусь к чему-либо с большим вниманием;

ДРЁМНЫЕ ПОКРОВЫ - дремота - полусон, состояние, при котором хочется спать и невольно закрываются глаза;

ПОКРОВ - верхний наружный слой, покрывающий что-нибудь.

Упражнение в чтении стихотворения .

– У Саши Черного мы читали стихотворение о воробье, а вот Александр Блок написал стихотворение о другой птице, которую так же часто можно встретить в любом дворе, а стихотворение так и называется – «Ворона».

– Прочитайте стихотворение друг другу.

Работа в парах .

– Какой вы представили себе ворону?

– Отчего она «запрыгала… глупым скоком»? (о т радости, что наступила весна.)

– Прочитайте строки, подтверждающие ваше мнение.

Перечитайте первые две строчки. Какое выразительное слово (эпитет) помогает поэту изобразить ворону? (Здесь ему помогает слово лохматой.)

Как двигается ворона: медленно, торопливо, вскачь, переваливаясь с боку на бок?

– Как поэт относится к вороне? (Немножко подшучивает над ней (так с зимы и осталась лохматой; даже дух занялся у вороны; запрыгала вбок глупым скоком), но все же он рад, что ворона пережила все тяготы и невзгоды зимы и встретила долгожданную весну.)

Словарная работа

покатая - наклонная поверхность вешние звоны - весенние звоны

привольно - свободно

IV. Итог урока.

– Какое настроение осталось у вас от урока?

– Что особенно понравилось?

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворений А. Блока «Сны» и «Ворона» (с. 51–54,), по желанию сделать рисунки к одному из стихотворений.

Родился и воспитывался А.Блок в доме, который принадлежал Петербургскому университету, в дворянской профессорской семье. Родители поэта – мать: Александра Андреевна Бекетова и отец: Александр Львовича Блок. Они разошлись, когда ему не было и двух лет, мать вернулась в дом своего отца Андрея Николаевича Бекетов. Детство будущего поэта в основном проходило в подмосковном имении деда Шахматова. В семье Бекетовых многие занимались литературным трудом, писали книги и занимались переводами. Поэтому, неудивительно, что Блок начал сочинять стихи в раннем возрасте, лет с пяти. Позже, будучи гимназистом, он издавал рукописные журналы, а с шестнадцати лет начал писать всерьез. В 1898 году он окончил Петербургскую Введенскую гимназию и поступил в университет на юридический факультет. В 1903 году он женится на Любови Дмитриевне Менделеевой 1905 г. – первая книга «Стихи о Прекрасной Даме» В 1906 – 1908 году А.Блок становится профессиональным литератором. Имя его приобретает известность. Выходят в свет новые сборники его стихов «Нечаянная радость», «Снежная Маска», «Земля в снегу» и другие.1921 год – скончался, похоронен на кладбище в Санкт-Петербурге.

«Ворона» Александр Блок

Вот ворона на крыше покатой
Так с зимы и осталась лохматой…
А уж в воздухе — вешние звоны,
Даже дух занялся у вороны…
Вдруг запрыгала в бок глупым скоком,
Вниз на землю глядит она боком:
Что белеет под нежною травкой?
Вот желтеют под серою лавкой
Прошлогодние мокрые стружки…
Это все у вороны — игрушки.
И уж так-то ворона довольна,
Что весна, и дышать ей привольно!..

Анализ стихотворения Блока «Ворона»

В 1913 году Блок выпустил две небольших детских книги: «Сказки» и «Круглый год». Поэту не посчастливилось познать радость отцовства. Поэтому его стихотворения для маленьких читателей основаны на впечатлениях, полученных в детстве. Исследователи отмечают, что Александр Александрович показал себя как человека, хорошо понимающего особенное мироощущение ребенка. Вероятно, основная причина тому — собственное счастливое детство. Блок рос в атмосфере любви. Немало времени он проводил в имении Шахматово, где имел возможность познавать прекрасную природу средней полосы России. Стихотворения маленький Саша начал писать в пять лет. Будучи подростком, поэт занимался изданием семейного литературного журнала.

Огромную любовь питал он к животным: собакам, ежам, зайцам. С симпатией относился к насекомым и червям. Столь нежное отношение к братьям нашим меньшим нашло отражение в стихах, написанных для детей. В частности, в произведении «Ворона», вошедшем в раздел «Весна» сборника «Круглый год». В нем описывается поведение птицы, с радостью встречающей весну — время обновления, перерождения. Она обращает внимание на всякие мелочи: на стружку, желтеющую под серой лавкой, на что-то белеющее под нежною травкой. Снег сошел, и теперь вороне прекрасно видны все потенциальные игрушки — просто рай для любопытной птицы. Ей даже дышаться весной стало привольнее! В стихотворении «Ворона» Блок предстает перед читателями как чуткий и внимательный наблюдатель, умеющий подмечать особенности поведения птиц. Более того — поэт придумывает характер для своей героини, описывает ее переживания. К «Вороне» близко другое стихотворение для детей — «Зайчик». Они разнятся по созданному настроению, но сопоставимы по трогательному отношению к представителям фауны.

К произведениям, сочиненным для детей, Александр Александрович подходил предельно серьезно и требовательно. Это доказывают пометки, сделанные в рукописях стихотворений для сборников «Круглый год» и «Сказки», а также незначительные изменения, внесенные через некоторое время после написания. Очень жаль, что лирика для ребятишек занимает небольшое место в творчестве Блока. Тем не менее, каждое произведение — это настоящий шедевр детской поэзии, понятный даже самым маленьким читателям, способствующий развитию у них эстетического вкуса, прививающий любовь к литературе.