Домой / Естественные науки / Пример описательной гипотезы. Описательная статистика: представление данных Что такое типы речи? Какие функции они выполняют

Пример описательной гипотезы. Описательная статистика: представление данных Что такое типы речи? Какие функции они выполняют

«Управление кибернетика» - Отметка. Проблемный метод обучения. Книга. Родители. Знания. Управление и организация методической поддержки проектной деятельности в общеобразовательных учреждениях. Например, «цель - строительство нового многоэтажного жилого дома». Если нет, то промежуточной. В случае опосредования цели наличествует некоторый протекающий процесс.

«Школьный проект» - Статистические данные о вероисповедании. Какие учебные предметы можно было бы исключить из школьной программы? Учебные задачи. Меню будущего. Сколько детей у вас в семье? Кому-то не нравится, что занятия начинаются очень рано. активная самостоятельная деятельность учеников, направленная на создание нового продукта.

«Проекты» - В группе собирается информация на различных носителях. Необходима соответствующая организация предметно-познавательного пространства группы. Четко обозначенный ожидаемый, ориентированный на социальные интересы, результат деятельности участников. Степень творчества высокая, но доминирует ролево-игровая.

«Ученические проекты» - Стимулирование потока идей. Выявление противоречий, связанных с особенностями восприятия. Технология работы над ученическим проектом. Получение общего представления о будущем направлении. Этап планирования работы над проектом. Аналитический этап. Задачи. Презентация полученных результатов. Этапы проектной деятельности.

«Критерии оценки проекта» - Сколько лет, месяцев и дней прожил Робинзон Крузо на острове? Что относится к содержанию? В проекте оценка связана с достижением цели и критериями успешности. Что будет, если мы изобразим более 3-х маршрутов? Как оценить работу детей в телекоммуникационном проекте? Почему именно математика удостоилась кисти художника?

«Управление проектами» - Управление содержанием: инструменты и методы. Выходы. Управление содержанием: выходы, результаты. Определение содержания - контекст. Управление содержанием / проекты и продукты. Процесса 3) Устав проекта 4) Предварительное описание содержания 5) План управления проектом. Планирование содержания / Выходы.

Комментарии преподавателя по изучаемому материалу

Типы речи: описание, повествование, рассуждение

На этой странице есть теория, таблицы и примеры по данной теме.

Определения для типов описание, повествование, рассуждение есть на другой странице про типы речи в русском языке .

Все наши высказывания могут быть сведены к трем общим типам речи: описанию, повествованию и рассуждению.

Главная задача автора при описании - указать признаки описываемого. Поэтому к текстам такого типа можно задать вопросы: каков предмет описания? как он выглядит? какие признаки для него характерны? как он функционирует и т. д.

Выделяются несколько основных видов описания: описание предмета, животного или человека, описание места, описание состояния среды и состояния человека.

Приведем примеры разных видов описания.

Описание предмета, животного или человека

1.Окраска опенка осеннего желтовато-серая. Она может быть и грязно-коричневой, а к середине шляпки - более темной. Ножка тонкая, плотная, у шляпки белая, к основанию серая, иногда коричневая.

2.На левой руке продавца сидит крошечный весёлый фокстерьерчик. Он необычайно мал и мил. Глазки его задорно блестят, миниатюрные лапочки находятся в непрерывном движении. Фокстерьер сделан из какой-то белой материи, глаза - из литого стекла (по А. Куприну).

3.Один только человек принадлежал нашему обществу, не будучи военным. Ему было около тридцати пяти лет, и мы за то почитали его стариком. Опытность давала ему перед нами многие преимущества; к тому же его обыкновенная угрюмость, крутой нрав и злой язык имели сильное влияние на молодые наши умы. Какая-то таинственность окружала его судьбу; он казался русским, а носил иностранное имя. Некогда он служил в гусарах, и даже счастливо; никто не знал причины, побудившей его выйти в отставку и поселиться в бедном местечке, где жил он вместе и бедно и расточительно: ходил вечно пешком, в изношенном черном сертуке, а держал открытый стол для всех офицеров нашего полка (А. Пушкин).

Описание места

Деревня Маниловка немногих могла заманить своим местоположением. Дом господский стоял одиночкой на юру, т. е. на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть; покатость горы, на которой он стоял, была одета подстриженным дерном. На ней были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций; пять-шесть берез небольшими купами кое-где возносили свои мелколистные жиденькие вершины (Н. Гоголь).

Описание состояния (среды или человека)

1.На дворе стоит серое, слезливое утро. Дождевые капли барабанят в окна. Ветер плачет в трубах и воет, как собака, потерявшая хозяина (по А.Чехову).

2.Отчаяние овладело мной. Злоба на самого себя туже и туже скручивала грудь. К злобе на самого себя примешивалась ненависть к проклятой, выматывающей душу тишине (А. Гайдар).

Главная задача автора при повествовании - сообщить о последовательности действий или событий. Поэтому к текстам такого типа можно задать следующие вопросы: какова последовательность действий (событий)? что происходило сначала и что происходило потом?

Приведем примеры повествования.

1.Карло вошёл в каморку, сел на единственный стул и, повертев и так и этак полено, начал ножом вырезать из него куклу. Первым делом он вырезал на полене волосы, потом - лоб, потом - глаза… Сделал кукле подбородок, шею, плечи, туловище, руки… (по А. Толстому).

2.Стакан геркулесовых хлопьев залейте тремя стаканами горячей воды или молока, доведите до кипения. Затем добавьте соль и сахар по вкусу. Варите на слабом огне при помешивании 15-20 минут. Потом добавьте сливочного масла по вкусу.

Рассуждение как тип речи принципиально отличается от описания и повествования. Описание и повествование используются для изображения окружающей действительности, в рассуждении же передается последовательность человеческих мыслей. Главная задача автора при рассуждении - обосновать то или иное выдвигаемое положение (тезис), объяснить причины того или иного явления, события, его сущность. Поэтому к текстам такого типа можно задать следующие вопросы: почему? в чем причина данного явления? что из этого следует? каковы следствия данного явления? что оно значит? Рассуждение обычно состоит из двух частей. В одной части содержится утверждение (тезис), которое нужно доказать, либо вывод, который следует из доказательства. В другой части дается обоснование тезиса: приводятся аргументы (доводы, доказательства) и примеры.

Порядок рассуждения можно представить в следующем виде:

(от тезиса к аргументам).

(от аргументов к выводу).

Приведем примеры рассуждения.

1.Имена двух соперников Руслана - Рогдая и Фарлафа - отнюдь не художественная фантазия молодого Пушкина. Их автор взял, вероятно, из многотомной «Истории государства Российского» Карамзина. Карамзин, описывая богатырские пиры князя Владимира, говорит о знаменитом Рахдае, который, воюя, «расширил пределы государства на западе». Что касается Фарлафа, то это имя Карамзин упоминает, описывая княжение Вещего Олега. Фарлаф был одним из бояр этого князя.

2.Имя Гвидон («Сказка о царе Салтане») явно не русского происхождения. В его звучании угадывается итальянское имя Гвидо. Иноязычное происхождение можно усмотреть и в имени царя Дадона («Сказка о золотом петушке»). Все прояснится, когда мы обратимся к знаменитому рыцарскому роману о подвигах рыцаря БОВО Д"АНТОНА, в котором действуют и «славный король Гвидон» и «король Дадон», ведь именно оттуда, судя по всему, Пушкин взял эти имена.

Обобщим разницу типов речи в следующей таблице.

Основные вопросы, характерные для данного типа речи

Описание

Указать признаки описываемого предмета, лица, места, состояния.

Каков предмет описания?

Как он выглядит?

Какие признаки для него характерны?

Повествование

Сообщить о последовательности действий или событий.

Какова последовательность действий (событий)?

Что происходило сначала и что происходило потом?

Рассуждение

Обосновать то или иное выдвигаемое положение (тезис), объяснить сущность, причины того или иного явления, события.

Почему?

В чем причина данного явления?

Что из этого следует?

Каковы следствия данного явления?

Что оно значит?

В речевой практике разные типы речи часто сочетаются друг с другом, и в этом случае их описывают, отмечая ведущий тип речи и элементы других типов речи (например, «рассуждение с элементами описания»).

Тип задачи Вид модели Математический метод решения
Задачи планирования без оптимизации (расчет объемов производства по видам продукции, увязка планов производства с ресурсами и т.п.) Балансовые модели Аппарат линейной алгебры, матричное исчисление
Задачи сетевого планирования и управление (СПУ) без оптимизации Расчет по формулам модели СПУ Аппарат теории графов
Задача учета и статистики (оперативный учет, получение различных форм отчетности и т.п.) Расчет по формулам
Задачи контроля и анализа (анализ влияния и факторов, выявление тенденций, отслеживание отклонений и установление их причин) Факторный анализ, дисперсионный анализ, регрессионный анализ
Задача создания нормативной базы Статистические модели обработки реализаций случайных величин То же
Расчет параметров функционирования сложных систем с неформализованными связями Расчет по формулам имитационных моделей То же
Задачи прогнозирования Модели регрессионного анализа, оценка параметров и проверка статистических гипотез Факторный анализ, дисперсионный анализ, регрессионный анализ, аппарат математической статистики
Прочие задачи, связанные с рутинными процессами переработки информации, т.е. с расчетами по заданным формулам (расчеты подетальных спецификаций, потребности в оборудовании и производственных площадях и другие расчеты технической подготовки производства)

В зависимости от степени формализованности связей f и g i между факторами моделей в выражениях (2.4) и (2.5) различают аналитические и алгоритмические модели.

Аналитической формой записи называется запись математической модели в виде алгебраических уравнений или неравенств, не имеющих разветвлений вычислительного процесса при определении значений любых переменных состояния модели, целевой функции и уравнений связи. Если в математических моделях единственная целевая функция f и ограничения g j заданы аналитически, то подобные модели относятся к классу моделей математического программирования. Характер функциональных зависимостей, выраженных в функциях f и g j , может быть линейным и нелинейным. Соответственно этому ЭММ делятся на линейные и нелинейные , а среди последних в специальные классы выделяются дробно -линейные , кусочно-линейные , квадратичные и выпуклые модели.

Если мы имеем дело со сложной системой, то зачастую гораздо легче построить ее модель в виде алгоритма, показывающего отношения между элементами системы в процессе ее функционирования, задаваемые обычно в виде логических условий – разветвлений хода течения процесса. Математическое описание для элементов может быть очень простым, однако взаимодействие большого количества простых по математическому описанию элементов и делает эту систему сложной. Алгоритмически же можно описывать даже такие объекты, которые в силу их сложности или громоздкости в принципе не допускают аналитического описания. В связи с этим к алгоритмическим моделям относятся такие, в которых критерии и (или) ограничения описываются математическими конструкциями, включающими логические условия, приводящие к разветвлению вычислительного процесса. К алгоритмическим моделям относятся и так называемые имитационные модели – моделирующие алгоритмы, имитирующие поведение элементов изучаемого объекта и взаимодействие между ними в процессе функционирования.

В зависимости от того, содержит ли ЭММ случайные факторы, она может быть отнесена к классу стохастических или детерминированных .

В детерминированных моделях ни целевая функция f , ни уравнения связи g j не содержат случайных факторов. Следовательно, для данного множества входных значений модели на выходе может быть получен только один-единственный результат. Для стохастических ЭММ характерно наличие среди факторов модели, описываемой соотношениями (2.4) и (2.5), таких, которые имеют вероятностную природу и характеризуются какими-либо законами распределения, причем среди функций f и g j могут быть и случайные функции. Значения выходных характеристик в таких моделях могут быть предсказаны только в вероятностном смысле. Реализация стохастических ЭММ в большинстве случаев осуществляется на ЭВМ методами имитационного статистического моделирования.

Следующим признаком, по которому можно различать ЭММ, является связь с фактором времени. Модели, в которых входные факторы, а следовательно, и результаты моделирования явно зависят от времени, называются динамическими , а модели, в которых зависимость от времени t либо отсутствует совсем, либо проявляется слабо или неявно, называют статическими . Интересны в этом отношении имитационные модели: по механизму функционирования они являются динамическими (в модели идет имитация работы объекта в течение некоторого периода времени), а по результатам моделирования – статическими (например, определяется средняя производительность объекта за моделируемый период времени).

Описательные статистики

Введение……………………………………………………………………3

1. Описательная статистика……………………………………………….5

2. Среднее (Мх)…………………………………………………………….7

3. Дисперсия (D)…………………………………………………………..10

4. Стандартное отклонение (σ)…………………………………………..11

5. Медиана (Ме)…………………………………………………………..12

6. Мода (Мо)……………………………………………………………....14

Заключение………………………………………………………………..16

Практическое задание…………………………………………………….17

Список литературы……………………………………………………….19

Введение

Окружающий нас мир насыщен информацией – разнообразные потоки данных окружают нас, захватывая в поле своего действия, лишая правильного восприятия действительности. Не будет преувеличением сказать, что информация становится частью действительности и нашего сознания.

Без адекватных технологий анализа информации (данных) человек оказывается беспомощным в жестокой информационной среде. Статистика позволяет компактно описать данные, понять их структуру, провести классификацию, увидеть закономерности в хаосе случайных явлений.

Широкому внедрению методов анализа данных в 60-х и 70-х годах нашего века немало способствовало появление компьютеров, а начиная с 80-х годов - персональных компьютеров. Статистические программные пакеты сделали методы анализа данных более доступными и наглядными. Теперь уже не требуется вручную выполнять трудоемкие расчеты по сложным формулам, строить вручную сложные диаграммы и графики - всю эту черновую работу взял на себя компьютер, а исследователю осталась главным образом творческая работа: постановка задач исследования, выбор методов психологического исследования и грамотная интерпретация результатов.

Математическая статистика исходит из предположения, что наблюдаемая изменчивость окружающего мира имеет два источника:

Действие известных причин и факторов. Они порождают изменчивость, закономерно объяснимую.

Действие случайных причин и факторов. Большинство природных и общественных явлений обнаруживают изменчивость, которая не может быть целиком объяснена закономерными причинами. В таком случае прибегают к концепции случайной изменчивости. Выражение «случайный» в данном контексте означает «подчиняющийся законам теории вероятности».

Статистический подход – это выявление закономерной изменчивости на фоне случайных факторов и причин. Методы математической статистики позволяют оценить параметры имеющихся закономерностей, проверить те или иные гипотезы об этих закономерностях.

Целью работы является изучение описательных статистик.

    Изучить предназначение описательной статистики;

    Раскрыть сущность таких описательных статистик как мода, медиана, среднее значение, дисперсия, стандартное отклонение.

Аппарат математической статистики является изумительным по мощности и гибкости инструментом для отсеивания закономерностей от случайностей. Психологу-исследователю обязательно необходимо накапливать информацию об окружающем мире, пытаясь выделить закономерности из случайностей.

1. Описательная статистика

Первый раздел математической статистики – описательная статистика – предназначен для представления данных в удобном виде и описания информации в терминах математической статистики и теории вероятностей.

Основной величиной в статистических измерениях является единица статистической совокупности (например, любой из критериев оценки качества педагога-исследователя). Единица статистической совокупности характеризуется набором признаков или параметров. Значения каждого параметра или признака могут быть различными и в целом образовывать ряд случайных значений x1, х2, …, хn.

Переменная (variable) - это параметр измерения, который можно контролировать или которым можно манипулировать в исследовании. Так как значения переменных не постоянны, нужно научиться описывать их изменчивость.

Для этого придуманы описательные или дескриптивные статистики: минимум, максимум, среднее, дисперсия, стандартное отклонение, медиана, квартили, мода.

Относительное значение параметра - это отношение числа объектов, имеющих этот показатель, к величине выборки. Выражается относительным числом или в процентах (процентное значение).

Пример: Успеваемость в классе = числу положительных итоговых отметок, деленному на число всех учащихся класса. Умножение этого значения на 100 дает успеваемость в процентах. 25/100=25%

Удельное значение данного признака - это расчетная величина, показывающая количество объектов с данным показателем, которое содержалось бы в условной выборке, состоящей из 10, или 100, 1000 и т. д. объектов.

Пример. Для сравнения уровня правонарушений в разных регионах берется удельная величина - количество правонарушений на 1000 человек (N)

Минимум и максимум - это минимальное и максимальное значения переменной.

2. Среднее (Мх)

Исходным пунктом становления теории средних величин явилось исследование пропорций школой Пифагора. При этом не проводилось строгого различия между понятиями средней величины и пропорции. Значительный толчок развитию теории пропорций с арифметической точки зрения был дан греческими математиками – Никомахом Герасским (конец I – начало II в. н.э.) и Паппом Александрийским (III в. н.э.). Первым этапом развития понятия средней является этап, когда средняя стала считаться центральным членом непрерывной пропорции. Но понятие средней как центрального значения прогрессии не дает возможности вывести понятие средней по отношению к последовательности n членов, независимо от того, в каком порядке они следуют друг за другом. Для этой цели необходимо прибегнуть к формальному обобщению средних. Следующий этап – переход от непрерывных пропорций к прогрессиям – арифметической, геометрической и гармонической.

В истории статистики впервые широкое употребление средних величин связано с именем английского ученого У. Петти. У. Петти один из первых пытался придать средней величине статистический смысл, связав ее с экономическими категориями. Но описания понятия средней величины, его выделения Петти не произвел. Родоначальником теории средних величин принято считать А. Кетле. Он одним из первых начал последовательно разрабатывать теорию средних величин, пытаясь подвести под нее математическую базу. А. Кетле выделял два вида средних величин – собственно средние и средние арифметические. Собственно средние представляют вещь, число, действительно существующие. Собственно средние или средние статистические должны выводиться из явлений однокачественных, одинаковых по своему внутреннему значению. Средние арифметические – числа, дающие возможно близкое представление о многих числах, различных, хотя и однородных.

Каждый из видов средней может выступать либо в форме простой, либо в форме взвешенной средней. Правильность выбора формы средней вытекает из материальной природы объекта исследования. Формулы простых средних применяются в случае, если индивидуальные значения усредняемого признака не повторяются. Когда в практических исследованиях отдельные значения изучаемого признака встречаются несколько раз у единиц исследуемой совокупности, тогда частота повторений индивидуальных значений признака присутствует в расчетных формулах степенных средних. В этом случае они называются формулами взвешенных средних.

Иерархия средних значений:

среднее значение функции - понятие, определяемое многими способами.

Более конкретно, но на основе произвольных функций, определяются средние Колмогорова для набора чисел.

среднее степенное - частный случай средних Колмогорова при φ(x) = xα. Средние различных степеней связывает между собой неравенство о средних. Наиболее распространённые частные случаи:

среднее арифметическое (α = 1);

среднее квадратическое (α = 2);

среднее гармоническое (α = − 1);

по непрерывности при доопределяется среднее геометрическое, которое также является Колмогоровским средним при φ(x) = logx

среднее взвешенное - обобщение средней величины на случай произвольной линейной комбинации.

среднее хронологическое - обобщает значения признака для одной и той же единицы или совокупности в целом, изменяющихся во времени.

среднее логарифмическое, определяемое по формуле ā=(a1-a2)/ln(a1/a2), используется в теплотехнике

Среднее (оценка среднего, выборочное среднее) - сумма значений переменной, деленная на n (число значений переменной). Если вы имеете значения Х(1), ..., X(N), то формула для выборочного среднего имеет вид:

Пример: Наблюдение посещаемости четырех внеклассных мероприятий в экспериментальном (20 учащихся) и контрольном (30) классах дали значения (соответственно): 18, 20, 20, 18 и 15, 23, 10, 28. Среднее значение посещаемости в обоих классах получается одинаковое - 19. Однако видно, что в контрольном классе этот показатель подчинен воздействию каких-то специфических факторов.

Выборочное среднее является той точкой, сумма отклонений наблюдений от которой равна 0. Формально это записывается следующим образом:

(`х - х1) + (`х - х2) + ... + (`х - хn) =0

Для оценки степени разброса (отклонения) какого-то показателя от его среднего значения, наряду с максимальным и минимальным значениями, используются понятия дисперсии и стандартного отклонения.

3. Дисперсия (D)

Дисперсия выборки или выборочная дисперсия (от английского variance) – это мера изменчивости переменной. Термин впервые введен Фишером в 1918 году. Выборочная дисперсия вычисляется по формуле:

где `х - выборочное среднее,

N - число наблюдений в выборке.

Дисперсия меняется от нуля до бесконечности. Крайнее значение 0 означает отсутствие изменчивости, когда значения переменной постоянны.

4. Стандартное отклонение (σ)

Стандартное отклонение, среднее квадратическое отклонение (от английского standard deviation) вычисляется как корень квадратный из дисперсии. Чем выше дисперсия или стандартное отклонение, тем сильнее разбросаны значения переменной относительно среднего.

Пример: Для предыдущего случая имеем

Это означает, что в одном классе посещаемость высокая, стабильная, а в другом - отличается непостоянством.

5. Медиана (Ме)

Медианой (англ. median) называется значение исследуемого признака, справа и слева от которого находится одинаковое число упорядоченных элементов выборки. Если объем выборки – четное число, то медианой является среднее арифметическое двух центральных членов. Другими словами медиана разбивает выборку на две равные части. Также, как и среднее арифметическое, медиана дает общее представление о том, где находится центр выборки. В некоторых случаях медиана более удобна, чем среднее. Определение медианы было впервые использовано Гальтоном в 1882 г.

Медиана разбивает выборку на две равные части. Половина значений переменной лежит ниже медианы, половина - выше. Медиана дает общее представление о том, где сосредоточены значения переменной, иными словами, где находится ее центр. В некоторых случаях, например при описании доходов населения, медиана более удобна, чем среднее.

Рассмотрим способы определения медианы при различных значениях N. Для нахождения медианы измерения записывают в ряд по возрастанию значений. Если число измерений N нечетное, то медиана численно равна значению этого ряда, стоящему точно в середине, или на (N+1)/2 месте. Например, медиана пяти измерений: 10, 17, 21, 24, 25 – равна 21 – значению, стоящему на третьем месте (N+1)/2=(5+1)/2=3.

Если число измерений четное, то медиана численно равна среднему арифметическому значений ряда, стоящих в середине, или на N/2 и N/2+1 местах. Например, медиана восьми измерений: 5, 5, 6, 7, 8, 8, 9, 9 – равна 7,5 (7+8)/2=7,5 – среднему арифметическому значений ряда, стоящих на четвертом и пятом местах (N/2=8/2=4 и N/2+1=4+1=5).

Квартили представляют собой значения, которые делят две половины выборки (разбитые медианой) еще раз пополам (от слова кварта - четверть).

Различают верхнюю квартиль, которая больше медианы и делит пополам верхнюю часть выборки (значения переменной больше медианы), и нижнюю квартиль, которая меньше медианы и делит пополам нижнюю часть выборки.

Нижнюю квартиль часто обозначают символом 25%, это означает, что 25% значений переменной меньше нижней квартили.

Верхнюю квартиль часто обозначают символом 75%, это означает, что 75% значений переменной меньше верхней квартили.

Таким образом, три точки - нижняя квартиль, медиана и верхняя квартиль - делят выборку на 4 равные части.

¼ наблюдений лежит между минимальным значением и нижней квартилью, ¼ - между нижней квартилью и медианой, ¼ - между медианой и верхней квартилью, ¼ - между верхней квартилью и максимальным значением выборки.

6. Мода (Мо)

Мода (англ. mode) представляет собой наиболее часто встречающееся значение переменной (иными словами, наиболее «модное» значение переменной). Сложность состоит в том, что редкая выборка имеет единственную моду. Если в выборке несколько мод, то говорят, что она мультимодальна или многомодальна (имеет два или более «пика»). Таким образом можно сказать, что мода характеризует не только положение выборки, но отчасти и форму ее распределения.

Мода представляет собой максимально часто встречающееся значение переменной (иными словами, наиболее «модное» значение переменной), например, популярная передача на телевидении, модный цвет платья или марка автомобиля и т. д, Сложность в том, что редкая совокупность имеет единственную моду. (Например: 2, 6, 6, 8, 9, 9, 9, 10 – мода = 9).

Если распределение имеет несколько мод, то говорят, что оно мультимодально или многомодально (имеет два или более «пика»).

Ассиметрия – это свойство распределения выборки, которое характеризует несимметричность распределения СВ. На практике симметричные распределения встречаются редко и чтобы выявить и оценить степень асимметрии, вводят следующую меру:

Асимметрия бывает положительной и отрицательной. Положительная сдвигается влево, а отрицательная – вправо.

Эксцесс – это мера крутости кривой распределения.

Эксцесс равен:

Кривая распределения может быть островершинной, плосковершинной, средне вершинной. Эти четыре момента составляют набор особенностей распределения при анализе данных. Для нормального распределения А=0, Е=0.

Заключение

Описательные статистики дают нам возможность оценить характер распределения данных в изучаемой выборке. На основании этой оценки мы можем принять решение о том, какие критерии надлежит использовать в дальнейшей работе – например, при сравнении выборок. Описательные статистики являются основой построения статистических графиков и диаграмм – например, диаграмм размаха, т.е. являются предварительным этапом в проведении визуального анализа данных. Таким образом, можно отнести их к категории разведочных методов анализа данных.

Практическое задание

Провести кластерный анализ качеств личности

Agglomeration Schedule

Cluster Combined

Stage Cluster First Appears

Vertical Icicle

Number of clusters

Интеллегентный

Интелект

Ответственный

Отзывчивый

Кластерный анализ применяется, чтобы облегчить задачу классификации людей по большому количеству признаков.

Используем метод древовидной классификации. Метод древовидной классификации – это пошаговый метод разбиения выборки на отдельные группы. Анализ полученных данных позволил нам разделить выборку на два кластера. В первый вошли такие качества как интеллект, интеллигентность.

Второй кластер составили качества: веселый, добрый, отзывчивый, ответственный.

Список литературы

    Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика: Учеб. Пособие для вузов/В.Е. Гмурман. – 9-е изд., стер. – М.:Высш. шк., 2003. – 188 с.

    Годфруа Ж. Что такое психология. - М., 1992. – 288с

    Оценка качества подготовки будущих учителей. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та, 2002. – 140 с.

    Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. - СПб.: Речь, 2004 – 392с.

    Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. -СПб., 2001 – 350 с.

И неспроста, ведь школьникам часто задают подобные сочинения. Поэтому необходимо знать, что они собою представляют.

Что такое сочинение-описание?

Такое сочинение, по сути, является текстом, базирующимся на описании как речевом типе. Все просто, не правда ли?

Следовательно, создать сочинение-описание - значит написать текст, содержащий черты данного речевого типа. Основным характерным качеством такого произведения можно назвать то, что оно дает ответ на вопрос «какой?». Для того чтобы все это лучше понять, рекомендуется прочитать пример текста-описания.

Наиболее распространенные темы подобных текстов

В большинстве случаев такое сочинение являет собой произведение, выдержанное в художественном стиле, и содержит описание определенной личности (портрета), вещи, пейзажа (состояния природы). Создать его достаточно просто. В качестве примера можно привести такие темы, как «Описание товарища», «Моя мама за работой», «Мой домашний любимец», «Наша аллея в осеннюю пору». В некоторых случаях тексты-описания бывают посвящены выдуманным личностям или вещам. Например, «Домик сказочного персонажа», «Описание моего любимого книжного героя». Вообще, тем может быть довольно много.

Предметы в движении

Текст-описание, помимо внешних деталей природы, зверей, людей, может включать в себя их внутренние характеристики - настроение, темперамент, их изменения. В таком сочинении предметы нередко бывают показаны в движении, иными словами, говорится о всевозможных действиях, осуществляемых людьми: как готовят блюдо, как сажают растение, как работают с каким-либо механизмом, как расчесывают волосы, как растапливают печку, как ставят палатку и др.

Да мало ли о чем можно еще написать! Описание всевозможных состояний, а также действий делает текст более правдоподобным, детальным, интересным. Необходимо Каждый ученик должен знать,

Научный текст-описание

Не стоит думать, что такие тексты бывают исключительно художественными. Также они могут быть техническими, деловыми, научными. И это не редкость. Научные тексты-описания содержат технические рассказы об устройствах, механизмах, отдельных элементах. Они включают в себя конкретные сведения об их использовании. В подобном сочинении можно встретить довольно редкие и не всем понятные термины.

Художественное сочинение-описание

Художественный текст-описание предполагает оперирование выразительно-изобразительными элементами родного языка. Такие сочинения часто вызывают затруднения у школьников. И даже предоставленный учителем, редко облегчает им задачу.

Но есть и талантливые ребята, которым это дается достаточно легко.

План такого сочинения

Обычно составляется по такому плану:

1. Общие сведения о предмете (Что он собой представляет? Кем он является? По какой причине именно данная вещь (личность, зверь) описывается?).

2. Частные характеристики предмета. Пример текста-описания обязательно должен содержать их. В случае, если речь идет о человеке, то поочередно рассказывается о его качествах: лице, теле, позиции, манере беседы. Если говорится о природе, то описываются ее признаки: кусты, трава, небо, оттенки цветов и др.

3. Личное мнение о том, что является темой текста.

Пример текста-описания

Еще достаточно тепло, однако уже становится печально от запаха минувшего лета, насыщенного, кисловато-терпкого.

С деревьев слетают обожженные палящим солнцем листья. Создается впечатление, что ветки темнеют, они притомились и хотят уснуть. Суетливые небольшие паучки торопливо плетут паутины, и люди, не замечая, срывают их. В особенном оживлении почему-то находятся птицы. Некоторые готовятся к перелету, другие, вволю насытившись летом, собираются зимовать. А молодые птички невероятно проворны, они летают, дерутся. Они еще не понимают, что такое холода, и не ожидают никаких неприятностей.

На склонах, среди густой растительности, торопливо пробегают ящерки. Лишь шелест и колыхание травы свидетельствуют о том, что они здесь. Также летают пчелы, которых, однако, не очень много. Кажется, что им тяжело удерживать в воздухе свои кругленькие тела. А бабочка здесь всего лишь одна. Она сидит на большом цветке репейника. Красавица может долго находиться в одном положении со сложенными крыльями, и создается впечатление, что она больше не сдвинется с места. За то время, пока она так сидит, можно успеть написать текст-описание, рассказывающий о ней.

А небо сейчас поразительно синее, высокое, с поднимающимся вверх светилом. Эти торжественные осенние цвета продержатся недолго, вскоре теплые оттенки перейдут в более холодные, тяжелые и мрачноватые. А пока на улице достаточно высокая температура воздуха, светит солнце, все доживает, спешит, и печально, что вот-вот придут холода.

Клены обзавелись багряным нарядом. Они покачиваются, пригорюнившись, на опушке, будто печалятся о том, что уже середина осени. Изредка с них падают резные красивые листья. Неожиданное дуновение ветра небрежно срывает часть осеннего наряда с печальных кленов. Как мило смотрятся березки, одетые в золото, посреди изумрудных сосен. Их ветки наклонены вниз. Березки грустят, что вскоре грянут морозы. Раскинув ветки, подобно гигантским исполинам, стоят изумрудно-желтые дубы.

Высоко в небесах громко перекликаются журавли. Они сбиваются в стаи и отправляются в теплые страны. Где-то высоко переговариваются дикие гуси. На родине становится морозно, и им приходится лететь на юг. Одни лишь воробышки изредка проносятся среди деревьев и громко чирикают. Им некуда торопиться. Недавно на уроке мы читали художественный текст-описание об этих милых пташках.

Однажды в осеннюю пору наша преподавательница показала нам на литературе репродукцию полотна Левитана под названием «Золотая осень», после чего мы решили обсудить данную картину. После того, как мы поговорили о ней, весь наш класс отправился на прогулку в Золотые листья и голубая вода, в которой были видны холодные белоснежные облака, слились в моем воображении с полотном прославленного живописца, и я на всю жизнь влюбилась в осень.

Стоял октябрь. Мы с преподавательницей шагали по парку. Листва шелестела под нашими сапогами, над водой изредка проносились дикие утки. Птицы готовились улетать и собирались в стайки.

Я вернулась из парка домой, однако какое-то торжественное чувство все еще царило в моей душе. Я ощущала необходимость как-то выразить его. Казалось, что оно рвалось из моей груди на свободу. Я присела возле окна. На улице, будто в огромном аквариуме, плыли люди, транспорт. С противоположной стороны дороги несколько девочек стояли возле ларька, они, щурясь от яркого света, улыбались проходящим мимо людям. Вот они увидели меня. Одна из них мило помахала мне, и от этого теплое чувство в моей душе стало только сильнее. Я встала, взяла ватман и карандаши. Я предчувствовала, что смогу создать прекрасную картину. Стала изображать первое, что приходило на ум: речку, деревья, храм с позолоченным куполом, самолет, птиц в вышине, ларек с девочками и маленькую собачку.

Вскоре сломался мой карандаш, и возникла вынужденная пауза, воспользовавшись которой, я посмотрела на картину оценивающим взглядом. Передо мной была кошмарная каша из предметов, птиц, прохожих и зверей. Но это не испортило моего настроения.

Я еще отчетливее осознала, как прекрасны талантливые живописцы, рисующие так, что картина получается лучше реальности. Весь этот замечательный день был до краев наполнен осенней атмосферой, которую я еще долго не забуду. Я решила создать небольшой текст-описание об этой прекрасной поре, которая не так давно поселилась в моем сердце.

В заключение

Теперь вы знаете все о текстах-описаниях. Опираясь на приведенный выше пример, вы, скорее всего, сможете создать свое собственное сочинение.