Домой / Хобби / Стихотворение "Silentium" Мандельштам Осип Эмильевич. Анализ стихотворения Мандельштама silentium (силентиум) Осип мандельштам силентиум

Стихотворение "Silentium" Мандельштам Осип Эмильевич. Анализ стихотворения Мандельштама silentium (силентиум) Осип мандельштам силентиум

Это стихотворение О.Э. Мандельштама вошло в дебютный сборник под названием «Камень». Впервые было опубликовано в популярном на тот момент издании «Аполлон». Произведение привлекло внимание общественности своей легкой подачей такой серьезной и философской темы. Среди дебютных работ поэта именно это резко отличается от остальной тематики, показывая всю глубину мысли и авторской задумки.

Из названия стиха сразу идет отсылка к одноименному произведению Тютчева, являвшегося одним из вдохновителей Мандельштама. В стихотворении Тютчев высказывается о важности именно молчаливого наблюдения за внешней природой и внутренними порывами души человека.

Мандельштам подает тему мягче и загадочнее. В названии стихотворения не содержится громкого призыва, отсутствует восклицательный знак. Сама подача стихотворения мелодичная, цикличная и легкая. Произведение начинается с моря, им же и заканчивается. До сих пор не утихают споры, кто же таинственная «она», о которой так восторженно отзывается поэт.

Многие видят в ней любовь, исходя из упоминания греческой богини Афродиты. Кто-то предполагает, что это может быть мысль. Прекрасная и всеобъемлющая в голове, и теряющая свою многогранность при попытке облечь ее в слова.

Однако ответом на этот вопрос является более глобальное и независящее от человека понятие. Это гармония. Тонкая связующая нить между всеми явлениями мира. Она одновременно все и ничто. И человек своими действиями может нарушить ее хрупкое равновесие. В этом произведение Мандельштама опирается на стихотворение Тютчева о безмолвном любовании природой, не нарушающем ее первозданности.

Автор призывает каждого найти в себе данную от рождения чистоту, дарующую возможность видеть и наслаждаться гармонией мира. При этом он просит природу быть более снисходительной к человеку. Желание оставить Афродиту простой пеной обусловлено наивысшей степенью ее идеальности, такой которую обычному человеку вынести не под силу. Сама богиня в творении поэта олицетворяет не просто любовь, а достижение прекрасной гармоничности между силами природы и духовностью.

Впоследствии Мандельштам неоднократно использовал в своем творчестве древнегреческую и римскую тематики, в частности образ Афродиты. По словам поэта, мифы древних народов являлись для него неисчерпаемым источников вдохновения, как и созданные на их основе произведения искусства.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по картине Жуковского Осень. Веранда 6 класс

    Станислав Юлианович Жуковский выдающийся пейзажист и живописец конца XIX века. Он был бесконечно влюблен в красоту русской природы и всю свою страсть воплотил в искусстве. Каждая его работа - это шедевр

  • Фамусов и Молчалин в комедии Горе от ума Грибоедова сочинение

    Произведение Грибоедова Горе от ума наполнено различными яркими образами, метафорами, персонажами, и прочими вещами, которые делают произведение более интересным для читателя

  • Сочинение Зурин в романе Капитанская дочка Пушкина характеристика образ

    Честь, достоинство, любовь к своей Отчизне- вечные темы для создания писателями произведений. А.С.Пушкин посвятил этой теме множество своих произведений, в том числе и повесть «Капитанская дочь».

  • Сочинение Я хочу стать модельером (профессия)

    Сколько я себя помню – я всегда что-то шила куклам. Ещё больше мне нравилось шить пупсикам. Мама отдала мне свою старую сумку.

  • Сочинение по рассказу Человек в футляре Чехова

    Известный русский прозаик и драматург А.П. Чехов всё своё творчество посвятил утверждению гуманистических идеалов и разрушению иллюзий, сковывающих сознание.

«Silentium» Осип Мандельштам

Она еще не родилась,
Она и музыка и слово,
И потому всего живого
Ненарушаемая связь.

Спокойно дышат моря груди,
Но, как безумный, светел день,
И пены бледная сирень
В черно-лазоревом сосуде.

Да обретут мои уста
Первоначальную немоту,
Как кристаллическую ноту,
Что от рождения чиста!

Останься пеной, Афродита,
И слово в музыку вернись,
И сердце сердца устыдись,
С первоосновой жизни слито!

Анализ стихотворения Мандельштама «Silentium»

Стихотворение «Silentium» впервые было опубликовано в девятом номере знаменитого журнала «Аполлон» за 1910 год. Впоследствии Мандельштам включил его в свой дебютный сборник «Камень». По мнению большинства литературоведов, в этой книге соединяется «ребячество Верлена» с «суровостью Тютчева». Первая черта проявляется в легкости подачи тем. Вторая - в серьезности избранных для лирики мотивов. Слово Осип Эмильевич воспринимает в качестве камня. Поэт выступает в роли строителя, архитектора. На отношениях Мандельштама к Тютчеву стоит остановиться чуть подробнее. С творчеством великого предшественника гений века двадцатого был очень хорошо знаком. Многие стихотворения Осип Эмильевич знал наизусть, что отмечала в своих мемуарах его супруга. «Silentium» - явная отсылка к . Различие в названиях наблюдается только на уровне знаков препинания. У Федора Ивановича в конце заглавия поставлен восклицательный знак, у Осипа Эмильевича - ничего.

До сих пор ведутся споры, кто или что подразумевается под местоимением «она» в «Silentium» Мандельштама. Существует огромное количество версий, что для столь небольшого стихотворения - достаточно необычно. Один из вариантов - Осип Эмильевич вел речь о любви. Ключевой аргумент в пользу этого толкования - упоминание греческой богини Афродиты. По сей день ее образ остается едва ли не главным символом любви и красоты в мировой культуре. Следующий довод в пользу высказанной здесь версии - в произведении упомянута «первооснова жизни», что отсылает читателей к натурфилософии. Согласно ее положениям, Космос образуют две силы: Любовь как начало всеобщей связи и Вражда как начало разделения всего сущего. В качестве косвенного подтверждения может выступить другое стихотворение сборника «Камень» - «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…». Его главный мотив не вызывает вопросов - однозначно любовь. У этого произведения несколько пересечений с «Silentium». В частности, речь идет об античной теме и упоминании моря.

Интересна строка «она и музыка и слово». Мандельштам считал поэзию родственной музыке. По его мнению, настоящему композитору всегда по пути с истинным стихотворцем. Если принять во внимание версию, что в «Silentium» говорится о любви, получается, столь сильное чувство способно вобрать в себя поэзию и музыку, породить и объединить их.

Осип Эмильевич Мандельштам в своём непревзойденном стихотворении «Silentium», которое было представлено на рассмотрение широкой публике в 1910 году, с помощью особой манеры подачи говорит о том, что начало всех начал - это мысль.

Она зарождается чистой и нагой, и когда воплощается с помощью слов в жизнь, она будто обедняется, потому что слово не способно передать до конца и в полной мере грандиозность первоначального замысла.

Так же как и Фёдор Иванович Тютчев, Мандельштам решил дать название своему произведению «Silentium», только отбросив восклицательный знак в окончании слова. Осип Эмильевич имел особое отношение к творчеству Тютчева, зачитывался им, и знал на память множество стихотворений.

Небольшой стихотворный объём не помешал возникнуть спорам и версиям по поводу того, какую же основную идею заложил автор. Само название переводится как «Молчание», но мы можем выделить и другую основу написания - «Любовь».

Ведь там упоминается об античной богине, чьё имя навсегда запечатлелось в культуре мирового масштаба как олицетворение любви и красоты. Зарождение прекрасного чувства и есть первоосновой всему.

Мандельштам искренне полагал, что поэзия неизменно идёт под руку с музыкой. Их порождает воплощение сильнейшего из человеческих чувств, прочно объединяя.
Автор на примере своего стихотворения открывает перед нами своё искреннее убеждение, что именно Тишина зародилась прежде всего, а вовсе не Слово. Это особая утончённая разновидность некого искусства, которому не подвластно время, так как Молчание лежит в основе всех свершений.

Лирический герой этого литературного шедевра озадачен философскими вопросами. Наивысшим его стремлением является возвращение тихой первозданности, что выступает жизненным фундаментом. Повелительные восклицания, с помощью которых написано «Silentium», свидетельствует о жарком порыве возвратить первозданную тишину.

Делая анализ стихотворения, у читателя зарождается мысль, что поэзия, подобно музыке, слову основывается на первоначальном порыве, на волне внезапной мысли, но каким бы гениальным образом творец не восполнил свою идею, всё-таки изначально она была намного глубже, наполнена неповторимыми образами и эмоциональной окраской.

О.Э. Мандельштам своим бессметным творением погружает нас в осознание того, что внутренний мир каждого без исключения человека, неприкосновенен и свят, это потайная кладезь сознания, что бережно хранит нерушимую силу первоосновы жизни.

Одно из самых известных и в то же время самых спорных стихотворений, которые написал Осип Мандельштам - "Силентиум". В этой статье содержится анализ произведения: что повлияло на поэта, чем он был вдохновлен и как создавались эти знаменитые стихи.

Стихи Мандельштама "Силентиум"

Напомним текст произведения:

Она еще не родилась,

Она и музыка, и слово,

И потому всего живого

Ненарушаемая связь.

Спокойно дышат моря груди,

Но, как безумный, светел день,

И пены бледная сирень

В черно-лазоревом сосуде.

Да обретут мои уста

Первоначальную немоту,

Как кристаллическую ноту,

Что от рождения чиста!

Останься пеной, Афродита,

И слово в музыку вернись,

И сердце сердца устыдись,

С первоосновой жизни слито!

Ниже представим анализ данного произведения великого поэта.

История создания стихотворения и его анализ

"Силентиум" Мандельштам написал в 1910 году - стихи вошли в его дебютный сборник "Камень" и стали одним из самых ярких произведений тогда еще начинающего девятнадцатилетнего писателя. Во время написания "Силентиума" Осип проходил обучение в Сорбонне, где посещал лекции философа Анри Бергсона и филолога Жозефа Бедье. Возможно, именно под влиянием Бергсона Мандельштаму пришла идея написать это стихотворение, философской глубиной отличающееся от более ранних произведений автора. В это же время поэт увлекся творчеством Верлена и Бодлера, а также начал изучать старофранцузский эпос.

Произведение "Силентиум", переполненное восторженным и возвышенным настроением, относится к лирическому жанру в свободной форме и философской тематике. Лирический герой произведения повествует о "той, кто еще не родилась", но уже является музыкой и словом, нерушимо соединяя в себе все живое. Скорее всего, "она" Мандельштама - это гармония красоты, объединяющая в себе как поэзию, так и музыку и являющаяся апогеем всего совершенного, что есть в мире. Упоминание о море связано с богиней красоты и любви Афродитой, которая родилась из морской пены, соединив в себе красоту природы и высоту чувств души - она и есть гармония. Поэт просит Афродиту остаться пеной, подразумевая, что богиня являет собой слишком громкое совершенство.

Возможно, во втором четверостишье автор намекает на библейский сюжет создания мира: из моря появилась суша, и под светом, едва отделенным от тьмы, стали видны красивые оттенки среди общей черноты океана. Под днем, который "светел, как безумный", может подразумеваться какой-то момент озарения и вдохновения, испытанный автором.

Последнее четверостишье вновь отсылает к библейской теме: устыженные друг другом сердца скорее всего намекают на стыд, испытанный Адамом и Евой, после того как они вкусили плод с Дерева Познания. Здесь Мандельштам призывает вернуться к первоначальной гармонии - "первооснове жизни".

Название и выразительные средства

Анализировать "Силентиум" Мандельштама невозможно, не понимая, что означает название. Латинское слово silentium означает "молчание". В этом названии явная отсылка к стихам другого знаменитого поэта - Федора Тютчева. Однако у него произведение называется Silentium! - восклицательный знак придает форму повелительного наклонения, в связи с чем название правильнее всего переводится как "Молчи!". В этих стихах Тютчев призывает наслаждаться красотой внешнего мира природы и внутреннего мира души без лишних слов.

В своем стихотворении "Силентиум" Мандельштам вторит словам Тютчева, однако избегает прямого призыва. Из этого можно сделать вывод, что "молчание" или "тишина" - и есть гармония красоты, которая "еще не родилась", но вот-вот должна появиться в умах и сердцах людей, позволив им безмолвно, в "первоначальной немоте" наслаждаться окружающим жизнь великолепием естественных чувств и эмоций.

Основными выразительными средствами данного стихотворения являются синкретизм и циклические повторения ("и музыка и слово - и слово в музыку вернись", "и пены бледная сирень - останься пеной, Афродита"). Также используются характерные для всей поэзии Мандельштама живописные образы, например "бледная сирень в черно-лазоревом сосуде".

Мандельштам использует четырехстопный ямб и свой излюбленный способ цикличной рифмовки.

Источники вдохновения

Написав "Силентиум", Мандельштам впервые раскрывается как серьезный самобытный поэт. Здесь он впервые использует образы, которые затем вновь и вновь будут возникать в его творчестве. Одним из таких образов является упоминание древнеримских и древнегреческих тематик - поэт не раз признавался, что именно в сюжетах мифов видит столь желанную для него гармонию, которую он постоянно ищет в окружающих его вещах. "Рождение также натолкнуло Мандельштама на использование образа Афродиты.

Море стало главным явлением, которым вдохновился поэт. "Силентиум" Мандельштам окружил морской пеной, уподобив молчание Афродите. В структурном отношении стихотворение начинается с моря и морем заканчивается, а благодаря звуковой организации гармоничный плеск слышится в каждой строке. Поэт считал, что именно на морском берегу можно ощутить, насколько безмолвен и мал человек на фоне стихийности природы.