Домой / Новости  / Сокращенный пересказ. Священные тексты. Ветхий Завет. Краткий пересказ. Отзыв о книге

Сокращенный пересказ. Священные тексты. Ветхий Завет. Краткий пересказ. Отзыв о книге

В 1836 году Александром Сергеевичем Пушкиным была написана повесть «Капитанская дочка», которая явилась историческим описанием пугачевского восстания. В своём произведении Пушкин основывался на реальных событиях 1773-1775 годов, когда под предводительством Емельяна Пугачева (Лжецаря Петра Фёдоровича) яицкие казаки, взявшие себе в услужники беглых каторжников, воров и злодеев, начали крестьянскую войну. Петр Гринёв и Мария Миронова – персонажи вымышленные, но в их судьбах очень правдиво отражено горестное время жестокой гражданской войны.

Свою повесть Пушкин оформил в реалистичной форме в виде записок из дневника главного героя Петра Гринева, сделанных через годы после восстания. Лирика произведения интересна подачей – Гринев пишет своё дневник в зрелом возрасте, переосмыслив всё пережитое. На момент восстания, он был молодым дворянином, верным своей Императрице. На бунтовщиков он смотрел, как на дикарей, которые с особой жестокостью воюют против русского народа. В ходе повествования видно, как бессердечный атаман Пугачёв, десятками казнящий честных офицеров, со временем волею судьбы завоевывает расположение в сердце Гринева и обретает в его глазах искорки благородства.

Глава 1. Сержант гвардии

В начале повести главный герой Петр Гринев рассказывает читателю о своей молодой жизни. Он – единственный выживший из 9 детей отставного майора и бедной дворянки, жил в барской семье среднего достатка. Воспитанием молодого барина фактически занимался старый слуга. Образование Петра было низким, поскольку отец его, отставной майор, нанял в качестве гувернера французского парикмахера Бопре, ведущего аморальный образ жизни. За пьянство и развратные действия его выгнали из имения. А 17-летнего Петрушу отец решил по старым связям отправить на службу в Оренбург (вместо Петербурга, куда он должен был пойти служить в гвардию) и прикрепил к нему для присмотра старого слугу Савельича. Петруша расстроился, ведь вместо гулянок в столице его ждало унылое существование в глуши. Во время остановки в пути молодой барин завел знакомство с повесой-ротмистром Зуриным, из-за которого под предлогом обучения втянулся играть в бильярд. Затем Зурин предложил играть на деньги и в результате Петруша проиграл целых 100 рублей – большие деньги на то время. Савельич, будучи хранителем барской «казны», против того, чтобы Петр платил долг, но барин настаивает. Слуга возмущается, но деньги отдаёт.

Глава 2. Вожатый

В конце концов, Петр стыдится своего проигрыша и обещает Савельичу больше не играть на деньги. Впереди их ждёт длинная дорога, и слуга прощает барина. Но из-за неблагоразумия Петруши они опять попадают в беду – надвигающийся буран не смутил молодца и он приказал ямщику не возвращаться. В итоге они сбились с пути и чуть не замерзли. На удачу им повстречался незнакомец, который помог заблудившимся путникам выйти к постоялому двору.

Гринёв вспоминает, как тогда ему, уставшему с дороги, приснился в кибитке сон, названный им пророческим: он видит свой дом и мать, которая говорит, что отец при смерти. Затем он видит незнакомого мужика с бородой в кровати отца, а мать говорит, что он её названный муж. Незнакомец хочет дать «отцовское» благословение, но Петр отказывается и тогда мужик берется за топор, и вокруг появляются трупы. Петра он не трогает.

Они подъезжают к постоялому двору, напоминающему воровское пристанище. Незнакомец, замерзший в стужу в одном армяке, просит у Петруши вина, и тот угощает его. Между мужиком и хозяином дома состоялся странный разговор на воровском языке. Петр не понимает смысла, но всё услышанное кажется ему очень странным. Уезжая из ночлежки, Петр к очередному недовольству Савельича отблагодарил провожатого, пожаловав ему заячий тулупчик. На что незнакомец раскланялся, сказав, что век не забудет такой милости.

Когда Петр добирается, наконец, до Оренбурга, сослуживец его отца, прочитав сопроводительное письмо с наказом держать молодца «в ежовых рукавицах», отправляет его служить в Белгородскую крепость – ещё большую глушь. Это не могло не расстроить Петра, уже давно мечтавшего о гвардейском мундире.

Глава 3. Крепость

Хозяином Белгородского гарнизона был Иван Кузьмич Миронов, но заправляла всем фактически его жена - Василиса Егоровна. Простые и душевные люди сразу понравились Гриневу. У немолодой четы Мироновых была дочь Маша, но пока их знакомство не состоялось. В крепости (которая оказалась простой деревушкой) Петр знакомится с молодым поручиком Алексеем Ивановичем Швабриным, которого сослали сюда из гвардии за дуэль, закончившуюся смертью противника. Швабрин, имея привычку нелестно отзываться об окружающих, частенько язвительно говорил о Маше, дочери капитана, выставляя её полной дурочкой. Затем Гринев сам знакомится с дочерью командира и ставит под сомнение высказывания поручика.

Глава 4. Поединок

По своей натуре добрый и благодушный Гринев всё теснее начал дружить с комендантом и его семьей, а от Швабрина отдалился. Дочь капитана Маша, не имела приданного, но оказалась очаровательной девушкой. Колкие замечания Швабрина не нравились Петру. Окрыленный мыслями о молодой девушке тихими вечерами он начал писать к ней стихи, содержанием которых делился с другом. Но тот высмеивал его, и ещё пуще начинал унижать достоинство Маши, уверяя, что она придёт ночью к тому, кто подарит ей пару сережек.

В итоге друзья поссорились, и дело дошло до дуэли. Василиса Егоровна, жена коменданта, узнала о поединке, но дуэлянты сделали вид, что помирились, решив отложить встречу на следующий день. Но утром, только они успели обнажить шпаги, Иван Игнатьич и 5 инвалидов вывели под конвой к Василисе Егоровне. Отчитав, как следует, она их отпустила. Вечером Маша, растревоженная вестью о дуэли, рассказала Петру о неудачном сватовстве к ней Швабрина. Теперь Гринев понял его мотивы поведения. Дуэль всё же состоялась. Уверенный фехтовальщик Петр, наученный хоть чему-то путному гувернером Бопре, оказался сильным противником для Швабрина. Но на дуэли появился Савельич, Петр на секунду замешкался и в итоге получил ранение.

Глава 5. Любовь

Раненного Петра выхаживали его слуга и Маша. В итоге дуэль сблизила молодых людей, и они воспылали взаимной любовью друг к другу. Желая жениться на Маше, Гринёв шлёт родителям письмо.

Со Швабриным Гринев помирился. Отец Петра, узнав о дуэли и не желая слышать о женитьбе, пришёл в ярость и прислал сыну гневное письмо, где угрожал переводом из крепости. В недоумении, как отец мог узнать о дуэли, Петр набросился с обвинениями на Савельича, но тот и сам получил письмо с недовольством хозяина. Гринев находит лишь один ответ – о дуэли сообщил Швабрин. Отказ отца в благословении не меняет намерений Петра, но Маша не согласна тайно выходить замуж. На время они отдаляются друг от друга, а Гринев понимает, что несчастная любовь может лишить его разума и привести к распутству.

Глава 6. Пугачевщина

В Белгородской крепости начинается беспокойство. Капитан Миронов получает приказ от генерала подготовить крепость к нападению бунтовщиков и разбойников. Емельян Пугачев, назвавший себя Петром III, бежал из под стражи и наводил ужас на окрестности. По слухам он уже захватил несколько крепостей и подбирался к Белгороду. Рассчитывать на победу с 4 офицерами и армейскими «инвалидами» не приходилось. Встревоженный слухами о захвате соседней крепости и казни офицеров, капитан Миронов решил отправить Машу и Василису Егоровну в Оренбург, где крепость крепче. Жена капитана высказывается против отъезда, и решает не оставлять мужа в трудную минуту. Маша прощается с Петром, но уехать из крепости ей не удаётся.

Глава 7. Приступ

У стен крепости появляется атаман Пугачев и предлагает сдаться без боя. Комендант Миронов, узнав о предательстве урядника и нескольких казаков, примкнувших к клану повстанцев, не соглашается на предложение. Он наказывает жене переодеть Машу в простолюдинку и отвести в хату попа, а сам открывает огонь по мятежникам. Бой заканчивается захватом крепости, которая вместе с городом переходит в руки Пугачёва.

Прямо у дома коменданта Пугачёв учиняет расправу над теми, кто отказался дать ему присягу. Он приказывает казнить капитана Миронова и поручика Ивана Игнатьича. Гринев решает, что он не будет присягать разбойнику и примет честную смерть. Однако тут к Пугачёву подходит Швабрин и шепчет что-то на ухо. Атаман решает не просить присяги, приказывая повесить всех троих. Но старый верный слуга Савельич бросается в ноги к атаману и тот соглашается помиловать Гринёва. Рядовые солдаты и жители города принимают присягу верности Пугачёву. Как только закончилась присяга, Пугачёв решил отобедать, но казаки вытащили из комендантского дома, где грабили добро, за волосы нагую Василису Егоровну, которая голосила по мужу и кляла каторжника. Атаман приказал убить её.

Глава 8. Незваный гость

Сердце Гринева не на месте. Он понимает, что если солдаты узнают, что Маша здесь и жива, ей не избежать расправы, тем более что Швабрин принял сторону повстанцев. Он знает, что любимая скрывается в доме у попадьи. Вечером пришли казаки, присланные отвести его к Пугачеву. Хоть Петр и не принял предложения Лжецаря о всяческих почестях за присягу, разговор между мятежником и офицером состоялся доброжелательный. Пугачев помнил добро и теперь даровал в ответ Петру свободу.

Глава 9. Разлука

Наутро Пугачев при народе подозвал к себе Петра и сказал, чтобы тот отправился в Оренбург и сообщил о его наступлении через неделю. Савельич стал хлопотать о разграбленном имуществе, но злодей сказал, что пустит его за такую наглость самого на тулупы. Гринев и его слуга покидают Белогорск. Пугачев назначает Швабрина комендантом, а сам отправляется на очередные подвиги.

Петр и Савельич идут пешком, но их догнал один из шайки Пугачева и сказал, что его величество жалует им коня и тулуп, да полтину, но он её, мол, потерял.
Маша слегла и лежала в бреду.

Глава 10. Осада города

Приехав в Оренбург Гринев сразу доложил о деяниях Пугачева в Белгородской крепости. Собрался совет, на котором все кроме Петра проголосовали за оборону, а не нападение.

Начинается долгая осада – голод и нужда. Петр на очередной вылазке в стан противника получает от Маши письмо, в котором она молит спасти её. Швабрин желает на ней жениться и держит в плену. Гринёв идёт к генералу с просьбой дать пол роты солдат на спасение девушки, на что получает отказ. Тогда Петр решается в одиночку выручить любимую.

Глава 11. Мятежная слобода

По дороге в крепость Петр попадает в караул Пугачева и его ведут на допрос. Гринев честно обо всем рассказывает о своих планах смутьяну и говорит, что он волен сделать с ним, что угодно. Советники-головорезы Пугачева предлагают казнить офицера, но тот говорит, «миловать, так уж миловать».

Вместе с разбойничьим атаманом Петр едет в Белгородскую крепость, в дороге они ведут беседу. Мятежник говорит о том, что хочет идти на Москву. Петр в сердце жалеет его, упрашивая сдаться на милость государыне. Но Пугачев знает, что уже поздно, и говорит, будь что будет.

Глава 12. Сирота

Швабрин держит девушку на воде и хлебе. Пугачев милует самовольца, но от Швабрина узнает, что Маша – дочь неприсягнувшего коменданта. Сначала он в ярости, но Петр своей чистосердечностью и на этот раз добивается благосклонности.

Глава 13. Арест

Пугачев даёт Петру пропуск во все заставы. Счастливые влюбленные едут в родительский дом. Они спутали армейский конвой с пугачевскими изменниками и попали под арест. В начальнике заставы Гринев узнал Зурина. Он рассказал, что едет домой жениться. Тот отговаривает его, заверяя остаться на службе. Петр и сам понимает, что его зовет долг. Он отправляет Машу и Савельича к родителям.

Боевые действия подоспевших на выручку отрядов разбили разбойничьи планы. Но Пугачева не могли поймать. Потом пошли слухи, что он свирепствует в Сибири. Отряд Зурина отправляют на подавление очередной вспышки. Гринёв вспоминает несчастные деревни, разграбленные дикарями. Войскам приходилось отбирать то, что люди смогли сберечь. Пришло известие, что Пугачев пойман.

Глава 14. Суд

Гринев по доносу Швабрина был арестован, как изменник. Он не смог оправдаться любовью, боясь, что Маша тоже подвергнется допросам. Императрица, учитывая заслуги отца, миловала его, но приговорила к пожизненной ссылке. Отец был в ударе. Маша решилась ехать в Петербург и просить Императрицу за любимого.

Волею судьбы Мария встречается ранним осенним утром с Императрицей и рассказывает ей всё, не зная, с кем говорит. Тем же утром за ней в дом светской дамы, где устроилась на время Маша, прислали извозчика с приказом доставить дочь Миронова во дворец.

Там Маша увидела Екатерину II и узнала в ней свою собеседницу.

Гринева освободили от каторги. Пугачева казнили. Стоя на плахе в толпе он увидел Гринева и кивнул.

Воссоединенные любящие сердца продолжили род Гринёвых, а в их Симбирской губернии под стеклом хранилось письмо Екатерины II с помилованием Петра и похвалой Марии за ум и доброе сердце.

Очень важно прививать правильные и полезные привычки ребёнку с самого детства. Одной из таких полезных и жизненно важных привычек является любовь к чтению. Трепетное отношение к книгам сохранится на всю жизнь, если ребёнок в детстве полюбил всею душою это занятие. Вы наверняка слышали или читали «Денискины рассказы» и знаете, кто написал эту книгу.

Вконтакте

Произведения Виктора Драгунского, собранные в сборнике «Денискины рассказы» , рекомендованы к прочтению чуть ли не с самых пелёнок. Когда ребёнок достигнет двухлетнего возраста, ему очень интересно будет слушать юмористические рассказы детского писателя, которые будет читать ему мама. А научившись читать, малыш сам с удовольствием будет поглощать эти произведения. Ведь их очень легко читать, они легки для восприятия и очень затягивают.

Если вы хотите ознакомиться с книгой «Денискины рассказы», краткое содержание лучших произведений из этого сборника вы можете найти в этой статье.

  1. Аннотация книги.
  2. «Заколдованная буква».
  3. «Англичанин Павля».
  4. «Двадцать лет под кроватью».
  5. «Тайное становится явным».
  6. «Главные реки Америки».
  7. «Похититель собак».

Аннотация книги «Денискины рассказы»

Это цикл рассказов русского писателя Виктора Драгунского о мальчишке Дениске , который всё время попадает в неловкие комические ситуации. Прототипом образа Дениса Кораблёва стал сын писателя, у которого даже имя совпадает с главным героем произведений. Из краткого содержания «Денискиных рассказов» википедии мы узнаём, что действие происходит во времена СССР, а именно в 50–60-х годах в городе Москве.

Курьёзные ситуации то и дело преследуют Дениску. Он попадает в них везде: в школе («Главные реки»), дома, во дворе. Мальчишка обладает огромной фантазией и находчивостью. У него существует свой оригинальный подход к каждой проблеме, он проявляет смекалку и пытается найти верные решения.

  • Сборник рассказов состоит из 70 юмористических историй.
  • Повествование ведётся от имени главного героя, коим является Денис Кораблёв.
  • Написаны рассказы в юмористическом жанре, простым и понятным языком.

Каждый ребёнок будет представлять себя на месте главного героя и переживать с Дениской неприятные моменты. А также в книге Драгунского наглядно показано, что такое «хорошо», и что такое «плохо» , поэтому ваш малыш будет учиться совершать правильные и обдуманные поступки, чтобы не попасть в неприятные ситуации подобно Денису Кораблёву.

Отзыв о книге

Я мама 4-летнего сына и с удовольствием читаю ему книгу Виктора Драгунского. Ему очень нравится главный герой, и он смеётся с нелепых ситуаций, в которые часто попадает Дениска.

Наталья, 28 лет

Отзыв о произведении

Легко читается. Прочитал с большим интересом, не отрываясь. Очень смешные рассказы. Мне понравились. Поэтому всем советую эту книгу.

Иван, 11 лет

«Заколдованная буква»

Как-то раз под Новый год дети играли во дворе. И тут подъехала грузовая машина с ёлкой. Когда грузчики выносили рождественское дерево, детей переполнял восторг. Они глазели на ель и с восторгом делились впечатлениями друг с другом. Их было трое: Дениска, подруга Алёнка и Мишка. И тут девчонка радостно завизжала и воскликнула: «Смотрите, сыски!». Ребята начали с неё смеяться, но оказалось, что никто не может правильно произнести это простое слово.

Алёнке не удавалось это сделать из-за выпавшего зуба, а Мишка умирал со смеху, кривляясь и издеваясь над бедной девочкой. Но, как оказалось позднее, и сам не мог выговорить заколдованную букву. У него лишь получалось: «Хыхки». Дениска смеялся громче всех, но по пути домой произнёс «Фыфки». Ох уж эта заколдованная буква!

«Англичанин Павля»

Рассказ начинается с описания последнего летнего дня в семье Кораблёвых . Накануне первого сентября папа принёс домой большой арбуз, поэтому все члены семьи сидели за столом и поглощали это вкусное лакомство. Тут в гости к Дениске пришёл его приятель Павля, с которым он не виделся всё лето.

В процессе общения выяснилось, что Павел не терял времени зря летом, а учил английский язык. Дениске стало очень завидно, ведь он провёл время впустую за играми и развлечениями. Мама и папа Дениса начали активно интересоваться, что может произнести Павел на иностранном языке и почему не пользуется своими знаниями. Однако, как оказалось позднее, Павел осилил только одно слово, да и то это было имя Петя на английском - Пит. На этом его познания и закончились.

«Двадцать лет под кроватью»

Однажды холодным зимним вечером родители Дениски ушли в кино, а к нему зашёл Мишка и пригласил в гости. Мальчишка с радостью согласился и, быстро собравшись, отправился с другом. У Мишки в гостях было полно народу: Андрей, Алёнка, Костик и они с Дениской. Ребята решили играть в прятки, оставляя малышей в проигрыше. В комнате было неинтересно играть, поэтому дети вышли в коридор, прячась под шубы и шторы.

Однако, Дениска, в очередной раз пытаясь спрятаться, обнаружил, что его укромное местечко занято, и не найдя ничего подходящего, шмыгнул в соседнюю спальню Ефросиньи Петровны и затаился под кроватью. Мальчишка прокручивал в голове, как будет замечательно, когда Костик его обнаружит тут и удивится его находчивости. Но события начали происходить не по плану.

Вместо Костикав комнату вошла старушка и легла спать , выключив в комнате свет. Дениска запаниковал, в голове крутилось много мыслей, но ничего подходящего придумать не удавалось. Просидев под кроватью достаточно долго и совсем отчаявшись, Денис нечаянно стукнул по корыту, которое стояло под кроватью. Старушка проснулась и начала кричать. С трудом мальчишка выбрался из-под кровати, чихая от накопившейся пыли, и, перепутав шкаф с дверью комнаты, залез в него. Ну тут пришёл папа Дениса и вызволил сына из «20-летнего плена», так как мальчику показалось, что он просидел под кроватью целую вечность.

«Тайное становится явным»

Эта смешная история произошла с Дениской, когда он не хотел есть манную кашу . Мама настаивала, а мальчик не мог впихнуть в себя ненавистную манку. Тогда мама пообещала, что возьмёт сына в Кремль, если тот опустошит тарелку. Дениска очень хотел попасть туда, поэтому попытался проглотить кашу. Он всячески пытался улучшить её вкус, но манка становилась только противней.

Когда мама вышла из комнаты, мальчишка решил действовать немедленно: он взял тарелку и вылил в окно. Вернувшись на место, он представлял, каким чудесным будет день, и что он наконец-то попадёт в Кремль! Однако мечтания Дениса прервал стук в дверь. На пороге стоял рассерженный мужчина в костюме, а по его одежде тонкими струйками стекала манная каша. Тут уж наш герой понял, что Кремля ему не видать, как собственных ушей, и что всё тайное рано или поздно станет явным.

«Главные реки Америки»

Этот курьёзный случай произошёл с Дениской в школе . Мальчик не выучил уроки, потому что весь вечер был занят играми. Утром, опоздав в школу, он осознал, что нужно было выучить стих и подготовиться к географии, выучив реки Америки. Кораблёва вызвали к доске, и его учительница Раиса Ивановна хотела услышать стихотворение Некрасова. Но Денис начал читать Пушкина , прикидываясь дурачком. Его приятель Мишка подсказал, что нужно было выучить стихотворение Некрасова, однако Денис не смог расслышать название стиха и сказал: «Мужичонка с ноготком».

Раиса Ивановна не хотела ставить плохую оценку Дениске, поэтому хотела, чтобы он ответил хоть что-то. Она попросила назвать самую большую реку Америки. Мальчишка не знал, что ответить, но одноклассник Петя решил помочь, написав название реки на клочке бумаги. Денис с облегчением произнёс: «Миси-писи». Конечно же, это было неправильно, и весь класс, в том числе учительница, начал хохотать до слёз.

Получив двойку в дневник, Дениска дал себе обещание, что всегда будет учить уроки.

«Похититель собак»

Когда Дениска был на даче , с ним произошла презабавнейшая история. Однажды его сосед попросил постеречь собаку Чапку, а сам отправился на реку купаться. Мальчик игрался с собачонкой, но вскоре ему надоело это занятие. А тут ещё друг Ваня шёл мимо забора с удочкой и позвал Дениса на реку рыбу ловить. Мальчик сказал, что не может оставить собаку, но Ванька посоветовал спрятать Чапку в дом.

Отправив пса под домашний арест, Дениска решил догнать приятеля, вышел за угол, но увидел Чапку. Решив, что собака сбежала, он поволок собаку домой. Справившись, Денис опять пошёл на речку, но вскоре опять увидел Чапку. Она была зла на мальчика и не хотела идти домой. Поэтому Денис накрыл её бреднем и потащил домой. Закинув собаку в комнату, мальчик пустился бежать к Ваньке, но не тут-то было! Он опять встретил…Чапку, опять вернулся с собакой домой и, проверив все замки и двери, побежал уставший на реку.

Когда Дениска прибежал к реке, он увидел, что его приятель уже наловил рыбы и идёт домой. Тогда они решили вернуться на реку после обеда и пошли к дому соседа Бориса Климентьевича. Когда ребята приблизились к дому, увидели целую толпу возле калитки. Оказалось, что Дениска похитил чужих собак, приняв их за Чапку . История благополучно закончилась, хозяева нашли своих скотч-терьеров, а сосед прозвал Дениса «Похитителем собак».

Краткое содержание романа М. Твена «Приключения Тома Сойера» для 5 класса

Глава I

Тётя Полли ищет своего проказливого племянника Тома Сойера по всему дому и излавливает его, когда мальчишка пытается прошмыгнуть мимо. По испачканным рукам и рту Тома тётя Полли устанавливает, что племянник побывал в кладовке и покусился на запасы варенья. Наказание кажется неизбежным, но мальчишка указывает на что-то за спиной тётушки, та оборачивается, а Том выскакивает на улицу.

Тётя Полли не может долго сердиться на племянника, ведь он - сирота, сын её покойной сестры. Она лишь боится, что недостаточно строга с мальчиком, и из того вырастет недостойный человек. Скрепя сердце, тётя Полли решает наказать Тома.

Краткое содержание рассказа Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»

Повествование ведётся от первого лица.

В новом учебном году в школе появляется новый учитель математики, грек Харлампий Диогенович. Ему сразу удаётся установить на уроках «образцовую тишину». Харлампий Диогенович никогда не повышает голос, не заставляет заниматься, не грозит наказаниями. Он только шутит над провинившимся учеником так, что класс взрывается хохотом.

Однажды ученик 5-«Б» класса, главный герой рассказа, не сделав домашнего задания, ожидает со страхом, что станет объектом насмешек. Неожиданно в начале урока в класс входят доктор с медсестрой, которые проводят вакцинацию от тифа среди учеников школы. Сначала уколы должны были сделать 5-«А» классу, а в 5-«Б» они зашли по ошибке. Наш герой решает воспользоваться случаем и вызывается проводить их, мотивируя тем, что 5-«А» класс находится далеко, и они его могут не найти. По дороге ему удаётся убедить врача, что лучше начать делать уколы с их класса.

Краткое содержание рассказа В. Астафьева «Фотография, на которой меня нет».

Глухой зимой нашу школу взбудоражило невероятное событие: к нам едет фотограф из города. Фотографировать он будет «не деревенский люд, а нас, учащихся овсянской школы». Возник вопрос - где селить такого важного человека? Молодые учителя нашей школы занимали половину ветхого домишки, и у них был вечно орущий малыш. «Такую персону, как фотограф, неподходяще было учителям оставить у себя». Наконец фотографа пристроили у десятника сплавной конторы, самого культурного и уважаемого человека в селе.

Краткое содержание рассказа В. Астафьева «Конь с розовой гривой»

Бабушка послала меня на увал за земляникой вместе с соседскими ребятишками. Пообещала: если наберу полный туесок, она продаст мои ягоды вместе со своими и купит мне «пряник конём». Пряник в виде коня с гривой, хвостом и копытами, облитыми розовой глазурью, обеспечивал почёт и уважение мальчишек всей деревни и был их заветной мечтой.

На увал я пошёл вместе с детьми нашего соседа Левонтия, который работал на лесозаготовках. Примерно раз в пятнадцать дней «Левонтий получал деньги, и тогда в соседнем доме, где были одни ребятишки и ничего больше, начинался пир горой», а жена Левонтия бегала по селу и отдавала долги.

Краткое содержание романа Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» для 5 класса.

Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего 28 лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки близ устьев реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля кроме него погиб, с изложением его неожиданного освобождения пиратами; написанные им самим.

Робинзон был третьим сыном в семье, баловнем, его не готовили ни к какому ремеслу, и с детских лет его голова была набита «всякими бреднями» - главным образом мечтами о морских путешествиях. Старший его брат погиб во Фландрии, сражаясь с испанцами, без вести пропал средний, и поэтому дома слышать не хотят о том, чтобы отпустить последнего сына в море. Отец, «человек степенный и умный», слёзно умоляет его стремиться к скромному существованию, на все лады превознося «среднее состояние», уберегающее человека здравомыслящего от злых превратностей судьбы.

Краткое содержание рассказа В. Короленко «В дурном обществе» для 5 класса.

Детство героя проходило в маленьком городе Княжье-Вено Юго-Западного края. Вася - так звали мальчика - был сыном городского судьи. Ребёнок рос, «как дикое деревцо в поле»: мать умерла, когда сыну было всего шесть лет, а отец, поглощённый своим горем, обращал на мальчика мало внимания. Вася целыми днями бродил по городу, и картины городской жизни оставляли в его душе глубокий след.

Город был окружён прудами. Посреди одного из них на острове стоял старинный замок, принадлежавший некогда графскому роду. Ходили легенды, что остров насыпан пленными турками, и замок стоит «на костях человеческих». Хозяева давным-давно покинули это мрачное жилище, и оно постепенно разрушалось. Его обитателями стали городские нищие, не имевшие иного пристанища. Но среди нищих произошёл раскол.

Краткое содержание рассказа И. А. Бунина «Тёмные аллеи».

В осенний ненастный день грязный тарантас подъезжает к длинной избе, в одной половине которой размещается почтовая станция, а в другой - постоялый двор. В кузове тарантаса сидит «стройный старик-военный в большом картузе и в николаевской серой шинели с бобровым стоячим воротником». Седые усы с бакенбардами, бритый подбородок и устало-вопрошающий взгляд придают ему сходство с Александром II.

Старик заходит в сухую, тёплую и опрятную горницу постоялого двора, сладко пахнущую щами. Его встречает хозяйка, темноволосая, «ещё красивая не по возрасту женщина».

Краткое содержание рассказа В. Шукшина «Срезал»

К старухе Агафье Журавлёвой приехал сын Константин Иванович. С женой и дочкой. Проведать, отдохнуть. Подкатил на такси, и они всей семьёй долго вытаскивали чемоданы из багажника. К вечеру в деревне узнали подробности: сам он - кандидат, жена тоже кандидат, дочь - школьница.

Вечером же у Глеба Капустина на крыльце собрались мужики. Как-то так получилось, что из их деревни много вышло знатных людей - полковник, два лётчика, врач, корреспондент. И так повелось, что, когда знатные приезжали в деревню и в избе набивался вечером народ, приходил Глеб Капустин и срезал знатного гостя. И вот теперь приехал кандидат Журавлев...

Практически во всех школах на уроках языка и литературы требуется, чтобы учащиеся писали изложения (краткие содержания) по книгам. Часто бывает трудно решить, что надо включить в свое изложение, а что надо исключить из него. Из изложения читатели могут узнать о наиболее важных вопросах и событиях, описанных в книге автором. В зависимости от требований преподавателя, вам может быть будет выразить свое мнение о книге, а именно, что вам понравилось или что не понравилось в ней. Если вы выполните небольшую подготовительную работу и напишите конспект, подготовка изложения не должна вас пугать.

Шаги

Подготовка к написанию изложения

    Выберите подходящую книгу. Преподаватель может посоветовать вам какую-нибудь книгу или дать вам список, из которого вы можете выбрать книгу сами. Если преподаватель не указал вам конкретную книгу, то можете обратиться к школьному библиотекарю с просьбой порекомендовать что-то подходящее для такого задания.

    • Если можете, выберите книгу по тематике, которая интересует вас, так как в этом случае чтение книги доставит вам больше удовольствия.
  1. Убедитесь, что вы понимаете задание. Учитель может дать вам задание или подсказать конкретные детали к изложению. Убедитесь, что вы соблюдаете все рекомендованные принципы, такие как длина изложения и его содержание.

    Делайте заметки, когда читаете книгу. Вам будет намного легче писать ваше изложение, если вы будете делать записи по ходу чтения, и не будете пытаться вспомнить все в конце. Когда читаете, набросайте несколько заметок на следующие темы:

    Подготовка черновика изложения

    1. Решите, как вы организуете свое изложение. Скорее всего, учитель даст вам конкретные требования к изложению. Если это так, то вам следует соблюдать их. Существует два основных способа организовать изложение:

      • Организуйте изложение по главам. Если вы организуете изложение таким способом, то сможете двигаться от главы к главе. Возможно, в каждом абзаце вам придется остановиться на многих главах.
        • За: Вы можете двигаться в соответствии с хронологическим порядком - это может быть полезным, если вы описываете книгу с множеством сюжетных элементов.
        • Против: Этот вид организации работы может быть более сложным, если вам необходимо рассматривать несколько глав в одном абзаце.
      • Организуйте изложение по типу элемента («тематический» принцип организации). Если вы организуете изложение по книге таким образом, у вас может быть абзац для действующих лиц, абзац или два для обсуждения сюжета, абзац для рассмотрения основных идей, и абзац для обобщения мнения о книге.
        • За: Вы можете поместить много текста о сюжете в очень небольшое пространство. Абзацы четко разделены, поэтому вам будет понятно, какую тему обсуждать в каждом из них.
        • Против: Этот вариант будет неуместен, если вам необходимо скорее обобщить содержание книги, а не высказать свое мнение о ней.
    2. Сделайте конспект. Это поможет вам написать изложение. Придайте заметкам такую направленность, которая будет зависеть от того, как вы решили организовать абзацы.

      • Для хронологической организации: Оставьте для каждой главы или раздела книги свой собственный сегмент. Отмечайте наиболее важные элементы истории и развития персонажей, которые показаны в каждой главе.
      • Для тематической организации: Распределите ваши заметки по разным элементам (персонажи, сюжет) и основные идеи по разным разделам. Каждый из них станет абзацем.
      • Когда будете писать первый вариант изложения, подумайте о том, какие элементы двигают сюжет вперед, потому что именно они, вероятно, окажутся самыми важными. Если хотите, можете внести в текст больше подробностей при выполнении второй корректуры.
      • Например, в романе Сюзен Коллинз «Голодные Игры» происходит много событий, и описать их все невозможно. Вместо этого, попробуйте сосредоточиться на всеохватывающем повествовании. Начните с объяснения того, что представляют собой Голодные Игры, и как выбрали Китнисс Эвердин и Пита Мелларка. Затем вы могли бы кратко описать то, как они провели время в Капитолии, а также включить информацию о том, как осуществляется спонсорская помощь. После этого, вы могли бы описать самые важные моменты из Игр, такие как, ожог ноги в костре, который получила Китнисс, нападение ос, смерть Руты, поцелуй в пещере, последнее сражение Като и решение съесть ядовитые ягоды. Затем, вы могли бы в виде заключения подытожить самые важные моменты, относящиеся к заключительному разделу книги.
    3. Напишите введение (один абзац). Введение должно познакомить читателя с основной идеей, которой посвящена книга. В него также следует включить краткую информацию об основных героях и идеях. Вам не следует углубляться в подробности; необходимо просто дать достаточно информации, чтобы читатель знал, чего можно ждать от остальной части изложения.

      Подготовьте основные абзацы. Исходя из составленных ранее заметок и набросков, напишите основную часть изложения с описанием наиболее важных элементов книги. Если вы работаете над достаточно длинным произведением, то можете отразить каждую деталь и даже каждую главу вкратце. Вместо повествования сосредоточьтесь на том, что представляется вам самым важным в самой книге и ее персонажах.

      • Обратите внимание, что конспект должен фокусироваться на том, что вы считаете основной идеей автора, и на том, какое развитие эта идея получает в книге. На каких важных моментах автор делает акцент? Какие наблюдения или рассказы из своего собственного опыта использует он в поддержку своего мнения?
    4. Используйте сюжетную линию. Если вы предпочли организовать свое изложение хронологически, подумайте о том, каким образом продвигается сюжет. Каковы основные события сюжета? Где и когда наступают перемены? Где происходят сюрпризы или интригующие ситуации, конец которых невозможно предугадать?

      • Составляйте изложение в зависимости от того, где происходят значительные события. Например, если вы готовите изложение романа Дж.Р.Р. Толкиена «Хоббит», вы могли бы организовать свою работу следующим образом:
        • Вводный абзац: Обобщение содержания книги в целом и представление информации об издателе.
        • Основной абзац 1: Изложите кратко план Гэндальфа заставить Бильбо Бэггинса стать вором-взломщиком для Торина Дубощита и группы гномов. Закончите тем, что Бильбо предпочел отправиться на поиски приключений (так как это основная поворотная точка для этого персонажа).
        • Основной абзац 2: Изложите кратко приключения Бильбо и гномов, когда их чуть не съели тролли, когда их похитили гоблины, как Бильбо нашел Голлума и Кольцо Всевластия. Приключений очень много, и вам не нужно рассказывать о них всех, вместо этого, выберите только самые важные моменты. Вы могли бы закончить описанием того, как гномов захватили Лесные эльфы, поскольку это очередная поворотная точка в этой истории. Бильбо вынужден решать, достаточно ли он храбр, чтобы спасти всех.
        • Основной абзац 3: Изложите кратко отношение гномов и людьми из Озерного Города (Эсгарота), как Бильбо попадает в Одинокую Гору и разговаривает со Смаугом, а гномы, эльфы и люди сражаются с орками. Здесь как раз подходящий момент, чтобы закончить этот абзац, т.к. это кульминационный момент истории, а читатель хочет знать, чем разрешилась проблема, или как все закончилось.
        • Основной абзац 4: Изложите кратко, как Бильбо пытается остановить битву, спор между Бильбо и Торином, исход битвы и возвращение Бильбо домой, где он обнаруживает, что все его пожитки распродаются. Вы можете также обсудить, каким образом главный персонаж, Бильбо, в конце становится другим хоббитом сравнительно с тем Бильбо, каким он был в начале книги.
        • Заключение: Расскажите об основных идеях книги, и о том, что вы узнали из нее. Вы могли бы порассуждать о том, как важно научиться быть храбрым, или какой критике подвергается жадность в книге. Затем, завершите абзац высказыванием своего мнения о книге в целом. Вы бы рекомендовали ее своему другу?
    5. Организуйте изложение в соответствии с темами. Если вы избрали тематический принцип организации изложения, вы можете развивать свои абзацы в соответствии с темой, а не позволять сюжету определять структуру изложения. Вам понадобится в одном-двух абзацах изложить сюжет, в одном абзаце описать персонажей, еще в одном абзаце представить основные идеи и темы, а в заключительном абзаце обобщить свое мнение о произведении в целом.

    6. Подготовьте заключение. В заключении необходимо сделать обзор основных идей книги и выразить свое собственное мнение о ней. Вам понравилась книга? Она доставила вам удовольствие? Вы согласны с идеями автора и его манерой писать? Узнали ли вы что-то, чего не знали раньше? Приведите доводы в свою пользу, используйте примеры или даже цитаты в поддержку вашего мнения.

      • Пусть заключение дает читателям понять, следует читать книгу или нет. Понравится ли она читателям? Должны ли они прочитать ее? Почему да или почему нет?

    Проверка изложения

    1. Прочитайте свое изложение. Структура изложения должна быть четкой. Оно должно содержать введение (с кратким перечислением основных тем произведения), основную часть (где кратко и четко обобщается содержание книги) и заключение (в котором представлена всесторонняя оценка книги).

      • Когда вы читаете изложение, спросите себя: если бы вы познакомили с этим изложением ваших друзей, которые не читали эту книгу, поняли бы они что произошло? Могли бы они прийти к определенному мнению относительно того, понравилась бы им эта книга или нет?

Краткое содержание литературного произведения подразумевает под собой четко структурированный текст, передающий не только смысл произведения в целом, но и, выделяя отдельные главы и части романа, повести, указывая на характеристики героев и их внутренний мир.

Зачастую, чтобы пересказать краткое содержание повести, стихотворения или романа нам необходимо разделить его на части, чтобы рассказ получился логичным, и мы не перескакивали с места на место.

Краткий пересказ

Краткий пересказ требует от ученика особой подготовки. Обязательно, перед тем, как выступить с кратким пересказом, нужно потренироваться заранее. Этот метод не новый и его используют не только при кратком пересказе произведения, но и перед докладом или публичным выступлением. Мы рекомендуем составить план краткого пересказа и если, у вас трудности при публичном выступлении, то напишите его на листке бумаги и возьмите с собой. Многие выдающиеся деятели всегда имели с собой такую «шпаргалку». Со временем, усвоив основные методы краткого пересказа, вы с легкостью будете выступать не только перед своим классом, но и более обширной аудиторией.

Краткое изложение

Чтобы уверенно освоить краткое изложение не только литературных произведений, но и выступлений, проходящих в культурно-значимых местах, нужно тренировать свою память. Тренировка памяти — это не нудный процесс. Скорее это игра, в которую можно играть самому без посторонней помощи.

Рано или поздно кратко изложить увиденное или сказанное нам придется. Например, в школе, когда учительница после долгого монолога просит повторить, что «я только что сказала?». Здесь на выручку придет не только отличная память, но и юмор — несомненный спутник каждого человека. Как же нам написать краткое изложение ? Изложение, как правило, нам читают несколько раз. Прослушайте первый, раз не записывая и не отвлекаясь. После того, как прослушали, разбейте текст в голове по частям и выделите главное — это не просто для первого раза, но в дальнейшем этот прием облегчит вам жизнь и в университете. Слушая второй раз изложение, выделяйте главное в каждой чести изложения. Таким образом, краткое изложение будет почти готово. Не забывайте имен главных героев и их взаимосвязи в произведении.

Краткий пересказ изложения будет неполным, если вы пропустите кульминацию — это один из самых важных аспектов. Конечно, следите за ошибками не только орфографическими, но и стилистическими. Учитывайте, что краткое содержание произведения останется в вашей памяти на долгое время и грамотная речь — это не только украшение человека, это возможность находить общий язык, свободно общаться не только со своими друзьями, но посторонними людьми. Грамотная речь — это ёмкое, краткое по содержанию изложение не только собственных мыслей, но вещей другого порядка, которые насыщают нашу жизнь.

Подведем итог. Чтобы научиться краткому пересказу и краткому изложению, знаний правил русского языка недостаточно — необходимо тренироваться в публичном выступлении, тренировать свой мозг на запоминание. Лучший способ тренировки на запоминание — это учить стихи наизусть. Помимо тренировки мозга, запоминание стихов будет полезно: вы сможете рассказать стихотворение при любом удобном случае: в компании друзей, на дне рождения, на свидании или прогулке с любимым человеком.

В качестве пособия мы приводим краткие содержания произведений русской литературы:

ЛИТЕРАТУРА XI—XVIII ВЕКОВ

Николай Михайлович Карамзин

Александр Николаевич Радищев

Денис Иванович Фонвизин

ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

Александр Сергеевич Пушкин

Николай Васильевич Гоголь

Александр Сергеевич Грибоедов

»

Михаил Юрьевич Лермонтов

,

ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

Лев Николаевич Толстой

Иван Сергеевич Тургенев

Николай Алексеевич Некрасов

Александр Николаевич Островский

Федор Михайлович Достоевский

Николай Семенович Лесков

Иван Александрович Гончаров

Николай Гаврилович Чернышевский

Владимир Галактионович Короленко