Домой / Интернет / Сущность понятия «артистизм. Развиваем артистизм Что такое творческий подход и зачем он нужен

Сущность понятия «артистизм. Развиваем артистизм Что такое творческий подход и зачем он нужен

Артистизм - особое искусство. Оно сводится к двум сиддхам, соединенным вместе. Первая - проникнуть в ту роль, которую вам необходимо играть, причем не важно, играете вы на сцене или в жизни. Чтобы хорошо сыграть роль Анны Карениной, необходимо прожить изнутри те чувства и страсти, которые испытывала она в романе. Как это делать, можно прочесть у Станиславского, у Чехова и других специалистов по артистизму. Но тонкость в том, что если в момент, когда вы будете играть роль на сцене или в жизни, вы сами будете пропускать через свои чакры ту эмоциональную энергию, которая соответствует роли, причем много энергии, ведь роль часто очень эмоциональна, то ваш организм просто будет изнашиваться. Так работают некоторые, даже известные артисты, но это очень выматывает человека, а для йога совсем не годится. Отсюда вторая сиддха: закрыть чакры, не верить в глубине себя в то, что вы сейчас проживаете, а в своем энергетическом поле, в ауре, выставленной вперед, изобразить как можно натуральнее целый энергетический спектакль. Если вы подстроите голос, движения и мимику, но не дадите поток энергии, то это еще не совершенный артистизм. Хороший артистизм - это когда в вашей ауре переливаются и вспыхивают желаемые энергии, а чакровая, внутренняя энергия на это не расходуется. Откуда вы возьмете эту внешнюю энергию: притяните из астрала, накопите от зрителей, или еще что-нибудь, это уже надо придумывать самому. Еще одно замечание для артистов: если вы на сцене будете работать открыто с энергетической точки зрения, то вся энергия зрителей будет попадать прямо вам внутрь. Но ведь ее нельзя назвать чистой. Кто-то завидует, кто-то насмехается, кто-то осуждает вас - и все это вы проглатываете вместе с восхищением, слезами, радостью и т.

По сути, артистизм в жизни - это умение прятать свою сущность, свои внутренние реакции, свои мысли, свои недостатки и даже достоинства. Многие могут возразить, что это не сочетается с йоговскими принципами правдивости, честности и прямоты. Теоретически, это верно, однако, как уже говорилось, мы живем в мире, который весь еще пропитан законами Кали-юги, и если вы будете во всем откровенны, то вас могут не понять, осмеять, посчитать дураком и даже забить камнями. Артистизм является необходимым защитным оружием в эпоху, когда мы ежедневно подвергаемся энергетическим и психическим нападениям, даже от нечужих нам людей. Главное в этой игре - иметь чистую совесть и быть честным с самим собой. А снаружи необходимо уметь носить маски, и не одну, а несколько. Вот конкретные техники, которые помогут наработать артистизм, если конечно, приложить к этому достаточно усилий.

1) Выучите песню, а лучше десяток песен, которые вас глубоко трогают внутри, которые вам нравятся, законами которых вы живете. Проживите их, когда вы один или с теми людьми, на кого вы можете быть открыты, а потом научитесь петь их кому угодно и где угодно, причем так, чтобы во время пения в вашей груди все было спокойно и чисто как стеклышко, чтобы песня вас не пробивала внутри на эмоции.

2) Найдите людей, к которым у вас пока есть презрение, или брезгливость, или еще какое-нибудь неприятие. Конечно, эти качества нужно убирать, для духовного развития они не годятся, но пока вы еще не добрались до них своим осознанием, не вычистили из подсознания, то их можно использовать - можно учиться чему-то другому, используя свои недостатки. Так вот, тренируйтесь общаться с людьми так, чтобы внешне вы были безупречны, чтобы никто даже догадаться не мог, что у вас есть неуправляемые пока реакции неприятия.

Не бойтесь специально ставить себя в трудные ситуации - ведь это ускорит намного ваше развитие.

3) Предположим, есть человек, которого вы побаиваетесь, или хотя бы чувствуете неуверенность, когда он рядом, который сминает вас своей формой поведения, социальным статусом или еще чем-то. Специально побольше общайтесь с ним, тренируя форму легкого, независимого поведения. Именно легким и свободным, а не наглым и вызывающим должно стать ваше поведение. Вы одновременно будете тренировать волю, бесстрашие и артистизм, а так же чувство собственного достоинства . Это очень ценные люди для вашего продвижения - те люди, которых вы боитесь. Это вовсе не монстры из боевика, это скорее всего ваш начальник по работе, директор фирмы, ваши собственные мама с папой и все остальные, кто в чем-то заметно сильнее, чем вы.

4) Если у вас есть роман или вы кого-то любите, то наверняка будут ситуации, где вам придется скрывать от окружающих свои чувства к партнеру, характер ваших отношений и т.д. Это тоже прекрасная ситуация для наработки искусства носить маски. Ни один неожиданно заданный вопрос о ваших отношениях не должен застать вас врасплох. Или вы вообще ничего не ответите и по вам нельзя будет определить что-либо о ваших чувствах, или вы сыграете роль и выставите несколько не те чувства, которые имеете внутри. Здесь нужно уметь управлять своими чувствами - то проявлять их, то совсем выключать.

5) Чтобы скрыть мысли, надо их просто не думать в присутствии тех, от кого вы хотите их спрятать. Нужно тренироваться держать голову пустой или наоборот, наполненной, но чем-то совсем другим, отличным от того, что хотят из вас выудить. Нужно уметь уводить свои истинные мысли о ком-то, о чем-то глубоко на задний план и еще сворачивать их там в маленькие точечки. А впереди пускать как кинопленку целые парады разных интересных, умных, глубоких, цветастых мыслеформ, которые, ну никакого отношения к вашей истинной сущности не имеют.

Итак, артистизм - это искусство не быть собой, когда требуется по ситуации.

Артистизм или артистичность относятся к врожденным (иногда – приобретенным) качествам. Артистичному человеку свойственны особое изящество манер, чувство ритма, утонченное восприятие окружающей действительности. Совсем не обязательно подобные качества присущи людям искусства. Иногда они бывают востребованы в обычной жизни. По мнению специалистов, человек с более высокой внутренней организацией легче переносит стрессовые ситуации, быстрее адаптируется к различным средам. Обо всем этом можно будет узнать, ознакомившись с материалами данной статьи.

Понятие «артистизм»

С точки зрения эстрады и сценического искусства в данную категорию включаются:

  • способность быстрой перестройки в соответствии с внешней обстановкой;
  • изменение манеры поведения, темпа речи, артикуляции;
  • гибкая адаптация к новым правилам игры, умение принять ситуацию, не изменяясь внутренне.

Не нужно путать составляющие артистизма с лицедейством или фиглярством: это абсолютно разные проявления, хотя неискушенному в тонкостях могут показаться одним и тем же. А вообще, как утверждал великий Шекспир, к сцене и ее подмосткам можно причислить весь мир. Стало быть, и самый обычный человек, не задумываясь об этом, играет каждый день какую-то свою роль, особенно важен .

Что такое творческий подход и зачем он нужен

Прежде всего, это означает стремление к движению вперед, активный жизненный статус и одновременно гармоничные отношения с окружающим миром. Иногда жизненные перипетии ставят нас в жесткие рамки, навязывая правила игры.

Совсем не обязательно речь идет о профессиональных киноактерах, периодически примеряющих на себя разные судьбы и характеры. Кстати, они, чаще всего, «меняются» только внешне: наносят грим, добавляют какие-то неуловимые нюансы, составляющие грани личности, а внутренне – это один и тот же человек.

Примерно такие же требования диктует серьезный бизнес. Только в нем «роли» более функциональные и времени на их разучивание отводится меньше. Да и ставкой, зачастую, может быть карьера и материальное положение.

Важно. Во время презентаций, публичных выступлений, популярных сегодня вебинаров, главное не переигрывать – помнить, что все хорошо в меру: все-таки шанса на второй дубль может не быть, а результат, в отличие от блокбастеров, не всегда оправдывает вложенные средства.

Правила, в общем-то, почти такие же, как в любительском театре. Разучивая новые роли, расширяя свой репертуар, порой приходится вырабатывать самоконтроль, тщательно маскировать свои настоящие эмоции. При этом внешне все совсем не так: человек выглядит открытым, предельно коммуникабельным, а настоящая его суть где-то хорошо спрятана.

Тренеры предлагают, как развить артистизм: проделать несколько простых, но . Например, разучить какую-нибудь мелодию или композицию, которая близка по уровню эмоциональных переживаний, запомнить ее до самых мельчайших подробностей. А потом немного изменить условия: научиться петь так, чтобы для слушателей песня звучала на пределе (что называется, брала бы за душу), но у исполнителя не вызывала никаких серьезных волнений.

Второе упражнение – на лояльность. Бывает, что какие-то люди вызывают острую негативную реакцию. С точки зрения духовных практик это серьезный недостаток, который разрушает личность и мешает установлению гармоничных отношений с окружающим миром. Однако и его можно обратить во благо, если подчинить свои эмоции жесткому ментальному контролю. Результат можно считать достигнутым, когда удается без видимых усилий общаться с «неприятным» собеседником, ничем не выдавая своих чувств.

Третье задание помогает развить способности к управлению собой, речевой артистизм с коммуникационным эффектом. Достаточно выбрать в своем окружении человека (или ситуацию), который приводит в растерянность, мешает сосредоточиться и надолго выбивает из колеи.


Осознанное общение с этой личностью (хотя бы по несколько минут в день) принесет успех в виде развития хладнокровия, быстрой адаптации к стрессовой ситуации. При этом поведение должно быть абсолютно естественным, не наигранным. В качестве примера такой практики можно привести басню Эзопа о лисице и льве. Впервые увидев царя зверей, лиса очень испугалась и убежала. Во второй раз она едва совладала с собою, но уже задержалась возле льва чуть дольше. И в третий раз лиса настолько осмелела, что позволила себе обратиться к нему с речью.

Используйте на своих сайтах и блогах или на YouTube кликер для адсенс

Внимание. Психологи утверждают, что научившись ставить все более сложные и неординарные задачи, преодолевая их, человек быстрее совершенствуется и движется вперед.

Как можно применять артистизм в повседневной жизни

Принято считать, что с точки зрения психологии женщина – существо более гибкое, чем мужчина. Причин этому множество: стандартные табу для мальчиков в современном обществе на открытое проявление своих эмоций, многолетнее стереотипное восприятие настоящего мужчины, как расчетливого, хладнокровного, полностью закрытого супермена.

Диагностика уровня развития артистизма в средней группе школьников обычно демонстрирует ошеломляющие результаты, но со временем, взрослея, дети учатся скрывать свои настоящие чувства, становятся замкнутыми. В некоторых обществах, например, в средневековой Японии, отказ от искренней демонстрации своих чувств и свободы проявления воли заменяли беспрекословным подчинением, считая, что именно в этом состоит истинный путь (дао) воина.

К счастью, современные правила морали более лояльны к персональным чувствам. Именно поэтому из мужчин иногда выходят прекрасные актеры. Однако вернемся к артистизму и его пользе – явной или мнимой. Человек, в большей или меньшей степени, живет своими настроениями, переживаниями: первая любовь, успешная сдача экзаменов, развитие карьеры, покупка нового автомобиля – все эти события вызывают определенные химические реакции в мозгу, внешне выражающиеся в эмоциях.

Не было бы яркого отклика на какие-либо события – исчезла бы серьезная составляющая жизни человека. Но иногда открытые, неконтролируемые эмоциональные вспышки «по системе Станиславского» не столько помогают, сколько вредят. Один из самых характерных примеров – покер, точнее прием, применяемый игроками (блеф).

В английском языке выражение «с лицом, как в покере» служит синонимом непроницаемого, скрытного игрока, поступки которого тяжело просчитать. Сильный соперник должен внушить остальным участникам игры, что у него на руках хорошие карты, а для этого нужно овладеть блефом в совершенстве.

В реальной жизни ведущий себя с достоинством, буквально излучающий уверенность человек имеет гораздо больше шансов получить вакансию, кредит в банке или повышение, чем запинающийся, робкий и слишком нервный. Это могут подтвердить работники рекрутинговых агентств: по статистике, работодатель, при всех прочих равных условиях (уровень квалификации, опыт работы, возраст), выберет соискателей, умеющих четко выражать свои мысли и контролировать эмоции.

Важно. Акционеры отдадут свой голос тому, кто умеет убеждать и говорит уверенно. Это же относится и к избирателям: робкие, застенчивые кандидаты (даже если они обладают целой плеядой других замечательных человеческих качеств) вызывают неприятие на подсознательном уровне. И с этим ничего поделать нельзя.

Упражнения на развитие артистизма

Развитие артистизма у детей необходимо, поскольку способствует более полному развитию личности. Тем более, кто знает, может быть, из них в будущем вырастет знаменитый певец, актер или писатель. Обычно у творческих личностей их путь в большое искусство начинался именно с занятий в любительских театрах или танцевальных кружках в детстве.

Простые упражнения на развитие артистизма будут очень полезны людям, застенчивым от природы и стремящимся изменить себя, сделать лучше. Как известно из истории, многие выдающиеся личности в юности страдали недостатками и только с помощью упорных тренировок смогли добиться успеха. По легенде, знаменитый античный философ и оратор Демосфен поначалу был косноязычен, не умел выражаться четко и внятно, да вдобавок обладал неприятной привычкой подергивать плечом.

Репетируя на берегу моря, под шум волн, набрав в рот мелкие камешки, он развил речевой артистизм: научился говорить громко, ясно формулировать свои мысли и усовершенствовал дикцию. А от тика помог избавиться меч, который был подвешен под потолком и каждый раз больно колол оратора.

Современные психологи советуют людям, страдающим дефектами речи ( , шепелявость, картавость), больше говорить и даже петь: такая практика поможет разработать связки, разовьет уверенность в себе. Специалисты утверждают, что большинство болезней человека имеют соматический характер, то есть являются проявлениями нарушений в работе органов или реакцией на внешние воздействия.

Поэтому в качестве совета, как развить артистизм людям с ДЦП и простым взрослым, вполне сгодятся приведенные выше рекомендации. Главное – это не бояться трудностей и верить в свой успех.

Можно ли развить способности естественно выражать эмоции, владеть голосом, мимикой, жестами, быть пластичным и лучше понимать партнера? Преподаватели актерского и ораторского мастерства отвечают, что развитие артистизма у взрослых возможно, только нужно чуть больше времени и усилий. А главное – настойчивости.

Что значит артистизм?

В определении понятия «артистизм» часто встречается краткое, лаконичное толкование: художественная одаренность, склонность к искусству, мастерство. Когда мы смотрим кино или спектакль, то обращаем внимание, насколько искренне передана эмоция, создана атмосфера, ограничен актер с персонажем. Получилось или нет? Так значит, у актеров не все решает природный талант. И как развить в себе артистизм?

Иногда кажется, люди ходят на спектакли, потому что забыли, как играли в детстве, наблюдают чужую игру, чтобы почувствовать себя естественными, получить эстетическое удовольствие, освободиться от эмоций. Во время действия зритель становится пассивным участником всего происходящего на сцене. А если попробовать поиграть? Для этого существуют упражнения, развивающие навык перевоплощения.

Вспомните, какими вы были в детстве: активными, напористыми или скромными и стеснительными. В течение десяти-пятнадцати минут побудьте полным своим антиподом. Часто противоположности не вызывают симпатии. Развитие артистизма помогает лучше узнать окружающих людей, наладить социальные связи.

Дикция и не только

Артист должен четко, внятно произносить слова. Это нужно взять на вооружение. К концу предложения многие говорят приглушенно, собеседник может не расслышать концовку фразы. Некоторые слова настолько похожи по звучанию, что могут сбивать с толку, если их комкать. В таких случаях помогают скороговорки. Важно четкое отделение, «упругость» произносимых слов.

Можно взять диск с любым произведением, попробовать подражать чтецу на записи. Войдя в роль, вы почувствуете точку опоры, основание, которое позволяет голосу литься легко, звонко, свободно. Точка опоры находится в животе, который нужно подобрать, а плечи, по возможности, расслабить.

Тренировка мастерства

Голос, интонация, речь – необходимо развивать людям разных профессий. Чтобы вас слушали, важно говорить не монотонно, а живо. Изучить разные интонации позволяют многие произведения, где присутствует насыщенный диалог. Представьте персонажей, манеру речи – изобразите в небольшом отрывке.

Подражание детским голосам в актерской разминке похоже на подражание героям мультфильмов. Как происходит озвучивание? Актер смотрит на действие и произносит слова по листочку. В доме обязательно где-то лежат детские книжки, например, про Винни-Пуха. Попытайтесь озвучить его, Пяточка и Ослика. На всех — не больше одной минуты. В этой скорости чередования образов есть определенный смысл: сознание не успевает сковывать действия.

Для тренировки хорошо включить мультфильм и произносить фразы за героями. Играя, вы освобождаетесь от негатива. Здесь артистизм помогает необыкновенно.

В актерской разминке присутствует смена образов:

  • Скучный профессор;
  • Зазывала;
  • Ворчащий бюрократ;
  • Ведущий дискотеки.

Пребывание в каждом образе не дольше одной минуты развивает искусство перевоплощения. Высвобождается положительная энергия, развивая творческие способности.

Смена ролей: выберите одну фразу и произнесите ее с позиций разных героев (девочка, мама, бизнесмен, руководитель). Добавьте смену эмоций.

Мимика и пластика

Выражение лица – самый мощный, красноречивый инструмент для передачи внутреннего состояния человека. Лицо передает больше, чем тысячи слов. Актеры, преподаватели, бизнесмены, руководители, дипломаты, родители иногда вынуждены сдерживать проявление эмоций.

Но чрезмерная сдержанность приводит к противоположному результату: общение сильно беднеет из-за скованных жестов, мимики, интонаций.

К определенному возрасту характер человека читается по его застывшим мимическим морщинам. Поэтому полезна зарядка для лица, как развить артистизм упражнения:

  • Произносить протяжно звуки: а, о, ы;
  • Усиленно поднимать и опускать брови;
  • Широко улыбнуться, затем сложить и вытянуть губы вперед;
  • Жмуриться и широко открывать глаза.

Перед зеркалом попытайтесь изобразить радость, удивление, печаль, возмущение, гнев, восторг, задумчивость.

Пластика развивает способность расслаблять зажимы тела. Сбрасывать лишнее напряжение можно прыжками, танцевальными движениями. Пластику развивают упражнениями «волна» — вытянуть в стороны руки, пустить волну через плечи, «стена» — ладонями перебирать по невидимой стене, «покраска забора» — движения кистью, «гребля» — имитация гребли на веслах.

Новые возможности

Преподаватели актерского мастерства рекомендуют перед сценой делать упражнение на напряжение-расслабление. Встаньте прямо, поднимите руки, посмотрите на них, поднимитесь на носочки и потянитесь вверх в течение десяти секунд, а затем расслабьтесь. Упражнение снимает скованность. Если представится возможность сыграть роль на вечеринке у друзей – не отказывайтесь. Вы можете себя приятно удивить.

«Стоять перед публикой и играть на скрипке казалось мне совершенно естественным. Стандарты, на которые я ориентировался, были наивысшими, и я ровнялся по ним, восхищаясь, а не желая выказаться лучшим».

Иегуди Менухин, из книги «Странствия»

Артистизм - художественная одаренность, выдающиеся творческие способности. Высокое творческое мастерство, виртуозность в каком-л. деле. Особое изящество манер, грациозность движений. (

Толковый словарь русского языка под редакцией Т.Ефремовой)

Артистизм - несомненное проявление творческого начала человека. Хотя эта черта нужна не только людям искусства, актерам и певцам. Проявление артистизма всегда помогает в обыденной жизни.

Артистизм - это искусство перевоплощаться, когда того требует ситуация.

  • Артистизм - это умение надеть маску и соответствовать выбранной роли.
  • Артистизм - это умение перевоплощаться, как внешне, так и внутренне, не изменяя самому себе.
  • Артистизм - это умение стать другим - на сцене, в жизни - когда этого требуют обстоятельства.

Суть артистизма заключается в умении воздействовать на публику, «захватывать» её своим исполнением. Здесь на первый план выходит способность не только глубокого психологического проникновения в музыкальное произведение, но также и способность подчинить аудиторию своей творческой воле - «артистический магнетизм». Не последнюю роль играет личностное обаяние. Например, о выдающимся американском пианисте В. Клайберне говорили, что даже если бы он только общался с публикой, то всё равно имел бы большой успех, настолько музыкант был обаятелен. Артистическое умение вовлечь в музыкальное переживание слушателя.

Артистичность включает в себя способность двойного переживания времени на эстраде. Оно заключается в мгновенном предчувствии, предугадывании целого, которому ещё только предстоит развернуться. И также это проживание реальных мгновений, которое проявляется в направленности сознания, воли на общее движение музыкальной мысли. Двойное переживание времени немыслимо без резкого психического переключения с хорошей мышечной реакцией. Двойное переживание времени предполагает и умение «раздваивать» внимание, быть одновременно увлеченным и холодным аналитиком. Особенность артистического исполнения заключается в том, что те мысли и чувства, которые вкладывает музыкант, должны быть им продуманны и прочувствованны заранее, в процессе вживания в музыкальный образ. Они должны стать как бы сутью энергетики звучащего образа. А на сцене важны контроль и самообладание в реализации своих замыслов.

Артистизм - это особое психическое свойство натуры, не всегда соответствующее её общим психическим качествам. Хотя нередко яркий музыкант, властно воздействующий на огромную аудиторию, в быту бывает спокойным человеком с мягким характером. И наоборот, исполнение императивной личности, с выраженными лидерскими чертами, может быть безвольным, лишенным харизматических качеств.

Понятие артистизма не идентично понятию эстрадной выдержки. Историческая практика подтверждает, что нередко яркие, артистические натуры чувствовали психологический дискомфорт при публичном выступлении. И наоборот, люди, лишенные артистического таланта, порой свободно могут выходить на сцену, уверенно играть, ничего «не теряя», но и не потрясая уши слушателей. Обладание эстрадной выдержкой зависит от психического склада натуры, так как пребывание на сцене, тем более музыкальное исполнительство, актерская игра связаны с сильным психическим давлением. Поведение на эстраде - это поведение в экстремальной ситуации, суть которой заключается, во-первых, в направленности внимания множества людей, в воздействии их биополей, во-вторых, в общественной значимости публичного выступления.

Практика показала, что волнение необходимо во время публичного выступления, оно должно привносить повышенную остроту восприятия и чувствования. Такое волнение называют продуктивным. Излишнее волнение, не связанное с интерпретацией и наоборот, мещающее самовыражению, является непродуктивным.

Считаю неправильным целенаправленное и акцентированное воспитание в музыканте ощущения общественной значимости выступления, так как зачастую именно этот фактор является причиной чрезмерного и непродуктивного волнения. Отмечают, что большинство детей, в отличие от взрослых, не боятся публичного выступления именно потому, что не осознают его общественной значимости. Но в подростковом возрасте приходит это осознание, и появляется боязнь выхода на сцену. Умение абстрагироваться от гнетущей «ответственности», преодолеть мрачные предчувствия требует и волевых усилий и серьезного самовнушения. Изначально, акцентируя внимание музыканта на том, что выход на сцену обязательно имеет определенную (общественную или социальную) цель, значимую для него: будь - то зависимость от успешного выступления зачисление в учебное заведение, сдача переходного экзамена, получение лауреатского звания, утверждение профессионального статуса и т. д., наконец, просто комфортное психологическое состояние - формируется в первую очередь страх публичного унижения, получения отрицательных отзывов о выступлении. А так как зачастую музыкант идентифицирует себя со своим творчеством, «качество себя» с качеством владения инструментом и мастерством интерпретации, то в результате, публичное выступление вызывает предчувствие, сравнимое с предчувствием катастрофы, если выступление будет неудачным. В переживании подобного состояния невозможно говорить об артистичном или даже хотя бы просто выразительном исполнении, так как все эмоциональные и психологические ресурсы музыканта уходят на то, чтобы справиться со страхом, просто «пережить» эту ситуацию, как один из неприятных, но необходимых для социальной самореализации процессов.

Долгое время считалось, что единственный способ адаптироваться к психологически некомфортной сценической ситуации заключается только в регулярном выходе на сцену. Но в последние десятилетия сценическое волнение стало предметом научного исследования, результаты которого показали, что эстрадная выдержка поддается воспитанию.

Безусловно, основой психологически комфортного состояния на сцене является степень выученности произведения. Поэтому прежде чем вынести произведение не концерт, необходимо проверить: соответствует ли оно критерию эстрадной готовности. Это понятие ввел и использовал Л.Л. Бочкарев. Критерий эстрадной готовности включает в себя: умение осознанно управлять игрой, умение интерпретировать произведение в воображаемом звучании и в действии, исчезновение представлений о технических трудностях, проявление импровизационной свободы, возможность эмоционального «проживания», своего исполнения и «слушательского» восприятия своей игры, способность регулировать психологическое состояние. Только произведение, выученное на таком уровне, следует играть публично, в этом случае можно говорить о сценической адаптации.

Если мы говорим, что музыкант это артист , а не просто человек, профессия которого связана с работой на публику, то соответственно воспитание музыканта должно проходить не только в рамках обучения совершенному владению инструментом, но и как актера.

Готовясь к публичному выступлению, исполнителю необходимо обдумать образы, которые или о которых он будет исполнять произведение. Найти примеры этих образов в жизни, в литературе, живописи, в театре и т.д. Найти через какие музыкальные средства выразительности можно проявить эти образы, где они заложены в произведении. Тренировать на уроке эмоциональное артистическое состояние, состояние, передающее образ, а не только решение технических трудностей. Добиваться нужного результата, эффекта. Вживание исполнителя в образ происходит в самообразе посредством "механизма видения, созерцания, просматривания" (К.С. Станиславский). Мыслящему художнику предоставляется свобода в понимании исполняемого, потому что для него есть одно обязательное - это идея, лежащая в основании произведения. Познать эту идею, перечувствовать ее или освятить светом разума - вот что является первой задачей исполнителя.

Сценическое искусство музыканта-исполнителя связано с мастерством художественно-сценического мышления, так как только в результате творческого, сознательно организованного специфического процесса образного мышления музыканта на сцене рождаются глубокие, разносторонние чувства, содержательное, эмоциональное инструментальное звучание. Поэтому перед исполнителем ставится задача не только понимания знакового текста композитора, анализа формы и содержания произведения, но и создание программы психологического воздействия на слушателя и ее передачи в зал, переводя слушателя в другую реальность, выводя его на новый тип переживаний созданием виртуальной реальности и уходом в свой внутренний мир.

Для развития художественно-сценического мышления музыканта можно воспользоваться опытом практики подготовки актеров, в которой прежде всего уделяется внимание развитию общих способностей у представителей всех видов искусства: воображения, образной памяти, образного мышления, способности переводить абстрактную идею в образную форму, активной реакции на явления действительности, тонкой чувствительности, общей эмоциональной восприимчивости.

Для области театральной режиссуры выделяются специальные способности: аналитические (глубина, гибкость, самостоятельность, инициативность мышления), экспрессивные (пластика, мимика, жесты, речь). Для актерской профессии также выделяются значимые способности: сценический темперамент, способность к перевоплощению, сценическое обаяние, заразительность и убедительность.

Эти теоретические предпосылки важны для описания задач подготовки музыкантов, так как между театром и музыкой имеются не только различия, но и некоторые черты сходства: это временные искусства; они нуждаются в исполнителе - творческом посреднике между драматургом и зрителем, композитором и слушателем. Психология музыкально-исполнительской деятельности (В.И. Петрушин) изучает проблему передачи композиторского замысла в конкретном воплощении музыканта-исполнителя.

Актуальна проблема сценического артистизма и актерского перевоплощения: "Хороший актер, находясь на сцене, произнося свой текст, всегда стремится быть в соответствующем образе, живя на сцене и действуя так, как будто переживания героя становятся его собственными. В отличие от актеров музыканты часто позволяют себе играть, не находясь в соответствующем психоэмоциональном состоянии. Поэтому здесь встает вопрос об артистической подготовке музыканта-исполнителя, освоении приемов актерской психотехники, основы которой разработал К.С. Станиславский"

На основе выделенных специфических черт актерской деятельности исследователями отмечаются сходства актерской деятельности с деятельностью музыканта-исполнителя: музыкант-исполнитель, как и актер, - один в "трех лицах" (творец, материал, из которого создается сценический образ, и конечный результат - предмет творчества); музыкант-исполнитель, как и актер, должен постичь образ, внутренне его смоделировать и воспроизвести, проникнув в атмосферу авторского замысла и увлекая музыкальным выражением.

Музыкальное перевоплощение осуществляется только во внутреннем плане, отличаясь своей неявностью, художественно оправданное звучание вырастает как результат внутренней работы, а не как сама актерская игра. "Но проникновение в эту сферу - в до - или сверхзвуковую реальность происходит только через артистизм, через возможности перевоплощения». Публичность творчества музыканта-исполнителя требует особой физической организации его эмоционального аппарата и творческого мышления, что необходимо актеру. Музыкант-исполнитель в одном лице и артист, и режиссер, и актер, что требует развитых творческих способностей, интеллектуального потенциала и гибкости мышления.

Артистизм - умение передавать эмоциональную информацию с помощью движений, мимики, выражения глаз и голоса. Причем информация может быть как правдивой, так и ложной. Артистизм это искусство перевоплощения, позволяющее человеку надевать определенную «маску». Вживаясь в роль, человек временно меняет свою личность, не изменяя при этом глубинные личностные установки.

Артистизм является полезным человеческим качеством, которое сопровождает нас в повседневной жизни и на работе. В первую очередь артистизм необходим актерам, но немаловажен он и в других сферах деятельности - к примеру, без него сложно работать бизнесменам, преподавателям, журналистам, торговым представителям и всем, кто имеет дело с людьми. Крайне важен он и в обычной жизни, потому что для сохранения хороших отношений нам часто выгоднее вести себя не так, как хочется, а так, как того требует ситуация.

Артистизм является врожденным человеческим качеством - посмотрите, насколько артистичны дети, как старательно и без стеснения они вживаются в образы персонажей своих игр, как разговаривают разными голосами за кукол, как легко становятся принцессами и злыми волшебниками. Но со временем взрослые искореняют в них детскую непосредственность, малыши учатся сдерживать свои эмоции, подчиняются созданному обществом имиджу сознательного человека, которому не пристало бегать по квартире в костюме индейца и поражать воображаемых врагов из игрушечного лука. Умение сдерживать эмоции тоже является одним из проявлений артистизма, о чем мы поговорим ниже.

Женщины более артистичны, чем мужчины. Дамы более открыты и эмоциональны, привычны проявлять больший спектр чувств, чем представители сильного пола, которым с детства внушают, что нельзя плакать и жаловаться, что «телячьи нежности» удел женщин и детей, что открытое проявление умиления и восторга - не мужское дело. У мужчин остается лишь узкий спектр внутренних качеств, которые позволено показывать на публике - уверенность, спокойствие, храбрость, сила характера.

К счастью, человек - строптивое существо и не всегда склонен прислушиваться к общественному мнению, поэтому среди мужчин немало артистичных личностей, способных сыграть любую роль, которую от них потребует жизнь или режиссер фильма.

Что такое артистизм для нас в первую очередь? Это инструмент управления собой и людьми. Звучит странно… Но вдумайтесь - для чего люди играют определенные роли? Чтобы вызвать отклик в душе зрителя. А добившись нужных эмоций, возможно направить человека по тому пути размышлений, который выгоден артисту.

Прекрасный пример - блеф в покере. Игрок делает вид, что у него хорошие карты, поднимает ставки, пока противники не струсят и не бросят карты на стол. В покере артистизм является наиболее важным качеством победителя - непросто сидеть со спокойным и уверенным выражением лица, когда на руках не самый лучший расклад, а на кону крупные суммы денег.

Блеф уже давно перекочевал из покера в бизнес и другие сферы жизни человека, и мы прекрасно знаем, что от качественно разыгранного «спектакля» нередко зависит судьба сделок и целых компаний.

Артистизм - это притворство. Когда человек демонстрирует другим не то что чувствует на самом деле, это практически то же самое, что неприкрыто лгать.

Так могут полагать люди, привыкшие искренне выражать свои эмоции и чувства. Но если вдуматься, даже самому правдивому человеку ежедневно приходится надевать новые маски.

К примеру, некто видит на улице человека с крайне изуродованным лицом - естественным желанием будет подойти и рассмотреть поближе. Но ведь мы с детства знаем, что людей с физическими недостатками нельзя открыто разглядывать, их это обижает и оскорбляет. Поэтому наш правдивый человек пройдет мимо, сделав вид, что ничего не заметил. После трудного рабочего для он зайдет к старенькой больной маме, и будет усиленно притворяться, что у него все хорошо, хотя в семье появились проблемы и образовались крупные долги. Но ведь он не может расстраивать маму, у которой плохо с сердцем… На следующий день, встречаясь с важными партнерами, он произнесет зажигательную и убедительную речь, доказав целесообразность продолжения сотрудничества - хотя в действительности он очень устал и мечтает лишь нормально выспаться.

Кроме того, артистизм не обязательно является демонстрацией несуществующих эмоций - иногда очень важно донести до оппонента свое личное отношение к ситуации: озабоченность проблемой, сопереживание, любовь, огорчение. Часто бывает, что решение проблемы зависит именно от того, насколько вторая сторона уверена в заинтересованности первой. Например, если муж не сумеет продемонстрировать свое искреннее раскаяние за проступок или обеспокоенность состоянием здоровья супруги, жена будет думать, что безразлична ему - на этой почве семья может даже распасться. А может, он действительно ее любит, но не умеет выражать свои эмоции?

Как видите, артистизм является немаловажным компонентом взаимодействия с людьми, а его отсутствие значительно усложняет жизнь. К счастью, его можно развивать и тренировать, и в этом помогут различные несложные упражнения и задания.

1. Играйте в игры. В статье упоминался покер - это прекрасная игра для развития качеств артиста. Правда, это не значит, что нужно идти в казино и просаживать там всю зарплату. Лучше играть с друзьями на желания - это не только сохранит бюджет участников, но и сослужит хорошую службу. Ведь, исполняя желания, проигравший продолжает развивать артистизм - обычно друзья дают шутливые задания, связанные с посторонними людьми. Признайтесь в любви прохожему, сходите к соседям в полночь и попросите у них топор, прокричите в окно какую-нибудь глупость. Это сделает жизнь веселее, а вас - намного храбрее и увереннее в себе.

Кроме того, существует немало игр для взрослых и детей, которые помогут сделать человека более артистичным. Например, «Море волнуется раз» или «Царевна Несмеяна». Такие игры можно устраивать на праздники в большой компании или во время выездов на пикник.

2. Идите в ногу со временем. Вы знаете, что такое «сэлфи» ? Конечно, знаете! Сейчас оно настолько модно, что даже бабушки выкладывают в интернет снимки, сделанные в зеркало или с вытянутой руки. Используйте это веяние современности для улучшения своих актерских навыков. Выпишите на лист бумаги все известные вам эмоции, и фотографируйте себя, пытаясь изобразить их. Посмотрите, что получается. Для большего эффекта можно выложить фото в социальную сеть, чтобы друзья и знакомые смогли выразить свое мнение по поводу ваших талантов.

Почти у всех есть видеокамеры, встроенные в фотоаппарат или телефон, можно делать видеозаписи с веб-камеры. Записывайте видеообращения, читайте стихи с выражением, рассказывайте на камеру свои соображения по каким-либо волнующим вас вопросам. Это раскрепощает и дает возможность посмотреть на себя со стороны, понять, над чем нужно поработать. Может, хромает произношение, или вы все время трете нос рукой, а может, «бегают глазки». Разглядывая записи, вы сможете создать свой образ общения, более обаятельный и приятный, чем сейчас.

3. Научитесь испытывать нужные эмоции. В чем заключается успех самых лучших актеров? Им нельзя играть - наигранные чувства не вызывают доверия. Чтобы изобразить какую-то эмоцию, ее необходимо переживать. Для этого нужно вспомнить события, провоцировавшие чувства, которые собираетесь изобразить: для радостных переживаний подойдут счастливые моменты из детства, а чтобы вызвать у себя горе и тоску, вспомните о самой большой потере в жизни - смерть близкого человека, пожар в доме, болезнь. Вспомните и сосредоточьтесь на деталях и зрительных образах, позвольте себе погрузиться в прошлое - и тогда нужные эмоции сами отразятся на лице.

4. Держите себя в руках. Развитие артистизма предполагает не только демонстрацию «правильных» эмоций, но и подавление тех, которые на данный момент не стоит показывать. Есть, например, такое выражение как «сбивать цену» - это прием из сферы актерской игры в повседневной жизни. Что предпринимает человек, чтобы сбить цену? Он делает вид, что вожделенное приобретение не так уж ему нужно - для этого приходится сдерживать в себе чувство желания, нетерпения, предвкушения близости желаемого объекта. Этот прием действует и в торгах, и в отношениях между людьми - когда человек видит, что его предложение мало интересует покупателя, он снижает цену. К данному методу, например, относится непреложное правило девушек: не брать трубку сразу, чтобы парень не подумал, что она ждала звонка.

Как научиться не выдавать своих истинных чувств на публике? О том, как управлять эмоциями , существует немало статей в интернете, поэтому остановимся лишь на одном, самом простом и действенном способе. Чтобы эмоция не контролировала вас, нужно поверить, что она является не душевным, а физиологическим проявлением. Это так и есть: эмоции - лишь химические реакции мозга на какие-то события. Если хорошенько проанализировать их, получится, что они выражаются в каких-то физических симптомах - начинает усиленно биться сердце, перехватывает дыхание, бросает в жар или в холод, «тянет» живот. Если относиться к этому как к физическому явлению, удастся воспринимать эмоцию как слабую боль, на которую можно не обращать внимание. Ведь порезавшись, вы не страдаете всю неделю над своей ранкой, пока та не затянется - вы стараетесь забыть о дискомфорте и работать так, как будто ничего не случилось. На эмоции можно точно так же не обращать внимания, делая то, что необходимо: когда страшно - абстрагироваться и призвать на помощь состояние спокойствия через воспоминания о чем-то, что приносило умиротворение в прошлом. Хорошо развитая артистичность невозможна без умения управлять эмоциями, поэтому над этим придется поработать.

***
Как в любом явлении, в артистизме есть крайности. Бывают живые и артистичные, но чересчур искренние личности, способные показывать лишь настоящие эмоции, не вдумываясь в результаты своего поведения. Таких людей обычно считают глупыми, недальновидными и примитивными: «Прямой, как стол!» или «Простой, как пять копеек!» - говорят о них. Вряд ли это похоже на комплимент. Противоположная крайность - патологическое лицемерие, при котором человек никогда не демонстрирует своих истинных намерений.

Две других крайности - это полное отсутствие артистизма и наоборот, претенциозность, слишком демонстративное поведение, привлекающее много внимания. Абсолютно не артистичный человек больше похож на робота, запрограммированного только на одну эмоцию - спокойствие, уныние или молчаливое недовольство; слишком артистичный - раздражает и утомляет своими бесконечными всплесками.

Конечно, любые крайности - это плохо, необходимо найти золотую середину, чтобы добиваться поставленных задач с помощью своих врожденных актерских способностей. Без работы над собой артистизм напоминает грубый алмаз - его необходимо огранить и довести до совершенства, и тогда он станет ярким украшением личности.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .