Это стихотворение О.Э. Мандельштама вошло в дебютный сборник под названием «Камень». Впервые было опубликовано в популярном на тот момент издании «Аполлон». Произведение привлекло внимание общественности своей легкой подачей такой серьезной и философской темы. Среди дебютных работ поэта именно это резко отличается от остальной тематики, показывая всю глубину мысли и авторской задумки.
Из названия стиха сразу идет отсылка к одноименному произведению Тютчева, являвшегося одним из вдохновителей Мандельштама. В стихотворении Тютчев высказывается о важности именно молчаливого наблюдения за внешней природой и внутренними порывами души человека.
Мандельштам подает тему мягче и загадочнее. В названии стихотворения не содержится громкого призыва, отсутствует восклицательный знак. Сама подача стихотворения мелодичная, цикличная и легкая. Произведение начинается с моря, им же и заканчивается. До сих пор не утихают споры, кто же таинственная «она», о которой так восторженно отзывается поэт.
Многие видят в ней любовь, исходя из упоминания греческой богини Афродиты. Кто-то предполагает, что это может быть мысль. Прекрасная и всеобъемлющая в голове, и теряющая свою многогранность при попытке облечь ее в слова.
Однако ответом на этот вопрос является более глобальное и независящее от человека понятие. Это гармония. Тонкая связующая нить между всеми явлениями мира. Она одновременно все и ничто. И человек своими действиями может нарушить ее хрупкое равновесие. В этом произведение Мандельштама опирается на стихотворение Тютчева о безмолвном любовании природой, не нарушающем ее первозданности.
Автор призывает каждого найти в себе данную от рождения чистоту, дарующую возможность видеть и наслаждаться гармонией мира. При этом он просит природу быть более снисходительной к человеку. Желание оставить Афродиту простой пеной обусловлено наивысшей степенью ее идеальности, такой которую обычному человеку вынести не под силу. Сама богиня в творении поэта олицетворяет не просто любовь, а достижение прекрасной гармоничности между силами природы и духовностью.
Впоследствии Мандельштам неоднократно использовал в своем творчестве древнегреческую и римскую тематики, в частности образ Афродиты. По словам поэта, мифы древних народов являлись для него неисчерпаемым источников вдохновения, как и созданные на их основе произведения искусства.
Несколько интересных сочинений
- Сочинение по картине Жуковского Осень. Веранда 6 класс
Станислав Юлианович Жуковский выдающийся пейзажист и живописец конца XIX века. Он был бесконечно влюблен в красоту русской природы и всю свою страсть воплотил в искусстве. Каждая его работа - это шедевр
- Фамусов и Молчалин в комедии Горе от ума Грибоедова сочинение
Произведение Грибоедова Горе от ума наполнено различными яркими образами, метафорами, персонажами, и прочими вещами, которые делают произведение более интересным для читателя
- Сочинение Зурин в романе Капитанская дочка Пушкина характеристика образ
Честь, достоинство, любовь к своей Отчизне- вечные темы для создания писателями произведений. А.С.Пушкин посвятил этой теме множество своих произведений, в том числе и повесть «Капитанская дочь».
- Сочинение Я хочу стать модельером (профессия)
Сколько я себя помню – я всегда что-то шила куклам. Ещё больше мне нравилось шить пупсикам. Мама отдала мне свою старую сумку.
- Сочинение по рассказу Человек в футляре Чехова
Известный русский прозаик и драматург А.П. Чехов всё своё творчество посвятил утверждению гуманистических идеалов и разрушению иллюзий, сковывающих сознание.
«Silentium» Осип Мандельштам
Она еще не родилась,
Она и музыка и слово,
И потому всего живого
Ненарушаемая связь.Спокойно дышат моря груди,
Но, как безумный, светел день,
И пены бледная сирень
В черно-лазоревом сосуде.Да обретут мои уста
Первоначальную немоту,
Как кристаллическую ноту,
Что от рождения чиста!Останься пеной, Афродита,
И слово в музыку вернись,
И сердце сердца устыдись,
С первоосновой жизни слито!
Анализ стихотворения Мандельштама «Silentium»
Стихотворение «Silentium» впервые было опубликовано в девятом номере знаменитого журнала «Аполлон» за 1910 год. Впоследствии Мандельштам включил его в свой дебютный сборник «Камень». По мнению большинства литературоведов, в этой книге соединяется «ребячество Верлена» с «суровостью Тютчева». Первая черта проявляется в легкости подачи тем. Вторая - в серьезности избранных для лирики мотивов. Слово Осип Эмильевич воспринимает в качестве камня. Поэт выступает в роли строителя, архитектора. На отношениях Мандельштама к Тютчеву стоит остановиться чуть подробнее. С творчеством великого предшественника гений века двадцатого был очень хорошо знаком. Многие стихотворения Осип Эмильевич знал наизусть, что отмечала в своих мемуарах его супруга. «Silentium» - явная отсылка к . Различие в названиях наблюдается только на уровне знаков препинания. У Федора Ивановича в конце заглавия поставлен восклицательный знак, у Осипа Эмильевича - ничего.
До сих пор ведутся споры, кто или что подразумевается под местоимением «она» в «Silentium» Мандельштама. Существует огромное количество версий, что для столь небольшого стихотворения - достаточно необычно. Один из вариантов - Осип Эмильевич вел речь о любви. Ключевой аргумент в пользу этого толкования - упоминание греческой богини Афродиты. По сей день ее образ остается едва ли не главным символом любви и красоты в мировой культуре. Следующий довод в пользу высказанной здесь версии - в произведении упомянута «первооснова жизни», что отсылает читателей к натурфилософии. Согласно ее положениям, Космос образуют две силы: Любовь как начало всеобщей связи и Вражда как начало разделения всего сущего. В качестве косвенного подтверждения может выступить другое стихотворение сборника «Камень» - «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…». Его главный мотив не вызывает вопросов - однозначно любовь. У этого произведения несколько пересечений с «Silentium». В частности, речь идет об античной теме и упоминании моря.
Интересна строка «она и музыка и слово». Мандельштам считал поэзию родственной музыке. По его мнению, настоящему композитору всегда по пути с истинным стихотворцем. Если принять во внимание версию, что в «Silentium» говорится о любви, получается, столь сильное чувство способно вобрать в себя поэзию и музыку, породить и объединить их.
Осип Эмильевич Мандельштам в своём непревзойденном стихотворении «Silentium», которое было представлено на рассмотрение широкой публике в 1910 году, с помощью особой манеры подачи говорит о том, что начало всех начал - это мысль.
Она зарождается чистой и нагой, и когда воплощается с помощью слов в жизнь, она будто обедняется, потому что слово не способно передать до конца и в полной мере грандиозность первоначального замысла.
Так же как и Фёдор Иванович Тютчев, Мандельштам решил дать название своему произведению «Silentium», только отбросив восклицательный знак в окончании слова. Осип Эмильевич имел особое отношение к творчеству Тютчева, зачитывался им, и знал на память множество стихотворений.
Небольшой стихотворный объём не помешал возникнуть спорам и версиям по поводу того, какую же основную идею заложил автор. Само название переводится как «Молчание», но мы можем выделить и другую основу написания - «Любовь».
Ведь там упоминается об античной богине, чьё имя навсегда запечатлелось в культуре мирового масштаба как олицетворение любви и красоты. Зарождение прекрасного чувства и есть первоосновой всему.
Мандельштам искренне полагал, что поэзия неизменно идёт под руку с музыкой. Их порождает воплощение сильнейшего из человеческих чувств, прочно объединяя.
Автор на примере своего стихотворения открывает перед нами своё искреннее убеждение, что именно Тишина зародилась прежде всего, а вовсе не Слово. Это особая утончённая разновидность некого искусства, которому не подвластно время, так как Молчание лежит в основе всех свершений.
Лирический герой этого литературного шедевра озадачен философскими вопросами. Наивысшим его стремлением является возвращение тихой первозданности, что выступает жизненным фундаментом. Повелительные восклицания, с помощью которых написано «Silentium», свидетельствует о жарком порыве возвратить первозданную тишину.
Делая анализ стихотворения, у читателя зарождается мысль, что поэзия, подобно музыке, слову основывается на первоначальном порыве, на волне внезапной мысли, но каким бы гениальным образом творец не восполнил свою идею, всё-таки изначально она была намного глубже, наполнена неповторимыми образами и эмоциональной окраской.
О.Э. Мандельштам своим бессметным творением погружает нас в осознание того, что внутренний мир каждого без исключения человека, неприкосновенен и свят, это потайная кладезь сознания, что бережно хранит нерушимую силу первоосновы жизни.
Одно из самых известных и в то же время самых спорных стихотворений, которые написал Осип Мандельштам - "Силентиум". В этой статье содержится анализ произведения: что повлияло на поэта, чем он был вдохновлен и как создавались эти знаменитые стихи.
Стихи Мандельштама "Силентиум"
Напомним текст произведения:
Она еще не родилась,
Она и музыка, и слово,
И потому всего живого
Ненарушаемая связь.
Спокойно дышат моря груди,
Но, как безумный, светел день,
И пены бледная сирень
В черно-лазоревом сосуде.
Да обретут мои уста
Первоначальную немоту,
Как кристаллическую ноту,
Что от рождения чиста!
Останься пеной, Афродита,
И слово в музыку вернись,
И сердце сердца устыдись,
С первоосновой жизни слито!
Ниже представим анализ данного произведения великого поэта.
История создания стихотворения и его анализ
"Силентиум" Мандельштам написал в 1910 году - стихи вошли в его дебютный сборник "Камень" и стали одним из самых ярких произведений тогда еще начинающего девятнадцатилетнего писателя. Во время написания "Силентиума" Осип проходил обучение в Сорбонне, где посещал лекции философа Анри Бергсона и филолога Жозефа Бедье. Возможно, именно под влиянием Бергсона Мандельштаму пришла идея написать это стихотворение, философской глубиной отличающееся от более ранних произведений автора. В это же время поэт увлекся творчеством Верлена и Бодлера, а также начал изучать старофранцузский эпос.
Произведение "Силентиум", переполненное восторженным и возвышенным настроением, относится к лирическому жанру в свободной форме и философской тематике. Лирический герой произведения повествует о "той, кто еще не родилась", но уже является музыкой и словом, нерушимо соединяя в себе все живое. Скорее всего, "она" Мандельштама - это гармония красоты, объединяющая в себе как поэзию, так и музыку и являющаяся апогеем всего совершенного, что есть в мире. Упоминание о море связано с богиней красоты и любви Афродитой, которая родилась из морской пены, соединив в себе красоту природы и высоту чувств души - она и есть гармония. Поэт просит Афродиту остаться пеной, подразумевая, что богиня являет собой слишком громкое совершенство.
Возможно, во втором четверостишье автор намекает на библейский сюжет создания мира: из моря появилась суша, и под светом, едва отделенным от тьмы, стали видны красивые оттенки среди общей черноты океана. Под днем, который "светел, как безумный", может подразумеваться какой-то момент озарения и вдохновения, испытанный автором.
Последнее четверостишье вновь отсылает к библейской теме: устыженные друг другом сердца скорее всего намекают на стыд, испытанный Адамом и Евой, после того как они вкусили плод с Дерева Познания. Здесь Мандельштам призывает вернуться к первоначальной гармонии - "первооснове жизни".
Название и выразительные средства
Анализировать "Силентиум" Мандельштама невозможно, не понимая, что означает название. Латинское слово silentium означает "молчание". В этом названии явная отсылка к стихам другого знаменитого поэта - Федора Тютчева. Однако у него произведение называется Silentium! - восклицательный знак придает форму повелительного наклонения, в связи с чем название правильнее всего переводится как "Молчи!". В этих стихах Тютчев призывает наслаждаться красотой внешнего мира природы и внутреннего мира души без лишних слов.
В своем стихотворении "Силентиум" Мандельштам вторит словам Тютчева, однако избегает прямого призыва. Из этого можно сделать вывод, что "молчание" или "тишина" - и есть гармония красоты, которая "еще не родилась", но вот-вот должна появиться в умах и сердцах людей, позволив им безмолвно, в "первоначальной немоте" наслаждаться окружающим жизнь великолепием естественных чувств и эмоций.
Основными выразительными средствами данного стихотворения являются синкретизм и циклические повторения ("и музыка и слово - и слово в музыку вернись", "и пены бледная сирень - останься пеной, Афродита"). Также используются характерные для всей поэзии Мандельштама живописные образы, например "бледная сирень в черно-лазоревом сосуде".
Мандельштам использует четырехстопный ямб и свой излюбленный способ цикличной рифмовки.
Источники вдохновения
Написав "Силентиум", Мандельштам впервые раскрывается как серьезный самобытный поэт. Здесь он впервые использует образы, которые затем вновь и вновь будут возникать в его творчестве. Одним из таких образов является упоминание древнеримских и древнегреческих тематик - поэт не раз признавался, что именно в сюжетах мифов видит столь желанную для него гармонию, которую он постоянно ищет в окружающих его вещах. "Рождение также натолкнуло Мандельштама на использование образа Афродиты.
Море стало главным явлением, которым вдохновился поэт. "Силентиум" Мандельштам окружил морской пеной, уподобив молчание Афродите. В структурном отношении стихотворение начинается с моря и морем заканчивается, а благодаря звуковой организации гармоничный плеск слышится в каждой строке. Поэт считал, что именно на морском берегу можно ощутить, насколько безмолвен и мал человек на фоне стихийности природы.