Домой / Hi-tech / Педагогический совет «повышение качества и эффективности образовательного процесса через внедрение современных образовательных технологий в условиях перехода на фгос» методическая разработка на тему. Средства повышения эффективности процесса обучения псих

Педагогический совет «повышение качества и эффективности образовательного процесса через внедрение современных образовательных технологий в условиях перехода на фгос» методическая разработка на тему. Средства повышения эффективности процесса обучения псих

Светлана Федосеева
Повышение эффективности процесса обучения дошкольников через использование инновационных образовательных технологии

«Повышение эффективности процесса обучения дошкольников через использование инновационных образовательных технологии»

Выполнила: воспитатель 1 категории

Федосеева С. Н.

Мы проводим на работе

Лучшую часть своей жизни.

Нужно научиться работать так,

Чтобы работа была легка и

Чтобы она была всегда

Жизненной постоянной школой.

А. К. Гастев.

В современном обществе ребенок все раньше знакомится с новыми технологиями, так как все чаще используются планшеты, смартфоны и компьютеры. Однако достижения современности можно использовать с пользой в образовательных целях. Поэтому, в последнее время, все чаще применяется внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ.

Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую

очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных

способностей ребёнка. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный

уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий.

образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.

Инновация – (от латинского «innovation» - нововведение изменение, обновление) деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению нового, с целенаправленным изменением, вносящим в среду внедрения новые элементы, вызывающие изменение системы из одного состояния в другое.

Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных

средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений

в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Педагогические

инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать.

Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные

элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.

Инновационные технологии в образовании - это организация образовательного процесса, построенная на качественно иных принципах, средствах, методах и технологиях и позволяющая достигнуть образовательных эффектов, характеризуемых:

Усвоением максимального объема знаний;- максимальной творческой активностью;- широким спектром практических навыков и умений.

Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой. Это становится возможным благодаря внедрению в профессиональную деятельность не известных практике дидактических и воспитательных программ, предполагающему снятие педагогического кризиса. Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие детей за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики.

Основными принципами инновационного обучения являются:

Креативность (ориентация на творчество); - усвоение знаний в системе; - нетрадиционные формы уроков; - использование наглядности.

Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся

в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его

способностей. На современном этапе развития происходят изменения в образовательных

процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов

дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей,

коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам

приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию

познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного

образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных образовательных технологий.

Инновационные образовательные технологий в ДОУ обусловлено тем, что яркие цвета и реалистичная картинка быстро завладевают вниманием ребенка. И это неудивительно, так как дети проще воспринимают активный движущийся материал. Современные технологии пока что не заменяют использование книжных иллюстраций и других классических методик. Однако, для большей эффективности обучения, а также для более продолжительного удержания внимания ребенка, разрабатываются новые подходы. И использование инновационных образовательных технологий в ДОУ - не исключение.

Инновационные образовательные технологии способствуют развитию познавательного интереса у дошкольников, учат систематизировать и обобщать изучаемый материал, обсуждать. Осмысливая и обрабатывая полученные знания, дети приобретают навыки применения их на практике, получают опыт общения. Бесспорно, инновационные технологии обучения и воспитания в ДОУ имеют преимущества перед традиционными, ведь они способствуют развитию ребенка, учат его самостоятельности в познании и принятии решений.

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать образовательную деятельность, что дети вовлекаются в образовательный процесс. Выполнение задании, познание нового приносит детям радость, пользу, не превращаясь просто в забаву или игру.

Что же такое сегодня «инновационное образование»? - Это такое образование, которое способно к саморазвитию и которое создает условия для полноценного развития всех своих участников; отсюда главный тезис; инновационное образование - это развивающее и развивающееся образование.

Что же такое «инновационная образовательная технология»? Это комплекс из трех взаимосвязанных составляющих:

1.

Современное содержание, которое передается обучающимся, предполагает не столько освоение предметных знаний, сколько развитие компетенций, адекватных современной бизнес-практике. Это содержание должно быть хорошо структурированным и представленным в виде мультимедийных учебных материалов, которые передаются с помощью современных средств коммуникации.

2.

Современные методы обучения - активные методы формирования компетенций, основанные на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в учебный процесс, а не только на пассивном восприятии материала.

3.

Современная инфраструктура обучения, которая включает информационную, технологическую, организационную и коммуникационную составляющие, позволяющие эффективно использовать преимущества дистанционных форм обучения.

Инновационных технологий много:

Технологии проектной деятельности

Технология исследовательской деятельности

Информационно-коммуникационные технологии;

Личностно-ориентированные технологии;

Технология портфолио дошкольника и воспитателя

Игровая технология

Технология «ТРИЗ» и др.

Инновационные технологии проектной деятельности

Применение проектной деятельности укрепляет познавательный мотив, учебную мотивацию детей. В ходе реализации проекта обучение превращается в процесс осознанного активного поиска, применения новых знаний, закрепляет навык использования собственного опыта, совершенствует возможности решать не только учебные, но и воспитательные задачи. У детей развиваются недостающие навыки и умения, творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему становиться успешнее.

Технология исследовательской деятельности

Воспитывается потребность изучать окружающий мир через проектно - исследовательскую деятельность;развивается творческая активность познавательных процессов; учатся решать исследовательские задачи, применять новые инновационные методы и средства.

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности:

Эвристические беседы;

Постановка и решение вопросов проблемного характера;

Наблюдения;

Моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

Фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности

«погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

Использование художественного слова;

Дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие

ситуации;

Трудовые поручения, действия.

Информационно-коммуникационные технологии

Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании – это одно из перспективных направлений информатизации образовательного процесса. Его перспектива заключается в совершенствовании программного и методического обеспечения, материальной базы, а также в обязательном повышении квалификации педагогов.

Применение информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании дают педагогу возможность оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, насытить его информацией.

Информационно-компьютерные технологии используются довольно активно в процессе образовательной деятельности. Применение компьютерной техники позволяет сделать воспитательно-образовательный процесс привлекательным и по-настоящему современным, расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Применение информационно-коммуникационных технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность дошкольников и усиливают усвоение материала. Применение компьютера в дошкольном образовательном учреждении возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне.

Информационно – компьютерная технология позволяет успешно решать коррекционно-образовательные и воспитательные задачи. Использование специализированных компьютерных технологий в работе с детьми, имеющими общие нарушения речевого развития, позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте. Деятельность, которая направлена на развитие фонематического слуха и восприятия детей, способствуют эффективной коррекции речевых нарушений. Внедрение информационно – компьютерной технологии повышает интерес обучаемых к занятиям, помогает формировать познавательную мотивацию. В организации фронтальной и подгрупповой образовательной деятельности используются мультимедиа, компьютерные презентации, логопедические игры для развития звукового анализа и синтеза с опорой на зрительный ряд, классификацию предметов, обобщение, исключение.

Информационно – компьютерная технология позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, повышать интерес детей к изучаемому материалу, повышают уровень качества коррекционной работы, значительно облегчают деятельность учителя-логопеда.

Результаты использования информационно – компьютерных технологий в данном направлении:

1.

Повышение мотивации детей к трудным для них видам деятельности (за счет соединения движения, звука, мультипликации).

2.

Улучшение речевого продуцирования.

3.

Расширение кругозора дошкольников, развитие их познавательных процессов.

4.

Повышение эффективности усвоения материала детьми (реализует принцип наглядности и доступности материала).

5.

Повышение скорости запоминания (включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная).

6.

Активизация и развитие высших психических функций, мелкой моторики рук.

7.

Реализация индивидуального подхода с целью определения выбора индивидуального темпа, объема, сложности получаемой информации и времени обучения (построение индивидуального маршрута)

8.

Возможность фиксирования содержания с многократным возвращением к нему, что позволяет легко реализовать принципы прочности, систематичности.

9.

Совершенно новый уровень реализации принципа научности с использованием нарисованных картинок, видеороликов, позволяющими демонстрировать реальные объекты, явления, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

10.

Подготовка детей к миру, построенному на цифровых технологиях.

Работа с педагогами и родителямисиспользованиемИКТ:

Сетевое общение

Использование информационных интернет – ресурсов.

Электронные консультации на интернет – сайте учреждения.

Использование мультимедийных презентаций.

В результате использования информационно – компьютерных технологий при работе с родителями происходит:

Обмен с коллегами информацией с помощью электронной почты;

Участие в работе сетевых обсуждении и получения информации;

Обучение на дистанционных курсах повышения квалификации;

Поиск на сайтах необходимых информационных материалов;

Создаются презентаций при подготовке к совместным мероприятиям педагогов с родителями.

Возможность консультирования родителей, педагогов, используя возможности Интернета.

В результате использования информационно – компьютерных технологий при создании системы методической работы педагоги имеют возможность:

Сохранять, редактировать и иметь доступ к большим объемам информации

Оформить отчетную и текущую документацию в электронном виде

Использовать Интернет-сеть для самообразования (нахождение электронных учебников, статей по необходимой тематике).

Создавать, копировать, редактировать, тиражировать стимульный материал для проведения образовательной деятельности

Создание своего электронного адреса, блога, страницы, что даёт возможность распространения своего педагогического опыта среди педагогического сообщества

Личностно - ориентированная технология

Личностно-ориентированные технологии можно поставить во главе всей системы воспитательно-образовательной работы:

Обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном образовательном учреждении,

Бесконфликтных и безопасных условий ее развития,

Реализацию имеющихся природных потенциалов.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:

1. Гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью, психолого-терапевтической направленностью при оказании помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

2. Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок».

В результате использования личностно - ориентированных технологий педагоги имеют возможность:

Воспитывает толерантное отношение к личности ребенка

Формирует базис личностной культуры с сохранением индивидуальности ребенка

Выстраивание между педагогом и ребенком партнерских отношений

Повышает уровень мотивации ребёнка к образовательной деятельности

Инновационная технология «Портфолио».

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности и является альтернативной формой оценки детей и результативности работы.

Инновационная Игровая технология

Воспитывать элементарные общепринятые нормы взаимоотношения со сверстниками и взрослыми через игровые действия

Способствовать выполнению современных требований к организации игровой деятельности с дошкольниками

Формировать у дошкольников нравственную культуру миропонимания;

Совершенствовать у дошкольников приобретенные игровые навыки и умения для развития игровой активности.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть воспитательно-образовательного процесса, объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.

В нее включаются последовательно:

Игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

Группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

Группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

Группы игр, воспитывающих эмоционально – волевую сферу дошкольника.

Технология «Триз».

«ТРИЗ» - использование нетрадиционных форм работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и развивать ребенка под девизом «Творчество во всем!» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка.

Цель использования технологии «ТРИЗ»:

Развитие у дошкольников мышления, поисковой активности, речи и творческого воображения.

Основные критерии в работе с дошкольниками:

Доходчивость и простота в подаче материала педагогами

Использование игровой среды

Использование многочисленных ресурсов

Инновационная образовательная технология «Мнемо-технология»

Мнемотехника- это своего рода схемы в основе их лежат ассоциации, которые помогают запоминать и воспроизводить информацию. Особое применение технология находит в группах с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что в дошкольном возрасте у детей преобладает наглядно – образное мышление. С помощью методов и приёмов Мнемотехники упрощается процесс запоминания, развивается ассоциативное мышление и воображение, повышается уровень внимания, повышается уровень развития связной речи.

В результате использования «Мнемо-технологии»

Дети могут придумывать сказки на любую тему, используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета.

Активнее воспринимают и перерабатывают зрительную информацию с последующим воспроизведением

Приемы работы с мнемотаблицами значительно сокращают время обучения дошкольников

Использование опорных рисунков способствуют быстрому заучиванию стихотворений

Таким образом, подведём итог. Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.

Поиски ответов не только на вопросы "чему учить?", "зачем учить?", "как учить?", но и на вопрос "как учить результативно?" привели ученых и практиков к попытке "технологизировать" учебный процесс, т.е. превратить обучение в своего рода производственно-технологический процесс с гарантированным результатом, и в связи с этим в педагогике появилось направление - педагогические технологии.

Педагогическая технология -

  • Содержательная техника реализации учебного процесса (Беспалько В. П.)
  • Описание процесса достижения планируемых результатов обучения (Волков И. П.)
  • Продуманная во всех деталях модель совместной деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (Монахов В. М.)
  • Системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО)
  • Система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам (Селевко Г. К.)

К современным педагогическим технологиям относятся:

  1. Личностно-ориентированные технологии обучения
    • Технология педагогических мастерских
    • Технология обучения как учебного исследования
    • Технология коллективной мыследеятельности (КМД)
    • Технология эвристического обучения
    • Метод проектов
    • Вероятностное образование (А. Лобок)
    • Развивающее обучение - РО (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д. Б. Эльконин),
    • "Школа диалога культур - " ШДК" (В.С. Библер),
    • Гуманитарно-личностная технология "Школа жизни" (),
    • Преподавание литературы как искусства и как человекоформирующего предмета (Е.Н. Ильин),
    • Дизайн-педагогика.
  2. Предметно-ориентированные технологии обучения
    • Технология постановки цели
    • Технология полного усвоения (по материалам М. В. Кларина)
    • Технология педагогического процесса по С. Д. Шевченко
    • Технология концентрированного обучения
    • Модульное обучение.
  3. Информационные технологии.
    • Технологии дистанционного обучения
  4. Технологии оценивания достижений учащихся
    • Технология "Портфолио"
    • Безотметочное обучение
    • Рейтинговые технологии
  5. Интерактивные технологии
    • Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
    • Технология проведения дискуссий
    • Технология «Дебаты»
    • Тренинговые технологии

Сейчас чётко обозначился переход на гуманистические способы обучения и воспитания детей, что способствует разработке и внедрению новых педагогических технологий.
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий, на мой взгляд, наиболее универсальными являются обучение в сотрудничестве, метод проектов, игровые технологии и дифференцированный подход к обучению.

1. Обучение в сотрудничестве

В технологиях, основанных на коллективном способе обучения, обучение осуществляется путем общения в динамических или статических парах, динамических или вариационных группах, когда каждый учит каждого, особое внимание обращается на варианты организации рабочих мест учащихся и используемые при этом средства обучения. Преимущества такой технологии заключаются в следующем:

  • Развиваются навыки мыслительной деятельности, включается работа памяти;
  • Актуализируются полученные опыт и знания;
  • Каждый ученик имеет возможность работать в индивидуальном темпе;
  • Повышается ответственность за результат коллективной работы;
  • Совершенствуются навыки логического мышления, последовательного изложения материала.

Технология обучения в сотрудничестве в значительной мере может быть реализована при групповой работе с использованием компьютера и других технических средств. Обучающие программы и компьютерные модели, виртуальные лабораторные работы, создание мультимедийных презентаций как нельзя лучше подходят для совместной работы пар или групп учащихся. При этом участники работы могут выполнять как однотипные задания, взаимно контролируя или заменяя друг друга, так и отдельные этапы общей работы.

При выполнении заданий в парах или группах не требуется одинакового уровня владения техническими средствами, в процессе совместной работы происходит и совершенствование практических навыков более "слабых” в этом отношении учащихся.

Все члены рабочей группы заинтересованы в общем результате, поэтому неизбежно и взаимообучение не только по предмету проекта, но и по вопросам эффективного использования вычислительной техники и соответствующих информационных технологий.

Обучение в сотрудничестве с использованием информационных и коммуникационных технологий не требует непосредственного присутствия участников группы, работа может производиться дистанционно, с передачей материалов и взаимным общением с помощью услуг Интернета. Это также поднимает деятельность отдельных участников группы на качественно новую ступень, позволяя привлечь к совместной деятельности и тех, кто по тем или иным причинам лишен возможности непосредственного участия в работе группы.

2. Дифференцированный подход к обучению

Дифференцированное обучение сводится к выявлению и к максимальному развитию способностей каждого учащегося. Существенно, что применение дифференцированного подхода на различных этапах учебного процесса в конечном итоге направлено на овладение всеми учащимися определенным программным минимумом знаний, умений и навыков.

Дифференцированная организация учебной деятельности с одной стороны учитывает уровень умственного развития, психологические особенности учащихся, абстрактно-логический тип мышления. С другой стороны - во внимание принимается индивидуальные запросы личности, ее возможности и интересы в конкретной образовательной области.

Дифференцированный процесс обучения - это широкое использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей учащихся.

Дифференцированный подход к обучению также может быть реализован с использованием современных информационных технологий и мультимедийных проектов. Учитель формулирует тему проекта с учетом индивидуальных интересов и возможностей ребенка, поощряя его к творческому труду. В этом случае учащийся имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, самостоятельно выбирая форму представления материала, способ и последовательность его изложения.

Компьютерное тестирование, как и любое тестирование, также дает возможность индивидуализировать и дифференцировать задания путем разноуровневых вопросов. К тому же, тесты на компьютере позволяют вернуться к неотработанным вопросам и сделать "работу над ошибками”.

Компьютерное моделирование эксперимента позволяет каждому ученику выполнять задание в удобном для него ритме, по-своему менять условия эксперимента, исследовать процесс независимо от других учащихся. Это также способствует выработке исследовательских навыков, побуждает к творческому поиску закономерностей в каком-либо процессе или явлении.

Обучающие программы предоставляют практически безграничные возможности как учителю, так и ученику, поскольку содержат хорошо организованную информацию. Обилие иллюстраций, анимации и видеофрагментов, гипертекстовое изложение материала, звуковое сопровождение, возможность проверки знаний в форме тестирования, проблемных вопросов и задач дают возможность ученику самостоятельно выбирать не только удобный темп и форму восприятия материала, но и позволяют расширить кругозор и углубить свои знания.

3. Игровые технологии

Игра является, пожалуй, самым древним приемом обучения. С возникновением человеческого общества появилась и проблема обучения детей жизненно важным и социально значимым приемам и навыкам. С развитием цивилизации игры видоизменяются, меняются многие предметы и социальные сюжеты игр.
В отличие от игры вообще педагогические игры обладают существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся.

При планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средства для игры, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, а успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

В обучающих программах изначально реализована идея игры. Звуковое и графическое оформление большинства программ (интерфейс) позволяет ребенку воспринимать их как "игры”. Множество игровых ситуаций и заданий, встречающихся в такой программе делают процесс обучения максимально увлекательным. С большим интересом дети собирают своеобразную мозаику, каждый элемент которой - государство на политической карте мира, под руководством виртуальной учительницы проводят опыты по химии и физике. В программе по английскому языку можно "подслушать” диалог чайной посуды в буфете, потренироваться в произношении новых слов.

Обучающие программы предоставляют и возможности компьютерного моделирования опытов и экспериментов в игровой форме. Можно самому сконструировать атом, можно увидеть, как возникает невесомость в движущемся лифте, как движется броуновская частица. На глазах ребенка происходит процесс диффузии, из семени развивается растение, развивается промышленность и инфраструктура города и т.д. К тому же, если что-то не получилось, можно повторить все сначала. Интересно, например, собирать электрическую цепь, выбирая из виртуальных ящичков необходимые элементы. И если лампочка "перегорела” - можно вбросить ее в "мусорное ведро” (тоже виртуальное) и взять другую, с иными характеристиками.

Тестирование с помощью компьютера также гораздо более привлекательно для ученика, нежели традиционная контрольная работа или тест. Во-первых, ученик не связан напрямую с учителем, он общается в первую очередь с машиной. Во-вторых, тесты также могут быть представлены в игровой форме. При неправильном ответе в ряде школьник может услышать смешной звук или увидеть неодобрительное покачивание головы какого-нибудь забавного героя. А если тест успешно пройден - ученику вручат виртуальный лавровый венок, в его честь зазвучат фанфары и в небе вспыхнет салют. Естественно, что такое тестирование не вызовет у ученика стресса или отрицательных эмоций.

4. Метод проектов

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник в самом начале XX века. Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время метод становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний и предусматривающим через проектную деятельность решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие критического мышления.

Это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результаты которой должны быть "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.

Метод проектов полностью реализуется в мультимедийных презентациях и других компьютерных проектах. Как уже упоминалось выше, подобные проекты могут быть выполнены с помощью информационных технологий (здесь, кстати, неоценимую помощь может предоставить Интернет). Быстрый доступ к разнообразной информации, использование всех мультимедийных возможностей позволяют реализовать самые смелые и неожиданные идеи. Если же ученик владеет не только основными средствами работы с информацией, но и более сложными программами, то в этом случае возможно создание поистине уникальных проектов.

Большие возможности для использования метода проектов предоставляет и компьютерное моделирование. Здесь речь уже идет о том, что разработка компьютерной модели того или иного процесса или явления уже сама по себе является видом проективной деятельности. Если учащийся владеет приемами программирования, то в этом случае он имеет возможность глубоко проникнуть не только в самую суть явления, но и в его математическую модель, которую затем необходимо воплотить в зрительный образ. В моей практике имеются примеры разработки таких проектов - моделирование диффузии, движения броуновской частицы, баллистического движения. Один из учеников создал самостоятельно цикл виртуальных лабораторных работ по курсу физики 8 класса.

Работа над проектом побуждает ученика не только к глубокому изучения какой-либо темы курса, но и к освоению новых программ и программных продуктов, использованию новейших информационных и коммуникационных технологий. Несомненно, что здесь решаются многие задачи личностно ориентированного обучения.

Таким образом, современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.

Повышение эффективности процесса обучения истории на основе использования информационных технологий (педагогический эксперимент)

Общая характеристика опыта

Сущность эксперимента заключается в определении путей повышения эффективности процесса обучения истории посредством широкого внедрения в учебный процесс информационных технологий, которые позволяют учащимся получить возможность индивидуального продвижения в обучении, возможность самореализации через исследовательскую деятельность, создание презентаций; приобрести знания об особенностях работы с историческими источниками, умения анализировать различную информацию, работать в сети Интернет, пользоваться электронными учебниками и электронными энциклопедиями; совершать виртуальные экскурсии в лучшие музеи мира.

Обновление исторического образования, появление новых педагогических технологий, внедрение которых немыслимо без применения новых информационных компьютерных технологий, которые помогают раскрывать педагогические и дидактические функции этих методов, крайне важно для подрастающих поколений. Выпускник XXI в. будет жить в мире компьютеров, в международном информационном обществе, и умение пользоваться информационными технологиями будет во многом определять его жизненный успех. Поэтому и возникла потребность превратить информационное пространство школы в среду, которая обогатит ученика, сформирует у него качества, необходимые для успешной интеграции в общество.

Актуальность опыта не вызывает сомнений, поскольку позволяет разрешить противоречия, возникающие между целями традиционной педагогики, ориентированной на передачу знаний, с теми целями, которые ставит перед собой ученик, способный достичь высоких результатов обучения, полезные практические навыки, самореализоваться; между базой знаний, умений и навыков и современными требованиями, предъявляемыми к личности.

С целью разрешения противоречий возникла необходимость повышения эффективности исторического образования, которая позволит поставить во главу угла педагогического развития личности непосредственное участие учащихся в выработке стратегии и тактике учебной деятельности, обеспечить индивидуальное продвижение учащихся, создать исследовательскую атмосферу урока, позволит развивать творческие способности личности.

Итак, основная цель работы с учащимися - определение путей повышения эффективности обучения истории на основе широкого внедрения информационных технологий. Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи :

  • 1. развитие учебно-информационных навыков;
  • 2. повышение уровня обученности учащихся за счёт обеспечения индивидуального продвижения и применения активных методов обучения;
  • 3. расширение исторического кругозора за счет включения в изучение исторических процессов документального материала, видеоматериалов, ресурсов сети Интернет;
  • 4. воспитание информационной культуры.

Теоретической основой опыта является теория оптимизации учебно-воспитательного процесса Ю. К. Бабанского, в частности, выделенные им общие способы оптимизации обучения, такие, как комплексное планирование задач, конкретизация всех компонентов учебного процесса, выделение главного, существенного, дифференцированный подход к ученикам, сравнительная оценка возможностей различных вариантов обучения с целью выбора наиболее подходящего для данной ситуации, оперативная коррекция методов, средств и форм обучения, ориентация на экономное расходование времени, условий и средств. Однако достичь наивысших результатов при наименьших затратах времени возможно лишь при наличии высокого познавательного интереса. Нельзя полагать, что познавательный интерес учащихся будет высоким, стоит только «от случая к случаю» провести интересный урок. Здесь, как и во всём остальном, необходим комплексный подход. Познавательный интерес - один из компонентов учебной мотивации, а она, в свою очередь, обеспечивается за счёт деятельностного подхода, активных форм обучения, организации учебного процесса через систему учебных задач, реализацию принципов развивающего обучения (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов) в рамках исторического образования. Структура учебной деятельности в общей структуре деятельности (А. Н. Леонтьев) представлена тремя основными компонентами: учебная задача; учебные действия и операции; действия оценки и контроля (В. В. Давыдов, А. К. Маркова Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. - М., 1983. - С. 45., Д. Б. Эльконин и др.). Учебная задача представлена как цель учебной деятельности, сформулированная перед учащимися в виде обобщённого задания на предметной основе. Учитывая, что использование приёмов исследовательской и учебной деятельности в обучении способствует развитию учащихся и овладению методами познания, оптимизации процесса обучения по времени, а также формирует у школьников навыки учебного труда, было предположено, что сочетание этих двух видов деятельности будет способствовать повышению эффективности процесса обучения учащихся истории. Применение компьютерных технологий на уроках истории повышает качество образования через оптимизацию организации учебно-познавательной деятельности, индивидуализацию обучения, возможность организовать самообразование учащихся, экономию времени за счёт ускорения процесса отбора и систематизации информации, возможность организации коллективной научно-исследовательской деятельности учащихся на базе средств мультимедиа.

Отсюда ведущей педагогической идеей опыта является концепция интерактивного обучения на основе внедрения информационных технологий, так как средства мультимедиа способны «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ним в диалог.

При этом компьютер используется на всех этапах обучения:

  • - как источник учебной информации, частично или полностью заменяющий учителя при объяснении нового учебного материала, повторении и закреплении изученного;
  • - как тренажёр в процессе формирования учебных умений и навыков;
  • - как наглядное пособие качественно нового уровня для организации активной учебно-познавательной деятельности;
  • - как индивидуальное информационное пространство для организации исследовательской работы, самоподготовки и индивидуальной работы;
  • - как средство диагностики пробелов и коррекции знаний и умений;
  • - для осуществления дистанционного обучения с учащимися.

Ведущими принципами педагогической деятельности являются:

  • 1. Опора на субъективный опыт учащихся.
  • 2. Учёт индивидуальных особенностей, интересов и возможностей группы, класса и каждого ученика в отдельности, как в личностном развитии в целом, так и во владении компьютером в частности.
  • 3. Системность использования компьютера на уроках разных типов.
  • 4. Установление взаимосвязи материалов электронных учебников и других средств мультимедиа с традиционным учебником.
  • 5. Организация сотрудничества учителя и учащихся, предполагающая планирование, реализацию и оценку, как процесса, так и результата обучения.
  • 6. Реализация творческих возможностей ученика.
  • 7. Организация самоконтроля по этапам работы в соответствии с объективными требованиями.
  • 8. Взаимосвязь учебной и внеучебной деятельности.

Новизна опыта состоит в комбинации известных методик и в усовершенствовании некоторых сторон процесса обучения, в том, что он позволяет увидеть пути повышения эффективности преподавания истории посредством включения информационных технологий в каждый урок и во внеклассную деятельность.

Трудоёмкость опыта заключается в отборе материала для каждого урока и необходимости обучения учащихся новым для них видам деятельности. коммуникационный электронный обучение познавательный

Доступность опыта проявляется в том, что выпущено достаточно много средств мультимедиа по истории, поэтому каждый учитель имеет возможность в контексте изучения всемирной истории их использовать и тем самым повышать интерес к истории, оптимально строить учебный процесс.

Опытно-экспериментальная база исследования: МОУ средние школы №№

Работа по теме опыта была организована в 7-х - 11-х классах. При решении задач исследования и проверке результатов опыта использовался ряд взаимодополняющих общенаучных и педагогических методов.

  • 1. Теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы; педагогическое моделирование, проектирование, обобщение, научное прогнозирование.
  • 2. Эмпирические: педагогическое наблюдение, метод экспертных оценок; опросно-диагностические методы, включающие анкетирование, тестирование, интервьюирование; обобщение собственного опыта и опыта передовых учителей; анализ результатов письменных самостоятельных, контрольных и творческих работ учащихся; опытно-экспериментальная работа.
  • 3. Математические методы обработки результатов опытно-экспериментальной работы.

Перед началом работы у учащихся были исследованы учебно-информационные навыки по методике П. И. Третьякова, несколько модифицированной на подготовительном этапе эксперимента.

Методика определения уровня обученности школьников (автор П. И. Третьяков)

Уровни обученности, согласно П. И. Третьякову, таковы.

  • 1) Различение . Ученик только отличает данный учебный элемент от аналогов. Остановка на этом этапе означает, что в дальнейшем ученик сможет лишь констатировать, что знания были получены, но не сможет их воспроизвести. На вопросы учителя отвечает односложно, пытаясь угадать правильный ответ.
  • 2) Запоминание . Обучающийся может пересказать содержание учебного материала механически, отвечает на вопросы только репродуктивного плана и в соответствии с последовательностью изложения материала в учебном пособии.
  • 3) Понимание. Предполагает нахождение существенных признаков и связей предметов и явлений, вычленение их из массива несущественного на основе анализа и синтеза, применение правил логического умозаключения, установление сходства и различия, сопоставление с имеющимися знаниями.
  • 4) Простейшие умения и навыки . Характеризуется тем, что умения проявляются как закреплённые способы применения знаний в практической деятельности, навыки как умения, доведённые до автоматизма. Обучающийся умеет применять на практике полученные знания, решает учебные задачи на основе усвоенных законов и правил, а также алгоритмов деятельности, вскрывает причинно-следственные связи.
  • 5) Перенос. Предполагает обобщение, перенос ранее освоенных закономерностей в новую ситуацию, решает проблемные учебные задачи, в том числе и нетрадиционными способами.

Кроме того, существует и другая классификация уровней обученности: катастрофический, критический, допустимый, или тревожный, и оптимальный. Следуя методикам П. И. Третьякова и Н. Н. Решетникова, в диагностический анализ введено четыре уровня обученности учащихся:

  • 1. оптимальный (красный цвет) - с заданиями справляются 95-100 %;
  • 2. тревожный (зелёный цвет) - 75-94 %;
  • 3. критический (синий цвет)- 55-74 %;
  • 4. катастрофический (жёлтый цвет) - ниже 55 %.

Диагностика по индикатору «Отношение к предмету «История» была построена на основе анкеты для учащихся 7-х - 11-х классов «Как вы относитесь к учёбе по отдельным предметам», представленной в работе П. И. Третьякова.

  • 1. Укажите Ваш пол.
  • 2. В таблицах 2, 3 укажите балл, соответствующий варианту вашего ответа: 4 - всегда;
  • 3 - почти всегда; 2 - иногда; 1 - очень редко; 0 - никогда.

Оценка уровня интереса к предмету: 1,6-2,6 (40-64 %) - низкий уровень; 2,7-3,4 (65-84 %) - достаточный уровень; 3,5 и более (более 85 %) - оптимальный уровень.

Методика обработки анкеты

  • 1. Для каждого ученика вычислить средний балл по каждому критерию.
  • 2. Вычислить средний балл по классу и по каждой группе критериев и соотнести с числом анкетируемых.
  • 3. На основании полученных данных построить диаграммы уровня интереса к предмету:

Начальный период работы с детьми характеризовался следующими показателями: Допустимый уровень обученности имели 32 % учащихся 10-х - 11-х классов, 24 % - 7-х - 9-х классов, критический - 44 % учащихся 10-х - 11-х классов и 60 % - 7-х - 9-х классов, оптимальный - 24 % учащихся 10-х - 11-х классов и 16 % учащихся 7-х - 9-х классов. Уровень интереса учащихся к предмету история также оказался в целом невысоким: низкий уровень - у 50 % старшеклассников и 63 % 7-х - 9-х классов, достаточный - у 29 % старшеклассников и 26 % учащихся 7-х - 9-х классов, оптимальный - у 21 % и 11 % учащихся 7-х - 9-х классов. Предполагаемые причины сложившейся ситуации: 1) недостаточное использование педагогами природного потенциала учащихся; 2) недостаточное использование педагогами развивающих технологий; 3) низкий уровень учебной мотивации учащихся. С учащимися, имеющими критический уровень, была организована дополнительная работа по их развитию.

Технология опыта

Педагогами и методистами были намечены пути реализации концепции интерактивного обучения на основе внедрения информационных технологий:

  • - вводить мультимедийные средства в перспективное планирование через выделение специального раздела в тематическом плане;
  • - определить цели, задачи, содержание деятельности по теме опыта;
  • - определить виды деятельности по возрастам в урочное и внеурочное время;
  • - спрогнозировать результат обучения;
  • - определить методику работы на уроке и во внеурочное время.

Осуществлялся отбор методик, с помощью которых осуществляется мониторинг учебного процесса. Отслеживание результатов проводилось по трём параметрам:

Параметр

Чем измеряется

Как измеряется

Сроки проведения

Обученность

Контрольно-методические срезы по методике П. И. Третьякова.

Тематические итоговые контрольные работы.

Нулевой срез.

Четверть

Полугодие

Обучаемость

  • 1-й уровень
  • 2-й уровень
  • 3-й уровень

Контрольно-методические срезы по модифицированной методике П. И. Третьякова и И. Б. Сенновского.

Сентябрь

Уровень развития

общеучебных умений и навыков

Мыслительные.

Информационно-коммуникативные.

Организационные и рефлексивные.

Контрольно-методические срезы на сформированность навыков. Наблюдения на уроках и при самоподготовке.

Сентябрь

К мыслительным общеучебным умениям и навыкам в данном случае были отнесены умения: 1) разделять процессы на этапы, звенья; 2) выделять характерные причинно-следственные связи; 3) определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого; 4) сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; 5) определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; 6) комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения. Принципиальное значение в рамках курса истории приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы.

К числу информационно-коммуникативных были отнесены следующие ОУУН: 1) передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде, в соответствии с целью учебного задания, 2) проводить информационно-смысловый анализ текста; 3) использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); 4) создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свёрнутости (кратко, выборочно, полно); 5) составлять план, тезисы конспекта; 6) владеть монологической и диалогической речью, вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение); 7) приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы; 8) и др.

Под организационными и рефлексивными ОУУН понимались умения учащихся: 1) самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), 2) оценивать её результаты; 3) определять причины возникших трудностей и пути их устранения; 4) осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Была разработана программа работы учителя истории с применением компьютерных технологий:

  • - проведение уроков с использованием медиаресурсов;
  • - организация работы по созданию ученических презентаций;
  • - осуществление контроля качества знаний учащихся, как итогового, так и текущего;
  • - организация проектной деятельности учащихся;
  • - организация самостоятельной работы учащихся по различным направлениям в урочное и внеурочное время.

Были предусмотрены следующие виды деятельности:

  • - знакомство с историческими событиями, которое сопровождается показом видеофрагментов, фотографий;
  • - изучение истории культуры через показ репродукций картин художников, «посещение» крупнейших музеев мира;
  • - изучение нового материала и обобщения на основе демонстрации графического материала (таблицы, схемы);
  • - работа с картой, которая предусматривает её «оживление»;
  • - «погружение» с помощью видеоматериалов в историческое пространство и историческое время;
  • - активизация учащихся с различными типами восприятия за счёт прослушивания различного рода аудиозаписей, просмотра видеофрагментов, одновременного прочтения и прослушивания.

Компьютер при этом не только восполняет недостаток информации, но и даёт возможность стать участником сетевых олимпиад, викторин, конкурсов, участвовать в творческих проектах.

  • · мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по основным разделам истории России и курсам всеобщей истории, которые обеспечивают дополнительные условия для изучения отдельных тем и разделов стандарта и предоставляют техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся;
  • · электронные библиотеки по курсу истории, которые включают комплекс информационно-справочных материалов, объединённых единой системой навигации и ориентированных на различные виды познавательной деятельности, в том числе исследовательскую и проектную. В состав электронных библиотек входят тематические базы данных, фрагменты исторических источников и текстов, фотографии, анимации, таблицы, схемы, диаграммы, графики, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы;
  • · электронные базы данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для фронтальной и индивидуальной работы. Эти программные продукты включают в себя комплекс заданий по истории и системы комплектования тематических и итоговых работ, с учётом индивидуальных особенностей учеников;
  • · игровые компьютерные программы. Они используются для внеклассной работы.

Одной из наиболее удобных форм использования информационных технологий является применение на уроке компакт-дисков. Сегодня предоставляется возможность для широкого использования компакт-дисков по истории. Достоинствами их является наличие большого количества анимированных исторических карт, использование видеофрагментов, таблиц, схем, достаточно удобной системы навигации. Это позволяет воссоздать на уроке атмосферу исторической эпохи, повышает интерес учащихся к изучаемым историческим процессам, что, в конечном итоге, отражается в лучшую сторону на качестве знаний.

При этом урок предполагает несколько стадий в изучении материала:

  • 1) Информационная стадия, в процессе которой ученику предлагаются готовые исторические понятия, но без неё невозможно обучение исследовательским навыкам, так как, по мнению Л. С. Выготского, осознание проходит через усвоение научных понятий. На этом этапе у учащихся формируется понятийный аппарат.
  • 2) Мотивационная стадия. Её главная задача - вовлечение в процесс обучения, принятие учащимся учебной задачи. Большую роль здесь отводится проблемным вопросам, логическим заданиям, заданиям на сравнение текстов, работе с картами, документами, таблицами.
  • 3) Диалогическая стадия. Она строится на высказывании мнений, диалоге. Организуется в форме работы в группах. Включает в себя поиск компромиссов, формирование выводов, обобщений.
  • 4) Проективная стадия, предполагающая групповую проектно-исследовательскую работу. Эта стадия допускает минимальную роль учителя.

Отбор методов обучения на уроке также соответствует поставленным задачам и предполагает активную позицию ученика. Урок сопровождается презентацией, подготовленной учителем совместно с учащимися (Приложение № 2).

В процессе педагогической деятельности учитывались рекомендации психолога И. А. Зимней, которая предлагает для повышения эффективности обучения учитывать следующие факторы с целью повышения познавательного интереса, создания условий для формирования учебной мотивации:

Создание проблемной ситуации, сочетание трудности учебного материала и учебной задачи с посильностью. Большую роль в формировании интереса к учению играет создание проблемной ситуации, столкновение учащихся с трудностью, которую они не могут разрешить при помощи имеющихся знаний. Сталкиваясь с трудностью, они убеждаются в необходимости получения новых знаний или применение уже имеющихся в новой ситуации. Интересна только та работа, которая требует постоянного напряжения. Лёгкий материал не вызывает интереса. Однако трудность учебного материала и учебной задачи приводит к повышению интереса только тогда, когда эта трудность посильна, преодолима, поэтому необходимо научить школьника пользоваться имеющимися ресурсами, помочь ему приобрести необходимые учебно-информационные навыки, навыки работы с различными программами и различными ресурсами, элементарные навыки создания собственных ресурсов.

Эмоциональная окраска достигается за счёт включения в процесс обучения ярких эпизодов исторического прошлого в сочетании с живым словом учителя Зимняя И. А. Педагогическая психология. - М., 2001. - С. 226..

Активные методы обучения. Необходимое условие для создания интереса у учащихся к содержанию обучения и к самой учебной деятельности - возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся. Основное средство воспитания устойчивого интереса к учению - использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности с применением мультимедийных и аудиоучебников, ресурсов Интернета, тематических компакт-дисков. Активную поисковую деятельность, к примеру, можно организовать по материалам Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия (БЭКМ). Например, обращаем внимание учащихся на термин «хроника» и просим объяснить его с помощью «Словаря» БЭКМ. Ученики находят разъяснения в «Толковом словаре иностранных слов Л. П. Крылова» БЭКМ. По ходу работы с материалами энциклопедии предлагаем им составить конспект (хронологический - оценка «4», синхронистический - оценка «5»).

Хронологический конспект «Главные события Первой мировой войны 1914 - 1918 гг.»

Синхронистический конспект «Главные события Первой мировой войны 1914 - 1918 гг.»

На уроке учащиеся работают в индивидуальном режиме. Учитель выполняет роль консультанта, направляет, корректирует учебную деятельность учащихся. В качестве консультанта иногда выступают школьники. С этой целью даются индивидуальные задания:

Для организации диалогической стадии урока, для побуждения к высказыванию мнений была предусмотрена работа в группах. Она включает в себя поиск компромиссов, формирование выводов, обобщений на основе представленных на экране мультимедийного проектора различных точек зрения на одну и ту же проблему. К примеру, даются три точки зрения на начало и основные этапы Гражданской войны в России 1917 - 1922 гг. и вопросы для обсуждения.

1) По Александру Данилову:

2) По Юрию Полякову:

3) В советской историографии:

Вопрос для обсуждения: Каков подход историков к анализируемому событию: к началу, к этапам гражданской войны? Аргументируйте ответ.

Возникает диалог, и рождаются новые аргументы в анализе события.

На основе информационных технологий проводились уроки-практикумы. Для этого, при использовании дифференцированного подхода, составлялась система заданий, ориентированных на три уровня познавательной деятельности. Выбор уровней определяется как познавательными возможностями ученика, так и целями обучения.

Воспроизводящий уровень предполагает выписки основных понятий, определений, выводов, ответы на поставленные вопросы, требующие уточнения и пересказа текста, узнавание в нём изученных фактов, событий, явлений, заполнение таблицы, схемы по образцу в ходе коллективного разбора документа, ориентированного на понимание текста, составление простого плана по известному ученикам типу.

На преобразующем уровне вопросы и задания могут включать рассказ ученика по документу, сопровождающийся анализом текста, выделением в нём основной идеи, вывода, синтезом положений источника с другим теоретическим материалом (самостоятельный отбор, группировка фактов, идей и привлечение их учениками для раскрытия изучаемой темы); составление развёрнутого плана, тезисов, конспекта, текстовых таблиц, схем, подготовка небольших рефератов, докладов.

На творческо-поисковом уровне предлагаются познавательные задания, требующие осмысления и сопоставления точек зрения, положений нескольких документов; выявление линий сравнения таблиц, логических цепочек; применение теоретических положений для доказательства, аргументирования своей точки зрения, обсуждения дискуссионных проблем; посильная поисковая деятельность по сбору материала, его анализу и систематизации по определённой теме, подготовка творческих сочинений См.: Градова А. Управление познавательной деятельностью учащихся//Учитель. - 2004. - № 6. - С. 76-80; 2005. - № 2. - С. 67-72..

Урок-практикум проводится с целью показать, что исторический документ - главный источник исторических знаний, научить школьников работать с ним. Нетрадиционная форма урока даёт ряд преимуществ, как для ученика, так и для учителя. Суть их заключается в следующем: электронная форма документов снижает психологическое напряжение, вызванное условиями работы с новым источником, и он приступает к работе в более спокойном и уравновешенном состоянии, чем во время обычного практикума. Учитель, со своей стороны, во время практикума только направляет учащихся, помогая им формулировать ответы на поставленные в начале урока вопросы Кузина А. Учебные задачи на уроках истории//Учитель.2002. - № 6. - С. 24-25.. Таким образом, происходит значительная экономия физических и душевных сил, а также времени, как со стороны учителя, так и со стороны учащегося.

В 10-х - 11-х классах проблема оптимизации обучения истории осложняется концентрической системой построения курса, принятой в школах, где проводился данный педагогический эксперимент. С учётом сокращения часов, отводимых на преподавание истории, становится понятно, что изучать различные исторические периоды можно только бегло. Известно, что к 10-му классу многие ученики забывают фактический материал, и изучать историю на проблемном уровне (как предполагает третий концентр) достаточно сложно. У учеников зачастую нет ни времени, ни желания восполнить «потерянные» знания, в частности, из-за перегрузок, которые испытывают ученики старших классов. Обычно дополнительно занимаются историей те ученики, которым это нужно для поступления в ВУЗы См.: Островский О. Б. О формировании интереса учащихся к истории//Преподавание истории и обществознания в школе. - 2001. - № 10. - С.17-27.. Повысить интерес к предмету и эффективность обучения в ходе эксперимента удавалось через создание мультимедийных презентаций. Устойчивый интерес, который проявляли в этом случае ученики, объясняется следующими причинами:

  • - необычностью предложения, которое само по себе привлекательно;
  • - необходимостью работы с компьютером, без которого нельзя создать презентацию;
  • - возможностью использовать широкое информационное поле, в том числе и Интернет;
  • - публичностью защиты, т. е. тем, что работа будет оценена не только учителем. Такая открытость результатов повышает у школьников чувство ответственности за проделанную работу с одной стороны, и повышает самооценку учащихся, с другой стороны;
  • - создание презентации предполагает использование дизайна, что связано с необходимостью проявления творчества, что само по себе привлекательно для старшеклассников;
  • - для учеников, увлекающихся компьютерными технологиями, появляется хорошая возможность применить свои знания и умения на практике, используя их в другой области знаний.

Презентации создавались как подведение итогов пройденного материала, при изучении нового материала, как подбор медиаресурсов к определённой теме урока, при помощи которых можно «конструировать» урок, создавать контрольные тесты. Для создания презентаций учащиеся объединялись в микрогруппы, что дало возможность работать в сотрудничестве, а значит, взаимно обогащать друг друга. При создании таких групп, разумеется, учитывались уровень общеобразовательной подготовки учащихся по истории и взаимные симпатии и антипатии школьников, чтобы те чувствовали себя комфортно. Что касается ролей, то они могут быть следующими:

  • 1. Главный редактор - распределяет работу, контролирует процесс создания презентации.
  • 2. Редактор текста - подбирает, редактирует текст, создаёт текстовые файлы.
  • 3. Редактор программы EXCEL - создаёт диаграммы, графики, таблицы.
  • 4. Редактор программы POWER POINT - вставляет в текстовые файлы звук, фото, видеофрагменты.

Каждый учащийся осуществляет поиск информации в различных источниках по своему «профилю». Главный редактор изучает возможности информационной среды для поиска необходимой информации, получает консультацию учителя (или же получает её в информационном центре школы).

Следующий этап - определение темы, целей и прогнозируемых результатов деятельности учащихся. Тема определяется учителем. Любая работа начинается с постановки цели. Так, например, при изучении темы «Смутное время в России», учащимся было предложено подготовить презентацию для урока изучения нового материала. Конкретные вопросы по теме касались деятельности русских монархов эпохи Смутного времени. От учащихся требовалось:

  • - знать основные события Смутного времени;
  • - уметь самостоятельно осуществлять поиск информации в различных источниках, анализировать и отбирать главное, грамотно и лаконично оформлять мысль, воплощая её в тексте файла, формировать собственную позицию, то есть проявлять творчество.

Изучая вопрос смены правителей, учащиеся обращались к причинам этого явления и основным событиям. В процессе работы школьники учились сотрудничать, сосредотачиваться над работой, сопоставлять свои знания и умения с тем, что знают и умеют товарищи, согласовывать свои действия.

При работе над презентацией использовались обычные для традиционной школы печатные ресурсы, которые можно задействовать для создания текстовых файлов, сканировались рисунки, фотографии. Кроме того, были даны рекомендации по поиску информации в следующих мультимедийных продуктах и сети Интернет: «Энциклопедии истории России. 862 - 1917» (комплексное справочное издание) и сайте «Смутное время на Руси». При этом поощрялся поиск собственных источников информации.

Большой интерес проявили учащиеся к работе над презентациями-«конструкторами». В этом случае, работая над презентацией, ученики создают систематизированный набор иллюстраций, статистических данных, описаний, подборку документов к определённой теме программы. Из полученного материала можно конструировать уроки в разноуровневых классах и разных параллелях по одинаковым темам. Такие задания можно давать и после изучения темы как демонстрационный материал для повторения пройденного материала, и как опережающее задание при подготовке к новому уроку. Привлекательны эти задания тем, что результат работы можно использовать в основной и средней школе в ходе изучения совпадающих тем. При этом у учащихся повышается чувство ответственности за результат работы, так как им предлагается провести вместе с учителем урок изучения нового материала в классе основной школы. В сущности, создаётся своеобразная база данных по определённой теме программы. Презентацией она является потому, что учащиеся должны представить ученической общественности (классу) оформленные результаты своего труда. При этом, учитывая все требования к мультимедийным ученическим презентациям, учащиеся должны ответить на вопросы, если они возникнут (требование избыточности). Например, в курсе всеобщей истории в разных параллелях есть близкие темы «Великие географические открытия и их последствия» (6-й класс) и «Великие географические открытия и начало колониальной экспансии» (10-й класс), где одним из вопросов является освещение доколумбовых цивилизаций Америки. Иллюстративный материал по этому вопросу достаточно скуден. Поэтому в ходе эксперимента ученикам было предложено создать презентацию, основанную на иллюстративном материале по теме «Цивилизации доколумбовой Америки». Задание дано было трём группам по следующим темам: «Цивилизация майя», «Ацтекская цивилизация» и «Цивилизация инков». Для учеников 10-х классов такая работа предполагает повторение базовых знаний по теме; самостоятельный поиск информации, анализ и синтез полученных данных при создании презентации; применение полученных знаний на практике. При создании презентаций вырабатываются требования к информации, тексту, оформлению работы, представлению работы (Приложение № 1).

Одним из средств активизации познавательной деятельности учащихся, развития креативности и повышения эффективности обучения, является проектный метод. В ходе педагогического эксперимента был обогащён опыт использования компьютерных технологий в проектной деятельности школьников. Подготовка учащихся к исследовательской деятельности, обучение их умениям и навыкам исследовательского поиска позволили повысить эффективность обучения, так как в ходе ученического исследования самые прочные, ценные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Использование информационных технологий позволяют создать условия, способствующие саморазвитию личности ученика. Каждый учебный год следует организовывать исследовательскую практику по истории, которая позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запустить механизм саморазвития. Основная цель исследовательской деятельности по истории видится в том, чтобы формировать культуру исторического мышления, т. е. способность учащихся выделять события из потока информации, критически их оценивать, подвергать анализу источники, применять свои знания и ценностные суждения в новой ситуации, аргументировать личные взгляды.

Учебное исследование по предмету разворачивалось как дополнительная работа во внеурочное время. Тематикой исследования стал курс истории России, где на выбор было предложено более 50 тем. С каждым учащимся тема обсуждалась, дорабатывались вопросы исследования. Определить учебную проблему, в ходе решения которой тот или иной школьник максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, оказалась достаточно сложно. На данном этапе задача педагогов, участвовавших в проведении эксперимента, состояла в том, чтобы помочь сделать выбор, который он считал бы своим. При выборе темы исследования крайне важно учитывать наличие литературы и других источников информации, так как её недостаток приведёт к тому, что некоторые работы окажутся поверхностными См.: Гольденберг М. Л. Технология метода проектов при обучении истории//Преподавание истории в школе. - 2001. - № 4. - С.71-72; Кочетов Н. С. Нестандартные уроки в школе. История (8-11 классы). - Волгоград, 2002. - С. 4-5.. Работами, которые можно выделить из общего ряда, оказались те, авторы которых активно использовали компьютерные технологии. В процессе разработки тем основными направлениями использования возможностей информационных технологий стали: ресурсы сети Интернет; обработка текстов, записей, числовой и графической информации, карт; создание презентаций со звуковым сопровождением, фото- и видеомонтажом.

Таким образом, овладение информационными и телекоммуникационными технологиями и формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией - одна из целей современного образовательного процесса. Использование компьютерной техники и информационных технологий значительно повышает эффективность процесса обучения благодаря его интенсификации, индивидуализации, наличию обратной связи, расширению наглядности. То, что невозможно сделать при помощи традиционных технологий на уроках истории, позволяют во многом реализовать информационные технологии. Одним словом, они позволяют оперировать большим объёмом информации и работать со значительной скоростью, притом не в ущерб качеству, тем самым способствуя лучшему усвоению материала, оптимизации учебного процесса и, разумеется, усилению мотивации учащихся к учебной деятельности. Развитию мыслительных и информационно-коммуникативных умений и навыков, на мой взгляд, более всего способствует применение в процессе обучения истории метода проектов, предполагающего самостоятельный поиск (в том числе в Интернете) и анализ информации, преобразование её в форму, адекватную учебной задаче.

Разделы: Иностранные языки

Современный этап развития образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике. Уже недостаточно владеть багажом из суммы знаний, умений и навыков. Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. В нашей стране проблема результативности обучения активно разрабатывается на основе использования последних достижений психологии, информатики и теории управления познавательной деятельностью. Как показывает анализ педагогической практики в современной средней школе, за последние годы чётко обозначился переход на гуманистические способы обучения и воспитания детей. За последние десятилетия отечественная наука значительно продвинулась во внедрении новых психолого-педагогических технологий.

Существуют разные определения педагогической технологии. На мой взгляд, наиболее удачно отражает сущность педагогических технологий следующее определение:
«Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя» (В.Монахов).

В условиях современной российской действительности институты образования столкнулись с необходимостью разработки программы адаптации молодежи к жизни в новом обществе, формирования у выпускников личностных качеств, которые позволили бы им быть созидателями демократического общества и реализовать свои возможности в нем. Результативность обучения в современных условиях связана с переходом к личностно-ориентированным, развивающим технологиям, которые помогают не только приобрести знания, умения и навыки по предмету, но и сформировать компетенции, необходимые для адаптации в современном обществе.

Обучение не столько задает вектор развития, сколько создает для этого все необходимые условия. Тем самым существенно меняется функция обучения. Его задача не планировать общую, единую и обязательную для всех линию психического развития, а помогать каждому ученику с учетом имеющегося у него опыта познания совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность. В этом случае исходные моменты обучения – не реализация его конечных целей (планируемых результатов), а раскрытие индивидуальных познавательных возможностей каждого ученика и определение педагогических условий, необходимых для их удовлетворения.

Учитель никогда не добьется успеха, если не сумеет установить контакт с детьми, основанный на доверии, взаимопонимании и любви. Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами.

Многие основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика.

Что представляют собой формы интерактивного обучения? В настоящее время методистами и учителями-практиками разработано немало форм групповой работы для обучения праву. Наиболее известные из них – “большой круг”, “вертушка”, “аквариум”, “мозговой штурм”, “дебаты”, «ролевая игра». Эти формы эффективны в том случае, если на уроке обсуждается какая-либо проблема в целом, о которой у школьников имеются первоначальные представления, полученные ранее на занятиях или в житейском опыте. Кроме того, обсуждаемые темы не должны быть закрытыми или очень узкими. Так, например, нет смысла в групповом обсуждении вопроса о том, каким должно быть наказание за хищение. Задача современного учителя обеспечить приток свежих сведений из различных источников. Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим.

В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы.

Технологий интерактивного обучения существует огромное количество. Каждый учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с классом. Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств. Б.Т. Лихачёв считает, что "она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса".

Перевод обучения на субъектную основу требует такой педтехнологии, которая бы обеспечила ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, склонностей, самостоятельности, коллективизма, умения осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью. Модульное обучение позволяет практически решить эту задачу. Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению.

Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик самостоятельно достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности. Задачи учителя – мотивировать процесс обучения, осуществлять управление учебно-познавательной деятельностью учащихся. Термин «образовательные технологии» более ёмкий, чем «технологии обучения», ибо он подразумевает ещё и воспитательный аспект, связанный с формированием и развитием личностных качеств обучаемых.

Современное образование должно быть направленно на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Личностно-ориентированное обучение предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся, его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т. е. ученик как личность. Личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка.

Личностно-ориентированное обучение позволит:

  • повысить мотивированность учащихся к обучению;
  • повысить их познавательную активность;
  • создать условия для систематического контроля (рефлексии) усвоения знаний учащимися;
  • отследить динамику развития учащихся;
  • учесть уровень обученности и обучаемости практически каждого учащегося.

Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно-ориентированная педагогика. Учитель не сможет построить свою работу на уроке в русле личностно-ориентированного подхода, не зная психологических особенностей учеников. Ведь дети очень разные. Один очень активно работает на уроке, другой знает ответ, но боится отвечать, у одного проблемы с дисциплиной, у другого со слуховой памятью и т.д. То есть учитель должен строить свою работу, изучая своих учеников, изучая их личности. Должна присутствовать педагогическая поддержка. Современный учитель должен владеть этой технологией.

При изучении иностранных языков наиболее значимые результаты даёт метод проектов. Он позволяет создать на уроке творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный познавательный процесс на основе методики сотрудничества. Ребята сами набирают тексты своих сочинений на компьютерах, учатся работать с текстовыми и графическими редакторами, совершенствуют навыки работы на компьютере. Методика проектного обучения широко используется в нашей школе для обобщений знаний и умений по изученной теме. Нужно четко определить, зачем выполняется тот или иной проект, чему могут научиться школьники, что именно должен делать каждый участник работы (и ученики, и руководитель), чтобы достичь собственных целей, поставленных в самом начале работы над проектом.

Цель педагогических технологий – повысить эффективность образовательного процесса, гарантировать достижение запланированных результатов обучения. Главное – ориентация на личность школьника, т. к. педагогическая технология – совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для целенаправленного воздействия на формирование личности с заданными качествами; это деятельность, направленная на создание условий для формирования уровня образованности личности.

Говоря о современных педагогических технологиях, нельзя не сказать и о компьютерных.

Бытуют опасения, что техника может вытеснить учителей. Некоторые учителя скептически относятся к такой методике: “Зачем это нужно? Имеется много новых учебных пособий, аудио и видео программ, да, и лучше самого учителя никто не научит”. Как вспомогательные средства обучения иностранному языку, компьютерные программы имеют свои преимущества. Они позволяют осуществлять индивидуальный подход к учащимся. Я применяю компьютерные технологии не на каждом уроке, а при введении новой темы, участии в проектах, тестировании, использовании обучающих программ, внеклассной деятельности. Объемы информации стремительно растут, и современные способы их хранения, передачи и обработки перестают быть эффективными. А компьютерные технологии представляют большой спектр возможностей для повышения продуктивности обучения.

Каждый учитель может внести свой вклад в совершенствование нашего образования, применяя новые приемы и методы обучения. Зачем нужны такие серьезные перемены в обучении? Почему нельзя обойтись прежними, проверенными временем методами? Ответ очевиден: потому что новаяситуация требует новых подходов . Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям. Очевидно, что учить нужно именно тому, что может пригодиться, только тогда наши выпускники смогут достойно представлять достижения отечественного образования.

Применение элементов педагогической технологии на уроках позволяет учителю точно и конкретно определить место и значение каждого урока в теме, что обеспечивает повышение эффективности учебного процесса. Кроме того, происходит перевод обучения на субъектную основу, что обеспечивает ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, самостоятельности, чувства коллективизма, способности контролировать и управлять своей учебно-познавательной деятельностью.

Пути повышения эффективности обучения

Рассмотрим главные пути повышения эффективности обучения:

    Создание на каждом уроке таких условий, чтобы основами изучаемого материала учащиеся овладевали на самом уроке, но усваиваться эти основы должны не механически, а осознанно.

    Создание возможности для максимального развития каждого ученика в условиях коллективной работы.

    Наличие определенной структуры. В данном случае имеется в виду не внешняя сторона дела (опрос, объяснение, закрепление), а его внутренняя структура, которая не заметна для учащихся, но четко продумана педагогом.

    Увеличение доли самостоятельной работы учащихся на уроке. Это положение является продолжением предыдущего пути повышения эффективности урока.

    Соблюдение межпредметных и внутрипредметных связей. Главное – дать учащимся не только систему определенных знаний, но и сформировать у них системность мышления, а это возможно лишь при соблюдении внутрипредметных и межпредметных связей.

    Сокращение времени на контроль знаний, умений и навыков учащихся, особенно на устный опрос. Речь, конечно, идет не о механическом сокращении времени, а о поисках качественно новых форм контроля, которые при сокращении времени повышают эффективность проверки.

    Уровень общеинтеллектуальных навыков учащихся (прежде всего вычислительных и навыков чтения).

В своей педагогической практике использую на уроке проектор для просмотра презентаций по определенным темам. Учебное учреждение работает по стандартной классно-урочной системе. У детей старших классов по 7 уроков ежедневно. Поэтому учащимся каждый день необходимо уделять много времени на выполнение домашнего задания по 6, а иногда и 7 предметам. Некоторым предметам необходимо уделить особое внимание, а другие необходимы для общего развития. Проблема в том, что факультативы проводятся в неурочное время, дети даже после определенного отдыха, не в состоянии воспринимать материал. Я считаю, что необходимо ввести модульное обучение, при этом классы должны быть мобильными то есть у детей должно быть право выбора предмета, который им необходим для освоения профессии в будущем.

Пути повышения эффективности учебы

Что планируете сделать

Риски

1

Модульное обучение

Вести обучение модулями по отдельным предметам.

Не все предметы можно объединить в модули

2

Мобильные классы для старшей школы

Дети должны изучать основные предметы для общего развития. Но должны быть введены профильные предметы с правом выбора, причем читаться эти предметы должны не после всех уроков, а в начале учебного дня. Например, на 2-ом уроке у части детей математика, у других – право, у третьих иностранный.

Не достаточно количество детей в старших классах для организации данного способа организации учебного процесса.

3

Допрофильное обучение в средней школе

Ввести факультативы по математике, для того чтобы привить у детей любовь к изучению математики и в дальнейшем их соорентировать на выбор будущей профессии.

Возможно выбор факультатива у детей будет не осознанный, а сделан по желанию родителей.

Дистанционное обучение

Разработать дистанционные курсы по некоторым темам для самостоятельного изучения, тем самым освободить время для изучения более сложных и важних тем

Не у всех детей есть доступ к интернету, потому не все дети свогут самостоятельно изучить предложенный курс.

Кейс-технологии ,

Наглядность просто необходима. Вводить поэтапно. и

Подготовка к уроку занимает много времени, поэтому учитель может просто не успеть подготовиться к таким урокам.

инфографика

Использовать инфографику для уплотнения информации. Учащиеся наперед должны проработать тему и составить инфографику

Необходимо время для того чтобы детей научить составлять инфографику.

Симуляции (ситуативное моделирование) – это имитационные игры, которые имеют более сложное построение. Они подразумевают созданные учителем ситуации, во время которых ученики копируют процедуры (в упрощённый вариант), связанные с деятельностью социальных институтов общества. Темами могут служить экономическая, политическая и культурная жизнь общества. Это своеобразные ролевые игры с использованием чётко определённых (за законом или традицией) ролей и шагов. Их выполняют исполнители: общественные, парламентские, судовые слушанья, ассамблеи, заседания комиссий, политические дебаты и т. п. Готовя учеников к симуляции, учитель должен не только распределить роли, но и выяснить последовательность действий и высказываний каждого исполнителя (например, беря за основу обязанности судьи или главы парламента). Регламент всей симуляции строится за чётким сценарием, который должен совпадать с протекание подобной процедуры и в реальной жизни.

Хоть симуляция и является «миниатюрной» версией реальности и приближается к ролевой игре, однако она отличается от неё. Целью её является не предоставление поведения конкретных личностей, а иллюстрирование определённых явлений и механизмов (процедура принятия решения в органах местного самоуправления, механизм роста прибыли предприятия, функционирование свободного рынка). Поэтому симуляция даёт возможность ученикам глубоко вжиться в проблему, понять её из нутрии .