Домой / Квартира и дача / Преодолевая сопротивление, или как обеспечить себе психологический комфорт. Семинар-практикум «Создание психологического комфорта в группах детского сада «Нет, не важен, эмоции я оставляю дома»

Преодолевая сопротивление, или как обеспечить себе психологический комфорт. Семинар-практикум «Создание психологического комфорта в группах детского сада «Нет, не важен, эмоции я оставляю дома»

На работе мы проводим большую часть своего времени, а с коллегами видимся чаще, чем с родственниками. Очень важно, чтобы работа приносила истинное удовольствие, иначе все вылезет в плохое настроение и проблемы со здоровьем.

Что необходимо для психологического комфорта на работе?

1. Команда!

Для психологического настроя на работе нужна настоящая команда. Если каждое утро просыпаться с мыслью, что сегодня от коллеги можно получить камень в спину, стимул работать вряд ли появится. Получается, что человек весь день пребывает в эмоциональном напряжении, и пускает все силы и энергию на защиту себя, а не на выполнение определенных задач.

Очень важно приходить на работу и окунаться в оптимистичную обстановку.

Совет руководителям: стоит сразу пресекать всевозможное появление сплетен, вплоть до лишения премии, а также сглаживать острые углы между сотрудниками с помощью переговоров.

2. Совместимость

Для психологического комфорта на работе между сотрудниками должна быть некая совместимость. Например, схожесть в определенных принципах, способе жизни, характерах и темпераментах. Тогда прийти к общему знаменателю, решая профессиональные вопросы, будет намного проще.

Совет: опытному руководителю стоит один раз пообщаться с человеком, чтобы понять, сможет ли он войти в сложившийся коллектив или нет. Также существуют специальные тесты, заполнив которые можно точно узнать о характере человека, его жизненной позиции и т.д.

3. Я - часть коллектива

Для каждого человека очень важно ощущать свою значимость, только тогда наступает ощущение психологического комфорта на работе. Когда человек чувствует себя ценным, ему хочется свернуть горы и прыгнуть выше своей головы.

Совет: повысить самооценку сотрудника и его статус в глазах коллег можно с помощью отдельного (небольшого) задания. К тому же, с его помощью можно раскрыть скрытые резервы человека.

Вышеперечисленные критерии очень важны для ощущения психологического комфорта на работе. Если они будут соблюдены, сотрудник будет более продуктивным!

Почему так происходит: одни люди легко уживаются с коллегами по работе, а другие, как магнитом, притягивают к себе неприятности и становятся объектом постоянных придирок и претензий. В чем причина подобного невезения в отношения?

К сожалению, манипулирование и самореализация за счет других - это тип поведения, часто встречающийся в современном обществе.

Вы можете стать объектом пренебрежения или унижения за то, что пришли на службу без галстука, нечаянно задели чьи-то бумаги на столе, сделали ошибку, не сразу поняли задание, которое вам дали и т. д. Вы можете стать объектом насмешек и пренебрежения за то, что принадлежите к группе людей, которые традиционно отличаются от большинства или считаются неприятными. Например, «этническое меньшинство», с «особенностями развития», полные, левши, имеющие осужденных родственников и т. п.

Различают три вида унижающего поведения: агрессивное, оскорбительное и самоуничижительное.

Агрессивное - включает в себя грубое прямое высказывание или действие.

Оскорбительное - это завуалированная форма унижения через игнорирование, нарочитое создание трудностей, вызывающих высказываний или жестов.

Самоуничижительное - свойственно людям, неуверенным в себе, которые «излучают сигналы потенциальной жертвы».

Душевные переживания, связанные с взаимоотношениями с коллегами, выматывают больше, чем любая работа. Как же сделать, чтобы работа была в радость, а не в тягость? Легко сказать: относитесь к людям так, как вам хотелось бы, чтобы относились к вам. Но на практике бывает трудно справиться с чувствами и эмоциями. В такие моменты особенно остро чувствуешь, как необходимо владеть приемами психологической защиты. Поэтому психологи разработали пять правил, позволяющих в некоторых случаях достаточно эффективно обеспечить себе психологический комфорт.

Правило 1. Потенциальные агрессоры прежде всего обращают внимание на поведение людей. Если у вас слегка опущенные плечи, поверхностное дыхание, суетливая походка - все это свидетельствует о внутренней неуверенности. Любому сразу понятно, что с человеком, который в себе не уверен, справиться легче. Почему бы не реализоваться за его счет? Напротив, прямые расправленные плечи, решительная походка, спокойные движения показывают, что человек способен быстро сориентироваться и дать решительный отпор. Возможно, с таким лучше и не связываться. Следите за своей осанкой, если у вас привычная сутулость, избавьтесь от нее при помощи физических упражнений. Заодно и здоровье укрепите.

Правило 2. Рассеянный взгляд человека, избегающего смотреть другим прямо в глаза, выискивающего что-то у себя под ногами, - свидетельство несобранности, рассредоточенности. Это показывает, что человек не улавливает всей информации из внешнего мира. Такому легко стать жертвой не только коллег-грубиянов, но и преступников. Прямой, невозмутимый взгляд обычно является залогом безопасности, как психологической, так и криминальной. Хотя, если вы проходите мимо агрессивно настроенных сотрудников, лучше не смотреть в их сторону. Дайте им время остыть.

Правило 3. Эмоционально неустойчивый, импульсивный, обидчивый человек - всегда хорошая приманка для агрессора. Повышенная эмоциональность «сужает» внимание и восприятие времени: человек «живет здесь и теперь», зацикливается на ситуации, не в состоянии взглянуть на все «со стороны». Он мобилизует свои внутренние резервы на эмоции и не в состоянии оказать эффективного сопротивления, потому что либо оправдывается, либо кричит, либо плачет. Чрезвычайно важно всегда сохранять спокойствие, не вовлекаться в склоки и скандалы. Сдержал первую реакцию - сделал первый шаг на пути к победе!

Правило 4. Улыбающийся человек выглядит более уверенным в глазах окружающих. Улыбка - свидетельство внутреннего хладнокровия и спокойствия! Приветливость и положительные эмоции способствуют эффективному общению. В этом поможет следующий ход мыслей, который полезно повторять перед рабочим днем: «Я ежедневно встречаюсь с тружениками, а не бездельниками. Эти люди работают со мной в одной организации; так же, как я, каждый день идут на работу. Они, как и я, любят своих родных, детей, свой дом. Они такие, какими я хочу их видеть: не лучше и не хуже. Если я радуюсь встрече с ними, значит, радуются мне и они. Я буду так думать и доброжелательно вести себя до тех пор, пока кто-нибудь не докажет мне, что я ошибаюсь. Но и в этом случае я буду поддерживать теплые отношения со всеми. Вежливость и корректность - мои друзья навсегда!»

Правило 5. В Библии сказано: «… что мыслит человек в своем сердце, тем он и является в действительности». Если человек внутренне уверен в себе, своих силах, то он никогда не станет потенциальной жертвой. Практические психологи убежденно доказали, что мнительные люди сами притягивают к себе неприятности. «Сходное притягивает сходное». Дурные мысли притягивают плохие поступки. Возможно, в этом есть доля мистицизма, но определенно можно сказать, что наши мысли программируют наше поведение. А значит, даже в мыслях необходимо проявлять уверенность.

Выделяют так же ошибочные реакции человека на провоцирующее поведение других, это:

Оправдание, или тактика убегания: «Не бейте меня - я хороший!», встречается в 60% случаев. Данная тактика не даст возможности занять достойное место в коллективе, так как похожа на детскую и показывает униженную позицию человека. Оправдания никому не нужны, их и не ждут, да и не хотят слушать.

Контратака, или тактика отражения, напоминающая поговорку: «Лучшая защита - нападение!». Так реагируют в 20% случаев. Такое поведение провоцирует конфликт, который редко приносит что-либо созидательное, а чаще - истраченные нервы и испорченные взаимоотношения. Вспышка гнева дает кратковременное успокоение, но всегда сжигает мосты к решению проблемы и в дальнейшем вызывает депрессию.

Молчание, или тактика замирания, похожа на народную мудрость: «Слово - серебро, молчание - золото!» Так реагируют примерно в 10% случаев. Многие воспринимают молчание либо как знак согласия, либо как молчание назло. Разве такого отношения добиваются молчанием? К тому же врачи и психологи знают, что молчать и «проглатывать» обиду чрезвычайно вредно. Неотреагированные эмоции порождают комплексы неполноценности.

Внимание! Полезно давать выход эмоциям, но не стоит срывать злобу на коллегах. Есть только один способ достойного поведения - уверенное. Стратегия заключается в том, чтобы выходить из любых ситуаций бесконфликтно с сохранением чувства собственного достоинства.

Для этого необходимо использовать четыре важных элемента:

Не спешить с ответом: дать возможность открыто выразить свои чувства другому, если ему это необходимо, (т. е. «выпустить пар»);

Спокойно показать, что вы понимаете чувства и мотивы поведения другого, можно извиниться даже в том случае, если вы чувствуете себя униженным;

Открыто высказаться по поводу своих чувств в связи с недостойным поведением в свой адрес;

Предложить решение, которое поможет закончить неприятную ситуацию и предотвратит их в будущем.

Предлагаемая методика называется «Метод торта». Как поступить, если вам в лицо бросили сладкий торт?

1. Увернуться (браво, если получится!).

2. Поймать весь торт ртом (покажите такой рот!).

3. Бросить его обратно (или тот маленький кусочек, который от него останется...).

А не лучше ли откусить кусочек, а остальное - пусть летит дальше. Признайте только часть высказываний или действий в свой адрес справедливыми, скажите об этом, не забыв про волшебное слово, чтобы успокоить бдительность собеседника и продемонстрировать свою готовность к взаимопониманию. Искренне уважайте право других не любить вас. Говорите не более двух предложений в ответ.

В ситуации открытой агрессии:

Сколько раз вам можно повторять, вы что - с Луны свалились?!

Да, задание с первого раза мне непонятно, хотя я землянин.

В ситуации оскорбительных намеков:

У некоторых такие манеры, что невольно думаешь, что они воспитывались папой Карлой или на помойке...

Да, при общении с некоторыми людьми так может показаться. Не всем нравятся манеры друг друга и не всем хватает терпимости.

Понятно, что указанные правила и приемы будут мало эффективны в ситуации организованного психологического давления, но они помогут достойно пережить или несколько смягчить неприятные ситуации.

Психологический комфорт на работе Вы можете обожать свою работу и каждый трудовой день воспринимать как праздник, потому что «работать работу» вам нравится. Но иногда в голову закрадываются мысли, что часть коллектива равнодушна к вам, а кого-то не замечаете вы сами. А кто-то, на ваш взгляд, и вовсе несносен, а учитывая, что без деловых контактов внутри коллектива не обойтись, - тушите свет! А ведь так хочется, чтобы выражение «работа - второй дом» оправдывало себя и чтоб атмосфера не напоминала дом сумасшедший, а отношения в коллективе были по-семейному теплыми и душевными.

Организационная психология сейчас на пике популярности, и такие термины, как «социально-психологический комфорт» и «командообразование», у всех на устах. Понятия эти взаимосвязанные, ведь команда - это сплоченный трудовой коллектив, а социально-психологическая совместимость и комфорт - не что иное, как следствие схожести интересов, ценностей и ожиданий членов коллектива.

Далеко не из каждой группы сотрудников можно сформировать сплоченную команду. А требования таковы:

Во-первых, все члены коллектива должны, ну просто-таки обязаны (при этом не под дулом пистолета, а по доброй воле) воспринимать работу с оптимистичной установкой «как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».

Коллеги воспринимают друг друга уж если не как закадычных друзей (ведь дружбу на работе многие считают ошибкой), то как хороших знакомых. Согласитесь, нелепо говорить о сплоченности и здоровой атмосфере, если дам из бухгалтерии вы чтите и любите только в день зарплаты, а остальные 21 рабочий день - здороваетесь с ними сквозь зубы.

Психологи, изучающие отношения внутри коллективов, вывели прямую зависимость между близостью рабочих мест и сплоченностью группы. Так что знайте, никто не принуждает вас любить абсолютно всех сотрудников фирмы (а их количество со всеми филиалами и представительствами может насчитывать свыше тысячи голов), но уж в родном отделе поддерживать душевную атмосферу - сплошное благо.

Особое внимание уделяется размеру группы. Афоризм «Двое - компания, трое - уже толпа» в данном случае неактуален, ведь такая «компашка» как минимум не сможет в полной мере реализовать свои цели . Оптимальной для выработки командного духа считается группа из 5-9 человек. Психологи подсуетились и в этом аспекте и выяснили, что группы с четным количеством участников более продуктивны, чем с нечетным.

Одно из важнейших условий сплоченности и комфорта в группе - психологическая совместимость участников. Схожесть жизненных ценностей, установок и принципов - это, безусловно, плюс. А вот идентичность темпераментов и характеров не всегда гарантия спокойствия и комфорта - с какой стороны ни посмотри. Если вместе соберутся прирожденные лидеры и вожаки - обязательно переругаются, принимая верное решение. Группа «исполнителей» и «ведомых» тоже потерпит крах, решая важные задачи. Не факт, что среди них найдется смельчак, готовый возложить всю ответственность на свои плечи. Поэтому взаимодополняемость сотрудников - и есть тот желанный ключ к эффективной и бесконфликтной трудовой деятельности. При таком мудром подходе отрицательные черты одного сотрудника можно уравновесить положительными чертами другого. Например, пессимизм и замкнутость меланхолика нейтрализуются оптимизмом и общительностью сангвиника. Частую смену настроений и увлечений холерика хорошо дополняют спокойствие, логичность и устойчивая целеустремленность флегматика.

Во многом дружелюбная или недружелюбная обстановка на работе зависит от самых от верхов. Нет-нет, речь не о всевышнем, а о вашем руководстве . Трудно чувствовать себя в коллективе как в семье, если шеф - личность авторитарная, пряниками сотрудников не кормит, зато хлыстом машет так интенсивно, что у всех закладывает уши. В коллективах, где царит подобный стиль руководства, свобода действий и передвижений сотрудников строго регламентирована. Иначе говоря - ограничена. Такой подход отнюдь не способствует доверительной обстановке, а разве получится любить тех, кому не доверяешь? Надеемся, ваш начальник не самодур-индивидуалист, а самый что ни на есть душка, доверяющий своим подчиненным и воспринимающий их как равных.

Хотите понять, работаете ли вы в команде или так, мимо пробегали? Тогда ответьте на следующие вопросы:

. Считаете ли вы себя реальной, «ощутимой» частью группы?

Очень надеемся, что на этот вопрос вы ответили «да» и, даже причисляя себя маленьким винтиком в огромном механизме, осознаете свою ценность как сотрудника, с которым считаются.

. Если бы вам предложили такую же работу (по должностным обязанностям) за равную зарплату в другой организации, подумали бы о возможности перехода туда?

Положительный ответ - тревожный звонок о том, что в данном коллективе вы чувствуете себя неуютно и, возможно, испытываете стресс от необходимости работать бок о бок с этими людьми.

. Как вы уживаетесь со своими коллегами? Часто ли случаются конфликты?

Полностью избежать возникновения малейшего конфликта - слишком утопичное требование к тем, кто сотворен из плоти и крови. Но слишком частые ссоры в организации - не от хорошей жизни, и командным духом в таком случае не пахнет вовсе.

Если в коллективе не наблюдается регулярных агрессивных стычек, «дедовщины» , общения на повышенных тонах, и вы сами чувствуете себя на работе комфортно, значит поводов для беспокойства нет. Даже если общение с коллегами слишком формальное и исключительно по работе, это совсем не синоним равнодушия и тем более враждебности. Деловое, но вежливое взаимодействие в рамках рабочего процесса --- признак профессиональной команды. А при желании всегда можно попытаться внести нотки душевности: сделать комплимент, пошутить или ненавязчиво предложить вместе пообедать.

Выступление на семинаре классных руководителей на тему "Доверительные отношения как средство педагогической поддержки ребёнка". В статье приводятся примеры тренингов, результатом которых является осознание собственной ценности и ценности других людей, установление тёплого эмоционального контакта, повышение доверия друг к другу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОЗДАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОМФОРТА В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

“ Вопрос: как учить? Какой наилучший метод? - есть вопрос

О том, какое отношение между учащим и учащимся будет

Наилучшим “. Л. Н. Толстой.

Дети, растущие в современном мире, во многом отличаются от своих сверстников предыдущих поколений. Большинство детей, переступающих школьный порог, уже умеют читать и писать, владеют азами компьютерной техники, имеют большой информационный доступ, но при этом испытывают неустойчивые, дискомфортные состояния, затрудняющие выполнение школьных требований, испытывают трудности в общении со старшими и сверстниками, постоянно находятся в стрессовых ситуациях.

Современный ребёнок - это не тот Малыш из сказки А. Линдгрен «Малыш и Карлсон», который мечтал получить на свой день рождения собаку для того, чтобы с ней играть. Это ребёнок – «Один дома», который растёт на сериалах «Счастливы вместе», «Универ» «Симпсоны», которого окружают бездушные сотовые телефоны, жестокие персонажи компьютерных игр, односложные ответы загруженных родителей на многотысячное «Почему?». Дома заботу о ребенке понимают весьма своеобразно: накормить-напоить, обуть-одеть. А вот как быть с другой потребностью ребенка - потребностью в общении?

Общение – обязательное условие полноценного развития ребёнка. Оно способствует установлению соматического и психического равновесия, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости. Общение в детстве обязательно должно включать в себя элементы положительного эмоционального отношения – приветливость, признание, любовь.

Следует помнить, что стиль отношения взрослых к ребенку влияет не только на детское поведение, но и на психическое здоровье детей; так, неуверенность ребенка в положительном отношении к себе взрослого или, наоборот, уверенность в неактивной оценке его как личности провоцирует подавленную агрессивность. Если ребенок воспринимает отношение взрослого к себе как негативное, то попытки взрослого побудить ребенка к общению вызывают у него состояния смущения и тревоги. Длительный дефицит эмоционального общения между взрослым и ребенком порождает неуверенность последнего в положительном отношении к нему взрослых, вызывает чувство тревоги и ощущения эмоционального неблагополучия.

Решение этой проблемы видится в создании психологического комфорта среди школьников. Положительные эмоции, характерные для психологического комфорта – это движущая сила в поведении человека, в способах взаимодействия с окружающей средой.

Источниками психологического комфорта выступает организация межличностных взаимодействий “учитель – ученик”. Это отношения в процессе совместной деятельности, которые характеризуются положительным эмоциональным состоянием, доброжелательными взаимоотношениями. Это выражается в активном слушании, доверии. Доверие – обязательное условие при взаимодействии учителя и ученика. ”Оказанное доверие обычно вызывает ответную верность” - говорили древние.

Действия педагога по созданию комфортной среды заключаются в обеспечении благоприятных условий в том, чтобы дать возможность ребёнку проявиться в полной мере как личности. Конкретными способами могут выступать просьба вместо требования или приказа, убеждение вместо физического или агрессивного словесного воздействия, чёткая организация вместо жёсткой дисциплины. В младшем школьном возрасте особое значение имеет тактильный контакт. Доброжелательное прикосновение – это знак эмоциональной безопасности. К непосредственным способам осуществления индивидуальной поддержки можно отнести подбадривание, услугу, снятие напряженного состояния, защиту, обращение по имени, доброжелательный визуальный контакт, постоянное проявление интереса к ученику, сопереживание ему и т. д.

Не следует забывать и о создании ситуации успеха, но ситуации достижимой. Выбирать такие задания, давать такие поручения, при выполнении которых ученики чаще добиваются успехов, чем неудач. Нужно помочь снять чувство страха, оказать скрытую помощь, дать совет. Не нужно бояться авансировать ученика, называя его достоинства: авансирование в присутствии коллектива мобилизует активность ребёнка, и он прикладывает максимум усилий, чтобы оправдать данную ему характеристику. “Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в добродетельных намерениях”, - писал Ф.Ларошфуко.

Может быть, это главное право ребенка – доброта, защита, душевный комфорт в школе. Ощущение гарантированной неприкосновенности. Даже если из-за этого может пострадать успеваемость. Сохранить душевное равновесие ребенка – вот что становится в сегодняшней жизни главной задачей педагога.

Хороший эффект в создании психологической комфортности дает проведение тренингов, направленных на развитие эмоционального контакта. Ребята учатся управлять своими чувствами, сбрасывать эмоциональное напряжение, устанавливать доброжелательные отношения в коллективе сверстников и в общении со взрослыми (см. Приложение).

Сегодня педагогический подход к воспитанию требует нового осмысления. Педагогам важно быть гибкими, научиться перестраивать свои действия в зависимости от ситуации, соблюдая при этом п равила профессиональной деятельности:

Правило 1 .Будьте профессионалом, умейте так преподавать свой предмет, как будто он самый важный.

Правило 2 .Принимайте ученика таким, какой он есть, независимо от его внешних данных, уровня развития интеллекта, способностей. Не оценивайте личность ученика лишь через призму получаемых отметок, а его знания – в зависимости от поведения.

Правило 3. Обеспечьте эмоциональный комфорт ребёнку в школе. Для этого:

  • будьте ему старшим другом и опорой;
  • стремитесь понять индивидуальные особенности ученика;
  • проявляйте терпимость к его недостаткам;
  • не навязывайте своего мнения;
  • будьте тактичны;
  • доверяйте детям;
  • не допускайте расхождений между словом и делом;
  • не сравнивайте ребёнка с другими детьми.

Правило 4 . Не устраивайте ребёнку “прилюдных разборок”. Скажите ему обо всём наедине.

Правило 5 . Найдите в себе мужество признать свою неправоту и при необходимости – извинитесь.

Правило 6 . Никогда не критикуйте личность, а давайте оценку только негативного поступка (не “ ты – плохой”, а “ ты плохо поступил”).

Правило 7 . Никогда не “воюйте “с детьми: если вам и удастся настоять на своём, то дети отплатят вам своим упрямством и бездействием.

Законы этики учителя:

  1. Относитесь к ученику с уважением, любовью, добротой.
  2. Не позволяйте себе резкие, безапелляционные суждения.
  3. Будьте тактичны, никогда не подчёркивайте своего превосходства как в общении с учеником, так и со своими коллегами.
  4. В любой конфликтной ситуации учитесь находить разумное оптимальное решение.
  5. Будьте терпимы к человеческим недостаткам и слабостям.
  6. Умейте щадить самолюбие и достоинство других людей.
  7. Стремитесь к тому, чтобы родители учеников были вашими единомышленниками.
  8. Никогда не выясняйте ни с кем отношений в присутствии посторонних.
  9. Ничего не начинайте во гневе.
  10. В любой жизненной ситуации помните: вы – педагог, с вас строже спрос за поведение и образ мыслей.
  11. Помните золотое правило этики: относитесь к людям так, как вы бы хотели, чтобы они относились к вам.

Результат доброжелательных, доверительных отношений в условиях психологической комфортности: для ребёнка – это выравнивание личности, сохранение психического здоровья; для педагога – удовлетворённость, видимый результат в лице счастливых и благодарных воспитанников.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Положительный настрой “Заряд доброты”

Это специальный методический приём: начиная день, высказать детям свою уверенность, что они будут доброжелательны, внимательны и уступчивы, постараются не обижать друг друга, чтобы в классе не возникло конфликтных ситуаций. В таком плане и заканчивается день. Перед тем, как отпустить детей домой, организуется минутка подведения итогов, посвященная анализу прожитого дня. Дети с помощью учителя пытаются разобраться, как можно было бы избежать возможного конфликта, а если он уже произошёл, как помирить конфликтующие стороны, чтобы никто не ушёл обиженным. Таким образом, в детском коллективе формируется привычка оценки поступков с позиции доброжелательности и уважения друг к другу, накапливается опыт нравственного решения конфликта, формируются задатки самоконтроля в поведении детей, устанавливается доброжелательная атмосфера в их взаимоотношениях

Тренинг “Улыбнись другому”

Дети сидят в кругу. Они выбирают одного участника, который начнёт упражнение. Задача очень проста: он должен улыбнуться своему соседу справа. Тот “передаёт” улыбку следующему участнику, и так далее до тех пор, пока улыбка не вернётся к первому ребёнку. После выполнения упражнения проводится обсуждение, в ходе которого дети сообщают о том, что они чувствовали, когда “ получали” и “передавали” свои улыбки.

Результатом является установление тёплого эмоционального контакта, повышение доверия друг к другу.

Тренинг “Солнышко”

Детям предлагается нарисовать на листе солнце, от которого отходят лучи. На трёх лучах нужно написать свои положительные качества. Затем листы с нарисованным солнцем закрепить на спине. Дети подходят друг к другу и дописывают на лучах те положительные качества, которые, по их мнению, присущи этому ученику. По окончании дети снимают со спины свои солнышки и читают, что там написано. Обсуждаем:

Что нового о себе я узнал?

Что нового я узнал о других?

Результатом тренинга является позитивное восприятие своего одноклассника.

Тренинг “Связующая нить”

Ребята сидят в кругу, передавая друг другу клубок с нитками так, чтобы у тех, кто уже держал клубок, в руках осталась нить. Передавая клубок, дети рассказывают о том, что они сейчас чувствуют, что хотят для себя и что могут пожелать другим. Игру начинает учитель, показывая пример того, как можно рассказать об этом. Затем учитель обращается к играющим, спрашивая, хотят ли они что - нибудь сказать. Когда клубок вернется к ведущему, дети натягивают общую нить, и закрывают глаза, представляя по просьбе учителя, что все они составляют единое целое и что каждый из них важная и значимая часть этого целого.

Результатом тренинга является осознание собственной ценности и ценности других людей.


Создание психологического комфорта в группах детского сада

1. Проблемы психологического здоровья на современном этапе.

Здоровье детей называется в качестве одной из основополагающих ценностей образования. Сегодня утверждается, что главная цель психологической службы - обеспечение условий психологического здоровья детей дошкольного и школьного возраста.

В последнее время педагогам всё чаще приходится сталкиваться с очень искаженным поведением дошкольников. С одной стороны необычайная скованность, недоразвитие речи. С другой - сильная агрессивность и какая-то дикая, зашкаливающая демонстративность. Такой ребенок не может ответить на простейший вопрос, но при этом не боится кривляться при чужих взрослых, ползать под столом. Короче, ведет себя абсолютно неуправляемо. Модели плохого поведения притягивают, как магнит.

В Концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место. Но в ней говорится также и о том, что «если забота о физическом здоровье ребенка в том или ином виде отражается во всех документах, регламентирующих работу воспитателя, то требование «психологического благополучия ребенка» звучит как бессмысленное словосочетание.

Определение здоровья, данное Всемирной организацией здравоохранения, звучит так:

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических недостатков»

Здоровье психологическое включает способность адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители; общий душевный комфорт, адекватное поведение, умение управлять своими эмоциональными состояниями, преодолевать стресс, это психическая активность, потребность в саморазвитии, в познании себя.

Достаточно много детей нуждаются в психокоррекции, характеризуются серьезным психологическим неблагополучием.

Чтобы обеспечить ребенку условия здоровой и полноценной жизни, необходим взрослый человек. Это аксиома, не требующая сегодня доказательства. Можно сказать, что "собственно человеческое в человеке " - это всегда другой человек. Взрослые (в норме!) обеспечивают ребенку презумпцию человечности - право и возможность стоять на человеческом пути развития.

Однако на некоторых детей тень "порчи" падает с рождением. О них мы говорим "дети с особенностями развития". Чтобы "расколдовать " ребенка, помочь ему обрести дух полноценной человеческой жизни, необходим близкий Другой.

Специалистам известно широко употребляемое, но обычно крайне расплывчатое определение - "значимый взрослый ". В логике наших рассуждений появляется необходимость наполнить его конкретным психологическим содержанием. Значимый взрослый - это родной и/или близкий человек, оказывающий существенное, определяющее влияние на условия развития и образ жизни ребенка: родитель, опекун, учитель, наставник...

Поэтому целью практической психологической работы с детьми в ДОУ является психическое здоровье ребенка, а его психическое и личностное развитие – условием, средством достижения этого здоровья.

Сам термин «психологическое здоровье» неоднозначен, он, прежде всего как бы связывает собою две науки и две области практики – медицинскую и психологическую. В основе этого лежит понимание того, что любое соматическое нарушение так или иначе связано с изменениями в психическом состоянии.

Особое внимание эксперты ВОЗ обратили на то, что именно в детстве проблемы психического здоровья имеют более прямую связь с окружающей обстановкой, чем в другие возрастные периоды.

Разграничение терминов «психическое здоровье» и «психологическое здоровье».

Если термин «психическое здоровье» имеет отношение прежде всего к отдельным психическим процессам и механизмам, то термин «психологическое здоровье»- относится к личности в целом.

Если для психического здоровья норма – это отсутствие патологии, симптомов, мешающих адаптации человека в обществе, то для определения нормы психологического здоровья важно, наличие определенных личностных характеристик. И если заботой медицинских работников по большей части является избавление от патологических факторов, то направление действий педагогов, идет в сторону оказания помощи в приобретении ребенком полезных свойств, способствующих успешной адаптации.

Поскольку психологическое здоровье предполагает наличие динамического равновесия между личностью ребенка и средой, то ключевым критерием становится адаптация ребенка к социуму. Мы для себя в своей практике выделяем несколько уровней психологического здоровья ребенка, они достаточно условны, однако необходимы нам для организации практической работы с детьми.

К первому уровню относятся дети, которые не нуждаются в психологической помощи. Они устойчиво адаптированы к любой среде, обладают резервом для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношениям к действительности. Этот идеальный образ ребенка редко встречается в практике работы МДОУ, выражает совершенную степень психологического здоровья.

Ко второму адаптивному уровню мы относим большинство относительно «благополучных» детей в целом адаптированных к социуму, но по результативности диагностических исследований проявляющих отдельные признаки дезадаптации, обладающих повышенной тревожностью. Такие дети не имеют достаточного запаса прочности психологического здоровья и нуждаются в групповых занятиях профилактически – развивающей направленности. Эта группа относительного риска, она довольно многочисленна и представляет средний уровень психологического здоровья.

К третьему низкому уровню психологического здоровья, дети либо не способные к гармоничному взаимодействию, либо проявляющие глубинную зависимость от факторов внешнего воздействия, не владея механизмом защиты, отделением себя от травмирующих влияний среды. Зависимость от среды: не они управляют средой, а среда управляет ими.

Выделенные уровни позволяют нам дифференцировать психолого-педагогическую помощь детям. С детьми первой группы достаточно проводить лишь развивающую работу, обеспечивающую «зону» ближайшеего развития.

Детям второй группы необходима, целенаправленная, психопрофилактическая помощь, с использованием групповой работы.

Детям, попадающим в третью группу, необходима серьезная индивидуальная коррекционная помощь.

Под конкретной работой по обеспечению психологического здоровья мы подразумеваем целостную, системно организованную деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного развития внутреннего мира ребенка.

Для того, чтобы обеспечить сохранение и укрепление психического здоровья ребенка мы должны знать его особенности. Необходимо иметь четкое представление об уровне его развития, актуальных и потенциальных возможностях, потребностях. Для этого в ДОУ систематически отслеживается психолого- педагогический статус ребенка и динамика его психического развития.

Во вторых, нужно построить и модифицировать развивающую среду, таким образом, чтобы она была максимально благоприятна для психического развития каждого ребенка, его внутреннего мироощущения. Учебно-воспитательный процесс мы строим по гибким схемам, для своевременной корректировки, изменения и трансформирования его в зависимости от психологических особенностей тех детей, которые поступили в наше образовательное учреждение.

В третьих, необходимо помочь каждому конкретному ребенку в решении тех проблем, которые возникли у него самого во взаимосвязи с окружающей его средой.

2. Создание психологического комфорта в детском саду в целях сохранения и укрепления психологического здоровья и развития личности ребёнка.

Для того чтобы наши дети выросли здоровыми полноценными гражданами необходимо несколько условий которые мы, взрослые можем предоставить им. Это: правильное питание, режим дня, пребывание на свежем воздухе, двигательная активность, закаливающие процедуры и психологический комфорт.

Рассмотрим последний фактор - это значение психологического комфорта для здоровья ребенка.

Большинство психологов считают, что психологическое здоровье или нездоровье ребёнка неразрывно связано с психологической атмосферой, или климатом семьи и климатом в группе детского сада, и зависит от характера взаимоотношений со взрослыми.

Психологический климат внутри группы можно определить как характерный для той или иной группы более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который является следствием коммуникации с ребенком.

Психологический климат в группе не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой группы, и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным.

Основным условием нормального психосоциального развития ребёнка признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребёнка, беседуют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение. Почему столь важно сохранять эмоциональное (психическое, психологическое) здоровье детей?

Вопросы о психологическом комфорте и психическом здоровье должны быть обращены, прежде всего, к педагогам, так как большую часть времени дети находятся в детском саду. Но многие могут возразить, что существуют объективные причины, по которым не возможно в полной мере создать психологический комфорт в группе детского сада:

Разновозрастность групп;

Загруженность воспитателя в группе;

Неблагоприятная семейная ситуация у ребенка;

Дети с особыми образовательными потребностями.

Да, действительность такова. Но кто поможет нашим детям, если не мы сами?

Известно, что стоит только переступить порог группы можно ощутить атмосферу раскованности или закрытости, спокойной сосредоточенности или тревожного напряжения, искреннего веселья или угрюмой настороженности, которая присутствует в группе.

Атмосфера в группе детского сада определяется:

1) Отношениями между воспитателем и детьми;

2) Отношениями между самими детьми;

3) Отношениями между воспитателями;

4) Отношениями между воспитателями и родителями.

Хороший климат в группе возникает тогда, когда все её члены чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и право других быть самими собой. Воспитатель оказывает весьма существенное влияние на качество группового климата. Фактически именно воспитатель (а не дети, как нам обычно кажется) создаёт определённый климат в группе.

Первый шаг, который должен сделать воспитатель, заинтересованный в создании благоприятной атмосферы в группе, заключается в том, чтобы создать и проанализировать групповую ситуацию.

Для создания условий психологически комфортного пребывания ребёнка в детском саду необходимо:

Принимать каждого ребёнка таким, какой он есть.

Помните: плохих дошкольников нет.

В профессиональной деятельности опираться на добровольную помощь детей, включать их в организационные моменты по уходу за помещением и участком.

Быть затейником и участником детских игр и забав.

В затруднительных для ребёнка ситуациях ориентироваться на его возрастные и индивидуальные особенности: быть всегда вместе с ними, а не делать что-либо вместо него.

Привлекать родителей к образовательному процессу и обращаться к ним за поддержкой в случаях нестандартных ситуаций.

Помните: ребёнок нам не чего недолжен. Это мы должны ребёнку помочь стать более самостоятельным ответственным.

Навязывание своих правил и требований против воли детей – это насилие, даже если ваши намерения благонравны.

Запретов и строгих требований не должно быть слишком много. Это ведёт к пассивности и низкой самооценке у воспитанников.

Тихий, застенчивый ребёнок также нуждается вашей профессиональной помощи, как и агрессивный.

Очень хорошо на развитии детей сказываются такие формы отношений, при которых воспитатель с помощью различных доводов убеждает ребёнка в преимуществах того или иного поступка. При этом выбор оставляется за ребёнком. Такой тип отношений предполагает индивидуальный подход к особенностям и текущим состояниям детей. Именно в такой ненавязчивой опеке больше всего нуждаются дети и благодарят взрослого в искренней привязанностью к нему.

Таким образом, эмоциональное благополучие ребенка достигается путем создания атмосферы, характеризующейся взаимным доверием и уважением, открытым и благожелательным общением. Основной акцент делается на преодоление негативных эмоциональных проявлений у детей (страх, плач, истерика и т.п.) и разрешение конфликтных ситуаций.

Психологический комфорт предполагает установление доверительного личностного контакта с каждым ребенком, поддержание в нем уверенности в себе, воспитание самостоятельности, инициативности в процессе общения. Это способствует объединению детей, закладывает традиции межличностных взаимоотношений в детском коллективе.

Большая роль в данной воспитательной системе отводится семье. Семья – первый институт, в котором закладываются основы будущей личности. Родители и педагогический коллектив ДОУ должны предъявлять ребенку единые, обоснованные и понятные ему требования. Так, родителям следует сообщать о необходимости соблюдать дома режим дня, приближенный к режиму детского сада.

Создавать ребенку эмоционально-психологический комфорт - значит, обеспечить следующие условия, способствующие реализации его индивидуальной программы развития:

Дать ребенку возможность быть самим собой;

Корректировать проявление негативных эмоций и отрицательных поведенческих мотивов, не нарушая особенностей личностной структуры, используя для этого методы,

Доступные и интересные для самого ребенка;

Предоставить возможность для удовлетворения насущных потребностей ребенка в любви, уважении, игре, двигательной деятельности;

Научить ребенка понимать и принимать собственные чувства и эмоции и других людей;

Познакомить со способами общения со взрослыми и сверстниками для конструктивного общения в системах «ребенок - ребенок», «ребенок - взрослый».

Ребенку дошкольного возраста психологически комфортно, если он здоров, не обременен внутренними психологическими проблемами, может быть самим собой, если его окружают приятные для него взрослые и дети, принимающие его таким, каков он есть, если ребенок занят увлекательным делом.

3. Стили педагогического общения как благоприятный фактор психологической комфортности в группе.

От стиля отношения воспитателей к ребенку зависят воспитательная и эмоциональная функции. Выделяют 4 стиля отношений: от отвержения до любви, от отсутствия контроля до его наличия.

Демократический стиль.

Для него характерны широкий контакт с воспитанниками, проявления уважения к ним, воспитатель стремится наладить эмоциональный контакт с ребенком, не подавляет строгостью и наказанием; в общении с детьми преобладают положительные оценки. Такой педагог испытывает потребность в обратной связи от детей в том, как ими воспринимаются те или иные формы совместной деятельности; умеет признавать допущенные ошибки. В своей работе такой педагог стимулирует умственную активность и мотивацию достижения в познавательной деятельности. В группах воспитателей, для общения которых свойственны демократические тенденции, создаются оптимальные условия для формирования детских взаимоотношений, положительного эмоционального климата группы.

Отношения холодные. Отдают приказания и ждут, что они будут в точности выполнены. Закрыты для постоянного общения с детьми; устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения; позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них. Ребенок «внутри», воспитатель подавляет ребенка, контролирует всю его жизнь. Причем педагоги прибегают к авторитарным приемам из самых благих побуждений: они убеждены в том, что ломая детей и добивая от них максимальных результатов здесь и сейчас, скорее можно достигнуть желаемых целей.

Либеральный стиль

Характерны безынициативность, безответственность, непоследовательность в принимаемых решениях и действиях, нерешительность в трудных ситуациях. Такой педагог «забывает» о своих прежних требованиях и через определенное время способен предъявить полностью противоположные. Склонен пускать дело на самотек, переоценивать возможности детей.

Индифферентный стиль

Не устанавливают для детей никаких ограничений; безразличны к ним.

Закрыты для общения; из-за обремененности собственными проблемами не остается сил на воспитание детей; проявляют безразличие к жизни ребенка.

В жизни каждый из названных стилей педагогического общения в «чистом» виде встречается редко. На практике часто встречается, что педагог проявляет так называемый «смешанный» стиль взаимодействия с детьми. Смешанный стиль характеризуется преобладанием двух каких-либо стилей: авторитарного и демократического или демократического и либерального. Редко сочетаются друг с другом черты авторитарного и либерального стилей.

Заключение.

Очень важно помнить и осознавать, что отношение взрослых к ребенку влияет не только на становление личности, но и на психологическое здоровье детей.

Ребенок должен расти и воспитываться в условиях постоянного соблюдения принципа педагогической экологии. Отношения родителей и педагогов к дошкольнику должны строиться на принятии ребенка, на педагогическом оптимизме и доверии, на эмпатии, уважении его личности.

Знания не только о закономерностях формирования личности ребенка, но и о психических особенностях детей с ослабленной психикой позволят педагогам не только правильно организовывать образовательный процесс, но и помогут корректировать некоторые болезненные особенности психики, изменять неправильные установки и формы поведения, а также дадут возможность дать родителям квалифицированные ответы на интересующие их вопросы воспитания.