Домой / Новости  / Псп мыс каменный на карте. Мыс-каменный. записки на краю ойкумены. Мыс Каменный: история

Псп мыс каменный на карте. Мыс-каменный. записки на краю ойкумены. Мыс Каменный: история

Не каждый человек живет в своем родном городе. Многие уезжают, кто-то далеко, кто-то в соседний город. Но греет мысль, что всегда есть возможность вернуться, даже если приезжают каждую неделю к выходным, или не возвращаются никогда. У меня такой возможности больше нет.
Мою родину "ликвидируют"... Маленький поселок на западном берегу Обской губы, куда родители приехали сразу после свадьбы.

Это конец 80ых. Мыс Каменный процветал и расширялся, новые дома, только отладили школу и два детских сада, построили аэропорт. Посёлок был расположен вдоль Каменной косы и назывался по-чукчански "Пэсаля" - песчаный мыс, далеко не каменный и это правда, здесь нет ни одного камня, вообще нет камней.

На карте России он всего лишь маленькая точка, только никто не знает, что после нее, после этой крупинки больше ничего нет. Я хочу сказать, НИ-ЧЕ-ГО. Только Сеяха (роддом и порт), мыс Харасавэй с его 2 трлн кубометров газа, а дальше Океан и Северный полюс. Всё.

Поселок делился на три части: аэропорт, геологи и ЗГЭ. Мы жили в самой отдаленной - ЗГЭ, Заполярная геофизическая экспедиция. Столько полярников, геологов и геофизиков я не встречала больше нигде. В одном доме 16 семей, где оба родителя работали на экспедицию, разведку и разработку месторождений Ямала. Дети в школу, родители на работу, все как и везде, но не везде. В школу мы ездили на Морковке. Однажды в такой Морковке, переправляясь в партию, замерзла группа геологов, 8 человек.

Что такое ветер, снег? Может понять только человек, проживший в тундре 16 лет. Ветер - это не просто порывы, которые иногда сваливаются, немножко затрудняя движение. Ветер - это когда тебя, если он попутный, как на катке по теплотрассе несет вперед и неважно, что тебе сейчас надо налево свернуть, хочешь притормозить, успей схватиться за столб. А если ветер встречный, значит тебе надо в другую сторону. Потому что ветер на севере не может быть встречным, он только попутный.
Снег - это не медленный, волшебный вальс больших рыхлых хлопьев. Снег - это стена, когда не видно ничего на расстоянии вытянутой руки, и только хорошо зная дорогу, можно сориентироваться и не пропустить свое крыльцо. А крыльцо в доме - это самая родная и важная деталь, увидев его можно даже рискнуть против встречного ветра пройти, силы появляются, а лампочка на крыльце мигает и зовет тебя домой.

Не налаженные пути сообщения, жизнь в страхе за родных и казалось, что сам, как кочевник, хотя 10 лет на одном месте, но обитая там, на Севере, чувствуешь, как кочуешь, вращаешься вместе с Земным шаром. А Москву мы называли Землей. Летом летали на Землю, продукты ждали с Земли, смотрели погоду: "на Земле уже потеплело"... Будто в космосе жили, или на другой планете.

И морошку ели большими ложками... Я не помню вкуса малины, мне не очень нравится приторная клубника, но морошка - не ела ее лет 5, а помню, помню как в детстве этот вкус остался на губах, во рту и ягоды такие радостные, счастливые, засахаренные. Но лучше всего морошка только-только собранная в ведре, ты сидишь на рюкзаке в огромных кирзовых, ждешь, когда Морковка за вами приедет. Тебе 6 лет, ты втихаря из ведра тыришь по одной, мама смотрит, улыбается, мол, бери, кушай, для тебя же собирали, и ты уже не стесняясь, полную жменьку в рот, размазывая оранжевый сок по щекам.

А белое вокруг на фотографии, это не снег и не иней, это ЯГЕЛЬ. Корм оленей. Пробовали мы его в детстве, сухой, ломкий, но внутри сочный и даже вроде вкусный. И на оленях катались в упряжке, когда родители разрешали. Возле конторы маминой стояли нарты, ненец Илко, ждал, продукты, которые ему геологи выписывали в столовой. А мы крутились вокруг него, маленькие, любопытные - я, Лешка и Аленка. Илко посадил нас позади себя и катал вокруг конторы, пока не вышел отец с продуктами. В детстве нас часто ненцами пугали, говорили, если будешь плохо слушаться, приедут и заберут. Боялись. И слушались.

Вот эти деревянные развязки - это теплотрассы. Огромные трубы проложенные не под землей, а сверху, чтобы было теплее, закрытые стекловатой и деревянными коробами. Трубы горячие, но теплотрассы замерзали и превращались в ледовую полосу, ходить можно, но если ветер... Они вели от дома к дому и это для нас были как мостовые. Иногда, а именно между ЗГЭ и поселком геологов трубы клали высотой в три метра над землей, зимой обычно снег два метра скрывал, но летом было жутковато ходить по ним.
Во втором классе я опоздала на Морковку и пошла по теплотрассе домой. Была пурга (не ветер, который описан выше, и не снег, а пурга - это особое слово для Севера). У мамы чуть инфаркт не случился. Я дошла домой, но слегла с бронхитом.

Это Обь. Точнее Обская губа. Весной. Выглядит очень тепло и красиво, будто на море. На самом деле, вода здесь не поднимается выше 15 градусов. Это волшебная и холодная Обь, в переводе с ненецкого, "бабушка-река". Отец часто ловил рыбу в бабушке-реке. С детства обожаю строганину из муксуна или малосол из нельмы.

Теплотрассы вблизи, а вообще - это июнь. Можете мне не верить.

Хрупкое равновесие поселка дало трещину, сбой. Мы уехали одними из самых первых - в 97 году. Потом стали постепенно закрывать то общежитие, то контору, столовую, детский садик, магазины. Теперь в поселке ЗГЭ "живых" осталось 4 квартиры, люди, которым больше некуда деться, нет родных, одинокие или вынужденные. Или просто не повезло.

Вот так этим летом выгладит родина, которой больше нет.

Село (ранее поселок) Ямальского района. Население - 1745 жителей на 2005г, в т.ч. ненцев 517, хантов 9. По переписи 2002г русских 57%.
На апрель 2010-го года проживает более 2 тыс. человек. При переписи 2010г учтено 1653 постоянных жителя, в 2015г - 1311 чел..
Есть пекарни, международная телефонная связь, аэропорт (который принимает даже небольшие самолеты), станция загоризонтного слежения, больница, школа-интернат, гостиницы, магазины, коммунальные службы, милиция, горнолыжный комплекс, пограничная застава "Мыс Каменный" ОАП (Отдельного арктического погранотряда).
Бывший форпост геологов.

Название получило от географического мыса, названного еще в 19 веке. Когда лейтенант Овцын провел первую картографическую операцию Обской губы, то на карте на западном побережье он написал: «место, где кочует каменная самоядъ».
После чего было принято считать, что берег Оби в этом районе исключительно каменистый. Такой же, как на Кольском полуострове. Однако «каменная самоядъ» у Овцына значило не что иное, как ненцы, кочующие в предгорьях Урала. Уже после войны, обследовав берег, ученые пришли к выводу, что здесь исключительно песчаное дно, и главное, кругом мелководье.
travel.presscom.org/3958.html

Во время II мировой войны - место проведения блестящей контрразведывательной операции.
Провал операции «Вундерланд» в 1943 году заставил фашистов сменить тактику и начать массированные атаки под водой. Началась операция под кодовым названием «Прыжок кошки» - блокада подводными лодками западного участка Севморпути.
Раскрыв планы врага, советские разведчики провели контроперацию. Была спланирована и проведена чётко организованная акция дезинформации противника, в результате которой была сорвана попытка гитлеровцев создать немецкую базу в районе Обской губы, которая обеспечила бы выход противника на жизненно важную трассу арктических конвоев.
Было принято решение имитировать военно-морскую базу в районе Мыса-Каменного. Немецкая авиация интенсивно совершала облеты Северного морского пути и наши военные посчитали, что муляж будет обязательно замечен противником и заставит насторожиться.

В район посёлков Новый Порт и Мыс Каменный в срочном порядке стали завозить строительную технику, и, конечно, дешёвую рабочую силу - заключённых с лагерей Воркуты и Салехарда. В рекордно короткие сроки были возведены уникальные по своей конструкции деревянные пирсы для якобы базирования советских подводных лодок.
Операцию «Прыжок кошки» свернули так и не начав. Надводные немецкие суда в Карское море никогда больше заходили. Когда угроза миновала, строительство свернули. Пирс на мысе Каменном скоро смыло штормами, а уникальный пирс в Новом Порту (он на десятки метров, словно подвесной мост, проходил над водой), построенный по проекту военнопленного Густава Бекмана, вошёл в комплекс Новопортовского рыбозавода и до сих пор используется.

К идее строительства военно-морской базы вновь вернулись уже в 1947. В 1947-1949 г.г. разворачивается масштабное секретное строительство целого комплекса портовых сооружений для дислокации флота (501 стройка ГУЛАГ). Работы велись заключёнными Обского исправительно-трудового лагеря, в основном немецкими военнопленными. Предполагалось построить железную дорогу от Салехарда до Нового Порта и Мыса Каменного. Сама база флота должна была находиться в Мысе Каменном, а в Новом Порту строили различные вспомогательные объекты.
Строительство было почти закончено, но в 1949 г. срочно свёрнуто.
75.yanao.ru/pobeda/voyna_arktika.html

Новый порт предполагалось использовать как опорный пункт Севморпути, а также для размещения основных сил Северного военно-морского флота.

Активным сторонником строительства новой базы для Северного ВМФ был известный полярник И.Д.Папанин и его соратник П.П. Ширшов, ставший к тому времени консультантом В.М.Молотова по вопросам освоения Севера.
4 февраля 1947 г. Совет Министров СССР принял постановление № 228-104-сс "О производстве проектно-изыскательских работ по выбору места для строительства порта, судоремонтного завода в районе Обской губы и железной дороги от Северо-Печорской магистрали до порта. Изыскательские работы по железной дороге предписано было начать не-медленно и проводить за счет МВД а порта - за счет Главсевморпути (ГСМП). Окончить их было намечено к 1 августа 1947 года. Уже 17 февраля 1947 г. была организована Северная проектно-изыскательская экспедиция, а первая группа изыскателей вылетела специальным авиарейсом в район Мыса Каменного уже через трое суток после принятия решения о производстве проектно-изыскательских работ. В таком же срочном порядке формировались и отправлялись туда отряды изыскателей и проектировщиков. В марте, создав опорные базы в Воркутe, Салехарде и Новом Порту, приступили к полевым работам, которые предстояло провести в наименее исследованных районах Советского Союза. Совет Министров СССР 22 апреля 1947 г. принял постановление № 1255-331 - сс, в котором обязал МВД немедленно приступить к строительству крупного морского порта на Мысе Каменный, судоремонтного завода и жилого поселка, а также начать строительство железной дороги от Печерской магистрали к порту. Для производства работ 28 апреля 1947 г. приказом министра внутренних дел СССР С. Н. Круглова было создано Северное управление, Главного управления лагерного железнодорожного строительства (ГУЛЖДС) и строительство №501, которому подчинялось также Управление ИГЛ и строительство №502, ГУЛЖДС МВД СССР, ведавшее строительством порта. В партийном отношении стройку курировал Коми обком ВКП/б/.
Центром строительства, стал поселок Абезь, расположенный в Коми АССР у впадения р. Усы в Печору, южнее ст. Чум. Ранее там рас-полагалось управление Печорского лагеря, строившего дорогу на Воркуту. Новая стройка унаследовала его помещения и кадры. Управление строительства помещалось, как вспоминал один из бывших заключении этого ИТЛ Лазарь Шерешевский, в длинной землянке. Там же, в Абези находилась штабная колонна, где содержались заключенные, работавшие в управлении стройки и производственные лагерные колонны. Начальником Северного управления ГУЛЖДС (СУЛЖДС) и строительства № 501 МВД СССР был назначен Василий Арсеньевич Барабанов. ГУЛЖДС и Управлениям ИТЛ и строительствам №№ 501 и 502 предстояло построить железную дорогу от ст. Чум до морского порта в Мысу Каменном, протяженностью 500 км и соорудить там порт, судоремонтный завод и жилой поселок.
В мае-июне 1947 г. СУЛЖДС приступило к работе. 13 мая начались земляные работы от ст. Чум на Восток. 2 августа 1947 г. был сдан в эксплуатацию первый мост "501-ой" через р. Воркута (Фотография этого события есть на вашей выставке) Строительство было настолько важным, что финансировалось по фактическим затратам через Промстройбанк Коми АССР.
К 5 декабря 1947 г. было открыто рабочее движение поездов на участке "Чум - Собь", протяженностью 118 км. Последние 31 км этого уча-стка проходили уже по территории Тюменской области. Через Полярный Урал дорога была проложена по Собь - Елецкой долине, прорезавшей его насквозь. По этому проходу в горах с незапамятных времен проходила "ворга" - тропа оленеводов. Станция Елецкая была расположена на территории Коми АССР, а разъезд Собь, к которому подошла магистраль к декабрю 1947 г. находился уже на территории Приуральского района Ямало-Ненецкого национального округа Тюменской области. За неполных 5 месяцев работ было организовано 10 строительных подразделений. Обский лагерь, который в 1948 г. стал основным в системе СУЛЖДС.
К концу 1947 г. выяснилось, что для возведения порта потребуется огромное количество строительных материалов, отсутствовавших поблизости. Гидрографические исследования акватории будущего порта и подходов к нему со стороны Карского моря показали, что потребуются большие работы по углублению дна, которые не обеспечат все же глубин, достаточных для крупных океанских кораблей. Первый лихтер, прибывший к Мысу Каменному с открытием навигации в 1947 г., из-за мелководья не смог подойти к берегу ближе, чем на 2-3 километра. И все же, к концу июля на Мысу возник первый строительный городок и развернулась подготовка к приему следующих эшелонов строительных подразделений и техники.

К концу 1947 г. проектировщики пришли к выводу о необходимости строительства в первую очередь железной дороги к устью Оби, в районе пос. Лабытнанги, и, расположенного на противоположном берегу Салехарда. Это открывало беспрепятственный транспортный выход в северную часть обширного Обь - Иртышского бассейна. Строительство морского порта на Мысу Каменном предлагалось осуществить на следующем этапе, опираясь на подготовленную в районе Салехард - Лабытнанги строительно-техническую базу.
За 1947-1949 г.г. в районе будущего порта были построены 3 лагеря в поселках Яр-Сале, Новый Порт и Мыс Каменный. Заключенные соорудили из лиственницы пятикилометровый пирс, складские помещения. Островным порядком шло освоение трассы в районе ст. Песчаный мыс на 426 км (пос. Яр-Сале). Окончательно отказались от строительства порта на Мысе Каменный и проведения железной дороги к нему в 1949 году. Именно в этом году "502-я" стройка прервала возведение секретного объекта
tourism.ru/phtml/users/get_desc.php?47
www.memo.ru/history/NKVD/GULAG/r2/r2-5.htm

В I-м квартале 1948-го года (по-видимому, не ранее мая) заработал Заполярный ИТЛ (Заполярлаг), который просуществовал по февраль 1949 г., его управление дислоцировалось в районе мыса Каменный (Ямало-Ненецкий округ). В лагере находилось до 2000 заключенных, строивших глубоководный порт и судоремонтный завод.

Мыс Каменный - населенный пункт в Ямало-Ненецком автономном округе, который получил статус сельского поселения в 2004 году. В поселке проживает чуть более полутора тысяч человек. Состоит Мыс Каменный из трех районов, которые ярко отражают его историю: Авиаторов, Геологов и Запалярной геофизической экспедиции.

Если у Вас возникает вопрос, где находится Мыс Каменный, то найдите на карте столицу ЯНАО Салехард. Если от этого города по прямой двигаться на северо-восток, то через 380 километров вы и найдете поселок Мыс Каменный. Он находится на побережье озера Ямал на левом берегу Обской губы. Территория сельского поселения составляет более 5 тысяч гектар.

Мыс Каменный: история

Поселок Мыс Каменный начинает отсчет своей истории с 40-х годов 20 века. Тогда это место было выбрано для строительства секретного порта Северного военно-морского флота. Работы уже были начаты, когда оказалось, что Обская губа не подходит для возведения порта. Акватория залива имеет слишком малую глубину. К тому времени Мыс Каменный уже имел аэропорт.

Аэродром, который размещался в поселке Мыс Каменный, был закрытой военной базой. Резервным аэропортом для самолетов, которые охраняли государственную границу. Уже в конце 50-х годов воздушная гавань поселка Мыс Каменный начала принимать первые гражданские суда, грузовые и почтовые самолеты. Через 10 лет на базе аэродрома была организована авиа эскадрилья объединенной гражданской авиации. Еще через десятилетие ее преобразовали в авиаотряд. Во второй половине 1990-х годов он вошел в состав Тюменской «Авиационной транспортной компании», а потом стал одним из филиалов компании «ЮТэйр».

Одновременно с развитием авиационной отрасли шло исследование Западной Сибири. Именно Мыс Каменный в России стал стартовой площадкой для освоения Ямала. Нефтегазоразведовательная экспедиция высадилась на Каменный Мыс, где и начались работы по освоению месторождений. Исследователи подтвердили наличие нефти в Харасавэя, Сабетты, Бованенково, Новый порт.

В то время вся страна узнала, где находится Мыс Каменный. Он стал центром покорения Ямала. Маленькая деревушка переросла в большой населенный пункт Мыс Каменный.

В 70-е годы нефтяные и газовые месторождения Мыс Каменный начали обустраивать. Было завезено около трехсот установок для бурения, пройдены тысячи метров глубины. Прошла огромная подготовительная работа. Развитие месторождений стимулировало развитие поселка. В 1981 месторождения Мыс Каменный дали первый газ.

После распада Советского Союза многие отрасли пришли в упадок. Мыс Каменный в России, известный как центр освоения недр Ямала, начали покидать люди. На пике развития численность населения здесь составляла 6 тысяч человек. А после развала Союза Мыс Каменный, где были приостановлены многие работы, опустел. Осталось чуть более 2 тысяч человек.

Новый виток развития населенного пункта Мыс Каменный стартовал в 2000-х годах. В 2014-ом «Газпром нефть» завершила возведение первой нити нефтепровода, который связал Новопортовское месторождение и поселок Мыс Каменный. Тогда же стартовала закладка второй нити.

Сейчас в селе Мыс Каменный идет возведение субарктического терминала. Он позволит организовать здесь загрузку танкеров по перевозке нефти. В год терминал сможет пропускать до 6,5 миллионов тонн нефти.

Мыс каменный: перспективы развития

Мыс Каменный сейчас из депрессивного региона стал превращаться в базу арктического нефтеналивного терминала. Вскоре недалеко от поселка нефтяники начнут осваивать Малоямальское месторождение. С новым витком развития нефтяной промышленности на Мыс Каменный пришло и развитие социальной сферы. Здесь строятся жилые дома, детские сады и школы.

В 2017 году на Новопортовском месторождении начнется строительство газотурбинной электростанции. А спустя год этот объект производства электроэнергии будет подключен к одному из микрорайонов поселка Мыс Каменный.

Сайт Мыс Каменный, торгующий товарами посредством сети Интернет. Позволяет пользователям онлайн, в своём браузере или через мобильное приложение, сформировать заказ на покупку, выбрать способ оплаты и доставки заказа, оплатить заказ.

Одежда в Мыс Каменный

Мужская и женская одежда, которую предлагает магазин в Мыс Каменный. Бесплатная доставка и постоянные скидки, невероятный мир моды и стиля с потрясающей одеждой. Качественная одежда по выгодным ценам в магазине. Большой выбор.

Детский магазин

Все для детей с доставкой. Посетите лучший магазин детских товаров в Мыс Каменный. Покупайте коляски, автокресла, одежду, игрушки, мебель, средства гигиены. От пеленок до детских кроваток и манежей. Детского питания на выбор.

Бытовая техника

В каталоге бытовой техники магазина Мыс Каменный представлены товары ведущих брендов по низкой цене. Мелкая бытовая техника: мультиварки, аудиотехника, пылесосы. Компьютеры, ноутбуки, планшеты. Утюги, Чайники, Швейные машины

Продукты питания

Полный каталог продуктов питания. В Мыс Каменный вы можете купить кофе, чай, макаронные изделия, сладости, приправы, специи и многое другое. Все продуктовые магазины в одном месте на карте Мыс Каменный. Быстрая доставка.