Домой / Интернет / Примеры целей в жизни человека. Жизненная позиция Что определяет жизненную позицию человека

Примеры целей в жизни человека. Жизненная позиция Что определяет жизненную позицию человека

Сегодня о связи Вашей жизненной позиции и 4 типами пассивного поведения в ответ на жизненные ситуации. Добавка к вебинару где рассматривалась связь между позициями в жизни, ролями в драматическом треугольнике и психологическими играми.

4 типа психологической пассивности.

Пассивное поведение — это избегание жизненных трудностей, не эффективный способ поведения в конфликтах и спорах.

Психологическая пассивность напоминает поведение страуса, когда мы неосознанно прячем голову в песок, думая, что это самый безрпасеый способ поведения в проблемных ситуациях.

4 типа пассивного поведения и жизненная позиция.

Давайте рассмотрим связь с 4 типами пассивного реагирования на проблему.

А как Вы реагируете на проблему?

ТЕСТ.

Прочтите описание 4-х типов реагирования на проблему и определите, какое пассивное поведение относится к Вам.

По типу пассивного поведения на диаграмме (см. рисунок «Пассивность и Жизненные Позиции») выявите какую жизненную позицию Вы обычно занимаете в конфликте.

Какую позицию занимаете в конфликтах?

4 типа пассивного поведения.

1 тип пассивности. НИЧЕГОНЕДЕЛАНИЕ.

Или нулевая реакция на проблему. Абсолютно ничего не чувствовать, не думать и не делать . Нередко это происходит, если люди парализованны опасностью. Однако ничегонеделание бывает и привычной реакцией на любую проблему. Выжидательная позиция.

ПРИМЕР

Люди среднего и пожилого возраста, которые всеми силами сопротивляются обучению работе на компьютерах и в сети Интернет.

Женщина, которая во время конфликта со свекровью молчит, напряженно сжав зубы.

Соответствует жизненной позициям БЕЗНАДЕЖНОСТЬ и НЕАДЕКВАТНОСТЬ.

2 тип пассивности. СВЕРХАДАПТАЦИЯ.

Под этип типом пассивного реагирования понимается «слишком покорное» соблюдение правил или предписаний, исходящих от других людей, которое избавляет нас от ответственности думать самостоятельно.

ПРИМЕР

Работник, который послушно исполняет все указания руководства, не особо понимая, что он собственно делает и зачем.

Ребенок, который кивает на все замечания родителей с отсутствующим лицом.

Соответствует жизненной позиции НЕАДЕКВАТНОСТЬ.

3 тип пассивности. ВОЗБУЖДЕНИЕ.

Бессознательно осуществляемая интенсивная деятельность, лишенная конструктивных целей , вместо попыток решения проблемы. Или попросту суета ради суеты. Шума много, а дела нет. Например, когда мы возбужденно барабаним пальцами по столу во время трудного разговора.

ПРИМЕР

Офисный работник, который принимает в штыки любые изменения заведенного распорядка, не предлагая при этом никаких альтернатив.

Мужчина, который бурно высказывает претензии в магазине, истерично кричит и краснеет.

Соответствует жизненной позиции АГРЕССИЯ.

4 тип пассивности. РАЗРУШИТЕЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.

Степень выражения мыслей и чувств, непропорциональных, вызвавших их причинам. Физическое насилие над невинным человеком, который и знать не знает о том, что «виноват».

ПРИМЕР

Алкоголик, бросающийся с кулаками на социального работника, который предлагает тому записаться на лечебный курс.

Мама, которая избивает ребенка за плохие оценки, а потом заливает чувство вины пивом.

Соответствует жизненной позиции БЕЗНАДЕЖНОСТЬ.

Следствия пассивного поведения по жизни.

Психологическая пассивность всегда приводит к негативным последствиям — прежде всего для самого человека, но нередко, и для окружающих его людей.

Нежелательные эффекты пассивного поведени могут быть самыми разнообразными: к их числу относятся «неразрешимые проблемы» , низкая эффективность исполнения, различные виды зависимости и негативные состояния, несчастные случаи, болезни и даже смерть.

Опрос. Типы пассивного реагирования в конфликте.

Выберите 1 или 2 варианта из предложенных. Будьте честны перед собой. Как Вы реагируете, как ведете себя во время конфликта?

Комментировать статью, значит осознавать.

В комментариях к статье , приведите примеры из жизни одного или нескольких типов пассивного поведения. Какие чувства Вы испытываете, когда вспоминаете о них?

Поделитесь информацией с друзьями!

Прочитайте лучшие материалы психолога счастья на эту тему!

  • В прошлом посте я открыл тему работы со своими сновидениями. А чтобы работать со сном - необходимо сперва его вспомнить, правда? Сегодня еще 3 […]
  • Как и обещал буду пополнять рубрику "Дед Мороз Бесплатно" несколько раз в неделю, чтобы в преддверии Нового Года Ваши желания исполнялись […]
  • Оценочное отношение. Игра Родитель — Ребенок. Многие мои клиенты функционируют на уровне Родителя. Проявляя оценочное отношение к другим людям и к себе. На самом деле они переносят внутреннюю […]
  • Ты само совершенство, ты само идеал? Драйвер "Будь совершенным" или синдром отличника очень распространенное явление в сценарии жизни многих […]

Если ребенка окружает атмосфера любви, принятия и безопасности, то формируется позитивная базовая экзистенциальная позиция человека – Я+ Ты+, ребенок приобретает прочное основание для положительной самооценки и позитивного, дружелюбного отношения к окружающим.

В силу различных обстоятельств: непринятие, отталкивание, пренебрежение, равнодушие со стороны родителей и т.д. (см. Главу II, «Отвержение и само-отвержение») у ребенка может сложиться ложное представление о самом себе и о внешнем мире, что приводит к возникновению других неестественных, нездоровых внутренних установок.

Конструктивная позиция Я+Ты+

Я с самого раннего детства чувствовала, что безгранично любима. Родители очень любили нас и друг друга. Я росла в атмосфере заботы и взаимопонимания и до сих пор ощущаю поддержку своей семьи и уверена: что бы со мной ни случилось, они будут рядом и всегда помогут. С детских лет мне рассказывали о Боге, родители молились и рассказывали Ему обо всем важном, что происходило в семье. Я позже поняла, что отношения с Богом – самое важное в жизни, и теперь не могу представить, как можно жить и не помнить о Нем, не обращаться к Нему каждый день. Он очень любит всех людей и заботится о нас.

Лидия

Если ядро системы убеждений составляет конструктивная жизненная позиция, человек убежден в ценности своей личности, уверен, что он достоин того, чтобы его любили и принимали. Он любит своих родителей, знает, что они - хорошие, добрые, честные люди, которым можно доверять. Подобное отношение распространяется и на других людей.

Человек живет в гармонии с внешним миром, для него характерны продуктивное сотрудничество, позитивные отношения с людьми, принятие, умение дружить, психологическая адаптированность и успешность. Он способен давать и принимать любовь, не боится сближаться с людьми, свободен от чрезмерной зависимости от мнения и оценок окружающих, спокойно принимает критику, самокритичен, открыт к любым изменениям.

Он понимает себя, свои чувства, свободно может выражать, осознавать и говорить о своих чувствах, переживаниях. Радуется чужим успехам и достижениям, способен поддержать других, искренне говорит о позитивных чертах людям, положительно оценивает будущее.

Человек с экзистенциальной позицией Я+Ты+ также может высказать справедливые критические замечания, и готов сказать «нет», если это необходимо; не боится отстаивать свое мнение, даже если окружающие с ним не согласны; отличается независимостью и твердостью позиции, если уверен в своей правоте. Однако если он обнаруживает ошибочность своего мнения, то свободно признает свою неправоту и изменяет собственную точку зрения. Ему свойственно трезвое оценивание реальности событий и готовность к позитивному поиску решений возникающих жизненных проблем, способность принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность, учитывая советы и пожелания окружающих.

Такой человек верен своим нравственным идеалам и ценностям. Он постоянно развивается, занимается самопознанием, выбирает подходящие для него методы внутреннего личностного роста и работает над собой.

Депрессивная позиция Я- Ты+

Депрессивная жизненная позиция доминирует у человека в его системе убеждений после пережитого опыта отвержения со стороны близких людей, родителей. Он принимает решение, что с ним что-то не так, «Я – плохой» (Я -), считает себя ни на что не способным, думает, что он хуже других, страдает от чувства неполноценности, некомпетентности, само-отвержения.

Неуверенность в себе рождает страх перед неуспехом, который реально провоцирует неудачу. Человек внутренне стремится к регулярному переживанию ситуаций неуспеха, даже в мелочах. Он постоянно ожидает неудачу, чтобы еще раз зафиксировать справедливость позиции родителей в отношении себя: с ним что-то не так, он не такой, какого они хотели, он ни на что не способен, не может им угодить и т.д. Он чрезвычайно зависим от мнения родителей и авторитетных фигур в своей жизни. Часто это проявляется в инфантилизме, в страхе брать на себя ответственность и принимать самостоятельные решения, проявлять инициативу.

Человек с такой жизненной позицией регулярно переживает депрессию, уныние, стремится удалиться от других людей, предпочитает держаться на расстоянии. Он избегает всего нового, неожиданного; старается пребывать в уже знакомом кругу, в котором чувствует себя в относительно безопасном положении.

Когда я вспоминаю свое детство, я стараюсь не думать о плохом, но это непросто. Мои родители любили меня, но я бы сказал «странною любовью». Они и теперь не отдают себе отчета в том, что сделали со мной в детстве, и как на мне это сказалось. Начать нужно с того, что они ожидали девочку, и когда я родился, они были очень расстроены. Пока я был маленький, у меня постоянно были длинные волосы, так что многие на улице принимали меня за девчонку, что меня ужасно злило. Иногда мать одевала меня в платья и любовалась мною. Она была главной в доме, занимала более высокое социальное положение, постоянно унижала моего отца, который выбрал работу, связанную с постоянными длительными командировками, и постоянно отсутствовал дома. Когда он возвращался, родители часто ругались, потому что отец сильно ревновал. Я чувствовал, что виноват в их проблемах, пытался их примирить. Довольно часто мать срывалась и в порыве гнева била меня, а потом плакала, и заставляла меня просить у нее прощения за то, что я так сильно ее «довел». Когда я начинал что-либо делать сам (что случалось нечасто, так как мне ничего не доверяли и не разрешали), родители популярно объясняли мне, что как бы я ни старался, все равно ничего у меня не выйдет, лучше они сами все сделают.

Евгений

Подумайте, сколько литературных героев с подобной жизненной позицией описано в русской литературе! Это очень распространенный тип личности.

Оборонительная позиция Я+Ты-

Я была в семье старшим ребенком. Родители любили нас, но всегда были очень увлечены работой. Мой брат родился, когда мне было 2 года, и все внимание родителей с того времени было приковано к нему. Он больше болел, хулиганил, плохо учился в школе. Подростком связался с дурной компанией, начал пить. В отличие от него, я всегда была хорошей, послушной девочкой, училась на «хорошо» и «отлично», старалась во всем добиться успеха. Но родители интересовались мной намного меньше. Я поступила в престижный институт с первой попытки, там встретилась со своим будущим мужем, Борисом, который нежно за мной ухаживал и добивался моего внимания. У него вечно что-то не ладилось, он постоянно попадал в какие-то истории, что бы он ни начинал делать, все выходило неладно, не продуманно, если не сказать хуже... Приходилось мне все решать в семье и брать ответственность на себя, короче он «жил за мной, как за каменной стеной». Борис очень меня любил, и я это чувствовала, но со временем начала ощущать, что он становится все прохладнее, и даже начала подозревать, что он изменяет мне. Близкие отношения ни с родителями, ни с братом у меня не сложились, потому что мои родители необъективны к моему брату. Они ему во всем помогают, ни в чем не отказывают, избаловали его, а он – разгильдяй пользуется их добротой и делает, что хочет. Я терпеть его не могу, до чего он противный.

Настя

Если на экзистенциальном уровне системы убеждений господствует оборонительная жизненная позиция, человек, так или иначе, переживает ситуацию отверженности родителями, значимыми людьми, и принимает решение, что эти люди, мир, все вокруг – враждебно, негативно настроено и нужно всегда быть готовым обороняться и защищаться, а лучше всего, - нападать.

Человек ощущает ценность своей личности посредством доказательства своего превосходства над другими, посредством непреодолимого стремления контролировать все вокруг. Обычно он сам даже не замечает, что унижает, осуждает и обвиняет людей. Так как это происходит настолько естественно, что он искренне верит, что окружающие все делают неверно, виноваты во всех неприятностях (в том числе и его собственных проблемах). А уж он-то лучше других знает, как нужно делать, чтобы получилось хорошо.

Ему необходимо быть первым, лучшим, это достигается часто путем осуждения или принижения других, в невротическом соперничестве (комплекс превосходства). А также в попытках контролировать всех вокруг и стремлении выполнить любое дело на пределе возможностей, достижении совершенного успеха и демонстрации его окружающим с тем, чтобы показать, что они на это не способны.

Такой человек внутренне убежден, что достичь своих целей можно только путем неустанной борьбы, агрессивности по отношению к людям и миру. Агрессивность иногда скрывается и сублимируется, обретает социально приемлемые формы, но окружающие, особенно те, от которых данный человек никак не зависит, могут чувствовать себя дискомфортно в его присутствии, зачастую воспринимают его как подавляющего других, нечувствительного человека.

Однако надо всегда иметь в виду, что комплекс превосходства лишь защитная форма глубинного чувства неполноценности, комплекса само-отвержения (непринятия, отвержения себя). Эти два комплекса естественным образом связаны. Нас не должно удивлять, что когда мы занимаемся самопознанием и обнаруживаем комплекс само-отвержения, то тут же находим более или менее скрытый комплекс превосходства. С другой стороны, если мы исследуем комплекс превосходства в динамике, то всякий раз находим более или менее скрытый комплекс само-отвержения. Это снимает кажущийся парадокс о двух противоположных тенденциях, существующих в одном индивиде, так как очевидно, что в норме стремление к превосходству и чувство неполноценности дополняют друг друга. Слово «комплекс», которое мы употребляем, отражает совокупность психологических характеристик, лежащих в основе преувеличенного чувства само-отвержения, неполноценности или стремления к превосходству.

Бесплодная позиция Я-Ты-

Человек, ядро системы убеждений которого представлено бесплодной жизненной позицией, чувствует себя нелюбимым, отвергнутым, униженным; убежден, что жизнь бесполезна, полна разочарований, никто не может ему помочь.

Он отвергает людей и мир вокруг и чувствует себя отверженным, опустошенным, подавленным; основное действие - выжидание.

Человек, не осознающий ценность ни собственной личности, ни ценность личности окружающих людей, может быть социально опасен.

Внутренний конфликт довольно часто проявляется через попытки погрузиться в иную реальность (компьютер, алкоголь, наркотики, магия и т.д.), для того, чтобы спрятаться от внутренних проблем, по возможности не думать, не признавать и игнорировать их.

Я родился в семье в самое неподходящее время. Мои родители только что поженились. Отец был студентом, а мать (она на 5 лет старше) уже закончила к тому времени институт. Они жили вместе с родителями отца. Отношения с бабушкой у матери не ладились, потому, что бабушка была против женитьбы. Мать волновалась, что отца в институте будут обольщать разные девицы, поэтому, похоже, время у нее было нелегкое. Роды начались на месяц раньше срока и были критическими. Точно не знаю, что случилось, но, похоже, я мог не выжить. Потом по недосмотру врачей у матери начались осложнения, и ее увезли в больницу. Я остался с отцом и бабушкой. Я часто болел, плохо спал ночью, кричал. Родители постоянно ссорились и ругались между собой и с бабушкой. Мать обзывала и унижала отца, бабушка тоже их осуждала. Через пару лет родители переехали в отдельную квартиру. Но отношения у них так и не сложились. Я всегда чувствовал, что они несчастливы в браке, мать говорила мне, что они живут вместе только ради меня, но мне это все безразлично. Я, вообще-то, ничего не рассказывал ни отцу, ни матери. Когда я вырос, отец ушел и женился на другой женщине, у которой была дочь.

Виктор.

Каждый взрослый человек не пребывает в своей базовой экзистенциальной позиции постоянно. Зачастую (как свое истинное лицо) он скрывает ее под различными масками. Но экзистенциальная позиция всегда проявляется в трудных жизненных обстоятельствах, при решении психологических проблем, в новых, неожиданных обстоятельствах, в состоянии внутреннего конфликта, напряженности, фрустрации (психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребностей и желаний, сопровождающееся различными, отрицательными переживаниями: разочарование, раздражение, тревога, отчаяние…).

03.12.2015 10:08

Глава из книги Й. Стюарта, В. Джойнса "ЖИЗНЕННЫЙ СЦЕНАРИЙ"

Берн предположил, что на самых ранних этапах формирования сценария маленький ребенок "...уже имеет определенные убеждения на свой счет и насчет окружающих его людей... Эти убеждения, которые он по-видимому проносит через всю оставшуюся жизнь, можно подытожить следующим образом:

(1) Я ОК или
(2) Я не-ОК;
(3) Ты ОК или
(4) Ты не-ОК".

Объединив все возможные комбинации этих убеждений, мы получим четыре утверждения о себе и других людях:

(1) Я ОК, ты ОК;
(2) Я не-ОК, ты ОК;
(3) Я ОК, ты не-ОК;
(4) Я не-ОК, ты не-ОК.

Эти четыре точки зрения получили название жизненных позиций. Некоторые авторы называют их основополагающими позициями,экзистенциальными позициями или просто позициями. Они отражают фундаментальные установки человека насчет сущностной ценности , которую он усматривает в себе и других людях. Это нечто большее, нежели просто мнение о своем или чьем-либо поведении . Приняв одну из этих позиций, ребенок как правило начинает подстраивать под нее весь свой сценарий.

Берн писал: "В основе каждой игры, каждого сценария и каждой человеческой судьбы лежит одна из этих четырех фундаментальных позиций".

Ребенок, который принял на позицию "Я ОК, ты ОК", скорее всего будет строить выигрышный сценарий. Он находит, что его любят и рады его существованию. Он решает, что родителей можно любить и им можно доверять, а впоследствии распространяет этот взгляд на людей в целом.

Если младенец занимает позицию "Я не-ОК, ты ОК", он скорее всего будет писать банальный или проигрышный сценарий. В соответствии с этой основополагающей позицией, он будет обыгрывать в сценарии свою роль жертвы и свои проигрыши другим людям.

Позиция "Я ОК, ты не-ОК" может создать основу для казалось бы выигрышного сценария. Но такой ребенок убежден, что ему нужно возвышаться над другими, а их держать в униженном положении. Какое-то время это может удаваться ему, но лишь ценой непрерывной борьбы. Со временем окружающие его люди устанут от своего униженного положения и отвернутся от него. Тогда он из якобы "выигрывающего" превратится в самого что ни на есть проигрывающего.

Позиция "Я не-ОК, ты не-ОК" представляет собой наиболее вероятную основу для проигрышного сценария. Такой ребенок пришел к убеждению, что жизнь пуста и безысходна. Он чувствует себя униженным и нелюбимым. Он полагает, что никто не в силах ему помочь, так как остальные тоже не-ОК. Так что его сценарий будет вращаться вокруг сцен отвержения других и собственной отверженности.

Происхождение жизненной позиции

В ТА нет полного согласия относительно причин и времени возникновения жизненных позиций.

Берн считал, что "...позиция принимается в раннем детстве (от трех до семи лет) с тем, чтобы оправдать решение, основанное на более раннем опыте". Иными словами, по Берну, сперва идут ранние решения, а затем ребенок принимает жизненную позицию, создавая тем самым картину мира, которая оправдывает ранее принятые решения.

Например, младенец, который еще не научился говорить, может принять следующее решение: "Никогда больше не рискну кого-то любить, так как Мама показала, что не любит меня". Позже он оправдывает это решение с помощью убеждения "меня никто не полюбит", что переводится как "Я не-ОК". Если отец нашлепал маленькую девочку, она может решить: "Никогда больше не буду доверять мужчине, так как Папа плохо со мной обращается". Впоследствии она распространяет это решение на всех остальных мужчин в форме убеждения "мужчинам доверять нельзя", то есть "ты (они) не-ОК".

С точки зрения Клода Штайнера, жизненные позиции принимаются гораздо раньше. Он возводит их истоки к первым месяцам кормления ребенка. По Штайнеру, позиция "Я ОК, ты ОК" отражает комфортную атмосферу взаимозависимости между ребенком и кормящей матерью. Он приравнивает ее к позиции "фундаментального доверия", описанной специалистом по детскому развитию Эриком Эриксоном. Это такое "...положение вещей, когда младенец чувствует, что он находится в единстве с миром, а все находится в единстве с ним".

Штайнер полагает, что все дети начинают с позиции "Я ОК, ты ОК". Ребенок меняет позицию только тогда, когда что-то нарушает гармонию его взаимозависимости с матерью. Например, когда ребенок ощущает, что мать перестает оберегать его и принимать так безусловно, как делала это в первые дни. Некоторые младенцы само рождение могут воспринимать как угрозу изначальной гармонии. В ответ на появление в его жизни всякого рода неудобств, ребенок может решить, что он не-ОК, или что другие не-ОК. Он переходит из Эриксоновского состояния "фундаментального доверия" в состояние "фундаментального недоверия". И затем, на основе этого фундаментального представления о себе и других людях, ребенок начинает писать сценарий своей жизни.

Таким образом, Штайнер согласен с Берном в том, что жизненная позиция "оправдывает" сценарные решения. Однако, по Штайнеру, сначала принимается жизненная позиции, а уже после нее - сценарные решения.

Итак, жизненную позицию можно определить как совокупность основополагающих убеждений о себе и других людях, которые человек использует для оправдания своих решений и своего поведения .

ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ У ВЗРОСЛЫХ: ОК-УЧАСТОК

Каждый из нас входит во взрослый возраст со сценарием дальнейшей жизни, написанным по мотивам одной из четырех жизненных позиций. Однако мы не остаемся в избранной позиции все время. Мы ежеминутно переходим из одной позиции в другую.

Франклин Эрнст разработал метод анализа таких переходов. Он назвал его ОК-Участком.


Вместо термина "ОК" Эрнст использует выражение "для меня ОК". Это делается с тем, чтобы подчеркнуть, что "окейность" обусловлена моими убеждениями: моими убеждениями о себе и моими убеждениями о тебе .

Верхний полюс вертикальной оси Участка соответствует "Ты ОК", нижний - "Ты не-ОК". По горизонтальной оси справа мы имеем "Я ОК", слева - "Я не-ОК". Каждый из четырех квадратов соответствует какой-то жизненной позиции.

Для краткости "ОК" в литературе по ТА нередко обозначают знаком "+", а "не-ОК" - знаком "-". Слово "ты" иногда также сокращают до буквы "Т". Четыре жизненные позиции при этом принимают следующий вид: Я+Т+, Я-Т+, Я+Т-, Я-Т-.

На рис. представлен один из вариантов Участка, где каждая из четырех позиций имеет свое название. На первоначальной диаграмме Эрнста этих названий не было, но они нередко используются другими авторами.

Франклин Эрнст указывает, что каждая из детских позиций представлена во взрослой жизни в форме определенного социального взаимодействия. Он называет последнее "операцией ". Названия этих операций приводятся на схеме Участка. Когда мы осуществляем какую-то из этих операций бессознательно, в состоянии Ребенка, то делаем это, как правило, чтобы обеспечить сценарное "оправдание" соответствующей жизненной позиции. Однако у нас есть и другая возможность - мы можем перейти в состояние Взрослого и осуществить любую из этих операций сознательно. Благодаря этому социальное взаимодействие может привести к желательным для нас результатам.

Я ОК, ты ОК: включение во взаимодействие

Я только что пришел на работу. На пороге меня встречает начальник с кипой бумаг. "Вот отчет, которого мы так ждали, - говорит он. - Я отметил для вас некоторые пункты. Не могли бы вы просмотреть их и сообщить о результатах?" "Хорошо, - отвечаю я, - будет сделано".

Соглашаясь выполнить просьбу начальника, я решил для себя, что достаточно компетентен для выполнения этой задачи и она мне нравится. Я нахожу, что начальник изложил свою просьбу вежливо и обоснованно. Таким образом, я занимаю позицию "Я ОК, ты ОК". На уровне социального взаимодействия мы с начальником включились в общее дело.

Каждый раз, когда я взаимодействую с людьми из этой позиции, я подкрепляю свое убеждение в том, что я и другие ОК.

Я не-ОК, ты ОК: уход от взаимодействия

Я сажусь за стол и открываю первую страницу отчета. Краем глаза я вижу, что кто-то ко мне направляется. Это один из моих коллег. Он имеет озабоченный вид. Поскольку я уже знаком с этим выражением его лица, мне не трудно догадаться, зачем он пожаловал. Он собирается бесконечно долго жаловаться на свою работу, просить у меня совета и не слушать его. Когда он подойдет к моему столу и откроет рот, я могу выбрать одно из двух: действовать по сценарию или ответить ему из состояния Взрослого.

Сценарная операция: Допустим, я включаюсь в сценарий и занимаю позицию "Я не-ОК, ты ОК". Я говорю себе: "Я не в состоянии ему помочь. Мне это не по плечу. Но ему-то что, он будет просто говорить и все. Нужно сматываться отсюда!" Я напрягаю пресс и покрываюсь испариной. Не слушая, о чем говорит коллега, я бормочу: "Прости, Джим, мне нужно выскочить в туалет!" - и направляюсь к двери. Выйдя из комнаты, я сбрасываю напряжение, издавая облегченный вздох. Я ушел от Джима по сценарию. Поступив так, я подкрепил убеждение моего Ребенка в том, что Я не-ОК, а другие ОК.

Взрослая операция : Если я решил остаться во Взрослом, то говорю себе: "В данный момент я не хочу слушать Джима. У него проблемы, но не мне их решать. Однако если он заговорит, его уже не остановишь. Думаю, лучше всего будет выйти из пределов его досягаемости". Едва Джим открывает рот и начинает произносить свою первую жалобу, я говорю: "Да, Джим, плохи дела. Но я сейчас занят. Как раз собрался идти в библиотеку, проверить кое-какие данные по этому отчету. Надеюсь, у тебя все получится". Я собираю бумаги и выхожу. С помощью Взрослого я сознательно избрал операцию ухода .

Я ОК, ты не-ОК: избавление от взаимодействия

Через десять минут я с чашкой кофе возвращаюсь в кабинет и углубляюсь в изучение отчета. Дверь опять открывается. На сей раз это мой помощник. Выглядит он удрученно. "Боюсь, у меня плохие новости, - говорит он. - Помните, вы поручили мне распечатать материалы? Я закрутился и забыл вовремя сдать их в печать. А теперь принтер занят. Что мне делать?"

Сценарная операция : Я могу ответить ему из позиции "Я ОК, ты не ОК". Покраснев, я говорю резким голосом: "Что вам делать ? Выправлять положение, вот что вам делать! Не желаю больше ничего слышать, пока материал не будет лежать на столе, понятно?" При этом пульс у меня повышается и я буквально киплю от возмущения. Когда помощник исчезает, я говорю себе: "Ни на кого в наше время положиться нельзя, все самому делать приходится!" Я избавился от помощника, создавая сценарное "оправдание" своему убеждению в том, что я ОК, а другие - нет.

Взрослая операция : Я отвечаю помощнику; "Что ж, ваша задача состоит в том, чтобы поправить положение. Сейчас у меня срочная работа. Так что поищите возможность распечатать материалы как можно скорее где-нибудь в другом месте. Жду вас к четырем, доложите о результатах". Я вновь склоняюсь над отчетом, давая понять, что разговор окончен. Я избавился от помощника, так что теперь могу заниматься своим делом, причем мы оба остаемся ОК.

Я не-ОК, ты не-ОК: невовлечение во взаимодействие

Раздается телефонный звонок. Звонит супруга из дому: "Произошло нечто ужасное! Лопнула труба, и пока мне удалось отключить воду, залило весь ковер!"

Сценарная операция : В этом случае я могу занять позицию "Я не ОК, ты не ОК". Я говорю себе: "С меня довольно. Это выше моих сил. И на жену положиться нельзя. Все без толку". Я стону в телефонную трубку: "Послушай, это уже выше моих сил. И без того денек выдался, это уж слишком". Не дожидаясь ответа, я кладу трубку. Я чувствую себя выжатым и подавленным. В глубине души я укрепился в своем убеждении, что я и все остальные - не ОК.

Взрослая операция : Решив остаться в состоянии Взрослого, я отвечаю: "Послушай, все уже позади. Подожди, пока я вернусь. А там посмотрим, что мы можем сделать". Я избрал операцию невовлечения .

ОК-УЧАСТОК И ЛИЧНОСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ


Хотя мы постоянно перемещаемся по квадратам Участка, у каждого из нас есть "любимый" квадрат, в котором мы, действуя по сценарию, проводим большую часть времени. Он соответствует занятой нами в детстве основной жизненной позиции.

"Я ОК, ты ОК" - это здоровая позиция. При этом я участвую в жизни и разрешении жизненных проблем. Я действую с целью достижения желаемых для меня выигрышных результатов. Эта единственная из позиций, основанная на реальности. Если в детстве я встал на позицию "Я не-ОК, ты ОК", то скорее всего буду разыгрывать свой сценарий в основном из депрессивной позиции, чувствуя себя ниже других людей. Сам того не сознавая, я буду избирать неприятные мне чувства и поведенческие проявления, "подтверждающие", что свое место в мире я определил верно. Если у меня возникнут проблемы с душевным здоровьем, их скорее всего диагностируют как невроз или депрессию. Если я написал роковой сценарий, его развязкой вероятно будет самоубийство.

Детская позиция "Я ОК, ты не-ОК" означает, что я буду проживать свой сценарий главным образом из оборонительной позиции, пытаясь возвыситься над другими людьми. При этом они скорее всего будут воспринимать меня как подавляющего, бесчувственного и агрессивного человека. Хотя эта позиция нередко называется параноидальной , она также соответствует психиатрическому диагнозу расстройства характера. В проигрышном сценарии третьей степени моя финальная сцена может включать убийство или нанесение увечья другим людям.

Если я в младенчестве занял позицию "Я не-ОК, ты не-ОК", мой сценарий будет разыгрываться преимущественно из бесплодной позиции. Я буду считать, что этот мир и населяющие его люди плохи, равно как и я сам. Если я написал банальный сценарий, красной нитью по нему будет проходить мое халатное отношение к большинству жизненных начинаний. Если у меня роковой сценарий, развязка его, возможно, будет состоять в том, чтобы "обезуметь" и заработать психотический диагноз.

Как и все остальные составляющие сценария, жизненная позиция может быть изменена. Как правило, это происходит только в результате инсайта - внезапного непосредственно-интуитивного осознания своего сценария, - курса терапии или какого-то сильного жизненного потрясения.

Нередко процесс изменения жизненной позиции связан с определенной последовательностью продвижения по квадратам Участка. Если человек первоначально проводит большую часть времени в Я-Т-, его следующей остановкой будет скорее всего Я+Т-. Побыв некоторое время в этом основном теперь для себя квадрате, он перейдет в Я-Т+. Конечная цель состоит в том, чтобы все дольше задерживаться в квадрате Я+Т+, пока он не станет основным местом пребывания.

Может показаться странным, что для перехода из Я+Т- в Я+Т+ людям зачастую нужно пройти через Я-Т+. Но, как свидетельствует терапевтический опыт, Я+Т-нередко оказывается защитной реакцией против Я-Т+. Решая, что "Я ОК, а все остальные не-ОК", младенец утверждается в этой позиции, чтобы защитить себя от болезненного осознания своей приниженности и беспомощности перед лицом родителей. Чтобы действительно стать взрослым, человеку нужно прожить эту детскую боль и освободиться от нее.

***УПРАЖНЕНИЯ С ОК-УЧАСТКОМ

Нарисуйте оси ОК-Участка и надпишите квадраты.

Теперь очертите контур по осям, чтобы показать, сколько времени в среднем вы проводите ежедневно в каждом квадрате. Например, если вы считаете, что большую часть времени находитесь в Я-Т+, несколько меньше в Я+Т+, еще меньше в Я+Т-, а меньше всего в Я-Т-. Франклин Эрнст назвал это "участкограммой ".

При каких обстоятельствах вы склонны входить в каждый из квадратов? Что вы обычно делаете, говорите и чувствуете, когда находитесь в каждом из них?

Из каких состояний Я вы исходите, находясь в каждом квадрате? (Используйте функциональную модель.) Какие состояния Я вы вызываете у других людей?

Какие виды поглаживаний вы производите и получаете в каждом квадрате?

Теперь, после того как вы увидели свою участкограмму, не хотите ли вы в ней что-либо изменить?

Если да, продумайте, как вы можете применять какие-либо из четырех Взрослых операций вместо сценарного реагирования. Выберите по крайней мере одну ситуацию на следующей неделе, в которой можно применить Взрослую операцию, и опробуйте ее. Если вы работаете в группе, сообщите ей о полученном результате.***


Жизненная позиция человека - это его целостное отношение к окружающему миру, проявляющееся в его мыслях и поступках. Это то, что бросается в глаза при знакомстве и отличает нас друг от друга в психологическом смысле. Она влияет на способность преодолевать трудности, на наши успехи и определяет власть над своей судьбой.

Четкая жизненная позиция проявляется во всех сферах деятельности человека: нравственной, духовной, общественно-политической и трудовой. Она выражает моральное напряжение личности, то есть ее готовность к практическому действию.

Формирование жизненной позиции начинается с рождения и во многом зависит от окружения, в котором живет человек. Ее фундамент зарождается тогда, когда ребенок учится общаться с родителями, друзьями, педагогами, жить в социуме. В зависимости от этих отношений конкретизируется самоопределение личности.

Жизненная позиция - активная и пассивная

Активная жизненная позиция - секрет самореализации и успеха. Она проявляется в смелости инициативы и готовности действовать. Для ее формирования необходим двигатель, который будет продвигать нас вперед. В роли такого двигателя выступают наши желания, которые поднимут нас над всеми трудностями и помогут достичь своих целей. Человек с активной жизненной позицией может быть лидером, а может и следовать за лидером, но у него всегда есть своя точка зрения и силы ее отстоять.

Различают следующие виды активной жизненной позиции:

  1. Положительная позиция. Она ориентирована на нравственные нормы общества, на утверждение добра и преодоление морального зла.
  2. Негативная. Не всегда активные и деятельные люди тратят свои усилия на положительные поступки, их действия могут приносить вред окружающим и им самим. Примером отрицательной активной жизненной позиции может служить участие в различных бандформированиях. Главарь банды - личность довольна таки активная, с твердыми убеждениями, конкретными целями, но его убеждения идут во вред обществу, а не в его пользу.

Антиподом этой жизненной позиции является пассивность. Человек с пассивной жизненной позицией инертен и равнодушен. Его слова и дела расходятся, он не желает участвовать в решении каких-либо проблем и трудностей общества, в котором живет. Его поведение напоминает поведение страуса, который прячет голову в песок, думая, что это самый безопасный способ избавить себя от проблем. Такие принципы не менее опасны, чем отрицательная активная жизненная позиция. Сколько несправедливости и преступлений совершается от нашего бездействия?

Пассивная жизненная позиция может проявляться следующими способами:

Несмотря на то, что жизненная позиция формируется в детстве и зависит от общества, в котором мы живем, еще не поздно остановиться и задуматься, какая твоя жизненная позиция, какую пользу ты приносишь окружающим. И если, результат раздумий не удовлетворит - еще не поздно изменить себя.

Жизненная позиция – это определенное внешними рамками и внутренними установками действенное и эмоциональное отношение человека ко всем проявлениям в его жизни. Подобное отношение проявляется сразу на нескольких уровнях – в поступках, мыслях, высказываниях и даже бездействии в определенных моментах. Любая позиция подразумевает не только пассивную демонстрацию своего отношения, но обязательно активное действенное направление по реализации своей позиции.

Формирование жизненной позиции происходит в течение всей жизни, но начинается с детского возраста. Она включает особенности нервно-психической организации, тип мышления, полученные психологические травмы. Кроме этого непосредственное воздействие на жизненную позицию имеет ближайшее окружение (особенно в детском возрасте), поскольку близкие люди формируют ценности, смысловое пространство, цели и планы.

Жизненные позиции человека могут определяться им самостоятельно, в зависимости от планов и необходимых достижений. Во многих вариантах правильно выбранная позиция помогает развитию и более быстрому , но предварительно для этого необходимо определиться с наиболее правильной и действенной относительно каждого конкретного человека и его индивидуальных жизненных особенностей.

Что это такое

Жизненная позиция формируется благодаря ближайшему окружению в течение первых лет жизни. Особенности его развития, установки, ориентиры и потребности, а также способы реагирования на ситуации транслируются родителями и воспитателями, становясь интериоризированными категориями. Впоследствии эти заложенные части проявляются во всех возможных отраслях человеческой жизни, определяя как нравственные жизненные позиции, так и рабочие, личностные и даже политические.

Однако это не означает, что сформировавшись однажды, жизненная позиция остается статичной категорией. Она может меняться под влиянием новых полученных знаний или жизненного опыта. Во многом, человек может сам формировать ее изменения посредством приложения психических и умственных усилий, меняя свое направление и привычные способы реагирования и оценки ситуации. К моменту достижения формируется основная жизненная позиция, и если не происходит кардинальных изменений в личности и внешней социальной ситуации, то она остается ключевой, лишь немного корректируясь под воздействием ситуационных факторов.

Существует также категоризация позиций. Одна из таких классификаций придерживается концепции о том, что сама позиция формируется еще до рождения ребенка, поскольку обусловлена психологическим состоянием родителей. Имеется ввиду не генетическая обусловленность или действия, сколько призма восприятия. Грубо говоря, человек может оценивать себя, как кого-то хорошего или ощущать собственную ущербность, таким же базовым оценкам подвергается вся внешняя реальность. Подобные, глубоко заложенные убеждения, практически не поддаются последующей волевой коррекции. Изменения возможны только при условии прикладывания осознанных усилий, часто при помощи психотерапевта, и требуют не одного года усиленной внутренней работы.

Виды жизненных позиций

Типология позиций строится относительно способов взаимодействия человека с окружающим пространством. Относительно этого выделяется активная и пассивная разновидности.

Активная жизненная позиция всегда направлена на изменения, касающиеся как собственной личности (творчество, обучение, новые знакомства), так и общества (реформаторские идеи, касающиеся норм, стратегий и принципов решения определенных задач). На уровне взаимодействия она всегда проявляется лидерскими стремлениями и новаторскими идеями. Относительно собственного существования такие люди отличаются самостоятельностью и высоким уровнем ответственности за себя и тех, кто косвенно к ней причастен. При негативном развитии могут выявляться стремления к нарушению социальных норм, организации различных преступных формирований, революциям и оппозициям.

В любом из вариантов активная позиция исключает безразличное отношение к тенденциям и процессам собственной жизни. Эти люди призваны менять все, что считают неподобающим или неправильным. В зависимости от моральных устоев самой личности такая направленность может приводить либо к быстрому развитию и реформированию, либо к нарастанию анархии и вседозволенности. Активность, как характерная черта позволяет справляться со всеми трудностями, быстро находить решения всевозможных вопросов. Такие люди не боятся инициативности и ответственности, ложащейся за осуществление собственных идей.

Принимая сторону активного изменения мира, люди не зацикливаются на собственных переживаниях и трудностях, всегда находятся в движении и рады изменениям. Минусом можно посчитать такие же требования к окружающим – они не выносят длительного переживания по одному поводу и стремления сохранить все, как есть, лишь бы не подвергаться риску и неизвестности перемен.

Пассивная жизненная позиция придерживается конформистских идей, соблюдения всех социальных норм и правил, даже в ущерб себе и тогда, когда они неоправданно глупы. Стремление полагаться на волю случая, не менять свою жизнь, круг общения и интересов годами. Такой человек снимает с себя большую часть ответственности, предоставляя многие важные решения государству, значимым людям или вышестоящим.

Сложности у людей с пассивной позицией возникают при столкновении с трудностями и при решении творческих задач. Они, безусловно, являются хорошими исполнителями, но практически лишены лидерских качеств, поскольку всегда стремятся двигаться известной, проторенной дорогой.
Порой такая безынициативность приводит к нарастанию проблем и частому возникновению критических ситуаций, которые решают уже другие люди.

Статичность пассивной позиции на первый взгляд обеспечивает безопасность и известность ситуации, но проблемы начинаются тогда, когда внешние условия начинают меняться. Чтобы быть успешным и благополучным важным качеством является умение улавливать изменения и реорганизовывать свою жизнь относительно тенденций. Пассивным это практически недоступно и будут до конца сидеть в горящем доме, надеясь, что пожар сам прекратится.

По типу направления энергии позиции различаются на негативные и позитивные. В негативных проявлениях поведение и установки человека направлены на антисоциальные действия, стремления противостоять сложившемуся укладу. В форме активных изменений или пассивного саботажа зависит от первых двух вариантов, но это всегда фрустрирующие тенденции. Позитивные стремления направлены на гуманистические ценности, развитие и этические нормы. Причем если человеку недоступно самостоятельно введение и реализация подобных, то он будет поддерживать и соблюдать имеющиеся, передавая подобный подход своим детям.

Примеры

Детальнее разобраться и окончательно понять основные типы жизненных позиций помогут примеры. Так, активная жизненная позиция с позитивной направленностью выражается в собственной высокой самооценке, такой человек рад занимаемому месту, умеет ценить происходящее в его жизни. Он может быть увлечен многими делами, касающихся его и окружения. Это активные участники акций за мир и борьбу с бедностью, волонтеры и просто неравнодушные люди. Именно они останавливаются, чтобы помочь плачущему ребенку или упавшему на улице, при этом получают искренне удовольствие от своих поступков.

Кардинально противоположной является пассивная негативная позиция. В таком случае человек может оценивать себя, как жертву или неудачника, а окружающий мир воспринимать как враждебный, глупый, деградирующий. Жизненные решения не принимаются – люди смиряются с тем, что их увольняют, обижают, обманывают и списывают все на несправедливость судьбы. Собственных идей по улучшению ситуации у них, как правило, нет, а если есть, то они не собираются их реализовывать.

Пассивная позитивная позиция распространена довольно широко, особенно в хороших экономических и социальных условиях. Люди способны ценить то, что у них имеется, поддерживать традиции, укреплять имеющиеся достижения, но не вносить коррективы. Имея все задатки, такой человек не будет увольняться с низкооплачиваемой привычной работы только потому, что ему на все хватает, а перемены требуют энергии. Они подвержены массовым мыслям – голосуют, как большинство, слушают одинаковую музыку и не спорят. При этом уровень удовлетворенности достаточно высок, особенно если перемены и беды не касаются их лично.

Активная позиция с негативной направленностью представляет собой противостояние обществу. Это могут быть митинги протестов, отстаивание своей позиции через ссоры и драки.
Оппозиции, анархисты, преступники – яркие представители людей с подобными внутренними устоями. Вербальная агрессия и постоянные жалобы на происходящее, придирки к мелочам и завышенные требования к социуму делают в итоге из человека асоциальную личность.

Ради справедливости стоит отметить, что чистых видов позиций не встречается, можно говорить только о преобладании какого-то из них. В зависимости от ситуации человек может реагировать различными вариантами и именно это является наилучшей позицией, когда возможна гибкость. Ситуация когда человек всю жизнь реагирует типичным образом, без ориентации на собственное состояние и реальное положение дел является наиболее негативной, поскольку приводит к личностной деградации.