Домой / Математика / Вопросы по литературе. Вопросы по литературе Какая единая тема в рассказе васюткино озеро

Вопросы по литературе. Вопросы по литературе Какая единая тема в рассказе васюткино озеро

Урок литературы "По Васюткиным тропкам" (по рассказу В.П. Астафьева "Васюткино озеро") 5-й класс

Подготовила: Просникова Т.Г., учитель литературы

Цель:

  1. Учить умению работать с текстом и дополнительной литературой.
  2. Работать над развитием речи и творческих способностей учащихся.
  3. Воспитывать твёрдость духа, бережное отношение к природе.

Оформление урока:

  1. Презентация «Васюткин край».
  2. Текст рассказа «Васюткино озеро».
  3. «Васюткина» карта.
  4. Кроссворды учащихся.

Форма урока: работа в группах («Архивариусы», «Юннаты», «Лесовики», «Литераторы»).

Задачи для ребят: продемонстрировать умения и навыки в области литературы, знание текста рассказа «Васюткино озеро», умение делать выводы из произведения – добраться до берега Успеха.

Ход урока

1.Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня у нас с вами необычный урок. К нам приехали гости посмотреть на нас, как вы умеем работать

Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить… О чем? Догадайтесь сами, ответив на мои простые, но, в то же время, мудрые вопросы.

  • Она величественна и похожа на океан.
  • Она щедра и сурова.
  • Она таит в себе загадки и ответы на многие вопросы.
  • Она учит человека и наказывает за легкомыслие и эгоизм.
  • Она раскинулась широкой полосой по центру Сибири и северу Европейской России.

Что же это ? Тайга. Слайд 1,2

Действительно, это тайга. Посмотрите видеофильм “Таинственный лес” и подумайте: “Что скрывает в себе тайга?” (Тайну, загадку, силу, мощь, величие)

Вторая часть “ребуса”:

  • Он маленький, как песчинка в океане, как звездочка во Вселенной.
  • Он беззащитный и в то же время сильный.
  • Он сын и одновременно хозяин.
  • Он по-детски легкомысленный и по-взрослому мудрый.
  • Он совершает ошибку и исправляет ее.

Кто это? Слайд 3

Вы правы: это главный герой рассказа В.П.Астафьева “Васюткино озеро”- Васютка

Ребята, вы, наверное, заметили, какое противоречие возникает из сказанного?

Маленькая песчинка легко теряется в океане, а человек в тайге. (Вспомним жизненную ситуацию: несколько лет назад в конце июля в Слободском районе погиб 14-летний подросток. Он заблудился в тайге. Он умер не от голода, нет! Он поддался страху, панике, который сковал его и лишил сил, то есть возможности выжить. Он провел в тайге всего сутки и погиб от переохлаждения.)

Находясь вдали от близких и родного дома, оставшись один на один с суровой и величавой природой, Васютка борется за выживание. Китайский мыслитель Лу Синь считал: “Пути не открываются перед теми, кто не борется”.

Что же помогло выбраться герою из трудной ситуации? (Его поддерживали мудрость деда, навыки, сформированные отцом, доброта матери и умение разгадать тайны природы.)

Можно ли назвать наш урок “Поединок Васютки и тайги?”

Нет, в поединке участвуют враги, противники, в этом же рассказе они находят общий язык: Васютка смог прочитать “книгу тайги”, жил по ее законам, и она указала мальчику выход из тупика, преподала уроки мудрости и доброты.

Слайд 4

Тема нашего урока : «По Васюткиным тропкам» (по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»)

Слайд 5

Эпиграфом к нашему уроку взяли слова Георгия Скребицкого

« Вглядитесь в природу поглубже, вслушайтесь, поймите её язык: в тихом шелесте листьев, в песенках зимней вьюги или в звонком говоре весенних ручьев. Что может быть прекраснее всего этого?»

Ребята, а как вы понимаете это высказывание?

Запишем число, тему урока.

Ребята, сегодня мы отправляемся на экскурсию в лес вместе с главным героем рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро» - Васюткой. Пройдем Васюткиными тропками, от опушки Архивариусов к поляне Литераторов, продолжим путь к роднику Лесовиков, выйдем на просеку Юных натуралистов и доберемся до берега Успеха.

2. Исследовательская работа

Ребята, на дом вы получили задание: прочитать рассказ «Васюткино озеро», сделать рисунки к рассказу »Васюткино озеро»

Слайд 6

Первый этап: Опушка Архивариусов.

Ребята, расскажите, чем занимаются архивариусы?

(ответ: работают в архивах, исследуют материалы, находят малоизвестные факты).

Слайд 7,8

  1. Что вы отыскали в архивах о писателе, его детстве, его детских рассказах?
  2. Послушаем историю создания рассказа «Васюткино озеро».
  3. Какое из названий вам понравилось больше?
  4. А теперь, ребята, давайте обратим внимание на ваши рисунки. Кого изобразили на них? Почему вам больше всего понравился этот сюжет? Кто хочет рассказать?

Слайд 9

Второй этап: Поляна Литераторов.

  1. Понравился ли рассказ?
  2. В какое время происходят описанные события?
  3. От какого лица ведется повествование? Значит, это автобиографическое произведение.

Слайд 10

  1. На какой реке происходит действие рассказа? (Енисей)
  2. А что говорит о Енисее дедушка Афанасий? (см. стр. 120 учебника).
  3. Что же представляет из себя эта река сегодня? Послушаем Лесовиков

Енисей, одна из крупнейших рек в Сибири и самая многоводная в России, в Красноярском крае (дл. 3487 км.), впадает в Енисейский зал. Карского моря. Главные притоки: Ангара, Тунгуска. На Енисее стоят- Красноярская и Саяно-Шушенская ГЭС. Проходят морские суда, развито рыболовство. На Енисее стоят города Минусинск, Красноярск, Енисейск и др.

Слайд 11

  1. С какой целью уходил Васютка в лес? Посмотрим, как это было. Инсценировка «Сборы Васютки в тайгу» - Литераторы . (Сопровождается слайдами – тайга и звуками леса, птичьих голосов).

Сценка по тексту рассказа.

МАТЬ (недовольно

В рассказе мать Васютке напомнила, чтобы от затесей далеко не отходил.

Ребята, а что такое затеси и как они помогают в тайге?

(Затеси – это отметки на сволах деревьев, которые делаются для того, чтобы не потерять дорогу в тайге)

Ребята, а вы знаете, что такое тайга?

Тайга - это хвойные леса. Занимает около 10% суши Земли. В основном там растет ель, пихта, сосна, лиственница. Растет черника, брусника, мох. Из животных встречается медведь, рысь, соболь. Из птиц - глухарь, клест, дятел, сороки, кедровки. В тайге находятся значительные ресурсы древесины, пищевого и лекарственного сырь

Найдите описание тайги (стр. 129) по тексту рассказа «Васюткино озеро».

Слайд 12

  • Какую оплошность допустил мальчик в лесу?
  • Кто виноват в том, что он заблудился?
  • Как писатель рисует постепенное нарастание азарта Васютки? Какие глаголы помогают передать этот азарт? (стр.124)
  • Когда Васютка понял, что он заблудился?
  • Какой вывод мы можем сделать из пейзажных зарисовок?

Вывод: Картины природы передают состояние главного героя.

Слайд 13,14

6. Работа со слайдом. Ребята, перед вами места, где пришлось проходить Васютке:

  • Лес;
  • Поляна;
  • Тропинка;
  • Озеро;
  • Берег.

Определите, какими казались Васютке эти места?

  • Успеха;
  • Отчаянья;
  • Надежды;
  • Страха;
  • Уверенности.

(Ответ: Лес Отчаянья; Поляна Страха; Тропинка Надежды; Озеро Уверенности; Берег Успеха).

  • Неслучайно и появление паука. Какова роль образа паука? (Текст на стр. 126).
  • Какой вывод мы можем сделать, обращая внимание на пейзажные зарисовки?

Выводы : Васютка попал в плен тайги и трудных обстоятельств. Автор использует приём антитезы для того, чтобы передать отчаяние мальчика. С одной стороны лес, оживлённый и радостный, с другой, настроение мальчика.

Слайд 15

Попытаемся понять Васютку. Монолог «А я заблудился» (Текст на стр.128)).

Монолог Васютки

Что помогло спастись Васютке в лесу? Какие советы и приметы помогают Васютке?

Слайд 16 Третий этап: Просека юных натуралистов.

Мы добрались до просеки Юных натуралистов!

  • Какой старинный порядок при отправке в тайгу обычно должен был соблюдать каждый человек? В рассказе он звучит как афоризм.
  • На вот краюшку. Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал еще таежные законы переиначивать (стр.122)
  • Какие советы вы дадите тем, кто идёт в лес?
  • Что необходимо знать, если ты заблудился в лесу?

Памятка №2 Если ты заблудился

  1. Не паникуй, успокойся.
  2. Осмотри место, где находишься.
  3. Собери хворост, дрова для костра (на ночь).
  4. Разожги костер, приготовь пищу.
  5. Подготовь место для ночлега.
  6. Спокойно ожидай спасателей, родственников.

Памятка №1. Советы идущему в лес.

  1. Подумай тщательно маршрут.
  2. Не забудь взять компас.
  3. Возьми спички для костра.
  4. Захвати с собой теплые вещи.
  5. Приготовь запас еды (соль, хлеб, сухари, консервы).

Слайд 17,18

1.Ребята, на какой день перед Васюткой оказалось озеро?

2.Как природа подсказала о близости Енисея? (скопление белой рыбы, вынесенная по течению тушка утки)

3. Кому благодарен Васютка за свое спасение?

4.Докажите, что Васюткино озеро – одно из тех мест, где еще не ступала нога человека? (непуганые птицы, изобилие ценной рыбы, тишина)

5. Почему озеро назвали Васюткиным?

Слайд 19

Четвертый этап: Берег Успеха .

Мальчик брел, почти падая от усталости. Неожиданно лес расступился, открыв перед Васюткой пологий берег Енисея. Мальчик застыл. У него даже дух захватило – так красиво, так широка была его родная река! А раньше она казалась обыкновенной. Он бросился вперед, упал на край берега и жадными глотками стал хватать воду, шлепать по ней руками.- Енисеюшко! Славный, хороший…- шмыгал Васютка носом и размазывал грязными руками слезы по лицу.

Сумел он добраться до своего берега Успеха?

Ребята, чему вы научились у Васютки?

Смогли ли вы выжить четверо суток в лесу?

Какие вы читали произведения, где героям приходилось выживать один на один в тяжелых природных условиях? (Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке», Д.Дефо «Робинзон Крузо»)

Можно ли сравнить Васютку с ним?

Ребята, а вами что-то подобное происходило?

Заключительное слово

Итак, ребята, наша экскурсия по тайге подошла к концу. Из рассказа мы узнали о природе, о человеке, об их взаимоотношениях?

Природа – мудрый наставник, учитель друг, иногда судия. Она наказывает за легкомыслие и эгоизм, за пренебрежение законами и традициями. Она же и прощает, помогает людям выбраться из тайги, указывает человеку верный путь. Птицы, звезды, месяц – предвестники добра и справедливости. Однако основную задачу спасения должен решить сам человек. Только тогда он станет настоящим сыном и хозяином природы (Значение имени Васютка). Через природу человек лучше понимает самого себя, учится ценить своих близких

Затеси – это зарубки на деревьях, указывающие путь людям. Читая произведение, мы тоже оставляем в душе какие-то впечатления, зарубки на сердце, постигаем тайну произведения

Слайд 20

Синквейн (пятистишие) – свободная поэтическая форма, состоящая из 5 строф: озеро, Васютка

  1. Имя существительное, определяющее тему.
  2. 2 прилагательных – описание темы.
  3. 3 глагола (деепричастия) – название действий.
  4. 4 слова: фраза – отношение к теме.
  5. Образ – метафора, суть, смысл, синоним темы

Затеси – это зарубки на деревьях, указывающие путь людям. Читая произведение, мы тоже оставляем в душе какие-то впечатления, зарубки на сердце, постигаем тайну произведения.

Слайд 21- Кроссворд

Слайд 22

Шестой этап: Домашнее задание. Написать свой рассказ о приключениях в лесу, в походе

Материалы к уроку.

Енисей, одна из крупнейших рек в Сибири и самая многоводная в России, в Красноярском крае (дл. 3487 км.), впадает в Енисейский зал. Карского моря. Главные притоки: Ангара, Тунгуска. На Енисее стоят- Красноярская и Саяно-Шушенская ГЭС. Проходят морские суда, развито рыболовство. На Енисее стоят города Минусинск, Красноярск, Енисейск и др.

Глухари , род птиц (семейство тетеревиные). Длина до 86 см, масса до 6 кг. 2 вида, в лесах Евразии. Обыкновенный глухарь- от Восточных Карпат до Байкала, каменный глухарь- от Байкала до Камчатки и Сахалина. Обитают в хвойных лесах. Токующий самец на несколько секунд теряет слух (отсюда и название глухарь). Численность в природе сокращается. В неволе размножаются. В природе встречается гибрид между видами глухаря - межняк.

Тайга , хвойные леса в умеренном поясе Северного. полушария. Занимает около 10% суши Земли. В территории Евразии главным образом ель, пихта (темно-хвойная Т.), сосна, лиственница (светлохвойная Т.); подлесок беден, травянисто- кустарничковый ярус однородный (черника, брусника, мхи). В фауне из млекопитающих медведь, рысь, соболь, птиц - глухарь, клест, дятел, сороки, кедровки. В тайге сосредоточены значительные ресурсы древесины, пищевого и лекарственного сырья.

Предварительная подготовка:

Деление на группы: «Архивариусы», «Юннаты», «Лесовики», «Литераторы».

Предварительное задание группам:

«Архивариусы» - изучение материала о жизни писателя;

«Юннаты» - создание «Васюткиной карты», придумать «Памятку для идущего в лес»;

«Лесовики» - найти толкование слов «тайга, затеси, Енисей, глухарь», придумать «Памятку для идущего в лес»;

«Литераторы» - подготовить инсценировку по рассказу.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Пример - Маршрутный лист

Архивариусы

Молодец!

Молодец.

Молодец?

Элина

Рома

Даша

Марат

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Сценка по тексту рассказа.

Васютка проснулся поздно. В избушке одна мать. Дедушка Афанасий ушел куда-то. Васютка поел, полистал учебники, оборвал листок календаря.

ВАСЮТКА - Ого, до первого сентября всего десять дней осталось.

МАТЬ (недовольно ) - Вот – вот, к ученью надо готовиться, а ты в лесу пропадаешь.

ВАСЮТКА - Чего ты, мамка? Орехи кто-то должен добывать? Охота ведь рыбакам пощелкать вечером.

МАТЬ - «Охота, охота»! Надо орехов, так пусть сами ходят. Привыкли парнишкой помыкать да сорить в избе.

Когда Васютка с ружьем на плече и с патронташем на поясе, похожий на коренастого, маленького мужичка, выхолил из избы, мать привычно строго напомнила:

МАТЬ - Ты от затесей далеко не отходи - сгинешь. Хлеба взял ли с собой?

ВАСЮТКА - Да зачем он мне? Каждый раз обратно приношу.

МАТЬ - Не разговаривай! На вот краюшку. Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал еще таежные законы переиначивать.

Тут уж с матерью не поспоришь. Таков старинный порядок: идешь в лес - бери еду, бери спички. Васютка покорно сунул краюшку в мешок и поспешил исчезнуть с глаз матери, а то еще придерется к чему-нибудь.

Весело насвистывая, шел он по тайге, следил за пометками на деревьях и думал о том, что, наверное, всякая таежная дорога начинается с затесей. Он еще долго думал бы о дороге и о всяких таежных разностях, если бы не скрипучее крякаяье где-то над головой.

ВАСЮТКА - Кедровка! Вот уж нахальные птицы. …. И стрелять нельзя, не раз драли уши за попусту сожженные патроны.

ВАСЮТКА - «Кра-кра!» - (передразнил Васютка кедровку и запустил в нее палкой) - Тьфу, ведьма проклятая! -

ВАСЮТКА - Что это? Неужели глухарь? (и Васютка побежал вперед)

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Монолог Васютки

Все – спать! Но не прошло и пяти минут, как я почувствовал, что кто-то крадется. Да, крадется! Шаг, второй, шорох, вздох... Кто-то медленно и осторожно идет по мху. Я повернулся и увидел что-то темное, большое. Сейчас оно стояло, не шевелилось.

Что же это? Я направляет ружье и крикнул:

Кто такой? А ну подходи, не то садану картечью!

В ответ ни звука. В самом деле, что там может быть? И еще раз крикнул:

Я говорю, не прячься, а то хуже будет!

Тишина.Набравшись храбрости, я решительно направляюсь в сторону темного предмета.

Ох, окаянный! Это был огромный корень-выворотень. - Ну и трус же я! Чуть ума не лишился из-за этакой чепухи.

Зато утром по всему лесу озабоченно кричали кедровки на манер базарных торговок. Где-то по-детски заплакала желна, потрошили синички старое дерево. Нечаянно я спугнул кормившуюся белку:

Ну, чего смотришь? Не узнала? А я вот заблудился. Понесся сдуру за глухарем и заблудился. Теперь меня по всему лесу ищут, мамка ревет... Не понимаешь ты ничего, толкуй с тобой! А то бы сбегала, сказала нашим, где я. Ты вон какая проворная! (помолчал и махнул рукой) - Убирайся давай, рыжая, стрелять буду!

Васютка вскинул ружье и выстрелил в воздух. Белка, будто пушинка, подхваченная ветром, метнулась и пошла считать деревья.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Загадки о природе

Клейкие почки,

Зеленые листочки.

С белой корой

Стоит под горой. (Береза)

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

(Дерево)

У нее кусты

Высоки, густы,

Ствол и ветки-трубкой,

Очень хрупкой.

Ягоды красны,

да не вкусны. (Бузина)

Нам в дождь и в зной

Поможет друг,

Зеленый и хороший

Протянет нам десятки рук

И тысячи ладошек. (Дерево)

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

(Ель)

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает.

(Дерево)

Ее всегда в лесу найдешь-

Пойдем гулять и встретим:

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем. (Ель)

Приложение 5


МОУ СОШ №33

Литература

5класс, общеобразовательный

Программа литературного образования под редакцией

Тема: Человек и природа в рассказе «Васюткино озеро»

(Урок анализа первоисточника)

Цель урока:

образовательная - анализ рассказа «Васюткино озеро», углубление и расширение знаний учащихся по творчеству;

развивающая - развитие умения анализировать текст через интепретацию-рисунок, умения работать со словарной статьёй, ресурсами Интернета;

воспитательная - формирование уважительного и бережного отношения к природе; воспитание вдумчивого читателя.

Оборудование: выставка книг, иллюстрации учащихся, презентация к уроку, аудиозапись голосов птиц.

Трофимовой Ирины

Человек и природа в рассказе

«Васюткино озеро»

Из общения с природой вы вынесете столько света, сколько вы захотите, и столько мужества и силы, сколько вам нужно.

Зейме Иоганн Готфрид

Ход урока

I . Эмоциональный настрой

Добрый день, ребята, уважаемые гости, рада видеть вас на уроке.

(Звучит музыка «Времена года» - «Осень»)

Ребята, нет человека, которому не был бы интересен мир живой природы. У нас вызывает восхищение танец глухаря на току, на нас нагоняет страх темный лес, зеркальное отражение глади озера завораживает, рыба, плавающая у берега, приводит в восторг. Человек и природа – вечная тема творчества, о которой говорили и будут говорить писатели и поэты. Из общения с природой вы вынесете столько света, сколько вы захотите, и столько мужества и силы, сколько вам нужно.


II . Организационный момент

Цель нашего урока доказать: человек и природа едины в этом мире. Только уважение и понимание природы поможет человеку найти выход из сложной ситуации.

III . Вопросы беседы

1)Итак, кто же главный герой рассказа «Васюткино озеро»? Вот таким представляет его художник, а каким вы представляете его внешне?

2) Какое место занимал Васютка в бригаде? Какое было у него дело?

3) Васютке нравилось бродить по тайге …(запишите слово тайга в словарь). Скажите, а какое время года описывает автор (даже месяц указан)?

4) Итак, в очередной раз Васютка собирается за шишками. Прочитайте,

как об этом рассказывает.

5) Как Васютка относится к взрослым, почему не стал спорить с матерью?

(Он не отступает от закона, который помогает жить человеку – слушай старшего, более опытного человека).

Обратите внимание на экран – закон общения человека и природы.

6) Как называются зарубки на дереве, с помощью которых Васютка надеялся не заблудиться в лесу?

З) Зачем в таёжном лесу нужны затеси ?

Давайте запишем это слово в тетрадь.

По затесям пойдут другие люди. Вот он, ребята, закон взаимопомощи : сделав затесь на дереве, один человек поможет найти дорогу другому.

Взаимопомощь.

Весело посвистывая, шёл наш Васютка по тайге, пространно рассуждая о дороге, о всяких таёжных разностях.

Кто прервал рассуждения героя?

Давайте прочитаем об этой встрече.

- Как Васютка относится к этим птицам? А какую пользу приносит кедровка лесу?

(На экране появилась птица кедровка). Вот так она выглядит.

Если вдруг вам доведётся услышать вот такое пение, это кедровка (звучит запись пения кедровки).

Запишем это слово в словарь.

Васютка прицелился и щёлкнул языком, будто на спуск нажал. Почему наш путешественник не сделал настоящего выстрела?

Как вы думаете, какой закон природы не нарушил Васютка?

Настоящий охотник бесполезных выстрелов не производит.

Именно этой птице Васютка должен быть благодарен, что шишек в лесу видимо-невидимо.

Васютка слез с дерева, собрал шишек в мешок…

Вдруг впереди что-то захлопало…

- Что привлекло внимание нашего собирателя шишек?

(Хлопанье крыльев глухаря)

Глухарь – красивая, умная птица (звучит запись пения глухаря на току).

Расскажите, чем закончилась встреча с глухарём. Какой способ знал Васютка, чтобы перехитрить птицу и выйти из схватки победителем?

Васютка добыл дичь, или трофей, как говорят охотники.

Давайте запишем это слово в словарь: трофей.

Думая о своей удаче, Васютка, счастливый, шёл по лесу, насвистывая, пел, что на ум приходило. Вдруг спохватился… О чём спохватился Васютка?

Почему мальчик попал в беду, какой закон природы нарушил?

(Идти по проложенному пути, от затесей не отступать.)

Какие меры принимал мальчик, думая, что быстро выберется из сложившейся ситуации?

Но выхода не было!

Какое чувство охватило Васютку?

Прочитайте, с каким насекомым сравнивает Виктор Петрович Астафьев нашего путешественника, чтобы передать те чувства, что испытывает он, заблудившись.

- Обратим внимание на экран. Да, действительно, попав в таёжный лес, ощущаешь себя песчинкой в огромной вселенной, мухой в паутине. (Рисунок Соловьёвой Юлии).


Юля, каким ты представляешь себе непроходимую тайгу?

- «Будь, что будет»,- отрешённо подумал Васютка. Но какие слова деда и отца заставили припомнить всё, что знал наш герой, чтобы выжить в тайге?

Как Васютка готовился к ночи в таёжном лесу? (Зачитывается отрывок из произведения.)

Кого Васютка просит о помощи, обращаясь со словами… (белку)

Почему мальчик обращается со словами к этому симпатичному существу?

(Человек и природа едины. Попав в беду, он ищет защиты у природы).

Тайга…Тайга… Без конца и без края…

Васютка отыскивает глазами жёлтую полоску лиственничка среди неподвижно зелёного моря. Запишем слово в словарь.

Для чего мальчик искал именно полоску лиственничка?

- Нашёл Васютка водоём - Енисей? (Нет) А что? (Озеро.)

Внимание на экран, может, на берегу именно этого озера и был Васютка.

Перед нами рисунок Екатерины Кузнецовой. Какое настроение, Катя, ты хотела передать этой цветовой гаммой?

Как готовится Васютка к ночёвке у озера, о чём и о ком были его мысли? (Чтение отрывка).

Но вдруг настроение Васютки меняется. Почему герой так обрадовался найденному трофею? (убитая утка).

Вода проточная – один шаг к спасению; заметя бороздку, герой понял, что он на правильном пути. Но не удалось вырваться из лап природы и пришлось вне дома провести 3-ю ночь.

Какой была эта ночь?

- Что (очень важная деталь) освещает все ночи надежды Васютки, что он найдет дорогу домой? Запишем это слово в словарь.

Костёр. Вот так представила костёр надежды Ирина. Ребята, пофилософствуйте, почему автор символом надежды выбрал образ костра.

(Ответы учащихся)

Именно этот огонь надежды позволил Васютке найти Енисей.

(Учитель зачитывает отрывок из произведения).

Теплоход не помог горю Васютки.

4-ю ночь пришлось провести на берегу Енисея. Она было самой трудной. Почему?

И всё-таки удача улыбнулась Васютке, бот «Игарец» спас нашего героя, и его именем назвали озеро.

Почему приключения Васютки оказались не напрасными? Только ли потому, что он показал бригаде отца «рыбные места». А ещё почему?

Помогли выстоять ему (слова из словаря.)

Он учился жить с природой в единстве, быть частью её; соблюдать и уважать её законы, потому и нашёл озеро, оставив память о себе навсегда.

Я желаю вам, чтобы каждый из вас нашёл свой правильный путь в жизни и открыл, пусть небольшое, но своё озеро, чтобы в вашем сердце никогда не угасал костёр надежды, чтобы вы понимали, что человек и природа едины в этом мире. Только уважение и понимание природы поможет человеку найти выход из сложной ситуации.

Из общения с природой Васютка вынес столько света, сколько он захотел, и столько мужества и силы, сколько ему было нужно.

Безусловно, в этом нас убедил рассказ.

IV . Домашнее задание

Письменно ответить на вопрос «Почему Васютке удалось найти дорогу домой?»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2» г.Сосногорска

ПАВЛИЩЕВА ЛАРИСА ГРИГОРЬЕВНА

ОТКРЫТЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ

В РАМКАХ МУНИЦИПАЛЬНОГО СЕМИНАРА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ МР «СОСНОГОРСК» ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

25.04.2014 Г.

УЧИТЕЛЬ – ПАВЛИЩЕВА ЛАРИСА ГРИГОРЬЕВНА

В.П.АСТАФЬЕВ «ВАСЮТКИНО ОЗЕРО»

5А КЛАСС (республиканская пилотная площадка)

ТИП УРОКА: художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом.

ЦЕЛИ УРОКА:

Познавательная : овладение литературными знаниями.

Развивающая: развитие интеллектуальной и эмоциональной сферы учащихся, их внимания, памяти, воображения.

Воспитательная: Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в процессе лексической работы (слово участие ); подержание процессов социализации в результате создания ситуации заинтересованного, доброжелательного общения; содействие формированию культуры общения, общему речевому развитию учащихся. Воспитание познавательных потребностей, интереса к чтению. Мотивация учащихся к изучению литературы.

Учебная: выявление художественной идеи рассказа, состоящей в утверждении необходимости содружества человека и природы, умения быть настойчивым и действенным в любых обстоятельствах, бороться и достигать победы в сложных ситуациях; формирование и совершенствование навыков составления цитатного плана, лексической работы, исследовательской работы с текстом, выразительного чтения, пересказа от лица участника событий.

Задачи урока: - развивать межпредметные связи;

Развивать навыки выразительного чтения;

Составлять цитатный план;

Развивать навыки говорения;

Совершенствовать навыков исследовательской работы с текстом;

Развивать навык пересказа от лица участника событий.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ:

    сообщение учителя и учащихся;

    беседа;

    работа с иллюстрациями;

    исследовательская работа с текстом.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

    умение самостоятельно определять цели своего обучения; ставить и формулировать задачи в учебе и познавательной деятельности; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

    Формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

2. ПРЕДМЕТНЫЕ:

    Понимание ключевых проблем изученного произведения;

    Владение литературоведческим термином художественная идея ;

    Умение отвечать на вопросы по прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа;

3. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

    Становление личности человека, чувство единства природы и человека;

    Формирование собственного отношения к произведениями русской литературы, их оценка.

    Формирование коммуникативной компетенции;

    Установка на здоровый образ жизни в процессе релаксационной зарядки;

    Адекватное понимание причин успешнояти/неуспешности учебной деятельности в результате самооценки(взаимооценки) на этапе рефлексии.

Ход урока

    Проверка домашнего задания. Рассказ о В.П. Афанасьеве по плану статьи учебника, посвященной жизни и творчеству В.П. Афанасьева. (задание 1 тетради)

Слово учителя

Проза Афанасьева – это всегда размышление о нашей жизни, о предназначении человека и его нравственных устоях, о народном русском характере и о способности натур живых и деятельных преодолевать обстоятельства, как бы они не были трудны, и выходить из испытаний,обогащаясь нравственно и сохраняя свой внутренний мир.

Первые книги В.П. Астафьев написал для детей: «Огоньки» (1995) «Васюткино озеро»,(1985)»Дядя Кузя, куры, лиса и кот»,(1957), «теплый дождь», «Зорькина песня»(1960)

Главными героями этих рассказов являются разные люди, открывшие маленькому человеку огромный мир человеческих отношений, духовный мир народа.

    Выявление первоначальных впечатлений

    Определите тему рассказа «Васюткино озеро».

    Где происходят события, изображенные в рассказе? Природа Сибири неоднократно привлекала внимание писателей и поэтов, композиторов и художников.

    Обращение к репродукциям картин В.И. Сурикова «Вид Енисея»(1900),»Енисей у Красноярска» (1909), акварельные рисунки «Енисей»(1895), «Плоты на Енисее»(1862), «Синий камень на Енисее»(1865),

Сообщение учащегося, слайдовая презентация.

Василий Иванович Суриков (1848-1916), русский живописец, мастер масштабных исторических полотен, посвятил изображению природы Сибири многочисленные этюды, карнадашные наброски и рисунки

Художник стремился воссоздать на своих полотнах образ родной для него сибирской реки. «Сибирь под Енисеем»– страна, полная большой и своеобразной красоты . На сотни верст девственный бор тайги с ее диким зверьем, таинственные тропинки вьется тайгою десятками верст и вдруг приводят куда-нибудь в болотную трясину или же в дебри скалистых гор …»

    Обращение к репродукции картины А.Васнецова «Тайга на Урале. Синяя гора».

Сообщение учащегося

Художник любил этот край с его самобытной суровостью , нетронутой первобытностью, могучей силой. Природа Урала и Сибири увлекла его на годы, позволила выразить большие идеи и гражданские настроения, связанные с назревающим общественным подъемом. Этапным произведением, открывшим эту новую для живописца тему, стала картина 1891 г. «Тайга на Урале. Синяя гора». Сложный мир душевных переживаний, связанных с кругом народных преданий, рождает эта картина. Чем-то былинным, могучим веет от изображенной живописцем природы.

| Выразительноской рекуи.е чтение фрагмента очерка «Из Сибири» А.П. Чехова.

Скоро после Енисея начинается знаменитая тайга.

«Сила и очарование тайги не в деревьях-гигантах и не в гробовой тиши­не, а в том, что разве одни только перелетные птицы знают, где она конча­ется. В первые сутки не обращаешь на нее внимания; во вторые и в третьи удивляешься, а в четвертые и пятые переживаешь такое настроение, как будто никогда не выберешься из этого зеленого чудовища. Взберешься на высокий холм, покрытый лесом, глянешь вперед на восток, по направле­нию дороги, и видишь внизу лес, дальше холм, кудрявый от леса, за ним другой холм, такой же кудрявый, за ним третий, и так без конца; через сут­ки опять взглянешь с холма вперед - и опять та же картина...»

Прочитайте выразительно описания тайги и Енисея в рассказе В.П. Астафьева. Выпишите слова и словосочетания, воссоздающие об­раз тайги и Енисея в рассказе. (задание 3 тетради) (В ГРУППЕ) Что объединяет произведения художни­ков и писателей?

Лес тихий в своей унылой задумчивости, редкий, полуголый, сплошь хвойный; хилые березки с редкими желтыми листьями.

Тайга молчаливая, равнодушная; темное море. Енисей и тот затерялся в глухой, угрюмой тайге. У него даже дух захватило - так красива, так ши­рока была его родная река!

Объединяющее начало - ощущение величия картины природы и в то же время неведомой опасности, притаившейся совсем рядом.

Какова тема нашего сегодняшнего урока? (природа и человек в…)

Учебная цель: определить как влияет природа на человека (м. изменяет его?)

Зачем Васютка отправился в лес?

Васютка стремится помогать старшим, ответственно и серьезно отно­сится к своим обязанностям. Как же он повел себя в лесу?

Выразительное чтение от слов «„Кра-кра"! - передразнил Васютка кедровку и запустил в нее палкой» до слов «Думая о своей удаче, Ва­сютка, счастливый, шел по лесу, насвистывал, пел, что на ум прихо­дило».(музыка)

Как относится Васютка к обитателям леса?

У Васютки уже есть опыт охотника. Он охотится, чтобы прокормить се­мью. В то же время он воспринимает животных как равных , сердится на кедровку, разговаривает с белкой. Это говорит о том, что мальчик хоро­шо знает жизнь лесных обитателей, наблюдает за ней, при этом подража­ет взрослым, копирует их привычки.

Выразительное чтение от слов «Где-то слышалось жужжание» до слов «Васютка еще не знал, что страшное в жизни часто начинается очень просто» Когда Васютка понял, что заблудился? Что он почувствовал в тот момент? Что понял Васютка?

Васютка понял, что он так же беспомощен , как муха в сетях у паука, что ко всему в жизни нужно относится серьезно.

Выразительное чтение эпизода от слов «Совсем приуныл Васют­ка. Жалко ему самого себя стало, начало донимать раскаяние» до слов «„Может быть, увидели ее наши?" - подумал он, натягивая на лицо те­логрейку, и вскоре забылся беспокойным сном».

О чем свидетельствуют размышления Васютки?

Васютка понял, что необходимо ценить каждый момент жизни и стре­миться все делать по совести.

Художественный пересказ эпизода от лица героя «Встреча с Енисеем».

Как качества характера героя проявились в этом эпизоде?

Мальчик испытывал страх, плакал от отчаяния, но все-таки взял себя в руки и сделал все так, как подсказывал ему здравый смысл и житейский опыт.

ФИЗМИНУТКА: ЕСЛИ ВЫ УСЛЫШИТЕ ПРЕДМЕТ, КОТОРЫЙ ВАСЮТКА ВЗЯЛ С СОБОЙ ИЛИ МОГ БЫ ВЗЯТЬ, ПРИСАЖИВАЕТЕСЬ, В ОБРАТНОМ СЛУЧАЕ ОСТАЕТЕСЬ СТОЯТЬ (игрушка ХЛЕБ, СОЛЬ , ПЕПСИКОЛА, СПИЧКИ, РУЖЬЕ, КОНФЕТКИ , НОСКИ, ВОДА, нож)

3. Исследовательская работа с текстом. Какие уроки извлек Васютка из путешествия по тайге

    заполните правую часть таблицы, подобрав цитаты из текста.

Таков старинный порядок: идешь в лес - бери еду, бери спички.

Эх, дурило, дурило! Сколько этой соли в бочках на бе­регу! Что стоило горсточку в карман сыпануть!

Обозначать особы­ми приметами до­рогу

Наверное, всякая таежная дорога начинается с затеей. Сделает человек зарубку на одном дереве, отойдет немного, еще топором тюкнет, потом еще. За этим че­ловеком пойдут другие люди; собьют каблуками мохе валежин, притопчут траву, ягодники, отпечатают сле­ды в грязи, и получится тропинка

Не тратитить попу­сту порох и дробь

Трепет перед драгоценным «припасом» (так называют сибирские охотники порох и дробь) крепко вбит в си­биряков от роду

Знать повадки зве­рей и птиц

Удивительно чуткий клюв у кедровки: пустые орехи птица даже не вынимает из гнездышка

Бережно относить­ся к тайге

Он тщательно заплевал цигарку, придавил ее каблу­ком и пошел

Уметь развести ко­стер, приготовить пищу, устроиться на ночлег

Надо было запастись на ночь дровами. Васютка, не щадя рук, наломал сучьев, приволок сухую валежину, выворотил старый пень.

Повесил его на сук, чтобы мыши или кто-нибудь еще не добрался до харчей, и принялся готовить место для ночлега

Не терять присут­ствия духа

«Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!» -вспомнились ему слова отца и дедушки. Тишина. Васютка рукавом утирает пот со лба и, на­бравшись храбрости, решительно направляется в сто­рону темного предмета

Знать таежные при­меты

Почти голая сторона у ели - значит, в ту сторону се­вер, а где ветвей больше - юг. Трава стала попадаться чаще и уже не отдельными былинками, а пучками. Ва­сютка заволновался: трава растет обычно вблизи боль­ших водоемов.

Он не раз слышал от рыбаков, что в некоторых озе­рах будто бы водится белая рыба, но озера эти должны быть или были когда-то проточными. Да, если озеро проточное и из него вытекает речка, она в конце концов приведет его к Енисею. Мальчик знал эти фокусы тайги: гудок всегда откли­кается на ближнем водоеме.

Итоги работы

Что помогло Васютке выжить в трудных условиях?

Васютка умел анализировать происходящее: «Склонность к простран­ным рассуждениям, как у всякого таежника, рано появилась у Васютки». Ему пригодились навыки, полученные в общении со взрослыми, смекалка, сноровка и вера в себя.

4. Итоги урока.

Какова художественная идея произведения? Почему рассказ называет­ся «Васюткино озеро»? - Итак, давайте сделаем вывод, каково значение природы для человека , и как это отражается в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро», какова идея(что такое идея) автора.

    Картины природы помогают отразить чувства и состояние героя.

    Бережное отношение к природе помогает человеку использовать её богатства себе во благо(пища, кров, тепло)

    Знание законов природы помогает человеку выжить

    Человек и природа неразрывно связаны между собой.

Итогом путешествия по тайге стало открытие, которое по достоинству оценили взрослые, назвав озеро Васюткиным. Герой понял, что человек должен уметь ценить жизнь, быть настойчивым и в любых обстоятельствах, бороться и достигать победы.

стихотворение Вадима Шефнера.

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда ее жалей;

В увеселительных походах

Не растопчи ее полей;

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить ее спеши:

Она – твой давний добрый лекарь,

Она – союзница души.

Не жги ее напропалую

И не исчерпывай до дна,

И помни истину простую:

Нас много, а она одна.

В. Шефнер

­Поведение Васютки в лесу

Рассказ Виктора Астафьева “Васюткино озеро” о том, как тринадцатилетний мальчишка затерялся в таежном лесу, но благодаря своей смышлености и силе характера сумел выжить. С первых строк становится ясно, что Васютка из тех ребят, которые выросли в тесной связи с природой. Он любит наблюдать за тем, как отец рыбачит со своими друзьями, он ежедневно с радостью ходит за кедровыми орешками для рыбаков, он любит охотиться с лесу, не боясь дикого зверя или ненастной погоды.

Одним словом, Васютка – парень смелый,

Деловитый и предусмотрительный.

В лесу он себя чувствует свободно и даже не подозревает, что в нем можно затеряться. На всякий случай, он всегда берет с собой заряженное ружье, спички и краюшку хлеба. Те, кто выросли на берегах Енисея, знали, что есть обычай в дорогу всегда брать с собой краюшку хлеба. Так и Васюткина мать никогда не нарушала этот обычай, за что была позже вознаграждена.

Мальчик провел пять дней один в лесу и сумел выжить, хотя условия были непростые. Было холодно, лил дождь, укрыться было негде, кроме как под сенью хвойных деревьев. Когда силы были на исходе именно краюшка хлеба и умение Васютки разбираться в лесной дичи помогли ему выжить.

В лесу он оказался из-за редкой в тех краях птицы – глухаря. Очень уж захотелось ему ради разнообразия подстрелить эту дичь. Увлекшись, он потерял из виду деревья, на которых ножом оставлял насечки.

Поначалу ему было страшно. Ведь ему не раз рассказывали, как люди пропадали в бескрайних лесах Заполярья. Но со временем он собрал все свои силы в кулак, сориентировался в местности и вспомнил все советы, которые взрослые ему когда-то давали.

Он прекрасно знал, что на юг тайга тянулась километрами, поэтому решил идти на север. Обнаружив озеро, полное рыбы, он быстро понял, что оно проточное, а значит, где-то там впереди должна быть река.

На районной карте это озеро позже нарекут Васюткиным, а смелостью мальчика не перестанут восхищаться. Дед и отец были очень горды за него. Так они поняли, что вырастили настоящего мужчину, истинного сибиряка. Даже в описании внешности своего героя автор отмечал, что Васютка был похож на “коренастого, маленького мужичка”.

Его не пугали сложности на пути. За время пребывания в лесу он расцарапал лицо, порвал телогрейку, но казалось, ничего этого не замечал. Для того чтобы отвлечься, он иногда думал о доме, о школе и товарищах.

Он жалел, что хулиганил и не слушался в школе.

В этом рассказе писатель показывает, что трудности могут быть полезны. Именно они закаляют характер и делают из человека личность. В критической ситуации главный герой повел себя как настоящий мужчина и доказал, что тайга не так опасна, если знать и уважать ее законы.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. ­Один в лесу В жизни случаются ситуации, когда от человека требуется проявление храбрости, стойкости и самообладания. И не всякому даже взрослому человеку удается проявить эти качества. Героически изображен герой Виктора Астафьева в рассказе “Васюткино озеро”. Этот тринадцатилетний подросток сумел остаться один на один с бескрайним лесом и выжить. Это ли не геройство? На мой взгляд, […]...
  2. ­Трудный день в лесу В своем рассказе “Васюткино озеро” Виктор Петрович Астафьев рассказывает историю тринадцатилетнего мальчишки, выросшего на берегах Енисея в таежном краю. Главный герой во многом повторяет судьбу самого писателя, за исключением того, что у писателя никогда не было полноценной семьи, и вырос он без матери. Васютка растет в окружении любящих родителей, но не […]...
  3. ­Тайга слабых не любит Рассказ “Васюткино озеро” был написан Виктором Астафьевым в 1950-е годы. Многие критики считают этот рассказ автобиографичным, так как сам Астафьев вырос в таежных краях на берегу реки Енисей. Также и главный герой рассказа тринадцатилетний Васютка растет в окружении необычайной природы тайги, где учиться премудростям жизни. В рассказе прослеживается путь становления ребенка […]...
  4. Что помогло Васютке выжить в тайге Тайга – это бескрайние леса, в которых трудно выжить обычному человеку, тем более, если он не знаком с таежными законами. Рассказ В. П. Астафьева именно о трудностях выживания в тайге и о смелости тринадцатилетнего мальчика. Главный герой произведения Васютка – сын местного охотника и рыбака. Его отец не раз […]...
  5. ­Становление характера Главный герой рассказа В. Астафьева “Васюткино озеро” также как и автор родился и вырос в таежном краю. В свои тринадцать лет он уже многое умел и знал. Например, он умел охотиться на птицу и тут же готовить свою добычу на костре. Он знал, как отличить озерную рыбу от речной, как различать деревья в […]...
  6. ­Законы тайги О том, что законы тайги бывают суровы мы узнаем из школьной программы. Виктор Астафьев сам вырос на окраинах Красноярска и знает об это не понаслышке. В таких суровых условиях в семилетнем возрасте он потерял мать, которая утонула в реке. К этой потере он так и не смог привыкнуть. Мальчика воспитывали отец с мачехой […]...
  7. Как Васютка заблудился в тайге Рассказ В. П. Астафьева “Васюткино озеро” повествует о смелости, стойкости и сообразительности тринадцатилетнего мальчика по имени Васютка, заблудившегося в необъятной тайге. Автор подчеркивает, что в жизни нередко случаются ситуации, требующие проявления мужества и самообладания. Именно в такую ситуацию попал Васютка, оказавшись один на один с лесом. Главный герой рассказа отправился […]...
  8. ­Человек и природа Тема природы и таежных пейзажей занимает важное место в произведениях В. П. Астафьева. Не исключением стал и рассказ “Васюткино озеро”, в котором тринадцатилетний мальчик провел пять дней наедине с бескрайним лесом. Дедушка мальчика с детства учил его уважать законы тайги. Также он часто отмечал, что прогресс и цивилизация плохо отражаются на природных […]...
  9. Васютка Васютка – главный герой рассказа В. П. Астафьева “Васюткино озеро”, мальчик лет тринадцати, сын бригадира рыбаков Григория Шадрина. Это храбрый и смекалистый мальчик, который родился и вырос в таежном краю. Он рано стал самостоятельным и старался во всем следовать “таежным законам”, что пригодилось ему в жизни. В свои тринадцать лет он уже многое знал […]...
  10. Рассказ “Васюткино озеро” написал В. П. Астафьев. Основан он на реальных событиях из жизни автора и поэтому является автобиографичным. Васютка – главный герой рассказа, который часто гулял по тайге и собирал для рыбаков орехи. Однажды он, устремившись за неожиданной добычей – глухарем, потерялся в тайге. Сначала Васютка испугался что заблудился, метался из стороны в сторону, […]...
  11. Васютка тринадцатилетний мальчик из Сибири. Все лето вместе с бригадой отца Григория Шадрина, матерью и дедом Афанасием он живет на берегу Енисея на рыболовецком стане. Васютке очень хорошо в тайге, в бригаде отца. Васютка трудолюбив, не может сидеть без дела когда рядом работают взрослые. Он выполняет посильную работу, собирает кедровые орехи. Васютка обладает очень пытливым […]...
  12. ИЗОБРАЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО МУЖЕСТВА В РАССКАЗЕ В. П. АСТАФЬЕВА “ВАСЮТКИНО ОЗЕРО” Каждую минуту своей жизни, работая, общаясь и даже просто бездельничая, человек проявляет те или иные черты своего характера. Но лучше всего человеческая сущность раскрывается в экстремальных ситуациях. В такой ситуации и оказался Васютка, главный герой рассказа В. П. Астафьева “Васюткино озеро”. Этот мальчик мой ровесник, […]...
  13. В самом начале рассказа описывается озеро, получившее свое название в честь мальчика по имени Васютка. Именно он нашел озеро и показал его остальным людям. В летнее время мальчик Васютка жил со своими родителями в тайге. Его отец был начальником бригады рыбаков. Но дела у рыбачьей бригады не были успешными. Всему виной были частые осенние дожди, […]...
  14. Виктор Петрович Астафьев – великий российский писатель – прозаик, написавший множество известных повестей таких как: “Перевал”, “Стародуб”, “Звездопад”, “Кража” и другие. Васютка – это главный герой рассказа В. П Астафьева “Васюткино озеро”. Тринадцатилетний мальчишка, несмотря на свой возраст, обладал взрослой смелостью. Да, поначалу его нельзя было назвать мудрым храбрецом, ведь уходя в лес, мальчик не […]...
  15. Васюткино озеро Рассказ начинается с описания озера, которое получило свое название в честь мальчика Васютки. Он сам нашел его и показал людям. Летом Васютка жил в тайге с матерью и от­цом – начальником рыбачьей бригады. Дела у рыбаков шли плохо. Частые осенние дожди вспучили реку, рыба стала плохо ловиться. Рыба­ки ходили хмурые, изнывали от безделья. […]...
  16. Краткое содержание Это озеро не отыщешь на карте. Оно небольшое, но зато па­мятное, Васюткино. Далеко не у каждого озера есть свое назва­ние, потому как велика и необъятна наша Родина. Рыбаки из бригады Васюткиного отца – Григория Афанасье­вича Шадрина – совсем приуныли. Из-за частых осенних дождей рыба стала плохо ловиться, и рыбаки обленились. Но вот подул […]...
  17. В жизни случаются ситуации, когда от человека требуется проявление самообладания, мужества и выдержки. В такое положение попал и мальчик Васютка – главный герой рассказа В. П. Астафьева “Васюткино озеро”. Отправившись в тайгу за кедровыми орехами для рыбаков, мальчик не сразу понял, что случилась беда – он заблудился. Каждый, кто хоть немного знаком с суровыми законами […]...
  18. Жанр произведения – рассказ. Рассказ о путешествии, которое невольно совершил тринадцатилетний мальчик, заблудившийся на пять дней в тайге. Главный герой – мальчик Васютка, помогавший родителям на промысле в тайге. Второстепенные персонажи – Мама, дед, отец, рыбаки. Мальчик помогает родителям в тайге, чем может. Его обязанность, которую он сам себе придумал, – снабжать рыбаков кедровыми орешками, […]...
  19. Сочинение на тему: “Озеро в лесу” Описание темы: Описание природы леса, летних дней, лесного озера. Озеру в лесу. Видели картину Васнецова “Аленушка”? Там печальная девушка сидит на берегу озера, а в темной воде отражаются стволы высоких деревьев, окружающих озеро? Эту картину я знаю с детства. Она висит у меня на стене, потому что меня зовут […]...
  20. В рассказе В. П. Астафьева речь идет о мальчике Васютке. Он был из семьи рыболовов. Стоял август, рыбаки расположились на берегу Енисея. Васютка скучал и ждал начало учебного года. Однажды, Васютка собрался идти в тайгу за орехами. Он взял с собой ружье, мать дала ему в дорогу хлеба и спичек. Васютка пробирался вглубь тайги при […]...
  21. Тема взаимоотношений природы и человека так или иначе прослеживается во всех произведениях Виктора Астафьева. Писатель глубоко и тонко чувствует, как важно человеку беречь природу, относиться уважительно к ее законам. В рассказе “Васюткино озеро” природа предстает как чувствующее ранимое существо, живущее своей собственной жизнью, с которой неразрывно связана жизнь человека. С развитием цивилизации человек все больше […]...
  22. Герой рассказа Виктора Астафьева “Васюткино озеро” родился и вырос в таежном краю, в семье рыбака. К тринадцати годам он уже многое знал и умел. Отец брал его на промысел. Когда работы было немного, рыбаки собирались вечерами в избушке, рассказывали разные истории, лакомились кедровыми орешками, которыми их снабжал Васютка. Когда мальчик уходил в лес один, мать […]...
  23. “Васюткино озеро” (Рассказ) Пересказ. Это озеро не отыщешь ни на какой карте. Его нашел тринадцатилетний мальчишка и показал другим. Осенние дожди испортили воду, и поэтому бригаде ры­баков Григория Афанасьевича Щадрина пришлось уйти да­леко в низовья Енисея. Потянулись однообразные дни, лов был спокойным, без азарта, а такой лов рыбаки не любили. Хотя рыба попадалась в основном […]...
  24. ЧЕЛОВЕК НАЕДИНЕ С ПРИРОДОЙ (по рассказу В. П. Астафьева “Васюткино озеро”) Кто из нас не любит читать прекрасные стихи о красоте родного края, купаться в море, лазить по горам, бродить по лесу в поисках ягод и грибов! Общаясь с природой, робкие становятся смелее, жестокие – добрее, угрюмые – улыбчивее. Не зря говорят, что человек – […]...
  25. Это озеро не отыскать на карте. Оно небольшое, но зато памятное, Васюткино. Названо в честь тринадцатилетнего мальчика, нашедшего его. Не всякое озеро в нашей стране имеет название, настолько она велика и необъятна. Есть еще много безымянных озер и речушек, которые нужно найти. Сколько по нашей Родине не броди, все время будут открываться новые и интересные […]...
  26. Деревья, деревья, деревья… Под ногами – мох и жухлая трава, над головой – равнодушные, безучастные к человеческой беде облака. А в сердце – холодный, липкий, пронизывающий ужас, заставляющий то бежать сломя голову, то без сил лежать на земле. Вот что, как мне кажется, увидел и почувствовал тринадцатилетний мальчик Васютка, когда понял, что заблудился в бескрайней […]...
  27. В. П. АСТАФЬЕВ ВАСЮТКИНО ОЗЕРО “Это озеро не отыщешь на карте. Небольшое оно. Небольшое, зато памятное для Васютки. Еще бы! Мала ли честь для тринадцатилетнего мальчишки – озеро, названное его именем! Пускай оно и не велико, не то что, скажем, Байкал, но Васютка сам нашел его и людям показал. Да – да, не удивляйтесь и […]...
  28. Урок 1. “Заблудился!” Учитель. Писатель Николай Сладков оставил завораживающее описание тайги: “Тайга – самый огромный на земле лес. Царство колючей хвои. Сосны, кедры, пихты и ели. Тяжелый гул зеленых вершин. Унылый скрип обомшелых стволов. Сухо, сумрачно, глухо. Пахнет прелью и стоялой водой. Корни-выворотни, словно медведи, поднялись на дыбы, растопырили косматые лапы. Ни ярких цветов, ни […]...
  29. Рыбакам из бригады Григория Афанасьевича Шадрина, Васюткиного отца, не везло. Вода в реке поднялась, и рыба ушла на глубину. Вскоре с юга подул теплый ветер, но уловы оставались небольшими. Рыбаки отошли далеко в низовья Енисея и остановились в избушке, построенной когда-то ученой экспедицией. Там и остались ждать осеннюю путину. Рыбаки отдыхали, чинили сети и снасть, […]...
  30. “Это озеро не отыщешь на карте. Небольшое оно. Небольшое, зато памятное для Васютки. Еще бы! Мала ли честь для тринадцатилетнего мальчишки – озеро, названное его именем! Пускай оно и не велико, не то что, скажем, Байкал, но Васютка сам нашел его и людям показал. Да-да, не удивляйтесь и не думайте, что все озера уже известны […]...
  31. Васюткино озеро – это название озера, которое обнаружил тринадцатилетний мальчик Васютка. Его действительно не было на карте, оно было сравнительно не большое, например, сравнительно с Байкалом, но мальчик сам его обнаружил. Отец и дедушка мальчика были рыбаками. У них, даже, была целая бригада. Отца звали Григорий Афанасьевич Шадрин, дедушку, соответственно Афанасий. Отец для мальчика всегда […]...
  32. Уроки доброты Важное место в рассказе В. П. Астафьева “Конь с розовой гривой” занимает тема доброты. Этот рассказ является автобиографическим и внесен в сборник “Последний поклон”. В нем автор повествует об одном происшествии из детства, которое осталось в его памяти на всю жизнь. Главный герой произведения, мальчик Витя, рано оставшийся без матери и воспитанный Бабушкой […]...
  33. ­Воспитание Основная тема многих рассказов В. П. Астафьева – тема взросления. Он часто возвращается к своему собственному детству, так как оно оставило неизгладимый отпечаток на всю жизнь. Писатель рано осиротел и рос с бабушкой и дедушкой в нелегкие для страны времена. Действие рассказа “Конь с розовой гривой” происходят как раз до начала Великой Отечественной войны […]...
  34. ­Мой любимый герой Рассказ “Конь с розовой гривой” можно отнести к разряду поучительных, потому что главный герой к концу произведения учится ценить и любить своих близких. Автор рассказа, Виктор Астафьев часто обращался к теме детства, так как он сам рос сиротой в трудное для всех время. Также, и его главный герой, рано лишившись матери, воспитывался […]...
  35. ­Добро возвращается добром В рассказе Виктора Астафьева “Конь с розовой гривой” открывается поэтичная картина русской деревни. Действие происходит в сибирской глубинке, где все знают друг друга, будто они – большая и дружная семья. Все происходящее мы видим глазами семилетнего мальчика Вити, который растет без родителей и воспитывается Бабушкой. На самом деле, это рассказ-воспоминание. Давно повзрослевший […]...
  36. ­Только с любовью держится и движется жизнь Рассказ В. П. Астафьева “Конь с розовой гривой” повествует об одном эпизоде из жизни самого писателя. Повествование ведется от лица семилетнего мальчика Вити, который живет и воспитывается в семье Бабушки с дедушкой в одной из сибирских глубинок. Главный герой рано лишился матери. Она утонула в Енисее, возвращаясь из […]...
  37. В лесу после дождя (сочинение по заданному началу) После проливного дождя в лесу появилось много грибов. Я отправляюсь туда ранним утром. Как прекрасно в это время в лесу! Во­круг тишина. Воздух свежий. Капельки росы сверкают на солнце. Сразу же я промокаю на­сквозь, так как приходится заглядывать под елки, а с них так и сыплет роса. […]...
  38. Байкал – чудо природы. И сейчас я расскажу почему. Каждый человек наделен способностью восхищаться природой. Пожалуй, мало найдется вещей в нашей обыденной жизни, которые могли бы мгновенно преобразить наш образ мыслей или текущее настроение. И только природе под силу это сделать. Даже не отдавая себе отчета в том, какое влияние оказывает на нас природа, мы […]...
  39. Этим летом август выдался жарким, душным. В выходной день мама предложила нам с папой съездить на озеро покупаться. Предложение нам очень понравилось. Мы быстро собрали все необходимое и отправились в путь. Добирались мы долго, потому что расстояние от нашего села до озера большое. Было жарко, окна в машине все время были открыты. Я всю дорогу […]...
  40. Сочинение на тему: “Прогулка по лесу” Прогулка по лесу На прогулку в лес мы пошли всем классом вместе с учительницей ботаники. Мы должны были научиться собирать гербарий и узнать, как отличать разные деревья друг от друга. Лес находится недалеко от города и мы поехали туда на автобусе, доехали до конечной остановки и еще немного прошли […]...
Сочинение на тему: Поведение Васютки в лесу в рассказе Васюткино озеро, Астафьев

Астафьев В., рассказ "Васюткино озеро"

Жанр: рассказ о детях

Главные герои рассказа "Васюткино озеро" и их характеристика

  1. Васютка Шадрин, мальчик 13 лет. Смелый, решительный, отчаянный. Хорошо знает тайгу и умеет ориентироваться.
  2. Григорий Шадрин. Отец Васютки. Суровый и справедливый.
  3. Анна Шадрина. Мать Васютки. Добрая, заботливая.
  4. Афанасий Шадрин. Дед Васютки. Знаток разных историй.
  5. Коляда. Капитан баркаса "Игарец", спасший Васютку.
План пересказа рассказа "Васюткино озеро"
  1. На Енисее мало рыбы
  2. Избушка в низовьях реки
  3. Васютка отправляется за шишками
  4. Погоня за глухарем
  5. Пропали затеси
  6. Заблудился!
  7. Первая ночь в тайге
  8. На берегу озера
  9. Охота на уток
  10. Вторая ночь в тайге
  11. Большое озеро с рыбой
  12. По реке к Енисею
  13. Третья ночь в тайге
  14. Берег Енисея
  15. Четвертая ночь
  16. Баркас "Игарец".
  17. Наконец дома
  18. На озеро за рыбой.
Кратчайшее содержание рассказа "Васюткино озеро" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Васютка отправляется за шишками и гонится за раненым глухарем
  2. Васютка понимает что заблудился, разводит костер и ест глухаря
  3. Васютка находит озеро, полное рыбы, и стреляет уток
  4. Васютка добирается до речки и идет вниз к Енисею
  5. Васютку подбирает баркас и рыбаки доставляют его домой.
  6. Васютка ведет рыбаков к озеру, которое называют его именем.
Главная мысль рассказа "Васюткино озеро"
В любой ситуации важно сохранять присутствие духа и не терять надежды.

Чему учит рассказ "Васюткино озеро"
Рассказ учит смелости, находчивости, оптимизму. Учит быть предусмотрительным и запасаться впрок, идя в тайгу или другое место. Учит уметь применять знания на практике. Учит не впадать в отчаяние и верить в лучшее. Учит быть самостоятельным. Учит не баловаться в лесу и не отходить от тропинки.

Отзыв на рассказ "Васюткино озеро"
Мне очень понравился этот рассказ и особенно понравился мальчик Васютка. Он остался один в тайге, не знал дороги домой, но он не растерялся и не пропал. Он выбрал верное решение и старался выжить любой ценой. И ему улыбнулась удача. Он не только нашел дорогу домой, но помог рыбакам найти богатое рыбой озеро. Конечно Васютка поступил опрометчиво, погнавшись за глухарем, но дальше он вел себя образцово, хотя ему было и страшно, и грустно.

Пословицы к рассказу "Васюткино озеро"
На бога надейся, а сам не плошай.
Кто ищет, тот всегда найдет.
Тайга что море, кто ее не знает, тому горе.
Кто идет вперед, того страх не берет.
Упорства хватит, и сквозь землю пройдешь.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа "Васюткино озеро"
Это маленькое озеро не отыскать на карте, незаметное оно. Но для Васютки, тринадцатилетнего мальчика, очень памятное.
В ту осень рыбакам из бригады Григория Афанасьевича Шадрина, Васюткиного отца, не везло. Сперва лили бесконечные дожди и рыба ушла в глубину. Потом распогодилось, но даже спускаясь все ниже по течению Енисея, рыбаки ловили очень мало рыбы.
Дед Афанасий прямо говорил, что фарта нынче нет и Енисей-батюшка оскудел.
Наконец рыбаки ушли в низовья Енисея и остановились в старенькой ветхой избушке. Отец Васютки сказал, что здесь они будут ждать путины.
Дни потянулись скучные, особенно для Васютки. Одно его утешало, скоро в школу. По вечерам рыбаки собирались в избушке и щелкали кедровые орехи. Ими рыбаков снабжал Васютка. Он ходил за орехами в тайгу и с каждым днем забирался все глубже.
Вот и за десять дней до первого сентября Васютка снова собрался в лес. Он повесил на плечо ружье, проверил патронташ. Мать напомнила мальчику, что он должен держаться затесей и дала краюху хлеба, так полагалось по таежному закону.
Васютка пошел в тайгу весело насвистывая. Вдруг он услышал "кра-кра" и на вершине ели заметил кедровку.. Птица это была мелкая, но полезная. Она разносила по лесу кедровые орехи. Стрелять в нее Васютка не стал, а просто запустил палкой.
Потом он нашел подходящий кедр, забрался на него и набил мешок орехами. Отдохнув, мальчик решил пойти поискать еще дерево. Вдруг он услышал хлопок и увидел как впереди поднимается черная птица - глухарь!
Глухарь сел на ветку дерева, и Васютка вспомнил рассказы охотников, как глухарь отвлекается на лающую собаку и позволяет охотнику подойти ближе. Мальчик опустился на колени и пополз к глухарю, тявкая по-собачьи. Глухарь с любопытством наблюдал за ним.
Но вот Васютка привстал на колено, поймал глухаря на мушку и выстрелил.
Глухарь тяжело поднялся и полетел прочь. Васютка догадался, что ранил птицу и корил себя, что стрелял мелкой дробью. Он побежал вслед за глухарем. А тот все сильнее слабел и мальчик решил, что обязательно его догонит.
Наконец глухарь устал и Васютка выстрелил в него вторично. Он поднял огромную птицу и довольно присвистнул - полпуда будет. Он весело пошел обратно, но вскоре спохватился а где же затеси? Он развернулся и пошел обратно, присматриваясь к деревьям. Но затеси не попадались.
Мальчик попытался сориентироваться по сторонам света и пошел на юг, рассчитывая выйти к Енисею. Он высыпал из мешка шишки, но затеси все не попадались.
Внезапно мальчик увидел в паутине беспомощную муху и впервые понял - заблудился. Отчаяние охватило Васютку и он бросился бежать куда глаза глядят. Какие-то шорохи пугали его и он все бежал и бежал, пока не настала ночь. Тогда он упал и притаился. Стало холодать. Васютка вспомнил слова отца, что тайга хлипких не любит, и решил развести костер.
Васютка развел костер, потом поджарил в золе глухаря. Поискал в мешке соли и нашел несколько крупных зерен. Мальчик приободрился и стал устраиваться на ночлег. Он убрал костер в сторону, насыпал хвои и веток, и лег, укрывшись телогрейкой.
В ночной тишине в голову полезли разные мысли. Ему показалось, что кто-то крадется во тьме и мальчик вскочил, угрожая незнакомцу ружьем. Но то оказался лишь огромный пень.
Наконец Васютка заснул. Проснулся он когда солнце стояло высоко и не сразу вспомнил, где находится. Тайга была полна звуками и Васютка разговорился с белкой. Он пожаловался белке на свои невзгоды и выстрелил в воздух. Потом еще раз. Отклика не было.
Васютка полез на дерево, но вокруг на сколько хватало глаз расстилалась сплошное море тайги. Нигде не было видно лиственника, приметы близости воды. Васютке стало жутко и он закричал.
Спустившись мальчик стал решать куда идти дальше. Подумав, он решил отправится на север. Он знал что тайга на севере скоро кончится и начнется тундра, а затеряться в тундре сложнее.
Васютка шел весь день и к вечеру стал замечать траву, потом кустарники. Он воспрянул духом, надеясь, что приближается к Енисею. В безумной надежде он рванул вперед и оказался на берегу небольшого озера. От разочарования мальчик заплакал навзрыд.
Васютка решил заночевать на берегу озера и развел костер. Поджарив шишки он поел их наподобие картошки, решив до конца беречь хлеб.
Потом он заметил множество уток, которые ныряли на озере. Утки казались совсем не пуганными и мальчик решил поохотиться. Он пробрался на мысок и присел. Вдруг его внимание привлекли круги на поверхности воды. Васютка пригляделся и увидел множество рыб, причем это была не озерная рыба, а белая - пелядь, чиры, сиги.
Васютка попытался что-то вспомнить, но тут приблизились утки и мальчик выстрелил. Он подобрал двух уток и вернулся к костру. Уток он зарыл в горячие угли и стал смотреть на небо.
Небо вызвездило и это обещало морозное утро. Васютка вспомнил школу и своих товарищей и совсем приуныл. На небе перемигивались звезды.
Проснулся Васютка поздно, вокруг был туман. Он вспомнил про белую рыбу и понял, что озеро должно быть проточным, а значит может вывести его к Енисею. Васютка пошел вдоль берега озера и вышел к перешейку, за которым начиналось еще более крупное озеро. В нем также было много рыбы.
Вдруг Васютка увидел в воде подбитую утку и обрадовался - ее принесло течением, а значит озеро точно проточное. Он пошел дальше и увидел полосу лиственного леса. Вскоре потянулись крутые берега - речка. Уж она точно должна вывести мальчика к Енисею.
Васютка упорно шел вперед, но тут пошел дождь и мальчик спрятался под пихтой. Дождь шел всю ночь и утром Васютка проснулся мокрым и промокшим. Васютка разжег костер и подсушил одежду.
Вдруг он услышал звук, напоминающий комариный писк. Пароход!
Васютка почти бегом двинулся дальше. В полдень он подстрелил на речке двух гусей и поджарил одного на вертеле. Он боялся удаляться от речки больше чем на сто-двести метров.
Васютка сильно устал и еле переставлял ноги, когда лес наконец расступился и мальчик вышел на пологий берег Енисея.
Место было незнакомое, но Васютка прыгал от радости. Он заметил дымок и стал ждать парохода. Пароход назывался "Серго Орджоникидзе" и Васютка замахал руками. Кто-то заметил его и помахал в ответ, но пароход прошел мимо. Мальчик расстроился, но стал собирать дрова на ночь.
Под утро Васютка услышал звук мотора рыбачьего катера. Васютка подбросил в костер дров и стал кричать, а потом стрелять. С бота спустили шлюпку. Мальчика перевезли на борт бота и Васютка узнал дядю Коляду, капитана бота "Игарец". Тот тоже признал Васютку и сказал, что мальчика вынесло на шестьдесят километров ниже стана рыбаков.
Вскоре "Играрец" подплыл к стоянке бригадира Шадрина. Концы принял дед Афанасий и рассказал про беду - пятые сутки ищут Васютку.
Но матрос обрадовал деда, сказав, что малец нашелся. Афанасий даже не сразу поверил столь радостному известию и стал звать мать Васютки - Анну. А та, увидев сына на трапе, осела на землю.
И вот Васютка дома, его растерли, накормили, обогрели. На улице залаял Дружок и мать выбежала из избушки. Навстречу шел мокрый и отчаявшийся Григорий. Он отрешенно махнул рукой, говоря, что пропал парень, но мать уже спешила обрадовать отца.
Григорий зашел и был встречен довольным Васюткой. У Васютки был небольшой жар, но он торопливо рассказывал про озеро с рыбой и речку, которая из него вытекает.
Эта новость заинтересовала отца и уже через два дня Васютка вышагивал с ним по берегу, а следом по реке тянулся рыбачий баркас. Васютка все не мог успокоиться и рассказывал историю своих приключений. Наконец отец не выдержал и отправил мальчика в лодку, к деду.
А когда впереди показалось озеро, кто-то из рыбаков сказал: "Вот оно, Васюткино озеро".
Рыбы в нем действительно оказалось очень много, и скоро к бригаде Шадрина подключилась вторая бригада. На берегу поставили избушку и открыли постоянный промысел.
А на районных картах появилось обозначение Васюткино озеро. Вот только на карте страны найти его сможет наверно только сам Васютка.

Рисунки и иллюстрации к рассказу "Васюткино озеро"