Домой / Hi-tech / Биография генерала бондарева. Бондарев Виктор Николаевич – генерал-полковник – биография. Почему произошло увольнение

Биография генерала бондарева. Бондарев Виктор Николаевич – генерал-полковник – биография. Почему произошло увольнение


Председатель Комитета Совета Федерального Собрания по обороне и безопасности.
Российский военачальник. Генерал - полковник. Герой Российской Федерации.

Виктор Бондарев родился 7 декабря 1959 года в селе Новобогородицкое, Воронежская область. После школы до 1981 года учился в Борисоглебском высшем военном авиационном училище летчиков имени В.П. Чкалова. Затем, до 1989 года, проходил службу летчиком - инструктором, командиром звена в Барнаульском высшем военном авиационном училище летчиков имени Главного маршала авиации К.А. Вершинина.

С 1989 года на протяжении трех лет Бондарев являлся слушателем Военно - воздушной академии имени Ю.А. Гагарина. Позднее прошел обучение в Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации.

В 1992 году стал старшим штурманом и Командиром эскадрильи в Борисоглебском учебном центре подготовки летного состава имени В.П. Чкалова, затем Командиром эскадрильи и заместителем Командира штурмового авиационного полка.

С сентября 1996 по октябрь 2000 года командовал 899-м гвардейским штурмовым авиационного Оршанского дважды Краснознаменного ордена Суворова полка имени Ф.Э. Дзержинского в Воронежской области.

За мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга в условиях, сопряженных с риском для жизни 21 апреля 2000 года Виктор Николаевич удостоен звания Героя России.

С мая 2006 года являлся заместителем Командующего 14-й армией Во­ен­но-воз­душ­ных сил и противовоздушной обороны в городе Новосибирск. Через два года стал командующим 14-й армией Военно - Воздушных Сил и Противовоздушной Обороне.

Через три года Виктора Николаевича назначили командующим 2-м командованием Во­ен­но-воз­душ­ных сил и противовоздушной обороны.

С августа 2010 года проходил службу в должности заместителя Главнокомандующего Военно-воздушными силами. Далее назначен на пост Начальника Главного штаба, Первого заместителя Главнокомандующего Военно-воздушными силами.

С 1 августа 2015 года занимал должность Главнокомандующего Воздушно - космическими силами Российской Федерации. Ранее, во время авиационной части парада на Красной площади лично пилотировал самолет Ту-160.

С сентября 2015 года осуществлял руководство Авиационной группой Воздушно - космическими силами России в Сирийской Арабской Республике.

Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации Владимир Путин вручил Главнокомандующему ВКС России генерал - полковнику Виктору Бондареву Боевое знамя Воздушно-космических сил РФ 17 марта 2016 года.

Правительством Кировской области Виктора Бондарев делегирован в Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации. Наделен полномочиями с 19 сентября 2017 года. Избран Председателем Комитета по обороне и безопасности.

Указом Президента России освобожден от должности Главнокомандующего Воздушно-космическими силами и уволен с военной службы 26 сентября 2017 года.

Награды Виктора Бондарева

Герой Российской Федерации (21 апреля 2000 года) - за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга в ходе контртеррористической операции на Северном Кавказе

Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени

Орден Мужества

Орден «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени

Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени

Медаль Жукова

Медаль «В память 850-летия Москвы»

Юбилейная медаль «70 лет Вооруженных Сил СССР»

Медаль «200 лет Министерству обороны»

Медаль «За воинскую доблесть» I степени

Медаль «За отличие в военной службе» I степени

Медаль «За отличие в военной службе» II степени

Медаль «За безупречную службу» III степени

Медаль «За возвращение Крыма»

Заслуженный военный летчик Российской Федерации

Военный летчик-снайпер

Виктор Бондарев – российский военный лётчик, Герой России , генерал-полковник, государственный и общественный деятель.

Родился будущий Герой России в 1959г., в маленьком селе Новобогородицкое , расположенном в двухстах верстах от областного центра – г. Воронежа.

С раннего детства деревенский мальчишка грезил о небе, и в будущей взрослой жизни не представлял себя ни кем иным, как отважным пилотом.

Начало карьеры в ВВС

По окончании Новобогородицкой сельской школы, Виктор сразу же отправился в Борисоглебск, где располагалось военное авиационное училище. В 1981г. Бондарев успешно завершает обучение, получив диплом лётчика-инструктора.

По распределению молодой пилот попадает инструктором в Барнаульское высшее военно-воздушное училище. В Алтайском крае он прослужил восемь лет, вплоть до 1989г., обучив лётному мастерству не один десяток курсантов.

Дослужившись до должности командира звена и звания майора, он поступает в московскую Командную академию ВВС им. Гагарина, которую оканчивает в 1992г.

Участие в боевых действиях

По окончании Академии он возвращается в свою «Альма-матер», в Борисоглебское училище, но уже в должности старшего штурмана и командира эскадрильи. Дослужившись в Борисоглебске до замкомандира учебного полка, 1996г.

Виктор переводится в боевой авиаполк штурмовой авиации, располагавшийся в г.Бутурлиновка на должность командира полка. В качестве лётчика-штурмовика принимает участие в Первой чеченской войне, совершив свыше сотни боевых вылетов на штурмовку позиций сепаратистов.

Во время Первой чеченской войны произошёл один из самых памятных эпизодов. Вблизи чеченского г.Шатой боевикам удалось сбить самолёт российских ВВС. Пилот штурмовика смог удачно катапультироваться, и под градом пуль сепаратистов приземлиться, заняв оборону.

Многократно превосходящие силы боевиков окружили отчаянно обороняющегося русского лётчика. Виктор Бондарев, узнав о попавшем в беду сослуживце, не раздумывая повёл свой штурмовик ему на выручку.

Мастерски маневрируя в небе, он смог уничтожить все зенитные средства противника, подавил огневые точки боевиков. Кружа над местом катапультирования сбитого товарища, он не давал подойти дудаевцам к нему до тем самых пор, пока раненого пилота не эвакуировал спасательный вертолёт.

После заключения Хасавюртовского мира в 1996г. , полковник Бондарев возвращается в родной авиаполк, в Бутурлиновку.

Однако, мирная жизнь продлилась не долго: в 1999г. банды чеченских боевиков и арабских наёмников под предводительством международных террористов Басаева и Хаттаба напали на мирную российскую республику Дагестан.

Разразилась вторая чеченская война, в которой лётчик-штурмовик Бондарев совершил уже свыше 300-х боевых вылетов для ударов по позициям боевиков. За героизм, проявленный во время военных действий, в 2000г. Бондарев указом Президента РФ удостаивается звания Героя России.

Служба после войны

После разгрома основных террористических бандформирований и занятия российскими войсками всей территории Чечни, лётчик-штурмовик Бондаренко вновь переводится в тыл. В 2000г. он назначается на должность замкомандира 105-й воронежской авиадивизии, а в 2004г. становится её командиром.

В 2002-04гг. проходит обучение в Военной Академии Генштаба ВСРФ, по окончании которой ему присваивается звание генерал-майора.

После окончания Академии Генштаба карьера боевого лётчика круто пошла вверх. В 2006г. Виктор Бондарев вновь уходит на повышение. На этот раз он направляется в Сибирь, заместителем командира 14-й военно-воздушной армией, расквартированной в Новосибирске.

Спустя два года Бондарев назначается командиром этой армии ВВС и ПВО . А ещё через год, в 2009г. он становится командующим войсками ПВО и ВВС Центрального ВО.

С 2010г., Бондарев, показавший себя не только отчаянно храбрым лётчиком, но и талантливым военачальником, назначается заместителем Главнокомандующего ВВС РФ. В следующем году очередное повышение – начальник Генерального штаба ВВС РФ.

Наше время

В 2012г. в российских вооружённых силах разгорелся большой скандал, связанный с именем Министра ВС РФ Сердюкова.

Правоохранительные органы вскрыли многочисленные коррупционные схемы, в которых были замешаны его ближайшие заместители и подчинённые.

На волне прокатившихся по армии отставок, в том же 2012г. был освобождён от должности Главкома ВВС и уволен из армии бывший начальник Бондарева, генерал-полковник А. Зельдин. Вакантное место занял его первый заместитель Виктор Бондарев.

В этом же году Президент РФ В.В. Путин присваивает новому Главнокомандующему ВВС звание генерал-лейтенанта. Ещё через два года Бондарев получает очередное воинское звание – генерал-полковника. Таким образом, за неполных десять лет В. Бондарев прошёл путь от полковника до генерал-полковника.

Даже находясь на командных должностях, генерал-полковник не утратил лётного мастерства. В подтверждение тому, на параде, посвящённом Дню Победы, он лично пилотировал стратегический ракетоносец Ту-160, пролетевший над Кремлём.

В 2015г. российские войска ПВО и ВВС трансформируются в военно-космические силы, и Бондарев становится первым Главкомом ВКС РФ. Год спустя, в мае 2016г. во время инспекции новой ВПП близ Астрахани, 57-летний генерал-полковник лично выполнил на истребителе МиГ-29 целый ряд фигур высшего пилотажа.

В 2015г. началась боевая операция российских ВКС против боевиков террористической группировки ИГИЛ. Непосредственное руководство по координации действиями российских лётчиков была возложена на Главкома ВКС Бондарева.

Согласно отзывам Министра обороны и Президента, он блестяще справился с данным заданием. Российская авиация на отлично выполнила поставленные перед ней задачи, сломав хребёт исламскому халифату. В 2017г. Бондарев ушёл в отставку, возглавив Комитет по обороне в Совете Федераций РФ.

Бондарев Виктор Николаевич – командир 899-го гвардейского Оршанского дважды Краснознамённого ордена Суворова 3-й степени штурмового авиационного полка имени Ф.Э. Дзержинского 105-й смешанной авиационной дивизии 16-й армии ВВС и ПВО, полковник.

Родился 7 декабря 1959 года в селе Новобогородицкое ныне Петропавловского района Воронежской области. Русский. В 1977 году окончил среднюю школу в Новобогородицком.

С августа 1977 года – в Военно-воздушных силах СССР. В 1981 году окончил Борисоглебское высшее военное авиационное училище лётчиков имени В.П. Чкалова. С 1981 служил в 44-м учебном авиационном полку, который обеспечивал учебный процесс Барнаульского высшего военного авиационного училища лётчиков (станция Калманка Алтайского края): лётчик-инструктор, старший лётчик, командир звена. В 1989 году направлен на учёбу в академию.

В 1992 году окончил командный факультет Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина. С 1992 года служил в Борисоглебском учебном центре подготовки лётного состава: старший штурман, командир эскадрильи. Затем проходил службу командиром штурмовой авиационной эскадрильи, заместителем командира, а с сентября 1996 года по октябрь 2000 года - командиром 899-го гвардейского штурмового авиационного полка 105-й смешанной авиационной дивизии 16-й армии ВВС и ПВО, дислоцированного на военном аэродроме Бутурлиновка в Воронежской области.

Участник боевых действий в Северо-Кавказском регионе в ходе первой и второй чеченских войн. В первой чеченской войне совершил свыше 100 боевых вылетов. В декабре 1994 года при штурмовке позиций дудаевцев у села Шатой огнём с земли был сбит самолёт одного из лётчиков полка. Тогда В.Н. Бондарев подавил зенитные средства боевиков и до прибытия спасательного вертолёта огнём с неба отгонял боевиков от места приземления лётчика. В период второй чеченской войны совершил свыше 300 боевых вылетов против незаконных вооружённых бандитских формирований.

Указом Президента Российской Федерации № 709дсп от 21 апреля 2000 года за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга в условиях, сопряжённых с риском для жизни, полковнику Бондареву Виктору Николаевичу присвоено звание Героя Российской Федерации.

С ноября 2000 по 2002 год – заместитель командира 105-й смешанной авиационной дивизии 16-й армии ВВС и ПВО (город Воронеж). В 2004 году окончил Военную академию Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации. С июня 2004 года – командир 105-й смешанной авиационной дивизии. С мая 2006 года – заместитель командующего, а с июня 2008 года – командующий 14-й армией ВВС и ПВО (Новосибирск).

С 17 июля 2009 года – заместитель главнокомандующего, с 15 июля 2011 года – начальник Главного штаба – первый заместитель главнокомандующего, а с 6 мая 2012 года по 1 августа 2015 года – главнокомандующий Военно-воздушными силами Российской Федерации. С 1 августа 2015 года по 26 сентября 2017 года – главнокомандующий Воздушно-космическими силами Российской Федерации.

Освоил самолёты Л-29, МиГ-21, Су-25 и другие. Имеет общий налёт более 3000 часов. Был допущен к полётам днём и ночью, в любых метеоусловиях. 9 мая 2015 года во время авиационной части военного парада в Москве в ознаменование 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне пилотировал самолёт Ту-160.

26 сентября 2017 года освобождён от занимаемой должности и уволен с военной службы. До этого 19 сентября 2017 года в качестве представителя от исполнительного органа государственной власти Кировской области назначен членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. 27 сентября 2017 года утверждён в должности председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности.

Живёт и работает в Москве.

Воинские звания:
генерал-майор (2005);
генерал-лейтенант (9.08.2012);
генерал-полковник (11.08.2014).

Награждён орденами «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени (2016), Мужества (4.01.1995), «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени (1984), медалями, в том числе медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени с мечами (6.01.1995), а также орденами и медалями иностранных государств.

Заслуженный военный лётчик Российской Федерации (2010).

Кандидат технических наук.

Если он пытается столкнуть лбами Россию и США, обманывая своих российских читателей?

Обратите внимание, что слова о "ломке" Россией "планов США" имеются в названии поста и... в подписи к фотографии, сделанной Александром Коцем. Возможно ли поверить, что подпись к фото г-на Коца делает лично трехзвездный русский генерал?

Собственно, пост неполживого блогера выглядит так:

"В современной войне ее информационное сопровождение играет зачастую не менее важную роль, чем собственно боевые действия. Информационный удар, нанесенный в соцсетях, может обесценить успех, достигнутый на поле боя. И это действительно новация, то, чего раньше не было. Подобные действия нужно предвидеть, их следует упреждать. Поэтому в современных войнах при планировании и проведении боевых операций информационная составляющая — одна из самых важных. Можно ли представить себе, что в годы Великой Отечественной Войны главком ВВС РККА дает интервью одной из центральных газет, в которой — по горячим, что называется, следам — рассказывает о действиях советской авиации на Курской дуге? Да и в более поздние времена, в период чеченских войн, часто ли мы могли подобное наблюдать? А сейчас подобные интервью входят в круг служебных обязанностей представителей высшего командования ВС РФ. Публичные выступления — важная часть их работы.

В четверг, 5 ноября, «Комсомольская правда » опубликовала интервью главкома ВКС России Виктора Бондарева , которое он дал военному обозревателю Виктору Баранцу. В этом интервью генерал-полковник подвел первые итоги операции наших войск в Сирии.

Главнокомандующий ВКС России Виктор Бондарев: «В отличие от американцев, мы реально бьем игиловцев»

Несколько десятков российских самолетов и вертолетов уже месяц участвуют в боевых действиях в Сирии, нанося удары по вооруженным формированиям Исламского государства и других террористических группировок. Как замышлялась воздушная операция? Как она сейчас идет? Почему США отказываются вместе с россиянами бить ИГИЛ? На эти и многие другие вопросы военного обозревателя «КП» Виктора Баранца отвечает Главнокомандующий Воздушно-космическими силами России генерал полковник Виктор Бондарев .

Бутафорская бомбежка

— Виктор Николаеивч, как Вы понимаете смысл трагических сирийских событий?
— Это война с чумой 21-го века — международным терроризмом. На этой многострадальной земле Сирии собрался сброд со всего мира. И ИГИЛ и «Джибхат ан-Нусра» и другое отребье.
— Но ведь самолеты США и их союзников больше года бомбили ИГИЛ
— Да, «бомбили» так, что ИГИЛ сначала взял под контроль 30, а затем почти 75% сирийской территории вместе с крупными нефтепромыслами! То была бутафория, имитация борьбы с террористами. У этой самой «умеренной» оппозиции силенок не хватало, чтобы свалить Асада. Мы слышали: что самолеты коалиции бомбят ИГИЛ, но никто не видел результатов. И если бы законная сирийская власть игиловцам сдалась, и они почувствовали возможности своей организации, то ряды их увеличились бы кратно.
— Вы были в Сирии?
— Да, был. Именно там, где базируются сейчас наши самолеты и вертолеты. Я прибыл туда, когда процентов 80 личного состава там уже находилось. Мне нужно было посмотреть, как мы готовы к выполнению тех боевых задач, которые нам поставлены. Посмотрел, как устроились летчики, поговорил с ними. Порадовал меня их высокий боевой настрой.


Появление российской военной авиации в Сирии и начало воздушной операции радикально сломало американские планы в этом стратегически важном регионе. Фото: Александр Коц, Дмитрий Стешин

— Почему было принято решение использовать прежде всего самолеты и вертолеты наших Воздушно-космических сил в Сирии, какая тут была идея?
— А что можно было еще применить? Стрелять каждый день ракетами? Это очень накладно. Да и ведь ИГИЛовцы - это высокомобильный бандитский сброд. Они на автомобилях, на мотоциклах, на велосипедах, на ослах, на ишаках перемещаются. За ними на танках, на грузовиках или на БТРах не нагоняешься. После каждого удара они меняют позиции, чтобы избежать жертв. Другое дело - авиация. Исходя из этого, и принималось решение о той нашей боевой технике, которая там находится.

Начало

— С чего начиналась подготовка воздушной операции?
— Мы просчитали все возможные угрозы. Мы туда поставили не только истребители, штурмовики, бомбардировщики, вертолеты, но и зенитные ракетные системы. Потому что могут быть различного рода форс-мажорные обстоятельства. Допустим, угон боевого самолета на территории сопредельного с Сирией государства и нанесение удара по нам. И к этому мы должны быть готовы.
— Как наши самолеты и вертолеты добирались до Сирии?
— Самолеты летели сами, вертолеты перевозили. Потому что боевого радиуса вертолета не хватает, чтобы туда долететь.
— У Вас не было разведданных, что американцы пронюхали переброску нашей боевой техники в Сирию?
— Мы сбили их с толку…
— Как именно?
— Не будем раскрывать нашу кухню стратегического прикрытия…

Красные кружки

— И все же незадолго до начала операции (30 сентября — ВБ) один из генералов Пентагона заявил, что «самолеты русских готовы и они в ближайшие дни могут начать»…Это была объективная информация?
— Мы в принципе были готовы начать уже через 3 часа.
— После приземления?
— Так точно.
— А может быть, они только делали вид, что не замечают переброски нашей боевой техники?
— Не думаю. Наше появление в Сирии и начало воздушной операции радикально сломало их планы в этом стратегически важном регионе. Российская армия всего за три последних года стала другой. Началось интенсивное перевооружение, стало динамично наращиваться количество контрактников, профессионально владеющих высотехнологичным оружием. Мы начали получать по 250 самолетов в год! Изменилась и система боевой подготовки. С 12-го года у нас пошли внезапные проверки, которые научили нас очень многому. Ведь противник перед нападением не пришлет телеграмму: когда именно и на каком участке вторгнется в Россию или нанесет по ней удар. А внезапные проверки позволяют понять, в какой реальной степени боеготовности находится армия. Мы сейчас можем собраться для выполнения боевых задач за минимальное время, - даже меньшее: чем то, которое мы спланировали на приведение войск в ту или иную степень готовности. Вот все это и предопределило ту «прыть», с какой мы сработали в Сирии… Это не из-за того, что мы такие крутые перцы и были готовы с хода в бой ринуться. А из-за того, что тщательно изучалась вся инфраструктура и районы дислокации ИГИЛ.


Российские штурмовики Су-25 на авиабазе в Сирии. Фото: Александр Коц, Дмитрий Стешин

— Заранее?
— Не заранее, а постоянно. Мы тщательно вели и ведем разведку, мы получали и получаем информацию. Летный изучает районы предстоящих действий. Мы изучили все «чувствительные» для мирного населения Сирии места. Это мечети, школы, святые места, больницы, роддома, школы. Мы их пометили красными кружками и точками. Чтобы туда ни в коем случае не упала ни одна бомба… .
— Пометили на карте?
— Да, у каждого пилота на карте вылета.
— Это было еще до начала операции?
— До боевого применения. Потому что по-другому мы не имели и не имеем права себя вести.
— Вы можете назвать количество наших самолетов и вертолетов, поддерживающих с воздуха действия сирийской правительственной армии?
— Там более 50 самолетов и вертолетов. Именно столько, сколько нам необходимо. Больше пока не надо.
— По какому принципу отбирались летчики, штурманы, техники для работы в Сирии?
— По уровню подготовки в ходе реальных практических действий: в ходе учений, проверок.
— Как вы оцениваете уровень профессионализма своих летчиков?
— Наверное, много тут рассказывать не надо, мы это всё показываем на соревнованиях «Авиадартс», на учениях. Я доволен, я горжусь своими пилотами.
— Какой был примерно средний годовой налет у этих ваших асов перед началом операции?
— Это был конец сентября, поэтому налет у летчиков практически у всех — за 100 часов. А с учетом того, что они находятся там, налет будет значительно больше.

Сирию видно с Арбата

— У Главкома Воздушно-космических сил есть возможность видеть и Сирию, и авиационные свои средства из космоса?
— Да, есть.
— А когда вы бываете в Национальном центре управления обороной, там в режиме онлайн вы все видите?
— А зачем? У меня свой пункт управления есть. Я и тут все что нужно, вижу…
— Прямо здесь, в Главкомате?
— Да. Надо лишь перейти в другое помещение…
— Как наши летчики в Сирии получают информацию о позициях ИГИЛ и других террористических формирований?
— Во-первых, это космос, конечно. Второе - это беспилотники. Третье - это авиационная разведка. Идет и оперативная информация от агентурной разведки. Поэтому каждую цель, каждую задачу, которая ставится, мы тщательно проверяем, согласовываем с местным руководством, генералами сирийских вооруженных сил, и потом принимаем решение по каждому объекту.
— СМИ США и других стран НАТО регулярно сообщают, что русские самолеты наносят удары по мирным жителям. Как вы реагируете на такую информацию?
— Я очень бдительно присматриваю за работой своих пилотов. И могу утверждать на 100 %, что этого быть не может. А то, что американцы и их подручные там выдумывают, — этого и следовало ожидать. Брехня - их информационное оружие. Им любыми способами надо опорочить нашу работу. Мы ее ведем прозрачно, — каждый день показываем миру. А возьмите работу американских пилотов в Афганистане. Они ее не показывают вообще! Но что касается работы наших коллег, - не в моих правилах их оценивать.
— А если ИГИЛ подорвет какую-нибудь мирную цель и скажет, что это русские сделали, чем будем крыть?
— А у нас есть координаты по каждой цели, у нас есть объективный контроль.

Тактика

— Как менялась интенсивность наших авиаударов по ИГИЛ?
— В первый день мы 9 ударов нанесли. А потом до 80 ударов дошло. В среднем сейчас 50-60 ударов в сутки.


По словам главкома ВКС, с поставкой боеприпасов для авиаударов — полный порядок.
Фото: Александр Коц, Дмитрий Стешин

— Формирования ИГИЛ меняют тактику. Они начали прижиматься к мирным населенным пунктам, мечетям, больницам. Это вынуждает наших летчиков учитывать такие обстоятельства?
— Конечно.
— Каким образом?
— Они вынуждены это делать. Бить более аккуратно. С другой стороны, это даже плюс, что террористы сейчас разбегаются со всех этих блокпостов, освобождая путь сирийской армии. Деваться им некуда, они прекрасно понимают, что стационарный объект будет нами уничтожен. Мелкие села они не занимают, потому что сирийская армия подходит, села эти они легко простреливаются артиллерией. И бандиты вынуждены сосредоточиваться в крупных городах или населенных пунктах. Это, опять же, против них играет.
— Почему?
— Потому что сирийской армии легче оцепить один крупный город и там дело свое доделать… А для нас единственная проблема - здесь должна быть филигранная работа пилота, чтобы по чувствительным для мирных сирийцев местам не нанести удар.
— Как достигается эта филигранность?
— Во-первых, разведка. Во-вторых, тщательно рассчитывается каждый полет, изучается каждая цель, высчитываются координаты этой цели, забивается все в машину. В машине перепроверяется несколько раз. Затем, когда летчик выходит на цель и есть какие-то малейшие сомнения в том, что будет недолет или перелет, он просто выполняет повторные заходы и после этого работает. Поэтому столько степеней защиты не позволяют пилоту ошибиться.
— Как нам удалось поделить сирийское воздушное пространство с американцами?
— Знаете, это, наверное, единственный пункт или согласованное решение, на которое и американцы, и мы пошли и подписали меморандум об использовании воздушного пространства.
— ВВС Сирии, Ирана, Ирака участвуют в боевых действиях вместе с нашими самолетами?
— Да, сирийские пилоты участвуют — и армейская авиация, и самолеты ударной авиации. Иракцы на своей территории также участвуют.
— И вы оцениваете их профессиональные возможности?
— Что тут говорить… У них техника старовата по сравнению с нашей. Но благодаря боевому опыту, они также подтянули свои результаты, работают они неплохо.
— Они обучались на территории России?
— Да, практически все. Правда, в конце у них было свое летное училище, но в основном они выпускники наших.
— У нас есть там единый координирующий штаб с вашим представителем, который воздушные действия координирует?
— Да, конечно.
— Это делается в режиме онлайн каждый день?
— Да, в таком режиме идет согласование, информация полная по каждому вылету, по каждому удару.

Фальшивки недругов

— В некоторых иностранных СМИ появилась информация о сбитых российских самолетах и вертолетах, даже видео показывали. Что вы можете сказать по этому поводу?
— Я скажу, что хотят выдать желаемое за действительное. Слава богу, на сегодня потерь нет.
— Как часто Вы получает информацию о состоянии нашего авиакрыла?
— Каждый день я начинаю работу именно с этого. В 8 утра мне докладывают.
— Одна из американских газет сообщала, что террористам в одном случае удалось обстрелять из реактивной артиллерии аэродром, в другом охрана аэродрома якобы, понесла тяжелые потери при нападении отряда ИГИЛ. Было нападение на аэродром?
— Нет, нападения на аэродром не было. Слава богу, все живы.

Боевой ландшафт

— Территория Сирии имеет очень специфичный ландшафт, бывают и песчаные бури. Все эти особенности как вы учитываете в боевой работе своих летчиков?
— Да, территория Сирии, особенно ближе к морю, имеет пересеченный ландшафт, немножко гористая, поросшая растительностью. Но дальше вся территория Сирии - практически ровная песчаная степная зона, больше пустыня. Поэтому основная задача у сирийцев - выбить их из горной лесистой местности и дальше переходить на равнину.
— Но там же сильные песчаные бури бывают, говорят, уже к концу года могут запылить…
— Сейчас там начинается сезон дождей, и практически дня не проходит, чтобы там не было грозы. Главным образом, это случается днем. Поэтому мы, конечно, работать будем ночью. Хотя нам в принципе без разницы, — что днем, что ночью.
— Как складываются отношения гражданского населения Сирии и наших летчиков?
— Сирийцы прекрасно знают, где находится аэродром, с которого мы работаем. Мы там находимся длительное время, и ни одного случая жалобы от сирийцев. Я на 100% уверен, что так и впредь будет.
— Работа наших самолетов и вертолетов в Сирии - это еще, наверное, и своего рода лаборатория, испытание нашей боевой техники в реальных боевых условиях?
— Безусловно. Мы проверяем всю технику, которая там находится, ее возможности. Мы проверяем средства поражения, как они себя ведут в той или иной обстановке. Естественно, мы не имеем права все это дело оставить без анализа, без изучения, без дальнейшего совершенствования и т.д.
— Прошла информация, что на одном из заводов уже в три смены работают… Якобы нашим летчикам в Сирии ракет не хватает…
— Чушь собачья! Мне пока еще ни один директор предприятия не позвонил, и не сказал, что, мол, выдыхаюсь.
— Как вы оцениваете эффективность этого оружия?
— Я считаю, что прекрасное оружие, оно себя хорошо зарекомендовало. Не зря же его и другие страны закупают. Поэтому жалоб не поступало. Разве что от тех, кого это оружие бьет…
— А что там за случай был, когда наш самолет залетел в воздушное пространство Турции? Из-за чего такой громкий шум и гам поднялся?
— Там наш самолет выполнял боевую задачу на севере Сирии. Была очень плотная облачность. Когда наш истребитель стал проходить вдоль границы с Турцией, аппаратура показала, что какие-то наземные средства ПВО пытаются делать захват боевой машины. Потому летчик был вынужден в считанные секунды сделать противоракетный маневр. Ну чуток забрался с турецкое небо. Что мы честно и признали…

Премьера

— Применение нашей боевой авиации и ПВО в Сирии - это, в сущности, премьера Воздушно-космических сил. Это фактически первое участие ВКС в реальных военных условиях.
— Да. После 1 августа первое участие.
— И как вы оцениваете «премьеру»?
— Конечно, мощь нашего вида войск увеличилась, усилилась. Решение Верховного главнокомандующего об объединении в один «кулак» абсолютно правильное. Мы соединили и космос, и противовоздушную оборону, и авиацию. То есть все сферы схвачены, мы несем в этих средах боевое дежурство. И сейчас идет обкатка всего этого огромного «хозяйства», в том числе и в Сирии…
— Что вы напоследок хотели бы сказать своим подчиненным в Сирии со страниц «Комсомолки»?
— Я бы хотел прежде всего поблагодарить наших летчиков, техников, специалистов ПВО за их отличную работу там. Я хотел бы сказать слова огромной благодарности их семьям за то, что они понимают, что их мужья, сыновья, братья делают там очень важное дело. Меня очень радует, что нет ни одной жалобы, ни одного отказа, ни одного пожелания, чтобы оттуда уехать. А еще я хотел бы поблагодарить руководству страны и Минобороны за то, что мы получили прекрасную технику и можем решать любую задачу, которую нам поставят.

Личное дело

Бондарев Виктор Николаевич . Родился 7 декабря 1959 года в селе Новобогородицкое Петропавловского района Воронежской области. В 1981 году окончил Борисоглебское высшее военное авиационное училище лётчиков имени В. П. Чкалова. Лётчик-инструктор, командир звена в Барнаульском высшем военном авиационном училище лётчиков имени Главного маршала авиации К. А. Вершинина (1981—1989). С 1989 по 1992 год — слушатель Военно-воздушной академии имени Ю. А. Гагарина. После окончания академии старший штурман, командир эскадрильи в Борисоглебском учебном центре подготовки лётного состава имени В. П. Чкалова, затем командир эскадрильи, заместитель командира штурмового авиационного полка. С сентября 1996 года по октябрь 2000 года — командир 899-го гвардейского штурмового авиационного Оршанского дважды Краснознамённого, ордена Суворова полка имени Ф. Э. Дзержинского (Бутурлиновка, Воронежская область). С 2000 года по 2002 год — заместитель командира, а с 2004 года — командир 105-й смешанной авиационной дивизии 16-й воздушной армии (Воронеж). 21 апреля 2000 года «за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга в условиях, сопряженных с риском для жизни» присвоено звание Героя Российской Федерации. С 2002 по 2004 год проходил обучение в Военной академии Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации. С мая 2006 года — заместитель командующего 14-й армией ВВС и ПВО (Новосибирск). С июня 2008 года — командующий 14-й армией ВВС и ПВО (2-е Командование ВВС и ПВО). С 2009 года- заместитель Главнокомандующего Военно-воздушными силами. С июля 2011 года по 6 мая 2012 года — начальник Главного штаба — 1-й заместитель Главнокомандующего Военно-воздушными силами. С 6 мая 2012 года — Главнокомандующий Военно-воздушными силами. С 1 августа 2015 года — Главнокомандующий Воздушно-космическими силами Российской Федерации. Участник войны в Афганистане, первой чеченской (более 100 боевых вылетов) и второй чеченской (более 300 боевых вылетов) войн. Заслуженный военный лётчик Российской Федерации. Имеет классную квалификацию «лётчик — снайпер».

Сегодня генерал Виктор Бондарев является главнокомандующим воздушно-космических сил России. Трудно переоценить заслуги этого человека, неоднократно рисковавшего своей жизнью ради защиты родины. О его подвигах свидетельствуют многие награды и медали, полученные из рук самого президента. И все же, что нам известно о жизни Виктора Бондарева? Как он стал военным? В каких боях участвовал авиатор? И кем он является сегодня?

Виктор Бондарев: ранние годы и образование

Родился Виктор 7 декабря 1959 года. Произошло это в небольшом поселке Новобогородицком, что в Петропавловском районе, Воронежской области. С юных лет он мечтал покорить небо и не видел себя никем иным, кроме как летчиком.

Именно поэтому Виктор Бондарев сразу после выпуска из школы отправился в высшее военное Борисоглебское авиационное училище летчиков. В 1981 году успешно завершил учебу, после чего пошел служить в высшее Барнаульское авиационное училище. Здесь он проработал летчиком-инструктором вплоть до 1989 года.

В 1989 году он начал посещать курсы в Военно-воздушной академии им. Гагарина. Благодаря этой подготовке в 1992 году Виктор Бондарев становится командиром эскадрильи, а также старшим штурманом по совместительству в Борисоглебском летном учебном центре. В период с 2002 по 2004 год великий летчик находился на обучении в академии при Генеральном штабе Вооруженных Сил РФ.

Военная карьера

В период с 1996 года по 2000 год Виктор Бондарев командовал 889-м гвардейским штурмовым авиационным полком в 105-й авиационной смешанной дивизии 16-й армии ПВО и ВВС. На тот момент их часть находилась под Бутурлиновкой, что в Воронежской области. В 2000 году его повышают до заместителя командира, а в 2004-м он становится командиром в этой же авиационной дивизии.

В 2006 году Виктор Бондарев становится заместителем командующего в 14-й армии ВВС и ПВО, что в Новосибирске. А уже через два года его назначают на пост командующего этим формированием. В 2009 году Бондарев становится заместителем Главнокомандующего ВВС Российской Федерации. В июне 2011-го его ждет продвижение по службе и должность начальника Главного штаба и 1-го заместителя Главнокомандующего ВВС. 6 мая 2012 года Виктор Бондарев становится Главнокомандующим ВВС Российской Федерации.

Участие в военных операциях

В прошлом Бондарев являлся участником боевых действий на Северном Кавказе. Если рассматривать Первую чеченскую войну, то за ее период авиатор совершил порядка 100 боевых вылетов. А вот во время Второй это число увеличилось более чем в три раза.

В частности, в декабре 1994 года у села Шатой дудаевцы сбили русский самолет. Под градом пуль пилот все же смог катапультироваться, но оказался заточен в кольцо противником. Узнав об этом, Виктор Бондарев решился на героический поступок: он самостоятельно вывел из строя зенитные установки дудаевцев и прикрывал позицию своего бойца до того момента, пока за ним не прибыл спасательный вертолет. За проявленный героизм и мужество президент России наградил Виктора Бондарева званием Героя Российской Федерации.

Великий авиатор сегодня

Несмотря на свой возраст, Бондарев по-прежнему умело пилотирует самолеты. В частности, именно он управлял машиной ТУ-160 на военном параде в честь 9 Мая в 2015 году.

И вот уже в августе 2015 года генерал-полковник Виктор Бондарев был назначен главнокомандующим ВКС России. Со слов великого авиатора, эта должность стала одной из самых великих из его жизненных побед. А в марте 2016 года президент РФ Владимир Путин сделал Бондареву еще один невероятный подарок. Глава государства передал великому авиатору Боевое знамя его войск, которое символизирует глубокое доверие и почтение страны к заслугам Виктора Бондарева.