Домой / Компьютеры и по / История китая. Экономика Китая в XVIII веке Политика китая 16 18 веках

История китая. Экономика Китая в XVIII веке Политика китая 16 18 веках

После изгнания монгольских завоевателей и воцарения новой династии Мин в Китае восстанавливается и укрепляется центральная власть. Территория империи была разделена на провинции, которым, в свою очередь, подчинялись области, округа и уезды. Провинциальная администрация состояла из трех частей: регулярных чиновников, войсковых командиров и цензоров, контролировавших тех и других. Высокая степень централизации бюрократии и хорошо налаженный контроль над ней пона­чалу обеспечивали династии полную лояльность государственного аппарата.

В течение XV-XVI вв. Китай переживал экономический подъем. Однако развитие товарно-денежных отношений и частной собственности, сопровождавшееся обнища­нием крестьянства, подрывало социальную базу империи. Именно в это время были практически исчерпаны ресурсы традиционного земледелия с его опорой на ручной труд. Большое влияние на императоров приобретают различные временщики, фавориты, что порождало постоянные придворные интриги, заговоры, злоупотребления на всех уровнях власти. В стране сформировалось оппозиционное движение во главе с учеными-чиновниками, призывающими к проведению реформ. Положение династии осложнялось возобно­вившимся военным давлением со стороны монголов. Кроме того, на севере Китая активизировались племена маньчжуров. В 1636 году маньчжурский предводитель провозглаша­ет создание династии Цин (1636-1911). Так в Китае вновь установилось владычество чужеземных завоевателей.

Маньчжуры и служившие им китайские полководцы смогли за короткий промежуток времени овладеть всей территорией Китая. Победа маньчжуров стала возможной во многом благодаря тому, что новые завоеватели были чрезвычайно терпимы к китайским ценностям, в частности, к традиционному сословию ученых-чиновников. Маньчжур­ские предводители не стали разрушать многовековую китайскую государственную машину, создававшийся в эпоху предшествующих династий государственный аппарат власти.

Цинские императоры проводили активную завоевательную политику. В XVIII веке совершаются многочисленные походы против народов, населявших юго-западные рубежи империи. Китаю удалось расширить свои границы и на востоке, распространив свое влияние на район Тибета.

Цинская империя вступила в XIX век могущественнейшим государством Восточной Азии. Однако за ее внешним блеском скрывались старые пороки аграрной деспотии: сла­бость армии, ограниченность производственного потенциала, перенаселенность, коррупция властей. Эти пороки со всей очевидностью обнаружились в середине XIX века - во время восстания тайпинов (1851-1864) и первых столкновений с капиталистическими странами Запада.


Индия.

Средневековая политическая структура Индии характеризуется постоянной неустойчивостью власти, как на севере, так и на юге страны. Возникавшие династии и государства были кратковременными и откровенно слабыми. Просуществовав определенный промежуток времени, они распадались на отдельные районы и княжества, продолжав­шие ожесточенную борьбу за сферы влияния. Политические изменения не затронули внутреннюю структуру общества: здесь по-прежнему доминировало государство, имею­щее право распоряжаться всеми ресурсами страны и осуществлявшее централизованный сбор налогов.

Основой социально-экономической структуры Индии была традиционная община. Взаимоотношения внутри общины регулировались кастовой системой, согласно которой при­надлежность к той или иной касте связана с рождением человека, определяя его социальное положение на всю оставшуюся жизнь. Такая система благоприятствовала сглажи­ванию противоречий на нижних «этажах» общества, отсут­ствию серьезных внутренних конфликтов. Крепкие кастово-общинные структуры являлись залогом стабильности индийского социума в эпоху Средневековья.

Территориально община включала в себя несколько соседних деревень, объединенных в единое целое. Внутренняя жизнь общины регулировалась жестким внутренним распо­рядком, связанным с взаимным обменом продуктами и услугами. В каждой из деревень был свой староста, являвшийся ответственным за выплату налогов. Представители каждой деревни входили в общинный совет, осуществлявший руководство всем объединением. Общинная система распространялась также и на города.

Деревенские общины, городское население платили государству традиционную шестую часть произведенной продукции. Правители и князья использовали собранные налоги на содержание воинов и чиновников, поддержание храмов и обслуживавших их жрецов.

Образование мусульманских государств на территории Индии - Делийского Султаната (1206-1256) и Империи Великих Моголов (1526- XVIII век) внесло изменения в социально-политическую и экономическую жизнь Индии. Разросся бюрократический аппарат, сформировалась разветвленная система центральных и местных органов управления, соответственно выросли и налоги.

Основной формой землепользования осталась общинная, при этом часть земли была отдана в пользование исламской знати. Несмотря на то, что проникновение ислама способ­ствовало изменению образа жизни традиционного населе­ния средневековой Индии, формированию новых культурных ценностей, процесс исламизации не затронул глубин­ных цивилизационных первооснов - общинно-кастовой структуры.

Развал империи Великих Моголов совпал по времени с началом активной колонизации европейцами Индии и прилегающих к ней районов Азии. Колониальная экспансия, имевшая следствием ломку традиционной структуры индий­ского общества, завершила эпоху Средневековья в истории Индии.

1. Япония.

Историю средневековой Японии условно можно разделить на два периода: Нара и Хэйан (VII в. - первая половина XII в.) и эпоху сегуната (конец XII в. - середина XIX в.).

На первом этапе Япония развивалась как классическое восточное государство. Многие институты сознательно переносились сюда из соседнего, более могущественного в то вре­мя, Китая. Японский император так же, как и китайский, концентрировал в своих руках верховную светскую и религиозную власть. При его дворе была аристократия - высший слой общества, выполнявший бюрократические функции. Крестьяне-общинники трудились непосредственно в пользу казны государства, которое по своему усмотрению распоряжалось этими средствами. Политическая система Япония характеризовалась централизацией власти, верховной собственностью государства (в лице императора) на землю при непосредственном общинном землепользовании.

Однако уже в это время происходит формирование феодальных отношений. В XI -XI веках окончательно утверждается новая форма землевладения - феодальное поместье. В 1192 г. император теряет светскую власть, уступая ее сегуну. В стране окончательно утверждается феодальный по­рядок. Низшей хозяйственной ячейкой была община. Со­словие феодалов в целом делилось на крупных князей и их вассалов - рядовых самураев. Выделялась также наиболее приближенная к сегуну прослойка влиятельных самураев, имевшая большие привилегии. В дальнейшем структура японского общества стала характеризоваться делением на четыре основных разряда: торговцев, ремесленников, крес­тьян и дворян. По отношению к представителям низших слоев общества феодал обладал исключительными правами: если поведение крестьянина казалось самураю неугодным, он имел право зарубить его тут же, без всяких разбирательств, что являлось отголоском традиционных восточных общественных отношений. "

Однако в целом Япония пошла по пути развития собственнических институтов, являясь своеобразным исключением из традиционной схемы развития восточных обществ. Причины этого кроются в специфике географических условий и исторического развития страны. Государство здесь сразу сложилось из общинно-родового строя, минуя стадию рабовладения; географические условия не требовали постоянного всеобщего напряжения сил для поддержания хозяйства (ирригация), наоборот, дробление территории горными хребтами и речками на долины способствовало обособлению и выделению индивидуального хозяйства.

До XIX в. Япония была закрытой страной.

Как показал Жак Жерне в книге «Мир китайцев», империи Цин «в XVIII веке удалось максимально использовать все возможности доиндустриальных технологий». В области экономики, особенно земледелия, она была эффективнее, чем современная ей Европа.

Земледелие в XVIII в. переживало небывалый рост, пользуясь поддержкой государства, которое весьма умеренно облагало крестьян налогами и существенно сократило существовавшую при

прежней династии трудовую повинность. Урожаи были очень хороши, посевные площади росли, а появление вдобавок к традиционным культурам (рис, чай, просо, ячмень) новых (батат, арахис, сорго) позволило лучше использовать специфику различных земель и климатических зон. С ростом посевных площадей страна смогла удовлетворить потребности прокорма населения.

Посевные площади (1600-1850)

Площадь
(в млн му)

Большинство жителей империи жило и трудилось в деревнях или малых городах с населением меньше 2 тыс. человек, и большая часть ресурсов вкладывалась в земледелие, но из-за огромного пространства империи, разнообразия почв и климатов виды культивируемых злаков и урожаи по разным регионам сильно различались. Прежде всего Китай делился на две больших области: Северный специализировался на пшенице, в Южном возделывался рис. Кроме того, выделялись четыре группы земледельческих циклов:

В северных провинциях каждый цикл давал три урожая в два года;

На юге в самых развитых провинциях крестьяне собирали два урожая в год (как правило, один урожай риса и один другого злака или хлопка);

В центральных провинциях страда бывала также раз в полгода: когда был продан урожай риса, наступала жатва пшеницы, ячменя или проса;

На крайнем юге, в Фуцзяни и значительной части Гуандуна, собирали три урожая в год: два урожая риса и один пшеницы или бобов.

Главными горнорудными провинциями были Юньнань и Гуанси. В их недрах добывали главным образом медь, в меньшей степени серебро, уголь и железо. В 1770-1850 гг. добыча меди в этих провинциях составляла пятую часть от мировой.

Купцы объединялись в корпорации в форме гильдий (хан) разной величины и влиятельности. Гильдии регулировали торговлю (в частности, контролировали цены), разбирали конфликты и занимались социальной деятельностью (помощь разорившимся купцам, различного рода меценатство, поддержка городской общины при стихийных бедствиях и т.п.). Маньчжурская власть поощряла такие организации, особенно потому, что, опираясь именно на гильдии, собирала торговые налоги. Гильдии в свою очередь для своих коммерческих предприятий часто нуждались в поддержке чиновников.

Торговля с европейскими странами во второй половине XVIII в. проводилась в единственном порту - Кантоне (Гуанчжоу) * через компанию-монополиста под названием «Кохонг» - по-китайски Гунхан, что означает «генеральная гильдия». Это было объединение тринадцати торговых гильдий, которым маньчжурское правительство дозволило торговать с европейцами.

Несмотря на столь строгие ограничения, до самого конца века Китай больше продавал европейцам, чем покупал их товары; он давал Европе прежде всего чай, фарфор (в том числе с императорских мануфактур Цзиндэчжэня в провинции Цзянси - см. гл. VIII, раздел «Прикладное искусство») и лакированные изделия.

Внешняя торговля в Кантоне (1719-1807)

Объем экспорта
(в тыс. тонн)

В процентах к периоду
1719-1726

Хотя экономический подъем сделал XVIII в. одной из вершин процветания в истории Китая, конец века преподнес правительству очень неприятный сюрприз. Финансы государства пришли в упадок, так как всю вторую половину царствования Цяньлуна государственная казна истощалась. Императорам следующего столетия не удалось выправить ситуацию, поскольку им пришлось столкнуться не только с экономическим расстройством, но и с тяжелейшей коррупцией, всевозможными конфликтами и мятежами, а также с давлением западных держав, приведшим к опиумным войнам (см. гл. I, раздел «Иезуитские миссионеры и отношения с Западом»).

Примечания

* Кроме того, существовала меновая торговля с Россией в Кяхте (в основном чаем в обмен на меха).

Шоссанд Д. Китай в XVIII веке. Расцвет империи Цин / Дамьен Шоссанд. – М., 2016, с. 108-113.

С конца Средневековья (1368 год) по 1644 год в Китайской империи правила династия Мин (что в переводе значит «свет»).

Упадок династии Мин

К концу XVI века империя Мин переживала не лучшие времена. Знатные роды стали захватывать общинные крестьянские земли, за-ставляя крестьян отдавать им большую часть урожая. Семьи земле-дельцев голодали и нищали, а императорская казна пустела. Многие чиновники, следуя предписаниям Конфуция о долге заботы, не раз по-сылали свои доклады на высочайшее имя. Однако последние импера-торы Мин больше заботились о роскоши и развлечениях, чем о благе своих подданных. Часто в дома чиновников, решившихся на подобный шаг, приходил посыльный императорского дворца с небольшим сверт-ком в руках. Трясущимися руками разворачивал этот сверток ранее влиятельный чиновник, и если там оказывался шелковый шнурок, то это означало только одно: император приказывает своему верному подданному удавиться.

Восстание против династии Мин и её падение

Крестьянское восстание против династии Мин возглавил бывший сельский староста и разбой-ник — Ли Цзы-чэн. Его армия занимала целые провинции и города, изгоняла чиновников, отменяла высокие налоги, возвращала крестья-нам земли. В 1640 году, когда армия восстав-ших вошла в Пекин, последний минский импе-ратор повесился в собственном дворце на шел-ковом шнуре. Ли Цзы-чэн провозгласил себя новым «благонамеренным» императором, но с этим не были согласны высшие чиновники и крупные землевладельцы. Один из них — вое-начальник У Саньгун, охранявший Великую Ки-тайскую стену, — решил призвать на помощь се-верных кочевников.

Еще в начале XVII века маньчжурские племена объединились под властью одного предводителя, перестали платить дань китайскому императору и провоз-гласили создание собственной императорской династии Цин («светлая»). Каждый год мань-чжурская конница прорывалась через Великую стену, грабила города и деревни. Теперь маньчжуры вместе с китайской знатью обруши-лись на крестьянскую армию.

В 1630-40-е годы армия восставших крестьян свергла династию им-ператоров Мин.

Власть и жители Поднебесной

Маньчжурская династия Цин

В 1644 году Пекин был захвачен кочевниками-маньчжурами, которые провозгласили новую императорскую династию Цин («светлая»). Сопротивление китайцев маньчжурам было подавлено только к началу XVIII века.

Маньчжурский вождь стал китайским императором с титулом богдыхана. Все высшие правительственные должности за-няли маньчжуры. Сословие завоевателей (профессиональных воинов) господствова-ло над китайскими сословиями ученых, земледельцев, ремесленников и торговцев. Уступая китайцам в численности, завоева-тели-маньчжуры боялись раствориться в их массе, поэтому межнациональные браки были запрещены. Все китайское общество было поставлено под строгий полицейский контроль. Китайцы должны были брить полголовы, а оставшиеся волосы заплетать в косу. Всякому, кто отказывался это сде-лать, тут же отрубали голову и выставляли ее на шесте в центре селения. Горожанам было приказано вывешивать на свои дома таблички с указанием, сколько людей жи-вет в доме. Крестьянам под страхом нака-зания плетьми было запрещено покидать деревни и даже резать скот и птицу без разрешения властей. Был со-ставлен список книг, которые, по словам маньчжуров, «противостоят нашей династии и которые надо предать огню».

Маньчжур. Военный чиновник
Китайский император Канси

И все-таки маньчжурская династия устраивала китайскую знать, так как стремилась следовать китайским традициям управления. Сохранились все чиновничьи должности и права на землю китайской знати. Второй маньчжурский император Канси старался во всем следовать правилам конфуцианства. Он стал хорошим знатоком китайской литературы и искусства. Канси заботился о развитии земледелия, ремесел и торговли в империи. Китайская армия была направлена воинственным маньчжуром на покорение Великой Китайской равнины. В течение XVIII века была завоевана вся восточ-ная половина Великой степи: Монголия, Кашгария и Джунгария. Ки-тайско-маньчжурские войска заставили признать власть императора в Корее, Вьетнаме и даже Бирме. В результате границы Китайской им-перии Цин простирались от таежных лесов, по реке Амур на севере — до джунглей Индокитая на юге, от Тихого океана на востоке — до Сред-ней Азии на западе.

Таким образом, после смены династий Китайская империя достигла своего внеш-него могущества. Материал с сайта

Самоизоляция Китая

Китайской империи и Японской империи сёгуната в XVI-XVII веках предстояло решить, как встретит Дальний Восток появление европейцев.

В разное время и Китай и Япония вводили политики самоизоляции. Эти политики в разное время имели различные цели и различную степень изоляции. Однако результат был один: закрытие Китая и Японии от проникновения европейцев возвело пре-граду между западной европейской цивилизацией и цивилизацией Даль-него Востока.

На этой странице материал по темам:

китай индия маньчжурский могол

Еще с древних времен китайцы считали свое государство центром мира. Они называли его срединным, или поднебесным, государством. Все окружающие народы были для китайцев варварами и рассматривались как подданные императора. В 16-18 вв. в вассальной зависимости от Китая находились Корея, Вьетнам, Бирма, Тибет.

Во главе китайского государства стоял император, обладавший неограниченной властью, которую он передавал по наследству. В управлении страной императору помогал государственный совет, в который входили его родственники, ученые и советники. Управление страной осуществлялось через три палаты. Первая палата включала шесть ведомств: чинов, обрядов, финансовое, военное, ведомство наказаний, ведомство общественных работ. Две другие палаты готовили императорские указы, следили за церемониями и приемами в честь императора.

Особая палата цензоров контролировала действия чиновников на всей территории Китая. Страна была разделена на провинции, которые делились на округа и уезды, ими управляли чиновники различных рангов.

Китайское государство носило название правящей в стране династии: с 1368 по 1644 гг. - «империя династии Мин», с 1644 г. - «империя династии Цин».

К началу 16 в. Китай уже был государством высокой культуры с развитой системой образования. Первой ступенью системы образования являлась школа, где учились мальчики, родители которых могли оплачивать обучение. После выпускного экзамена в начальной школе можно было поступить в провинциальное училище, в котором продолжалось изучение иероглифов (а их в китайском языке около 60 тыс., в школе заучивали 6-7 тыс., ученые люди знали 25-30 тыс.), а также учащиеся овладевали каллиграфией - мастерством красиво и четко писать тушью. Студенты училища зазубривали наизусть книги древних авторов, знакомились с правилами стихосложения и составления трактатов. В конце обучения они сдавали экзамен - писали поэму в стихах и сочинение. Стать чиновником мог только образованный человек.

Среди китайских чиновников было много поэтов ижи-вописцев. В Китае в 16 в. уже были развиты ремесла по изготовлению шелка и фарфора. Фарфоровые изделия и шелковые ткани украшались различными рисунками с применением высококачественных красок.

Тремя главными опорами китайского государства на протяжении многих веков были три учения:конфуцианство, буддизм и даосизм. Конфуций разработал свое учение еще в середине 1 тысячелетия до н. э., и оно занимало важное место в мировоззрении китайцев и в 16-18 вв. Традиционное общество в Китае строилось на конфуцианских принципах сыновней почтительности, уважения к старшим. Верность, покорность, доброта и сострадание, высокое чувство долга, образованность были главными чертами благородного и достойного человека.

Основоположник даосизма - Лао-цзы - изложил свое учение в книге «Дао де цзин». Постепенно даосизм из философии превратился в религию («дао» по-китайски - «путь»). Даосизм учил, что человек может избежать мучений ада и даже стать бессмертным. Для этого надо следовать в своей жизни принципу «недеяния», т. е. отстраниться от активной общественной жизни, стать отшельником, искать истинный путь - дао.

Буддизм проник в Китай из Индии в начале 1 тысячелетия н. э. и к 16 в. имел весьма прочные позиции и огромное влияние на жизнь традиционного общества. К этому периоду в Китае было построено множество храмов и буддистских монастырей.

Все три учения имели большое значение для поддержания и укрепления основ китайского государства, они были главными опорами традиционного китайского общества.

К XVI в. при Минской династии Китайская империя охватывала территорию современных внутренних провинций Китая и часть Маньчжурии. Вассалами Китая являлись Корея, Вьетнам и Тибет. Страна была разделена на 15 крупных административных единиц.

Управлялись они чиновниками, назначавшимися центральной властью. В XVI–XVIII вв. рост производительных сил в Китае нашел свое отражение в развитии ремесла, улучшении техники земледелия, дальнейшем развитии товарного производства и денежных отношений. В феодальной Минской империи появляются элементы новых, капиталистических производственных отношений – зарождается и развивается мануфактура. В то же время действовали причины, тормозившие общественное развитие Китая. К ним в первую очередь относятся высокая норма феодальной эксплуатации, обусловившая нищету крестьян, а также существование замкнутых сельских общин, где земледелие было соединено с домашним ремеслом. С другой стороны, вторжение в XVII в. маньчжуров и захват ими власти в Китае, сопровождавшиеся длительной войной и разрушением производительных сил, привели к варварской и герметической изоляции страны от внешнего мира, что не могло не сказаться резко отрицательно на темпах прогрессивного развития Китая.

В конце XVI – начале XVII вв. правящая в Китае династия Мин находилась в состоянии упадка. Управлявшие государством приближенные императора разворовывали государственную казну. Расходы на содержание огромного числа чиновников и пышного императорского двора требовали введения все новых налогов.

Свержение Минской династии. Маньчжурское завоевание Китая.

С конца XVI в. на территории современного Северо-Восточного Китая усилилось племя маньчжуров, создавших там свое государство. В начале XVII в. маньчжуры стали совершать набеги на Китай, затем подчинили ряд соседних племен и Корею. Вслед за тем они начали войну с Китаем. В то же время в Китае происходили крупные крестьянские восстания. Армия повстанцев разгромила правительственные войска и вступила в Пекин, в результате чего Минская династия перестала существовать. Напуганные всем происходящим, китайские феодалы открыли доступ в столицу маньчжурской коннице. В июне 1644 г. маньчжуры вступили в Пекин. Так в Китае утвердилась маньчжурская династия Цин, правившая до 1911 г. В отличие от прежних завоевателей маньчжуры не растворились среди местного населения (запрещены были даже смешанные браки между маньчжурами и китайцами), а обеспечили себе обособленное и привилегированное положение.

По форме правления цинский Китай в XVII–XVIII вв. был деспотией. Во главе государства стоял император – богдыхан, наделенный неограниченной властью.

Цинская династия вела бесконечные захватнические войны. К середине XVIII в. она завоевала всю Монголию, затем присоединила к Китаю и государство уйгуров, расположенное к югу от Тянь-Шаня, восточную часть Тибета. Неоднократно предпринимались завоевательные походы во Вьетнам и Бирму.

Получить свободный доступ в Китай европейские купцы пытались еще задолго до образования Цин-ской империи. Первыми в Китае появились португальцы, которые в 1537 г. основали на южном побережье Китая колонию Макао. В XVII–XVIII вв. в китайских портах стали появляться английские и французские купцы. Но маньчжурские власти решили ограничить торговлю с иностранцами и с этой целью издали в 1757 г. указ цинского императора, по которому все порты, кроме Гуанчжоу, были объявлены закрытыми для внешней торговли. Так было положено начало изоляции Китая.

46. ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ КИТАЯ В XVI–XVIII ВВ

В период Минской империи в Китае особенное развитие получили филология и история.

Крупнейшим ученым-энциклопедистом XVII в., в частности филологом, был Гу Янь-у, которому принадлежит «Пятикнижие по фонетике» – классическое произведение по исторической и современной фонетике, а также другие труды по истории, экономике, философии, филологии и т. д.

В этот период развивалась официальная историография: издавались династийные истории, составлялись продолжения летописи «Всеобщее зерцало, помогающее управлению», начатой еще в XI в.

Важным географическим сочинением той эпохи является труд Гу-Янь-у под названием «Книга о недостатках и пользе областей и уделов в Поднебесной». Это сочинение давало не только географическую характеристику страны, но и освещало социально-экономическое положение Китая.

Духовная культура Китая в XVI–XVIII вв. развивалась под сильным влиянием идей конфуцианства. Создатель этого учения – мыслитель Конфуций (551–479 гг. до н. э.). Учение Конфуция – это учение о том, к чему следует стремиться человеку. Созданное на основе разума общественное устройство, по мнению мыслителя, должно давать возможность человеку заниматься самоусовершенствованием и приносить пользу всем. Государство по Конфуцию – большая семья, где младший должен повиноваться старшему (простолюдин – знатному).

Наиболее известным китайским философом начала XVI в. был Ван Ян-мин. Ван Ян-мин утверждал, что реальный мир не существует вне нашего сознания, что весь мир, все вещи – порождение духа или сердца. По Ван Ян-мину, критерием истины является субъективное сознание, человек обладает врожденным знанием, интуицией, которая помогает познать истину. Идеализм и интуитивизм Ван Ян-миня имели своих многочисленных последователей не только в Китае, но и в Японии, где это учение с XVII в. стало одним из главных философских течений.

Книги в Китае печатались в частных и государственных типографиях, и их легко можно было купить. В столице выходила газета, сообщавшая о придворной жизни, императорских указах и т. п. Помимо монет, в обращении были бумажные деньги, очень удивившие европейских купцов.

Среди китайских чиновников было много поэтов, особенно при династии Мин. Стихи посылали вместо писем, вкладывая их в конверты в форме рыбок. В стихосложении соревновались на пирах. В XVI–XVIII вв. были изданы многочисленные поэтические сочинения. Большинство поэтов были живописцами. Картины писали на бумаге или на шелке, одни вешали на стены, другие рассматривали на столах, постепенно разворачивая свиток. Излюбленные мотивы картин – герои легенд и сказаний, «горы и воды», «цветы и птицы». При этом почти на каждой картине делались иероглифические надписи – пожелания.

В эту эпоху стать чиновником мог только образованный человек. Государство выделяло стипендии для подготовки к экзаменам на высшие ученые степени. Такой экзамен проходил в столице под наблюдением придворных академиков. Кандидаты писали сочинения на философскую и историческую темы. Достигший высшей степени мог занимать высшие государственные должности. Путь наверх, в «высший свет» общества, открывался через образование.

В Китае той эпохи было много провинциальных училищ, студенты которых зазубривали наизусть книги древних авторов, в т. ч. и Конфуция, знакомились с правилами стихосложения и составления трактатов. В конце обучения они сдавали экзамен – писали поэму в стихах и сочинение. Китай XVI–XVIII вв. был страной высокой духовной культуры и пользовался большим уважением в мире.

Еще по теме 45. ВНЕШНЕЕ И ВНУТРЕННЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ КИТАЯ В XVI–XVIII ВВ:

  1. ОБРАЗОВАНИЕ «МИРОВОЙ» ЕГИПЕТСКОЙ ДЕРЖАВЫ (XVIII династия до солнцепоклоннического переворота, середина XVI - начало XIV в. до н. э)