Домой / Компьютеры и по / Фавориты русских царей: кто был влиятельнее всего? Матильда, кантемир и другие любовницы дома романовых

Фавориты русских царей: кто был влиятельнее всего? Матильда, кантемир и другие любовницы дома романовых

Первые лица государства могли себе позволить самых знатных красавиц, все-таки они были абсолютными правителями, стесненными лишь некоторой официальной традицией - жениться на особах императорских домов, да не абы на ком, а на ком нужно. Для души цари держали себе фавориток и многих любили больше, чем законных жен. Diletant. media рассказывает о некоторых любовницах российских царей.

Александр II познакомился с Екатериной Михайловной во время военных учений под Полтавой, когда гостил у ее отца - князя Долгорукова. Она была еще маленькой девочкой. Несчастье этой семьи помогло счастью императора - Долгорукий разорился, оставив супругу с четырьмя сыновьями и двумя дочерьми без средств. Их на свое попечение взял Александр II, пристроив братьев Долгоруковых в военные школы, а сестер - в Смольный институт.

В марте 1865-го во время посещения Смольного ему представили 17-летнюю Екатерину Долгорукову, которую он вспомнил и, кажется, именно тогда полюбил. Первые встречи проходили тайно - у Зимнего дворца. После - в Петергофе они стали проводить уже больше времени вместе. Законная супруга царя была больна чахоткой и не вставала с постели. Екатерина Долгорукова родила Александру четырех детей, однако брак ее не признавался Романовыми, одним из самых ярых противников морганатической связи был цесаревич - будущий император Александр III.

Екатерина Долгорукова родила Александру II четырех детей

Считается, что Анна Васильчикова была пятой женой Ивана IV, называемого в народе Грозным, однако этот брак не был признан церковью, то есть по сути браком не был.

Анну Васильчикову царь нашел в доме князя Петра Васильчикова 17-летней красивой девушкой и тут же замыслил забрать ее к себе во дворец. Князь не хотел отдавать дочь, но Грозный просто прислал к нему сватов. Правда, брак этот продлился недолго - всего около трех месяцев. Причем охладел к ней царь уже на исходе первого. Васильчикову насильно постригли в суздальском Покровском монастыре. В 1577-м году стало известно о ее смерти при загадочных обстоятельствах. Сообщил о смерти сам царь - разослав весть о поминовении Васильчиковой.

Иван IV охладел к любовнице Васильчиковой через месяц

Екатерина Ивановна была названа феноменом самой Екатериной II, она и сама любила подивиться на талантливую, грациозную и красивую выпускницу Смольного института. Нелидова получила от императрицы золотую медаль. В 1776 году она назначена фрейлиной великой княгини Натальи Алексеевны, а к приходу на престол Павла I стала уже камер-фрейлиной.

Император называл их связь «дружбой священной и нежной, но невинной и чистой», она утверждала, что сам Бог назначил ей охранять государя. Правда, вскоре между ними произошла размолвка - Нелидова в гораздо большей степени была партией Екатерины II, а не своего любовника. В итоге император выслал Нелидову из Петербурга. Узнав об убийстве Павла I, Екатерина Ивановна была настолько потрясена, что буквально за месяцы стала совершенной старухой.

Екатерина II называла любовницу сына феноменом

Мария Андреевна происходит из знатного дворянского рода, дочь действительного тайного советника, невероятной красоты женщина. Петр I не только страшно любил ее, но и страшно ревновал. Однажды даже наказал ее за слишком вольное поведение с другими мужчинами и угрожал выдать замуж за человека, который заточил бы ее дома, как в монастыре. По большому счету так и поступил, но доверил ее лишь одному из самых приближенных себе людей - Александру Румянцеву.

Вместе с супругой царь отличил своего денщика «немалыми деревнями» и участком земли под дворец по дороге в Царское село, на берегу Фонтанки. Впрочем, наличие мужа, как говорят, не мешало свиданиям с императором. Пока Румянцев был в Константинополе, а затем занимался государственными вопросами у персидских границ, Петр I навещал свою любовь и даже, будто бы, подарил ей сына, названного в честь царя Петром.

Петр I наказывал любовницу за вольное поведение с другими

Фаворитка Петра III Елизавета Романовна Воронцова, по некоторым утверждениям, не производила впечатление красотки. С оливковым цветом кожи, лицо в рубцах после перенесенной оспы - это замечания великой княгини Екатерины Алексеевны, к которой Воронцова была определена во фрейлины. Пристрастие Петра III (в общем, эксцентричного человека) именно к ней вызвало всеобщее удивление, «великий князь высказал очень прискорбный вкус». Сам он, как говорят, называл свою любовницу по-простецки: Романовной.

Как только Петр III стал императором, Воронцова стала его официальной фавориткой. Назначенная камер-фрейлиной, она проводила с ним практически все время, участвуя в развлечениях и забавах увязшего в детстве царя. Расцвет эпохи Воронцовой закончится вместе с закатом эпохи Петра III, правда, по отношению к ней меры будут достаточно мягкие. Ей даже удастся выйти замуж за статского советника.

Петр III называл свою любовницу по-простецки: Романовной

Первые лица государства могли себе позволить самых знатных красавиц, все-таки они были абсолютными правителями, стесненными лишь некоторой официальной традицией - жениться на особах императорских домов, да не абы на ком, а на ком нужно. Для души цари держали себе фавориток и многих любили больше, чем законных жен. Diletant. media рассказывает о некоторых любовницах российских царей.

Александр II познакомился с Екатериной Михайловной во время военных учений под Полтавой, когда гостил у ее отца - князя Долгорукова. Она была еще маленькой девочкой. Несчастье этой семьи помогло счастью императора - Долгорукий разорился, оставив супругу с четырьмя сыновьями и двумя дочерьми без средств. Их на свое попечение взял Александр II, пристроив братьев Долгоруковых в военные школы, а сестер - в Смольный институт.

В марте 1865-го во время посещения Смольного ему представили 17-летнюю Екатерину Долгорукову, которую он вспомнил и, кажется, именно тогда полюбил. Первые встречи проходили тайно - у Зимнего дворца. После - в Петергофе они стали проводить уже больше времени вместе. Законная супруга царя была больна чахоткой и не вставала с постели. Екатерина Долгорукова родила Александру четырех детей, однако брак ее не признавался Романовыми, одним из самых ярых противников морганатической связи был цесаревич - будущий император Александр III.

Екатерина Долгорукова родила Александру II четырех детей

Считается, что Анна Васильчикова была пятой женой Ивана IV, называемого в народе Грозным, однако этот брак не был признан церковью, то есть по сути браком не был.

Анну Васильчикову царь нашел в доме князя Петра Васильчикова 17-летней красивой девушкой и тут же замыслил забрать ее к себе во дворец. Князь не хотел отдавать дочь, но Грозный просто прислал к нему сватов. Правда, брак этот продлился недолго - всего около трех месяцев. Причем охладел к ней царь уже на исходе первого. Васильчикову насильно постригли в суздальском Покровском монастыре. В 1577-м году стало известно о ее смерти при загадочных обстоятельствах. Сообщил о смерти сам царь - разослав весть о поминовении Васильчиковой.

Иван IV охладел к любовнице Васильчиковой через месяц

Екатерина Ивановна была названа феноменом самой Екатериной II, она и сама любила подивиться на талантливую, грациозную и красивую выпускницу Смольного института. Нелидова получила от императрицы золотую медаль. В 1776 году она назначена фрейлиной великой княгини Натальи Алексеевны, а к приходу на престол Павла I стала уже камер-фрейлиной.

Император называл их связь «дружбой священной и нежной, но невинной и чистой», она утверждала, что сам Бог назначил ей охранять государя. Правда, вскоре между ними произошла размолвка - Нелидова в гораздо большей степени была партией Екатерины II, а не своего любовника. В итоге император выслал Нелидову из Петербурга. Узнав об убийстве Павла I, Екатерина Ивановна была настолько потрясена, что буквально за месяцы стала совершенной старухой.

Екатерина II называла любовницу сына феноменом

Мария Андреевна происходит из знатного дворянского рода, дочь действительного тайного советника, невероятной красоты женщина. Петр I не только страшно любил ее, но и страшно ревновал. Однажды даже наказал ее за слишком вольное поведение с другими мужчинами и угрожал выдать замуж за человека, который заточил бы ее дома, как в монастыре. По большому счету так и поступил, но доверил ее лишь одному из самых приближенных себе людей - Александру Румянцеву.

Вместе с супругой царь отличил своего денщика «немалыми деревнями» и участком земли под дворец по дороге в Царское село, на берегу Фонтанки. Впрочем, наличие мужа, как говорят, не мешало свиданиям с императором. Пока Румянцев был в Константинополе, а затем занимался государственными вопросами у персидских границ, Петр I навещал свою любовь и даже, будто бы, подарил ей сына, названного в честь царя Петром.

Петр I наказывал любовницу за вольное поведение с другими

Фаворитка Петра III Елизавета Романовна Воронцова, по некоторым утверждениям, не производила впечатление красотки. С оливковым цветом кожи, лицо в рубцах после перенесенной оспы - это замечания великой княгини Екатерины Алексеевны, к которой Воронцова была определена во фрейлины. Пристрастие Петра III (в общем, эксцентричного человека) именно к ней вызвало всеобщее удивление, «великий князь высказал очень прискорбный вкус». Сам он, как говорят, называл свою любовницу по-простецки: Романовной.

Как только Петр III стал императором, Воронцова стала его официальной фавориткой. Назначенная камер-фрейлиной, она проводила с ним практически все время, участвуя в развлечениях и забавах увязшего в детстве царя. Расцвет эпохи Воронцовой закончится вместе с закатом эпохи Петра III, правда, по отношению к ней меры будут достаточно мягкие. Ей даже удастся выйти замуж за статского советника.

Петр III называл свою любовницу по-простецки: Романовной

Фаворитки и любовницы российских государей

Были ли фаворитки при великокняжеских и царских Государевых дворах?

При Государевых дворах Великих князей всея Руси Иоанне III Васильевиче и его сыне Василии III Иоанновиче ни фаворитов, ни фавориток в полном смысле этих слов не было. Правда, были подозрения, что Иоанн III одно время особо выделял княгиню Елену, супругу его сына, княжича Ивана, особенно после смерти Ивана, горько им оплакиваемой.

Иван, носивший для отличия от отца наименование Молодой, родился в 1458 году от первого брака великого князя с тверской княжной Марией Борисовной (1422–1467), был наследником престола и опорой отца. Он умер в 1490 году, когда ему было 32 года. Иван Молодой был женат на Елене, дочери Валашского господаря Стефана III, и имел от этого брака сына Димитрия, родившегося в 1483 году. (Вскользь заметим, что родной брат Елены - Иван - явился предком знаменитого композитора и исполнителя С. В. Рахманинова.)

Как известно, в 1472 году Иоанн III женился вторично на Софье (Зое, Зинаиде) Палеолог, дочери деспота Морей, племяннице последнего императора Византии Константина XII Драгаша. От их брака в 1479 году родился Василий Иоаннович (Василий III), который, по существовавшим тогда законам, после смерти своего старшего брата должен был унаследовать московский престол. Однако Иоанн III, уделявший в то время много внимания своей вдове-невестке Елене и отстранивший от себя свою жену Софью Палеолог, назначил своим наследником не 19-летнего Василия, своего сына, а внука, сына Ивана Молодого и княгини Елены, 15-летнего Димитрия Ивановича.

14 февраля 1498 года в Успенском соборе Московского Кремля, по специально написанному чину венчания (впоследствии традиционно использовавшемуся в церемониях венчания на царство московских государей), состоялось венчание на Великое княжение внука Иоанна III - Димитрия Ивановича.

Великая княгиня Софья не могла смириться с тем, что её родной сын Василий, потомок византийского императора, получивший имя, означающее «царь», будет в услужении у ничем не примечательных по рождению внука Димитрия и его матери Елены. Она понимала, что это решение вызвано увлечением её мужа молодой и красивой валашкой (молдаванкой) Еленой. Софья Палеолог, славившаяся своим умом, знаниями и умением вести интриги, в течение 11 лет вела упорную борьбу за своего сына Василия. Прежде всего, она обратила внимание Великого князя на то, что его внук, уже венчанный на Великое княжение, совершенно не интересуется делами государства и не собирается помогать своему деду в государственном управлении. Она сумела помириться с великим князем, снова войти к нему в доверие и обратить его отцовское внимание на достойного его сына Василия Иоанновича, уже вполне зрелого мужчину, всегда готового помочь отцу в его нелёгких государственных делах. Свою соперницу - молодую красавицу валашку Елену - она сумела не сама лично, а косвенными путями обвинить в ереси и добиться, что 11 апреля 1502 года Елена, как вредная еретичка, и её сын Димитрий были арестованы и заключены под стражу.

Победа Софьи была полной: через 3 дня после их ареста, 14 апреля 1502 года, в Успенском соборе Московского Кремля по тому же чину венчания на Великое княжение состоялось провозглашение Василия Иоанновича наследником московского престола.

Димитрий, а за ним и его мать Елена погибли в тюрьме в 1509 году.

Можно ли назвать княгиню Елену фавориткой Иоанна III в период с 1490 по 1502 год? Судя по её влиянию на великого князя Иоанна III, по отстранению им законной жены Софьи и законного наследника сына Василия, по венчанию её сына Димитрия как наследника, на наш взгляд, можно.

Но его сын Василий III Иоаннович, мечтавший о детях и не имевший их в течение почти всей жизни, несмотря на свою неплодную супругу Соломонию, никаких явных метресок не имел.

Его внук, Иоанн IV Васильевич Грозный, после смерти своей жены Анастасии Романовны относился к женщинам настолько пренебрежительно и даже жестоко, имел столько жён, наложниц и случайных женщин, которых к нему его клевреты даже не приводили - притаскивали, а он, опозорив их, в лучшем случае прогонял с глаз долой, а то и казнил, так что ни одну из них нельзя назвать не только фавориткой, но и просто любимицей. Впрочем, одну из них можно назвать любимицей Иоанна Грозного: бедную красавицу вдову Василису Мелентьеву. Она и вдовой стала из-за своей пышной, зрелой красоты, понравившейся Иоанну. Его клевреты, чтобы освободить красавицу от замужества, убили её мужа, а её привезли во дворец к царю. Но недолго тешился немолодой уже царь этой красотой русской женщины в расцвете лет. Василиса вдруг пропала из дворца, а куда делась - неизвестно. На этот счёт имеется много всяких версий: что её казнили, что её постригли в монастырь и т. п. Но причину этой немилости все указывают одну: всё это Грозный сделал из ревности. Великий русский драматург А. Н. Островский написал пьесу, которую так и назвал - «Василиса Мелентьева». Сюжет исторический, но незамысловатый: в дворцовые покои царской любимицы Василисы Мелентьевой под видом её теремной девушки пробрался её любовник. Однажды похотливый царь застал эту «девушку» у своей любимицы Василисы и возжелал её. Пришлось этой «девушке» покориться желанию царя, который так распалился к ней любовью, что даже подарил ей дорогое жемчужное ожерелье. Обман, конечно, был обнаружен, и Василиса, и её любовник были жестоко наказаны.

Разумеется, Василиса Мелентьева не могла быть фавориткой в европейском понимании: она не играла никакой роли при великокняжеском дворе, её во дворце мало кто и видел. Эта любимица была скорее просто наложницей Грозного царя.

Царь Феодор Иоаннович имел одну супругу Ирину Феодоровну Годунову и, будучи глубоко религиозным и воцерковлённым, ни о каких других женщинах и не помышлял да по своему здоровью и не мог помышлять.

О фаворитках Бориса Годунова никаких сведений нет. Его опорой, доверенным лицом была его супруга Мария Григорьевна, урожденная Скуратова-Бельская, дочь Малюты (Григория) Скуратова, женщина, по преданию, властная и суровая, которая ни при каких условиях не позволила бы царю Борису иметь какую-нибудь метреску.

После тяжелых лет Смуты был всенародно избран царём Михаил Феодорович Романов. В первые годы его царствования он был под неусыпным вниманием матери, инокини Марфы. Он даже женился по её настойчивому желанию на княжне Марии Владимировне Долгоруковой, умершей через месяц после свадьбы. По возвращении его отца, патриарха Филарета, из польского плена начались годы совместного правления двух «великих государей», что само по себе исключало появление каких-либо фаворитов, а тем более фавориток.

Сын царя Михаила - царь «Великия, и Малыя, и Белыя России» Алексий Михаилович - всю жизнь был окружён своими сёстрами, во главе которых стояла царевна Ирина, а затем любимой женой Марией Ильиничной Милославской с тринадцатью от неё чадами, а после её смерти - последней своей любовью - Натальей Кирилловной Нарышкиной, подарившей ему сына Петра I. Так что у Алексия Михаиловича на это «баловство», фавориток, не хватало ни времени, ни возможностей.

Его сын от Марии Ильиничны Милославской - царь Феодор Алексиевич, с детства слабый и больной, прожил на свете всего лишь 21 год и правил государством около 6 лет. Ученик гуманиста Симеона Полоцкого, царь Феодор II уничтожил местничество, занимался разработкой проекта Славяно-греко-латинской академии и других культурных программ. Во всё время своего правления он находился под патронажем своей сестры, царевны Софьи, которая оказывала на него очень сильное влияние, и в окружении польских родственников его жены Агафьи Грушецкой. Одним из ближайших к нему людей можно назвать боярина князя Василия Васильевича Голицына, но он был фаворитом царевны Софьи.

Ни о фаворитах, ни о фаворитках «скорбного головою», больного Иоанна V Алексиевича говорить не приходится. Хоть и был он признан, благодаря интригам царевны Софьи, «старшим царём», но к правлению, тем более самостоятельному, не имел никакого отношения, соглашаясь со всем, что ему предлагали сначала Софья, а потом Пётр I. По некоторым известиям, он, женатый на Прасковье Фёдоровне Салтыковой, не мог быть, в силу своей немощи, отцом своих дочерей, в том числе оставшихся в живых Анны (Анны Иоанновны), Екатерины и Прасковьи, а потому, чтобы были дети, ему в помощь был приставлен к царице Прасковье постельничий Юшков.

Так что на протяжении XVI и XVII столетий никаких официальных фавориток у русского престола не существовало.

Из книги Сталин и заговор Тухачевского автора Лесков Валентин Александрович

ГЛАВА 12. ЖЕНЫ, ЛЮБОВНИЦЫ, СВЯЗНЫЕ И СЕКРЕТНЫЕ ОСВЕДОМИТЕЛИ МАРШАЛА На тропах счастья, на дорогах бед, Где ни шагнешь, стопа оставит след. Останется твой след воспоминаньем И вновь когда-нибудь всплывет на свет. Восточная мудрость Михаил Николаевич Тухачевский был женат,

Из книги Королева белых слоников автора Буркин Юлий Сергеевич

Вновь на квартире у любовника любовницы Неожиданно Элька кинула меня. Пока я «работал» у Аркадия, она сидела дома, пекла мне пирожки или ещё что-то делала по дому. Мне такая жизнь нравилась. Ей, как выяснилось, не очень. Однажды она заявила, что ей нужно съездить в Томск. Она

Из книги Иван Грозный автора Флоря Борис Николаевич

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВЛАСТИ МОСКОВСКИХ ГОСУДАРЕЙ В ДРЕВНЕРУССКОМ ОБЩЕСТВЕ XV-XVI ВЕКОВ По характеру происхождения своей власти древнерусский князь был вождем военной дружины, и нормы, определявшие отношения князя и его дружинников, во многом сохраняли свою действенность и

Из книги Валентин Серов автора Кудря Аркадий Иванович

Глава четырнадцатая ВРЕМЯ СМЕНЫ ГОСУДАРЕЙ В середине июня наступил день освящения в Борках Харьковской губернии церкви и часовни. К этому событию написанную Серовым картину «Александр III с семьей» доставили в Борки и выставили в павильоне рядом с церковью. На церемонию

Из книги Бенвенуто Челлини автора Соротокина Нина Матвеевна

Из книги Женщины вокруг Наполеона автора Кирхейзен Гертруда

Глава VII Любовницы. Полина Фурес, царица Востока С образом Жозефины в сердце ехал Наполеон в Италию, чтобы там покрыть себя бессмертной славой. Для Жозефины выигрывал он сражения, для нее он, как буря, стремился от победы к победе, для нее он воодушевлял своих солдат, для

Из книги Загубленная жизнь Евы Браун автора Ламберт Анжела

II. От Адольфа до фюрера От школьницы до любовницы

Из книги Легендарные фаворитки. «Ночные королевы» Европы автора Нечаев Сергей Юрьевич

Презентация при дворе в качестве официальной любовницы Сразу же после свадьбы мадам дю Барри поселилась в королевском дворце, в апартаментах первого этажа (в комнатах покойного Лебелля). Она не могла принимать там короля наедине, так как не была еще официально

Из книги Самые пикантные истории и фантазии знаменитостей. Часть 2 автора Амиллс Росер

Из книги Самые пикантные истории и фантазии знаменитостей. Часть 1 автора Амиллс Росер

14. Куртизанки, фаворитки, проституция и распущенность Я помню, как в первый раз занимался сексом. Я сохранил расписку. Гручл

Из книги Фаворитки у российского престола автора Воскресенская Ирина Васильевна

Фаворитки великих княгинь и императриц Аграфена Фёдоровна Челяднина - наперсница великой княгини Елены Глинской Во времена царствования Василия III (1505–1533) и правления Великой княгини Елены Васильевны Глинской (1533–1538) слова «фаворит» и «фаворитка» в русской речи ещё

Из книги Мария Медичи автора Кармона Мишель

Фаворитки императрицы Екатерины II У Екатерины II было несколько любимиц-подруг и наперсниц, которым она могла доверить свои самые интимные проблемы и переживания: Анна Никитична Нарышкина, Анна Степановна Протасова и Марья Саввишна Перекусихина. Однако были и такие

Из книги Великие любовницы автора Дюфрен Клод

Были ли фаворитки при великокняжеских и царских Государевых дворах? При Государевых дворах Великих князей всея Руси Иоанне III Васильевиче и его сыне Василии III Иоанновиче ни фаворитов, ни фавориток в полном смысле этих слов не было. Правда, были подозрения, что Иоанн III

Из книги автора

Пётр I и его фаворитки-любовницы Пётр I, не получив серьёзного образования и воспитания, приобретал знания и взгляды на жизнь в процессе своего царствования. Знакомство с Францем Лефортом, ставшим его фаворитом, привело его в 1691 году в Немецкую слободу, где перед ним

Из книги автора

Мария и любовницы короля История, которая знает все, приписывает Генриху IV 56 официальных любовниц. Вечный волокита был явно неравнодушен к прекрасному полу.Среди разнообразных и многочисленных вспышек случались и настоящие пожары: Коризанда во время религиозных войн,

До столетнего юбилея прославленная русская балерина не дожила несколько месяцев - она скончалась 6 декабря 1971 года в Париже. Ее жизнь подобна неудержимому танцу, который по сей день окружен легендами и интригующими подробностями.

Роман с цесаревичем

Изящной, почти крошечной Малечке, казалось, самой судьбой было уготовано посвятить себя служению Искусству. Ее отец был талантливым танцовщиком. Именно от него малышка унаследовала бесценный дар – не просто исполнять партию, а жить в танце, наполнять его безудержной страстью, болью, пленительными грезами и надеждой – всем, чем в дальнейшем будет богата ее собственная судьба. Она обожала театр и могла с завороженным взором часами наблюдать, как идут репетиции. Поэтому не было ничего удивительного в том, что девочка поступила в Императорское театральное училище, а совсем скоро стала одной из первых учениц: занималась много, схватывала на лету, очаровывая публику истинным драматизмом и легкой балетной техникой. Через десять лет, 23 марта 1890 года, после выпускного спектакля с участием юной балерины император Александр III напутствовал заметную танцовщицу словами: «Будьте славою и украшением нашего балета!» А потом был праздничный ужин для воспитанников с участием всех членов императорской фамилии.

Именно в этот день Матильда и познакомилась с будущим императором России, цесаревичем Николаем Александровичем.

Что в романе легендарной балерины и наследника российского престола правда, а что вымысел – спорят много и жадно. Одни доказывают, что отношения их были непорочны. Другие, словно в отместку, сразу же вспоминают о визитах Николая в дом, куда возлюбленная вскоре переехала со своей сестрой. Третьи пытаются предположить, что если любовь и была, то исходила она только от госпожи Кшесинской. Любовная переписка не сохранилась, в дневниковых записях императора встречаются лишь мимолетные упоминания о Малечке, зато много подробностей в мемуарах самой балерины. Но стоит ли им беспрекословно доверять? Очарованная женщина легко может «заблуждаться». Как бы то ни было, в этих отношениях не было пошлости или обыденности, хотя петербургские сплетники соревновались, излагая фантастические подробности «романа» цесаревича «с актрискою».

«Полячка Маля»

Казалось, Матильда наслаждалась своим счастьем, при этом прекрасно отдавая себе отчет в том, что любовь ее обречена. И когда в мемуарах она писала о том, что «бесценный Ники» любил ее одну, а брак с принцессой Аликс Гессенской был основан только на чувстве долга и определен желанием родни, она, конечно же, лукавила. Как мудрая женщина в нужный момент она покинула «сцену», «отпустив» возлюбленного, едва узнав о его помолвке. Был ли этот шаг точным расчетом? Вряд ли. Он, скорее всего, позволил «полячке Мале» остаться теплым воспоминанием в сердце русского императора.

Судьба Матильды Кшесинской вообще была тесно связано с судьбой императорской фамилии. Ее хорошим другом и покровителем был великий князь Сергей Михайлович.

Именно его Николай II, якобы, попросил «присмотреть» за Малечкой после расставания. Великий князь на протяжении двадцати лет будет опекать Матильду, которую, кстати, затем обвинят в его гибели – слишком уж долго пробудет князь в Петербурге, пытаясь спасти имущество балерины. Один из внуков Александра II, великий князь Андрей Владимирович станет ее мужем и отцом ее сына – светлейшего князя Владимира Андреевича Романовского-Красинского. Именно тесной связью с императорской фамилией недоброжелатели зачастую и объясняли все жизненные «удачи» Кшесинской

Прима-балерина

Прима-балерина Императорского театра, которой рукоплещет европейская публика, та, которая умеет отстоять свое положение силой обаяния и страстностью таланта, за спиной которой, якобы, стоят влиятельные покровители – такая женщина, конечно же, имела завистников.

Ее обвиняли в том, что она «затачивала» репертуар под себя, отправлялась только в выгодные зарубежные турне и даже специально «заказывала» для себя партии.

Так, в балет «Жемчужина», который шел во время коронационных торжеств, специально для Кшесинской была введена партия Желтой жемчужины, якобы, по Высочайшему указанию и «под давлением» Матильды Феликсовны. Сложно, правда, представить, как эта безупречно воспитанная дама, с врожденным чувством такта, могла побеспокоить бывшего Возлюбленного «театральными пустяками», да еще в такой важный для него момент. А между тем партия Желтой жемчужины стала истинным украшением балета. Ну а после того, как Кшесинская уговорила в «Корриган», представляемый в парижском «Опера», вставить вариацию из любимого ею балета «Дочь фараона», балерине пришлось бисировать, что для «Опера» было «исключительным случаем». Так не на истинном ли таланте и самоотверженной работе основан творческий успех русской балерины?

Стервозный характер

Пожалуй, одним из самых скандально-неприятных эпизодов в биографии балерины можно считать ее «недопустимое поведение», которое повлекло уход с поста Директора Императорских театров Сергея Волконского. «Недопустимое поведение» состояло в том, что Кшесинская заменила предоставленный дирекцией неудобный костюм на свой собственный. Администрация оштрафовала балерину, а та, недолго думая, обжаловала решение. Дело предали широкой огласке и раздули до невероятного скандала, последствиями которого стал добровольный уход (или отставка?) Волконского.

И снова заговорили о влиятельных покровителях балерины и ее стервозном характере.

Вполне возможно, что на каком-то этапе Матильда просто не смогла объяснить уважаемому ею человеку свою непричастность к сплетням и домыслам. Как бы то ни было, князь Волконский, встретившись с ней в Париже, принял горячее участие в обустройстве ее балетной школы, читал там лекции, а позднее написал великолепную статью о Кшесинской-педагоге. Она же всегда сетовала на то, что не смогла удержаться «на ровной ноте», страдая от предубежденности и сплетен, которые в итоге заставили ее покинуть Мариинский театр.

«Мадам Семнадцать»

Если о таланте Кшесинской-балерины никто не решается спорить, то о ее преподавательской деятельности отзываются, порой, не слишком лестно. 26 февраля 1920 года Матильда Кшесинская навсегда покинула Россию. Они поселились семьей в французском городе Кап де Ай на вилле «Алам», купленной еще до революции. «Императорские театры перестали существовать, а я не испытывала желания танцевать!» - писала балерина.

Девять лет она наслаждалась «негромкой» жизнь с дорогими ее сердцу людьми, но ее ищущая душа требовала чего-то нового.

После мучительных раздумий Матильда Феликсовна едет в Париж, подыскивает жилье для семьи и помещение для своей балетной студии. Она переживает, что не наберет достаточного количества учащихся или «провалится» как педагог, но первый урок проходит блестяще, и совсем скоро ей придется расширяться, чтобы принять всех желающих. Назвать Кшесинскую второстепенным педагогом не поворачивается язык, стоит только вспомнить ее учениц, звезд мирового балета – Марго Фонтейн и Алисию Маркову.

Во время жизни на вилле «Алам» Матильда Феликсовна увлеклась игрой в рулетку. Вместе с другой прославленной русской балериной Анной Павловой они коротали вечера за столом в казино Монте-Карло. За свою постоянную ставку на одно и то же число, Кшесинскую прозвали «Мадам Семнадцать». Толпа, тем временем, смаковала подробности того, как «русская балерина» просаживает «царские драгоценности». Говорили, что решиться на открытие школы Кшесинскую заставило желание поправить материальное положение, подорванное игрой.

«Актриса милосердия»

Благотворительная деятельность, которой занималась Кшесинская во время первой мировой войны, обычно уходит на второй план, уступая место скандалам и интригам. Кроме участия в прифронтовых концертах, выступлений в госпиталях и благотворительных вечерах, Матильда Феликсовна принимала активное участие в обустройстве двух современнейших для того времени образцовых госпиталей-лазаретов. Она не перевязывала лично больных и не работала сиделкой, полагая, видимо, что каждый должен заниматься тем, что умеет делать хорошо.

А она умела дарить людям праздник, за что была любима не меньше, чем самые чуткие сестры милосердия.

Она организовывала поездки раненных на свою дачу в Стрельне, устраивала выезды для солдат и врачей в театр, писала под диктовку письма, украшала палаты цветами, или, сбросив туфли, без пуантов, просто танцевала на пальцах. Аплодировали ей, думается, не меньше, чем во время легендарного выступления в лондонском Ковент-Гарден, когда 64-летняя Матильда Кшесинская в расшитом серебром сарафане и жемчужном кокошнике легко и безукоризненно исполнила свою легендарную «Русскую». Тогда ее вызывали 18 раз, и это было немыслимо для чопорной английской публики.

Ее звали "мадам семнадцать". Виной тому было ее пристрастие к игре в рулетку в казино Монте-Карло и постоянная ставка на число 17. Именно в таком возрасте, 23 марта 1890 года, состоялась впервые ее встреча с наследником царского престола Николаем Александровичем или Ники. Эта встреча определила всю дальнейшую судьбу Марии-Матильды Адамовны-Феликсовны-Валериевны Кржезинской или в более известном нам варианте, Матильды Феликсовны Кшесинской. Чем больше читаю об этой известной балерине, о ее жизни, любви, творчестве, тем чаще задаю себе один и тот же вопрос: а кем и чем бы она была без поддержки Романовых? Кто она больше - куртизанка или все же роковая женщина? Авторы многих повествований очень старательно обходят эту тему, как бы "смазывая" эту грань "таланта" Матильды Кшесинской. Но на самом деле все не так просто и это подтверждают многочисленные воспоминания ее современников и поступки самой балерины.

Томсон М.Н. Матильда Кшесинская 1991

Мир театра не так-то и прост, если для обычных зрителей - это праздник, то для служителей мельпомены - это борьба за жизнь, интриги, взаимные претензии и умение сделать все, чтобы тебя заметили вышестоящие мира сего. Балетных всегда любили в высшем сословии: великие князья и дворяне рангом пониже не чурались того, чтобы покровительствовать той или иной балерине. Покровительство часто дальше любовной связи не шло, но все же некоторые отваживались даже и в жены брать этих прелестниц. Но таких было меньшинство, большинству же была уготована печальная участь "вспыхнуть яркой звездой" на сцене и тихо затем угаснуть вне ее. Матильда Кшесинская этой участи избежала...

Матильда Феликсовна Кшесинская в одной из ролей в балете "Ненюфар" 1890

Матильда Феликсовна Кшесинская была потомственной "балетной" - она родилась 31 (19 по старому стилю) августа 1872 года в театральной семье поляка, танцовщика и оперного певца Феликса Кшесинского и балерины Юлии Долинской (в другой транскрипции Доминской) в Петербурге. Матильда стала последним, тринадцатым ребенком в этой семье и имела ласковое имя - Маля, Малечка. Старшая дочь Феликса Кшесинского, Юлия, танцевала вместе с отцом и часто на фотографиях сегодня ее путают с Матильдой Феликсовной. Балетным стал также и брат Матильды - Иосиф. Вот в такой атмосфере мира театра и росла юная Малечка.

Родители Матильды Кшесинской - мать Юлия Долинская и отец Феликс Кшесинский

Сестра Матильды Кшесинской - Юлия - Кшесинская 1-я

Сестра Матильды Кшесинской с отцом Феликсом Кшесинским во время одного из спектаклей

В 8 лет она стала приходящей ученицей в Императорском театральном училище, а в 15 лет брала уроки у Христиана Иогансона, который стал ее учителем на долгие годы, даже после того, как она стала признанной артисткой балета. Весной 1890 года после окончания училища она была зачислена в группу Мариинского театра и в первый же свой сезон станцева­ла в 22 балетах и 21 опере.

Юная Малечка... и стойка у нее на этом фото уже балетная 1880

Неплохо для начала... и может показаться, что только талант тому виной. Но так ли это? На самом деле не совсем так - 23 марта 1890 года во время выпускного экзамена как раз и состоялась первая встреча будущего императора Николая II, юноши флегматичного и вялого, с веселой и жизнерадостной полячкой. Все произошло при одобрении членов царской семьи, начиная от императора Александра III, организовавшего это знакомство и заканчивая императрицей Марией Федоровной, которая все же хотела, чтобы ее сын стал... мужчиной. После экзамена был ужин, взаимный флирт двух молодых людей и спустя годы запись в мемуарах Кшесинской: "Когда я прощалась с Наследником, в его душу, как и в мою, уже вкралось чувство влечения друг к другу ".

Наследник российского престола
Николай Александрович Романов

Матильда Кшесинская 1889

По-настоящему их серьезные отношения начались лишь спустя два года, после того как наследник явился домой к Матильде Кшесинской, под именем гусара Волкова. Записки, письма и... подарки, по-настоящему царские. Первым стал золотой браслет с крупными сапфирами и двумя бриллиантами, на котором Матильда выгравировала две даты - 1890 и 1892 - первая встреча и первый приезд к ней домой.

Император Николай II

Но...их любовь была обречена и уже после 7 апреля 1894 года, когда было официально объявлено о помолвке цесаревича с Алисой Гессенской, Николай больше ни разу не приезжал к Матильде. Однако, как известно, разрешил ей обращаться к нему в письмах на "ты" и обещал помогать ей во всем, если ей потребуется помощь.

Великий князь Сергей Михайлович Романов

Но... как говорится, свято место пусто не бывает: "В моем горе и отчаянии я не осталась одинокой Великий князь Сергей Михайлович, с которым я подружилась с того дня, когда наследник впервые привез его ко мне, остался при мне и поддержал меня. Никогда я не испытывала к нему чувства, которое можно было бы сравнить с моим чувством к Ники, но всем своим отношением он завоевал мое сердце, и я искренне его полюбила " - так написала позднее в своих воспоминаниях Матильда Кшесинская. Она полюбила... однако быстро и опять... Романова.

И ничего нет удивительного, что ее карьера шла в гору. Она стала примой Мариинского театра и фактически весь репертуар был построен под нее. Да, современники не отказывали ей в признании таланта, но подспудно все понимали, что талант этот пробился наверх не с помощью страшной борьбы за существование, а несколько иным способом. Но дадим слово свидетелям, особенно хорошо об этом написано у Владимира Аркадьевича Теляковского, директора императорских театров, в его "Воспоминаниях".

Вера Трефилова и Матильда Кшесинская

Матильда Кшесинская в балете "Талисман" 1898

"М. Кшесинская прекрасно танцевала и была также бесспорно выдающаяся русская балерина. Для (Кшесинской)... успех на сцене был средством: стремления ее были более грандиозны и обширны, и роль только балерины, хотя и выдающейся, не удовлетворяла ее смолоду. М. Кшесинская уже на тринадцатом году службы вышла по собственному желанию из состава балетной труппы. Силы свои она берегла для другой цели. М. Кшесинская была женщина бесспорно умная. Она отлично учитывала как сильные, так в особенности и слабые стороны мужчин, этих вечно ищущих Ромео, которые о женщинах говорят все, что им нравится, и из которых женщины делают все, что им, женщинам, хочется ."

Матильда Кшесинская в балете "Баядерка" 1900

Матильда Кшесинская в ролях

Матильда Кшесинская с отцом

Из воспоминаний В.А.Теляковского (В.А.Теляковский "Воспоминания", Театральныей мемуары, Ленинград, 1965)

"Казалось бы, балерина, служа в дирекции, должна принадлежать репертуару, а тут оказывалось, что репертуар принадлежит М. Кшесинской, и как из пятидесяти представлений сорок принадлежат балетоманам, так и в репертуаре — из всех балетов более половины лучших принадлежат балерине Кшесинской. Она считала их своею собственностью и могла дать или не дать их танцевать
другим.

Бывали случаи, что выписывали из-за границы балерину. В контракте у нее были обусловлены для гастролей балеты. Так было с балериной Гримальди, приглашенной в 1900 году. Но когда она вздумала один балет, обозначенный в контракте, репетировать (балет этот был «Тщетная предосторожность»), Кшесинская заявила: "- Не дам, это мой балет."

Начались - телефоны, разговоры, телеграммы. Бедный директор метался туда, сюда. Наконец шлет министру шифрованную телеграмму в Данию, где тот в это время находился при государе. Дело было секретное, особой государственной важности. И что же? Получает такой ответ: «Так как балет этот Кшесинской, то за ней его и оставить»".

Матильда Кшесинская в балете "Дочь Фараона" 1900

Великий князь Сергей Михайлович любил Матильду Кшесинскую преданно 25 лет. Он ее баловал, защищал, спасал... В Стрельне на имя Кшесинской им была куплена великолепная дача. Позже она напишет: "Чтобы меня хоть немного утешить и развлечь, Великий князь Сергей Михайлович баловал меня как мог, ни в чем мне не отказывал и старался предупредить все мои желания ".


Знаменитый особняк Кшесинской в Петербурге Фото начала ХХ века

"...Возникает вопрос: как нищая танцовщица Матильда Кшесинская стала одной из богатейших женщин России? Жалованье солистки Мариинского театра? Да она больше на наряды тратила! Связь в 1890-1894 гг. с наследником престола цесаревичем Николаем? Там тоже были гроши. В конце 1890-х гг. Кшесинская покупает загородный дворец в Стрельне. Балерина капитально отремонтировала его и даже построила собственную электростанцию. «Многие мне завидовали, так как даже во дворце [Зимнем. — А. III.] не было электричества», — с гордостью отмечала Кшесинская. В Стрельненском дворце Кшесинской накрывались столы на тысячу с лишним персон. В день рождения Матильды даже менялось железнодорожное расписание поездов, проходивших через Стрельню.
Весной 1906 г. Кшесинская покупает участок земли на углу Кронверкского проспекта и Большой Дворянской улицы и заказывает проект дворца архитектору Александру фон Гогену. К концу 1906 г. двухэтажный дворец закончен. Его длина 50, а ширина 33 м. О дворце писали — все было построено и обставлено по желанию и вкусу Кшесинской: зал — в стиле русский ампир, салон — в стиле Людовика XVI, спальня и уборная — в английском стиле и т.д. Стильную мебель поставил известный французский фабрикант Мельцер. Люстры, бра, канделябры и все прочее, вплоть до шпингалетов, было выписано из Парижа. Дом с прилегающим садом — маленький шедевр фантазии Матильды Кшесинской. Вышколенные горничные, французский повар, старший дворник — георгиевский кавалер, винный погреб, экипажи, автомобили и даже коровник с коровой и женщиной-коровницей. Любила Матильда попить молочка. Был, разумеется, и большой зимний сад. Откуда все это? Нетрудно догадаться, что источником благосостояния Матильды... был огромный военный бюджет России
."



Матильда Кшесинская в зимнем саду своего особняка 1916

Тот самый бюджет, к которому имели доступ Великие князья и в частности Сергей Михайлович. Во всех своих ролях она "блистала": выходила на сцену, увешанная настоящими драгоценностями - бриллиантами, жемчугами, сапфирами... Ее облуживал сам Фаберже и делал многие вещи по заказу Великих князей. Да, она танцует все это время, но балет для нее не работа, а всего лишь развлечение, хотя, надо отдать должное, она талантлива и все делает для того, чтобы быть в форме. И все, для того, чтобы убрать конкурентов и конкуренток! На этот счет есть интересная запись в мемуарах великой балерины Тамары Карсавиной.

Матильда Кшесинская в балете "Эсмеральда" 1898-1899

Карикатура на Матильду Кшесинскую

Из воспоминаний балерины Тамары Карсавиной (Тамара Карсавина "Театральная улица", 1929, глава 13)

" Я вспоминаю еще один случай со штрафом, имевший серьезные последствия. Он произошел во время директорства Волконского. Однажды Матильда Кшесинская надела на спектакль свой собственный костюм, проигнорировав распоряжение Волконского выйти на сцену в костюме, специально сшитом для роли. На следующий день она была оштрафована. Кшесинская рассердилась и стала добиваться отмены, и через несколько дней в «Вестнике» появился приказ министра двора об отмене штрафа. Князь Волконский тотчас же подал в отставку. Его заслуженно очень любили, и общество с негодованием восприняло неуважение, проявленное по отношению к одному из своих членов. В театре стали происходить враждебные манифестации, направленные против Кшесинской, — дорого она заплатила за свой кратковременный триумф. В ту пору она находилась на вершине своего таланта. По виртуозности она не уступала Леньяни, а по актерским качествам даже превосходила ее.

Матильда сама выбирала время для своих спектаклей и выступала только в разгар сезона, позволяя себе длительные перерывы, на время которых прекращала регулярные занятия, и безудержно предавалась развлечениям. Всегда веселая и смеющаяся, она обожала приемы и карты; бессонные ночи не отражались на ее внешности, не портили ее настроения. Она обладала удивительной жизнеспособностью и исключительной силой воли. В течение месяца, предшествующего ее появлению на сцене, Кшесинская все свое время отдавала работе — усиленно тренировалась часами, никуда не выезжала и никого не принимала, ложилась спать в десять вечера, каждое утро взвешивалась, всегда готовая ограничить себя в еде, хотя ее диета и без того была достаточно строгой. Перед спектаклем она оставалась в постели двадцать четыре часа, лишь в полдень съедала легкий завтрак. В шесть часов она была уже в театре, чтобы иметь в своем распоряжении два часа для экзерсиса и грима. Как-то вечером я разминалась на сцене одновременно с Кшесинской и обратила внимание на то, как лихорадочно блестят ее глаза.

С самого начала она проявляла ко мне большую доброту. Однажды осенью, в первый сезон моей работы в театре, она прислала мне приглашение провести выходные дни в ее загородном доме в Стрельне. «Не трудись брать с собой нарядные платья, — писала она, — у нас здесь по-деревенски. Я пришлю за тобой». Мысль о скромности моего гардероба сильно беспокоила меня. Матильда, по-видимому, догадалась об этом. Она подумала и о том, что я не знаю в лицо ее секретаря, поэтому приехала за мной на станцию сама. У нее гостила небольшая группа друзей. В роли хозяйки Матильда была на высоте. У нее был большой сад неподалеку от побережья. В загоне жило несколько коз, одна из них, любимица, выходившая на сцену в «Эсмеральде», ходила за Матильдой словно собачка. Весь день Матильда не отпускала меня от себя, оказывая бесчисленные знаки внимания... У меня создалось впечатление, что все окружающие подпадали под обаяние ее жизнерадостной и добродушной натуры. Но даже я при всей своей наивности понимала, что окружавшие ее лизоблюды источали немало лести. И это вполне объяснимо, принимая во внимание то положение, которое занимала знаменитая танцовщица, богатая и влиятельная. Зависть и сплетни постоянно следовали за ней. Весь тот день меня не покидало чувство недоумения — неужели эта очаровательная женщина и есть та самая ужасная Кшесинская, которую называли бессовестной интриганкой, разрушающей карьеры соперниц.,

- Если кто-нибудь тебя обидит, приходи прямо ко мне. Я за тебя заступлюсь, — позже сказала она и впоследствии сдержала слово: ей представилась возможность вмешаться и вступиться за меня. Я стала получать значительно меньше ролей, выяснилось, что директору внушили, будто у меня слишком много работы. Одна знаменитая балерина, не принадлежавшая, по-видимому, к числу моих доброжелательниц, неожиданно проявила чрезмерную заботу о моем здоровье, попросив директора не перегружать меня, поскольку я больна чахоткой. Директор, введенный таким образом в заблуждение этой напускной заботой, проявляя истинное сочувствие, стал постепенно сокращать мой репертуар."

Великий князь Андрей Владимирович