Домой / Компьютеры и по / Садово парковое искусство древней японии. Садово-парковое искусство японии

Садово парковое искусство древней японии. Садово-парковое искусство японии




16 марта 1934 года в Японии были открыты три первых национальных парка: Сето- Найкай,Унзен-Амакуса и Кирисима-Яку. История садово-паркового искусства Японии насчитывает тридцать столетий. Она тесно связана с японской живописью – изображениями водопадов, озер, долин, гор, скал. Парк или сад предназначался для уединения, раздумий, тихого созерцания природной красоты, воплощенной в садовой композиции. Достижение безмятежного настроение у человека было главной целью японского ландшафта Существенный отпечаток на садово- парковое искусство Страны восходящего солнца наложили естественно-природные условия. Это и влажный субтропический климат: местами с различным количеством осадков, солнечных дней и колебаниями температур. Это и своеобразный рельеф, явившийся основным элементом композиции, подчас рукотворный с разнообразными водными устройствами – прудами, речками и водотоками, скалами различной величины и формой, богатым ассортиментом древесных пород: вечнозеленых, хвойных, лиственных, красиво цветущих деревьев и кустарников.








Парк Кэнрокуэн или Парк Кэнроку-эн Один из Трех самых знаменитых парков Японии, Кэнрокуэн провозглашен сокровищем национального масштаба. Название Кэнрокуэн («парк шести элементов») отражает шесть взаимодополняющих элементов: простора и уединенности, человеческого труда и налета старины, текущей воды и панорамных видов на обширной территории парка. Сад открыт круглый год, за исключением шести дней с 29 декабря по 3 января. Весной и летом в сад можно попасть с 7 утра до 6 вечера, осенью и зимой – с 8 утра и до половины пятого.




Изначально это был сад замка Канадзава. Парк был создан в XVII веке и открыт для публики в 1875 году. На территории в 25 акров расположено множество деревьев (около 8 750), цветов и других растений (всего 183 вида), пруды, водопады, ручьи, мосты. Среди достопримечательностей парка древний фонтан и чайный домик. Вода подается из удалённой реки по сложной системе водоснабжения, построенной еще в 1632 году.









В японском парке цветы посажены очень тесно и создают очень красивые и причудливые композиции. В парке есть 100 летняя глициния, также около 160 глициний, которым около 60 лет и 1500 азалий, которым более 60 лет. Для столетней глицинии парком создан огромный каркас для поддержки огромного зонтика фиолетово-синих цветов (глициния относится к лиановым, очень хорошо формируется).






Япония: особенности национального чаепития Азиатское гостеприимство очень похоже на русское – вас всегда пригласят за стол и угостят чаем. Но, в отличие от нашего родного самовара, корзинки с бубликами и ягодного варенья, восточный гость предложит путешественнику только миниатюрную чашечку зеленого чая. Это совсем не от скупости: так местные жители демонстрируют свое дружелюбие, предлагая самое, по их мнению, ценное угощение.




Главные атрибуты церемонии: деревянный ящичек с сухими травами, простая керамическая посуда, медный чайник (идеально чистый, но не начищенный до блеска, потому что японцы любят «эффект старины»), бамбуковая ложка и шелковые салфетки. Японская эстетика предполагает чаепитие в чайном домике («тясицу»), расположенном в живописном саду («тянива») для медитаций. Чтобы попасть в него, нужно пройти по каменистой дорожке вдоль сосен и кипарисов («родзи» – в переводе «земля, покрытая росой»).



Если вас пригласили на домашнюю чайную церемонию, похвалите интерьер комнаты и поинтересуйтесь, что написано на свитке, который висит в стенной нише («токомона») – там обычно стоят цветы, аромалампа и листок с мудрым изречением. Хозяин заранее готовит свиток с афоризмом конкретно для церемонии чаепития и придает выбранным словам большое значение.

Вы в сад ко мне зашли
Полюбоваться вишнею цветущей.
Я рад.
Когда цветы осыпятся,
Скучать я буду.
(Отикоти Мицунэ)

Найти правильное решение проблемы или отдохнуть и поразмыслить, японцы предпочитают в саду, будучи уверены, что природа – это идеал для подражания, что в ней философия жизни, и человеку нужно лишь понять ее.

Вот расцвела в саду моём гвоздика,
Что посадила милая моя,
Мне говоря:
«Когда настанет осень,
Любуясь на неё, ты вспоминай меня!»
(Отомо Якамоти)

Стремление приблизиться к природе и привело японцев много веков назад к созданию садов своеобразного стиля.

Верно, кто-то возле водопада
Обрывает нити ожерелий, —
Сыплется все время белый жемчуг
На края цветные
Рукавов атласных…
(Аривара Нарихира)

Японцы любят подолгу смотреть на камни и воду, которые, по их мнению, обладают магической силой. Неотрывное созерцание и любование красотами природы позволяет забыть о тяготах обыденной жизни, расслабиться и прийти к душевному равновесию.


Право, приятно,
Когда просидишь целый день
Дома за книгой,
Вдруг у ворот услыхать
Близких друзей голоса.
(Татибана Акэми)

Японский сад – это небольшой уголок естественной природы, состоящий из пяти компонентов: духовного – идеи – и четырех материальных – камней, воды, растений и архитектурных элементов, обозначающих связь человека с природой. В основе идеи создания японского сада заложены понятия восточной религии и философии , что выражается в различных композиционных решениях. Это и сад холмов, прудов и островов, это также место для проведения чайных церемоний, для прогулок, философский сад и другие японские сады с разной степенью сложности.

Все японские сады объединяют общие черты : отсутствие прямых линий и симметрии (извилистые тропинки или ручей не должны разделять сад на равные симметричные части); соединение статических и динамических деталей; обязательное наличие камней, гальки, мхов; невысокие растения с учетом их роста и цветения; преобладание растений зеленого, серого и коричневого цветов; камерность сада, закрытость от внешнего мира бамбуковыми изгородями или калитками, что означает отделение от мира суеты и повседневных проблем.

Тишина вокруг.
Погружается лист каштана
в ручей прозрачный.
(Сёхаку)

Для японского сада выбирают уголок уединенный, скрытый от глаз соседей. Это место покоя и медитации. Его желательно отделить живой изгородью, посадив, к примеру, кизильник блестящий или спирею острую.


В этом мире
Горестей поросль густа,
Но в зарослях бамбука
Страннику сыщется ночлег,
Привидится любимая во сне
(Фудзивара-но Тосинари)

Сады и парки Китая, Кореи и Японии принципиально отличались от европейских. В их основе лежало особое отношение к природе, связанное с философией и религией.

Китай.

Садово-парковое искусство в Китае зародилось в глубокой древности. Император Цинн Шихуанди, при котором было произведено объединение Китая., построена великая Китайская стена(длиной более 4 тыс.км., выс до 10 м, 3 в до н.э.), владели огромным парком, строительство которого было закончено в 212 г. До н.э.

Император Ханьской династии Ву-ди (140- 87 гг. до н.э.) имел сад с искусственными гротами, ручьями и дорожками. В нем росли декоративные деревья и кустврники.

Сады того времени на начальном этапе были связаны с даосизмом (одна из трех основных религий Китая), по которому природа рассматривалась как обитель богов.

То были участки естественной природы, выделенные из окружающего ландшафта (т.н. «парки красивых мест» - бодарчу).

В период следующих шести династий (220-589 гг.). С приходом из Индии в Китай буддизма (64 г. н.э.) садовое искусство развивалось в пейзажном направлении, отражало естественную природу и несло определенное настроение. Оно являлось материальным воплощением идей своего времени, господствовавших в литературе, ландшафтной живописи, поэзии – описания и изображения естественной красоты, ее поэтическое восприятие способствовало контактам человека с природой, особое внимание уделялось озерам, рекам и горам.

По эмоциональной направленности парка, по аналогии с живописью, обусловлена классификация его пейзажей на устрашающее (с темными рощами, нависшими скалами, грохочущей водой горных рек и т.д.), смеющиеся (открытые, залитые солнцем холмы, цветущие растения), Идиллические (спокойная гладь воды, остров, погода) в пейзажных композициях подчеркивались красота естественной природы. бесконечные разнообразие меняющихся видов.

Расцвета с.-п. искусство Китая достигла в X-XII вв. и вновь – в XIII-XIV вв. в период правления династии Сунг (907-960), когда получили развитие различные искусства.

В северной части Китая сады занимали территории в сотни гектаров, а в южной (экономический центр страны) – малые, устраиваемые при жилых домах.

Во всех случаях центром композиции является водоем, занимающий от 30 до 70 % территории. Около него размещается архитектурное ядро парка – дворцовые постройки.. у водоемов изрезанная береговая линия и много островов.

То при движении обеспечивает чередование живописных картин, в которые включаются многочисленные парковые сооружения – беседки, веранды, платформы, галереи, мосты. Взгляд в нужном направлении ориентируется с помощью фигурных проемов в стенах - « проникающих окон», обрамлением опор галерей, путем нейтрального решения ли изоляции одной из сторон маршрута.

Сооружения имеют яркую окраску оттеняющую, зелень парков, и являются частью пейзажных картин. Их поэтические названия настраивают на определенное восприятие картин природы или ее проявлений (например, павильон «где слышен снег», или « беседка, омываемая ароматом леса», и т.д.).

Состав растений очень богат: виды сосны, можжевельника, клена, дуба (дуб китайский), кедр, груша, слива, вишня, ива, бамбук; много красивоцветущих – камелии, азалии, рододендроны; из цветов ценились пионы, хризантемы; в водоемах высаживались лотосы, на берегах – ирисы.

В скульптурном оформлении использовались изображения птиц или животных – аистов, дракона, черепахи; часто используют естественные камни – в оформлении берегов водоемов создания горок, в качестве «естественных» скульптур (наиболее выразительны)

По значению они приравниваются к произведениям искусства.

Большое число императорских садов находилось в столице империи – в основном в северных и западных пригородах Пекина. Прекрасный парк на берегу озера, с искусственными холмами, особенными деревьями и кустарниками упоминает Марко Поло (1254-1323).

В ансамбле огромного Зимнего дворца несколько необычное пространственное решение имела светская резиденция «Храм Неба» сооруженной в 1420 г. (соответствует времени раннего Возрождения Италии). Это симметричная композиция, которая от главного входа, через квадратный двор с округлым «алтарем неба», с четырьмя террасами (квадрат был символом ритма, а круг символом неба) ведет к округлому «храму молитвы о ежегодном урожае. Комплекс зданий имел регулярное размещение, был окружен рядовыми посадками вечнозеленых деревьев. Деревьями были обсажены дороги.

В состав огромного комплекса зимнего дворца входили обширные сады (парки) с искусственно созданными озерами, островами и холмами, размещенные на западной стороне и «пурпурного города». Характерным элементом являлся сад Пай-Хай, с тремя объединенными озерами Южным, Средним и Северным. Доминантой было озеро («северное море») с островом и холмом в центре, на котором в 1644 г. построена Большая Белая Пагода, которая была видна даже с разных концов города. Острова, дикие скалы, гроты, лабиринты с разнообразными древесными растениями дополняют храм, павильоны, беседки, террасы, соединенные сетью дорог. Вход на остров дополняют каменный мост и декоративные ворота «Пай воу», аналогичные главным и боковым входам в парк. Характерным элементом парка Пай-Хай являются прекрасная «Стена девяти Драконов», украшенная керамикой и резьбой, комплекс павильонов «Пяти Драконов», а также большой императорский мост против входа в парк. Крупнейший парк Юаньмин не сохранился.

Наиболее полно сохранился парк Летнего дворца Около Пекина – Ихэюань (парк Безмятежного отдыха). Это комплекс садов около 400 га. Начало его создания относится к XIV в. Он неоднократно разрушался (в 1860 и 1900 гг.), но вновь восстанавливался. В настоящее время он занимает площадь 270 га, из которых 3/4 занято озером Куньмыньху.

На южном склоне горы Ваньшоушань (гора Долголетия), в северной части парка, обращенной к озеру, расположен архитектурный ансамбль с многоярусной башней и комплексом дворцовых сооружений. К ним примыкают дворики с каменистыми садами, водоемами для декоративных рыб и лотоса, древовидными пионами, магнолиями. Северный склон покрыт лесным массивом.

У подножия горы протекает ручей. На озере имеются острова с беседками и дамбы с галереями протяженностью в сотни метров, являются частью прогулочных маршрутов. Северная граница участка замаскирована невысокими холмами.

В стране выделяют шесть типов садов: при императорских дворцах и гробницах, храмах, сады естественных пейзажей, домашние сады, сады ученых и литературы. Они различны по размерам и богатству оформления, но отвечают следующим основным принципам, выделенные мастерами садово-паркового искусства Китая:

    действовать в зависимости от местных условий;

    максимально использовать окружающую природу;

    отделять главное от второстепенного;

    использовать контрасты: большое и малое, светлое и темное, широкое и узкое, высокое и низкое;

    в малом добиваться большого;

    учитывать гармонию пропорций;

    использовать постепенное раскрытие видов;

    учитывать время восприятия пейзажей.

Китайские сады оказали большое влияние на садово-парковое искусство других стран, и прежде всего Японии. Китайские сады способствовали развитию пейзажного стилевого направления в Европе (середина и конец XVIII в.) и побудили к созданию т.н. англо-китайского стиля.

Япония

Садовое искусство вместе с буддизмом пришло в Японию из Индии в VI в. (через Корею и Китай). На протяжении почти 2000 лет японский сад формировался как пейзажный. Этому способствовал мягкий климат Японии, богатая флора и разнообразие живописных пейзажей (скалистые горы, озера, реки, ручьи, водопады, песчаные отмели, лесистые холмы и т.д.). Японцы любят природу. Они стремились собрать на незначительной территории сада наиболее полюбившиеся им пейзажи. Хотя подобные пейзажи далеки от действительных, но в их основу положены образы родной природы.

Главная функция японского сада – созерцание и оценка красоты пейзажей с определенных мест обзора – террас, окон дома, видовых точек прогулочного маршрута.

Японский сад развивался под влиянием религиозно-философских воззрений о строении мира, религиозных учений – буддизма и синтоизма.

В его развитии выделяют следующие основные периоды: VI-VIII вв. – период Нара, характеризуется влиянием китайской культуры. Строится столица Нара по образцу китайской столицы Чань-чань. При дворцах создаются первые сады по типу китайских, с общей конструктивной схемой – горы и вода. Появляется смысловая символика (сосна – долголетие, бамбук – стойкость и др.). Это период становления японского сада на основе синтеза японских пространственных концепций и китайских садовых композиций.

IX – XII вв. – Хейанский период. Столица – Кисто. Характерны утонченная культурная жизнь, развитие искусств. Сад приобретает изысканные формы, используется для развлечений, придворных праздников, а также – для созерцания, размышления и отдыха. В отличие от китайских садов которые создавались эстетической доработкой естественных пейзажей, выявление и их художественных элементов, садово-парковое искусство Японии основано на воспроизведении живой природы в заранее заданных, как правило, уменьшенных масштабах. Подобно театральной декорации, его композиция строится фронтально, с определенных точек от воды.

Основу сада составляет озеро и остров. Садовое искусство формируется как специфический жанр и своими формальными признаками и канонами.

[Садики этого периода (С.С. Ожегов, 1993) различают на три типа: «Ке» предназначен для внутренних домашних нужд; «Харе»- для формальных традиционных церемоний; «Суки»- несут Толька эстетических функции. Иногда в садиках были объединены два типа.]

13- начало 14 в- период Камакура характеризуется приходом к власти военного дворянства и распространением секты дзэн- буддизма. Сады становятся частью храмового комплекса.

14- 16 вв. – период Муромати. Происходит сближение хейанского и камакурского направлений и новый расцвет культуры. Этот период в истории садового искусства Японии считается классическим. Сады развиваются при монастырях и создаются монахами.

В 16 в. появляется новый сад- сад чайной церемонии.

В дальнейшем появляется множество вариантов храмового сада, вновь возникают светские сады, как необходимая часть жилого дома.

В дальнейшем появляется множество вариантов храмового сада, вновь возникают светские сады как необходимая часть жилого дома.

В последние два периода садовое искусство развивалось под влиянием идей дзэн – буддизма, по которым красота природы есть одна из форм постижения истины. Происходит обострение эстетического восприятия, вырабатываются поэтически- метафорические способы мышления. Сады должны были располагать к созерцанию, вызывать чувство эмоционального отклика.

Основным композиционным принципом (т.н. принципом неопределенности) было создание гармоничного равновесия всех элементов сада, в которых есть свобода и порядок, движение и покой. Отрицается равенство: объёмно- пространственное элементы сада не должны быть одинакового размера, в их размещении недопустима симметрия.

По функциональному назначению исторически сложились дворцовые, храмовые сады, сады чайной церемонии, сады у жилого дома.

Японские мастера 18 в выделяли следующие типы садов

По характеру рельефа : плоский сад и холмистый сад

Любимый мотив холмистого сада- миниатюрная гора «Фудзи»(священная гора Японии «Фудзияма»]

По сложности композиционного построения : полная форма- «син», полусокращенная- «со», сокращенная- «чё».

Наиболее развернутая форма «син» обычно содержит весь набор композиционных элементов. Форма «чё» более сжата; число элементов невелико, но они более выразительны и содержательны. Недосказанность должна активизировать восприятие сада.

По основному компоненту , на котором заостряется восприятие: сад камней[в том числе т.н. «гравийный сад», в котором много воздуха и света], сад мхов, сад воды, сад пейзажей и т.д.

[Известный сад мхов храма Сайхой (14век), расположенный под соснами и клёнами, поражал разнообразием оттенков, открывавшейся от извилистой тропинки, проложенной по границе сада.]

Независимо от типа сада камни и вода составляют неотъемлемую часть, его «скелет» и «кровь».

Камни подбирают по форме, цвету, фактуре. Из них образуют группы: основную - определяет всю композицию- высоту холмов, размеры и очертания водоёмов, размещение растений в саду; вспомогательную - подчиняется главной и подчеркивает её основную идею: «гостевую группу»- композиционно не подчиняется главной, но уравновешивает её; связующую группу , которая композиционно объединяет сад с домом и др.

[Камням даны в соответствии с выполняемой функцией названия: «Камень господства»- т.е. доминанта в композиции из камня, «Камень подчинения»- его противоположность, «Водоразбрызгивающий камень» - на который ниспадает, разбрызгиваясь, водный поток, «Сапогоснимательный камень»- у входа в сад, где снимают обувь, и др. Извилистые каменные дорожки и мостики, возвышающиеся над песком или водой, являются украшением сада]

Схема размещения составных в каждой группе близка к разностороннему треугольнику, длинная сторона которого должна быть обращена к фасаду дома, выходящему в сад, короткая- слева, а средняя- справа. При этом необходимо выявить и почувствовать возможности каждого камня, найти точное соотношение камней, что бы создать из них гармоничную пластику пространства сада.

Для иллюзорного увеличения пространства сада, глубины открывающихся картин выработаны искусственные приемы, важнейшими из них являются:

    посадка растений с крупными, выраженной формы, листьями, интенсивно окрашенными листьями цветами и соцветиями на переднем плане;

    на переднем плане размещают крупные, художественно выразительные камни;

    этот же принцип положен при искусственном формировании крон(стрижка под бонсай», геометрические фигуры)

    также при подборе и размещении декора;

    ширина дорожек уменьшается по мере удаления от видовой точки

Для усиления эмоционального воздействия около жилища высаживают растения с крупными глянцевыми листьями, создающими иллюзию дождя.

Вода – основа жизни любого сада. Это водоёмы с заливом, островами, песчаными и каменистыми берегами, изображение спокойной и широкой реки или бурного потока с порогами. Излюбленным элементом сада является водопад.

Почти во всех композициях с водоемом и островами главное место отводится «острову Черепахи» и «острову Журавля», символизирующих стремление человеческого духа к глубинам познания и воспарению вверх, а также «райскому острову», который не соединяется с берегом.

В «сухих» садах вода символически подменяется галькой или песком, т. н. «гравийный садик».

Составу растений уделяется особое внимание. Преобладают вечнозеленые, как хвойные, так и лиственные. Многие из них несут определенную смысловую нагрузку. С помощью растений акцентируется сиена времен года: весна – цветение плодовых (сакура), осень – окраской листьев (особенно клена), зима – рисунком обнаженных ветвей. Предпочтение отдается красивоцветущим деревьям и кустарникам. Цветов очень мало, или их вовсе нет.

Самое любимое растение – Сосна мелкохвойная (Pinus parvifolia), из цветущих – слива (уше), вишня (сакура), камелия, азалия, олеандр. Хризантема, слива, орхидея и бамбук – «четверка благородных» растительного мира. Компоновка растений канонизирована и ведется по их символике и декоративным признакам.

Обязательны садовые сооружения: мосты, скамьи, каменные или керамические, светильники, ограды, ворота, выполненные из естественного материала – дерева, бамбука, камня, иногда металла (чугунные или бронзовые скамьи), без лака и краски, чтобы чувствовать фактуру материала, его естественный цвет. Особенно ценится веяние (или налет) времени – лишайники на камне, блеклости тонов дерева и бамбука.

В композиционном и цветовом решении сад тесно связан с приемами живописи: рассчитан на статическое зрительное восприятие, пространство строится по канонам живописи. Общая приглушенность и мягкость колорита, некоторая монохромность, отсутствие ярких красок сближает картины японского сада с монохромной живописью тушью.

Характерным для японского сада является символизм. Надо проникнуться пониманием особого мировосприятия, чтобы оценить эстетические принципы японской культуры: «югэн» - нечто манящее, но неуловимое, чудесное, завораживающее; «саби» - красота без блеска, как бы подернута дымкой; «сатори» - внезапное озарение, прозрение. За видимым пейзажем с его красотой, отточенной формой и утонченно продуманной композицией скрывается более глубокое содержание. Эстетическая ценность растений, камней, песка, воды (как таковых) является второстепенным по сравнению с тем, что они символизируют.

Отсюда метафоричность сада, недоговоренность в передаче образа, который должен раскрыть сам зритель. Наиболее ярко эти черты проявляются в плоских (философских) садах.

Одним из самых популярных является сад камней монастыря Рьеан-дзи в Киото, созданный в конце XV – начале XVI вв. Это небольшая прямоугольная площадка, расположенная перед домом с верандой, которая тянется вдоль сада и служит местом для его созерцания. С противоположной стороны невысокая глинобитная стена, за которой поднимаются зеленые кроны деревьев.

На площадке, застланной белым крупнозернистым песком, расположено группами 15 камней. Песчаная поверхность «расчесана» специальными граблями так, что бороздки идут параллельно длинной стороне сада и образуют концентрические круги вокруг каждой группы, состоящей из 2-3 или 5 камней с любой точки веранды из 15 камней видны только 14.

Известностью в Киото пользовался сад монастыря Хейян-дзингу

Символизм японского сада тесно связан с другой его отличительной чертой - образной трактовкой природы; задача - показать природу, нетронутую человеком.

Но способ показа с помощью символики, углубляющей смысл виденного, и композиционных канонов, как бы раздвигающих границы сада, не скрывает, что эта задача решается мастерством человека. В отличие от европейских пейзажных садов рукотворность японских садов очевидна. Многие растения несут определенную смысловую нагрузку.

Помимо придворных и храмовых садов с XVI в. В Японии формируется новый тип сада - сад чайной церемонии. Он связан с обрядами чаепития, которые, появившись в стране в XII в., стали популярными во всех слоях населения. Церемония служила своеобразным отдыхом и превратилась в ритуал наслаждения красотой природы и искусства. Сад стал частью этого ритуала.

Сад чайной церемонии имел небольшие размеры. Основой композиции являлся миниатюрный, т. н. "чайный домик". Неотъемлемые части этого сада - дорожка, ведущая к чайному домику, сосуд для омовения рук, каменный фонарь. Дорожка имела различное покрытие. Неровные камни заставляли посетителя смотреть себе под ноги, а специально выровненные ее участки позволяли оглядеться и полюбоваться садом. Для устройства дорожек использовались также круглые площадки деревянных спилов.

Идея сада чайной церемонии сохранилась до наших дней.

В XVII - XVIII вв. (период позднего средневековья) создаются обширные сады-парки, представляющие собой комплекс садов, переходящих один в другой. Это сады императорских резиденций и дворцов сегунов. Наиболее известны парковые ансамбли Кацура (1625 - 1651) и Шигакуин (1656 - 1695 и позже). Они занимабт большие площади (Кацура - 6,6га, Шигакуин - 20га), имеют сеть дорог со сменой пейзажных картин, раскрывающихся последовательно при движении - поэтому они получили название чередующихся.

Ансамбль Кацура создавался по замыслу владельца - принца Тосихитоя, находящегося под сильным впечатлением от садов Китая. В центре ансамбля находится большое искусственное озеро, вокруг которого проложены дорожки. Дворец расположен на берегу, имеет сложную форму и состоит из трех частей, обращенных к различным частям сада.

В традиционный тип сада - сад " озера и острова" - органически вошли приемы других типов садов. Пять чайных домиков сельского вида для использования в разные времена года, являются основой построения отдельных местных ландшафтов. Для любования природным материалом идет активное использование маршрута, который, подобно гиду, то заставляет отвлекаться от картин сада, то фиксирует внимание на его особо интересных местах.

Особое место предназначено для наблюдения за полнолунием.

Сложный план не позволяет охватить сад одним взглядом. Его образ постигается через детали: через часть раскрывается целое.

Сад Шигакуин - бывшая резиденция императора Гомицуно. В отличие от остальных садов он расположен на трех уровнях, террасами поднимающихся по склону горы, и благодаря этому ориентирован на далекие горы и деревья. Все искусственные элементы сада становились передним планом композиции и получали подчиненную роль.

В XIX в. В Японии сформировался ансамбль из жилого дома и сада как его неотъемлемой части.

Основные особенности содово-паркового искусства Японии:

1. типологичность;

2. традиционность;

3. символизм;

4. образная трактовка природы;

5. связь с живописью;

6. канонизация композиционных приемов в использовании парковых компонентов - камней, воды, растительности, сооружений.

Японский сад представляет большой интерес для современной урбанизированной среды. В 1959г. У здания ЮНЕСКО в Париже был создан небольшой (200м2) Сад мира. Его автор - скульптор И. Ночуки. Некоторы приемы получают распространение и в Европе.

В 1987г. В ГБС АН СССР открыт японский сад на площади 2,7га по проекту и под руководством Кон Нахадзимо. Сад решен в традициях японского паркостроения. В составе растений представители японской флоры (сакура, вяз Давида, клен моно, рододендроны), и других, передающие характер японского ландшафта (сосна горная, можжевельник казацкий и др.).

Тема исследования: садово-парковое искусство Японии.

Японские сады - искусство типологическое, где индивидуальное начало, художественная неповторимость не играют существенной роли.

Знания об аутентичных японских садах, как ни странно очень скудны и, к сожалению, не систематизированы, носят клиповый, отрывочный характер. Иногда приходится убеждаться в том, что наши представления о предмете грешат довольно большой односторонностью. От более близкого знакомства с японскими садами часто удерживает экзотика философских смыслов, заключенных в них. И, как правило, труднее всего воспринимается мысль о том, что далеко не все японские сады и не все его элементы наполнены символами, совершенно чуждыми западному восприятию.

Размышляя над организацией городского пространства, новой среды обитания людей, архитекторы все чаще и чаще используют принципы японского сада, опыт создания не только пластического, но эмоционально значительного ансамбля, разрушающего монотонность типовой застройки, обогащающего впечатления жителя большого города.

По типу художественного воздействия на человека сад обычно сравнивали с пейзажем в живописи. И здесь и там нет определенной конкретности, но обязательно присутствует общая конструктивная схема: горы - "скелет" природы, вода - ее "кровь". Само соотношение горы-воды (по-китайски шань-шуй, то есть пейзаж) выражает главный и самый общий космогонический принцип, единство и противоположность двух начал - инь-ян. Положительное, светлое мужское начало ян олицетворялось горой или камнем, а отрицательное, темное женское начало - водой. Аналогия живописного пейзажа с садом была полной, не вызывающей сомнений, основанной на единстве философских и эстетических принципов эпохи. Именно так и возник сам тип восточного сада, где "главный герой" - природа как могущественная стихия, прекрасная в своей естественности, в единстве и столкновении своих сил. Но передать пульс природы, ее жизненный ритм невозможно случайным и потому хаотическим соотношением ее отдельных деталей. Задача художника сада, как и художника-пейзажиста, заключалась в стремлении понять внутренний смысл жизни природы и выразить его в своем произведении. Тогда постигать природу можно, не только уединившись в горах, но и созерцая картину или сад.

Японский сад как искусство типологическое для своего восприятия и понимания требует хотя бы некоторого знания его "азбуки", значения тех простейших элементов, которыми оперировал каждый художник, строя композицию любого сада и рассчитывая на ее более или менее точное, но не обязательно однозначное прочтение зрителем. Необыкновенное сочетание самого тщательного и скрупулезного выбора каждой детали с идеей естественной природы, сложного буддийского подтекста с апелляцией к чувству и открытой эмоции, интуитивному постижению красоты природных форм - все это требует некоторой подготовленности, знания "кода", позволяющего раскрыть зашифрованный смысл японского сада.

Восприятие японского сада как произведения искусства требует в первую очередь знания его канонической структуры.

Цель исследования: применение садово-паркового искусства Японии на практике в области ландшафтного дизайна.

Задачи исследования:

· Изучить литературу по истории происхождения японского сада.

· Рассмотреть типологию японского сада на примерах четырех существующих видов садов.

· Изучить применение японских садов в ландшафтном проектировании.

Объект исследования - садово-парковое искусство Японии.

Предмет исследования – применение типологии садов Японии.

Японские авторы указывают на самую древнюю книгу, посвященную устройству садов,- "Сэндзай Хисё" (или "Сакутэй-ки"), относящуюся к эпохе Хэйан. Знаменитое руководство "Цукияма Сансуи дэн" приписывается художнику конца 15 - начала 16 века Соами. Самое полное, включающее древние трактаты и до сих пор используемое в Японии руководство - "Цукияма Тэйдзо дэн" было составлено в 1735 году Китамура Энхинсай.

Упоминания о садах Японии в нашей литературе есть в "Японских заметках" Ильи Эренбурга, "Японцы" Николая Михайлова (в соавторстве с Зинаидой Косенко), "Сад камней" Даниила Гранина и, конечно, "Ветка сакуры" Всеволода Овчинникова.

Последней по времени из этих книг о Японии была книга Бориса Агапова, над которой он работал очень долго и умер накануне ее выхода в печать.

Известны слова буддийского монаха Тэссэн Соки о том, что в саду камней кроется "искусство сократить тридцать тысяч миль до расстояния одного фута". А монах Сэндзуи сказал, что любоваться садом Рёандзи никогда не надоест и тут же забыл о течении времени.

Как упоминают Франсуа Бертье и Грэм Паркс (Francois Berthier & Graham Parkes) в книге "Чтение дзэн в камнях: японский сад сухого ландшафта", на одном из камней во второй слева группе просматривается выгравированное на нем имя - Котаро. В одном из текстов 1491 года упоминается некий Котаро, живший при буддийском храме. Известно, что в том году он собирал мох для монастыря Сёкукудзи. Вероятно, это именно его имя хранит камень в Рёандзи.

Сначала в Японии парки обустраивались по типичному китайскому образцу – с рукотворными холмами, павильонами и характерной пейзажной трактовкой композиции. Но постепенно основные идеи Китая трансформировались в собственное направление садово-паркового искусства, с целой системой канонов. Их сущность ярко выразил архитектор Макото-Накамура: «Красота японского сада достигается через две основные идеи: миниатюризацию и символизм».

В 1772 году была опубликована работа директора королевского ботанического сада в Кью Вильяма Чемберса «О восточном садоводст-ве». Красочное описание китайских садов, которые изучал Чемберс и применение такого типа посадок в саду Кью в Лондоне содейство-вали распространению ландшафтных парков.

В ходе исследования предстоит проанализировать специальную литературу по происхождению и назначению садов Японии, рассмотреть исторические справки в которых упоминается садово-парковое проектирование. Сравнить сады разных типов и выявить их применение на сегодняшний день.

Транскрипт

1 Вестник ДВО РАН С.А.МОСТОВОЙ, А.Я.МАЛКИН Садово-парковое искусство древней Японии Исследуется садово-парковое искусство древней Японии периодов Асука, Нара, Хэйан. Впервые в контексте истории Японии в зеркале сменяющих друг друга эпох рассматриваются древние памятники ландшафтной архитектуры Японии, анализируются культурные, религиозные, социальные факторы, оказавшие влияние на развитие художественно-эстетических форм садового искусства. На основе ранее не публиковавшихся материалов авторы выявляют прообразы, которые легли в основу формирования уникального облика японского сада. Japanese garden art in ancient Japan. S.A.MOSTOVOY, A.Ya.MALKIN (Vladivostok State University of Economics and Service, Vladivostok). In our paper we analyze Japanese Garden Art of ancient times (Asuka, Nara, Heian periods), taking into consideration religious and social aspects of ancient Japan that had vital impact on formation of aesthetic and spiritual concepts of the Garden Art. We also examine prototypes of Japanese garden underlying its artistic image. В наши дни садово-парковое искусство Японии представляет огромный научный и практический интерес для всего мира. Однако в России эта тема малоизучена и практически не представлена в академических и научно-популярных изданиях. Из немногочисленных работ, посвященных японским садам, интерес может представлять книга искусствоведа Н.С. Николаевой , в которой автор дает глубокий анализ японского сада как особого вида изобразительного искусства. Также тема японских садов освещалась в работах Е.В. Голосовой и А. Лебедевой , в книгах которых содержится информация общего характера, затрагивающая базовые аспекты истории и практики садового искусства Японии. Отметим, что тема садово-паркового искусства древней Японии в научной литературе практически не раскрыта из-за сложности доступа к источниковедческой базе и трудностей в работе с литературой на японском языке. Цель данной статьи проанализировать историю зарождения и становления садовопаркового искусства Японии на ранних этапах развития. В статье впервые рассматриваются памятники ландшафтной архитектуры древней Японии периодов Асука, Нара и Хэйан, выявляются прообразы японского сада, составившие основу для формирования его художественного образа последующих эпох. В научный оборот вводятся термины, характеризующие тип японского сада и его специфические элементы. Истоки традиций национального садово-паркового искусства Японии восходят к глубокой древности. Издревле японцы верили, что окружающий их мир населен множеством божеств ками, обитающих повсюду: в огромных валунах, старых деревьях, горах, водопадах, реках, озерах, колодцах. Уже в те времена существовал обычай огораживать деревья особым забором так создавалось священное пространство для общения с богами. Подобным образом поступали и с камнями: крупный природный камень или скалу, как правило, расположенную высоко в горах, окружали более мелкими камнями. Такие священные камни или скалы объекты религиозного поклонения, называли ивакура, а священное место вокруг них ивасака . МОСТОВОЙ Сергей Александрович аспирант, МАЛКИН Аркадий Яковлевич кандидат искусствоведения (Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, Владивосток). 107

2 Первоначально древние люди поклонялись камням, находившимся в природной среде, но постепенно отошли от этой традиции, стали самостоятельно отбирать священные камни и устанавливать их в местах, где, по их представлениям, пребывали боги. Именно создание ивакура и ивасака считается одним из возможных источников зарождения японских садов . Эти священные камни и по сей день можно встретить в Японии. Самые известные из них находятся в храмах Сэкидзо-дзи (префектура Хёго), Хокура-дзиндзя (г. Кобэ), Камикура-дзиндзя (префектура Вакаяма), Ати-дзиндзя и Татэцуки-дзиндзя (префектура Окаяма), Такаморо-дзиндзя (префектура Хиросима) и другие (рис. 1, 2) . Вода играла важную роль в повседневной жизни древнего общества, ее также наделяли священными свойствами. Древние японцы выкапывали водоем в месте, где, по их предположениям, пребывали боги. В центре водоема создавался остров, на котором устанавливали священный камень. Созданное таким образом пространство использовалось для совершения различных обрядов поклонения духам предков. Такие священные водоемы синти и священные острова синто в наши дни можно увидеть в некоторых древних синтоистских храмах: Уса-дзингу (префектура Оита), Кибицу-дзиндзя (префектура Окаяма), Адзики-дзиндзя (префектура Сига) и др. Эти священные водоемы и острова принято считать прообразами водоемов и островов японских садов . Рис. 1. Священный камень (ивакура) синтоистского храма Камикура-дзиндзя, префектура Вакаяма Рис. 2. Священное место (ивасака) синтоистского храма Микамохатимангу, префектура Токусима Рис. 3. Дзё-но коси исэки, префектура Миэ. Общий вид Рис. 4. Дзё-но коси исэки, префектура Миэ. Вид на каменную композицию 108

3 Рис. 5. Каменный курган (кофун) Исибутай, префектура Нара В 1991 г. во время раскопок в г. Уэно (префектура Миэ) было найдено древнее место поклонения богам Дзё-но коси исэки, которое археологи предположительно относят ко второй половине IV в. (период Кофун). Дзё-но коси исэки представляет собой прототип японского сада, состоящий из трех природных источников, впадающих в искусственное русло ручья, и небольших групп камней (рис. 3, 4) . В Асука (префектура Нара) находится каменный курган (кофун) Исибутай, широко известный в Японии (рис. 5). Существует гипотеза о том, что в нем был похоронен глава влиятельного рода Сога Сога-но Умако (? 626), который вместе со своим отцом Инамэ сыграл значительную роль в распространении буддизма в Японии . Сога-но Умако был известен как «Министр острова». Причина появления столь необычного титула, возможно, кроется в том, что Сога-но Умако создал во внутреннем дворе своего особняка сад с водоемом и небольшим островом. По предположениям некоторых исследователей, это был один из первых частных садов . Согласно официальной исторической хронике «Нихонсёки» («Анналы Японии», 720 г.), буддизм проник на Японские острова в середине VI в. (период Асука) из древнекорейского государства Пэкче. С появлением буддизма архитектура и садово-парковое искусство претерпело ряд существенных изменений. В проектировании и строительстве японских садов начали применять новые композиционные приемы и средства выражения, пришедшие с материковой культурой. Кроме того, в «Нихонсёки» есть запись легенды о том, что еще раньше, т.е. до официального прихода буддизма, чужеземец Митиноко-но Такуми, прибывший из корейского государства Пэкче, в саду императорского дворца создал каменную композицию, символизирующую гору Сюми-сэн . В буддийской космологии Сюми-сэн (инд. Сумеру) это гора, возвышающаяся в самом центре мира (рис. 6). Вокруг Сюми-сэн расположены девять гор и восемь морей (кусэнхаккай), которые окружены огромным океаном. В этом океане, ограниченном плотным кольцом гор, имеется четыре континента 1. Люди верили, что Сюми-сэн место 1 Четыре континента: Джамудвипа (находится на юге, имеет форму треугольника), Пурвавидеха (находится на востоке, имеет форму полукруга), Апарагодания (находится на западе, имеет округлую форму) и Уттаракуру (находится на севере, имеет квадратную форму). 109

4 Рис. 6. Схема центра буддийского мироздания горы Сюми-сэн (ед. изм. юдзюн), состоящей из «четырех драгоценностей»: золота, серебра, изумрудов и кристаллов обитания богов. Таким образом, в японских садах гору Сюми-сэн стали воссоздавать в виде каменной композиции Сюми-сэн сики ивагуми: в центре вертикально устанавливали высокий камень, символизирующий Сюми-сэн, вокруг которого располагали несколько камней меньшего размера, олицетворяющих «девять гор и восемь морей» (кусэнхаккай) . Большая часть садов, построенных в период Асука Нара (гг.), не дошли до наших дней. В основном об их устройстве можно судить по литературным и историческим источникам, в редких случаях по воссозданным образцам. Развалины садов были найдены в ходе археологических раскопок в Симаносё-исэки и Исигами-исэки (деревня Асутака в префектуре Нара) и др. Древний сад в восточной части императорского дворца в Хэйдзё-кё (современный г. Нара), восстановленный в первозданном виде, дает нам возможность представить то, как выглядели сады той эпохи. Сад немного вытянут с востока на запад, его основу составляет водоем с каменистыми берегами и островом. В центре сада стоит основное строение, от которого на восток перекинут плоский мост. В северной части расположен еще один мост немного изогнутый и направленный к зданию на северо-востоке. Перед этим зданием на берегу водоема установлена группа камней, символизирующая гору Хорай 2 . Обнаруженные археологами сады свидетельствуют о том, что именно в эпоху Нара (гг.) произошли коренные изменения в самом предназначении сада: из места поклонения богам и совершения религиозных ритуалов сады превращаются в места развлечений и отдыха придворной аристократии. В период Нара японская культура развивается под сильным влиянием китайской культуры. В начале VIII в. по образцу китайской столицы Чанъань 3 строится столица Нара, возводятся многочисленные храмы и монастыри, восходящие к китайским и корейским образцам. При домах аристократии появляются первые сады с большими водоемами типа 2 Каменная композиция Хорай () в японском саду символизирует гору-остров Хорай (кит. Пэнлай) в даосской китайской мифологии один из островов бессмертных, вариант даосского рая. Согласно древней китайской легенде, на этом острове обитали бессмертные монахи-отшельники, владеющие секретом долголетия. В японском саду группа камней Хорай является символом долголетия. 3 Город Чанъань столица династии Тан, правившей в Китае в VII X вв. н.э., с XIV в. и по настоящее время носит название Сиань. 110

5 Рис. 7. Общий вид и план сада Хэйдзё-кё сандзё-нибо сюю-сики (буквально «катание на лодке») и с причудливо извивающимися ручьями типа кёкусуй (буквально «извилистая вода»). Сады с водоемами придворная знать использовала для водных прогулок. Обычно катание на лодках сопровождалось музыкой и танцами. Появление этих водоемов отчасти было обусловлено особенностями географического положения г. Нара: создание искусственных водоемов позволило восполнить отсутствие естественных озер. Такие водоемы имели живописно очерченную береговую линию. Внутри водоема располагались искусственные острова с камнями, а над ними возводились мостики: либо дугообразные, либо с башней (в китайском стиле). Предполагают, что камни острова символизировали гору Хорай . В среде придворной аристократии существовало развлечение кёкусуй-эн («пиры у ручья»), заимствованное из Китая в VIII в. Суть его заключалась в следующем: по течению ручья пускалась чарка, наполненная сакэ. Пока чарка плыла от одного участника пира к другому, последний должен был сочинить стих. Непременное условие для проведения кёкусуй-эн извилистый ручей, по которому чарка должна плыть медленно. Следовательно, русло такого ручья создавали под небольшим уклоном, а по обе стороны ручья создавали площадки для участников пира. Среди садов, предназначенных для проведения кёкусуй-эн, в настоящее время доступен сад Хэйдзё-кё сандзё-нибо, обнаруженный в 1975 г. в Хэйдзё-кё (современный г. Нара). Предполагают, что сложная форма русла, напоминающая силуэт дракона, была устроена в соответствии с требованиями кёкусуй-эн. «Голова дракона» обращена на север, «хвост» на юг. Берега и русло ручья выложены камнями и галькой (рис. 7) . В конце VIII в. столица Японии была перенесена в Хэйан-кё (современный г. Киото). Садовое искусство продолжало развиваться в русле традиций предыдущей эпохи. Основными типами садов по-прежнему оставались сюю-сики и кёкусуй, чуть позже к ним добавился яримидзу 4. Как и в предыдущую эпоху, сады являлись местом развлечения аристократии. 4 Мелкий ручей, впадающий в пруд. Часто использовался в качестве элемента садового пейзажа в садах периода Хэйан Камакура. Особенно большое значение яримидзу приобрели в садах синдэн-дзукури, где он стал обязательным. Подробно о них говорится в руководстве по созданию садов «Сакутэйки» в разделе, посвященному яримидзу. 111

6 Эпоха Хэйан (гг.), сменившая эпоху Нара, характеризуется появлением нового архитектурного стиля синдэн-дзукури, воплощенного в домах придворной аристократии. Под влиянием стиля синдэн-дзукури формируются сады с водоемом тисэн-тэй, составляющие единое целое с архитектурным ансамблем. В центре располагалось главное здание ансамбля синдэн, обращенное на юг, а слева, справа и сзади находились жилые помещения тайноя (в них размещалась семья владельца), соединявшиеся с главным зданием крытыми переходами ватаро. Поместье со всех четырех сторон обносилось глинобитным забором цуидзи-бэй, на западе и востоке располагались ворота тю-мон. В южной части комплекса создавался предназначенный для отдыха и проведения различных мероприятий сад с большим водоемом, в котором обязательно был остров. На берегу водоема возводили павильон цуридоно, другой павильон ставили в том месте, где из-под земли бил источник. Оба павильона соединялись сквозными галереями с основными строениями ансамбля. Вода в пруд обычно поступала из ручья яримидзу, который протекал с северо-восточной стороны . Известный японский исследователь Миямото Кэндзи в своей книге «Нихон тэйэн-но миката» («Японские сады») утверждает, что подобное расположение было продиктовано широко распространившемся тогда учением Сисин-соо, основанным на принципах китайской геомантии. Согласно этому учению благоприятным является ландшафт, в котором на востоке есть река, на западе дорога, на юге пруд, а на севере гора. Ручей соответствует Голубому дракону, пруд Красному фениксу, дорога Белому тигру, гора Черной черепахе . Такой сад был излюбленным местом хэйанской аристократии. Здесь происходили главные события придворной жизни, нашедшие свое отражение в известных произведениях той эпохи: «Повесть о Гэндзи» («Гэндзи-моноготари»), «Повесть об Уцубо» («Уцубомоноготари»), «Сказание о славе» («Эйга-моноготари») и др. Из садов типа синдэн-дзукури, относящихся к тому времени, наиболее известен сад дворца Хигаси сандзё-дэн, принадлежащий роду Фудзивара, внешний вид которого удалось восстановить по историческим хроникам (рис. 8) . Планировка садов типа синдэн-дзукури могла меняться в зависимости от размеров водоема и размещения зданий: в пруду могло быть два или три острова; иногда пруд огибал здание с трех сторон. В любом случае водоем предназначался для катания на лодках, украшенных изображениями дракона и цапли. Известно, что острова в пруду символизировали гору Хорай . Большинство садов с водоемами (тисэн-тэй) в стиле синдэн-дзукури создавалось в пределах г. Киото. Это было связано не только с тем, что Киото являлся столицей, в которой размещался императорский двор, но прежде всего с тем, что этот район изобиловал водными ресурсами. Климат Киото летом отличался сильной жарой и духотой, поэтому аристократам приходилось прибегать к различным уловкам для создания прохлады в домах, например возводить павильон цуридоно («павильон для рыбалки»). Рис. 8. Схема сада дворца Хигаси сандзё-дэн, восстановленная Оота Сэйроку: 1 главное строение синдэн, 2 восточное здание, 3 западная галерея, 4 крытый переход, 5 восточная галерея, 6 восточные ворота, 7 павильон цуридоно 112

7 Несмотря на название, цуридоно это не место для рыбной ловли. Павильон вытянут в сторону водоема, самая крайняя его часть устроена так, чтобы обеспечивать прохладу за счет сквозняков. Площадь садов эпохи Хэйан значительно увеличилась по сравнению с садами предыдущих периодов. Как гласят летописи, размеры парка Синсэн-эн, строительство которого началось одновременно с перенесением столицы в Хэйан, были внушительными: его территория с востока на запад составляла 200 м, с севера на юг 480 м. Синсэн-эн не дошел до наших дней в первозданном виде и был восстановлен в период Мэйдзи (гг.). Этот сад представляет великую ценность как самый древний сад в архитектурном стиле синдэн-дзукури . Хэйанские сады имели двойное назначение: на сад можно было смотреть из дома или павильона, а также любоваться им во время катания на лодке по озеру. Однако он всегда был виден лишь с фронтальной стороны, и в этом смысле его можно сравнить с театральной декорацией. Хэйанские сады особенно интересны с точки зрения сложения определенных образцов, выражающих типологическое представление о красоте природы. По большей части они тяготеют к изобразительности, но уже со значительной долей символики, которая будет доминировать в садовом искусстве Японии в последующие века . Начиная с конца VIII в. и на протяжении всего периода Хэйан в новой столице для отдыха императора и придворной аристократии было создано огромное количество садов с искусственными каналами и водоемами. В этот же период времени появляется «Сакутэйки» (, буквально «Записи о создании садов») самый древний письменный источник, содержащий информацию о тайнах создания садов типа синдэн-дзукури . Особое внимание в «Сакутэйки» уделяется размещению камней в пространстве сада согласно принципам китайской геомантии. Так, при создании сада прежде всего необходимо правильно подобрать камни, а затем расставить их таким образом, чтобы посетитель, глядя на них, мог представить природный пейзаж. Можно предположить, что именно в этот период зародилась идея воссоздания природного ландшафта сюкукэй . В конце периода Хэйан (середина XI в.) в Японии широко распространились идеи маппо («конец Закона»), предсказывающие падение буддизма. Это явилось мощным стимулом поисков новых эффективных средств спасения людей. Пришедшее из Китая учение о Западном рае, или Дзёдо («Чистая Земля»), где пребывает Будда Амида, давший «изначальный обет» спасти всякого, кто обратится к нему с призывом о помощи, легло в основу формирования новых буддийских (амидаистских) школ в Японии. Стремясь попасть в Западный рай, последователи школы Дзёдо создавали сады, в которых воплощали свои представления о «Чистой Земле» . Сады Дзёдо по сути заимствовали систему планировки синдэн-дзукури, придав ей новое символическое значение. В центре, на месте основного строения синдэн размещался храм Амида-до (павильон, где стояла статуя Будды), жилые строения были заменены храмовыми сооружениями, павильоны башнями (колокольнями). К острову в центре водоема перекидывали два моста, один из которых был плоским, а второй изогнутым (в виде арки), последний символизировал путь в рай (мир Дзёдо). Каменный остров, который в предыдущие эпохи символизировал гору Хорай, становится олицетворением центра буддийского мироздания горы Сюми-сэн . Стиль садов Дзёдо постепенно совершенствовался: появились сады, где павильон Амида-до располагался на острове в центре или западной части водоема и был обращен на восток. Позже в подражание китайским дворцам у главного здания (Амида-до) стали строить боковые галереи ёкуро, в пруду перед храмом высаживать лотосы. Большая часть садов этой эпохи была утрачена. Среди тех немногих, что дошли до наших дней, можно назвать сады храмов Моцу-дзи (префектура Иватэ), Эндзё-дзи (префектура Нара), Сирамидзу-Амида-до (префектура Фукусима, г. Иваки). 113

8 Рис. 9. Сад храма Бёдо-ин, г. Удзи, префектура Киото Наиболее известным примером садов Дзёдо является сад храма Бёдо-ин (префектура Киото, г. Удзи). Основу сада составляет водоем с островом, к которому перекинуты плоский и изогнутый мосты. На этом острове в 1053 г. Фудзивара-но Ёримити построил храм Амида-до, который получил название Хоо-до 5 (Зал Феникса). К центральному павильону Амида-до (Хоо-до) справа и слева примыкают боковые галереи ёкуро («галереи-крылья») с башнями, а с обратной стороны сквозная галерея биро («галерея-хвост») так, что в плане все строение храма напоминает форму богини-птицы Феникса. Таким по замыслу Фудзивара-но Ёримити должен быть мир Дзёдо (рис. 9). Перед павильоном Амида-до на небольшой площадке, уложенной камнями, находится каменный фонарь Бёдо-ин исидоро 6. В павильон Амида-до были помещены статуи Амида Нёрай и Хитэн, выполненные лучшим мастером того времени скульптором Дзётё. Однако Бёдо-ин в своем первоначальном виде не сохранился и с течением времени был изменен . Судя по всему, Бёдо-ин того времени считался примером идеального сада Дзёдо, и один за другим стали появляться сады, подражающие ему: сад загородной виллы Тоба рикю, сад храма Ходзё-дзи, сад Осю-хираидзуми и др. С наступлением эпохи раннего средневековья (период Камакура, гг.) власть перешла от аристократии к военному сословию буси (самураев). Вслед за сменой «правящего класса» появились новые направления в искусстве и зародились новые религиозные течения. Таким образом, в японском садовом искусстве с древнейших времен и до конца эпохи Хэйан можно выделить несколько важнейших вех: 1) появление священных мест поклонения 5 В представлениях китайцев, а затем и японцев Хоо фантастическая птица с головой курицы, шеей змеи, клювом ласточки, спиной черепахи и хвостом рыбы; крылья окрашены в пять цветов. Птица Хоо символизирует высшую буддийскую добродетель беспредельную веру в Будду Амида. 6 Появился гораздо позже в эпоху Камакура. Свое название получил ввиду того, что является своего рода единственным фонарем такого вида. А поскольку такой фонарь был установлен только в храме Бёдо-ин, то отсюда и название «Бёдо-ин исидоро». 114

9 богам, связанное с древнейшей религией синтоизмом; 2) изменение в назначении садов из мест поклонения богам и совершения религиозных ритуалов они превращаются в места развлечений и отдыха придворной аристократии; под сильным влиянием китайской культуры происходит формирование национальной садовой культуры Японии; 3) зарождение садов Дзёдо, вызванное приходом в Японию буддийских (амидаистских) школ. Следует отметить, что, несмотря на все изменения, происходившие в японском садовопарковом искусстве на протяжении веков, стремление мастера выразить скрытую красоту природы всегда было главенствующим, определяющим в создании художественного образа сада и с удивительной силой влияло на формирование внутреннего мира человека и его отношения к окружающему миру. ЛИТЕРАТУРА 1. Голосова Е.В. Японский сад: история и искусство. М.: МГУЛ, с. 2. Ёсикава И. Тэйэн сёкусай ёгодзитэн = Словарь садовых терминов. Токио: Иноуэ сёин, с. Яп. яз. 3. Ито Н., Миягава Т., Маэда Т., Ёсидзава Т. История японского искусства / пер. с яп. В.С.Гривнина. М.: Прогресс, с. 4. Кожевников В.В. Очерки древней истории Японии. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, c. 5. Конрад Н.И. Древняя история Японии: с древнейших времен до переворота Тайка, 645 г. // АрсАзиатика / подг. и публ. М.Щербаковой. (2005). 6. Лебедева А. Японский сад. М.: Вече, с. 7. Миямото К. Нихонтэйэн-но миката = Японские сады. Киото: Гакугэй сюппанся, с. Яп. яз. 8. Николаева Н.С. Японские сады. М.: Изобраз. искусство, с. 9. Оохаси Х. Нива-но рэкиси-о аруку: Дзёмон кара Сюгакуин Рикю мадэ = История японских садов с периода Дзёмон и до Сюгакуин Рикю. Токио: Санкося, с. Яп. яз. 10. Оохаси Х., Сайто Т. Нихонтэйэн кансё дзитэн = Энциклопедия японских садов. Токио: Токёдо сюппан, с. Яп. яз. 11. Сайто Т. Ёкувакару нихонтэйэн-но миката = Взгляд на японские сады. Токио: JTB, с. Яп. яз. 12. Сигэмори М., Сигэмори К. Фуккокухан нихонтэйэн ситайкэй = Очерки истории японских садов. Токио, (5 CD-ROM + схемы). Яп. яз. 13. Тамура Ц. Сакутэйки = Записи о создании садов. Токио: Сагами сёбо, с. Яп. яз. 14. Танге К. Архитектура Японии: Традиции и современность / пер. с англ.; ред. А.В.Иконников. М.: Прогресс, с. 15. Byodoin temple. Kyoto: PFU, p. 16. Itoh T. The Gardens of Japan. Tokyo: Kodansha Intern., p. 17. Nitschke G. Japanese Gardens. Köln: Taschen, p. Ландшафтное проектирование среды: Учебное пособие / отв. ред. О.В.Храпко, А.В.Копьева. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, с. ISBN Х. Ботанический сад-институт ДВО РАН Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, Владивосток, ул. Гоголя, 41. Факс: (4232) В пособии кратко сформулированы современные тенденции ландшафтного дизайна, дается представление о принципах формирования декоративных посадок, общих декоративных качествах растительного материала различных жизненных форм, применяемых в архитектурно-ландшафтных композициях. Отдельная глава посвящена характеристике растительного материала, который может использоваться при создании архитектурно-ландшафтных композиций различного типа. Приводится словарь, содержащий объяснение как терминов, используемых в ландшафтном дизайне, так и ботанических терминов. Предназначено студентам специальностей «Дизайн», «Дизайн архитектурной среды», «Архитектура» и всем интересующимся вопросами ландшафтного проектирования и декоративной дендрологии. 115


Махан М. Южный дворец или Дворец Новуходоноссора II в Вавилоне Южный дворец является вершиной древнеиракского зодчества. Он был построен в эпоху нововавилонского царства при правлении царя Новуходоноссора

Дзэнский сад самодостаточный космос Возможно, наиболее ярким художественным воплощением дзэнского взгляда на мир является сад при монастыре. В этой статье мы попробуем проследить историю садов дзэн и то,

Время выполнения заданий: 120 минут Пишите разборчиво. Кроме ответов на вопросы в работе не должно быть никаких пометок. При отсутствии ответа ставьте прочерк. (Максимальное количество баллов - 100) Часть

ПСОШ 2 ПРОЕКТНАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: Япония островное государство Выполнила: Уч-ца 11 «а» класса Смыслова Вера Учитель: Баландина В.П. 2008год ПРОБЛЕМА Как изменения ЭГП повлияли на политическое устройство

Модуль 1. Регулярное стилевое направление в садово-парковом искусстве зарубежных стран. Лекция 1. Основные понятия ландшафтной архитектуры. Садово-парковое искусство древнего Египта, Ассирии-Вавилонии.

Эссе Искусство стран Востока Выполнила: Ким Ирина Радионовна, учащаяся 2 класса МБУ ДО ДХШ им. А.С. и М.М. Чиненовых Преподаватель: Петкова Анна Сергеевна, преподаватель Истории искусств, член Всероссийского

Пояснительная записка Общая характеристика программы Рабочая программа по мировой художественной культуре для 8 класса разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта основного

КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО ЯПОНИИ ПЛАН 1.Географическое положение. 2. Флаг и герб. 3. Столица страны. 4. Культура и искусство Японии. 5. Кинематограф, аниме, театр. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ ЯПОНИЯ РАСПОЛОЖЕНА

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий «Подготовка к олимпиаде по искусству» (класс) Раздел I. Пояснительная записка Цель реализации программы индивидуально-групповых занятий «Подготовка к

Основное общее образование Мировая художественная культура 8 класс Рабочая программа Москва ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Знания учащихся об основных видах и жанрах музыки, пространственных

Индивидуальный шифр Олимпиада «Мир вокруг» для учащихся 4 х классов Экскурсовод: Приветствуем вас на борту самолёта «Россия: с запада на восток». Во время путешествия мы перелетим от западной до восточной

МБДОУ «Детский сад 93 общеразвивающего вида» город Сыктывкар, Республика Коми Скульптура Подготовила Воспитатель 2 группы: Изъюрова Светлана Николаевна Скульптура - одно из самых древних искусств. Само

Некоммерческая организация «Ассоциация московских вузов» Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский архитектурный институт (государственная

ОТДЫХ НА БАЛИ Бали, знаменитый "Остров Богов", является одним из самых популярных туристических направлений. Воды, омывающие белый песок пляжей Бали, идеально подходят для дайвинга, а густые джунгли, изобилующие

Звуковые эффекты храма Неба Посещение этого комплекса оставили в памяти самые интересные впечатления из всего путешествия по городу Пекину. Китайскую стену во внимание не принимаем. Изначально было все

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 19 октября 2012 г. 69 Об утверждении проекта зон охраны историкокультурной ценности «Купаловский мемориальный заповедник «Вязынка» родина Я.Купалы

Обзорная экскурсия по Москве. Посещение башни Сююмбеки и Кремля в Казани. Экскурсионный тур по Екатеринбургу. Экскурсия по Иркутску. Посещение деревни Листвянка. Посещение музея деревянного зодчества.

C древнейших времен территорию Углича разделяли водные протоки ручьи Троицкий, Каменный, Селивановский и речка Шелковка. Когда-то они служили источниками воды для жителей, местами развития хозяйственных

СПРАВКА ИСТОРИЧЕСКАЯ Усадьба Знаменское (Раек), кон. XVIII нач. XIX в.в., в с. Раек Торжокского района Усадьба Знаменское (Раек), принадлежавшая генерал-аншефу и сенатору Ф.И. Глебову-Стрешневу, сложилась

«О, Запад есть Запад, Восток есть Восток и с места они не сойдут, пока не предстанут Небо с землѐй на страшный Господень суд» Редьярд Киплинг Восток есть Восток ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Связь человека с окружающей

Толубанова Оксана Игоревна, студентка СахГУ, г. Южно-Сахалинск, Сахалинская область ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОБРАЗА ЗЕРКАЛА В КУЛЬТУРЕ ЯПОНИИ Аннотация. В данной статье рассматривается появление зеркала в

Малые Архитектурные Формы (МАФ) это важная составляющая в ландшафтной архитектуре и садово-парковом искусстве, они дополняют общую композицию архитектурного ансамбля застройки. МАФ бывают функциональные

Презентация возможностей сотрудничества и проведения съемок в Болгарии БОЛГАРИЯ как одно из самых популярных мест для проведения съемок 1. Страна, география, визовый режим Болгария граничит на севере с

ИЗМАЙЛОВСКИЙ ОСТРОВ расположение Измайловский остров (24,4 га) располагается в Восточном округе г. Москвы и является частью территории Измайловского парка. Остров был искусственно создан в XVII веке по

Транс-сибирская железная дорога СТАНДАРТНЫЕ РУССКИЕ ПОЕЗДА Москва Казань Екатеринбург Иркутск Улан-Батор Пекин 17 дней «Гвозди» программы: Обзорная экскурсия по Москве. Посещение башни Сююмбеки и Кремля

Садово-паркового и ландшафтного искусства «ИМПЕРАТОРСКИЕ САДЫ РОССИИ» ОРГАНИЗАТОР РУССКИЙ МУЗЕЙ VIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ «ИМПЕРАТОРСКИЕ САДЫ РОССИИ» САДЫ ШЕЛКОВОГО ПУТИ 5-14 ИЮНЯ 2015 Михайловский

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Обеспечение сохранности на объекте культурного наследия (произведение садовопаркового искусства) регионального значения «Усадьба «Перово» (пл.21,1 га), при установке объекта, не являющимся

История России, 7 класс Тема урока: «Образование и культура в XVII веке» Учитель: Петрова М.Г Цель -познакомиться с особенностями культуры Руси в XVII веке; - выявить причины усиления внимания к культуре

КЛАССИЧЕСКИЙ МАРШРУТ НА ЦВЕТЕНИЕ САКУРЫ Токио-Камакура-Киото-Нара-Осака-Токио (групповой тур, 8 дней) ДАТЫ ЗАЕЗДОВ 2018 год: Март 24.03-31.03.18, 31.03-07.04.18 Апрель 07.04-14.04.18 Гарантированные заезды,

Китай и Япония в Средние века 1. Начало Средневековья 2. Империи Суй и Тан 3. Китай в период правления монголов 4. Империя Мин 5. Особенности развития Китая в Средние века 6. Становление государственности

Месенева Н.В. Практико-ориентированная деятельность студентов вуза УДК 58:712(07) Храпко Ольга Викторовна Ботанический сад-институт Дальневосточного отделения Российской академии наук Россия. Владивосток

Программа составлена на основе требований к результату освоения ООП НОО МБОУ «СОШ 7». Ученик научится: Планируемые результаты: - различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура,

ОТЗЫВ Официального оппонента о работе Асалхановой Екатерины Владимировны «Дацан Гунзэчойнэй в Санкт-Петербурге. Концепция и программа историкохудожественной реконструкции живописного убранства», представленной

КОММЕРЧЕСКОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПО ПРОДАЖЕ КВАРТИРЫ В ФЕШЕНЕБЕЛЬНОМ КЛУБНОМ ОСОБНЯКЕ «Бутиковский 5» тел. 8-800-777-0-888 Почта: [email protected] Месторасположение Бутиковский пер, д.5 «Бутиковский 5» - этот клубный

Программа по изобразительному искусству. 9 класс. Пояснительная записка. Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2007г. и обеспечена программой Б.М.Неменского,

SWorld 19-30 March 2013 http://www.sworld.com.ua/index.php/ru/conference/the-content-of-conferences/archives-of-individual-conferences/march-2013 MODERN DIRECTIONS OF THEORETICAL AND APPLIED RESEARCHES

Иероглифика Графемы: место и пространство В процессе эволюции китайской письменности внешний вид графем очень сильно изменился, и сегодня часто сложно, а иногда невозможно определить, к изображению какого

Рукотворная вселенная или О том, как, созерцая малое, можно увидеть вечное Учитель русского языка и литературы Крюков С. Д. Высаживая цветы, приглашаешь бабочек, Высаживая сосны, приглашаешь ветер, Высаживая

ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА КАК ЦЕЛОСТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ АРХИТЕКТУРНЫХ КОМПОНЕНТОВ Янковский Д. А., Саньков П. Н Приднепровская государственная академия строительства и архитектуры, Днепропетровск, Украина LANDSCAPE

// 109 // Нина Коновалова Лестницы Андо Тадао Павильон Японии на «Экспо-92» в Севилье. Нина Анатольевна Коновалова аспирант НИИ теории архитектуры и градостроительства (Москва). Е сли взглянуть на творчество

Д.холдеево, Можайский муниципальный район, МО Заказчик_Елов Андрей Альфредович ОПИСАНИЕ УЧАСТКА Участок расположен по адресу - примерно в 150 м. по направлению на север от ориентира деревня Холдеево, Клементьевского

Раздел: социально-гуманитарный Современное архитектурное решение образа Православного храма Ладанова Вера Валерьевна, студент Сыктывкарского государственного университета, г. Сыктывкар Кисляковский Иван

Чугунное литье С художественным чугунным литьем человечество знакомо с древнейших времен. Археологические исследования показали, что первые продукты литья начали производить в Египте за двенадцать тысяч

СИММЕТРИЯ ВОКРУГ НАС Проект подготовили: ученики 9 а класса (учитель: Панцевич Т.Б.) Цель: Познакомить с симметрией в литературе, в архитектуре, природе, технике, искусстве. Пифагор Регийский (V век до

Фиона Макдональд Художник-иллюстратор Джеральд Вуд Москва Издательский Дом Мещерякова 2019 ВВЕДЕНИЕ Эта книга путеводитель по городу XVII века, расположенному на западе Африки. Бенин-Сити построен на месте

СПРАВКА ИСТОРИЧЕСКАЯ Усадьба Ермоловой, 1-ая пол. XIX в., в с. Калабриево Калязинского района Автобусом от Калязина 28 км. В XVIII в. сельцо Калабриево из Дмитровского уезда Московской губернии отошло

Общество в Японии, как и в любой другой стране, было традиционно разделено на социальные группы: приближенные к семье императора, чиновничество, самураи, монастырское сословие, бизнесмены, третий класс

Наверняка, каждому из нас порой хочется заглянуть в историю родного города, очутиться в прошлом, из которого вырос современный Екатеринбург. Но он остался, этот старый Екатеринбург город Татищева в исторических

Методика показа. Наиболее многочисленную группу составляют приемы показа, которые позволяют упростить наблюдение объекта, выделяют его особенности, которые незаметны при обычном осмотре, дают возможность

Музыка театр и поэзия древнего египта презентация >>> Музыка театр и поэзия древнего египта презентация Музыка театр и поэзия древнего египта презентация На протяжении существования Древнего Египта, музыка

7-8 классы 2015 ГОД- ГОД ЛИТЕРАТУРЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Используя предложенный изобразительный материал создайте свой лист для общей книги на тему «Книга- уникальное явление мировой культуры». Во время

Особое внимание к деталям очень отличает культуру восточного сада от западного. Существует несколько типов японских садов. Каресансуи.. 0588119782 15 авг 2010. В последние годы очень популярны стали японские

Транснациональный проект «Туристский маршрут Алматы Бишкек - Кашгар» Управление туризма и внешних связей города Алматы, 2016 г. Маршрут АЛМАТЫ ТАМГА ТОРУГАРТ АЛМАТЫ БИШКЕК ТАШ-РАБАТ Достопримечательности

Планировка участка: как должен выглядеть уголок мечты По сравнению с покупкой готового загородного жилья индивидуальное строительство имеет массу преимуществ, ведь в данном случае у вас появляется возможность

История рекреации и туризма Лекция 1. Путешествия в древнем мире Путешествия Путешествие передвижение по какой-либо территории или акватории с целью их изучения, а также с общеобразовательными, познавательными,

1 Пояснительная записка Каждая неровность Земли - от континента до царапины на камне когда-то появилась, росла и изменялась, прежде чем приобрести сегодняшний облик. Миллионы лет лик нашей планеты формировался

Лягушка женский символ в мировой культуре и культуре народов Севера Рябцева Алина, 6 класс МБОУ СОШ %7, г. Ноябрьск Лягушка женский символ в мировой культуре и культуре народов Севера Почему в сказке лягушка

Комплекснаяпроверочная работа для 4 класса 4. Тематика: «Московский Кремль» Московский Кремль одна из главных достопримечательностей Москвы, столицы России, расположен на левом берегу Москвы-реки, на Боровицком

1 июн 2013. Романский стиль в искусстве Западной Европы 6 3.. Для работников в туристической сфере тема данной работы особенно актуальна,. 6915971249 Искусство XVII века, реализм в искусстве XVII века,

Проект Пластические искусства в нашей жизни 6 класс Почему сложились различные виды изобразительного искусства? Что такое пластические искусства? Как произведения искусства могут рассказать о нашей жизни?

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Мало-Вяземская средняя общеобразовательная школа ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН ПРИШКОЛЬНОГО УЧАСТКА Проект по технологии Руководитель: Меркулова Евгения Игоревна,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Васильчиновская средняя общеобразовательная школа Утверждаю Директор И.А. Корнеева Приказ от 2017 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по мировой художественной культуре