Домой / Здоровье  / Технологии древнего рима. Изобретения римлян. Что подарил нам Древний Рим? Проект изобретение в риме

Технологии древнего рима. Изобретения римлян. Что подарил нам Древний Рим? Проект изобретение в риме

А также благодаря умениям римских техников и инженеров. Следует отметить, что значительная часть римских научных и технических новшеств и достижений была создана еще древнегреческой культурой в эллинистический период (конец IV-II вв. до н. э.).

В римское время не появилось выдающихся изобретений в области сельского хозяйства, обработки металлов, изготовления керамики и тканей, подобных тем, что были созданы в эпоху неолита и в бронзовом веке цивилизациями Египта и Ближнего Востока, однако римляне смогли развить и усовершенствовать известные им технологии. Греческое культурное пространство восточного Средиземноморья дало римским инженерам знания основ математических, естественных и прочих наук, которые позволили им коренным образом улучшить производство энергии, агротехнику, горное дело и металлообработку, изготовление стекла, керамики и тканей, транспортное дело, судостроение, инфраструктуру, строительное дело, массовое производство товаров, связь и торговлю.

Основы математики

Хотя уже в римское время были известны позиционные системы счисления , являвшиеся более совершенными и напоминавшие современную десятичную систему, консервативные римляне предпочитали пользоваться традиционной системой счета , в которой числа записывались как последовательности повторяющихся букв.

Для практических вычислений (в частности, основных арифметических действий) римская система счисления не подходила. С этой целью использовалась счётная доска (абак), с помощью которой обозначались единицы, десятки, сотни и прочие разряды чисел. Таким образом, не только инженеры и техники, но и коммерсанты, ремесленники и рыночные торговцы имели возможность легко производить элементарные вычисления.

Для повседневных (например, торговых) вычислений римляне создали переносной вариант абака из бронзы, который легко помещался в сумке и позволял с помощью небольших камешков (лат. calculi ) производить не только основные арифметические действия, но и вычисления с дробями. В принципе, абак можно было использовать в рамках любой системы счисления. Особый успех римлян заключался в стандартизации необозримого числа возможных дробей, которые могли найти применение в мире торговли - унция была приведена к единому значению.

В римском мире для монет, мер и весов использовалась двенадцатеричная система , которая первоначально появилась в Египте и Вавилоне, была распространена по всему Средиземноморью и достигла Рима благодаря финикийским купцам и греческим колонистам Южной Италии. Наряду с измерением веса в унциях для этой системы были характерны также дроби с знаменателем 12, что упрощало действия с дробями. В качестве «промежуточной памяти» при умножении или делении больших чисел часто служили загибающие фаланги пальцев рабы, которые таким образом служили своим хозяевам подручным средством для фиксации чисел.

В то время как коммерсанты, ремесленники и техники производили вычисления с помощью унций, в некоторых областях были обычными более точные меры веса. Например, в сфере точной механики и при прокладке труб использовался палец (лат. digitus ), составлявший 1/16 фута.

В других областях римляне также демонстрировали интерес прежде всего к практическому применению математических знаний: так, они знали приближенное значение π 22 7 ≈ 3,142 857 {\displaystyle {\tfrac {22}{7}}\approx 3{,}142857} и использовали его помимо прочего для вычисления сечений труб. Римские землемеры, невзирая на простую конструкцию их приборов, могли определять углы, подъемы и наклоны.

Источники энергии

Реконструкция водяной мельницы по Витрувию

В Римской империи существовало пять источников энергии: мускульная сила людей, животных, энергия воды (со времен Августа), топливо (дерево и древесный уголь) и энергия ветра. Последняя применялась лишь в мореплавании, вероятно, потому что быстро меняющееся направление ветра считалось препятствием для создания механизмов. В производстве не использовалась и энергия пара, теоретически известная ещё с эллинистических времён . Низкий уровень механизации римской экономики не позволял рассматривать освоение новых источников энергии и замену ручного труда машинным в качестве возможного шага к повышению производительности.

Многие механизмы приводились в движение физической силой человека - например, гончарные круги или строительные краны, часто перемещавшие тяжелые грузы с помощью ходовых колёс. Правда, торговые суда были оснащены парусами для использования ветра, но военные корабли, которые должны были маневрировать независимо от ветра, наряду с грузовыми судами и лодками приводились в движение командой гребцов. Транспортировку грузов в римских городах также производили в основном носильщики. Из-за обилия узких переулков наиболее предпочтительным средством передвижения для состоятельных граждан был паланкин .

Как и по всему Средиземноморью, в Римском государстве использовалась тягловая и подъемная сила животных - прежде всего быков, ослов и мулов, - которые применялись в сельском хозяйстве и в качестве транспорта. Использование лошадей поначалу ограничивалось военной сферой и скачками, однако со временем увеличилась и их роль в транспорте.

Благодаря так называемой «помпейской мельнице», которая впервые использовала принцип вращательного движения, удалось заменить утомительный и монотонный труд людей применением ослов и лошадей. Часто с этой целью использовались старые и обессилевшие животные.

Римские источники отражают использование гидравлической энергии для подачи воды с помощью колёс, а также её применение в водяных мельницах . Витрувий описывает водяные колёса, приводимые в движение течением реки ; они представляли собой несложный механизм, в котором ведущее колесо служило одновременно и подливным . Водяные мельницы были менее экономичными - чтобы передавать жернову энергию вращения, требовался соответствующий механизм с зубчатыми колёсами.

В Риме было возведено множество водяных мельниц, располагавшихся на склоне холма Яникул , близ Тибра , и получавших воду из акведука . В поздней Римской империи вблизи от Арелата (Галлия) появился похожий комплекс с восемью водяными мельницами на крутом склоне. Здесь постоянный приток воды также обеспечивался акведуком. Источники эпохи Меровингов позволяют сделать вывод, что водяные мельницы часто использовались в Галлии времен поздней античности. Палладий рекомендовал землевладельцам строительство таких мельниц, чтобы иметь возможность молоть зерно без применения мускульной силы людей и животных .

Сложнее обстояло дело с освещением помещений. Был только один способ усилить слабый свет ламп - увеличить количество источников света, поэтому римляне использовали стоячие и висячие лампы, подсвечники, а также многочисленные масляные лампады. На юге Римской империи для освещения широко использовалось оливковое масло , которое частично ввозилось и в северные провинции. Простые глиняные лампы, производившиеся массово, были доступны каждому; наряду с ними изготовлялись и бронзовые лампы. В глиняных лампах было боковое отверстие для фитиля, а масло можно было подливать через отверстие в крышке. Масло обычно горело без дыма и могло давать свет сколь угодно долго (при условии, что его своевременно подливали). Традиционными были потребляющие больше масла лампы с автоматическим подливом.

Менее практичные свечи обычно изготавливались из свернутой в рулон ткани, пропитанной воском или жиром, и быстрее сгорали. Для их закрепления использовались канделябры с шипами. Свечи применялись прежде всего на севере, где не росли дающие масло оливковые деревья .

Сельское хозяйство

Все без исключения античные общества являлись аграрными (кроме кочевых): подавляющее большинство населения составляли жители сельской местности, а сельское хозяйство было главной ветвью экономики. Богатство состоятельных римлян заключалось прежде всего в земельных владениях, дававших высокие доходы. Таким образом, большая часть налоговых поступлений Римской империи исходила из сельских регионов.

Значительная часть сельского населения Рима трудилась в основном для удовлетворения собственных потребностей. Натуральное хозяйство крестьян центральной Италии начало меняться только с ростом населения и развитием городов. В менее населённых регионах без развитых транспортных путей оно осталось прежним.

Снабжение крупных городов (например, Рима, насчитывавшего в I веке н. э. уже 800 000 жителей) можно было обеспечить только приспособлением структуры отраслей к реальным условиям, в ходе которого имения, лежащие близ города и на торговых путях, начинали удовлетворять растущий спрос путём переориентирования производства на рынок. Очень часто это было связано со специализацией на конкретных продуктах, таких как вино или оливковое масло (которое впоследствии стало использоваться и для освещения). Здесь появляются зачатки разделения труда в сельском хозяйстве: основная масса сельскохозяйственных работ выполнялась рабами, а дополнительная потребность в рабочей силе в период сбора урожая возмещалась за счет найма свободных мелких крестьян и батраков. В дополнение к этому был необходим импорт продуктов из других частей империи, обеспечивавший потребности Рима в зерне, масле и вине.

В отличие от мелких крестьян, сохранявших старые способы работы и инструменты, в крупных имениях существовала принципиальная потребность в инновациях - как в усовершенствовании уже известных инструментов, так и в абсолютно новой технике. Однако на практике землевладельцы уделяли мало внимания техническим новинкам. Их познания в сельском хозяйстве часто были сравнительно малы; дошедшие до нас труды римских агрономов также содержат довольно мало сведений о сельскохозяйственных орудиях. В частности,

Конечно, древние римляне не были «отцами-основателями» военного дела своего времени. Зато они отлично умели учиться на чужом опыте. Сегодня ты узнаешь о пяти новшествах, которые делали армию Рима непобедимой силой во всем древнем мире.

Сегодня точно сказать, как именно проходил морской бой в Античности практически невозможно. Считается, что основной тактикой был надежный как железная дверь таран . Вторым вариантом был связан с выходом двух кораблей на один курс, после чего команда одного, благодаря слаженным действиям ломала весла второго . В общем, древние римляне, которые влезли по уши в легендарные Пунические войны с Карфагеном (бывшими финикийцами, прославленными мореходами), ни с первым вариантом морской войны, ни со вторым преуспеть не сумели. Зато они были идеальными бойцами на суше, а значит все, что им требовалось – превратить морской бой в сухопутный.

Так и появился «ворон» — корабельный крюк, цеплявшийся за борт вражеского судна и становился своеобразным мостиком , по которому римские воины могли перебраться на чужой корабль. Ширина такого мостика была не более метра, а длина до одиннадцати метров. Древние римляне первыми стали использовать абордажные мостики во время морских сражений, что позволило им сразить огромный флот карфагенян, считавшихся непобедимыми на море.

В эпоху Античности использовались самые разнообразные виды оружия. Так, этруски и галлы часто использовали в боях уникальное метательное копью – пилум . Правда, учитывая структуру войска и первых, и вторых, как-то пилум у них не прижился. Зато римляне быстро смекнули, насколько большое преимущество дает пехоте такое копье для метания. После некоторых усовершенствований, на свет появился римский пилум, приносящий одну победу за другой легионам Рима и способный пробить даже самые прочные и тяжелые доспехи.

В эпоху конца Республики на вооружении у римского легионера было два пилума. Первый, легкий, метали во вражеское войско с расстояния до тридцати метров. Легкий вариант был больше похож на дротик и, застревая в щите воина, был призван мешать ему во время битвы. Второй, тяжелый пилум, легионеры метали когда до противника было не более десяти метров – это копье пробивало доспехи и считалось одним из самых смертоносных метательных орудий своего времени.

Римские армии прошагали по всему известному миру, покоряя варваров и расширяя границы империи. Ночевать и останавливаться на привал приходилось многотысячным легионам довольно часто. Чтобы защитить себя, римляне придумали отличный способ – строить типовые укрепленные лагеря при любой остановке войска, даже на одну ночь.

Выглядел такой лагерь довольно просто. Прямоугольник с соотношением сторон три к двум. Если было много времени, то лагерь окружали рвом и вбитыми в землю деревянными кольями. Известны случаи постройки каменных стен для временного укрепления. По центру римского военного лагеря проходила широкая «преторская» улица , о которой под прямыми углами шли жилые и административные улицы. В центре, самом укрепленном месте лагеря, находились собственно римские войска, обозы и командование . Ближе к стенам располагались палатки союзных войск и наемников.

Беда всех армий Античности – отсутствие мобильности . Древние римляне быстро смекнули, что если они будут использовать столь популярную в то время (и довольно эффективную, вспомни хотя бы поход Александра ) греческую фалангу, превзойти своих врагов им не удастся. Нужно было придумать такой военный строй, который имел бы неоспоримое преимущество перед другими армиями.

Так появились римские манипулы . В дословном переводе с латинского языка манипула – горсть . Принято считать, что манипула была наименьшей единицей деления войска древних римлян. Строй обычно был в три линии и состоял из десяти манипул. Некоторые ученые оспаривают это, но документы того времени свидетельствуют, что весь отряд строился в шахматном порядке. Когда первая линия не справлялась с врагом, в бой шла вторая линия. В третьей линии находились манипулы самых опытных и тяжеловооруженных воинов – триариев. В итоге, система манипул позволила быть войску римлян практически непобедимым в поле с восточными конными армиями и греческими фалангами, так как обладала невероятной мобильностью для своей эпохи . Благодаря такому военному строю римляне сумели построить одну из самых больших и великих империй в истории человечества.

Интерес ко всему, что связано с Римской Империей, всегда высок. Это античное государство смогло объединить в себе тысячи людей и народностей, на протяжении веков держа под контролем все Средиземноморье. Великие ученые и мудрые философы, непобедимые полководцы и железные легионы, легендарные политики и непревзойденные ораторы, искусные зодчие и опытные инженеры, честь и слава, триумф и лавровый венок — все это Вечный Город.

Падение Римской Империи в 468 году, без преувеличения, на долгое время повергло Европу в хаос и отбросило развитие человечества на сотни лет назад. Конечно, у римлян не было компьютеров и летательных аппаратов. Но людям пришлось идти века или даже тысячелетия, чтобы в некоторых отраслях вновь достичь того уровня, который однажды уже был достигнут.

Количество и качество потерянных или забытых технологий и последовавший за этим провал в развитии цивилизации настолько поражает, что начинаешь задумываться о том, как бы сложилась история, если бы Рим устоял. Возможно, мы бы жили в намного более технологичном и развитом мире.

мы уже рассказывали о таких удивительных римских изобретениях и технологиях, как изготовление стекла, строительство мостов и дорог и изготовление бетона, благодаря крепости которого мы до сих пор можем любоваться античными сооружениями, оставшимися со времен Римской Империи. Во второй части мы познакомимся с другими уникальными технологиями и новшествами, использовавшимися в Древнем Риме.

Хирургия

«Война — лучшая школа для хирурга» — сказал как-то знаменитый греческий врач Гиппократ, и был по своему прав. Римляне вели множество войн, и врачи, равно как и школа врачевания у них были одними из лучших в мире. И пусть даже множество знаний римские врачи почерпнули у своих греческих коллег и из египетских источников, их труд по систематизации и практическому применению этих знаний нельзя недооценивать.


Римские хирургические инструменты, обнаруженные в городе Помпеи

О том, что хирургия и врачевание в Риме находились на высоком уровне, свидетельствуют находке в городе Помпеи (город был погребен под слоем пепла 24 августа 79 года н.э. и сохранился в законсервированном виде до наших дней, являясь уникальным наследием античной эпохи). В частности, были обнаружены около 40 хирургических инструментов, причем многие из них имели два конца для более удобной работы. Примечательно, что в наши дни хирурги пользуются инструментами похожей формы.

Наиболее известным среди римских докторов, безусловно, являлся Галлен, труды которого оставались актуальными на протяжении 15 веков после его смерти!

С наступлением Темных веков и Средневековья для хирургии и врачевания наступают плачевные времена: церковь запрещает проводить любые хирургические операции, обвиняя врачей в ереси. Возрождение хирургии начинается лишь в 14 веке.

Гигиена

Гигиене римляне уделяли особое внимание. Известно, что в поздней Римской Империи во всех крупных городах были построены публичные бани, на наиболее оживленных улицах стояли общественные туалеты. А еще Рим славился гигантской канализационной системой, которая называлась Cloaca Maxima (переводится как «Большая клоака»). Cloaca Maxima представляла собой большой туннель 3х4 метра, к которому тянулись десятки стоков от общественных бань, туалетов и домов горожан.

Разумеется, не всем жителям империи были доступны блага цивилизации, а некоторым и вовсе приходилось жить около сливных стоков от городских канализаций, но все это не идет ни в какое сравнение с тем, что творилось во времена Средневековья, когда какая-либо санитария практически отсутствовала. Первые канализации в городах Европы начали появляться лишь спустя тысячелетие, причем часто за основу использовались системы, оставшиеся еще со времен римлян.

Это интересно : римляне считали , что у Cloaca Maxima есть своя богиня , которую зовут Клоакия . Большая Клоака и по нынешний день исправно функционирует и отводит с улиц Рима дождевую воду .

И, конечно, нельзя обойти вниманием знаменитые римские акведуки. При их постройке инженерам удавалось достигать чрезвычайной точности, за счет чего эффективность прохождения воды по акведукам была максимальной. К сожалению, весь опыт постройки данных технических сооружений был утерян в Темные века. Как же люди доставляли воду в города во времена Средневековья? Все очень просто — рыли колодцы.


Римский акведук в Каталонии, Испания

Технологичность римских акведуков была настолько высокой, что они не устарели даже спустя полторы тысячи лет, когда Европу снова охватил бум доставки воды в города с помощью акведуков.

Механизмы

Самыми знаменитыми римскими механизмами являлись строительные краны. Идея использовать краны была не нова, и с их помощью часто возводили постройки в древней Греции (в особенности можно выделить инженерные решения Архимеда) и на востоке. Однако римляне, позаимствовав конструкцию, смогли ее улучшить и с помощью технических инноваций достигли грузоподъемности в 7,5 тонн на один кран.

Во времена первого века нашей эры вдоль рек стояли водяные мельницы, освобождая работников от тяжкого труда по помолу зерна, а вдоль побережья стояли маяки, свет которых был виден за несколько десятков километров благодаря хитрой системе вогнутых зеркал.

Отдельных слов заслуживают многочисленные военные орудия: баллисты, онагры, катапульты и т.д. В этом вопросе римская военная инженерия потрудилась на славу. Как это часто бывало, взяв за основу военную технику эллинов, римляне постепенно совершенствовали ее и придумывали все новые разновидности осадных машин для различных типов боя: осады, обороны, прямого столкновения и т.п. Пожалуй, до появления пороховых орудий, римская армия являлась наиболее механизированной за всю историю.

О том, что машиностроение, в том числе и военное, на долгое время пришло в упадок после краха Рима, свидетельствует то, что почти все археологические находки механизмов относятся самое крайнее к 5 веку нашей эры. До 1200 года только лишь Византия и в какой-то мере страны востока поддерживала создание механизмов для гражданских и военных нужд. Лишь в 13 веке в Европе начинается эпоха возрождения машиностроения, которое работало первоначально в основном на нужды армии.

А еще многие историки всерьез полагают, что римляне были способны создать паровой двигатель. По крайней мере, у них были необходимые технологии для получения необходимых деталей, а возможность использования пара была им известна еще от древних греков, которые экспериментировали с созданием простых игрушек, движущие части которых приводились в движение силой пара. К сожалению, никто не рассматривал их как нечто, способное заменить практически бесплатный ручной труд рабов. Хотя, кто знает, не появилась бы паровая машина на тысячу с лишним лет раньше, если бы Римская Империя не пала под натиском варваров?

Перечисленные в данной статье технологии — далеко не все изобретения римлян. Множество мелких бытовых изобретений, таких как разные формы ботинок для левой и правой ноги, зонтики от дождя и солнца, ножницы, носки и другие полезные вещицы помогали жителям империи каждый день справляться с бытовыми хлопотами и удивляли гостей из дальних земель. Какую-то часть знаний удалось сохранить и приумножить Византии, однако многие технологии человечеству пришлось постигать заново.

подписывайтесь на наш T

(1) Опус квадратум, одна из старейших технологий, применялась с древних времен и характеризовалась рядами равномерных, прямоугольных камней, укладываемых в линию.

(2) Опус инцертум, технология облицовки внешних фасадов опус цементициум, с неравномерной укладкой туфовых блоков, вставляемых в бетонное ядро как клинья.

(3) Опус квази ретикулатум, технология, при которой тесаные камни (ашлары) размещались более равномерно, в 1 веке до н. э. эта технология развилась в опус ретикулатум (4), при которой размещение камней стало полностью равномерным.

(5) Опус виттатум, технология внешней отделки, появившаяся в 1 веке, характеризующаяся рядами выложенных по горизонтали кирпичей.

Наиболее распространенной системой кладки вплоть до конца республиканского периода была так называемая кладка опус квадратум. Хотя подобная кладка была довольно прочной и стойкой, она имела серьезные ограничения при облицовке больших площадей, которые приходилось строить из дерева с использованием фермы или простой консоли.

Одной из проблем, побудивших римских инженеров разрабатывать более сложные технологические решения, были недорогая плитка Cersanit (http://remforyou.ru/cersanit-rossiya.html) и высокие здания (перенаселенный Рим требовал более рационального использования площадей). Метод опус цементициум широко используется римлянами и по сей день. Этот метод позволял строить монументальные, комплексные сооружения, такие как акведуки, театры, термы и т. п. Заливка крыш зданий могла осуществляться прямо на месте, что позволяло создавать величественные своды (как в Пантеоне). Первым зданием, построенным из бетона, был портик Эмилия, расположенный в новом деловом районе у подножия Авентина. Бетон представлял собой очень плотную, прочную смесь из осколков туфа, камней терракоты или гравия, залитых раствором. Для упрочнения и защиты бетона его облицовывали с двух сторон, таким образом бетон оставался внутри и скреплялся с кладкой, составляя комбинированный комплекс работ. Когда прошло время простой кладки опус квадратум, ей на смену пришли другие виды кладок, такие как опус инцертум, при которой небольшие блоки туфа беспорядочно укладывали на обе поверхности; опус квази ретикулатум - с более равномерным размещением блоков; опус ретикулатум, при которой внешняя поверхность имела равномерный, приятный вид за счет аккуратного размещения четырехсторонних конической формы блоков, вставленных глубоко в бетонное ядро; опус микс-тум, позволявшая строить стены более экономично, так как решетчатые связки заменялись кирпичными; опус ла-терициум или тестациум, которая поначалу (1 век до н. э.) использовалась для особенно сырых районов. Последняя технология кладки получила признание и в конечном итоге заменила все другие, начиная со времени правления Антонина Пия и Марка Аврелия.

Кирпичные заводы работали в Риме довольно интенсивно, они также производили плитку для пола (http://remforyou.ru/) для специфических сооружений, таких как термы и акведуки. Заводы также поставляли кровельную черепицу и желобчатую черепицу для крыш, свежепрессованные кирпичи для уличных настилов, для типичных кладок «на ребро» и «в елку» (опус спикатум).

Проблема настилов решалась с помощью различных технологий, в зависимости от назначения. Например, улицы могли мостить булыжниками или большими каменными плитами, добавляя для прочности слои песка или гальки. Плавательные бассейны или хранилища воды облицовывали смесью бетона и необожженного кирпича, известной как опус сигнинум, что делало стены водонепроницаемыми.

Можно сказать, что жизнеспособность римских строительных технологий кроется в способности находить совершенно новые решения проблем, использовать старые технологии, недорогую керамическую плитку (http://remforyou.ru/) и приспосабливать их для решения насущных проблем, пока не будут найдены новые решения.

Даже сегодня мы восхищаемся великолепием римских сооружений, когда рассматриваем остатки памятников, которые оставили нам римские архитекторы имперского периода в виде величественных зданий, акведуков, терм, фортификаций, вилл и храмов.


Римская цивилизация оставила за собой огромный вклад в историю, несмотря на то, что в большинстве случаев была в тени соседей из Греции. Римляне заимствовали многие науки, а счет с использованием римских цифр и вовсе был малоприятен. Тем не менее, существует как минимум 10 технологий созданных в Риме, но используемых поныне.

В древности считалось, что для того, чтобы познать азы геометрии или философии, предпочтительно обращаться к греку. Если же необходимо построить мост, канализацию или мощное оружие, то лучше обратиться к римлянину. Действительно, непревзойденные технологические достижения выделяют эту цивилизацию среди прочих представителей своего времени. Результатом римских изобретений стал тот факт, что многие технологии используются и по сей день по всей планете. Мы расскажем о десяти наиболее известных.


10. Купол
То, что сейчас воспринимается, как должное: арки, атриумы, стеклянные стены и потолки, было немыслимо в древнем мире: прежде, чем римлянам удалось создать технологию усовершенствования зданий, самые лучшие архитекторы того времени подолгу мучались с каменными крышами. Все архитектурные произведения, созданные до расцвета римской цивилизации, такие, как пирамиды, выгляди снаружи намного более впечатляющими, чем были внутри-они представляли собой темные помещения с ограниченным пространством. Первыми в итории именно римляне сумели создать огромные открытые внутренние пространства благодаря осознанию того факта, что арку можно было вращать в трех измерениях. А для создания мощной надежной силы, позволяющей удерживать такие сооружения, было необходимо особое вещество, которым стал бетон - достижение римлян. В данном рейтинге мы еще вернемся к этому достижению цивилизации


9.Вооружение
Как и большинство технологий того времени, осадное оружие первыми создали греки, но было усовершенствовано римлянами. Благодаря захваченным образцам греческого оружия, мир увидел баллисты - арбалеты гигантского размера, легкие и точные. Использование баллист было широко направлено как против пехоты, в то время, как на их основе были созданы «двигатели осады» - мощные и маневренные мини-катапульты, которые хоть и были не такими прицельными, как баллисты, но наносили огромный урон, что позволяло успешно использовать их для осады


8. Бетон
Жидкий камень, он же бетон - одно из величайших достижений римлян. В наше время бетон является повсеместно используемым при строительстве самого разного масштаба. Античный бетон состоял из смеси вулканического пепла, пуццолана, щебня, извести и песка. Бетон позволял производить заливку любой формы, и был необычайно прочным. Изначально, римские архитекторы использовали его для отливки оснований алтарей, однако в более поздние времена проводились самые различные эксперименты с этим материалом, результатом которых стало появление таких чудес, как Пантеон - крупнейшее в мире неармированное сооружение из бетона и поныне возрастом в 2000 лет


7. Дороги
Повествуя о достижениях римской цивилизации нельзя умолчать о таком изобретении, как дороги, которые создавались настолько хорошо, что многие из них до сих пор годятся для использования. Конечно, было бы некорректно сравнивать римские дороги с современными асфальтовыми шоссе, но они действительно были прочными, и создавались на века в несколько этапов. В начале рыли огромный котлован глубиной около метра, затем на дно траншеи устанавливали широкие каменные блоки, после чего оставшееся место заполняли толстым слоем гравия. Самый верхний слой укладывали специальными плитами с выпуклостями, по которым могла стекать вода. Как известно, инженеры империи настаивали на создании исключительно прямых дорог, требовавших огромных ресурсов для очистки местности, через которую эти дороги проходили. Однако, к 200 году до нашей эры, империя римлян имела в своем активе 85000 километров дорог


6. Канализация
Монументальные коллекторы римлян стали одним из самых знаковых творений при том, что изначально строились совсем для другой цели. Первоначально «Клоака Максима» («Крупнейшая канализация» при дословном переводе), создавалась для слива части воды из местных болот. Начиная с 600 года до нашей эры и в последующие сотни лет было добавлено множество водных путей. На данный момент сложно точно определить, в какой момент клоака стала полноценной канализацией, однако по мере роста городов канализация стала проникать в них глубже и глубже, со временем полностью охватив их. Основным достижением канализации был факт неприметности и избавления общества от большинства инфекционных болезней, а Плиний старший заявил, что римская канализация является намного более сложным архитектурным сооружением, нежели египетские пирамиды


5.Пол с подогревом
Создание оптимальной температуры - сложнейшая инженерная задача, которая требует мощного научного потенциала даже в наше время, что говорить про древние времена. Однако, римляне справились с этой задачей. Они впервые применили идею, которая до сих пор используется при строительстве теплых полов - он представлял собой сооружение из глиняных полых колонн, которые встраивались под основание пола, и решал сразу несколько проблем: проблему огня и проблему дыма. Огонь в то время был основным источником тепла, однако здания имели свойства гореть, а выделяющийся при этом дым нес собой огромную опасность удушения. В римской системе подогрева пол был приподнят, что позволяло горячему воздуху из печи никогда не вступать в контакт с комнатой: он проходил через полые плитки, а на выходе из здания поглощался глиняными черепицами, что позволяло достичь необходимого эффекта


4. Акведук
Как и дороги, акведуки феноменальной длины стали визитной карточкой и настоящим инженерным чудом в жизни римлян. Одним из ограничений роста древних городов была невозможность добраться из любой его точки до питьевой воды, и эта проблема была решена. Ведь, хоть Рим и располагался на реке Тибр, она была чрезмерно загрязнена другим изобретением зодчества: канализацией. Римские акведуки представляли собой сложную систему, имеющую протяженность в более чем 400 километров, и поставляющую в город чистую питьевую воду


3. Гидроэнергия
Римляне сумели объединить воедино греческие технологии и собственное инженерное мастерство, которое позволило создать первые в мире мельницы, турбины и лесопилки на энергии воды. Также, римляне создали первое в мире колесо-перевертыш, впоследствии получившее широкое распространение во всем мире. Примечателен тот факт, что несмотря на обилие инженерных идей, в большей части империи продолжал использоваться доступный и дешевый ручной труд


2.Арка из сегментов
Хотя такое изобретение, как арка не принадлежит рукам римлян, они нашли возможность его усовершенствования. Инженерам римлян удалось постичь, что для придания конструкции прочности, арка не должна состоять из одного сегмента, когда ее можно разбить на множество мелких деталей. Это позволило создавать намного более мощные и надежные мосты


1. Понтонные мосты
Огромное количество римских дорог подразумевало под собой возможность быстрого перемещения армий, а созданный в 55 году до нашей эры Юлием Цезарем понтонный мост длиной более 400 метров позволил римлянам молниеносно пересечь Рейн, в котором древние племена немцев видели надежную защиту от вторжения. Мост через Рейн оказался чрезвычайно умным творением, ведь соорудить мост через реку, не нарушая течения - очень непростая задача, тем более в условиях военной обстановки. Инженеры работали быстро и качественно: сваи были собраны вместе в течение десяти дней, после чего был собран мост