Домой / Психология / Руки прочь от советской власти. Руки прочь от россии. Смотреть что такое "Руки прочь от России" в других словарях

Руки прочь от советской власти. Руки прочь от россии. Смотреть что такое "Руки прочь от России" в других словарях

викторина: откуда пошло выражение "Руки прочь от советской власти"? и получил лучший ответ

Ответ от юрий иванов[гуру]
Этот лозунг изночально звучал так.
Руки прочь от Советской России! ..Лозунг появился в Англии в нач. 1919 г. (первоначально: «Руки прочь от России»). Выражение «Руки прочь! » как политический лозунг ввел в обиход У. Гладстон осенью 1878 г.

Ответ от 2 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: викторина: откуда пошло выражение "Руки прочь от советской власти"?

Ответ от Valentina semerenko [гуру]
ot vlasti.


Ответ от Abc... [гуру]
Когда парень девку в подьезде зажимает. Она ему эту фразу говорит. Орган ""Советской власти"" может варьироваться в зависимости от положения рук парня.


Ответ от Кондрат Тимур [новичек]
От белогвардейцев!


Ответ от Петр петров [гуру]
Это фраза В. И. Ленина. И возникла она обыденно. После переворота, многие бумаги, были запачканы немытыми руками, в том числе и важные декреты. Ленин сказал, в раздражении, своим подчиненным. А потом разошлось. Естественно лЛенин уже знал это выражение.
P.S/Малое превращается в Великое, а Великое в малое!


Ответ от Кольт 45 калибра [гуру]
Однажды, политичиеский деятель с исконно русским именем Лазарь и простой деревенской фамилией Каганович на какой-то цековской попойке вруг сказанул: "Вот задерём юбку русской бабе России! "
На что старый гриб Калинин ответил: "Руки прочь от СОВЕТСКОЙ России.... русской задирате"

Весной 1920 года, когда с новой силой завертелась мясорубка Советско-Польской войны, Антанта приняла масштабную программу по снабжению польской армии. Однако претворить ее в жизнь в полном объеме так и не смогли. Английские коммунисты выступили с лозунгом "Руки прочь от Советской России!". В то время лозунги еще не успели деградировать в пустые кричалки - они служили руководством к действию. Суть лозунга была проста: все рабочие должны любыми способами препятствовать отправке военных грузов в Польшу. Лозунг подхватили все коммунистические и почти все социалистические рабочие организации Европы и Америки. Докатилось и до Японии. Эффект был такой, что Сталин вспоминал его добрым словом двадцать лет спустя. Большинство поставок было либо сорвано совсем, либо просрочено, либо вообще потерялось. Пострадало, вплоть до летальных исходов, большое количество английских и французских военспецов, ехавших под видом туристов в Польшу.
Наибольший вклад в движение внесли английские и немецкие коммунисты. Сегодня о немцах.

В Германии лозунг подхватили докеры, железнодорожники

и спартаковцы - бойцы "Союза Спартака" (гуглить обязательно), по своей сути боевого крыла НСДПГ, созданного Розой Люксембург (боевая, мужественная тетка - любить, кто обижает - плевать в глаз)

Если вкратце, то немецкие товарищи делали для победы РККА вот что:
- загоняли в тупики транспорты с оружием для Польши и уничтожали его;
- на предприятиях выводили из строя оружие, машины и самолеты, предназначенные для Польши;
- сбрасывали в море военные грузы, предназначенные для Польши;
- разагитировали рядовых военнослужащих оккупационных войск Антанты так, что те сами стали выводить из строя военную технику.

Подробнее о самых ярких случаях.

9 мая газета "Роте Фане" призвала весь пролетариат Германии на демонстрацию в поддержку Советской России.

На демонстрацию по всей стране вышло почти две сотни тысяч человек. Правительство и Антанту предупредили. Демонстрантов, как водится, никто не услышал.
Тогда все промышленные центры Германии покрылись листовками спартаковцев:
"Рабочие!
Организуйте бойкот Польши! Препятствуйте всяким перевозкам в Польшу! Создавайте организации для осуществления этих мер!"
(текст по "Роте Фане" от 25.07.1920).
Понеслась!

7 июля в Мангейме-Людвигсхафене рабочие и служащие компании, владевшей складами, отказались перегружать со складов артиллерийские снаряды в вагоны. 11 июля к ним присоедились рабочие фирмы "Фюген" в Людвигсхафене. В Людвигсхафен прибыли полицейские отряды. Рабочие стали бросаться в них 75-миллиметровыми снарядами - "Грузите сами!". Одному полицейскому раздробили ногу.
Отправка не состоялась, дело кончилось ничем, так как проблемы стали расти как снежный ком.

22 июля в порт Данцига пришел польский пароход с военными грузами. Портовые рабочие отказались его разгружать. Власти ругались с ними неделю, после чего командир английских частей Хокинг отправил 200 солдат на разгрузку. И получил сюрприз - солдаты пришли в порт и присоединились к бастующим. Пришлось поднимать все войска. 22 английских солдата были приговорены к расстрелу. К зданию гауптвахты пришла многотысячная толпа немецких жителей Данцига, выломала ворота и освободила солдат. Под угрозой тотального пи@деца, Хокинг был вынужден помиловать солдат и послать на йух польские власти - англичане самослились.

24 июля на вокзал Марбурга прибыл эшелон с запломбированными вагонами. Железнодорожники заблокировали его на путях и потребовали у начальника поезда предъявить, что он везет в этих вагонах. На вокзал прибыл наряд полиции. Полицейских избили. Тогда из вагонов вышли французские офицеры и потребовали у толпы разойтись, иначе будут стрелять. У толпы от такого снесло планку: офицеров люто избили, отняли ключи, вскрыли все вагоны. В вагонах ехали винтовки и патроны. Все винтовки, до единой, разбили тут же на путях. Эшелон, с избитыми офицерами, загнали в тупик.

26 июля в Берлине железнодорожники задержали эшелон с артиллерийского склада в Шпандау. Из эшелона повыкидывали ящики с патронами и гранатами. Гранаты испарились.

В конце июля профсоюз железнодорожников обязал всех членов нести круглосуточное дежурство на станциях и сообщать о движении эшелонов с военными грузами.

1 августа в Эрфурт из Кельна прибыл эшелон, который сопровождала рота французских солдат. В его составе был запломбированный вагон, в котором ехали английские офицеры. Эшелон тормознули и потребовали у французов сдать оружие и вскрыть вагон. Французы, в ответ, схватили машиниста и его помощника и пригрозили применить оружие, если поезд не тронется (Немцам! В 1920-м! В Германии!).
Железнодорожники встали вокруг французских солдат стеной и очень серьезно сообщили им, что ни один пассажир эшелона не покинет станцию живым.
Французы испугались и побросали оружие. Англичане забаррикадировались в своем вагоне и кричали оттуда, что везут продовольствие.
Эшелон загнали в тупик, откуда правительственным войскам удалось-таки его вытащить и отправить в Польшу только на следующий день.

3 августа в Штутгарте, на заводе "Даймлер-верке", новые бронеавтомобили, полностью вооруженные и снаряженные, уже погруженные в вагоны для отправки, были порезаны спартаковцами на куски с помощью автогенов.

7 августа рабочие Штеттина задержали крупный транспорт минометов и мин производства магдебургской фирмы "Вольф". Через пару дней прибыл еще один вагон с продукцией фирмы. Штеттинцы запросили коллег из Магдебурга: "Что за дела?!".
Профсоюз фирмы, совместно с местными железнодорожниками, пошел вскрывать все вагоны на станции. Нашли еще один вагон с минометами.
Профсоюзные активисты явились к руководству фирмы и силой убеждения заставили его принять решение о согласовании всех будущих отправок с Профсоюзом.

10 августа на берлинском вокзале "Панков" железнодорожники выкинули из запломбированного вагона несколько десятков тысяч детонаторов.

11 августа из Роттердама в Данциг отплыл пароход "Этос" с грузом в 500 ящиков с "военными материалами". Ящики утонули в море, в Данциге их не досчитались.

12 августа в Данциг же прибыл пароход с английскими самолетами. Грузчики скинули их в море.
Данциг достал англичан и сэр Реджинальд Тауэр запретил английским пароходам с военными грузами заходить в данцигский порт. (Позже, в сентябре, Антанте придется посылать в Данциг военную эскадру для водворения порядка).

13 августа на вокзале в Карлсруэ был задержан самый крупный транспорт в 100 вагонов всевозможного оружия. Правительство потребовало продолжить движение. Начальник станции сразу уволился, а рабочие отказались что-либо делать. Транспорт стоял неделю, прежде чем тронуться дальше. Тронулось только несколько вагонов - с остальных оружие испарилось.

В тот же день, в Людвигсхафене, французская комиссия отправляла в Польшу авиамоторы завода "Бенц". При проверке все моторы оказались испорчены, а в одном нашли бумажку с непотребным рисунком польского военного.

14 августа на вокзал Шнеймюделя прибыл эшелон Антанты в сопровождении английских и французских солдат. Эшелон встретила толпа рабочих в 2000 человек. Рабочие стали вскрывать вагоны и все оттуда выкидывать на перрон. Французский офицер пальнул из пистолета в воздух и ему тут же проломили череп ударом лома. 40 солдат были уложены лицами на перрон, связаны и сложены штабелями: англичане в сортире вокзала, французы в сарае.
Груз эшелона был уничтожен на месте: пулеметы, винтовки, бензин, керосин, два бронеавтомобиля, мотоциклы, запчасти.
Сотрудники полиции воспрепятствовать не смогли.

15-17 августа в Верхней Силезии проходила железнодорожная забастовка - поезда совсем не ходили.

17 августа комиссия Антанты принимала партию стрелкового оружия завода "Геншов" в Дурлахе. Все стволы были испорчены "грубейшим образом".

В тот же день в Берлин на Штеттинский вокзал прибыл транспорт, в котором рабочие обнаружили 200 тяжелых и 100 легких минометов, 10000 снарядов для гаубиц, 20000 гранат, 6000 пистолетов. Начальником поезда был лейтенант полиции Тамшик, который в 1919-м лично застрелил двух коммунистов. До 20 августа он сидел забаррикадировавшись в своем вагоне, пока рабочие разгружали и приводили в негодность оружие.

20 августа в Фюрстенвальде, фирма "Пинч" грузила в эшелон 4 гидросамолета и 28 торпедных аппаратов. При погрузке все они странным образом побились и поломались. Хлам пришлось утилизировать.

3 сентября в Эрфурт прибыл состав, который по накладным вез продовольствие в Польшу. В эшелоне нашли 3 тонны французских винтовочных патронов. Взорвали все нафиг в тупике.

После Советско-польского перемирия в октябре 1920 года, спартаковцы и железнодорожники взяли шефство над 50 тысячами интернированными красноармейцами, которые смогли прорваться из окружения на территорию Германии.

Источников полно в гугле по запросам "спартаковцы" и "руки прочь от россии". У немцев прикольные сайты вроде

Весной 1920 года, когда с новой силой завертелась мясорубка Советско-Польской войны, Антанта приняла масштабную программу по снабжению польской армии. Однако претворить ее в жизнь в полном объеме так и не смогли. Английские коммунисты выступили с лозунгом "Руки прочь от Советской России!". В то время лозунги еще не успели деградировать в пустые кричалки - они служили руководством к действию. Суть лозунга была проста: все рабочие должны любыми способами препятствовать отправке военных грузов в Польшу. Лозунг подхватили все коммунистические и почти все социалистические рабочие организации Европы и Америки. Докатилось и до Японии. Эффект был такой, что Сталин вспоминал его добрым словом двадцать лет спустя. Большинство поставок было либо сорвано совсем, либо просрочено, либо вообще потерялось. Пострадало, вплоть до летальных исходов, большое количество английских и французских военспецов, ехавших под видом туристов в Польшу.
Наибольший вклад в движение внесли английские и немецкие коммунисты. Сегодня о немцах.

В Германии лозунг подхватили докеры, железнодорожники

и спартаковцы - бойцы "Союза Спартака" (гуглить обязательно), по своей сути боевого крыла НСДПГ, созданного Розой Люксембург (боевая, мужественная тетка - любить, кто обижает - плевать в глаз)

Если вкратце, то немецкие товарищи делали для победы РККА вот что:
- загоняли в тупики транспорты с оружием для Польши и уничтожали его;
- на предприятиях выводили из строя оружие, машины и самолеты, предназначенные для Польши;
- сбрасывали в море военные грузы, предназначенные для Польши;
- разагитировали рядовых военнослужащих оккупационных войск Антанты так, что те сами стали выводить из строя военную технику.

Подробнее о самых ярких случаях.

9 мая газета "Роте Фане" призвала весь пролетариат Германии на демонстрацию в поддержку Советской России.

На демонстрацию по всей стране вышло почти две сотни тысяч человек. Правительство и Антанту предупредили. Демонстрантов, как водится, никто не услышал.
Тогда все промышленные центры Германии покрылись листовками спартаковцев:
"Рабочие!
Организуйте бойкот Польши! Препятствуйте всяким перевозкам в Польшу! Создавайте организации для осуществления этих мер!"
(текст по "Роте Фане" от 25.07.1920).
Понеслась!

7 июля в Мангейме-Людвигсхафене рабочие и служащие компании, владевшей складами, отказались перегружать со складов артиллерийские снаряды в вагоны. 11 июля к ним присоедились рабочие фирмы "Фюген" в Людвигсхафене. В Людвигсхафен прибыли полицейские отряды. Рабочие стали бросаться в них 75-миллиметровыми снарядами - "Грузите сами!". Одному полицейскому раздробили ногу.
Отправка не состоялась, дело кончилось ничем, так как проблемы стали расти как снежный ком.

22 июля в порт Данцига пришел польский пароход с военными грузами. Портовые рабочие отказались его разгружать. Власти ругались с ними неделю, после чего командир английских частей Хокинг отправил 200 солдат на разгрузку. И получил сюрприз - солдаты пришли в порт и присоединились к бастующим. Пришлось поднимать все войска. 22 английских солдата были приговорены к расстрелу. К зданию гауптвахты пришла многотысячная толпа немецких жителей Данцига, выломала ворота и освободила солдат. Под угрозой тотального пи@деца, Хокинг был вынужден помиловать солдат и послать на йух польские власти - англичане самослились.

24 июля на вокзал Марбурга прибыл эшелон с запломбированными вагонами. Железнодорожники заблокировали его на путях и потребовали у начальника поезда предъявить, что он везет в этих вагонах. На вокзал прибыл наряд полиции. Полицейских избили. Тогда из вагонов вышли французские офицеры и потребовали у толпы разойтись, иначе будут стрелять. У толпы от такого снесло планку: офицеров люто избили, отняли ключи, вскрыли все вагоны. В вагонах ехали винтовки и патроны. Все винтовки, до единой, разбили тут же на путях. Эшелон, с избитыми офицерами, загнали в тупик.

26 июля в Берлине железнодорожники задержали эшелон с артиллерийского склада в Шпандау. Из эшелона повыкидывали ящики с патронами и гранатами. Гранаты испарились.

В конце июля профсоюз железнодорожников обязал всех членов нести круглосуточное дежурство на станциях и сообщать о движении эшелонов с военными грузами.

1 августа в Эрфурт из Кельна прибыл эшелон, который сопровождала рота французских солдат. В его составе был запломбированный вагон, в котором ехали английские офицеры. Эшелон тормознули и потребовали у французов сдать оружие и вскрыть вагон. Французы, в ответ, схватили машиниста и его помощника и пригрозили применить оружие, если поезд не тронется (Немцам! В 1920-м! В Германии!).
Железнодорожники встали вокруг французских солдат стеной и очень серьезно сообщили им, что ни один пассажир эшелона не покинет станцию живым.
Французы испугались и побросали оружие. Англичане забаррикадировались в своем вагоне и кричали оттуда, что везут продовольствие.
Эшелон загнали в тупик, откуда правительственным войскам удалось-таки его вытащить и отправить в Польшу только на следующий день.

3 августа в Штутгарте, на заводе "Даймлер-верке", новые бронеавтомобили, полностью вооруженные и снаряженные, уже погруженные в вагоны для отправки, были порезаны спартаковцами на куски с помощью автогенов.

7 августа рабочие Штеттина задержали крупный транспорт минометов и мин производства магдебургской фирмы "Вольф". Через пару дней прибыл еще один вагон с продукцией фирмы. Штеттинцы запросили коллег из Магдебурга: "Что за дела?!".
Профсоюз фирмы, совместно с местными железнодорожниками, пошел вскрывать все вагоны на станции. Нашли еще один вагон с минометами.
Профсоюзные активисты явились к руководству фирмы и силой убеждения заставили его принять решение о согласовании всех будущих отправок с Профсоюзом.

10 августа на берлинском вокзале "Панков" железнодорожники выкинули из запломбированного вагона несколько десятков тысяч детонаторов.

11 августа из Роттердама в Данциг отплыл пароход "Этос" с грузом в 500 ящиков с "военными материалами". Ящики утонули в море, в Данциге их не досчитались.

12 августа в Данциг же прибыл пароход с английскими самолетами. Грузчики скинули их в море.
Данциг достал англичан и сэр Реджинальд Тауэр запретил английским пароходам с военными грузами заходить в данцигский порт. (Позже, в сентябре, Антанте придется посылать в Данциг военную эскадру для водворения порядка).

13 августа на вокзале в Карлсруэ был задержан самый крупный транспорт в 100 вагонов всевозможного оружия. Правительство потребовало продолжить движение. Начальник станции сразу уволился, а рабочие отказались что-либо делать. Транспорт стоял неделю, прежде чем тронуться дальше. Тронулось только несколько вагонов - с остальных оружие испарилось.

В тот же день, в Людвигсхафене, французская комиссия отправляла в Польшу авиамоторы завода "Бенц". При проверке все моторы оказались испорчены, а в одном нашли бумажку с непотребным рисунком польского военного.

14 августа на вокзал Шнеймюделя прибыл эшелон Антанты в сопровождении английских и французских солдат. Эшелон встретила толпа рабочих в 2000 человек. Рабочие стали вскрывать вагоны и все оттуда выкидывать на перрон. Французский офицер пальнул из пистолета в воздух и ему тут же проломили череп ударом лома. 40 солдат были уложены лицами на перрон, связаны и сложены штабелями: англичане в сортире вокзала, французы в сарае.
Груз эшелона был уничтожен на месте: пулеметы, винтовки, бензин, керосин, два бронеавтомобиля, мотоциклы, запчасти.
Сотрудники полиции воспрепятствовать не смогли.

15-17 августа в Верхней Силезии проходила железнодорожная забастовка - поезда совсем не ходили.

17 августа комиссия Антанты принимала партию стрелкового оружия завода "Геншов" в Дурлахе. Все стволы были испорчены "грубейшим образом".

В тот же день в Берлин на Штеттинский вокзал прибыл транспорт, в котором рабочие обнаружили 200 тяжелых и 100 легких минометов, 10000 снарядов для гаубиц, 20000 гранат, 6000 пистолетов. Начальником поезда был лейтенант полиции Тамшик, который в 1919-м лично застрелил двух коммунистов. До 20 августа он сидел забаррикадировавшись в своем вагоне, пока рабочие разгружали и приводили в негодность оружие.

20 августа в Фюрстенвальде, фирма "Пинч" грузила в эшелон 4 гидросамолета и 28 торпедных аппаратов. При погрузке все они странным образом побились и поломались. Хлам пришлось утилизировать.

3 сентября в Эрфурт прибыл состав, который по накладным вез продовольствие в Польшу. В эшелоне нашли 3 тонны французских винтовочных патронов. Взорвали все нафиг в тупике.

После Советско-польского перемирия в октябре 1920 года, спартаковцы и железнодорожники взяли шефство над 50 тысячами интернированными красноармейцами, которые смогли прорваться из окружения на территорию Германии.

Источников полно в гугле по запросам "спартаковцы" и "руки прочь от россии". У немцев прикольные сайты вроде

Кроме немцев, австрийцев и поляков, о которых уже шла речь, в нашу страну заявились англичане - которые, как уже говорилось, ненавидели любой флот, кроме своего. В 1918 году они раздраконили то, что осталось от Черноморского флота, а в 1919-м решили убрать Балтийский. Хотя, честно говоря, российский флот и в царское время качественно и количественно на порядок уступал британскому. Великобританию не зря звали «владычицей морей». Что уж говорить о 1919 годе, когда Балтийский флот лишился значительного количества офицеров и из-за раздолбайства анархиствующих матросов был не слишком боеспособен.

Но гордых сынов Альбиона не устраивал даже такой. И англичане появились в Балтике.

Правда, оказалось, что даже раздолбайские анархистские матросики кое-что могут, так что бои шли с переменным успехом. Разумеется, если бы англичане двинули в Финский залив все свои военно-морские силы, русским бы не поздоровилось. Но у британцев были и другие дела.

4 июня эсминцы «Гавриил» и «Азард» загнали огнем своих орудий на мины в Копорском заливе английскую подводную лодку L-55, где той и настал конец. 13 июня гарнизоны фортов Красная Горка и Серая Лошадь подняли мятеж против большевиков, во главе которого стояли эсеры. Повстанцы рассчитывали на поддержку английского флота, однако англичане что-то не подсуетились.

Разборки с восставшими напоминали дурной анекдот. В фортах имелось следующее вооружение. В Красной Горке - 25 орудий калибра от 76 до 305 мм. В Серой Лошади - 8 орудий калибра 120–152 мм. Против них красные выдвинули 2 линкора, 1 крейсер, 3 эсминца - то есть примерно равноценные силы. Два дня противоборствующие стороны пуляли друг в друга - именно пуляли, потому что никуда особо не попали ни те, ни другие. В конце концов подоспела четырехтысячная сухопутная группа, 2 бронепоезда и 2 броневика - и восставшие сдались.

18 августа 7 британских торпедных катеров атаковали корабли Красного Балтийского флота в Кронштадте. Они торпедировали линкор «Андрей Первозванный» и старый крейсер «Память Азова». В итоге линкор лег на грунт, однако ввиду балтийского мелководья остался способен вести огонь - то есть превратился в береговую батарею. Крейсер отбился. Красные военморы нанесли ответный удар 31 августа, когда подводная лодка «Пантера» потопила новейший британский эскадренный миноносец «Виттория».

Все это время над Кронштадтом летали английские самолеты, базировавшиеся на финских аэродромах (Финляндия к этому времени сблизилась с Антантой). Они сбрасывали на город бомбы - впрочем, особо ущерба те не нанесли. Самолетов было немного, да и были это совсем не «летающие крепости». Красные не остались в долгу и бомбили территорию Финляндии - впрочем, тоже без особого успеха. Одновременно на торпедных катерах в Петроград доставлялись британские агенты. Словом, шла вялотекущая необъявленная война.

В сентябре все это закончилось, как и активные действия англичан в других регионах. Кроме того, резко сократилась и военная помощь союзников белогвардейцам. Главной причиной были настроения народов Англии и Франции, которым весь этот цирк надоел.


К сентябрю 1919 года движение под этим лозунгом приняло массовый размах. Разумеется, ребята из Коминтерна (то есть, по сути - агенты Москвы) приложили к этому руку. Однако никакие агенты или спецслужбы не способны организовать из ничего массовое народное движение. А массовое движение было, и очень серьезное.

И главная причина даже не в сочувствии коммунистам - хотя левые настроения были в Европе в ту пору очень сильны. Дело в общей обстановке. Миллионы людей вернулись с Великой войны - и увидели, что они особо никому не нужны. Зато всюду широко веселились разжиревшие герои тыла. Напомню, что, к примеру, после Второй мировой войны и в капиталистических странах наворовавшаяся тыловая сволочь старалась особо не лезть на глаза. Но тогда люди не понимали…

Иллюстрацией к происходившему могут стать бестселлеры тех времен, повествующие о Мировой войне - «На Западном фронте без перемен» немца Эриха Мария Ремарка, «Огонь» француза Анри Барбюса и «Смерть героя» англичанина Ричарда Олдингтона. Интересно тут для нашей темы что? Произведения победителей и побежденных абсолютно одинаковы по интонации. Война во всех выглядит грязным, гнусным и, что главное, совершенно бессмысленным делом. И это был не какой-нибудь пацифистский «андерграунд», а популярнейшие книги - недаром впоследствии нацисты жгли их на кострах.

Так вот: эти люди абсолютно не понимали, для чего их правительства ввязываются в новую войну в далекой России. Попытки убедить общественность, что «большевики угрожают цивилизованному миру», нарывались на скептические усмешки людей, прошедших мясорубку сражений на Сомме и под Верденом: если ваш мир называется цивилизованным, то красные правы! Надо сказать, что «буржуазные» журналисты перестарались. Они рассказывали такие запредельные ужасы о «зверствах большевиков», что читатели только пожимали плечами: дескать, сколько же врать можно?

И дело не сводилось к одному лишь пожиманию плечами, и даже к уличным манифестациям, которых было достаточно.

В августе 1919 года во Франции забастовал завод Ситроена. Кроме типичных профсоюзных требований - повышения зарплаты и тому подобного, - рабочие выдвинули и политические: прекращение всяческой помощи противникам Советской власти. Это было очень серьезно. Завод Ситроена являлся флагманом французского профсоюзного движения, и его примеру могли последовать другие предприятия.

В Великобритании забастовали докеры, отказываясь грузить суда, направляющиеся в Россию. Поясню, что докер - это не грузчик, это очень квалифицированная рабочая специальность, которая осваивается годами. Если бастуют докеры, то порт замирает.

В итоге на волне этих настроений в Великобритании и во Франции во власть пришли социалисты. Кстати, именно тогда Лейбористская партия Великобритании вытеснила Либеральную партию (вигов) на политическую обочину и с тех пор являлась одной из двух главных британских партий.

Разумеется, эти социалисты были совсем не большевиками. По нашим понятиям, они являлись кем-то вроде народных социалистов или правых меньшевиков. Но перед избирателями, которые от забастовок вполне могли перейти к стрельбе, приходилось отвечать. Великобритания полностью прекратила поддержку белогвардейцев. Франция позже пыталась помогать полякам - и снова пошла волна забастовок.


Пиратский поход Федора Раскольникова

Большевики в отношениях с интервентами не всегда являлись обороняющейся стороной. Иногда они и атаковали, причем очень весело. 14 мая 1920 года командующий Волжско-Каспийской военной флотилией Ф. Ф. Раскольников начал операцию в лучших пиратских традициях, так что потомки сэра Френсиса Дрейка были посрамлены. Впрочем, всё по порядку.

Во времена Гражданской войны на Каспийском море действовала военная флотилия, в которую входили англичане и белые - хотя руководили британцы. Воевали неплохо, благо в красном флоте, базировавшемся в Астрахани, царил совершенно запредельный бардак. Правда, в конце концов пришел Раскольников и навел кое-какой порядок, но не в этом дело.

В конце августа 1919 года англичане ушли и передали флот белым. Те им воспользоваться не успели. Флот базировался в порте Петровском (Махачкала) - но и туда добрались красные. В Баку в апреле 1920 года тоже установилась Советская власть. Деваться было некуда - флот ушел в иранский порт Энзели (на южном побережье Каспийского моря) и был там интернирован.

Однако большевики решили, что им эти корабли нужнее.

1 мая 1920 года командующий морскими силами Советской России В. А. Немитц (кстати, контр-адмирал царской службы, дворянин) послал приказ Раскольникову:

«Очищение Каспия от белогвардейского флота должно быть выполнено во что бы то ни стало. Так как для достижения этой цели потребуется десант на персидской территории, то он и должен быть совершен вами. Вы известите при этом ближайшие персидские власти о том, что десант предпринят военным командованием исключительно для выполнения боевого задания, которое возникло только потому, что Персия не в состоянии разоружить белогвардейские суда в своей гавани и что персидская территория остается для нас неприкосновенной и будет очищена немедленно по выполнении боевого задания. Это извещение должно исходить не от центра, а только от вас».

То есть РСФСР была вроде и ни при чем. Если что - дескать, виноват этот отморозок Раскольников.

В Персии (Иране), хотя тот формально и являлся независимым, фактически распоряжались англичане. Вот и в Энзели они расположились со всем комфортом.

Рано утром 18 мая красная флотилия, состоящая из крейсеров и канонерок, подошла к Энзели. По городу было сделано несколько орудийных выстрелов. Один из первых снарядов крейсера «Роза Люксембург» угодил прямо в английский штаб. Вряд ли красные знали, где он располагается - но вот так вышло.

Эффект был сильным. Гордые бритты стали выскакивать на улицу в нижнем белье. А когда по радио был передан ультиматум, то британцы не стали сражаться, а мигом согласились поговорить.

Вот как описывает события один из находившихся в городе белогвардейцев, А. Ваксмут: «В одно прекрасное утро мы проснулись от орудийных выстрелов и падения снарядов среди порта и среди наших кораблей. Взобравшись на мачты, мы увидели в море массу кораблей, стрелявших по Энзели. В английском штабе - полная растерянность, ни одна из батарей красным не отвечала. Оказывается, от этих батарей англичане бежали чуть не в одном белье. Через некоторое время мы увидели, как лейтенант Крислей сел на один из наших быстроходных катеров, поднял белый флаг и вышел в море к красным. Мы поняли, что англичане плохая защита, и решили действовать сами, то есть нам надо было уходить. Чем дальше мы уйдем, тем в большей будем безопасности».

Вообще-то в Энзели была неплохая береговая оборона. Если бы британцы имели желание сражаться, они могли бы доставить большевикам массу неприятностей, а то и вовсе отогнать их. Однако сражаться они не собирались.

Из порта вышел катер с парламентерами. Над ним развевался белый флаг. Как говорили злые языки, он представлял из себя то ли простыню, то ли женские панталоны.

Требования у большевиков были простые как репа: вы, ребята, убираетесь из города, а мы берем флот.

Англичане согласились и двинулись на выход налегке, оставив все тяжелое вооружение и огромные склады. Про союзников-белогвардейцев, разумеется, никто и не вспомнил. Ситуация для них сложилась невеселая.

Тут надо пояснить географию места действия. Город Энзели находится между морем и лиманом. С запада возле него (тогда) было болото. Единственная дорога в глубь страны проходила по узкой полоске земли. Высадившиеся красные ее перекрыли и пропускали только английских солдат. Белые общаться с большевиками не хотели, но и сражаться - тоже. В мемуарах они ссылаются, что дескать у них из оружия были только револьверы. Но британцы-то побросали пулеметы и орудия! Так что и белогвардейцы тоже не горели желанием воевать.

Выбирались, как могли. К примеру, одна группа белогвардейцев буквально на абордаж взяла пароход, на котором англичане вывозили через лиман каких-то нужных им торговцев-армян.

Между тем в городе началось ликование трудящихся масс. Откуда-то появилось множество красных флагов, которые вывесили на домах. Я не уверен, что местные жители сильно разбирались в коммунистических идеях - но вот англичан в Иране ненавидели все. Да к тому же наверняка местные жители считали - а справедливо! - что все брошенное имущество красные не утащат. Что-нибудь и им останется.

Один из наблюдавших этот позор белогвардейцев сказал: «Я горжусь, что большевики - русские» .

«В результате занятия Энзели были захвачены большие трофеи: крейсера "Президент Крюгер", "Америка", "Европа", "Африка", "Дмитрий Донской", "Азия", "Слава", "Милютин", "Опыт" и "Меркурий", плавбаза торпедных катеров "Орленок", авиатранспорт "Волга" с четырьмя гидропланами, четыре английских торпедных катера, десять транспортов, свыше 50 орудий, 20 тысяч снарядов, свыше 20 радиостанций, 160 тысяч пудов хлопка, 25 тысяч пудов рельсов, до 8 тысяч пудов меди и другое имущество».

(А. Широкорад)


Драп из Энзели вызвал в Великобритании большой скандал. 27 мая 1920 года газета «Таймс» писала: «Страна открыта большевизму, весь английский престиж теперь поставлен на карту, захват персидского порта Энзели является громадной угрозой, которая может заронить искру в легко воспламеняющийся материал, рассеянный по всему Среднему Востоку».

Тем не менее пошумели-пошумели да успокоились. Воевать с большевиками британцы в тот момент не собирались. Это, кстати, хорошая иллюстрация к вопросу: когда начинают войну, а когда ее не начинают. Британцам большевики фактически плюнули в лицо - и гордые бритты спокойно утерлись.


А в это временем на севере Персии, то есть по соседству с Энзели, шло восстание так называемых дженгелийцев. Это было движение очень пестрого состава, объединенное ненавистью к шаху и англичанам. Воспользовавшись случаем, повстанцы взяли соседние с Энзели города Решт и Гилян. На небольшой территории, размером примерно 120 на 70 километров, граничащей на северо-западе с Азербайджаном (который к тому времени был советским), образовалась так называемая Персидская советская республика. Сюда тут же вошли части Красной Армии.

Каких-то серьезных намерений, связанных с ПСР, у большевиков не имелось. По крайней мере, они не планировали «поход на Тегеран», который находился всего-то в 150 километрах. Да и в самой республике большевики не пытались протаскивать на главные места представителей мелкотравчатой местной компартии. То есть надолго тут осесть они не рассчитывали.

Так зачем это делалось? А все просто. Чекисты грамотно слили «дезу» английской разведке: что, дескать, РСФСР в ответ на агрессивные действия англичан готовится двинуть свои войска на «жемчужину британской короны» - Индию.

Теоретически такой поход был рискованным, но вполне возможным. Красноармейцам надо было только дойти до места, причем по территории, где англичан, мягко говоря, не слишком любили. То есть к красным присоединилось бы множество добровольцев, не говоря уже о снабжении.

А в Индии полыхнуло бы так… Мало бы «сагибам» не показалось .

Эти действия тоже способствовали изменению английской политики. Потому как тогда совершенно не понимали, что еще можно ожидать от большевиков.

В начале 1921 года красные начали постепенно выводить свои немногочисленные войска назад.

В этих увлекательных персидских играх большую роль сыграл знакомый нам Я. Г. Блюмкин, который к тому времени был прощен большевиками.

…С персидским походом связаны два эпизода из истории литературы. Вместе с красноармейцами увязался поэт Велимир Хлебников, который получил в Персии от местных прозвище «урус дервиш» (русский дервиш). Второй эпизод - это знаменитая мистификация Сергея Есенина, цикл стихов «Персидские мотивы». В Персии поэт никогда не был, стихотворения написал под впечатлением пребывания в Баку. Но почему все современники поверили? Потому что Есенин вполне мог попасть в Иран, если б очень захотел…


Суровые финские парни

После Второй мировой войны о Финляндии у нас принято говорить либо хорошо, либо ничего. Перемена общественного строя ничего не изменила, разве что прибавилось либерального скулежа про маленькую, но гордую Финляндию, на которую в 1939 году подло напали злобные коммунисты. Да и вранья прибавилось. Но я, по свойственному мне цинизму, излагаю факты.

…Для начала стоит вспомнить, чем являлось в Российской империи Княжество Финляндское. Это было, по сути, государство в государстве. У него была собственная валюта и некоторое собственное самоуправление. Финские солдаты имели право служить на своей территории. Впрочем, те, кто желал, могли служить где угодно - чем, кстати, и воспользовался будущий маршал Маннергейм.

Российские законы работали на территории Финляндии как-то криво. Так что там существовало огромное количество разнообразных социалистов, и они по мере сил помогали русским товарищам. Прибавьте сюда Балтийский флот, основные силы которого всю войну простояли в Гельсинфорсе и особо не воевали. Матросы, придерживавшиеся анархо-коммунистических взглядов, тоже добавляли колорита.

С другой стороны, имелись и правые националисты, которых активно поддерживала Швеция, а впоследствии и Германия. В Финляндии существовала шведская диаспора - не слишком многочисленная, но влиятельная. В нее входили в основном представители элиты - которые, кстати, традиционно считали финнов быдлом. Тот же Карл Густав Маннергейм по национальности был шведом и до 1917 года по-фински не знал ни слова.

Все время, пока у власти находилось Временное правительство, между ним и финнами шли разборки на тему: «а сколько суверенитета нам надо». Гельсинфорс от Питера находится недалеко, так что в финской столице очень хорошо представляли, куда все катится. Поэтому обе стороны (красные и националисты) спешно наращивали силы, в том числе создавая вооруженные отряды.

К октябрю 1917 года в Финляндии имелось два крупных вооруженных формирования. С одной стороны - Красная Гвардия, с другой - шюцкор (охранные отряды), сторонники националистов. Впоследствии, по ассоциации с российскими событиями, их стали называть белофиннами, хотя они были настроены не проимперски, а совсем даже наоборот. Впрочем, левые тоже тянули на независимость - хотя, разумеется, они выступали за социалистическую Финляндию и за братский союз с русским пролетариатом. Поэтому в Социал-демократической партии Финляндии люди, близкие по взглядам к большевикам, уживались с более умеренными товарищами.

Веселье началось в октябре. На состоявшихся выборах в Сейм победили правые. В ответ, под впечатлением Октябрьского переворота, 13 ноября по новому стилю в стране началась всеобщая забастовка. Центром ее стал промышленный Гельсинфорс, где имелось много рабочих. Требования забастовщиков были как экономические (а какие могут быть экономические требования у рабочих), так и политические - финский вариант лозунга: «Вся власть Советам!»

Забастовкой дело не ограничилась. Красная Гвардия стала брать под контроль вокзалы, телефонные станции и все прочее, что полагается.

Однако на этот раз закончилось мирно. Сейм выполнил главное тогдашнее требование пролетариев всех стран - закон о восьмичасовом рабочем дне, плюс кое-что еще. В ответ Центральный революционный совет призвал рабочих прекратить забастовку.

В Петрограде с этим согласились. 31 декабря Ленин подписал «Постановление Совета Народных Комиссаров о признании независимости Финляндской Республики». В документе говорилось:

«В ответ на обращение Финляндского Правительства о признании независимости Финляндской Республики Совет Народных Комиссаров в полном согласии с принципами права наций на самоопределение постановляет:

Войти в Центральный Исполнительный комитет с предложением: а) признать государственную независимость Финляндской Республики и б) организовать, по соглашению с Финляндским Правительством, особую Комиссию из представителей обеих сторон для разработки тех практических мероприятий, которые вытекают из отделения Финляндии от России».

Может возникнуть вопрос: почему Финляндию Ленин признал, а Украину - нет? Но это уже политика. Украинская Верховная Рада имела очень слабое влияние. С финским сеймом дело обстояло не так.

К тому же уже 10 января начались столкновения между Красной Гвардией и шюцкором. Зная большевиков, трудно поверить, что они тут были ни при чем. Было сформировано параллельное правительство - Совет народных уполномоченных (СНУ).

И началась гражданская война. На стороне красных был юг Финляндии, где находились основные промышленные центры. За белофиннов (уж примем этот термин) выступил Север и центральная часть страны.

И вот тут-то проявилась еще одна закономерность всех гражданских войн. В них побеждает тот, кто идет до конца. А СНУ действовал достаточно вяло - как в деле социальных реформ, так и в чисто военном плане. Тем более что белофиннов стали откровенно поддерживать дождавшиеся своего часа шведы. Причем они начали нападать и на русские части.

«15 февраля 1918 года к острову Аланд подошел отряд шведских кораблей. Шведы предъявили русским войскам ультиматум - до 6 часов утра 18 февраля эвакуировать с Аланда все русские войска на шведских судах в Ревель. Все военное имущество оставить на месте, за исключением "одной винтовки на человека". Вмешательство русского консула в Швеции Вацлава Воровского не помогло. В конце концов военное имущество пришлось отдать шведам и белофиннам. Особую ценность в этом плане представляли береговые батареи Або-Аландской позиции».

(А. Широкорад)


После заключения Брестского мира шведов подвинули плечом немцы. 3 апреля они совершили вторжение в Финляндию. 12 марта начался еще один «Ледовый поход» времен Гражданской войны, на этот раз - военно-морской. Русские моряки в труднейших условиях вывели большинство кораблей в Кронштадт. Кстати, немцы были не против этого.

«Зато белофинны и в первую очередь сам Маннергейм делали все, чтобы захватить корабли в Гельсингфорсе, 29 марта "Ермак" вышел из Кронштадта в Гельсингфорс за новой партией кораблей. Однако он был обстрелян береговой батареей с острова Лавенсаари, которая накануне была захвачена белофиннами. Затем "Ермак" был атакован захваченным финнами ледоколом "Тармо". "Ермак" был вынужден вернуться в Кронштадт».

(А. Широкорад)


13 апреля финская гражданская война закончилась. Белофинны взяли Гельсинфорс. Разумеется, они начали разбираться с красными - но не только. Российские суда попросту захватывались, русских жителей Гельсинфорса откровенно выдавливали из Финляндии.

«По всей Финляндии белофинны расстреляли несколько сот русских офицеров, причем большинство из них скрывалось от красных финнов и радостно встретило "освободителей"».

(А. Широкорад)


Вот так все начиналось. Но Маннергейм на этом не успокоился. Уже 15 марта 1918 года был утвержден так называемый «план Валлениуса». Фактически это была реализация идеи «Великая Финляндия». Финны претендовали на Кольский полуостров и Карелию, да и Петроград предполагалось превратить в «свободный город».

Сказано - сделано. Я уже рассказывал о первой попытке - атаке шюцкора на Петсамо (Печенгу). Тогда русским помогли англичане.

15 мая Маннергейм принимает решение об объявлении войны Советской России, с теми же целями - но опять не вышло. Помешала Германия. Немцам такой беспокойный союзник был не нужен. И это понятно: существовала опасность, что под влиянием финской агрессии большевиков сметут, и к власти придут сторонники продолжения войны с Германией. А это немцам было совершенно не нужно. Как уже говорилось, они все усилия сосредоточили на Западном фронте. Честно говоря, трудно представить, какие силы могли бы тогда всерьез воевать с Германией - но экспериментировать у немцев желания не было. Так что император Вильгельм II погрозил финнам пальчиком: дескать, что-то вы, детки, расшалились. Глядите у меня…

Ссориться с немцами Маннергейму было ни к чему. Да и без немецкой поддержки с Балтийским флотом им все одно не справиться. А красные ввели свои суда в Ладожское озеро и фактически его контролировали. В итоге Маннергейм вынужден был уйти в отставку - правда, ненадолго.

В 1919 году международная ситуация изменилась. После поражения в Мировой войне Германии стало уже ни до чего, и горячие финские парни спешно переориентировались на Антанту. Еще раньше, 12 декабря 1918 года, Маннергейм был избран регентом. (Дело в том, что в Финляндии всерьез задумывались о конституционной монархии.) И снова начались вялые боевые действия. Финны захватили Прозоровскую волость, но дальше не пошли.

Одновременно велись переговоры с генералом Юденичем, который, собственно, в то время еще ничего и никого не возглавлял. Существует миф, который разные авторы переписывают друг у друга: дескать, Маннергейм предложил Юденичу выставить 100-тысячную армию в обмен на признание независимости Финляндии. Правда, понималось это все так же - Финляндия плюс Карелия и Кольский полуостров. Якобы Юденич, верный идеям «единой и неделимой России», отказался…

Во-первых, очень сомнительно, что Маннергейм смог бы тогда выставить такую армию. Но самое главное - Юденич согласился!

«3 апреля Юденич согласился отдать Карелию, а Кольский полуостров обещал отдать после постройки прямого железнодорожного пути на Архангельск».

(А. Широкорад)


Наступление финны (так называемая Олонецкая добровольческая армия) начали 21 апреля 1919 года. Красных у них на пути практически не было, так что уже 23 числа они взяли Олонец , а 25-го подошли к поселку Пряжа, находящемуся в 25 километрах от Петрозаводска. Для красных дело запахло керосином. Напомню, что с севера именно в этот момент наступали англичане и белые.

Однако Петрозаводск финнам взять так и не удалось. Тем не менее они продолжали наступать в юго-западном направлении, отдельные их отряды переправились через Свирь. Бои продолжались около двух месяцев, но без особого успеха с обеих сторон. Все переменилось 24 июня, когда 7-я красная армия перешла в наступление вдоль Ладожского озера.

Большевики не стали ломиться в Олонец, где их с нетерпением ждали, а двинулись вдоль берега Ладожского озера на село Видлицу. Тогда это был приграничный населенный пункт, лежащий на восточном побережье озера, в котором финны создали главную базу снабжения. То есть это был классический удар по коммуникациям - тем более что красные в этом случае могли использовать такой фактор, как флот. Всего у них было шесть боевых судов, включая два эсминца, плюс четыре парохода с десантом. Кстати, один из десантировавшихся полков состоял из финнов-большевиков под командованием Э. А. Рахья. Понятно, что эти ребята сражались насмерть.

Ну а дальше пошла классика - сначала орудийный обстрел, потом высадка десанта. Тут подоспели и сухопутные части. В итоге белофинны покинули Видлицу и Олонец. Они решили поднакопить сил под Петрозаводском и осенью 1919 года снова попытаться его атаковать - но тут их тоже отбросили.

Красным осталось разобраться с так называемым «Северокарельским государством». Он было создано 21 июля 1919 года финнами и карельскими крестьянами, ориентирующимися на Финдяндию. Входили в него пять северных карельских волостей Архангельской губернии со столицей в селе Ухта (сейчас Калевала). Это государственное образование, понятное дело, признала одна Финляндия и даже выдала ему заем в сумме восьми миллионов финских марок. Но и с ними разобрались. Ухта была взята красными 18 мая 1920 года.

После этого стороны начали длинные и нудные переговоры. Таковыми они были потому, что сперва финны продолжали требовать Карелию. В конце концов, 14 октября 1920 года, был подписан Тартусский мир, в результате которого Финляндия сумела урвать кое-какие области на севере, в частности Печенгу. Но это было куда меньше, чем хотелось.

Маннергейм, который был одним из самых главных «ястребов», никак не мог успокоиться. Снова всплыла «проблема Ухты», где возродился «Карельский комитет», который обратился за помощью к Финляндии. В декабре 1921 года финские «лесные отряды» в количестве 5600 человек снова перешли границу. На этот раз они двинулись по глухомани - правда, не помогло, в феврале их снова вышибли. Трудно понять, чего хотел добиться Маннергейм. Создается впечатление, что он просто не мог остановиться…


Вот такая она была - «маленькая беззащитная Финляндия». Отступая от темы, стоит упомянуть еще об одном тиражируемом у нас подлом вранье. Дескать, во время Великой Отечественной войны Маннергейм всего лишь «взял свое» - территории, потерянные в результате Зимней войны (1939–1940), а после остановился. По собственному желанию.

Чтобы понять всю гнусность этой лжи, достаточно просто посмотреть по карте, где проходил финский фронт в 1941–1944 годах. Финны взяли Петрозаводск и стояли на Свири! Да и ее пытались перейти - только были отброшены. Вместе с немцами они пытались наступать и на Кольском полуострове - но в Заполярье пройти не сумели. Что же касается Карельского перешейка - то финны просто разбили лоб о Карельский укрепрайон…

Примечания:

Кстати, именно оттуда пошли сказки про «Николая Палкина».

В виде фарса это повторилось во времена «перестройки». Что из себя представляло общество «Память»? Да ничего такого, о чем имело бы смысл говорить. Но благодаря истошному визгу либералов эта мелкая тусовка националистически настроенных интеллигентов стала восприниматься чуть ли не как российский вариант НСДАП.

В 1942 году в составе наступавших на Кавказ частей вермахта было специально подготовленное «соединение F», в задачу которого входило после захвата Азербайджана двинуть по тому же маршруту. Главный расчет был на антианглийское восстание местных жителей. А немцы очень внимательно изучали опыт Гражданской войны.

Граница с Финляндией в Южной Карелии располагалась гораздо восточнее, чем теперь.

В борьбе против внешней и внутренней контрреволюции трудящиеся Советской страны не были одиноки. За железным кольцом фронтов и блокады, которым враги опоясали нашу страну, с каждым днем росла и крепла братская солидарность рабочих капиталистических стран с советским народом. «Руки прочь от Советской России!» - гневно говорили рабочие своим правительствам.

В городах Европы, Америки, Азии рабочие проводили митинги, демонстрации в защиту Советской России, организовывали забастовки протеста против интервенции.

Американские коммунисты, обращаясь к трудящимся, писали:

«Рабочие Америки! Ваш лозунг: «Ни одного солдата для войны против Советской России, ни одного цента, ни одной винтовки для ведения этой войны!»

В гаванях Америки, Англии, Германии часто можно было видеть большие океанские пароходы, неподвижно стоявшие на причалах. По сходням их не сновали, как обычно, грузчики. Пароходы эти должны были перевозить оружие белогвардейцам и интервентам. Но они не могли покинуть гаваней - портовые рабочие отказывались от погрузки. Так поступили грузчики американского порта Сиэтл с пароходом «Дилайт», который должен был доставить 185 тыс. винтовок колчаковцам. Так поступили докеры Лондона: под руководством одного из основателей английской Компартии - Гарри Поллита они сорвали погрузку на корабль «Джолио Джордж» оружия и боеприпасов для бело-польской армии. «Никто не притронулся к кораблю, - говорилось в газетном сообщении. - Грузчики решили выбросить уголь из бункеров, чтобы корабль не мог нагрузиться оружием в другом порту».

Движение трудящихся капиталистических стран в защиту первого пролетарского государства быстро росло. В 1919 г. под лозунгом «Руки прочь от Советской России!» в Англии была проведена национальная конференция. Массовые митинги требовали немедленного прекращения интервенции и вывода войск из России. Рабочие угрожали правительству всеобщей забастовкой, если это требование не будет выполнено.

Особенно усилилось это движение в 1920 г.

Железнодорожники Италии, чтобы помешать перевозкам военных материалов для борьбы с Советской Россией, объявили всеобщую стачку. В августе Международный конгресс моряков и Международный союз транспортных рабочих приняли решение не допускать перевозок военных грузов.

Усиливалось недовольство несправедливой войной и в самих армиях интервентов. Все чаще солдаты и матросы отказывались выступать против Красной Армии, нередкими были случаи братания с красноармейцами. Все настойчивее стали раздаваться голоса с требованием об отправке домой.

Неповиновение командованию, волнения в частях интервентов перерастали в прямые восстания.

20 апреля 1919 г. вспыхнуло восстание на французских кораблях, стоявших на Севастопольском рейде. На флагмане «Жан Барт» и броненосце «Франс» в час поднятия флага (8 часов утра) взвились красные стяги. Выстроившиеся на этих кораблях моряки, обнажив головы, запели «Интернационал».

Матросы восставших кораблей с красным знаменем и пением пролетарского гимна на шлюпках двинулись к берегу. Высадившись, они вместе с трудящимися города устроили демонстрацию.

…Французские моряки шли по улицам Севастополя. Одни сняли со своих беретов красные помпоны, прикрепили их на грудь, другие сделали из галстуков маленькие красные флажки. Плечом к плечу с ними - рабочие севастопольского порта, заводов. Над демонстрантами реяло красное знамя с надписями на французском языке: «Да здравствует мировая революция! Слава русскому пролетариату!»

А еще раньше в Одессе отказались идти в бой против Красной Армии 58-й, 173-й и 176-й пехотные, 19-й Нимский артиллерийский, 2-й саперный и 1-й пулеметный французские полки. Части солдат и матросов демонстрировали свою солидарность с Советами на улицах Одессы.

Высаженный интервентами на Дальнем Востоке 310-й американский полк тоже отказался воевать против советского народа. Командование перебросило его на Северный фронт. Непокорный полк и там установил связи с большевистским подпольем. Интервентам пришлось отправить полк обратно в Америку.

В начале 1919 г. возникли волнения в английской части, прибывшей из Мурманска в Архангельск. Солдаты наотрез отказались выступить на фронт. По приказу английского командования организаторов этих волнений расстреляли. Однако, несмотря на это, брожение среди войск интервентов продолжалось.

Недовольство охватило и японские войска. Солдаты одной из японских рот срезали погоны со своих мундиров и надели красные банты. Их увезли на броненосце в море и там расстреляли. До сих пор живет на Дальнем Востоке память о японском солдате по имени Сато, бывшем рабочем-печатнике, перешедшем на сторону революционного народа. Сражаясь в одном из партизанских отрядов, он погиб смертью героя. Товарищи торжественно похоронили его в Хабаровске.

Интервентам пришлось отозвать свои войска из России. «Мы отняли у нее (Антанты.- Ред.) ее солдат», - говорил В. И. Ленин. Сочувствие и поддержка со стороны трудящихся капиталистических стран были, по выражению Ленина, важнейшей «причиной того, что все направленные против нас нашествия кончились крахом».

Одним из ярких проявлений международной пролетарской солидарности была организация интернациональных отрядов, сражавшихся в России против белогвардейцев и интервентов. В эти отряды вступали бывшие военнопленные и иностранные рабочие, по тем или иным причинам находившиеся в нашей стране.

Плечом к плечу со своими братьями - народами России - сражались в Красной Армии 80 тыс. венгров, 40 тыс. китайцев, десятки тысяч корейцев, чехов, поляков, сербов, немцев, румын и представителей других народов мира. Они совершали замечательные подвиги в борьбе за дело социалистической революции!

Среди этих героев венгерские коммунисты Бела Кун, Матэ Залка, Ференц Мюнних; учительница-француженка Жанна Лябурб, проводившая в Одессе подпольную работу среди французских солдат; смелый, инициативный командир китаец Жен Фучен; чешские революционеры Ярослав Гашек, Поспишил, Отченашек и многие, многие другие.

О храбрости бесстрашного кавалериста, славного сына сербского народа Олеко Дундича сложены песни и легенды.

Международный пролетариат, выступая в защиту Советской России, понимал, что русские рабочие и крестьяне в жестокой борьбе отстаивают общее дело трудящихся всего мира, прокладывают пути в светлое будущее для всего человечества.

«Русская революция боролась за нас, боритесь же вы теперь за нее, требуйте мира и признания Советской России!» - сказал один из ораторов на митинге в Париже, организованном Всеобщей Конфедерацией труда Франции.

Борьба международного пролетариата в защиту Советской республики очень помогла нашему народу. Империалистический план «удушения пролетарской революции в колыбели» позорно провалился.

«Как только международная буржуазия замахивается на нас, - указывал В. И. Ленин, - ее руку схватывают ее собственные рабочие».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .