Домой / Компьютеры и по / Вам необходимо объяснить некоторые природные процессы. Природные процессы. Что значил wow-сигнал из далёкого космоса

Вам необходимо объяснить некоторые природные процессы. Природные процессы. Что значил wow-сигнал из далёкого космоса

На фрилансе, контракты являются обязательными и юридическими рычагами воздействия, которые защищают интересы и права, как дизайнера, так и клиента, в принципе, как и в любом бизнесе. Это обязывает обе стороны настроиться на условия контракта, не позволяя, тем самым, никому остаться обманутым.

Кроме того, это существенные преимущества для дизайнеров потому, что:

  • У дизайнера будет определенная безопасность, что касается оплаты его работы.
  • Дизайнер может расторгнуть сделку, если он почувствует, что условия договора были нарушены.
  • Дизайнера будет иметь представление о том, как реагировать на клиентов, которые не платят.

Вещи, которые следует учитывать перед подписанием контрактов, это не шутка, и необходимо воспринимать их всерьез.

После того, как вы подпишете контракт, вам нужно закончить проект и хорошо общаться с клиентом, как и он с вами. Это сохранит вашу репутацию и, конечно, останется на законном уровне.

Понимая важность контрактов, вы должны всегда объяснять некоторые вещи своим клиентам перед подписанием обязательного и юридического контракта. Вам нужно, чтобы они понимали ваши условия, тогда обе стороны смогут отлично сотрудничать вместе.

Вот несколько вещей, которые вам необходимо объяснить заказчику:

График платежей

Как фрилансеру, вы должны обезопасить себя и убедиться, что ваша работа будет оплачена. В конце концов, никто не работает бесплатно, не так ли? Вот почему, как можно раньше и, главное, до подписания контракта, вы должны обсуждать с вашими клиентами вопросы, касающиеся графика платежей.

Итак, вы должны обсудить следующее:

  • Когда вам заплатят?
  • Какую сумму составит предоплату?
  • Как будет оплачена работа (банковский перевод, электронные кошельки, зачисление на карту и т.д.)?
  • Какие шаги должны быть предприняты в случае просрочки или запоздавшей оплаты?

Сдача конечного результата

Конечно, этот пункт должен быть включен как одна из тех вещей, которые вам необходимо объяснить вашему клиенту. Как фрилансеру, вам также необходимо дать вашему клиенту ощущение безопасности. Вы должны дать ему уверенность в том, что конечный результат будет сдан в те сроки, о которых вы с ним договорились.

Опять же, когда дело доходит до установления крайнего срока сдачи проекта, большинство фрилансеров предпочитают делить проект на части или основные этапы, и у каждого этапа имеется свой крайний срок. Например, вы должны представить веб-дизайн для сайта ресторана. Будучи фрилансером, вы можете разделить весь проект на четыре этапа. Скажем, в первую очередь вы предоставите клиенту макет PSD, затем основную HTML-страницу и так далее.

Почему эти этапы важны?

  • Потому что клиент сможет увидеть ход выполнения проекта.
  • Как дизайнер, вы будете более организованы, что касается временных рамок.
  • Вы можете заключить соглашение о графике платежей на основе сдачи этих этапов.

Теперь, если вы спросите меня, кто должен устанавливать сроки?

Ответ здесь прост: это не исключительное право клиента устанавливать крайний срок сдачи проекта. Как дизайнер, вы должны объяснить свои опасения клиенту. Опять-таки, вы должны перестраховаться. Дайте немного экстра времени вашему прогнозируемому дедлайну, так чтобы вы смогли скорректировать работу, если вдруг возникнут проблемы. Конечно, установление крайних сроков никогда не бывает легким.

Вот несколько советов:

  • Оцените проект и установите реалистичные сроки
  • Объясните клиенту, почему вы не можете согласиться на его сроки и предложите беспроигрышный вариант
  • Перестрахуйтесь
  • Включите мельчайшие детали в план рабочего процесса

Вот несколько статей, которые могут вам помочь:

Регулярные переговоры и обновления

Переговоры и обновления важны для сохранения здоровых отношений между клиентом и фрилансером. Вы вместе должны решить, по каким дням и в какое время будете проводить переговоры по поводу проекта.

Как фрилансер, вы должны объяснить это клиенту, потому что многие из них могут вести себя, как сумасшедшие, когда речь касается каких-то обновлений в проекте и модернизации. Пожалуй, каждый из нас сталкивался с таким типом клиентов. Они все время ворчат и просят чуть ли не каждую минуту от вас информацию о ходе работы, отправляя при этом многочисленные изменения, которые добавляют еще больше давления к тому, что мы уже испытываем.

Чтобы исправить это, вы должны расслабиться и объяснить клиенту, что вы не можете отвечать каждый раз, когда ему вздумается: для этого необходимо конкретное время и продолжительность переговоров, чтобы вы оба не влияли на производительность друг друга.

  • Будьте прямолинейным и говорите по существу
  • Обновите всю информацию о ходе работы и выполненных задачах, прежде чем укажите на проблемы
  • Старайтесь не ныть, когда вы говорите об имеющихся проблемах
  • Выслушайте клиента
  • Убедитесь, что вы отметили все, о чем вы говорили

Для лучших переговоров, вам помогут советы из статьи .

Технические характеристики проекта

Перед подписанием контракта вам необходимо тщательно обсудить проект с клиентом. Ясное дело, все ваши усилия будут потрачены впустую, если вы и клиент не сможете найти точку соприкосновения в своих идеях. Черт, это может закончиться даже хуже! Вот почему важно говорить об особенностях проекта.

  • Чего хочет клиент?
  • Что хотите вы?
  • Нужен ли клиенту, чтобы сайт был отзывчивым?
  • Есть ли необходимость добавить некоторые плагины jQuery?

Задайте эти вопросы и определите, как вы будете работать вместе. Более того, вы должны быть честны в общении со своим клиентом. Вам нужно открыто сказать ему, что вы можете делать, а что, к сожалению, вам не под силу. Объяснить, насколько сложно вам закончить то, что хочет клиент. Только так вы сможете сохранить хорошие отношения, и добиться взаимопонимания.

Изменения в дизайне

Давайте представим такой сценарий. Вы сдаете проект заказчику в оговоренный срок. Через несколько дней, клиент связывается с вами и просит об изменениях. Теперь, спросите сами себя, нужно ли обвинять в этом клиента?

Данный вопрос необходимо решить до подписания договора. Вы должны объяснить своему клиенту, что согласны на лимитированные количество изменений для всего проекта. Как правило, профессиональные дизайнеры советуют не больше трех правок. Стоит понимать, что это важный аспект фриланса, потому как вы должны сохранить свою репутацию, даже несмотря на желание отнестись к своему клиенту с пониманием и состраданием. Помните, что в первую очередь вы должны защитить себя и свои интересы.

З анятие рассчитано на пяти-, шестиклассников. Материал расписан подробно именно в расчёте на молодого словесника; можно сокращать и перестраивать его по своему усмотрению. До начала занятия на классной доске делается следующая запись:

Белеет парус одинокий
в тумане моря голубом.
увы
лазурь
струя
мятежный

Начинаем беседу с классом. Вот её примерный ход.
Прочитаем предложение на доске:

Белеет парус одинокий
в тумане моря голубом.

Теперь я заменю точку восклицательным знаком. Что изменилось в этом высказывании? В первом случае было только сообщение о том, что в море парус; теперь мы ощущаем человека, который говорит. Нам передаётся его взволнованность - ведь эта фраза заключает в себе то же чувство, что и возглас: “Смотри, парус в море!”

Не скажете ли, какое слово является главным в восклицательном предложении “Смотри, парус в море!”? (Существительное парус .) А в нашем восклицательном предложении? (Тоже существительное парус .) Прочтём это предложение так, чтобы передать то чувство, которым охвачен рассказчик. Короткая фраза: “Смотри, парус в море” подсказывает, как, с какой интонацией надо прочитать это длинное предложение.

Белеет парус одинокий
в тумане моря голубом!

Т еперь от доски и слов, написанных на ней, пришла пора обратиться к тексту самого стихотворения. Можно сделать это так.

В одном из писем совсем ещё юного, восемнадцатилетнего поэта Михаила Лермонтова есть такая приписка: “Вот ещё стихи, которые я сочинил на берегу моря”. Затем следует само стихотворение. Строчки на нашей доске - его начало.

(Учитель исправляет строчное написание предлога “в” на прописное “В”, а точку - на восклицательный знак с многоточием.)

Заметьте: в конце предложения стоит восклицательный знак с многоточием. Увиденная картина - парус в открытом море - потрясла юношу. Восклицательным знаком отмечена та душевная взволнованность, которая охватила его. А многоточие означает, что не всё сказано и требуется длительная пауза, чтобы этой паузой заполнить то, что недосказано. А недосказано, не высказано множество мыслей, разом нахлынувших на юного поэта.

Удалось ли Лермонтову свои чувства и свои мысли донести до читателя, мы будем решать, прочитав стихотворение. Но для этого мы должны хорошо вникнуть в произведение. И начнём вот с этих двух строчек. Ещё раз прочтём их и постараемся мысленно увидеть то, о чём в них говорится.

Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!..

Настроим внимание: море голубое или туман голубой? (В тумане... голубом .)

Вот мы прочитали эти строчки и теперь вместе с автором стихотворения видим: в тумане моря белеет парус. Где видится вам этот парус: далеко от вас или тут же, рядом? Можно ли о парусе, если он не далеко от нас, сказать: “белеет в тумане моря”?.. Когда будем читать стихотворение, узнаем, что парус находится очень далеко от наблюдателя.

При вдумчивом чтении этих строчек возникает несколько вопросов, на которые необходимо ответить, чтобы увидеть картину такой, какой она изображена поэтом.

Можно ли в тумане увидеть парус, который находится далеко от нас? (Нельзя .) Теперь нам необходимо проявить пристальное внимание ко всему, что говорится о тумане, чтобы выяснить, что же это за туман такой, в котором можно видеть парус.

Вы все, конечно, видели туманы. Скажите, какого цвета туман? (Серого .) А какого цвета туман в стихо­творении? (Голубого .)

О туманах мы говорим, например, так: “туман над лугом”, “туман на улице”, “туман в низине”, - и никогда не скажем: “туман луга”, “туман улицы”, “туман низины”. А здесь как сказано? “В тумане над морем”? (Нет, иначе: “в тумане моря”. ) Так что же это за голубой туман моря ?..

Замечали ли вы, что все предметы, удалённые от нас на большие расстояния, приобретают голубоватый оттенок?.. Почему это происходит? (Воздух придаёт им такой цвет .) Голубая окраска особенно хорошо наблюдается в ясную погоду. В ясный солнечный день и морская даль окрашивается в голубоватый цвет. Вот в таком голубом “тумане” моря мы и видим парус, а правильнее сказать так: на фоне морской дали голубой мы его видим.

Представьте себе и подумайте: бескрайнее и непредсказуемое в своей стихии море; его высокие угрожающие волны не захлёстывают нас, потому что мы на берегу и они не докатываются до нас; а далеко в море на опасных его волнах одинокий парус.

Если смогли представить себе эту картину, скажите, какие мысли и чувства возникли у вас? Не позавидовал ли кто-нибудь из вас тому смельчаку, который управляет этим парусом? Не захотелось ли оказаться на его месте, под парусом? Или его смелость, его рискованное, опасное для жизни состязание с морем кажется вам безрассудством? Или может быть, кто-нибудь из вас сожалеет о том, что не хватит смелости вот так выйти в открытое море под парусом?

Лермонтову не надо было воображать картину моря с парусом, как приходится это делать нам с вами. Вспомним слова из его письма: “Вот... стихи, которые я сочинил на берегу моря”. Одинокий парус в голубой морской дали он увидел наяву.

Т еперь необходимо объяснить некоторые слова. Лермонтовым написано одинокой , с окончанием -ой . (Учитель исправляет на доске окончание -ий на -ой .) Это не ошибка, так говорили раньше. Так и мы будем читать.

Увы - возглас, выражающий чувство сожаления, горечи.

Лазурь. Скажите, каким мы видим небо в ясный солнечный день? (Светло-синим, голубым, ярко-голубым .) Иначе такое небо можно назвать лазурным. Лазурное небо - это какое небо? (Голубое, светло-синее. ) А теперь скажите: лазурь - это какой цвет? (Голубой, светло-синий .) Существительное лазурь употреблялось также в значении “небо”.

А существительное струя могло употребляться в значении “вода”. Скажите, как понимать выражение: струя светлей лазури? (Вода светлее ясного голубого неба.)

Мятежный. Прилагательное безмятежный знакомо вам? Что оно обозначает? (Спокойный, ничем не тревожимый .) А что означает прилагательное мятежный , например, когда говорят о человеке “мятежная душа”, “мятежный характер”? (Неспокойный, тревожный .)

Послушайте стихотворение целиком (идёт чтение ). Понравилось ли оно вам? Как думаете, только ли о парусе это стихотворение? Не возникло ли у вас ощущение чего-то таинственного в нём, скрытного, такого, до чего хочется дознаться, о чём хочется поразмышлять? Давайте пройдёмся по тайникам стихотворения.

Вот Лермонтов видит в море парус. Этот парус для - него не просто белое полотно. Он просит бури, он что-то ищет, у него есть родной край. Этот парус для поэта нечто одухотворённое, это существо, наделённое чувствами, стремящееся к каким-то неведомым целям. Так, как Лермонтов рассказывает о парусе, можно говорить только о человеке.

А может быть, и в самом деле здесь рассказано о человеке? Ведь плывет же под парусом кто-то. Обратимся к вопросам, которые возникают у поэта при виде паруса.

Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?..

Он - это кто? Парус или человек? К парусу или человеку направляет поэт свои вопросы-раздумья?

Когда будете читать стихотворение дома, попробуйте в своём воображении заменить парус человеком. Сделать это нетрудно: заметили, наверное, что в стихотворении слово парус постоянно заменяется местоимением он ? Найдите эти места в стихотворении. (“Что ищет он”, “что кинул он”, “он счастия не ищет”, “он... просит бури”, “под ним”, “над ним”. )

Что ищет он в стране далёкой?

Таким вопросом задаётся Лермонтов, наблюдая за парусом. Находите ли вы в стихотворении ответ на этот вопрос? Скажите, зачем парус в море? (Он хочет бури, жаждет бури, просит её .) Так что ищет он в стране далёкой? (Бури .) Прочтите строчку, в которой содержится ответ.

А он, мятежный, просит бури...

Вспомним, что значит мятежный в словосочетаниях “мятежная душа”, “мятежный характер”? (Неспокойный, тревожный.)

Как думаете, чем может быть вызвана мечта о буре? - Желанием испытать себя в чрезвычайных обстоятельствах, проявить свои способности в смертельно опасной обстановке, стремлением к подвигам и неприятием покоя, бездеятельности. Такова жизненная позиция человека с неспокойной, мятежной душой, того, кто жаждет бури.

Прочтём следующую строчку.

Как будто в бурях есть покой!

К акая из этих жизненных установок вам более по душе? Какой из них хотелось бы вам следовать в своей жизни? Как вы думаете, какой позиции придерживается Лермонтов?

Мысли и чувства, охватившие Лермонтова при виде паруса, были как бы сопереживанием душевному состоянию мятежного пловца. Но оно, это состояние, было воображено поэтом, вымышлено им, “выдумано”, так что стихотворение выражает в действительности и мир самого Лермонтова. Послушайте, что писал он о себе за год до создания «Паруса», когда ему было шестнадцать лет.

Мне нужно действовать, я каждый день
Бессмертным сделать бы желал... <...>
понять

Я не могу, что значит отдыхать.
........................................................

Всегда кипит и зреет что-нибудь
В моём уме. Желанье и тоска

Но что ж? Мне жизнь всё как-то коротка,
И всё боюсь, что не успею я
Свершить чего-то!..

Уясним из этих стихов, к чему готовил себя юный поэт, какой жизненный путь выбрал из того множества дорог, на распутье которых оказывается каждый молодой человек. Послушайте и вдумайтесь в его слова.

* Мне нужно действовать...
...понять
Я не могу, что значит отдыхать.

* ...я каждый день
Бессмертным сделать бы желал...

* И всё боюсь, что не успею я
Свершить чего-то!

Сравним, что пишет Лермонтов о парусе и о себе. Парус у него мятежный , то есть какой? (Тревожный, неспокойный .) Подумайте, к мятежным или безмятежным следует отнести Лермонтова, лирический герой которого о себе рассказывает следующее:

* Всегда кипит и зреет что-нибудь
В моём уме. Желанье и тоска
Тревожат беспрестанно эту грудь.

Не скажете ли теперь, прослушав эти слова, почему парус в глазах Лермонтова мятежный? (Потому что мятежным был сам Лермонтов. Ведь поэт, рассказывая о парусе, передаёт своё мироощущение. )

Сравним ещё несколько цитат из этих стихотворений.

О Лермонтове: * Понять я не могу, что значит отдыхать.

О парусе: * Он... просит бури.

Покоя ли просит парус?.. А Лермонтов знает, что такое покой?.. Сравним ещё пару цитат.

О Лермонтове: * Мне нужно действовать.

О парусе:* Он... просит бури.

Не для того ли просит бури, чтобы действовать, и притом энергично, бурно, с полной отдачей сил, как того требует штормовая обстановка? А для Лермонтова, которому нужно действовать, не зная отдыха, не является ли буря желанной стихией?

Каким же предстаёт перед нами по этим стихотворениям юный Лермонтов? Человеком с мятежной душой (“желанье и тоска тревожат беспрестанно”, “он, мятежный”), сомневающимся в своих возможностях (“мне жизнь всё как-то коротка... не успею я”), не удовлетворённым жизнью (“не от счастия бежит”), стремящимся через непрестанный труд (“мне нужно действовать... понять я не могу, что значит отдыхать”) к большим деяниям (“я каждый день бессмертным сделать бы желал”).

Н о вернёмся на берег моря. Бесстрашный парус будоражит воображение юного поэта, вызывает сильные чувства и поток мыслей. Наблюдаемая картина и возникающие мысли тут же ложатся в стихи. Складывается небольшое стихотворение из трёх строф. В каждой строфе и картина моря с парусом, и навеянные ею мысли.

Что же является главным в содержании стихотворения: картины морского пейзажа или раздумья поэта? (Конечно, раздумья поэта - они непосредственно выражают душевное состояние Лермонтова.)

Но для внимательного читателя и в картинах, изображающих природу, есть своя загадка. Давайте перечитаем стихи с описанием пейзажа - это первые две строчки каждой строфы.

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..

Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнётся и скрыпит...

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...

Каким изображается море в первой строфе: бурным или спокойным? (Спокойным .) А во второй строфе? (Бурным .) А в третьей строфе? (Опять спокойным .)

Выходит, пока Лермонтов наблюдал парус, море трижды поменяло свой состояние? Возможно ли такое в действительности? Почему же во второй строфе Лермонтов изображает море бурным, со штормовым ветром? Перечитаем строфу целиком.

Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнётся и скрыпит...
Увы, - он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Можно ли усомниться в том, что парус не ищет счастья? Разбушевавшаяся морская стихия изображена в таких красках, что у читателя не может даже возникнуть мысли о том, что парус (пловец) ищет какие-то блага для себя.

Прочтём третью строфу.

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

Вода светлей лазури бывает тогда, когда море совсем спокойно, а над морем эта самая лазурь с ярким солнцем. Кому же не по душе может быть такое море? (Только человеку с мятежной душой, не принимающему покоя, жаждущему бурной деятельности.)

В первой строфе море описывается через “туман моря” - вспомним, что названо туманом? (Голубая окраска морской дали.) На фоне этой голубой дали морской виден парус - таким образом указывается его местонахождение. Скажите, далеко или близко он от берега? (Далеко .) Ведь парус потому и произвёл сильное впечатление на поэта, что одиноко плавал далеко в море, в стране далёкой .

О бдумаем то, что мы нашли. Стихотворение «Парус» - это не зарисовка с натуры плывущего по морю паруса. Лермонтову важно было передать свои мысли и чувства. В каждой строфе пейзаж изображён так, чтобы помочь чётче выразить мысль и полнее передать чувство. Читая стихотворение, мы ощущаем, как сквозь думы и переживания поэта проглядывает его восхищение силой человеческого духа.

Когнитивная психология напоминает нам, что мы не обязаны давать объяснения никому о том, что мы делаем, думаем или выбираем в нашей повседневной жизни. Впереди всегда идёт польза, потребность познать себя и действовать согласно собственных принципов и ценностей, при этом уважать тех, кто вокруг нас.

Акт объяснения необходим лишь в некоторых случаях, когда наши решения влияют на других людей. Принятие на себя ответственности идет рука об руку со способностью знать, как действовать и принимать решения без того, чтобы оправдывать то, что мы делаем для других. Мы знаем, что мы проводим нашу жизнь, давая объяснения всему, поэтому в этот раз мы хотели бы пригласить вас задуматься об этом.

Когда предоставлять объяснения становится привычкой

Как и во всей жизни, здесь также есть свои предел и баланс. Мы можем попросить объяснений у любимого человека, если, например, он не был дома в течение трех дней. Мы будем делать то же самое с детьми, если они плохо себя вели, и с друзьями, если они сделали что-то, что не соответствует нашим ожиданиям.

Люди должны давать и получать объяснения в неопределенных, необычных или болезненных ситуациях. Когнитивная и позитивная психологии подчеркивают важность того, чтобы не впадать в привычку давать объяснения. Проблема с постоянным объяснением своих поступков заключается в типе отношений, которые вы устанавливаете. Если диалог конструктивный и отзывчивый, общение течёт свободно и с пониманием. Тем не менее, во многих случаях люди могут предположить, что они уже понимают, что мы хотим. Может казаться, что они слушают, тогда как на самом деле они думают об ответах, которые они собираются дать, потому что они уже достигли своего собственного заключения, даже если оно не совпадает с реальностью.

Предоставление объяснений никогда не должно стать привычкой

Объяснения необходимы только когда конкретная ситуация требует от них восстановить равновесие в отношениях. При объяснениях диалог должен быть уважительным, открытым и демократичным. Предъявитель и слушатель должны прислушиваться друг к другу с состраданием и самоотверженностью, чтобы понять ситуацию и достичь согласия и гармонии, чего все мы нуждаемся в нашем общении.

Ситуации, в которых вы никогда не должны давать объяснения

Мы уверены, что в вашем ближайшем социальном окружении (друзья, семья, работа, партнер) вы вынуждены давать больше объяснений относительно аспектов жизни, которыми вы не хотите делиться, к тому же, существует эта вынужденность оправдываться.

Ниже мы опишем несколько примеров, которые прекрасно иллюстрируют ситуации, когда вы не обязаны объяснять свои поступки.

Вы не должны объяснять свои приоритеты в жизни. То, что важно для вас, касается только вас. Если ваша самая большая страсть – путешествия, не все поймут, что вы целый год экономите вместо того, чтобы купить новую стиральную машину или автомобиль. Вы ничего не оправдываете, а если всё-таки приходится – сделайте это только один раз. Не нужно объяснять свою жизненную позицию.

Почему у тебя нет партнёра? У тебя до сих пор нет детей? Твой парень немного молчаливый, не так ли? Почему бы вам не жить поближе к своей семье? Мы уверены, что вы слышали по крайней мере некоторые из этих вопросов ранее. Люди часто спрашивают просто из невинного любопытства, но они могут выведывать вещи, о которых неудобно рассказывать и оправдываться и которые, на самом деле, никого, кроме вас, не волнуют.

Не нужно объяснять свои убеждения или ценности. Ценности, убеждения и мнения сами постоят за себя. Их не надо объяснять или оправдывать. Если вы практикуете религию или чувствуете близость к определенного типа духовной практики, то не надо объяснять свои убеждения кому-либо или говорить то, что привело вас к этому выбору.

Вы – это то, что вы выбираете, другим следует принять вас такими, как есть, и не требовать объяснений

Жить вместе означает уважать друг друга, а, следовательно, принимать вас такими, какими вы есть. Объяснения нужны только, как мы отметили ранее, в случае споров или личных проблем.

Живите свободно, оставаясь верными вашим ценностям, уважительно относясь и получая удовольствие от всего, чего вы достигли на своем пути.

Наука появилась ради необходимости отвечать на вопросы людей. И вроде бы большая часть сложных явлений изучена вдоль и поперёк, а осталась «самая малость» - постичь природу тёмной материи, разобраться с проблемой квантовой гравитации, решить задачу размерности пространства-времени, понять, что такое тёмная энергия (и ещё несколько сотен подобных вопросов). Однако до сих пор остаются и более простые, казалось бы, явления, но которые учёные не в силах объяснить до конца.


Что такое стекло?

Нобелевский лауреат Уоррен Андерсон однажды сказал: «Самая глубокая и интересная из неразрешённых проблем в теории твёрдого состояния кроется в природе стекла». И хотя стекло известно человечеству уже не первое тысячелетие, в чём причина его уникальных механических свойств, учёные до сих пор не понимают. Из школьных уроков мы помним, что стекло - это жидкость, но так ли это? Учёные точно не знают, какова природа перехода между жидкой или твёрдой и стекловидной фазами и какие физические процессы приводят к основным свойствам стекла.

Процесс формирования стекла не удаётся объяснить с помощью ни одного из нынешних инструментов физики твёрдого тела, многочастичной теории или теории жидкостей. Если описать вкратце, жидкое расплавленное стекло при охлаждении постепенно становится всё более вязким, пока не обретает жёсткость. В то время как при формировании кристаллических твёрдых тел, например, графита, атомы в один момент образуют привычные периодические структуры. Тарун Читра , исследователь молекулярной динамики, объясняет организацию молекул в разных веществах на примере танца:

Идеальное твёрдое тело - это как медленный танец, когда два партнёра вместе с другими парами движутся вокруг своей стартовой позиции на танцевальной площадке.

Идеальная жидкость - это как вечеринка знакомств, когда каждый старается потанцевать со всеми в комнате (это свойство называется эргодичность), при этом средний темп, с которым все танцуют, примерно одинаковый.

→ Короткометражка об искусстве выдувания стекла

Cтекло же по этой аналогии похоже на танец, когда группа людей разделяется на меньшие подгруппы и каждая кружится в своём хороводе. Вы можете меняться партнёрами из своего круга, и этот танец происходит вечно.

Стекло ведёт себя так, что его пока невозможно описать равновесной статистической механикой. В частности, субэкспоненциальные автокорреляции и кросскорреляционная функция стекла могут быть получены путём бесконечного числа случайных процессов. До какого-то момента система «работает» более-менее понятно и предсказуемо, но, если наблюдать за ней достаточно долго, вы начинаете видеть, как некоторые особенности лучше описываются теорией вероятности и случайных процессов.


Почему велосипед не падает на бок?

Конструкция велосипеда довольно проста, и, кажется, что давно понятно, как и почему двухколёсное средство сохраняет отличную устойчивость. Всегда считалось, что в сохранении баланса велосипеда важнейшую роль играют два механизма. Первый - автоматическое подруливание, или эффект кастора : если велосипед наклоняется в какую-то сторону, переднее колесо само поворачивается туда же, после чего центробежная сила возвращает колесо в начальное положение. Второй механизм связывают с гироскопическим моментом вращающихся колёс.

Американский инженер Энди Руина с коллегами взялся опровергнуть оба этих утверждения. Они сконструировали велосипед, похожий на самокат, у которого переднее колесо касается опоры перед точкой пересечения с нею оси передней вилки, что «отменяет» действие кастора. А кроме того, переднее и заднее колёса связаны с двумя другими, вращающимися в обратную сторону, и тем самым обнуляющими гироскопический эффект.

Тем не менее этот велосипед не так уж и быстро падает на бок. По сути, равновесие он держит не хуже обычного велосипеда и даже демонстрирует то же самое автоматическое подруливание. По результатам эксперимента авторы сделали вывод, что оба эффекта - и кастора, и гироскопа - играют важную роль в сохранении баланса едущего велосипеда, но оба не являются критически важными для него.

Отчего же не падает велосипед, до конца так и неизвестно. По последним предположениям инженеров, ключевую роль в этом играет особое распределение нагрузки.


Как работает плацебо?

О плацебо, или веществах, которые не имеют явных лечебных свойств, но положительно воздействуют на организм, известно давно. В основе эффекта плацебо лежит психоэмоциональное воздействие. Но исследователи не раз доказывали, что плацебо, не имеющее активных веществ, может стимулировать реальные физиологические реакции, в том числе изменение частоты сердечных сокращений и артериального давления, а также химической активности в головном мозге. Плацебо также помогает избавиться от болей, депрессии, тревоги, усталости и даже некоторых симптомов болезни Паркинсона.

То, как наша психика может воздействовать на здоровье, до сих пор до конца не ясно, и учёные не могут раскрыть механизмы, лежащие в основе физиологических реакций на плацебо. Очевидно, что в эффекте сплетено много различных аспектов, при этом лекарства-пустышки не оказывают влияния на источник или причину заболевания. Опытным путём установлено, что реакция организма различается в зависимости от способа доставки плацебо (при приёме таблеток или инъекциях). Также плацебо дают только ожидаемый, то есть известный заранее, терапевтический эффект. И чем выше ожидания - тем сильнее эффект плацебо. Кроме того, известно, что его можно усилить при активном вербальном воздействии на пациента. Действию плацебо подвержены далеко не все. Чаще плацебо действует на экстравертов, людей с повышенным уровнем тревожности, мнительности, неуверенности в себе.

В октябре 2013 года было опубликовано исследование, демонстрирующее, что плацебо-эффект связан с повышением альфа-активности головного мозга. Альфа-волны возникают в расслабленном состоянии, которое похоже на лёгкий транс или медитацию, - то есть в наиболее внушаемом состоянии. Эффект плацебо оказывает значительное воздействие на нервную систему человека в области спинного мозга. Но пока подробно описать механизм его воздействия так никто и не смог.


Что значил wow-сигнал из далёкого космоса?

15 августа 1977 года произошло одно из самых загадочных событий в истории изучения космоса. Доктор Джерри Эйман во время работы на радиотелескопе «Большое ухо» в рамках проекта SETI зафиксировал сильный узкополосный космический радиосигнал. Его характеристики (полоса передачи, соотношение сигнала и шума) соответствовали ожидаемым от сигнала внеземного происхождения. Поражённый этим, Эйман обвёл соответствующие ему символы на распечатке и подписал на полях «Wow!». Эта подпись и дала название сигналу.

Сигнал исходил из области неба в созвездии Стрельца, примерно в 2.5 градусах к югу от звёздной группы Хи. Однако после долгих лет ожиданий повторения чего-то подобного ничего не произошло.

→ Тот самый звук wow-сигнала

Учёные утверждают, что если сигнал и имел внеземное происхождение,
то существа, которые его отправили, должны принадлежать к очень и очень продвинутой цивилизации. Чтобы послать такой мощный сигнал, требуется как минимум 2,2-гигаваттный передатчик, который намного мощнее любого из земных (например, система HAARP на Аляске, одна из самых мощных в мире, предположительно способна передать сигнал до 3600 кВт).

В качестве одной из гипотез, объясняющих мощность сигнала, предполагается, что изначально слабый сигнал был значительно усилен благодаря действию гравитационной линзы ; однако это по-прежнему не исключает возможности его искусственного происхождения. Другие исследователи предполагают возможность вращения источника излучения наподобие маяка, периодическое изменение частоты сигнала или его однократность. Существует также версия, что сигнал был отправлен с перемещающегося инопланетного звездолёта.

В 2012 году к 35-летию сигнала обсерватория Аресибо направила ответ из 10 000 закодированных твитов в направлении предполагаемого источника. Однако получил ли их кто-нибудь, неизвестно. До сих пор wow-сигнал остаётся одной из главных загадок для астрофизиков.


Как неживая материя становится живой?

В научном мире сегодня преобладает концепция биологической эволюции, согласно которой первая жизнь зародилась сама по себе из неорганических компонентов в результате физических и химических процессов. То, как из неживой материи происходит живая, описывает теория абиогенеза. Однако в ней существует масса проблем.

Известно, что основными компонентами живого вещества являются аминокислоты. Но вероятность случайного возникновения определённой аминокислотно-нуклеотидной последовательности соответствует вероятности того, что несколько тысяч букв из наборного типографского шрифта будут сброшены с крыши небоскрёба и сложатся в определённую страницу романа Достоевского. Абиогенез в его классическом виде предполагает, что такое «сбрасывание шрифта» происходило тысячи раз - то есть столько, сколько понадобилось, пока тот не сложился в требуемую последовательность. Однако по современным подсчётам на это ушло бы на много больше времени, чем существует вся Вселенная.

При этом в лабораторных условиях все попытки создания искусственной живой клетки ни разу не увенчались успехом. Полный набор аминокислот и нуклеотидов и простейшую бактериальную клетку по-прежнему разделяет пропасть. Возможно, первые живые клетки очень сильно отличались от тех, что мы можем наблюдать сейчас. Также большое количество учёных поддерживают гипотезу о том, что первые живые клетки могли попасть на нашу планету благодаря метеоритам, кометам и другим внеземным объектам.


Почему люди делятся на левшей и правшей?

За последние 100 лет учёные довольно хорошо изучили проблему, почему люди преимущественно используют одну руку и почему чаще это именно правая рука. Однако стандартного эмпирического тестирования правшей или левшей нет, так как учёные до конца не могут понять, какие механизмы участвуют в этом процессе.

Учёные расходятся во мнении, какой процент человечества является правшами, а какой левшами. В целом считается, что большинство (от 70 % до 95 %) - правши, меньшинство (от 5 % до 30 %) - левши, также существует неопределённое число людей с наблюдающейся полной симметрией . Доказано, что на леворукость и праворукость влияют гены, но точный «ген левши» пока не выявлен. Существует доказательство того, что на склонность к использованию правой или левой руки могут влиять социальные и культурные механизмы. Самый характерный пример этого, как учителя переучивали детей, заставляя при писании переключаться с левой руки на правую. При этом на данный момент более тоталитарные общества имеют меньше леворуких, чем более либеральные общества.

→ Портрет Поля Брока


Некоторые исследователи говорят о «патологической» леворукости, связанной с мозговыми травмами во время родов. В 1860-х годах французский хирург Поль Брока отметил взаимосвязь между активностью рук и полушариями мозга. Согласно его теории, половинки мозга соединены с половинками тела крест-накрест. Но на данный момент известно, что эти связи не являются такими простыми, как их описывал Брок. Исследования, проведённые в 1970-х годах, показали, что большинство левшей имеют одинаковую левополушарную активность, типичную для всех людей. При этом только часть левшей имеют различные отклонения от нормы.

Изучая проблемы леворукости и праворукости приматов, учёные установили, что большинство животных в отдельной популяции является либо левшами, либо правшами. При этом отдельные обезьяны часто развивают свои индивидуальные предпочтения.

В итоге у нас пока имеются только общие представление о причинах праворукости, и исследователям пока только предстоит детально разобраться во всех механизмах их формирования.


Почему мы спим?

Мы спим 36 % своей жизни, но учёные до конца не могут объяснить его природу. Людям свойственен сон, поскольку это заложено в наших генах, но почему такое состояние появилось в процессе эволюции - загадка. Кроме теплокровных животных (млекопитающих и птиц) , ни у кого из живых существ этих форм сна нет, и в чём заключаются преимущества сна - до сих пор непонятно.

Учёные уже выяснили, что во время сна быстрее растут мышцы, лучше заживляются раны, а также ускоряется синтез протеинов. Другими словами, сон помогает организму восполнить то, что он потерял во время бодрствования. Недавние исследования доказали, что во время сна наш мозг очищается от токсинов, и если человек мешает этому процессу (иными словами - не спит), у него могут начаться психические отклонения. Кроме того, во время отдыха в мозге ослабляются или разъединяются связи между клетками, таким образом у нас «освобождается место» для поступления новой информации. В мозге генерируются новые синапсы, поэтому недосыпание грозит снижением способности приобретать, обрабатывать и вспоминать информацию.

Во время сна мозг часто «проигрывает» некоторые эпизоды, которые случились с нами в течение дня, и, по мнению исследователей, этот процесс помогает укрепить нашу память. Хотя содержание сновидений определяется реальными впечатлениями, наше сознание во сне отличается от нашего сознания в период бодрствования. Во сне наше мироощущение оказывается гораздо более образным и эмоциональным. Мы видим различные картины, переживаем по их поводу, а осмыслить должным образом не можем. Учёные полагают, что синхронизирующие механизмы, господствующие в сонном мозге, в большей мере связаны с первой сигнальной системой и эмоциональной сферой. Но что же представляют собой сновидения, ответить однозначно пока нельзя.


Почему кошки мурлычут?

Никто не знает наверняка, почему кошки мурлычут. Мурлыкание отличается от многих других звуков, издаваемых животными, тем, что вокализация происходит на протяжении всего дыхательного цикла (и на вдохе, и на выдохе). Когда-то считалось, что звук производился благодаря потоку крови, проходящему через нижнюю полую вену, но теперь большинство учёных согласны, что в процессе извлечения звука участвуют гортань, мышцы гортани и нейронный осциллятор.

Котята учатся мурлыкать, как только им исполняется пара дней. Ветеринары предполагают, что их мурлыканье означает что-то наподобие человеческих слов «мама», «я в порядке» или «я здесь». Эти звуки способствуют укреплению связей между котёнком и его матерью.

→ Кошачье мурлыкание

Но когда котёнок вырастает, он также продолжает мурлыкать, и многие исследователи убеждены, что во взрослом возрасте этот звук связан с удовольствием и радостью. Иногда же кошки мурлычут при получении травмы или при болезни. Доктор Элизабет фон Муггенталер предполагает, что мурлыканье и низкочастотные колебания, которые оно производит, являются «естественным механизмом самолечения» и укрепляют, заживляют раны и облегчают боль.

Голосовая особенность домашних кошек не уникальна. Другие виды семейства кошачьих, такие как рыси, гепарды и пумы, также мурлычут. Хотя некоторые большие кошки (львы, леопарды, ягуары, тигры, снежные барсы и дымчатые леопарды) не умеют этого делать.

Моделирование природных явлений

и процессов

на уроках естествознания

Важная задача изучения естествознания в начальной школе - развитие у детей умений выявлять причинно-следственные связи в природе, объяснять механизмы протекания некоторых природных явлений и процессов. Для этого учитель организует систематическое целенаправленное наблюдение учащихся за окружающими объектами. Но как, например, ребенок может увидеть извержение вулкана или движение ледника? Или посмотреть, как вращается Земля вокруг своей оси и вокруг Солнца? Идеальное решение - показать учебный фильм. Однако не всегда учитель располагает видеотекой по различным предметам, особенно для начальных классов. Бывает так, что и теллурия нет, да и барометр в неисправном состоянии.

В такой ситуации педагог может использовать модели, выполненные им самим, учениками и их родителями.

Модель - это трехмерное наглядное пособие, дающее изображение предмета или отдельных его частей в увеличенном или уменьшенном виде. Они бывают разборными, статическими или действующими.

Изучая со студентами отделения учителей начальных классов педагогического факультета дисциплину «Методика преподавания естествознания», мы отбираем варианты быстрого изготовления моделей из простейшего подручного материала. Такой метод работы стимулирует познавательный интерес младших школьников, дает возможность увидеть природное явление или процесс в миниатюре.

Вот описание нескольких моделей с описанием технологии их изготовления и методики демонстрации.

Форма Земли

Предлагаем вместе с учащимися на основе наблюдений получить доказательства шарообразности Земли, смоделировав некоторые природные явления и процессы.

Постоянно круглая форма видимого горизонта. На бумажной ленте длиной 1,5-2 м и шириной 25 см нарисуйте в крупном масштабе часть водной поверхности (рис. 1). Для этого бумажная лента прикалывается к полу и на нее наносится дуга большого радиуса, имитирующая выпуклость Земли. Вместо циркуля можно использовать веревку, закрепленную на полу против середины ленты. Посреди ленты рисуем корабль.

Вывод: мы не видим, что Земля шарообразная, только потому, что в поле нашего зрения находится ограниченный ее участок.

Вращение Земли

Осевое вращение. При объяснении доказательства осевого вращения Земли можно успешно использовать модель маятника Фуко: через пробку продеть нить с грузом, проткнуть по бокам тремя вилками, черенки вилок поставить на блюдце с песком; по краям блюдца написать направления сторон горизонта(основные и промежуточные) ; блюдце поставить на большую, перевернутую вверх дном тарелку, на её частях также написать названия сторон горизонта.

Маятник выводить из спокойного состояния по меридиану, то есть с севера на юг», учитель раскачивает нить с грузом с севера на юг так, чтобы острый конец чертил линии по песку, затем одной рукой придерживает блюдце с конструкцией, а другой перемещает тарелку против часовой стрелки, имитируя осевое вращение Земли. «Посмотрите, ребята, наша Земля немного сдвинулась по оси вращения. Раскачиваясь, маятник оказался над новыми делениями, не С - Ю, а СВ - ЮЗ, хотя в своей плоскости качания (на блюдце) направление его такое же: С -Ю. Создаётся впечатление, что изменяется плоскость качания. Это может произойти только из-за того, что Земля под маятником поворачивается (вращается)».

Орбитальное обращение. Предлагаем два варианта моделирования орбитального обращения Земли вокруг Солнца.

1. Показать движение по орбите можно с помощью юлы: на основание вокруг ручки наклеить из бумаги или вылепить из пластилина желтые лучики, имитируя Солнце, а по окружности юлы, по самой широкой части, прилепить пластилиновый жгутик - оформить орбитальный путь - и на нем пластилиновым шариком из смеси белого и голубого цветов показать Землю. Данная модель показывает круговую орбиту Земли и направление ее обращения вокруг Солнца, но не отражает осевого вращения планеты.

2. Выполнить модель из яблока, проткнутого спицей, и свечи.

Вместо яблока можно надуть небольшой шарик, покрасить его синей гуашью. Из бумаги вырезать контуры материков, сделать светлую штриховку, наклеить на шарик. Обозначить экватор и полюса, к полюсам приклеить бумажные трубочки (имитация земной оси). На контуре Евразии красным флажком отметить приблизительно местоположение своего населенного пункта. Пронося шарик вокруг зажженной свечи и одновременно выполняя осевое движение, обсудите с учащимися: механизм смены времен года в Северном и Южном полушариях; особенности освещения, угла падения солнечных лучей в своей местности; угол наклона оси к плоскости орбиты (можно сформировать представление о ее прецессии - медленный, за 26 тысяч лет, поворот оси и пространстве и нутации - периодические колебания, изменения местоположения полюсов).

Тела, вещества, частицы

При изучении данной темы по программе «Мир вокруг нас» А. Плешакова выполняется моделирование взаимного расположения частиц в твердом, жидком и газообразном состоянии вещества с помощью пластилиновых шариков. Есть два варианта такой работы:

Плоскостное моделирование- распределяем шарики на картонках, увеличивая или уменьшая расстояния между ними;

Объемное моделирование в виде геометрических конструкций- соединяем шарики предметами разной длины, например спичками, для имитации расстояния между частицами в жидком веществе и спицами- в газообразном.

Землетрясения

Учитель может проиллюстрировать механизм землетрясения с помощью следующего моделирования и объяснения. На границе поднятий и опусканий горные породы деформируются наиболее интенсивно: в них возникают упругие напряжения, которые со временем постепенно увеличиваются. В тот момент, когда напряжения достигают предела прочности горных пород, происходит их разрыв, сопровождающийся выделением огромного количества энергии.

На поверхности земли возникают волнообразные движения. Аналогия механизма этого явления: если в ванне с водой (МОЖНО использовать большую прямоуголь- ную стеклянную емкость) медленно растягивать кусок резины, то поверхность воды будет оставаться спокойной до того момента, как резина порвется (рис. 11). В момент разрыва энергия, накопившаяся в результате растяжения, поступает на земную поверхность и возникают волны.

Рис.11

Вулканизм

Для этой темы мы опробовали три варианта демонстрации извержения вулкана.

1. Сделать конус из коричневого картона, в верхнее отверстие вставить невысокую пластмассовую упаковку, например из-под йогурта, насыпать туда соды питьевой и марганцовки. Чтобы имитировать извержение, добавляем в эту смесь горячей воды или уксуса, и вязкая красная масса, пенясь, будет двигаться через край по «склону» вулкана.

2. Насыпать чайную ложку питьевой соды в пробирку, долить в нее теплой воды на треть, тщательно встряхнуть и перемешать. Добавить пять капель моющей жидкости и три капли пищевого красителя, чтобы придать «лаве» естественный цвет. Еще раз перемешать смесь и закрыть горлышко пробирки ватой. Из песка или земли сделать «вулкан» вокруг пробирки так, чтобы он доходил до ее горлышка. Для имитации извержения вынуть вату и влить в пробирку немного уксуса. Как в первом случае, смесь начнет пениться и извергаться, словно лава из вулкана.

3. Сделать конус из картона с отверстием наверху (либо насыпать горкой песок с землей, либо на ровную поверхность положить металлическую пластину), насыпать порошок оранжевого цвета - бихромат аммония и зажечь. Его горение ярче всего имитирует извержение - это настоящий вулкан в миниатюре: всполохи, искры, выбросы - и бурлящая оранжево-красная горка превращается в серо-зеленый пепел. Однако данное вещество нужно брать в небольшом количестве (несколько столовых ложек), так как выбросы пепла охватывают большое расстояние и лучше всего демонстрировать «извержение» на улице либо в большой рекреации. В зимнее время на снегу реакция не происходит. (Демонстрация данной модели не вызывает пожара!)

Типы облаков

Совместно с учащимися смоделировать из кусков ваты облака различных типов: слоистые, кучевые и перистые. На 1/2 листа ватмана сделать фон - рисунок неба и гор, указать расположение ярусов: низкий, средний и высокий. Вертикально, на небольшом расстоянии друг от друга, продеть нитки и прикрепить к ним облака.

При повторении материала можно предложить ученику расположить (передвигая нитки) в правильном порядке «облака» по ярусам на небосводе.

«Странствующие» материки

Эта тема предлагается для изучения в 4-м классе в разделе «Планета загадок» по программе А. Плешакова в курсе «Природоведение». Методика работы с учащимися такова:

Предварительно дать задание ученикам вырезать из картона контуры материков;

На уроке предложить внимательно рассмотреть очертания атлантических берегов Южной Америки, Африки, Северной Америки и Евразии;

Совместить контуры всех материков и сделать вывод, что они практически совпадают;

Рассказать о существовании единого материка Пангеи, о том, как он раскололся на два континента - Лавразию и Гондвану, а затем разделился на современные материки (данный процесс имитируется на доске с помощью больших контуров, ученики воспроизводят в своих тетрадях);

Объяснить движение материков за счет скольжения их оснований по глубинной пластичной оболочке Земли.

Таким образом, можно выяснить с учащимися, какую форму имеют материки и океаны (треугольную), и определить закономерность их расположения: широким основанием материки обращены к Северному полюсу, а острым – к Южному, а океаны наоборот - широким основанием обращены к Южному полю у, а острым - к Северному. Такое расположение материков и океанов называется антиподальным, т.е. несмотря на то, что на планете воды больше, чем суши, они распределены так, что если мысленно проткнуть земной шар через его центр, то в одной точке «прокола» будет материк, а в другой - вода. Это доказывает устойчивость нашей планеты, как космической системы.

Литература:

1. Мир вокруг нас.-М.: Издательство «Астрель»; Изд. АСТ, 2001

2. Уотт Ф. Планета Земля.- М.: Слово, 1999 (Энциклопедия окружающего мира.)

3. Поглазова О.Т., Шилин В.Д. Окружающий мир: Учебник для 3-4 классов. Часть3.- М.: ИНПРО-РЕС, 1999