Домой / Дети / Биография. Сергей Георгиевич Горшков. Биографическая справка Отрывок, характеризующий Горшков, Сергей Георгиевич

Биография. Сергей Георгиевич Горшков. Биографическая справка Отрывок, характеризующий Горшков, Сергей Георгиевич

26 февраля 1910 года родился Сергей Георгиевич Горшков — человек, без которого невозможно представить себе советский военно-морской флот.

Трудно вообразить, что это такое: тридцать лет командовать флотом, пережив смену четырех руководителей государства. И не просто командовать, а кардинально изменить его, буквально разобрать и собрать заново, отстоять свой взгляд на военно-морское строительство, провести флот через техническую революцию и кардинальные изменения в доктрине боевого применения.

Адмирал Сергей Горшков принял в 1956 году из рук своего начальника Николая Кузнецова один флот, чтобы в 1985 году отдать своему заму Владимиру Чернавину совсем другой.

Советский флот вышел в океаны, обзавелся мощным атомным подплавом и заставил себя уважать. За всеми этими достижениями стоит масштаб личности адмирала.

История советского флота после войны — это, по сути, история большого океанского флота Сергея Горшкова. Крупнейший военачальник Страны Советов после маршалов Победы, признанный на Западе в качестве авторитета стратегической мысли.

Его фундаментальный труд «Морская мощь государства» до сих пор изучают в военно-морских академиях Запада, а фамилия Горшкова — «главкома устрашающей эффективности», как прозвали его американские адмиралы, — первое, что вспоминают в связи с советским флотом.

Военная карьера Горшкова развивалась двояко. С одной стороны, его жесткий характер и знание службы позволяли показать себя с лучшей стороны. А с другой стороны, удачливость позволяла ему выпутываться из сложных обстоятельств.

7 ноября 1938 года (трудно было подобрать день хуже) тихоокеанский эсминец «Решительный» под командой капитана 3-го ранга Горшкова буксировали из Комсомольска-на-Амуре во Владивосток для достройки. Налетевший в Татарском проливе шторм выбросил корабль на камни, от удара он разломился. В те годы такая катастрофа легко могла стать не только карьерной смертью, но и вполне реальной. Однако командующий Тихоокеанским флотом Николай Кузнецов, будущий главком советского ВМФ, отстоял Горшкова.

Вскоре миноносник Горшков возвращается на Черное море, но уже в качестве командира бригады крейсеров, а в октябре 1941 года возглавляет Азовскую флотилию, позже — Дунайскую флотилию.

В 1951 году получает под свою руку Черноморский флот, и — новая напасть: 29 октября 1955 года на Севастопольском рейде взорвался линкор «Новороссийск».

Буквально за три с небольшим месяца до этого Горшков уходит с поста комфлота на место первого заместителя главкома ВМФ, того же Николая Кузнецова.

Достаточно, чтобы карьера адмирала затормозилась вновь. Но вместо этого в январе 1956 года Кузнецова убирают, а на его место выдвигают как раз Горшкова, который останется хозяином советского флота на три долгих десятилетия.

Уже в феврале 1968 года американский журнал Time выходит с портретом Горшкова на обложке и подписью «A new challenge at sea». Даже пресса заметила то разительное повышение океанской активности советского флота, которого за 12 лет добился новый главком.

Горшков был человек жесткий и тяжелый, из тех столпов, что одним масштабом личности вытаптывают вокруг себя поляну.

Но при этом имел особый взгляд на морскую мощь, на кораблестроение, на тактику. Взгляд оригинальный, собственный, целостный. Характер адмирала позволил ему выстроить вокруг этой системы взглядов новый океанский флот.

Это доктринерство многие ставят Горшкову в пику. Мол, не стал строить «стандартный» океанский флот, пытаясь догнать американцев и попутно научиться их авианосной премудрости, вкачал столько сил в подводные атомоходы. Но Горшков на старте прикинул ресурсы и понял, что симметричную гонку вооружений СССР не выиграет.

Поэтому он сказал себе: пусть у меня не будет авианосцев, но их не будет и у вас!

«Доктрина противоавианосных сил» — так называлась та ось, вокруг которой вращался большой флот адмирала Горшкова. Носители тяжелых противокорабельных ракет были развернуты сразу в трех средах: надводные корабли, подводные лодки и морская ракетоносная авиация. «Гранит», «Базальт», «Вулкан» — имена ракетных комплексов, сделавших жизнь американского флота на море опасной и, при случае, недолгой.

Закрыть районы боевого патрулирования своих стратегических ракетоносцев. Помешать развертыванию и действиям авианосных ударных групп НАТО решительными ударами ракет, причем главную роль должны сыграть подводные носители этого вида оружия. Подавить вражеские подводные силы и дать оперировать своим многоцелевым лодкам. Силы: подводные атомоходы и надводные ракетные крейсера. Такова, в самых общих чертах, доктрина адмирала Горшкова.

Адмирал Горшков, 1954 год. Фото: Семен Фридлянд

Британская пресса писала о нем: «Если говорить, что кто-то превратил Россию в сверхдержаву на море, которой она, без сомнения, стала в настоящее время, то это и есть адмирал Горшков.

Вступая в должность главнокомандующего Военно-морским флотом России, он располагал только печальным опытом боевых действий в период Второй мировой войны, на которой флот не имел ни престижа, ни мощи, ни политического веса Красной армии. В его безотрадные задачи входили защита побережья России и охрана морских флангов при каких-либо боевых действиях сухопутных сил. Когда адмирал Горшков передаст дела своему преемнику, он завещает ему и России современный военно-морской флот, имеющий по размеру и качеству только одного соперника — Военно-морские силы США».

Сергей Георгиевич Горшков жил на флоте и флотом. Уйдя в отставку, он прожил недолго: в мае 1988 года создателя большого советского флота не стало. Сейчас в Петербурге головного фрегата проекта 22350 — проекта, которому суждено стать одним из самых массовых серийный кораблей нового российского флота в XXI веке.

Этот корабль носит имя «Адмирал флота Советского Союза Горшков».


Сергей Георгиевич Горшков принял эстафету командования Военно-морским флотом СССР у Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова в 1955 году, в момент очередного перелома в судьбе Николая Герасимовича и на рубеже начавшейся бурной научно-технической революции.


Именно при С.Г. Горшкове ВМФ СССР из прибрежного «верного помощника Рабоче-Крестьянской Красной Армии» превратился в могучий океанский ракетно-ядерный Военно-Морской флот государства, способный самостоятельно решать оперативно-стратегические задачи в отдаленных районах Мирового океана. Именно при Главнокомандующем ВМФ СССР С.Г. Горшкове политическому руководству страны стало ясно, что великая мировая держава не может быть только сухопутной, что международный престиж и всеобщее уважение государству приносит сильный современный военно-морской флот, являющийся основой его морской мощи.

Сергей Георгиевич Горшков родился 26 февраля 1910 года в г. Каменец-Подольский Хмельницкой области в семье учителей. Родители стремились воспитать своих детей трудолюбивыми, честными и самостоятельными. Питая склонность к физике и математике, Сергей Георгиевич по окончании школы в возрасте 16 лет поступил в Ленинградский университет. Жизнь в городе морской славы, работа в порту и встречи с моряками, развернувшееся в стране шефство комсомола над флотом заронили в сердце молодого человека интерес к морю и изменили его жизненные планы. Будущий Главком одного из самых мощных в мире ВМФ предпочел университету море и после первого курса перевелся в Военно-морское училище, о чем потом никогда не сожалел.

В 1931 г. выпускник ВМУ С. Горшков полу­чил назначение на эсминец Черноморского флота "Фрунзе". Затем – служба на Тихоокеанском флоте, где в 1934 г. он был назначен команди­ром сторожевого корабля «Бурун».

Во время боев у озера Хасан капитан 3 ранга Горшков уже командовал 7-й бригадой кораблей ТОФ. Его корабли конвоировали транспорты, под­возившие войска и боевую технику к районам боевых действий, вывозили раненых, несли дозорную службу. События у озера Хасан показали, что армия и флот должны действовать совместно, «как две руки большого организма». Так приобретался боевой опыт, пригодившийся с первых дней войны с немецко-фашистскими захватчиками. В 1939 г. капитан 2 ранга С. Г. Горшков был переведен на Черномор­ский флот и возглавил сначала бригаду эсминцев, а после окончания Курсов усовершенствования выс­шего начальствующего состава флота при Военно-морской академии РККА им. К. Е. Ворошилова в мае 1941 г. – бри­гаду крейсеров. Разгоравшееся пламя второй мировой войны, жаркие бои на море, атаки немецких подводных лодок и массированные налеты самолетов заставляли учитывать их уроки и делать выводы. Норвежская десантная операция, неограниченная подводная война, события на других театрах военных действий давали богатую пищу для размышлений о военно-морском искусстве, тактике и боевой подготовке флота. Флот больше внимания стал уделять отработке совместных действий с армией, десантной подготовке, стрельбе по береговым и воздушным целям.

"Немало славных страниц в биографию С. Горшкова вписала Великая Отечественная, - писал В. Н. Чернавин в статье, посвященной 80-летию со дня рождения С. Г. Горшкова. - Постоянно участвуя в боях различно­го значения, командующий флотилией во всем проявлял гибкость мыш­ления, инициативу и самостоятельность...". В середине сентября 1941 года командование Черноморским флотом приняло решение на высадку морского десанта в поддержку войск Одесского оборонительного района. Капитан 1 ранга Горшков был назначен командиром сил высадки, а общее руководство морской частью десанта было возложено на командующего эскадрой ЧФ контр-адмирала Л.А. Владимирского. План операции предусматривал встречу кораблей десанта с отрядом высадочных средств в точке рандеву в районе Григорьевки. Однако в назначенное время высадочных средств в этом районе не оказалось. Получив сообщение о гибели эсминца «Фрунзе» с контр-адмиралом Л.А. Владимирским и планом операции, штаб флота возложил командование операцией на капитана 1 ранга Горшкова. Не дожидаясь подхода высадочных средств, С.Г. Горшков принимает решение на высадку войск десанта корабельными плавсредствами под прикрытием корабельной артиллерии. Здесь сказалась его предусмотрительность, благодаря которой на палубы кораблей были взяты дополнительные моторные баркасы и шлюпки, а десантники еще на переходе морем были по ним расписаны. Мастерски проведенная десантная операция завершилась успехом. К вечеру 22 сентября войска десанта соединились с частями 421 стрелковой дивизии. Противник лишился плацдарма, с которого вел обстрел Одесского порта. Решающими условиями успеха этой десантной операции были четкое планирование, всестороннее обеспечение и подготовка, и в первую очередь – самоотверженные действия моряков.

Сразу после этих событий С. Г. Горшкову было присвоено звание контр-адмирала, а 13 октября 1941 г. он был назначен командующим Азов­ской военной флотилией. Азовская флотилия была разнородным оперативным объединением, состоявшим в основном из переоборудованных под военные нужды гражданских судов. В ее состав также входили: береговая артиллерия, отдельный зенитный артдивизион, батальон морской пехоты и 87 отдельная истребительная авиаэскадрилья. Перед объединением стояли задачи содействия частям армий, действовавшим в Крыму и на побережье Азовского моря, обеспечения морских сообщений по Азовскому морю в интересах армии и народного хозяйства, а также защиты южного побережья от морских десантов противника. Здесь, в самый трудный для страны первый период Великой Отечественной войны, при управлении столь разнородной группировкой сил и средств в тесном взаимодействии с частями сухопутных войск и авиации начал раскрываться флотоводческий и организаторский талант С.Г. Горшкова.

Во время крупнейшей в первом периоде Великой Отечественной войны Керченско-Феодосийской десантной операции, проводившейся в период с 25 декабря 1941 г. по 2 января 1942 г., С. Г. Горшков руко­водил высадкой десантных частей на северное побережье Керченского полуострова. Для решения поставленной задачи переброски на Керченский полуостров более 7 тыс. человек с техникой и вооружением командованию и штабу флотилии в кратчайшие сроки удалось собрать и подготовить к приему десанта более 300 разнородных единиц маломореходных судов, так как специальных десантно-высадочных средств на флоте тогда не было. В ночь на 26 декабря 1941 г., несмотря на штормовую погоду, пять десантных отрядов флотилии вышли в море с расчетом прибытия к местам высадки за 2 часа до рассвета. Тяжелые погодные условия и отсутствие средств связи и навигации на большинстве судов привели к задержкам на переходе и потере части высадочных средств с людьми и вооружением, а это, в свою очередь, значительно снизило боеспособность первого эшелона десанта и отрицательно сказалось на ходе высадки. Несмотря на сложную метеорологическую обстановку, сильное огневое противоборство противника, отсутствие истребительного прикрытия и специальных высадочных средств, Азовская флотилия поставленную задачу все же выполнила, перевезя на северное побережье Керченского полуострова с 26 по 31 декабря более 6000 десантников с оружием и вооружением. Действия войск, высаженных на северное побережье Керченского полуострова, отвлекли на себя значительные силы противника, чем способствовали успешной высадке главных сил десанта, форсировавших Керченский пролив, а также прекращению немецкого наступления на Севастополь, предпринятого 17 декабря.

Осмысливая позже итоги этого десанта, одного из наиболее крупных в минувшей войне, С.Г. Горшков отчетливо сознавал недостатки в его планировании, организации и особенно взаимодействии между всеми родами сил. Главный из них – это недооценка командованием фронтом и Черноморским Флотом надежной авиационной поддержки, и особенно истребительного прикрытия, а также изменения метеорологической обстановки – важных условий для успеха операции. Командующий Азовской флотилией считал, что при нашей географии морские десантные действия займут важное место в практике совместных операций, и не только в Отечественной войне. Много лет спустя память об этом и других героических десантах заставила Главкома принимать меры к строительству, как крупных десантных кораблей, так и кораблей с малой осадкой, в том числе на воздушной подушке. Уже в послевоенное время в составе ВВС флотов была восстановлена истребительная и штурмовая авиация берегового, а затем и морского базирования. Опыт морских десантов Великой Отечественной войны показал, насколько необходимо иметь в составе ВМФ СССР соединения и части специально подготовленной морской пехоты, которая проявила на всех этапах войны высокие морально-боевые каче­ства, в особенности стойкость и упорство в обороне, стреми­тельность и неудержимость в наступлении, дух крепкого флотского товарищества. В кампанию 1942 года враг рвался на Кавказ и к середине августа вышел к Новороссийску. Заместителем командующего Новороссийским оборонительным районом по морской части и членом военного совета НОР был назначен контр-адмирал С.Г. Горшков. Здесь он приобрел ценный опыт организации обороны военно-морской базы и взаимодействия флота с сухопутными войсками, возглавил оборону города, а с 19 сентября – и всего НОР с исполнением обязанностей командующего 47 армией – редкий случай в истории, когда моряку поручают командовать сухопутными войсками.

В дальнейшем после разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом контр-адмирал С.Г. Горшков вновь возглавил сначала Азовскую, а затем Дунайскую флотилии, силы которых оказывали мощную поддержку приморским и приречным флангам наступающих фронтов. Об интенсивной деятельности Азовской флотилии в этот период говорит, например, тот факт, что за 27 дней напряженной боевой деятельности осенью 1943 года были подготовлены и успешно проведены четыре десантные операции: Таганрогская, Мариупольская, Бердянская и Темрюкская, сорвана попытка высадки десанта противника на южное побережье Азовского моря и нарушены его морские перевозки. Венцом боевой деятельности флотилии на Азовском море явилось ее участие в крупнейшей за годы Великой Отечественной войны Керченско-Эльтигенской десантной операции Северо-Кавказского фронта и Черноморского флота. Действуя на главном направлении, корабли и суда флотилии к 11 ноября 1943 г. переправили на Керченский полуостров более 75 тыс. человек, 582 орудия, 187 минометов, 128 танков, 764 автомашины, 7160 тонн боеприпасов, 2770 тонн продовольствия и другого имущества. С окончанием операции флотилия приступила к снабжению высаженных войск. 165 суток авиация, мор­ские и наземные силы флотилии вели борьбу с неприятелем, пытавшим­ся прервать перевозки, и поддерживали действия войск на плацдарме.

В апреле 1944 г. приказом Ставки ВГК Азовская флотилия была переименована в Дунайскую военную флотилию. После перебазирования все ее корабли и части начали готовиться к предстоящим действиям на новом, теперь уже речном, театре. И первой проверкой боевой зрелости командования и сил флотилии стало форсирование приморской части Днестровского лимана и высадка войск специальной 169-й группы 46-й армии 3-го Украинского фронта в рамках Ясско-Кишенёвской наступательной операции. При подготовке и проведении этой десантной операции ярко проявились и организаторские и незаурядные флотоводческие качества С.Г. Горшкова. В основу дерзкого замысла преодоления сильной противодесантной обороны противника был положен принцип внезапности в сочетании с всеохватывающими мерами по оперативной маскировке, обеспечению скрытности и введению противника в заблуждение относительно истинных целей действий советских войск. В течение ограниченного времени подготовки удалось собрать и скрытно сосредоточить более 400 рыбацких лодок и других маломореходных плавсредств, отработать организацию их движения в темное время суток, обучить и натренировать морскую пехоту и солдат десанта в погрузке, высадке и бесшумной гребле, а экипажи катеров – в буксировке лодок с правильным удержанием направления движения. Все это требовало тщательного планирования, детального согласования действий десанта с силами огневой корабельной и авиационной поддержки, старания, умения и высокой дисциплины соблюдения плана операции.

В ночь с 21 на 22 августа 1944 г. на десантно-высадочных средствах одновременно было размещено 3,5 тыс. десантников с оружием и техникой. Благодаря мерам скрытности, маскировки и гидрографического обеспечения противник заметил приближение десанта лишь за 100-200 м от берега. Во второй половине дня войска десанта при поддержке корабельной и береговой артиллерии и авиации Черноморского флота с боем сломили сопротивление врага и овладели городом Аккерман, а к концу суток захватили плацдарм на южном побережье лимана по фронту в 40 км и более 15 км в глубину. Быстрый захват значительного по своим размерам плацдарма дезорганизовал оборону приморского фланга немецко-фашистской группы армий Южная Украина и позволил в короткий срок ликвидировать важный узел сопротивления противника в районе Аккермана.

В ходе подготовки и ведения боевых действий при форсировании Днестровского лимана проявилась зрелость Советского военно-морского искусства, развитого на основе опыта первого и второго периодов Великой Отечественной войны. Командование фронтом, флотом и флотилией при выборе сил и средств десанта правильно учло навигационно-гидрографичес­кие особенности акватории лимана и прилегающих к нему райо­нов Черного моря. Планирование и подготовку операции удалось провести скрытно, а высадку десанта на широком фронте - внезапно. Совместные действия разнородных сил характеризова­лись тесным взаимодействием сухопутных войск, фронтовой и морской авиации, сил флотилии, непрерывным и гибким управ­лением ими.

В ходе Ясско-Кишеневской операции была полностью разгромлена одна из крупнейших группировок немецко-фашистских войск на юге. Начался освободительный поход Советской Армии к центру Европы.

Корабли трижды орденоносной Дунайской флотилии про­шли с боями от устья Дуная до австрийского города Линца боль­шой путь, протяженностью свыше 2 тысяч километров. За 9 ме­сяцев непрерывных боевых действий они высадили 16 десантов, обеспечили бесперебойную работу 23 армейских переправ, перевезли только на своих средствах и кораблях более 870 тысяч солдат и офицеров, тысячи танков, десятки тысяч орудий и ог­ромное количество другой боевой техники, боеприпасов, снаб­жения для войск.

Небольшими силами и средствами Дунайская флотилия под командованием контр-адмирала С.Г. Горшкова в наступательных боях летом и осенью 1944 года, благодаря мужеству и самоотвер­женности личного состава, добилась важных результатов, внесла значительный вклад в дело победы советского народа над гер­манским фашизмом.

В конце декабря 1944 года вице-адмирал С.Г. Горшков приказом наркома ВМФ назначен ко­мандующим эскадрой кораблей Черноморского флота, самым крупным в морских силах того времени корабельным объединением. В представлении по этому поводу было сказано: «Назначение тов. С. Г. Горшкова на должность ко­мандующего эскадрой преследует цель дать боевое ядро флота в руки опытного, решительного и боевого адмирала».

В 1944 г. боевые действия на Черном море закончились. Экипажи кораблей эскадры, имея хороший боевой опыт в огневой поддержке сухо­путных войск, высадке десантов, борьбе с воздушным против­ником, подводными лодками и торпедными катерами, были явно недостаточно подготовлены к ведению морских боев и операций. Необходимо было начинать не только с тактической подготовки, но и с переформирования прибрежного сознания личного состава эскадры на морское и океанское направление.

С.Г. Горшков требовал от командиров знать тактику использования своих кораблей и оружия, уметь взаимодействовать с другими кораблями и авиацией. В практику боевой учебы эскадры были введены зачеты для допуска командиров к управлению кораблем и система сбор-походов, когда корабли эскадры в реальных условиях отрабатывали взаимодействие с соединениями авиации, торпедных ка­теров и подводных лодок. Сбор-походы позволяли организовать учебу в море в масшта­бе соединения, совершенствовать в комплексе боевую подготов­ку кораблей. «…Можно смело утверждать, что в то время эскадра была образцовым соединением, а именно, здесь была заложена основа школы морской службы С.Г. Горшкова," - писал адмирал В.С.Сысоев. В последствии и система зачетов на допуск к самостоятельному управлению кораблем и заведованием, и система сбор-походов получили признание в ВМФ.

В конце 1946 года С.Г. Горшков был назначен начальником штаба, а в 1951 году – командующим Черноморским флотом. Послевоенные годы, проведенные в Севастополе, стали одними из самых плодотворных в его жизни. Это было время активной боевой учебы, освоения новых кораблей, практической разработки основ ведения морских операций и боев.

Послевоенная международная обстановка постоянно усложнялась. Уже прозвучала речь Черчилля в Фултоне, уже началась холодная война и были взорваны первые атомные бомбы. После американских испытаний у атолла Бикини среди многих государственных и военных деятелей появилось мнение, что с появлением ядерного оружия эра военно-морских флотов прошла и наступает расцвет авиации.

Адмирал С.Г. Горшков осознавал, что минувшая война была для СССР континентальной. Основные задачи в ней решались на сухопутных фронтах, а флот, выполняя важные, а порой и решающие задачи на прибрежных морских направлениях, существенно помогал сухопутным войскам. Основной вывод, к которому пришел командующий Черноморским флотом, был в том, что если в прошедшей войне главные морские державы мира – США, Англия, Франция были нашими союзниками, то при новой расстановке сил на мировой арене начала складываться иная ситуация. Следовательно, для обеспечения военной безопасности государства с океанских и морских направлений необходимо создавать флот не прибрежного, а океанского плавания, который станет первым рубежом обороны страны, и главное – нужно продолжать перестраивать мышление адмиралов и офицеров с прибрежного на океанское. Другой вывод флотоводца и теоретика ВМФ состоял в том, что в современной войне ни один из видов Вооруженных сил не способен решить свойственные ему задачи самостоятельно. Как показало время, эти выводы оправдались. Период командования Черноморским флотом совпал с началом активной внешнеполитической деятельности Советского государства. Участие в работе различных делегаций, выезжавших в зарубежные поездки, успех визитов советских кораблей в порты дружественных стран выявили для командующего важную роль ВМФ в установлении добрососедских отношений между государствами и его отрезвляющее воздействие на недавних союзников, вставших на путь конфронтации. Страна начала заявлять о своей растущей мощи.

В июле 1955 года С.Г. Горшков получил назначение – первым заместителем Главнокомандующего Военно-морским флотом Советского Союза, а в январе 1956 года вступил в должность Главнокомандующего ВМФ Союза ССР - заместителя Министра обороны СССР, сменив на ней опального Н.Г. Кузнецова.

К этому моменту первая послевоенная кораблестроительная программа была в целом выполнена. Создавались современные по тому времени надводные корабли различных классов с артиллерийским вооружением, а с середины 50-х г.г. началось массовое строительство дизель-электрических подводных лодок. Однако флот в оперативно-стратегическом плане оставался оборонительным фактором прибрежного действия. В теории военно-морского искусства продолжали господствовать взгляды прошедшей войны.

В конце 1956 года под руководством Главкома ВМФ состоялось совещание командования флотов и флотских ученых, посвященное проблемам развития флота, где С.Г. Горшков выступил с докладом о приоритетном развитии подводных сил. Преимущественное развитие подводных лодок, по его мнению, «…позволяло в кратчайшие сроки резко увеличить ударные возможности флота и с меньшей затратой средств умножить морское могущество нашей страны». В результате дискуссии удалось выработать четкую концепцию развития флота на ближайшие 10-15 лет. Чтобы противостоять угрозе флотов США и НАТО с моря, надо было «сосредоточить усилия на создании мощного подводного флота и морской торпедоносной и ракетоносной авиации». Надводные корабли ограниченного водоизмещения предлагалось строить для обеспечения развертывания в океане подводных лодок и защиты берега. Кроме того, они должны были составить основу десантно-высадочных средств и сил поддержки десанта, им принадлежала главная роль в борьбе с минной опасностью и в защите своих коммуникаций. Такое направление развития флота было поддержано видными советскими учеными И.В. Курчатовым, А.П. Александровым, руководителями судостроительной промышленности.

Принятый в 1956 году научно обоснованный семилетний план военного кораблестроения стал важнейшим поворотным этапом в создании современного флота в условиях начавшейся научно-технической революции. В его разработке приняли участие Военно-морская академия и другие НИИ ВМФ. Руководство страны впервые поставило перед флотом стратегические задачи, сосредоточив внимание на создании морских стратегических ядерных сил на основе подводных лодок с атомными энергетическими установками.

В результате выполнения этого плана в состав ВМФ вошли четыре ракетных крейсера с ПКР П-35 и ЗРК «Волна», противолодочный крейсер «Москва», 8 рпкСН, 14 пла с КР и 14 торпедных пла. На Совете обороны летом 1964 года был в целом одобрен план строительства флота на 1966-1975 годы, предусматривавший дальнейшее развитие морской стратегической ядерной системы страны и создание противолодочных сил для борьбы с ядерной подводной угрозой со стороны США и других стран НАТО. В этой связи предусматривалось строительство значительного количества больших противолодочных кораблей, атомных и дизельных подводных лодок.

Сложная международная обстановка, опыт начального периода Великой Отечественной войны, Кубинский кризис вызвали необходимость пересмотра системы боевой готовности ВМФ. В результате кропотливой работы сроки приведения флотов в высшие степени боевой готовности были сокращены, а в дополнение к боевому дежурству стала развиваться специфическая для Военно-Морского флота форма поддержания постоянной боевой готовности флотов – боевая служба. Были теоретически разработаны и практически внедрены на флотах такие понятия, как вывод сил из-под удара, радиоэлектронная борьба и др.

К началу 80-х годов ХХ века стараниями Главнокомандующего ВМФ СССР Адмирала Флота Советского Союза С.Г. Горшкова, сотен конструкторских бюро и предприятий, миллионов советских людей СССР и США достигли примерного опертивно-стратегического паритета в морских вооружениях.

Советский Военно-Морской флот надежно охранял морские рубежи и государственные интересы Родины. Появление в иностранных портах советских кораблей, отличавшихся чистотой и порядком, создавало у жителей других стран благоприятное впечатление. Помощь жертвам урагана на острове Маврикий, расчистка гавани Читтагонга (Бангладеш) в 1972 году от затопленных судов, разминирова­ние Суэцкого канала в 1974 году явились не только проверкой умения советских моряков действовать в трудных условиях, но и свидетельствами дружеского отношения СССР к этим странам.

Развитие научно-технического прогресса, вызвавшее появление новых классов кораблей, оружия и технических средств, сопровождалось развитием теории военно-морского искусства. Накопленный к 70-м годам ХХ века опыт оперативно-стратегических учений (в частности, маневров "Океан"), военных игр и исследований явился основой для разработки теории стратегического применения ВМФ. В плане признания значения ВМФ особое место заняла стратегическая операция на океанском ТВД, ставшая теоретической вершиной военно-морского искусства.

Для выполнения широкого круга новых задач, поставленных перед ВМФ, в течение всего послевоенного периода развивались различные виды, способы и формы военных действий сил и войск флота.

30 лет Адмирал Флота Советского Союза Сергей Георгиевич Горшков стоял на «флагманском капитанском мостике» Военно-Морского флота СССР. В ка­честве главнокомандующего ВМФ он стал наследником Н.Г. Кузнецова и других организаторов отечественного флота - сторонников создания морской силы, достойной великой державы. С 1956 по 1985 год ВМФ СССР прошел путь от серьезного сокращения и волюнтаристских решений о его развитии до современного сбалансированного ракетно-ядерного океанского флота, способного самостоятельно решать оперативно-стратегические задачи в любых районах Мирового океана.

Заботясь о воспитании новых поколений моряков, С.Г. Горшков излагал свои представления о роли флота в периодических изданиях и на страницах книг. Основной труд Главкома ВМФ "Морская мощь государства" о месте флота в современном мире и задачах по поддержа­нию морской силы на уровне, достаточном для безопасности страны, получил высокую оценку не только советских читателей, но и за рубежом. Можно с уверенностью сказать, что и сейчас, спустя почти тридцать лет после издания, этот научный труд является ценным источником знаний о природе и характере морской силы государства и образцом предвидения основных направлений развития флотов мировых держав и их боевого применения.

Горшков Сергей Георгиевич

(1910–1988)


Сергей Георгиевич Горшков был видным флотским военачальником, внесшим большой вклад в строительство и развитие советского Военно-Морского Флота.

Он родился 26 февраля 1910 г. в Каменец-Подольске Хмельницкой обл. Отец, Горшков Георгий Михайлович, впоследствии заслуженный учитель республики, более 50 лет преподавал математику и физику. Мать, Горшкова Елена Федосеевна, была учительницей русского языка.

В судьбе будущего Главкома отразились многие важные для страны и флота события. В 1927 г. семнадцатилетним юношей по комсомольской путевке он поступил в Высшее военно-морское училище имени М.В. Фрунзе и в 1931 г. окончил это учебное заведение. После окончания училища несколько лет служил вахтенным начальником, штурманом на надводных кораблях Черноморского флота. Затем С.Г. Горшков прошел все командирские ступени: командир сторожевого корабля, эсминца, бригады эсминцев ТОФ, а с 1939 г. – командир бригады эсминцев ЧФ. В тридцатилетнем возрасте Сергей Георгиевич возглавил бригаду крейсеров Черноморского флота, а в мае 1941 г. окончил Курсы усовершенствования высшего начальствующего состава флота при Военно-морской академии.

В годы Великой Отечественной войны С.Г. Горшков принимал активное участие в боевых действиях. Корабли его бригады героически защищали осажденную Одессу, успешно осуществили первый на Черном море десант в районе Григорьевки. В октябре 1941 г.

С.Г. Горшков, которому незадолго до этого было присвоено звание контр-адмирал, был назначен командующим Азовской военной флотилией. В ходе Керченско-Феодосийской операции в декабре 1941 г. корабли и суда флотилии перевезли на северное побережье Керченского полуострова около 6 тысяч человек, большое количество боевой техники и боеприпасов. Керченско-Феодосийская операция позволила сорвать вторжение противника через Керченский пролив и вынудила 11-ю немецко-фашистскую армию перейти к обороне под Севастополем.

Азовская флотилия стала одним из первых морских формирований, принявших участие в битве за Кавказ. 9 августа 1942 г. военные советы Северо-Кавказского фронта и Черноморского флота приняли решение возложить на 32-летнего контр-адмирала командование объединенными силами Азовской флотилии и Керченской, Новороссийской, Темрюкской военно-морских баз. В самый разгар тяжелых боев с фашистами 27 августа 1942 г. Сергей Георгиевич был принят в ряды ВКП(б). После расформирования Азовской флотилии в сентябре 1942 г. С.Г. Горшков был назначен заместителем командующего Новороссийским оборонительным районом. В феврале 1943 г. в связи с успешным наступлением советских войск и освобождением ряда городов на юге нашей страны была воссоздана Азовская флотилия. Ее командующим назначен С.Г. Горшков.

Весной 1943 г. флотилия под командованием С.Г. Горшкова принимала участие в ряде десантных и набеговых операций для содействия войскам Южного и Северо-Кавказского фронтов. Наиболее крупными операциями флотилии были: десант в Мариуполь, Осипенко и Темрюк; поддержка с моря частей Северо-Кавказского фронта и, наконец, крупная десантная операция в ноябре 1943 г.

По высадке частей отдельной Приморской армии на Керченском полуострове.

За умелое и мужественное руководство боевыми операциями по высадке десантов в районе Таганрога и Осипенко и за достигнутые в результате этих операций успехи в боях с немецко-фашист¬скими захватчиками Президиум Верховного Совета СССР Указом от 18 сентября 1943 г. наградил контр-адмирала С.Г. Горшкова орденом Кутузова I степени.

В 1944 г. наступление войск 3-го Украинского фронта потребовало поддержки со стороны флота. Азовская флотилия переформировывается в Дунайскую и перебазируется в Одессу. Ее командующим назначен С.Г. Горшков. В сентябре 1944 г. ему присваивают звание вице-адмирал, его имя за умелое командование флотилией не раз упоминается в Приказах Верховного Главнокомандующего.

Во время боевых операций судьба столкнула Сергея Георгиевича с маршалом Г.К. Жуковым. Встреча оказалась не из приятных. Немцы тогда остановили наше наступление на берегу какой-то реки. Чтобы изменить ситуацию, приехал Жуков. Он встретился с армейскими военачальниками, которые объяснили маршалу, что не могут переправиться из-за отсутствия плавсредств. Срочно нашли командующего флотилией. Как вспоминал много лет спустя Сергей Георгиевич, Жуков дал время до семи утра следующего дня (встреча произошла около пяти часов вечера): "Если к этому времени два ударных батальона не будут переправлены на тот берег, – заявил Жуков, – я Вас расстреляю".

Поскольку у Горшкова необходимых плавсредств просто не было, пришлось срочно разбирать деревянные дома в близлежащих деревнях и сооружать плоты, а для жителей рыть землянки. На плотах размещали людей и технику, и корабли флотилии буксировали их к другому берегу. В пять часов утра войска были переправлены, и под их ударами фашисты вынуждены были отступить.

В январе 1945 г. Сергей Георгиевич назначается командующим эскадрой кораблей Черноморского флота. В представлении сказано, что назначение тов. С.Г. Горшкова на должность командующего эскадрой преследует цель дать боевое ядро флота в руки опытного, решительного и боевого адмирала.

В ноябре 1948 г. вице-адмирал С.Г. Горшков становится начальником штаба, а в августе 1951 г. – командующим Черноморским флотом. 3 августа 1953 г. ему было присвоено звание адмирал. С июля 1955 г. он – первый заместитель Главнокомандующего, а с января 1956 г. – Главнокомандующий ВМФ и заместитель Министра обороны СССР.

С именем С.Г. Горшкова связано становление и развитие советского ракетно-ядерного Военно-Морского Флота. Вот как оценивают роль Главкома в создании нашего океанского флота те, кто проектировал и строил новые корабли, кто плавал на них и служил под непосредственным руководством С.Г. Горшкова:

Е.В. Юхнин (генеральный конструктор, начальник СПКБ):

"Сергей Георгиевич, как никто другой в истории России, уделял внимание строительству флота… У него была высочайшая техническая эрудиция. Главком никогда не пытался показать, что является специалистом во всех областях, но пожелания, которые он высказывал во время рассмотрения проектов, действительно отражали суть вопроса.

Бывал я с ним, и когда он посещал флота, там я видел настоящего командующего. Был это человек жесткий, как и должен быть военный руководитель такого ранга. Вместе с тем, не было никакого самодурства.

…Конечно, Главнокомандующий не мог работать, чтобы кого-то не снять, не уволить, не наказать. Наверное, были единицы, кто испытал на себе его недовольство. Но вот в науке, в промышленности его все очень любили и уважали как большого государственного человека, который много сил… отдавал созданию флота" (Вести, 1995, 7 мая).

Адмирал флота Н.Д. Сергеев (в 1964–1977 гг. начальник Главного штаба ВМФ):

"С.Г. Горшков без малого 30 лет был Главнокомандующим Военно-Морским Флотом. Своей активной служебной и общественной деятельностью он завоевал всеобщее признание и авторитет. Сергей Георгиевич внес большой вклад в развитие теории и практики военно-морского искусства, его труды изданы не только в нашей стране, но и за рубежом" (Красная звезда, 1988, 17 мая).

С.Г. Горшков был редактором 3-го тома "Морского атласа" и "Атласа океанов", автором военно-теоретических и исторических трудов "Морская мощь государства" (1979), "На страже Отчизны" (1980), изданных посмертно мемуаров "На южном приморском фланге" (1989), "Во флотском строю" (1996) и др.

Адмирал флота Г.М. Егоров (начальник Главного штаба ВМФ в 1977–1981 гг.):

"Длительная совместная служба в непосредственном подчинении Главнокомандующего ВМФ с 1967 по 1981 г. (в должности зам. ГК ВМФ – начальник БП ВМФ, командующий СФ, начальник ГШ ВМФ) позволяет судить мне, а также всем ветеранам ВМФ, что в лице С.Г. Горшкова Военно-Морской Флот Советского Союза имел непререкаемый авторитет и уважение на всех уровнях от рядовых до адмиралов, в силу его незаурядных морских, волевых и организаторских качеств, высокого чувства личной ответственности за боеготовность флота, трудолюбия и уникального по масштабам умения предвидеть и вовремя действовать в крайне непростых, порой критических ситуациях" (Егоров Г.М. Послесловие к мемуарам С.Г. Горшкова. Во флотском строю. СПб., 1996, с. 405–406).

Адмирал А.П. Михайловский (в 1979–1981 гг. командир Ленинградской военно-морской базы):

"Пожалуй, в том, что страна всего за четверть века сумела построить могучий флот – гарант стратегического паритета в Мировом океане, немаловажную роль сыграло и то обстоятельство, что строительством этим бессменно управлял один человек – Адмирал Флота Советского Союза Сергей Горшков" (Михайловский А.П. Адмиралтейская игла: Записки адмирала. СПб., 1999, с. 143).

Контр-адмирал В.С. Козлов (начальник 10-го отдела ГШ ВМФ, начальник Управления военно-технического сотрудничества ГШ ВМФ в 1977–1988 гг.): "Я знал Сергея Георгиевича почти тридцать лет, из них половину находился в непосредственном его подчинении, входя в ближнее окружение, часто сопровождал в деловых поездках и официальных визитах за рубеж…

…Мне посчастливилось сопровождать Сергея Георгиевича во время его последнего визита в Индию в 1981 г. Маршрут перелета проходил над Афганистаном, где еще шли бои, выделенным коридором через Пакистан, напрямую в аэропорт Дели. Здесь пышная встреча с караулом в красочной форме, ковровыми дорожками, россыпью лепестков роз и какими-то цветными фантиками.

…Во время того визита Главком был принят премьер-министром Индирой Ганди… В небольшом кабинете нас встретила женщина с приятным, но уставшим от больших забот лицом, седой прядью в гладко зачесанных волосах, одетая в зеленоватое сари… Беседа продолжалась около 45 минут. Хозяйка выразила признательность нашей стране и ее руководителю Л. Брежневу за большую помощь в развитии индийских вооруженных сил, отметила общность интересов обеих стран в международных вопросах.

Главком рассказал об обстановке в Индийском океане, о нашей эскадре как средстве противодействия агрессивным устремлениям США. Напомнил о первой встрече в Севастополе с Дж. Неру, сопровождаемым дочерью, во время визита в Советский Союз в начале 50-х годов. Предложил осуществить индийским кораблям визит в любой наш порт. В свою очередь, Индира Ганди порекомендовала поближе познакомиться с кораблями и моряками ВМС, найти время и посмотреть многое интересное в ее "стране чудес". Прощаясь с этой замечательной женщиной, мы не полагали, что через три года ее не станет, она погибнет от рук террориста.

Говоря о сотрудничестве по военной линии с Индией, надо сказать, что с легкой руки С.Г. Горшкова оно приобрело взаимовыгодную, масштабную форму деловых, дружественных отношений и продолжается успешно и поныне" (Козлов В.С. Жизнь, посвященная флоту. СПб., 2003, с. 151, 159–161).

С.Г. Горшков, как Главком ВМФ, принимал непосредственное участие в разработке облика и структуры нового флота, основу ударной мощи которого составили атомные подводные лодки, во¬оруженные дальнобойными баллистическими ракетами. Создание океанского атомного флота – это настоящая эпопея героических свершений. Беспримерные походы советских атомных подводных лодок под вековыми льдами к Северному полюсу и в труднодоступные районы Арктики, первое в мире групповое кругосветное плавание подводных атомоходов постоянно находились под личным контролем Главкома ВМФ.

Заслуги Сергея Георгиевича Горшкова перед Родиной получили высокое признание. 22 апреля 1962 г. ему было присвоено звание адмирал флота, а в 1967 г. – звание Адмирал Флота Советского Союза. Он был дважды удостоен звания Героя Советского Союза (1965, 1982), награжден семью орденами Ленина, другими государственными наградами, а также орденами и медалями иностранных государств. Лауреат Государственной (1980) и Ленинской (1985) премий СССР. Депутат Верховного Совета СССР 4 – 11 созывов, член ЦК КПСС с 1961 г.

9 декабря 1985 г. С.Г. Горшков подписал свой последний приказ № 320, в котором извещал личный состав ВМФ о том, что передал обязанности Главнокомандующего ВМФ и заместителя Министра обороны адмиралу флота Чернавину Владимиру Николаевичу и перешел в группу Генеральных инспекторов Министерства обороны.

Таким образом, тридцать лет курсом в океан вел флот Адмирал Флота Советского Союза С.Г. Горшков. "Тридцать главкомовских лет Сергея Георгиевича, – писал адмирал И.В. Касатонов, в 1991–1998 гг. – первый заместитель Главкома ВМФ, – это еще и "школа Горшкова" – несколько поколений адмиралов и офицеров, которых он заметил и вывел не только в океан, но и на оперативный простор государственного мышления. В подборе кадров у Горшкова практически не было ошибок, он умел находить нужных и достойных людей. Находить не в паркетных коридорах, а на флотах, начиная каждый учебный год с личного посещения частей и соединений. Потом появились и новые формы обучения – оперативные сборы в академии, сборы на флотах с выходами в море, выставки оружия и показные учения.

Сергей Георгиевич был настоящим моряком и даже в преклонном возрасте при любой возможности непременно выходил в море. И именно благодаря ему, его школе боевой учебы наш Военно-Морской Флот стал узнаваем и уважаем во всех уголках Мирового океана.

…Не так давно в Англии был опубликован список самых выдающихся флотоводцев всех времен и народов. И в верхнюю часть этого списка наряду со своим национальным героем адмиралом Нельсоном британцы поставили Адмирала Флота Советского Союза Сергея Георгиевича Горшкова. Жаль только, что первыми во всеуслышание это признали англичане, а в России корабли построенного Сергеем Георгиевичем Горшковым океанского флота все теснее прижимаются к причальным стенкам" (Красная звезда, 1997, 26 февраля).

Спустя несколько лет после перехода в группу Генеральных инспекторов Министерства обороны 13 мая 1988 г. Сергей Георгиевич Горшков скончался. Он похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве, где ему установлен памятник. В Коломне Московской области установлен бронзовый бюст С.Г. Горшкова. Мемориальные доски Дважды Герою Советского Союза Адмиралу Флота Советского Союза С.Г. Горшкову установлены в Москве и Новороссийске. Его именем назван тяжелый авианесущий крейсер и головной фрегат для ВМФ России.

Варганов Ю.В. и др. Военно-морская академия на службе Отечеству. Можайск, 2001, с. 139–153.
Военно-морская академия. 2-е изд., испр. и доп. Л., 1991, с. 93, 116, 213, 258, 297, 313.
Военно-морской энциклопедический словарь. М.: Воениздат, 2003, с. 211.
Герои битвы за Кавказ. Цхинвали, 1975, с. 47–52.
Герои огненных лет. Кн. 8. М., 1985, с. 70–87.
Герои Советского Союза. Т. 1. М., 1987, с. 359.
Герои Советского Союза Военно-Морского Флота. 1937–1945. М., 1977, с. 132–135.
Гордость и слава Подолии. Львов, 1985, с. 8–15.
Золотая книга Санкт-Петербурга. Т. 3. СПб., 2003, с. 476–477.
Козлов В.С. Жизнь, посвященная флоту. СПб., 2003. 206 с.
Международное военное сотрудничество Военно-Морского Флота. М., 2003, с. 124–147.
Словарь биографический морской. СПб., 2000, с. 109–110.

26 февраля 2010 года исполняется 100 лет со дня рождения Сергея Георгиевича Горшкова, военачальника, адмирала Флота Советского Союза, дважды Героя Советского Союза (1965, 1982), в 1956-1985 годах занимавшего пост главнокомандующего Военно-Морским Флотом СССР.

В последние годы жизни Сергей Горшков работал над книгой воспоминаний. Эти материалы под названием "Во флотском строю" в 1996 году были опубликованы издательством "Логос" (Санкт-Петербург).

Сергей Георгиевич Горшков скончался 13 мая 1988 года , похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Именем адмирала Горшкова назван тяжелый авианесущий крейсер, головной фрегат для ВМФ России, Центральный госпиталь ВМФ, школа в г. Коломне, улица в п. Купавна Московской области, Технико-экономический лицей и микрорайон г. Новороссийска.

Ему установлены памятники в городе Коломне Московской области и в Новороссийске, мемориальные доски в Москве и Новороссийске.
Сергей Горшков был почетным гражданином ряда городов: Севастополя, Владивостока, Бердянска, Ейска, Северодвинска Архангельской области и других.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Горшков,_Сергей_Георгиевич

Вершина карьеры

главнокомандующий Военно-Морским флотом - заместитель Министра обороны СССР, Адмирал флота Советского Союза,

Серге́й Гео́ргиевич Горшко́в (13 (26) февраля 1910, г. Каменец-Подольский, Подольская губерния, Российская империя - 13 мая 1988, Москва) - советский военачальник, флотоводец, создатель отечественного ракетно-ядерного флота, Адмирал Флота Советского Союза. Главнокомандующий ВМФ - заместитель министра обороны СССР (1956-1985). Дважды Герой Советского Союза (1965, 1982).

Биография

Сергей Георгиевич Горшков был видным флотским военачальником, внесшим большой вклад в строительство и развитие советского Военно-Морского Флота. Он родился 26 февраля 1910 г. в Каменец-Подольске Хмельницкой обл. Отец, Горшков Георгий Михайлович, впоследствии заслуженный учитель республики, более 50 лет преподавал математику и физику. Мать, Горшкова Елена Федосеевна, была учительницей русского языка. В судьбе будущего Главкома отразились многие важные для страны и флота события. В 1927 г. семнадцатилетним юношей по комсомольской путевке он поступил в Высшее военно-морское училище имени М.В. Фрунзе и в 1931 г. окончил это учебное заведение. После окончания училища несколько лет служил вахтенным начальником, штурманом на надводных кораблях Черноморского флота. Затем С.Г. Горшков прошел все командирские ступени: командир сторожевого корабля, эсминца, бригады эсминцев ТОФ, а с 1939 г. – командир бригады эсминцев ЧФ. В тридцатилетнем возрасте Сергей Георгиевич возглавил бригаду крейсеров Черноморского флота, а в мае 1941 г. окончил Курсы усовершенствования высшего начальствующего состава флота при Военно-морской академии. В годы Великой Отечественной войны С.Г. Горшков принимал активное участие в боевых действиях. Корабли его бригады героически защищали осажденную Одессу, успешно осуществили первый на Черном море десант в районе Григорьевки. В октябре 1941 г. С.Г. Горшков, которому незадолго до этого было присвоено звание контр-адмирал, был назначен командующим Азовской военной флотилией. В ходе Керченско-Феодосийской операции в декабре 1941 г. корабли и суда флотилии перевезли на северное побережье Керченского полуострова около 6 тысяч человек, большое количество боевой техники и боеприпасов. Керченско-Феодосийская операция позволила сорвать вторжение противника через Керченский пролив и вынудила 11-ю немецко-фашистскую армию перейти к обороне под Севастополем. Азовская флотилия стала одним из первых морских формирований, принявших участие в битве за Кавказ. 9 августа 1942 г. военные советы Северо-Кавказского фронта и Черноморского флота приняли решение возложить на 32-летнего контр-адмирала командование объединенными силами Азовской флотилии и Керченской, Новороссийской, Темрюкской военно-морских баз. В самый разгар тяжелых боев с фашистами 27 августа 1942 г. Сергей Георгиевич был принят в ряды ВКП(б). После расформирования Азовской флотилии в сентябре 1942 г. С.Г. Горшков был назначен заместителем командующего Новороссийским оборонительным районом. В феврале 1943 г. в связи с успешным наступлением советских войск и освобождением ряда городов на юге нашей страны была воссоздана Азовская флотилия. Ее командующим назначен С.Г. Горшков. Весной 1943 г. флотилия под командованием С.Г. Горшкова принимала участие в ряде десантных и набеговых операций для содействия войскам Южного и Северо-Кавказского фронтов. Наиболее крупными операциями флотилии были: десант в Мариуполь, Осипенко и Темрюк; поддержка с моря частей Северо-Кавказского фронта и, наконец, крупная десантная операция в ноябре 1943 г. по высадке частей отдельной Приморской армии на Керченском полуострове. За умелое и мужественное руководство боевыми операциями по высадке десантов в районе Таганрога и Осипенко и за достигнутые в результате этих операций успехи в боях с немецко-фашист¬скими захватчиками Президиум Верховного Совета СССР Указом от 18 сентября 1943 г. наградил контр-адмирала С.Г. Горшкова орденом Кутузова I степени. В 1944 г. наступление войск 3-го Украинского фронта потребовало поддержки со стороны флота. Азовская флотилия переформировывается в Дунайскую и перебазируется в Одессу. Ее командующим назначен С.Г. Горшков. В сентябре 1944 г. ему присваивают звание вице-адмирал, его имя за умелое командование флотилией не раз упоминается в Приказах Верховного Главнокомандующего. Во время боевых операций судьба столкнула Сергея Георгиевича с маршалом Г.К. Жуковым. Встреча оказалась не из приятных. Немцы тогда остановили наше наступление на берегу какой-то реки. Чтобы изменить ситуацию, приехал Жуков. Он встретился с армейскими военачальниками, которые объяснили маршалу, что не могут переправиться из-за отсутствия плавсредств. Срочно нашли командующего флотилией. Как вспоминал много лет спустя Сергей Георгиевич, Жуков дал время до семи утра следующего дня (встреча произошла около пяти часов вечера): "Если к этому времени два ударных батальона не будут переправлены на тот берег, – заявил Жуков, – я Вас расстреляю". Поскольку у Горшкова необходимых плавсредств просто не было, пришлось срочно разбирать деревянные дома в близлежащих деревнях и сооружать плоты, а для жителей рыть землянки. На плотах размещали людей и технику, и корабли флотилии буксировали их к другому берегу. В пять часов утра войска были переправлены, и под их ударами фашисты вынуждены были отступить. В январе 1945 г. Сергей Георгиевич назначается командующим эскадрой кораблей Черноморского флота. В представлении сказано, что назначение тов. С.Г. Горшкова на должность командующего эскадрой преследует цель дать боевое ядро флота в руки опытного, решительного и боевого адмирала. В ноябре 1948 г. вице-адмирал С.Г. Горшков становится начальником штаба, а в августе 1951 г. – командующим Черноморским флотом. 3 августа 1953 г. ему было присвоено звание адмирал. С июля 1955 г. он – первый заместитель Главнокомандующего, а с января 1956 г. – Главнокомандующий ВМФ и заместитель Министра обороны СССР. С именем С.Г. Горшкова связано становление и развитие советского ракетно-ядерного Военно-Морского Флота.

Умер в 1988 году. Похоронен на Новодевичье кладбище.

Воинские звания

  • [Контр-адмирал ] (16.09.1941).
  • [Вице-адмирал ] (25.09.1945).
  • [Адмирал ] (03.08.1953).
  • [Адмирал флота ] (28.04.1962).
  • [Адмирал Флота Советского Союза ] (28.10.1967).

Награды

Высшие степени отличия

  • две Медаль «Золотая Звезда» (СССР) Дважды Героя Советского Союза (№ 10684- 07.05.1965, № 118 - 21.12.1982) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1965 года «за умелое руководство войсками, личное мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, и в ознаменование 20-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне».Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 декабря 1982 года «за большой вклад в боевую готовность Военно-Морского Флота, оснащение его боевыми кораблями и умелое руководство им».

Ордена

  • Семь орденов Ленина (26.02.1953; 23.02.1960; 28.04.1963; 07.05.1965; 25.02.1970; 21.02.1978; 21.12.1982);
  • орден Октябрьской Революции (22.02.1968);
  • четыре орден Красного Знамени|ордена Красного Знамени (03.04.1942; 24.07.1943; 06.11.1947; 23.07.1959);
  • орден Ушакова I степени (28.06.1945);
  • орден Кутузова I степени (18.09.1943);
  • орден Ушакова II степени (16.05.1944);
  • орден Отечественной войны I степени (11.03.1985);
  • орден Красной Звезды (03.11.1944);
  • орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени (30.04.1975).

Медали

  • медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»;
  • медаль «За отличие в охране государственной границы СССР»;
  • медаль «За оборону Одессы»;
  • медаль «За оборону Кавказа»;
  • медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
  • медаль «Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
  • медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
  • медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
  • медаль «За взятие Будапешта»;
  • медаль «За освобождение Белграда»;
  • медаль «Ветеран Вооружённых Сил СССР»;
  • медаль «За укрепление боевого содружества»;
  • медаль «30 лет Советской Армии и Флота»;
  • медаль «40 лет Вооружённых Сил СССР»;
  • медаль «50 лет Вооружённых Сил СССР»;
  • медаль «60 лет Вооружённых Сил СССР»;
  • Юбилейная медаль «70 лет Вооружённых Сил СССР»|медаль «70 лет Вооружённых Сил СССР»;
  • медаль «В память 250-летия Ленинграда».

Премии

  • 1980 - Государственная премия СССР.
  • 1985 - Ленинская премия Постановление ЦК КПСС и Совмина от 21.02.1985 г. № 172.

Именное оружие

  • Почётное оружие - именная шашка с золотым изображением Государственного герба СССР (22.02.1968).

Иностранные награды

  • ГДР :
    • Орден Заслуг перед Отечеством|орден «За заслуги перед Отечеством» в золоте (1970);
    • орден Шарнхорста (1980);
  • ПНР :
    • Орден Возрождения Польши|орден Возрождения Польши 2-го класса (1968);
    • Орден Возрождения Польши|орден Возрождения Польши 3-го класса (1978);
  • СФРЮ :
    • два Орден Партизанской Звезды|ордена Партизанской Звезды 1 степени (1945, 1965);
  • Социалистическая Республика Румыния|СРР :
    • Орден Тудора Владимиреску|орден Тудора Владимиреску 1-й степени (1969);
    • Орден Звезды Румынии (СРР)|орден «Звезда Румынии» 3-й степени (1950);
    • Орден Защита Отечества|орден Защита Отечества (1950);
  • МНР :
    • орден Сухэ-Батора (1971);
    • медаль «50 лет Монгольской Народной Армии»;
    • медаль 30 лет Халхин-Гольской Победы;
    • медаль 30 лет Победы над милитаристской Японией;
  • ВНР :
    • Орден Венгерской Народной Республики|орден Венгерской Народной Республики 1 степени (1965);
  • БНР :
    • три Орден Народной Республики Болгария|ордена Народной Республики Болгария (1970, 1974, 1985);
    • Большой крест [[Орден «Святой Александр»|ордена «Святой Александр» с мечами (1945);
  • Египет :
    • Медаль военных заслуг|медаль военных заслуг 1 степени (1972);
  • Вьетнам|СРВ :
    • Орден Военных Заслуг (Вьетнам)|орден Военных Заслуг 1-й степени (1983);
  • Индонезия :
    • звезда и знак [[Орден «Звезда Индонезии»|ордена «Звезда Индонезии» 1-го класса (1961);
  • Йемен :
    • Орден Дружбы Народов (Йемен) |орден Дружбы Народов (1983);
  • Перу :
    • Орден Военно-Морских Заслуг|орден Военно-Морских Заслуг (1978);
  • Тунис :
    • Орден Республики (Тунис)|орден Республики (1977);

Другие почести

  • Почётный гражданин Севастополя (1974) , Владивостока, Северодвинска
  • Памятники С. Г. Горшкову установлены в городах Коломна (автор - скульптор Л. Е. Кербель) и Новороссийск .
  • На здании штаба Черноморского флота установлена мемориальная доска.
  • Имя С. Г. Горшкова увековечено в названиях Центрального госпиталя ВМФ, гимназии № 9 в г. Коломне, которую он окончил в 1926 году, улицы и гимназии в микрорайоне Купавна г. Железнодорожного Московской области, улицы в новом жилом микрорайоне «Снеговая Падь» г. Владивостока и Технико-экономического лицея и микрорайона г. Новороссийска.
  • В знак признательности выдающихся заслуг С. Г. Горшкова перед Отечеством в области укрепления Российского флота, а также за постоянную его заботу о флотских спортсменах в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 21 октября 1996 года № 513-рп, приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 января 1997 года № 17 (приказ подписал первый заместитель МО генерал армии В. Самсонов) Центральному спортивному клубу Военно-Морского Флота установлено наименование - Центральный спортивный клуб Военно-Морского Флота имени Адмирала Флота Советского Союза Горшкова С. Г.
  • В 2006 году учреждена ведомственная медаль МО РФ Медаль «Адмирал Горшков».
  • Его имя носил авианесущий крейсер Адмирал Горшков , проданный Индии и переименованный в «Викрамадитья».

Деятельность

С.Г. Горшков, как Главком ВМФ, принимал непосредственное участие в разработке облика и структуры нового флота, основу ударной мощи которого составили атомные подводные лодки, во¬оруженные дальнобойными баллистическими ракетами. Создание океанского атомного флота – это настоящая эпопея героических свершений. Беспримерные походы советских атомных подводных лодок под вековыми льдами к Северному полюсу и в труднодоступные районы Арктики, первое в мире групповое кругосветное плавание подводных атомоходов постоянно находились под личным контролем Главкома ВМФ. Таким образом, тридцать лет курсом в океан вел флот Адмирал Флота Советского Союза С.Г. Горшков. "Тридцать главкомовских лет Сергея Георгиевича, – писал адмирал И.В. Касатонов, в 1991–1998 гг. – первый заместитель Главкома ВМФ, – это еще и "школа Горшкова" – несколько поколений адмиралов и офицеров, которых он заметил и вывел не только в океан, но и на оперативный простор государственного мышления. В подборе кадров у Горшкова практически не было ошибок, он умел находить нужных и достойных людей. Находить не в паркетных коридорах, а на флотах, начиная каждый учебный год с личного посещения частей и соединений. Потом появились и новые формы обучения – оперативные сборы в академии, сборы на флотах с выходами в море, выставки оружия и показные учения. Сергей Георгиевич был настоящим моряком и даже в преклонном возрасте при любой возможности непременно выходил в море. И именно благодаря ему, его школе боевой учебы наш Военно-Морской Флот стал узнаваем и уважаем во всех уголках Мирового океана. …Не так давно в Англии был опубликован список самых выдающихся флотоводцев всех времен и народов. И в верхнюю часть этого списка наряду со своим национальным героем адмиралом Нельсоном британцы поставили Адмирала Флота Советского Союза Сергея Георгиевича Горшкова. Жаль только, что первыми во всеуслышание это признали англичане, а в России корабли построенного Сергеем Георгиевичем Горшковым океанского флота все теснее прижимаются к причальным стенкам" (Красная звезда, 1997, 26 февраля).