Домой / Хобби / Психология как самостоятельная наука выделилась. Введение необходимость. Выделение психологии в самостоятельную науку

Психология как самостоятельная наука выделилась. Введение необходимость. Выделение психологии в самостоятельную науку

Дисциплина: Психология
Тип работы: Курсовая
Тема: Выделение психологии в самостоятельную науку

Курсовая работа

«Выделение психологии в самостоятельную науку»

Введение 3

Глава 1. Периодизация истории психологической науки 6

Глава 2. Становление и развитие эмпирической психологии как

науки. Естественнонаучные предпосылки оформления психологии 10

Глава 3. Оформление психологии как экспериментальной науки 14

Глава 4. Методологические аспекты становления психологии

как науки 18

Заключение 23

Список использованной литературы 25

Введение

Переход от знания к науке, который для ряда областей должен быть отнесен к XVIII в., а для некоторых, например, механики - еще к XVII в., в психологии был совершен к середине XIX в. Лишь к этому времени многообразные психологические знания оформились в самостоятельную науку, вооруженную собственной, специфической для ее предмета методикой исследования и обладающей своей системой, т.е. специфической для ее предмета логикой построения относящихся к нему знаний.

Методологические предпосылки для оформления психологии как науки подготовили главным образом те, связанные с эмпирической философией, течения, которые провозгласили в отношении познания психологических, как и всех других, явлений необходимость поворота от умозрения к опытному знанию, осуществленного в естествознании в отношении познания физических явлений. В этом отношении особую роль сыграло материалистическое крыло эмпирического направления в психологии, которое связывало психические процессы с физиологическими.

Однако для того, чтобы переход психологии от более или менее обоснованных знаний и воззрений к науке действительно осуществился, было необходимо еще соответствующее развитие научных областей, на которые психология должна опираться, и выработка соответствующих методов исследования. Эти последние предпосылки для оформления психологической науки дали работы физиологов первой половины XIX века.

Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х годах XIX века. Оно было связано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений – психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений. Первым вариантом экспериментальной психологии как самостоятельной научной дисциплины явилась физиологическая психология немецкого ученого В. Вундта, создателя первой в мире психологической лаборатории. В области сознания, полагал он, действует особая психическая причинность, подлежащая научному объективному исследованию.

Основоположником отечественной научной психологии считается И. М. Сеченов. В его книге «Рефлексы головного мозга» основные психологические процессы получили физиологическую трактовку. Их схема была определена по аналогии с рефлексами: они берут начало во внешнем воздействии, продолжаются центральной нервной деятельностью и заканчиваются ответной деятельностью – движением, поступком, речью. Такой трактовкой М. Сеченов предпринял попытку «вырвать» психологию из круга внутреннего мира человека. Однако при этом была недооценена специфика психической реальности в сравнении с её физиологической основой, не учитывалась роль культурно-исторических факторов в становлении и развитии человеческой психики.

Важное место в истории отечественной психологии принадлежит Г. И. Челпанову. Его главная заслуга состоит в создании в России психологического института. Экспериментальное направление в психологии с использованием объективных методов исследования развивал В. М. Бехтерев. Усилия И. П. Павлова были направлены на изучение условно-рефлекторных связей в деятельности организма. Его работы значительно повлияли на понимание физиологических основ психической деятельности.

Настоящая курсовая работа посвящена проблемам становления психологии как целостной науки.

Цель работы – представить различные предпосылки и аспекты оформления психологии как научной дисциплины.

Предмет работы – психология как теоретическая и эмпирическая наука.

Объект работы – трансформирующаяся и изменяющаяся система взглядов на психологию как науку.

В соответствии с целью в процессе написания были решены следующие задачи:


Выделены хронологические рамки, определяющие период развития психологии, как самостоятельной науки,
Сделан анализ естественнонаучных предпосылок оформления психологии как науки, выделены отправные точки становления эмпирической психологии,
Дано описание ряда методологических особенностей становления психологической науки.

Глава 1. Периодизация истории психологической науки

Психология имеет многовековую историю: первые научные представления возникли в VI в до н.э. Поэтому встает вопрос о периодизации истории психологии, задачей которой является расчленение этого процесса, выделение этапов, определение содержания каждого из них.

В истории психологии различаются два больших периода: первый, когда психологические знания развивались в недрах философии, а также других наук, прежде всего естествознания; второй - когда психология развивалась как самостоятельная наука. Они несоизмеримы по времени: первый период (VI в. до н.э. - середина XIX в.) охватывает около 2,5 тысячи лет, второй - чуть больше столетия; (середина XIX в. - настоящее время). По словам Г. Эббингауза, психология имеет долгое прошлое, но очень краткую историю1. Выделение этих двух периодов не требует специальных обоснований, так как его критерии очевидны, но поскольку каждый из них растягивается на столетия, необходима более дробная периодизация. Ее можно проводить по чисто формальным признакам - хронологическому (можно различать историю психологии XVII в., историю психологии XVIII в. и т.п.), можно различать периодизацию мировой и отечественной психологии. Учитывая условность всякой периодизации и принимая во внимание неразработанность этой проблемы, следует рассматривать предлагаемую далее периодизацию истории психологии лишь как один из возможных ее вариантов. В ней история отечественной психологической мысли включена составной частью в историю развития мировой науки. В качестве основания для разделения этого процесса на этапы Ждан А.Н. были выбраны содержательные критерии, определявшие смену взглядов на природу психического и отличающие каждый из этапов (см. табл. 1.1.)2.

Таблица 1.1.

Периодизация развития психологии как науки

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В РАМКАХ ФИЛОСОФИИ

Хронология

Предмет изучения

Важнейшие итоги

VI в. до н.э. – V в.

Формирование двух направлений – материализма и идеализма — в объяснении происхождения и проявлений души. Первые эмпирические знания о психических процессах и явлениях — ощущении (восприятии), памяти, воображении, мышлении, аффектах, воле, характере, особых состояниях (сон, экстаз).


Выделение проблем: «душа и тело»; «врожденное - приобретенное». Указание на внутреннее чувство как способ познания души

Развитие учения о душе в рамках философских учений и на базе медицинских знаний

Формирование томистской психологии. Начало опытной методологии исследования

XIV – XVI вв.

Дальнейшее развитие учения о душе в контексте развития анатомофизиологических знаний и великих открытий XIV-XVI вв.

Отказ от души как предмета исследования и объяснительного принципа телесных и психических явлений.


Введение термина «психология»

XVII – сер. XIX вв.

Внутренний опыт как данные самонаблюдению явления сознания

Формирование эмпирической интроспективной и асоцианистической психологии.


Понятие о бессознательной психике.

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКИ

Нач. XIX – б0-е гг. XIX в.

Деятельность нервной системы и органов чувств. Соотношение между физическим и психическим. Измерение скорости протекания психических процессов

Формирование естественно научных предпосылок психологии как самостоятельной науки.


Экспериментальный метод.


Факты и теории ощущений и восприятии.


Формирование психофизики.


Формирование психометрии.


Учение о рефлексе

60-е гг. XIX в. – конец XIX в.

Непосредственное содержание опыта. Психические акты и психические функции. Психика и сознание в связи с их адаптивной функцией в поведении

Проникновение экспериментальных методов в психологию.


Формирование теоретических программ психологии.


Раскол психологии на индивидуальную физиологическую, ориентированную


на естествознание, и духовно-научную, ориентированную на историю и культуру.


Возникновение прикладных исследований в психологии.


Возникновение новых областей психологии

10-е гг. – сер. 30-х гг. XX в.

Поведение. Целостные психические структуры. Бессознательное. Сознание в его общественно-исторической обусловленности. Смысловая структура душевной жизни в соотношении с исторически возникшими ценностями. Установка. Развитие высших психических функции. Психологическое исследование деятельности

Открытый кризис в психологии.


Возникновение школ в зарубежной науке: бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, французская социологическая школа, понимающая психология, индивидуальная психология, аналитическая психология и др.


Возникновение советской психологии: теория установки, поведенческие направления, культурно-историческая теория, теория деятельности.


Развитие психотехники и педологии в отечественной


и зарубежной психологии.


Развитие естественно научных представлений о физиологических механизмах психической деятельности и двигательных актов.


Возникновение проблемы «психология и марксизм»

Конец 30-х – 50-е гг. XX в.

Эволюция в рамках базисных подходов предшествующего периода

Эволюция научных школ периода открытого кризиса.


Необихевиоризм, неофрейдизм. Возникновение новых


отраслей и направлений: генетическая психология,


персоналистические концепции личности и др.


Дискуссии в советской психологии (о перестройке науки на основе павловского учения, о теории установки).

Развитие теории деятельности в советской психологии

60-е гг. XX в. – конец XX в.

Продолжение развития ранее выявленных предметных областей. Процесс ориентировки. Когнитивные структуры и их роль в поведении. Личность

Возникновение новых направлений в зарубежной психологии: гуманистическая психология, логотерапия, когнитивная психология.


Возникновение теории поэтапного формирования умственных действий и понятий в советской науке.


Дискуссии в советской психологии о предмете психологии, по проблемам бессознательного, общения и др.

Глава 2. Становление и развитие эмпирической психологии как науки. Естественнонаучные предпосылки оформления психологии

Становление эмпирический психологии связано с идеями Ф. Бэкона, У. Гоббса, Д. Локка в том, что явления сознания являются той областью, которая должна придти на смену понятия о душе. Д. Локк сформулировал представления о внутреннем опыте как о новом предмете психологического исследования. Возникает новое направление исследования, в котором единственным предметом изучения признаются явления сознания. Вся психология как самостоятельная наука развивалась на базе этого представления (наибольшее развитие эта линия получила во французском материализме). В философском плане основные понятия этого направления связаны с именами Д. Локка, У. Гоббса, Р. Декарта и Ф. Бэкона. С середины ХIХ века выделение психологии как самостоятельной науки (как эмпирической науки о сознании), связано с именами В. Вундта, Э. Титченера, У. Джеймса, Ф. Брентано, Г.И. Челпанова.

Основными вопросами данного направления являлись следующие:

Представление об опытных, а не врожденных источниках сознания. Тезис Д. Локка о душе как о tabula rasa применим исключительно к явлениям сознания. Содержание, которое мы приобретаем с помощью нашего сознания складывается при жизни, поэтому в душе нет никаких опыта, знаний, вне полученного опыта. Опыт понимался как индивидуальный, пассивный (воздействие внешнего мира). Объяснение явлений сознания происходит из самого сознания, то есть из более простых образований сознания объясняются более сложные. Сознание замкнуто в самом себе и его описание и объяснение не выходят за рамки самого сознания. Здесь встает вопрос о механизмах работы сознания, решаемые у Д. Локка следующим образом:


механизм ассоциации (собственный механизм сознания, некоторым образом отражающий внешние по отношению к человеку связи, которые в силу повторения становятся фактами сознания субъекта;
собственные акты ума (акт обобщения, например).

В такой замкнутой структуре возникает проблема механизмов, законов, которые действуют при возникновении таких связей (особенно у В. Вундта). Единственным адекватным методом получения научного знания о сознании является интроспекция (позже дополненная В. Вундтом методом эксперимента, а также исследованием явлений развития человеческого духа -- речи, мифов, обычаев и т.п.).

Таким образом, складывается эмпирическая психология как опытное знание о явлениях сознания (включающее изучение процессов ассоциации и т.д.). Сразу же возникает принципиальные трудности в подходе эмпирической психологии указанные еще В. Лейбницем: невозможность представления души как «чистой доски». В душе уже от рождения существуют какие-то ростки, задатки знания, то есть нечто врожденное, что уже после рождения получает развитие. Это критика базового понятия эмпирического подхода. Также В. Лейбниц, признавая важность опыта как образующего сознание, протестовал против пассивности сознания, требуя апперцепции (активности, благодаря которой внешние явления становятся фактами нашего сознания; того, что присоединяется к перцепции).

Также В.Лейбниц не соглашался с положением о тождественности всех психических явлений сознанию. Лейбниц был первым, который ввел понятие бессознательного на основе общего закона о непрерывности, который он распространял на всю Вселенную.

С одной стороны эмпирическая психология являлась основной формой развития психологических знаний в это время (была еще рационалистическая, схоластическая традиция, идущая от Фомы Аквинского, которая тоже развивалась, но достаточно узко и завершилась в ХVIII в. в философии Х. Вольфа), но ее развитие было крайне противоречивым.

Л.С. Выготский указывал, что эмпирическую психологию путают с эмпиризмом как отсутствием теории3. Но эмпирическая психология это теория, определенная концепция, в основе которой лежит представление Д. Локка и Р. Декарта о сознании, об основных характеристиках и источниках понимания этого сознания.

В начале XIX века стали складываться новые подходы к психике. С этого времени не механика, а физиология стимулировала рост психологического знания. Имея своим предметом особое природное тело, физиология превратила его в объект экспериментального изучения4. На первых порах руководящим принципом физиологии было «анатомическое начало»5. Функции (в том числе психические) исследовались под углом зрения их зависимости от строения органа, его анатомии. Умозрительные воззрения прежней эпохи физиология переводила на язык опыта.

Так, фантастическая по своей эмпирической фактуре рефлекторная схема Р. Декарта оказалась правдоподобной благодаря обнаружению различий между чувствительными (сенсорными) и двигательными (моторными) нервными путями, ведущими в спинной мозг. Открытие принадлежало И. Прохазке, Ф. Мажанди и Ч. Беллу. Оно позволило объяснить механизм связи нервов через так называемую рефлекторную дугу, возбуждение одного плеча которой закономерно и неотвратимо приводит в действие другое плечо, порождая мышечную реакцию. Наряду с научным (для физиологии) и практическим (для медицины) это открытие имело важное методологическое значение. Оно опытным путем доказывало зависимость функций организма, касающихся его поведения во внешней среде, от телесного субстрата, а не от сознания (или души) как особой бестелесной сущности.

Второе открытие, которое подрывало версию о существовании души, было сделано при изучении органов чувств, их нервных окончаний. Оказалось, что какими бы стимулами на эти нервы ни воздействовать, результатом будет один и тот же специфический для каждого из них эффект.

На этом основании немецкий физиолог И. Мюллер сформулировал «закон специфической энергии органов чувств»: никакой иной энергией, кроме известной физике, нервная ткань не обладает. Выводы И. Мюллера укрепляли научное воззрение на психику, показывая причинную зависимость ее чувственных элементов (ощущений) от объективных материальных факторов – внешнего раздражителя и свойств нервного субстрата6.

Еще одно открытие подтвердило зависимость психики от анатомии центральной нервной системы и легло в основу приобретшей огромную популярность френологии. Австрийский анатом Ф. Галль предложил «карту головного мозга», согласно которой различные способности «размещены» в определенных участках мозга. Это, по мнению Ф. Галля, влияет на форму черепа и позволяет, ощупывая его, определять по «шишкам», насколько развиты у данного индивида ум, память и другие функции7. Френология, при всей ее фантастичности, побудила к экспериментальному изучению локализации психических функций в головном мозге.

Взгляды Ф. Галля подвергались критике с различных позиций. Идеалисты нападали на него за подрыв постулата о единстве и нематериальности души. Французский физиолог и врач П. Флуранс, не отступая от учения о мозге как органе мысли, показал, что френология не выдерживает экспериментальной проверки. Используя методику удаления отдельных участков центральной нервной системы, а в ряде случаев воздействуя на центры наркотиками, П. Флуранс пришел к выводу, что основные психические процессы – восприятие, интеллект, воля – являются продуктом головного мозга как целостного органа. Мозжечок координирует движения, в продолговатом мозгу находится «жизненный узел», с четверохолмием связано зрение, функция спинного мозга состоит в проведении по нервам возбуждения. Работы Флуранса сыграли важную роль в разрушении созданной френологией...

Забрать файл

Психология и эзотерика

Выделение психологии в самостоятельную науку Социальноэкономические предпосылки выделения психологии в самостоятельную науку: развитие промышленности и усложнение социальноэкономических отношений влияние педагогической и клинической практики. Олейник Вторая половина XIX столетия играет особую роль в истории не только психологии но и всей европейской науки. Дарвина и ее влияние на развитие психологии. Значение идей Дарвина для психологии: 1.

8. Выделение психологии в самостоятельную науку

Социально-экономические предпосылки выделения психологии в самостоятельную науку: развитие промышленности и усложнение социально-экономических отношений, влияние педагогической и клинической практики.

(Олейник)

Вторая половина XIX столетия играет особую роль в истории не только психологии, но и всей европейской науки.

1. возрастание интереса к естественно-научным проблемам.

2. развитие техники и производства – показали необходимость всех знаний касающихся материального мира, рост промышленного производства,

3. увеличение общественной потребности в научных знаниях, интеграция усилий ученых разных специальностей в комплексном решении конкретных проблем способствовали повсеместному развитию естественных наук.

4. развитие химии, биологии, физики – способствовало прогрессу медицины, психиатрии

Политические изменения: К середине XIX в. Франция потеряла свое лидирующее положение в Европе. Германия становится главной индустриальной, экономической и военной силой в Европе. Закономерным следствием усиления Германии было то, что немецкая наука и образование также развивались бурными темпами и, в свою очередь, оказывали все большее влияние на развитие европейской науки.

Естественно-научные концепции и методы, успехи в смежных областях привели к тому, что психология стала выделяться в самостоятельную науку в русле естествознания , ч то позволило решать след задачи :

Изучения психических проявлений человека на основе экспериментальной методологии при планировании и проведении исследований;

Использования в психологических исследованиях приборных (аппаратурных) методик и экспериментальных процедур, позволяющих количественно измерить психические феномены;

Применения математических методов при обработке полученных эмпирических данных;

Использования достижений смежных научных дисциплин (в первую очередь физиологии) при интерпретации полученных результатов.

Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина и ее влияние на развитие психологии .

Факторы эволюции: Изменчивость, наследственность и естественный отбор - > причины многообразия видов растений и животных, их единство и генетическая связь. Его учение отвергло теорию постоянства видов и точку зрения о божественном происхождении животных и человека .

Значение идей Дарвина для психологии:

1. генетический принцип – позволяет объяснить развитие психики от низших форм к высшим

2. психика стала выступать как необходимая сторона жизнедеятельности, обеспечивающая приспособление к внешним условиям - > Функция психики – адаптация к среде, Возможность наблюдения внешних поведенческих признаков

3. преемственность психической организации животных -> связь психики животных и человека

В работах «Выражение эмоций у человека и животных», «Происхождение человека и половой отбор» показал наличие общих генетических корней в психических способностях человека и животных (оскал, сжатые кулаки - рудименты). Дарвин считал, что чувства и впечатления, различные эмоции и способности: любовь, внимание, подражание в зачатке, а иногда и в развитой форме можно обнаружить у животных.

4. Зарождение сравнительной психологии - Раскрытие особенностей психики животных и человека

5. Разработка проблем антропогенеза - Первостепенная роль в становлении человека принадлежит языку, мышлению, орудиям - > антропоморфизм (Дарвин не выделял качественных различий между психикой животных и человека, но это послужило основой для борьбы с теологией)

6. Зарождение детской психологии - «Биографический очерк младенца» - наблюдение за своим сыном Френсисом

7. Зарождение дифференциальной психологии - генетические факторы определяют различия между людьми

8. Отстаивал объективный подход к изучению психических явлений (наблюдение, эксперимент)

Выводы:

  1. Благодаря распространению эволюционных учений изменился взгляд на психику человека. Психология стала основываться не на идеях механики, а на объективных данных эволюционной биологии.
  2. Что способствовало постановке и попыткам решения таких проблем как : адаптация к среде, индивидуальные различия, наследственность, преемственность между психикой животных и человеческим сознанием.
  3. Внедрение в психологию объективного, генетического и статистических методов
  4. Возникновение категории поведения

Достижения физиологии нервной системы и органов чувств. Возникновение психофизики (Г. Фехнер), психометрии (Ф. Дондерс), психофизиологии (Г. Гельмгольц).

Фехнер – психофизика. Фехнер является создателем закона, устанавливающего связь между мозгом и телом. Этот закон представляет количественное соотношение между психическим ощущением и физическим раздражителем.

Эксперименты: Звонок колокола в дополнение к уже звучащему одному колоколу производит иное впечатление, нежели его присоединение к 10 ти колоколам - > количество ощущения зависит от количества раздражителя. Этот закон преодолел барьер между психическим и физическим. Но: раздражитель измерить легко (вес груза, уровень яркости итд) а как измерить субъективное ощущение?

Фехнер предложил два способа измерения ощущения:

1) абсолютный порог – та точка в интенсивности раздражителя, ниже которой не фиксируется никаких ощущений, а выше которой субъект испытывает ощущения.

2) дифференциальный порог – наименьшая разница между двумя раздражителями, которая вызывает изменения в ощущениях.

Т.О. ощущение (мысль, психическое качество) и раздражитель (тело, материальное качество) поддаются количественном измерению.

Закон Вебера – Фехнера: Если сила раздражителя возрастет в геометрической прогрессии, то интенсивность ощущения возрастает в арифметической прогрессии. Так, люстра в которой 8 лампочек, кажется нам настолько же ярче люстры из 4-х лампочек, насколько люстра из 4-х лампочек ярче люстры из 2-х лампочек. То есть, количество лампочек должно увеличиваться в разы, чтобы нам казалось, что прирост яркости постоянен.

Фехнер проводил также эксперименты: по поднятию разных грузов, ощущения освещения, тактильным ощущениям. Следствием его исследований явилось возникновение направления: Психофизики – научное исследование взаимосвязи между психическими и физическими процессами

Выводы: Благодаря исследованиям Фехнера была открыта возможность количественной оценки психических процессов, что явилось фундаментом для создания экспериментальной психологии, использующей удобные и точные методы измерений

Дондерс – психометрия. Франциск Дондерс, Зигмунд Экснер (ввёл термин время реакции )

Измеряли с помощью хроноскопа психические реакции - слуховые, зрительные, кожные.

Использовал лабораторный эксперимент: изучал реакции различной сложности, если их сравнить - Вычитая время более простой реакции из времени более сложной, можно измерить длительность процессов восприятия и мышления. Вывод: психические процессы могут подвергаться количественному анализу так же, как и процессы, изучаемые естественными науками .

Хронометрический метод: Хронскоп – обычные часы, отличающие тысячные доли секунды и приводимые в действие электрическим током. Использование хронометрического метода в психологии.

Напр. подаётся звук и испытуемому необходимо нажать на рычажок. Ф. Гальтон составил список слов и по очереди открывал, как только испытуемый отвечал на стимул секундомер отключался (можно замерить время реакции)

Гельмгольц – психофизиология

Для психологи наибольшее значение имеют работы Гельмгольца по изучению скорости прохождения нервного импульса, и психофизиологии зрения и слуха.

1. Скорость нервного импульса – впервые измерил на лягушках. Подобные эксперименты он также проводил на людях, но данные даже у одного человека оказались разными и он отказался от этой идеи. Его исследования открыли путь для экспериментов по определению количественных характеристик психофизиологических процессов .

2. Физиология зрения - исследования внешних и внутренних мускул глаза, он расширил теорию цветового зрения (красный, зелёный, фиолетовый – основные цвета). Экспериментально изучал такие явления как восприятие контраста, глазомер, иллюзии, бинокулярное зрение и пришёл к выводы, что все эти функции не являются врождёнными, а есть результат опыта и упражнения .

3. Физиология слуха - опыты по изучению тонального состава гласных звуков. Его опыты производили впечатление говорящей машины. « Чудо» состояло в том, что при одновременном действии множества отдельных резонаторных трубок, при подаче воздуха достигалось значение определённого гласного звука. Гельмгольц приходит к выводу о резонансной природе звукового и слухового аппарата у человека.

Выводы:

Эксперименты Гельмгольца по изучению человеческих ощущений способствовали укреплению экспериментального подхода при изучению психологических проблем.

Развитие собственного тезауруса и объяснительных принципов психологии.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ:

  1. Возникновение эволюционной теории, развитие физиологии и психофизиологии, способствовали становлению психологии как самостоятельной науки, которая имеет свой категориальный аппарат, предмет, а главное объективные методы исследования психики, психология становится экспериментальной наукой
  2. В 19 веке в рамках психологии возникает множество различных направлений: зоопсихология, сравнительная психология, дифференциальная психологии я и другие. Психология – межотраслевая наука.

Вторая половина XIX столетия - период выделения психологии из философии и естествознания, перехода ее на самостоятельный путь развитая, оформления психологии как экспериментальной науки. Преобразование психологии в самостоятельную экспериментальную дисциплину нашло свое выражение в разработке теоретических программ, открытии первых экспериментальных лабораторий в различных странах мира, образовании национальных психологических обществ, основании специальных журналов, организации всемирных психологических конгрессов, в проведении собственно психологических исследований и создании специальных приборов и экспериментальной техники.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22974. Робота з зовнішніми пристроями. Паралельний інтерфейс. 6.59 MB
Але зручніше скористатися спеціальною ВІС паралельним програмованим адаптером ППА типу КР580ВВ55А в міжнародних позначеннях 8255А. ППА спроможний обслуговувати 3 зовнішні пристрої через три свої порти АВ і С кожний по 8 розрядів. вибір кристалу =1 ППА відключений = 0 ППА задіяний. Комбінація що відповідає DРКС означає запис в РКС регістр керуючого слова інструкції про те що має робити ППА.
22975. Послідовний інтерфейс 3.66 MB
Всі ці функції може виконувати спеціальна ВІС що входить до мікропроцесорного комплекту КР580 і має назву Універсальний Синхронно Асинхронний Програмований Прийомопередавач УСАПП типу КР580ВВ51. УСАПП типу КР580ВВ51 в значній мірі є автономним у своїй роботі. Все інше робить сам УСАПП. При видачі даних МП звертається до УСАПП як до зовнішнього пристрою.
22976. Організація пам’яті мікропроцесорної системи 11.06 MB
Функції виводів цього ОЗП позначено на рис. R визначає напрямок руху інформації чи то запис до ОЗП чи то читання з нього. ОЗП типу КР541РУ2 Це статичний ОЗП на ТТЛ логіці.
22977. Мікропроцесор КР1810ВМ86 (8086) 6.05 MB
Але у порівнянні з МП80 він має такі істотні відміни: при збереженні тієї ж nМОН технології була досягнута вища ступінь інтеграції і на кристалі 55 х 55 мм розташовано біля 30 тисяч транзисторів; зменшено інерційність логічних елементів і тактову частоту підвищено до 5 8 МГц; завдяки цьому продуктивність мікропроцесора збільшилась на порядок; розширено розрядність шини даних до 16 розрядів; розширено розрядність шини адреси до 20 розрядів таким чином забезпечено можливість адресувати память до 1 Мбайт; розширено у кілька разів...
22978. Переривання 5.91 MB
Організація переривань Все починається з того що ЗП виставляє сигнал високого рівня логічну одиницю на вхід INT мікропроцесора. Ці дані будуть оброблятися мікропроцесором за підпрограмою обробки переривань яка повинна бути заздалегідь закладена у память мікропроцесора. Замість цього в лічильник команд заноситься адреса команди з якої починається підпрограма обробки переривань. Лише після цього стає можливим введення даних з ЗП і старт підпрограми обробки переривань цих даних.
22979. Прямий доступ до пам’яті (ПДП) 3.8 MB
Контролер ПДП Забезпечити роботу в режимі захоплення шин можна за допомогою логічних схем та тригерів саме так це зроблено наприклад у Мікролабі але зручніше скористатися спеціальною ВІС контролером прямого доступу до памяті КПДП. Працює КПДП в двох сильно відмінних один від одного режимах: в режимі програмування коли мікропроцесор закладає в нього необхідні інструкції і в режимі обміну даними між зовнішнім пристроєм і ОЗП. Схематичне зображення ІМС КПДП типу КР580ВТ57 подано на рис. В режимі програмування вони...
22980. Клавіатура і індикація 5.36 MB
ОЗП індикації являє собою область операційної памяті в якій стільки комірок скільки знаків може бути розміщено на екрані. Побудова знаків Знаки на екрані дисплею будуються за мозаїчним принципом. Знакоформувач Знакоформувач являє собою ПЗП в якому закладена інформація про структуру утворюваних ним знаків. Таким чином ці три ІМС можуть створювати 96 різних знаків символів.
22981. Робота зі співпроцесором 3.19 MB
Обгрунтування необхідності співпроцесора Хоча мікропроцесор К1810ВМ86 оперує з 16розрядними числами відносна точність його обчислень не дуже висока. Такий допоміжний процесор має назву співпроцесора. Включення співпроцесора Для спільної роботи зі співпроцесором мікропроцесор МП86 слід включити у максимальний режим = 0.
22982. Тенденції у розвитку мікропроцесорної техніки 1011.5 KB
Другий шлях полягає навпаки у роздрібненні секціонуванні мікропроцесора на окремі функціональні блоки і модулі кожний з яких виконує свої операції: операційний блок блок мікрокомандного керування блок памяті мікрокоманд та інше. Його система команд майже цілком співпадає з системою команд МП80 і відрізняється від неї лише декількома додатковими командами про які мова йтиме далі. У апаратному відношенні МП85 містить всі ті ж блоки що і МП80 але має крім того: блок керування перериваннями котрий розширює можливість звернення до...

I. Предмет, объект, задачи психологии

Психология – это наука о психике, закономерностях ее проявления, формирования и развития.

Психология – это наука о психических явлениях:

Психических процессах: познавательных (ощущение, восприятие, представление, воображение, внимание, память, мышление, речь); эмоциональных (возникновение чувств, их динамика в зависимости от удовлетворения потребности и т. д.) и волевых процессах (потребность, мотив, воля, принятие решения, цель и т.д.);

Психических свойствах (темперамент, характер, задатки, способности, направленность и т.д.);

Психических состояниях (стресс, аффект, горе, монотония, выученная беспомощность, сон, бодрствование, измененные состояния сознания и т.д.)

Предмет изучения: психика.

Объект: человек, животное (зоопсихология), малые и большие группы (социальная психология).

Задачи психологии:

1. Научиться понимать суть психических явлений и их закономерности.

2. Научиться управлять психическими явлениями.

3. Использовать полученные знания с целью повышения эффективности практики.

4. Быть теоретической базой практики психологической службы.

История развития представлений о предмете психологии:

Этап. Психология как наука о душе (VI в д.н.э. – XVI н.э.)

Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни. Первые представления носили анимистический характер, т.е. каждый предмет наделялся душей. В одушевленности видели причину развития явлений и движения. Аристотель распространил понятие психического на все органические процессы и выделил растительную, животную и разумную душу.

Позже сложились две противоположные точки зрения на психику: материалистическая (Демокрит) и идеалистическая (Платон). Демокрит считал психику, как и всю природу, материальной, а душу состоящей из атомов более тонких, чем атомы физических тел. Познание мира – это взаимодействие психики с внешним миром и оно возможно благодаря органам чувств, улавливающим атомы.



Платон считал душу идеальной. А познание мира является воспоминанием идеальной души о мире идей, в котором душа существовала до попадания в человеческое тело.

Этап. Психология как наука о сознании (XVII-XIXвв.).

Возникновение и развитие психологии как научного знания в рамках учения о сознании. Проникновение в психологию экспериментального метода.

Р. Декарт считал, что животные не обладают душой, и их поведение является рефлексом на воздействия извне. По его мнению, человек обладает сознанием и в процессе мышления устанавливает наличие у себя внутренней жизни (cogito ergo sum - «Мыслю, следовательно, существую»). Д. Локк утверждал, что в разуме нет ничего, что не прошло бы через органы чувств, выдвинул принцип атомистического анализа сознания, согласно которому психические явления могут быть доведены до первичных, далее неразложимых элементов (ощущений) и на их основе сформированы через ассоциации более сложные образования.

В XVII в. английские ученые Т. Гоббс, Д. Гартли развили детерминистское представление об ассоциациях, лежащих в основе функционирования психики, а французские исследователи П. Гольбах и К. Гельвеций разработали чрезвычайно важную идею о социальном опосредовании психики человека.

1879 – психология оформилась в самостоятельную науку (открытие первой экспериментальной психологической лаборатории Вильгельмом Вундтом)

й этап. Выделение психологии в самостоятельную науку. Открытый кризис.

Большую роль в выделении психологии как самостоятельной отрасли знаний сыграли разработка метода условных рефлексов в физиологии и практика лечения психических заболеваний, а также проведение экспериментальных исследований психики. Возникновение различных школ и направлений (бихевиоризм, психоанализ=психодинамическая школа, гештальт-психология)

Психоанализ (З.Фрейд). Психология – это наука о бессознательном и его влиянии на сознание человека. Движущей силой поведения и развития личности являются неосознаваемые, иррациональные влечения, главное из которых - сексуальное (либидо). В психике выделяются три сферы: бессознательное, предсознательное и сознание. Источником, придающим мотивационную силу человеческому поведению, является бессознательное, насыщенное энергией либидозных влечений, подавленных и вытесненных из области сознания под действием «цензуры», запретов и табу, налагаемых обществом.

Бихевиоризм (Д.Уотсон). Психология – это наука о поведении человека и животных. Д. Уотсон заявил, что психология должна оказаться от изучения сознания и должна сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, т.е. на поведении человека. Понятия и терминология: стимул S – раздражитель, воздействие внешней среды, реакция R – все объективно наблюдаемые реакции организма. Задача психологии, по мнению бихевиористов, должна состоять в выявлении закономерностей связей между стимулами и реакциями (S ->R), цель - в предсказании поведения субъекта и управлении им.

Гештальтпсихология . Основные ее представители - М.Вертгеймер, В.Келер, К.Коффка. Гештальтпсихология не отказывалась от изучения феноменов сознания и метода феноменологического самонаблюдения, однако само сознание ею понималось как некое динамическое целое, как «поле», каждая точка которого взаимодействует со всеми остальными. Единицей анализа этого поля выступал гештальт как целостная образная структура, несводимая к сумме составляющих его ощущений. Достижения гештальтпсихологии в области изучения восприятия и творческого мышления составляют золотой фонд мировой психологии. После прихода к власти Гитлера в результате эмиграции своих основных членов школа распалась, но ее идеи оказали значительное влияние на последующее развитие психологии.

Выделение психологии в самостоятельную науку и её развитие до периода открытого кризиса { (60 -е гг. 19 века - 10 -е гг. 20 века)

Первые программы по психологии q Вильгельм Вундт (1832 -1920) o психическими явлениями занимались разные науки. Необходим был человек, который может собрать эти знания в одну область. Таким человеком стал Вильгельм Вундт. o предмет психологии, по Вундту, - сознание; метод самонаблюдение o самонаблюдение, по В-ту, единственный прямой метод в психологии. Но Вундт берёт на вооружение и эксперимент o Вундт ограничил эксперимент областью простейших психических процессов ощущений, представлений, времени реакции, простейших ассоциаций и чувств. Это ограничение связано с особенностью вундтовского понимания эксперимента: это был не психологический, а психофизический и психофизиологический эксперимент, направленный на планомерное изменение материального раздражителя и объективную регистрацию связанного с ним эффекта. o Основной целью Вундта было выяснение того, как устроено наше сознание, какова структура сознания. Такая позиция учёного, который видит целью познание структуры явления называется структурализмом. o В 1879 году Вундтом была открыта первая психологическая лаборатория на базе Лейпцигского университета. Этот год принято считать годом основания психологии как самостоятельной науки.

q Уильям Джемс (Джеймс) (1842 -1910) Ему казалось, что рассматривать сознание нужно не с точки зрения структуры, а с точки зрения того, какую роль оно играло в эволюции и продолжает играть в жизни современного человека. o "Концепция психического автоматизма" У. Джемса объясняет причины o o o 1) 2) 3) 4) возникновения сознания. Сознание - продукт более поздней стадии эволюции. У низших животных сознания не было, т. к. организм приспосабливался к среде обитания за счёт физиологических автоматизмов. По мере усложнения среды (животные выходят на сушу) этот механизм приспособления не эффективно справляется со своей функцией. Т. о. вырабатывается способность отражать среду и реагировать на неё, приспосабливаться к ней не в материальном, а в идеальном плане. Характеристики сознания по Джемсу: целостность сознания текучесть избирательность сознания (не вся информация, поступающая из среды, нам нужна) (интроспекционная находка Джемса) любой элемент сознания воспринимается сознанием, как принадлежащий ему лично = значит, наше сознание и есть личность (это первая теория личности).

Развитие экспериментальной и прикладных областей психологии § Выделение психологии в самостоятельную науку сопровождалось интенсивным развитием экспериментальных исследований. Во всех странах создаются психологические лаборатории и институты экспериментальных и прикладных исследований. § Возникают дискуссии о месте и назначении эксперимента, в ходе которых выясняется, что часть психологов обращена к физиологии и естествознанию, а часть - к наукам о духе, к истории, к социологии. Т. о. происходит раскол психологии Ø на естественно-научную, в основе материалистическую Ø и историческую, понимающую, направленную идеалистически. § В Германии эксперимент получил большой развитие. Произошло его распространение на изучение сложных психических процессов - память, мышление, волю - это приводит к развитию прикладной психологии. Наибольшее развитие получили медицинская психология, педагогическая. Меньшее - исследования в области торговли, промышленности, общественной жизни. q Герман Эббингауз (1850 -1909) занимался исследованием памяти. o Ввёл 2 -а метода исследования памяти: метод заучивания и метод сбережения. o Эббингаузом были установлены следующие факты: объём непосредственного запоминания, «кривая забывания» , «фактор края» , различие между запоминанием осмысленного и бессмысленного материала.

§ В России у истоков экспериментальной психологии стояли врачи-психиатры. § В 80 -е годы 19 века ими были организованы экспериментальные психологические лаборатории при психологических клиниках (в Казани, а затем в Петербурге В. М. Бехтерев; в Москве - Сергей Сергеевич Корсаков (1854 -1900 русский психиатр), А. А. Токарский; в Харькове - П. И. Ковалевский; Киеве - И. А. Сикорский; в Деркте (Тарту) - Э. Крепелин, В. Ф. Чиж и др.) § Темами экспериментально-психологических исследований были: ü время протекания психических процессов ü различные виды ощущений (зрительные, слуховые, мышечные, температурные, болевые), восприятие ü двигательные реакции, внимание, память, явления гипнотизма, эмоции ü влияние разных условий на умственную и мышечную работоспособность. § Т. о. за 50 лет существования психологии как самостоятельной науки был накоплен новый фактический материал, появились новые методы и приёмы исследования. § Сложились новые научные области - педология, психотехника, дефектология, дифференциальная психология. Обнаружились противоречия с уже имеющимися психологическими знаниями. Психология как наука развивалась, но в целом она отставала от запросов практики, а теория развивалась независимо от неё; § В начале 10 -х годов 20 -го века психология вступила в новый период своего развития - период открытого кризиса, который продолжался до середины 30 -х годов.

В 19 веке психология становится самостоятельной наукой. Выделение психологии в самостоятельную науку происходит в 60-70х годах XIX в. В это время зарождаются специальные научно-исследовательские учреждения - психологические лаборатории и институты, кафедры в высших учебных заведениях, а также внедряется эксперимент для изучения психических явлений. Первым вариантом экспериментальной психологии как самостоятельной научной дисциплины явилась физиологическая психология немецкого ученого В. Вундта , создателя первой в мире психологической лаборатории (Ляйпциг, 1879, позднее она переросла в Институт экспериментальной психологии). Он полагал, что в области сознания действует особая психическая причинность, подлежащая научному объективному исследованию. (Метод интроспекции – первый экспер научный метод психологии, первая лаборатория, эксперименты, псих масс и психология народов).

Вундт для проведения экспериментальных исследований разработал следующие правила:

1) наблюдатели должны правильно определять момент начала эксперимента;

2) наблюдатели никогда не должны снижать уровень своего внимания;

3) эксперимент всегда должен быть организован таким образом, чтобы его можно было провести несколько раз;

4) условия проведения эксперимента должны быть приемлемыми для изменений и контроля раздражителей

Последователь Вундта Э. Титченер , американский психолог, был основателем структурной психологии. В ее основе лежит идея элементов сознания (ощущений, образов, чувств) и структурных отношений. Структура, по Титченеру, выявляется интроспекцией – наблюдением субъекта за актами собственного сознания.

Основоположником отечественной научной психологии считается И.М. Сеченов . В его книге «Рефлексы головного мозга» базовые психологические процессы получают физиологическую трактовку. Их схема такая же, что и у рефлексов: они берут начало во внешнем воздействии, продолжаются центральной нервной деятельностью и заканчиваются ответной деятельностью – движением, поступком, речью. Такой трактовкой Сеченов предпринял попытку «вырвать» психологию из круга внутреннего мира человека. Однако при этом была недооценена специфика психической реальности в сравнении с физиологической ее основой, не учтена роль культурно-исторических факторов в становлении и развитии психики человека.

Важное место в истории отечественной психологии принадлежит Г.И. Челпанову . Его главная заслуга заключается в создании в России психологического института.Экспериментальное направление в психологии с использованием объективных методов исследования развивал В.М. Бехтерев .

Усилия И.П. Павлова были направлены на изучение условно рефлекторных связей в деятельности организма. Его работы плодотворно повлияли на понимание физиологических основ психической деятельности. Тем не менее, собственной психологической концепции И.П. Павлов не создал.

20 век

В начале ХХ века в психологии возникает кризисная ситуация: не дал заметных результатов метод интроспекции; не удалось уточнить специфику психической реальности, решить проблему связи физиологических и психических явлений, обнаружился значительный разрыв между психологической теорией и данными экспериментальной работы. Попытки преодоления этого кризиса привели к созданию нескольких влиятельных школ (направлений) в психологической науке: бихевиоризма, гештальтпсихологии, психоанализа .

Гештальтпсихология возникла в Германии благодаря усилиям ученых Т. Вертгеймера, В. Келера и К. Левина , выдвинувших программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов ). Гештальтпсихилогия выступила против ассоциативной психологии В. Вундта и Э. Титченера, трактовавшей сложные физические феномены в качестве выстроенных из простых по законам ассоциации. Понятие о гештальте (в переводе с немецкого, слово «гештальт» означает «форма», «образ») зародилось при изучении сенсорных образований, когда обнаружилась «первичность» их структуры по отношению к входящим в эти образования компонентам (ощущениям). Например, хотя мелодия при ее исполнении в различных тональностях и вызывает различные ощущения, она узнается как одна и та же. Аналогично трактуется и мышление: оно состоит в усмотрении, осознании структурных требований элементов проблемной ситуации и в действиях, которые соответствуют этим требованиям. Построение сложного психического образа происходит в инсайте – особом психическом акте мгновенного «схватывания» отношений (структуры) в воспринимаемом поле. Свои положения гештальтпсихология противопоставила также бихевиоризму, который объяснял поведение организма в проблемной ситуации перебором «слепых» двигателей проб, лишь случайно приводящих к успеху. Заслуги гештальтпсихологии состоят в разработке понятия психологического образа, в утверждении системного подхода к психическим явлениям.

У истоков психоаналитического направления стоял австрийский психиатр и психолог З. Фрейд . Приступив к своим исследованиям не только как физиолог, но и как врач-невропатолог, Фрейд пришел к выводу, что недостаточен физиологический подход к психике и предложил свою систему анализа душевной жизни человека, названную импсихоанализом . Согласно учению Фрейда, психика содержит, три образования: «Я», «Сверх–Я», «Оно». Две последние системы локализованы в слое первичного психического процесса – в бессознательном. «Оно» - это место сосредоточения двух групп влечений: а) влечения к жизни (Эроса), куда входит сексуальные влечения и влечения к самосохранению «Я», б) влечение к смерти, к разрушению (Танатоса). В древнегреческой мифологии бог Эрос символизировал любовь, бог Танатос – смерть. «Оно» составляет движущую силу поведения, источник психический энергии, мощное мотивационное начало. «Я» - это вторичный, поверхностный слой душевного аппарата, именуемый обычно сознанием. «Я» воспринимает информацию об окружающем мире и состоянии организма. Его основная функция – соизмерять вышеназванные влечения с требованиями враждебной индивидууму социальной сферы в интересах его самосохранения. Систему требований «Я» к «Оно» составляет «Сверх – Я» – внутренний «надзиратель», «критик», источник нравственного самоограничения личности. Данный слой психики формируется большей частью бессознательно в процессе воспитания (прежде всего в семье) и проявляется в виде совести.

В динамическом плане названные уровни личности характеризуются конфликтом между сознательным и бессознательным. Бессознательные влечения, по словам Фрейда, « по природе своей достойны осуждения», подавляются энергией «Сверх – Я», что создает невыносимое для человека напряжение. Последнее может быть частично снято с помощью бессознательных защитных механизмов – вытеснения , рационализации , сублимации и регрессии . Задача психоаналитика как психотерапевта усматривается Фрейдом в том, чтобы выявить посредством анализа свободно всплывающих ассоциаций и сновидений пациента травмирующие его переживания, а затем помочь ему осознать их и, значит, освободиться от них.