Домой / ПО / Педагогическое сопровождение развития детской одарённости. Успехи современного естествознания Педагогическое сопровождение развития одаренных детей

Педагогическое сопровождение развития детской одарённости. Успехи современного естествознания Педагогическое сопровождение развития одаренных детей

Развитие нашего общества и вхождение его в информационно-техническое пространство XXIвека сформулировали новое поле образовательной деятельности России. На совершенствование образовательной системы в нашей стране оказывает социальный заказ общества на творческую, активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретённые знания в разнообразных жизненных ситуациях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Психолого-педагогическое сопровождение одарённого ребёнка».

Учитель английского языка Лопатина С.Н.

МАОУ СОШ №36

Развитие нашего общества и вхождение его в информационно-техническое пространство XXI века сформулировали новое поле образовательной деятельности России. На совершенствование образовательной системы в нашей стране оказывает социальный заказ общества на творческую, активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретённые знания в разнообразных жизненных ситуациях.

Это находит своё отражение в возникновении образовательных учреждений нового типа, ориентированных на обучение и воспитание способных и одарённых детей. Термин «одарённость» вызывает много споров. Говорят, что это генетически обусловленная исключительность. И данное суждение допустимо. Но есть и другое мнение, высвечивающее иной аспект проблемы одарённости. Мозг человека с его способностью к творчеству может рассматриваться как величайший дар природы, и в этом смысле «одарённость» представляет уже не как исключительность, а как «потенциал», «дар», имеющийся у каждого. Понимание этого важно не только для выявления дидактических аспектов проблемы обучения и педагогического сопровождения одарённых и способных детей, но и для построения дидактической системы, ориентированной на развитие человеческого потенциала в целом.

Среди современных концепций одарённости самой популярной является концепция, разработанная одним из известных специалистов в области обучения одарённых детей-Дж. Рензулли. Согласно его теории, одарённость есть сочетание трёх характеристик: интеллектуальных способностей(превышающих средний уровень), креативности и настойчивости(мотивации, ориентированной на определённую задачу).

Специфические особенности одарённых детей описаны в специальной литературе таких авторов как: Ю.З.Гильбух, А.Карне, Ф.Монкс, А.М.Матюшкин. Одним из важных отличий одарённых считают несбалансированность развития: опережение сверстников в интеллектуально-творческом плане часто может сочетаться у них со средним уровнем психосоциального или физического развития. Одарённые дети часто оказываются неудобными, требующими слишком много внимания, отличающимися от остальных детей и потому бывают отвергаемыми учителями, одноклассниками, родителями. Может создаться впечатление, что детская одарённость- процесс аномальный и ему всегда сопутствуют различного рода трудности. Конечно же, это не так. Одарённый ребёнок – ребёнок, который развивается по другому, он требует изменения установившихся норм взаимоотношений, других учебных программ. Особенно трудно своевременно заметить такого ребёнка. Идентифицировать ребёнка как «одарённого» или «неодарённого» на данный момент времени- значит искусственно вмешаться в его судьбу, заранее, предопределяя его субъективные ожидания. Следует помнить, что одарённость у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме. Анализируя особенности поведения ребёнка, педагог должен иметь в виду, что существуют дети, чью одарённость они пока не смогли увидеть. Так же важно помнить, что признаки одарённости, проявляющиеся в детстве, даже при благоприятных условиях могут постепенно исчезнуть. Чаще всего это происходит из-за несоответствия потребностей дальнейшего развития одарённого ребёнка условиям обучения и воспитания в так называемом смешанном классе. Однако если по отношению ко всем обычным детям при возникновении у них трудностей в учёбе, поведении, общении-педагог, психолог и родитель ищут пути помощи и коррекции через выявление их причин, то иначе обстоит дело с одарёнными. Чтобы работа с одарёнными детьми была эффективной, необходим анализ и выявление подлинных механизмов, порождающих эти проблемы, и понимание, что одарённость- это не просто результат высоких способностей ребёнка, но и в первую очередь это проблема становления его личности.

Из всего спектра проблем обучения одарённых детей можно выделить две стратегические линии. Первая – не важно, будет ли одарённый ребёнок опережать сверстников в подростковом и юношеском возрастах и станет ли затем выдающимся специалистом. Профессиональный долг педагога – учить ребёнка в соответствии с тем темпом, который ему доступен. И вторая линия – необходимо искать педагогические возможности для поддержания уровня и темпа развития.

Развитие одарённости школьников возможно при реализации следующих условий: 1) своевременная диагностика возможностей ребёнка; 2) адекватное содержание обучения; 3) внедрение личностно-ориентированной и развивающей технологией; 4) психологическое и педагогическое сопровождение учащегося; 5) побудительно-интенсифицирующая деятельность учителя.

Выделим из данных условий важное и стоящее на первом месте: педагогическое сопровождение учащихся. Внедрение педагогического сопровождения создаёт условия для обеспечения собственной учебной деятельности школьников, учёта и развития их индивидуальных способностей, а в центре внимания – способ обучения, способствующий включению внутренних механизмов личностного развития детеё, их интеллектуальных способностей.

Целью педагогического сопровождения одарённых детей является создание эффективной системы работы, развивающей и поддерживающей одарённых детей и обеспечивающей их личностные саморазвитие, самореализацию, самоопределение и социализацию.

Исходя из цели можно решить следующие задачи педагогического сопровождения одарённых детей:

  1. Создание условий для развития и реализации потенциальных способностей одарённых и способных детей;
  2. развитие у школьников умений выделить главное, существенное в материале;
  3. развитие у школьников самостоятельного мышления;
  4. развитие речи детей: обогащение словарного запаса и смысловых функций речи ученика в ходе решения образовательных задач;
  5. развитие воображения, памяти, внимания одарённых детей;
  6. формирование у одарённых детей умения преодолевать трудности в учении, закалять волю, обеспечивать ситуации эмоциональных пережеваний4
  7. развитие поисково-исследовательских методов получения знаний по образовательным областям;
  8. развитие индивидуальных творческих способностей школьников в условиях комфортной познавательной ситуации.

Работая с одарёнными детьми, следует выделить несколько моментов в области мотивации таких детей:

А) постоянно стимулировать и мотивировать положительное отношение одарённых детей к саморазвитию и самореализации через работу в зоне ближайшего развития, создание ситуаций успеха, обеспечение психологического и физического здоровья школьников, гигиены труда;

Б) стимулировать мотивацию учения через удовлетворение потребностей школьников в общении и деловом сотрудничестве с учителями и одноклассниками;

В) способствовать развитию творческого потенциала школьников, сохранять их эмоциональное благополучие.

У одарённых детей – высокая познавательная активность, и не всем учителям под силу отвечать на их настойчивые вопросы и удовлетворять их интеллектуальный голод. Поэтому особое внимание следует уделять личности учителя и его побудительно-интенсифицирующей деятельности.

А также необходима высокая профессиональная компетентность педагога, работающего с одарёнными детьми. К профессиональной компетентности можно отнести психолого-педагогические знания, умения и навыки, являющиеся результатом активного усвоения психологии и педагогики одарённости:

1) знания об одарённости, её видах, психологических основах, критериях и принципах выявления;

2) знания о психологических особенностях одарённых детей, их возрастном и индивидуальном развитии;

3) знания об особенностях профессиональной квалификации специалистов для работы с одарёнными детьми;

4) умения и навыки в области разработки и реализации методов выявления одарённых детей на основе признаков одарённости.

Немало важной составляющей профессиональной компетентности являются и профессионально значимые личностные качества педагогов:

  1. высокие уровни развития познавательной и внутренней профессиональной мотивации;
  2. высокая и адекватная самооценка;
  3. стремление к личностному росту.

Все вышеназванные качества срабатывают эффективно лишь в системе и тогда, когда подчинены важнейшему качеству педагога – «желанию жить в ученике».

Часто дети с признаками одарённости вольно или невольно создают своим поведением нестандартные ситуации, для решения которых сформировавшиеся ранее «учительские» стереотипы вредны как для ребёнка, так и для самого учителя. Поэтому, учитывая психологические, дидактические и иные особенности обучения и развития одарённых детей, основным требованием к подготовке педагогов для работы с ними является изменение педагогического сознания. Важным является изменения стереотипов восприятия ученика образовательного процесса и особенно, самого себя. Опыт работы показывает, что один из наиболее распространённых стереотипов традиционного учительского сознания заключается в том, что ученик рассматривается как объект педагогического воздействия, но не как субъект совместного образовательного процесса. Это означает, что, работая с одарёнными детьми, педагог должен уметь вставать в рефлексивную позицию к самому себе.

В соответствии с этим подготовка педагогов для работы с одарёнными детьми должна строиться с учётом принципа единства и дифференциации общего и специального обучения, этапности обучения, принципа единства фетеоретической и практической подготовки. При проведении психолого-педагогического мониторига эффективности сопровождения одарённых детей в образовательном учреждении необходимо учитывать следующие составляющие:

1. комплексный подход к процессу организации сопровождения одарённого ребёнка с привлечением всех участников образовательного процесса(педагогов, администрации, родителей);

2. обязательный учёт зоны ближайшего развития при разработке индивидуальной программы сопровождения ребёнка;

3. комплексность оценивания всех сторон поведения и деятельности ребёнка, с использованием различных источников информации и длительности наблюдений;

4. разнообразное включение ребёнка в специально организованные сферы деятельности, которые соответствуют его интересам;

5. тщательная экспертиза продуктов деятельности детей с использованием метода компетентных судей и анализ реальных достижений одарённых детей(участие в олимпиадах, конкурсах, школьных конференциях, фестивалях).

Все вышеназванные составляющие психолого-педагогической компетентности педагога и эффективности организации психолого-педагогического мониторинга в образовательном учреждении позволяют сделать вывод, что для педагогического сопровождения одарённого ребёнка требуется «одарённый» педагог. Высокие способности – это тот плацдарм, на котором одарённость может базироваться, но только при условии терпеливого, внимательного и бережного отношения взрослых к проблеме развития способностей ребёнка, к вопросу формирования его личности.

Литература.

  1. Д.Б.Богоявленская «Психология творческих способностей».-М.,2002.
  2. Д.Б.Богоявленская «Основные современные концепции творчества и одарённости».-М.,1997.
  3. Электронный ресурс-http://www.den-za-dnem.ru. «Рабочая концепция одарённости».

1

Козырева Н.А.

В настояще время весьма актуальной является задача поиска, отбора, поддержки и развития интеллектуально одарённых детей. «Трёхкольцевая модель одарённости» Рензулли включает следующие компоненты: высокий уровень интеллекта, креативность и усиленную мотивацию. Такие дети требуют дифференцированных учебных программ и особой педагогической поддержки. В современной практике обучения используются педагогические стратегии и программы, которые предусматривают высокий уровень развития мыслительных процессов, совершенствование творческих способностей и быстрое усвоение знаний, умений и навыков. Процесс обучения одарённых детей требует создания особой образовательной среды. Ключевой фигурой в создании такой среды является учитель. Функция педагога состоит в сопровождении и поддержке, развитии личности ученика. Продуктивность взаимодействий обеспечивается включённостью ученика и учителя в общую целенаправленную деятельность.

Отличительной чертой современного общества является высокий уровень наукоёмких технологий и их доминирование в экономике развитого государства. Именно поэтому задача поиска, отбора, поддержки и развития одарённых детей в области естественно-математических наук приобретает особую актуальность.

В современной психологии не существует общепринятого определения понятия «одарённость», как и единой теории одарённости. Попытка выработать общий подход к проблеме была предпринята в 1972 году. В специальном докладе государственного отдела образования конгрессу США было предложено следующее определение: «Одарёнными и талантливыми учащимися являются те, кто выявлен профессионально подготовленными людьми как обладающие потенциалом к высоким достижениям в силу выдающихся способностей. Такие дети требуют дифференцированных учебных программ и/или помощи, которые выходят за рамки обычного школьного обучения, для того чтобы иметь возможность реализовать свои потенции и сделать вклад в развитие общества. Дети, склонные к высоким достижениям, могут и не демонстрировать их сразу, но иметь потенции к ним в любой из следующих областей (одной или в сочетании): общие интеллектуальные способности; конкретные академические способности, творческое или продуктивное мышление; лидерские способности; художественные и исполнительские искусства; психомоторные способности».

Российские учёные в рамках Федеральной программы «Одарённые дети» разработали рабочую концепцию одарённости, отражающую как результаты фундаментальных отечественных исследований, так и современные тенденции мировой науки. В ней дана систематизация основных признаков одарённости, проведённая по двум аспектам деятельности: инструментальному и мотивационному; предложена классификация видов одарённости. В концепции отмечается, что «одарённый ребёнок - это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.» Как видно из приведённых цитат, одарённость - это явление не только педагогическое и психологическое, но и социальное, поскольку речь идёт об успехах в социально значимой сфере деятельности человека.

Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает вопрос о практике работы с одарёнными детьми. Анализ исследований зарубежных специалистов позволяет выделить три стратегии обучения: ускорение, дающее возможность детям с сильным опережением в интеллектуальном развитии обучаться по стандартным школьным программам в темпе, соответствующем их индивидуальным возможностям; обогащение предусматривает расширение и углубление содержания изучаемого материала; группирование, которое предполагает объединение одарённых детей в группы по интересам для обучения по различным учебным планам и программам.

В отечественной педагогике кроме этих, рассматриваются стратегии углубления, предполагающие более глубокое изучение тем, дисциплин или областей знаний учениками, у которых обнаружены экстраординарные способности; а также проблематизации, стимулирующей личностное развитие одарённых детей, в том числе развивает способности к дивергентному, творческому мышлению.

В современной практике обучения одарённых детей используются все перечисленные стратегии, что и определяет основные типы существующих программ: обычные учебные программы, программы с обогащением, специализированные программы.

Поскольку программы первых двух типов опираются лишь на одну из множества характеристик, присущих одарённым детям, - высокую способность усвоения информации, то они недостаточно успешно решают задачи развития творческих способностей, интеллектуальной инициативы, критического мышления, социальной адаптации, социальной ответственности, лидерских способностей.

Учебные программы для одарённых детей предусматривают развитие мыслительных процессов более высокого, чем обычно, уровня, психологическое и личностное развитие, совершенствование творческих способностей и, конечно же, более высокого усвоения знаний, умений и навыков. Поэтому при разработке подобных программ одной из основных целей является поощрение продуктивной творческой деятельности. Для её реализации используется схема, основу которой составляет «трёхкольцевая модель одарённости» Рензулли. Она включает в себя следующие три основных компонента: высокий уровень интеллекта, креативность (творческие способности) и увлечённость задачей (усиленную мотивацию). Суть этой модели в том, что учащиеся не ограничиваются приобретением навыков интеллектуальной деятельности, но также имеют возможность вести самостоятельную исследовательскую работу. При этом используется три вида обогащения учебной программы. Познавательная деятельность общего характера предполагает знакомство школьников с интересующими их областями познания.

Групповое обучение обеспечивает развитие таких мыслительных навыков, как анализ, сравнение, классификация, систематизация, формулирование гипотез, построение закономерностей и т. д. Второй вид стратегии обогащения предполагает, что занятия основываются на предметном содержании той области научного познания, которую выбирает ученик в соответствии со своими способностями и интересами (спецкурсы по выбору, кружки).

Третий же вид предназначен для одарённых детей. Это работа, проводимая в малых группах или индивидуально, представляет собой исследование и решение каких-либо задач и позволяет приобщить учащихся к продуктивной творческой деятельности (проектная деятельность: групповая или индивидуальная).

Одарённый ребёнок - это гармоничное сочетание отношений: коммуникативных, интеллектуальных, информационных, эмоционально - личностных. Игнорирование какой - либо сферы отношений ребёнка влияет на гармоничность его развития. Высокий интеллект или академические способности, как показывает практика и научный анализ, не гарантируют успех не только в зрелом возрасте, но и в процессе школьного обучения. Поэтому очень важно, чтобы дидактические построения исходили из понимания единства и сложности личности одарённого ребёнка. Следовательно, образовательный процесс для одарённых детей требует создания особой образовательной среды, которая

1) должна служить средством для раскрытия и развития природных задатков для детей с предодарённостью (среда должна быть максимально вариативной и по содержанию, и по способам деятельности);

2) должна стать средством, дающим возможность проживания состояния творческого акта для детей с ситуативным типом одарённости (среда должна быть насыщена ситуациями, способствующими вхождению в творческое состояние, обязательным является положительное эмоциональное подкрепление при выполнении задачи);

3) должна стать средством удовлетворения потребности в избранной деятельности, средством личностного самоутверждения, средством приобщения к общечеловеческим ценностям для детей с личностным типом одарённости (среда должна быть максимально насыщенной и по предметному содержанию, и по нравственно - этическим представлениям об общечеловеческих ценностях).

Эта развивающая среда, как центральная часть образовательного процесса, интегрирует в себе различные образовательные кредо, их элементы, образовательный материал и субъектов образовательного процесса. Наиболее трудным является гармоническое формирование субъектности педагога и одарённого ребёнка, поскольку не может школьник автоматически стать субъектом учебной деятельности. Превращение ученика в субъект происходит в процессе его учебной деятельности. И нужно иметь в виду, что процесс накопления субъектного опыта - нелинейный процесс. Это влечёт за собой некоторые трудности в осмыслении динамики развития одарённого ребёнка учителем. Ведь учитель тоже развивается как субъект педагогической деятельности. Что же является механизмом, обуславливающим гармоничную сбалансированность в учебных отношениях «педагог - одарённый ребёнок»?

Взаимопонимание в учебно - педагогической деятельности достигается через взаимную рефлексию (осознанность) посредством информационно - личностных отношений учителя и ученика. То есть обучение одарённого ребёнка возможно при условии значительного развития теоретической и практической рефлексивности учителя. Такая рефлексивность одновременно является и условием создания развивающей среды. Безусловно, ключевой фигурой в создании этой среды является учитель. Именно поэтому высоки требования к его профессиональной и личностной подготовке. Работая с одарёнными детьми, учитель должен уметь вставать в рефлексивную позицию к самому себе. Принятие самого себя, образа своего Я, является необходимым условием для практической реализации принципа «принятия другого», как одного из основных психологических принципов педагогической деятельности. Именно благодаря ему происходит превращение «знаний - умений - навыков» из цели образовательного процесса в средство развития познавательных, личностных и духовных способностей ученика. Опыт работы с одарёнными детьми показал, что учителю необходимо развивать такие «субъект - субъектные» способы восприятия, мышления, общения и поведения, которые опирались бы на своеобразие и индивидуально - психологические особенности обучения и развития одарённых детей. Педагогическая функция видится в сопровождении и поддержке, развитии личности ученика. Развивать же в педагогическом взаимодействии может только такая деятельность и общение, которая вступает в резонанс с внутренними, природными закономерностями. Целостная реализация способностей личности связана с превращением возможностей в конкретно воплощенное действо положительного свойства.

«Взаимодействия создают предпосылки для ближайших достижений учащихся, в связи с чем эффект обучения в системе «учитель - ученик» будет зависеть от того, как организована их совместная деятельность.»

Продуктивность взаимодействий обеспечивается включённостью ученика и учителя в определённую общую деятельность, при осуществлении которой они ориентированы на определённые цели. Только включаясь в разнообразные виды познавательной, трудовой творческой деятельности и, проявляя в этой деятельности высокую активность, ребёнок разовьёт своё личностное начало.

Как же на практике создаются условия, обусловливающие развитие интеллектуально одарённых детей? Речь идёт о работе со старшеклассниками, успешно справляющимися со специализированными программами естественных дисциплин, с уже сформированной культурой выполнения самостоятельной работы, с развитой положительной направленностью на раскрытие своих творческих возможностей в учебной деятельности, обучающихся в современной профильной школе - физико - техническом лицее №1 города Саратова.

Опираясь на способности, интересы, склонности, каждому ученику предоставляется возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности и учебном поведении на занятиях групп по образовательным интересам в разнообразных кружках и спецкурсах (программы этих курсов разрабатываются самими педагогами, исходя из реальных возможностей и целей участников проекта). На занятиях этих групп углубляются и расширяются знания, полученные на уроках, что способствует развитию творческих способностей учащихся и позволяет создавать новый для ученика (и учителя) «образовательный продукт»: идею или вопрос, который требует детальной отработки уже по индивидуальному самостоятельному проекту. В этом случае ученик действительно является субъектом образовательной деятельности, поскольку он участвует в поиске и построении новых способов действия в ситуации постановки образовательной задачи.

Чем шире круг знаний учащихся, чем богаче их предшествующий практический опыт, тем более высокий уровень самостоятельности они могут проявить в решении сложных творческих заданий, достигая тем самым более высокого уровня самоутверждения в образовательной деятельности.

Внутри групп, часто возникают творческие микрогруппы. Причём, время их существования, количественный и качественный состав зависят от проблемы, для решения которой образовалась эта группа.

Например, в 2000 году команда участников Международного Турнира «Компьютерная физика», состоящая из одиннадцатиклассников, существовала четыре месяца. Наличие нестандартного мышления, глубоких знаний физики, математики, информатики; умения отстаивать свою точку зрения в дискуссиях; опыта публичных выступлений - необходимые условия для участия в этом уникальном соревновании. За время существования команды школьники, успешно преодолев испытания заочного тура, были приглашены на очный тур. В этом турнире команда завоевала абсолютное первое место. Создавая компьютерные модели физических процессов, ученики самостоятельно изучили некоторые разделы физики, не входящие в школьную программу, а также новые языки программирования. Учителя, поддерживая учащихся, выступали в роли консультантов этого творческого проекта. Все члены команды стали студентами МФТИ и Петербургского института точной механики.

Команда участников Международной олимпиады «Интеллектуальный марафон» (эти олимпиады проводятся в рамках Международной программы «Дети. Интеллект. Творчество») существовала один год, завершив свою деятельность успешным участием в «ХI Интеллектуальном марафоне», проведённым в Греции осенью 2002 года. Команда завоевала шесть медалей из девяти разыгрываемых в турах «Физика» и «Математика», а также в личном первенстве. Все члены команды стали студентами МФТИ и МГУ.

Участие в созидательной деятельности таких микрогрупп позволяет школьнику не только максимально эффективно реализовывать свои потенциальные творческие возможности, но и учит его взаимодействию с людьми: позиционировать себя в группе, радоваться успехам партнёров, поддерживать их в случае неуспеха. Приобретая навык самодисциплины, ученик учится управлять собой от момента выдвижения цели до получения результата.

В процессе такой образовательной деятельности разрабатываются индивидуальные проекты, формирующие исследовательское мышление, обеспечивающие не только развитие, но и саморазвитие ученика. Реализация программ сопровождается ситуативной коррекцией, являющейся следствием постоянного анализа противоречий между прогнозируемым и достигнутым результатом. Осуществляя образовательную деятельность, ученики (субъекты образования) являются действующими субъектами, то есть осознают мотивы, цели и результаты своих действий, рефлексивно относятся к своим действиям. Это очень важно, так как от степени развития познавательной и личной рефлексии школьника зависит степень его готовности к самореализации. Следовательно, развитие способности и потребности рефлектировать выступает в роли механизма личностного целенаправленного прогрессивного самоутверждения, предполагающего развитие способности личности к самоизменению.

Эффективность выполняемых проектов проявляется в результативности участия школьников в олимпиадах разных уровней, научных конференциях, самостоятельного обучения в заочных школах ведущих вузов страны. Олимпиады и научные конференции cлужат независимой экспертизой результативности не только творческой работы ученика, но и творческой работы учителя.

Создание условий для перевода потенциальных способностей в интеллектуальное творчество является одним из перспективных направлений в работе с интеллектуально одарёнными детьми.

Литература

  1. Рабочая концепция одарённости / Науч. Ред. В.Д. Шадриков. - М.: ИЧП, изд-во «Магистр», 1998.
  2. Renzulli J.S. The Three-Ring-Conception of Giftedness:a Developmetal Model for creative Productivity // Conceptions of giftedness / Ed. Stenberg R.J., Davidson J.Y.: Cambr. Univer. Press, 1986/ - P. 53-92.
  3. Ясвин В.А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде / под ред. В.И. Панова - М.: Молодая гвардия, 1998.
  4. Рубцов В.В. Основы социально - генетической психологии. М. - Воронеж, 1996, с. 10.
  5. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.
  6. Аплетаев М.Н. Педагогика нравственного поступка: Этико-философский компонент// Педагог: Наука, технология, практика. - Барнаул, 1997.

Библиографическая ссылка

Козырева Н.А. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ // Успехи современного естествознания. – 2004. – № 5. – С. 55-58;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=12750 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Одаренность (талант) это системное, развивающееся в течение жизни качество личности, которое определяет возможность достижения человеком на основе его интеллектуальных, культурных, психофизиологических особенностей более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.


Одаренный (талантливый) ребенок, подросток 4 выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде 4 Особое значение для проявления 4 и развития способностей имеют условия для собственной активности одаренных (талантливых) детей и молодежи.




Способ выявления: 4 Если одаренный ребенок – это ребенок с выдающимися академическими достижениями, 4 то способ выявления – это олимпиады, интеллектуальные состязания и конкурсы. 4 Если одаренный ребенок – это ребенок, имеющий эти достижения или предпосылки таких достижений, то олимпиад недостаточно. 4 Потенциально одаренные учащиеся 4 не выявляются олимпиадами. 4 Олимпиада работает уже с одаренностью, превратившейся в достижения. 4 Таких детей в различных возрастных группах значительно меньше, чем потенциально одаренных.


Условия развития одаренности Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных с годами резко снижается: 4 в 10-летнем возрасте их примерно %, 4 к 14 годам %, 4 к 17 годам только %.


Виды одаренности, критерии 1. Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики 2. Творческая одаренность (креативное, дивергентное мышление) 3. Степень сформированности одаренности (актуальная, потенциальная одаренность) 4. Форма проявления одаренности (явная, скрытая) 5. Широта проявления в различных видах деятельности (общая и специальная одаренность) 6. Особенности возрастного развития (ранняя, поздняя)


Общие признаки одаренности: 4 Высокая любознательность и исследовательская активность. Высокие интеллектуальные способности; 4 Способность устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; 4 Способность классифицировать, категоризировать, умение широко пользоваться накопленными знаниями; 4 Способность к быстрому усвоению материала и 4 отличная память; 4 Большой словарный запас; 4 Повышенная концентрация внимания на чем-либо; 4 Высокие творческие способности; Высокая личностная ответственность; Самостоятельность суждений; Позитивную Я-концепцию, связанную с адекватной самооценкой Упорство в достижении результата.


Интеллектуальная и академическая одаренность 4 Главным является то, что дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высоко развитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний. Несколько иной характер имеет академическая одаренность, которая проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам и является более частой и избирательной.


Условия развития одаренности Интеллектуальное развитие к 5,5 годам имеет положительное ускорение, которое сменяется отрицательным, к 12 годам в основном завершается. К 8 годам достигается 90% развития интеллекта По результатам диагностики интеллект 12-летних подростков и уч-ся 11-х классов существенно не отличаются.


Степень одаренности 4 Первая сверходаренные дети, таких называют гениями. Это самая малочисленная группа, к которой относят не более одного человека на десять тысяч. 4 Вторая высокоодаренные, или талантливые, примерно 2 3 %. 4 Третья собственно одаренные (15 25 %). 4 Остальные дети входят в пределы нормы (70 %) и 2-5% относят к умственно отсталым


Творческая одаренность 4 выделения этого вида одаренности. Суть разногласий состоит в следующем. 4 Одни специалисты полагают, что творчество, креативность является неотъемлемым элементом всех видов одаренности, которые не могут быть представлены отдельно от творческого компонента. Так, А.М. Матюшкин настаивает на том, что есть лишь один вид одаренности творческая: если нет творчества, бессмысленно говорить об одаренности. 4 Другие исследователи отстаивают правомерность существования творческой одаренности как отдельного, самостоятельного вида. Одна из точек зрения такова, что одаренность порождается или способностью продуцировать, выдвигать новые идеи, изобретать или же способностью блестяще исполнять, использовать то, что уже создано.







Практическое задание 1 4 Методика «Четыре скрепки» (О.И.Мотков) 4 Обработка результатов 4 Определяются: 4 Продуктивностьобщее число фигур; 4 гибкостьчисло фигур разных типов (важно учитывать, что, например, все составленные буквы относятся только 4 к одному типу); 4 оригинальностьчисло редко встречающихся в группе сюжетов у данного школьника.


Практическое задание 2 4 МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ 4 Упражнение Беглые ассоциации. 4 Инструкция: 4 создайте как можно больше ассоциаций по сходству к словам-стимулам, отвечая на вопрос: На кого или на что это может быть похоже. 4 Линейка 4 Карандаш


Практическое задание 2 4 Анализ ответов производится по следующим критериям: 4 Беглость – общее количество ассоциаций в единицу времени. 4 Категориальная гибкость – количество использованных категорий из 40 возможных (приведение к 40). 4 Оригинальность – редкость, необычность ассоциации, оцениваемая по 4-балльной системе (0 – стереотипная ассоциация, 1 – оригинальная прямая ассоциация, 2 – оригинальная ассоциация с детализацией, 3 – оригинальная косвенная ассоциация). 4 Конструктивная активность – разнообразие используемых признаков по каждому слову.


Общая и специальная одаренность 4 ОБЩАЯ - уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов: 4 интеллектуальная 4 творческая 4 СПЕЦИАЛЬНАЯ - одаренность в отдельных видах деятельности: 4 музыкальная 4 артистическая 4 математическая 4 лингвистическая 4 спортивная 4 техническая и т.п.


Специальная одаренность 4 Этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях, секциях. 4 Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности, спортивные. У них остается мало возможностей для успешной учебы, они часто нуждаются в индивидуальных программах по школьным предметам, в понимании со стороны учителей и сверстников.


Социальная одаренность 4 Определение социальной одаренности гласит, что это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. 4 Социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успешности в нескольких областях. 4 Она предполагает способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими, что позволяет быть хорошим педагогом, психологом, социальным работником. 4 Таким образом, понятие социальной одаренности охватывает широкую область проявлений, связанных с легкостью установлений и высоким качеством межличностных отношений. 4 Эти особенности позволяют быть лидером, то есть проявлять лидерскую одаренность, которую можно рассматривать как одно из проявлений социальной одаренности.


Лидерская одаренность Существует множество определений лидерской одаренности, в которых можно, тем не менее, выделить общее черты: 4 Интеллект выше среднего; 4 · Умение принимать решение; 4 · Способность иметь дело с абстрактными понятиями, с планированием будущего, с временными ограничениями; 4 · Ощущение цели, направления движения; 4 · Гибкость; адаптивность; 4 · Чувство ответственности; 4 · Уверенность в себе и знание себя; 4 · Настойчивость; 4 · Энтузиазм; 4 · Умение ясно выражать мысли.


ПСИХОГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ТЕСТ С. ДЕЛЛИНГЕР 4 Диагностика личности с помощью психогеометрического теста Сьюзен Деллингер позволяет: 4 1. Мгновенно определить тип, личности интересующего человека и Вашу собственную форму Дать подробную характеристику личных качеств и особенностей поведения любого человека на обыденном, понятном каждому, языке Составить сценарий поведения для каждого типа личности в типичных ситуациях.


Критерии оценки общей одаренности 1. Любознательность 2. Настойчивость 3. Рассудительность и логика 4. Способность к оценке 5. Словарный запас 6. Прогнозирование 7. Сверхчувствительность к проблеме 8. Изобретательность 9. Перфекционизм - стремление к совершенству и жуткие переживания в случае неудачи


Уровень развития одаренности - это результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка. 4 Задатки - анатомо-физиологические предпосылки формирования способностей. 4 Способности - индивидуально- психологические особенности человека, которые содействуют успешному выполнению деятельности или ряда деятельностей. Способности развиваются на основе задатков, под влиянием социальной среды (обучения и воспитания) в процессе взаимодействия человека с окружающим миром.


Как выявлять потенциально одаренных учащихся 4 Психологические диагностические методики. 4 Необходима система психологической диагностики развития учащихся, в том числе и выявления одаренных учащихся с высоким уровнем интеллектуального развития в рамках реализации основных образовательных программ на основе ФГОС ОО.


Что кроме выявления? 4 Раннее распознавания одаренности (таланта) ребенка 4 Психологическая диагностика интеллектуального потенциального развития 4 Объективная оценках одаренности (таланта) детей со стороны педагогов. 4 Обучение и развитие. 4 Сопровождение и поддержка. 4 Повышение психолого – педагогической компетентности и мотивации педагогов и администрации для работы с одаренными учащимися. 4 Ресурсное обеспечение. 4 Просвещение педагогов и родителей.


Одаренные дети - дети, обнаруживающие ту или иную специальную или общую одаренность. Критерии выявления одаренности: 4 активность, динамичность интеллектуальной деятельности; 4 наличие конкретных знаний и умений в определенных предметных областях и общеучебных умений и навыков; 4 систематическое самообразование; 4 креативность (умение применять стереотипные алгоритмы в новых обстоятельствах); 4 темпераментные особенности; 4 активность и саморегуляция в деятельности (высокая мотивация и самостоятельность в деятельности).




Гармоничное и не гармоничное развитие одаренности 4 Наиболее часто встречаются проблемы: - общения, социального поведения; - дислексия - слабое развитие речи; - нарушение мелкой моторики рук; - эмоционального развития; - десинхронизация развития; - физического развития; - саморегуляции; - дезадаптации.


Направления работы с одаренными детьми: 4 Вовлечение детей в деятельность по интересам; 4 Организация олимпиад, соревнований, конкурсов; 4 Междисциплинарный подход, интеграция программ в процессе обучения; 4 Самостоятельное углубленное изучение выбранной проблемы; 4 Развитие умений самостоятельно работать; 4 Развитие абстрактного мышления и высших умственных процессов; 4 Обучение творческим методам работы; 4 Обучение пониманию самих себя, сходства и различия с другими, признание своих способностей; 4 Поощрение высоких, нестандартных и содержащих новые идеи результатов.


Рекомендации учителям: 4 Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься. 4 Не сдерживайте инициативы и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно. 4 Научите школьников прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученные при изучении других предметов. 4 Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации. 4 Используйте трудные ситуации, возникшие в школе или дома, как область приложения полученных навыков при решении задач. 4 Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний.


Рекомендации родителям 4 показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения. 4 нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребенку, что он хуже других. 4 следует по возможности честно и терпеливо отвечать на любые вопросы. 4 старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребенком. 4 учите ребенка свободно и непринужденно общаться не только со своими сверстниками, но и со взрослыми. Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь. Будьте честны в оценках своих чувств к ребенку. Всегда говорите ребенку правду, даже когда вам это невыгодно. 4 оценивайте только поступки, а не самого ребенка. Не добивайтесь успеха силой. Принуждение есть худший вариант нравственного воспитания. принуждение в семье создает атмосферу разрушения личности ребенка. 4 признавайте право ребенка на ошибки. Думайте о детском банке счастливых воспоминаний. Ребенок относится к себе так, как относятся к нему взрослые. 4 и вообще, хоть иногда ставьте себя на место своего ребенка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним.


Дети учатся тому, что видят в своей жизни 4 Если ребенок окружен критицизмом, он учится обвинять. 4 Если ребенок видит враждебность, он учится драться. 4 Если над ребенком насмехаются, он учится быть робким. 4 Если ребенка постоянно стыдят, он учится чувствовать себя виноватым. 4 Если ребенок окружен терпимостью, он учится быть терпимым. 4 Если ребенка поддерживают, он учится уверенности. 4 Если ребенка хвалят, он учится ценить других. 4 Если с ребенком обходятся справедливо, он учится справедливости. 4 Если ребенок чувствует себя в безопасности, он учится верить. 4 Если ребенка ободряют, он учится нравиться самому себе. 4 Если ребенка принимают и обращаются с ним дружелюбно, он учится находить любовь в этом мире.

Психолого-педагогическое

сопровождение одаренных детей

Каждый ребенок талантлив, но талантлив по-своему. Как найти заветный ключик к каждому, к его внутреннему миру, зажечь "искру божью”, вызвать неподдельный интерес к происходящему.

Многие педагоги полагают, что работать с одаренными детьми легко. Они считают, что одаренные дети – это подарок судьбы, лепи из них, что хочешь. Но это заблуждение! Легко тогда, когда не представляешь всей серьезности проблемы, и труднее тогда, и вместе с тем интереснее, когда к данной проблеме относишься с полной ответственностью и сознанием важности порученной миссии. Срабатывает правило: "не навреди”.

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одно из главных направлений работы дополнительного образования – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачек в развитии их способностей. .

Наиболее общими признаками, отличающими одаренных учеников, является отличная память, способность классифицировать информацию и категоризировать опыт. Одаренные дети умеют пользоваться накопленными знаниями, имеют большой словарный запас, придумывают новые слова, предпочитают чтение словарей и интеллектуальные игры. Одаренные дети обладают повышенной концентрацией внимания, упорные в достижении результата в сфере, которая им интересна.

У одаренных сильно развито чувство справедливости, личностные системы ценностей; они обладают ярким воображением, чувством юмора, постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам»; кроме того, эмоциональность таких детей порождает различные страхи, они очень эгоцентричны в общении со сверстниками, так как не понимают, что восприятие мира у всех разное.

Творческие способности у детей сочетаются с повышенной нервно-психической возбудимостью, которая проявляется в неусидчивости, нарушении аппетита, сна, легко возникающих головных болях и т.п. Несвоевременная медико-психологическая коррекция этих проявлений приводит к развитию неврозов и ряда психосоматических заболеваний.

По мере взросления основным структурным компонентом одаренности и творческого развития талантливого ребенка становиться проблемность. Она обеспечивает постоянную открытость ребенка новому, выражается в поиске несоответствий и противоречий, в собственной постановке новых вопросов и проблем, стремление к исследовательской творческой активности.

Одаренные дети: как правило, более активны и всегда чем-либо заняты; настойчиво преследуют поставленные перед ними цели; благодаря многочисленным умениям способны лучше других заниматься самостоятельной деятельностью; умеют быстро выделить наиболее значимые сведения, самостоятельно найти новые источники информации; иногда ставят перед собой задачи, выполнение которых требуют много времени.

Психолого-педагогическое сопровождение талантливых и одаренных детей в образовательном процессе выступает как особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации и адаптации .

Определяют следующие задачи психолого-педагогического сопровождения одаренных детей :

предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

помощь одаренному учащемуся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации, выбора образовательного и профессионального маршрута;

Развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, родителей, педагогов;

психологическое обеспечение образовательных программ.

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных учащихся - комплексная педагогическая, психологическая, медицинская, социальная проблема, поэтому ее решение возможно лишь при объединении усилий специалистов разного профиля.

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей предполагает реализацию следующих его направлений:

диагностического

консультационного

развивающего

коррекционного.

Отдельно выделяют также такое важное направление деятельности как педагогическое просвещение и образование , направленное на формирование педагогической культуры, развитие компетентности учащихся, педагогов, родителей.

Рассмотрим каждое из направлений более подробно.

Диагностическое направление направленно на изучение индивидуальных и личностных особенностей одаренных детей, их интересов и склонностей. При реализации данного направления, педагогам и психологам необходимо помочь одаренным школьникам осуществить выбор деятельности в учреждении дополнительного образования в соответствии с их интересами, психофизиологическими и личностные свойствами и особенностями.

Одним из способов формирования мотивации достижения является работа ребенка с портфолио. Введение портфолио повысило образовательную активность учащихся, уровень осознания ими своих целей и возможностей. Портфолио дает возможность детям учитывать результаты, достигнутые в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой и т.д.) и является важнейшим элементом в практике личностно-ориентированного подхода к образованию.

Система портфолио помогает ученику, родителям и преподавателям правильно выстроить индивидуальную программу обучения ребенка.

Консультационное направление призвано, не только поддержать одаренного ребенка в его выборе деятельности, но и обеспечить формирование самой способности к сознательному ответственному выбору. Предметом пристального внимания специалистов должна стать способность учащихся к проектированию индивидуальной траектории (маршрута) обучения, профессионализации, а также способность к проектированию собственного жизненного пути.

Развивающее и коррекционное направление работы. Основной смысл развивающей работы с одаренными детьми – это раскрытие потенциальных возможностей ребенка. Поэтому главные цели всей коррекционно-развивающей работы с одаренными детьми должны быть направлены на:

    формирование у детей уверенности в успехе и признании, возможности совершить то или иное действие, осуществить намеченное, почувствовать свою значимость и защищённость;

    развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания; овладение способами регуляции поведения, эмоциональных состояний;

    развитие коммуникативных навыков;

    снижение уровня тревожности;

    формирование адекватной самооценки;

    обучение методам релаксации и визуализации.

Основные направления развивающей работы с одаренными детьми могут быть представлены как организация групповой и индивидуальной рефлексии; групповые тренинги, нацеленные на освоение учащимися способов самопрезентации, самоанализа, самоконтроля, организации труда, планирования, эффективной коммуникации и т.д.

Психолого-педагогическая поддержка - диагностика, к онсультативно-тренинговая работа, направленная на развитие самосознания, у одарённого ребёнка важно формировать ценностное отношение к себе, к своему таланту, развивать глубокое понимание своих возможностей (одаренные дети находятся в состоянии большого риска социальной изоляции и отвержения со стороны ровесников, реальный уровень способностей одаренных детей не понимается окружающими и нормальный для такого ребенка процесс развития рассматривается как аномальная неприспособленность к жизни в обществе, у таких детей возникают трудности в нахождении близких по духу друзей, трудности в социальной адаптации, появляются проблемы участия в играх сверстников, которые им не интересны. Дети подстраиваются под других, хотят казаться такими, как все, учителя очень часто не распознают одаренных учащихся и отрицательно оценивают их способности и достижения, сложность положения усугубляется тем, что сами дети осознают свою непохожесть).

Обучение талантливого и одарённого ребёнка социально-психологическим навыкам и умениям установления и поддержания гармоничных отношений с окружающими, понимание своих чувств и переживаний в общении, делового сотрудничества, конструктивного решения конфликтов (известно, что высокий уровень интеллектуального развития не только не гарантирует ребенку, да и взрослому успешность в общении с другими людьми, но нередко сочетается с большими затруднениями в установлении контакта и осуществлении коммуникации, а именно в этом и проявляется феномен интеллектуально-социальной диссинхронии, Хотя одаренные дети и подростки с трудностями в общении нередко успешно взаимодействуют с партнерами посредством Интернета.

Охрана и укрепление здоровья ; развитие навыков саморегуляции и управления стрессом (современные исследования показывают, что гармоничность в развитии различных сторон психики талантливого и одаренного человека является относительной редкостью - чаще можно столкнуться с неравномерностью, односторонностью развития, которая зачастую не только сохраняется на протяжении всей жизни одаренного человека, но и углубляется, порождая у него ряд психологических проблем).

Чтобы стимулировать развитие потенциально одаренных детей, нужно:

Во-первых, позволять им высказывать свои творческие идеи, находить для этого время, внимательно выслушивать ребенка;

А во-вторых, на уроках чаще давать задания творческого характера. Но не следует готовить такие задания персонально для нестандартных учащихся и предлагать им вместо обычных заданий, которые даются классу, поскольку в этом случае ученики ставятся в неравные условия. Задания творческие нужно давать всем, как дополнительные, после выполнения основного задания, и оценивать только успех.

Для потенциально одаренных детей подойдут также многие формы обучения из тех, которые предлагаются другим категориям одаренных детей. Ведь потенциальная одаренность может проявиться в самых разных и неожиданных ситуациях, поэтому, чем богаче и многообразнее условия, созданные детям, тем больше вероятность проявления их необычайных способностей.

Сопровождение детей с признаками одаренности может строиться по схеме: педагогическая и психологическая диагностика – составление банка данных – анализ информации – поддержка, развитие и коррекция трудностей.

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей очень сложный и трудоемкий процесс. Педагогу необходимо много времени посвятить самоподготовке и самообразованию с целью правильно, интересно и качественно подать материал, провести развивающее занятие. И самое главное не отставать от своих воспитанников.

Практика образования показала, что далеко не каждый, даже хороший педагог, может осуществлять обучение одаренных детей. Развитие одаренной личности в системе образования во многом определяется потребностями педагога, его стремлением к самоактуализации, творчеству в педагогической деятельности.

Психологи выделяют следующие качества, которыми должен обладать учитель, работающий с одаренными детьми:

    наличие позитивной Я-концепции (доброжелательное отношение к самому себе и окружающим);

    высокий уровень интеллектуального развития и широкий круг интересов;

    эмоциональная уравновешенность, стабильность;

    чувствительность к переживаниям и потребностям других;

    творческий подход к делу;

    чувство юмора;

    успешный опыт педагогической работы (умение строить, модифицировать и индивидуализировать процесс обучения в соответствии с результатами диагностического обследования ребенка);

    опыт работы с родителями и семьей в целом.

Одаренные дети являются «группой риска». У них есть проблемы в общении, в адаптации, социализации, подвержены депрессивным состояниям, а какими методами мы можем это выявить? Это психодиагностика, консультационная работа, наблюдение за ребенком педагогом, родителем, психологом. Есть еще один способ, который может помочь в решение этой проблемы. Это задание «Пластилиновая ворона» - предложить ребеноку взять кусочек пластилина любого цвета и слепить вещь, предмет, животное или человека. Дать ему имя. Придумать, чем он занимается, где живет, что любит и не любит делать, с кем дружит. (Время выполнения 4 минуты). Потом предложить рассказать ребенка о своем произведении? Таким образом, в ходе лепки мы видим личные или социальные проблемы у одаренного ребенка, т.к. данный образ он проектирует на себя, снимаем напряжение. Также создается психотерапевтический эффект. И самое главное происходит самокоррекция. Ребенку можно задавать наводящие вопросы, проговаривать его высказывания и искать пути решения его проблем.

Таким образом, мы можем прийти к выводу, что в настоящее время психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей выступает как неотъемлемый элемент системы образования, который способствует развитию детской одаренности, а значит у педагогов и родителей есть хороший шанс воспитать гармоничного, реализованного и потому счастливого ребенка.

Ксения Румянцева
Из опыта работы. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в дошкольном образовательном учреждении

Из опыта работы .

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей

в дошкольном образовательном учреждении .

Добиться успеха не означает,

что Вы должны сделать что-либо исключительное.

Это означает, что Вы должны делать то же,

что и все, только исключительно хорошо.

Колин Тернер

В настоящее время выявление, поддержка, социализация одаренных детей становится приоритетной задачей государства и общества в целом. Важнейшими инструментами решения проблем, связанных с созданием условий для развития одаренных детей в нашей стране , являются Национальный проект «Образование » , проект «Наша новая школа» , Концепция интеграции эффективных механизмов поиска и поддержки талантливых детей и молодежи в общенациональную систему».

В проекте ФГОС дошкольного образования одной из задач стоит сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой. Городская целевая программа «Воспитание и развитие молодого гражданина Рыбинска» на 2013-2018 г. г. имеет подпрограмму «Талантливые дети Рыбинска» , где ключевой идеей является создание условий для оптимизации процесса сопровождения одаренных детей и обеспечения возможностей для наращивания и проявления их одаренности .

Следовательно, можно утверждать, что современное состояние системы образования характеризуется все большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала личности ребенка. Особое внимание в этой системе отведено поддержке и сопровождению одаренных детей на любом возрастном этапе развития ребенка.

Работа с одарёнными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. Современная система образования , в частности детские сады, испытывают особую потребность в программах, которые учитывали бы индивидуальные запросы и интересы одарённых детей .

В нашем муниципальном дошкольном образовательном учреждении детском саду № 22 г . Рыбинск с 2014 года были созданы условия для обеспечения деятельности по работе с одаренными детьми . В детском саду создан Центр «Радуга талантов» для детей города с признаками одарённости . Организована деятельность по управлению процессом психолого-педагогического сопровождения работы с одаренными детьми . Ведется целенаправленная, планомерная и систематическая работа всего педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одаренных дошкольников . Работа организована по 6 направлениям (развитие творческих, музыкальных, физических, интеллектуальных, математических, лидерских способностей детей ). Также ведется работа по оказанию психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса (20-25 детей в год ) . Занятия проводятся с детьми старшего дошкольного возраста , соответственно программа рассчитана на 2 года.

В рамках данной деятельности мною была разработана программа по осуществлению психолого - педагогического сопровождения детей с проявлениями одаренности , которая строится, прежде всего, на повышении психологической компетентности родителей и воспитателей, что позволяет формировать психологически грамотное отношение к ребенку и его одаренности , а также гармонизировать детско-родительские отношения в интересах полноценного развития ребенка.

Неправильное воспитание одаренных детей в ДОУ и дома может повлечь за собой ряд проблем. Поэтому работа с такими детьми должна быть соответственной и правильной. Они связаны, в первую очередь, с более быстрым темпом развития и, соответственно, обучения одаренных детей . Это проблемы социализации и адекватного включения в коллектив сверстников, проблемы составления программ обучения и выработки критериев оценки достижений ребенка.

Работу с одарёнными детьми я рассматриваю как возможность перехода на другой, более качественный уровень образования , как поиск, как практическую деятельность, как опыт , посредством которого ребенок осуществляет в самом себе преобразования , необходимые для саморазвития, самосовершенствования, внутреннего роста, достижения истины.

Основное направление моей работы заключается в оказании своевременной психолого -педагогической поддержке детям и семьям воспитанников по преодолению трудностей в социальном и психическом здоровье ребенка посредством коррекционно-развивающей и педагогической работы по профилактике и коррекции в их психическом и личностном развитии.

Организованная мною деятельность с одаренными детьми (как педагога-психолога ) встраивается в общий процесс работы ДОУ , на всех ее этапах. Данная программа предусматривает организацию работы в рамках трех этапов : первый этап – диагностико - ориентировочный; второй этап - коррекционно - развивающий; третий этап – контрольно - поддерживающий.

Вся работа по психологическому сопровождению участников образовательного процесса строится следующим образом :

На начальном этапе работы проводится :

Изучение уровня интеллектуального развития детей (изучается характер самооценки у ребенка, способ реагирования на трудные ситуации общения, степень тревожности, его социальный статус в семье и группе сверстников, основные личностные характеристики и проблемы);

Изучение семьи (отношение родителей к ребенку и его признакам одаренности , личностные характеристики, особенности детско-родительских отношений, стиль воспитания, общий психологический климат в семье и многое другое).

На следующем этапе проводятся занятия по психологическому просвещению и повышение психологической компетентности , как родителей, так и педагогов.

С детьми проводится работа по развитию и коррекции социального и эмоционального интеллекта, а также организуются психологические встречи , на которых они знакомятся с правилами общения, способами выхода из трудных ситуаций.

На последнем этапе, в качестве подведения итогов, проводится анализ психологического сопровождения и закрепление полученного детьми и родителями опыта .

В работе с одарёнными детьми использую разнообразные формы .

С детьми – игры -обследование (исследование, опросы, проективное рисование, наблюдения, индивидуальные и групповые занятия, игры и упражнения, просмотр и обсуждение, чтение и обсуждение; ситуативные беседы (создание ситуаций, свободные диалоги с детьми в играх, занятия с элементами песочной терапии, олимпиады, проектная деятельность.

Взаимодействие с педагогами и родителями осуществляется через организацию и проведение клубов, практикумов, «школы для родителей» , мастер-классов, тренингов, гостиных, бесед, презентаций, устных журналов, анкетирования и т. д.

Процесс деятельности организован как в индивидуальной, так групповой форме.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с проявлениями одаренности , планирование методической работы с педагогами и просвещение родителей проводится по индивидуальному маршруту в зависимости от анализа конкретной ситуации (разработан учебно-тематический и перспективный план работы ).

Комплексное сопровождение детей с проявлениями одаренности осуществляется воспитателями и специалистами образовательного учреждения , которые ведут дневник одаренного ребенка и осуществляют взаимодействие с семьями воспитанников.

Также на базе ДОУ организован консультационный пункт, где родители (законные представители) в частном порядке могут получить квалифицированную помощь педагога-психолога и других специалистов ДОУ. Консультационная помощь оказывается родителям (законным представителям, чьи дети посещают и другие детские сады.

Таким образом , организованная нами в ДОУ работа по психолого-педагогическому сопровождению детей с проявлениями одаренности , способствует :

Созданию благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными способностями и склонностями;

Развитию способностей и творческого потенциала каждого ребёнка, что обеспечивает своевременное выявление, развитие одарённых детей и реализацию их потенциальных возможностей;

Развитию когнитивно - личностных способностей одаренного ребёнка , что повышает его способности адаптироваться к собственной одаренности , адекватно принять ее и максимально использовать для собственного развития;

Формированию волевых качеств, саморегуляции у детей с проявлением одарённости , что играет важную роль в развитии ребенка;

Организации условий для охраны и укрепления психического здоровья детей , в том числе их эмоционального благополучия через устранение негативных личностных проблем ребёнка и поддержку благоприятного эмоционального климата в микрогруппе детей ;

Обеспечению психолого -педагогической поддержки детям, семьям воспитанников и педагогам, что способствует повышению компетентности родителей (законных представителей) и педагогов в вопросах развития и образования детей .

В подтверждении вышесказанному хочется отметить, что все одаренные дети нашего дошкольного учреждения очень активно принимают участие в муниципальных и областных конкурсах и олимпиадах. Успешно выступают (участвуют) и занимают призовые места. Детям вручены сертификаты, грамоты и дипломы за участие олимпиадах различного уровня.

Открытый межрегиональный турнир способностей «РостОК-SuperУм» для детей старшего дошкольного возраста -1 ,3 место (2014 г) дошкольников «Умка» - 3 место (2015 г) ; муниципальная интеллектуальная олимпиада дошкольников «Танграмм» - участие (2015 г) ; муниципальная научно - практическая конференция «Шаг в будущее : Совенок» - дипломанты (2015 г) ; участие в муниципальной олимпиаде «Чудесная палитра» - 2 место (2015 г) ; фестиваль «Фейерверк талантов» и «Театральное половодье» - участие (2015 г) ; мастер-классы в рамках муниципальной Мастерской инновационного опыта (2014-2016 г, городская ежегодная Спартакиада ДОУ (2010-2016 г) ; IX областная конференция «Открытие юных» -2 место. (2016 г) ; участие к концерте на день города (2016 г) .

Вся организованная деятельность с одаренными детьми и продукты этой деятельности наше муниципальное дошкольное учреждение представляет на Ярмарке инновационных продуктов на муниципальном, областном и международном уровне, в том числе в рамках данного направления представлена и продукты моей деятельности. За активное участие детский сад награжден грамотами и дипломами. Это диплом за участие в Ярмарке инновационных продуктов 2007 год; диплом за Малый приз общественного жюри на Ярмарке инновационных продуктов", 2015 год; грамота за лучший инновационный продукт в г. Ростове, 2015 год; грамота победителя Международной Ярмарки социально-педагогических инноваций в г. Братске, 2016 год.